На чём основан религиозный миф об исходе евреев из египта?

Гнев народа

Через некоторое время народ Израилев обрушился на Моисея с гневом, что им не хватает хлеба и мяса. Моисей успокоил их, заверил, что вечером они наедятся мяса, а утром насытятся хлебом. К вечеру налетели перепела, которых можно было ловить руками. А утром выпала манна небесная, как иней, лежала она на поверхности земли. По вкусу она было похожа на лепешку с медом. Манна стала их постоянной пищей, посылаемой Господом, которую они ели до самого окончания их долгого странствования.

На следующем испытательном этапе у них не оказалось воды, и опять они обрушились на Моисея с гневными речами. И Моисей по воле Божьей своим жезлом ударил по скале, и пошла из нее вода.

Через несколько дней на Израильтян напали амаликитяне. Моисей сказал своему верноподданному слуге Иисусу, чтобы тот выбрал крепких мужей и сразился, а сам стал молиться на высоком холме, подняв к небу руки, как только его руки опускались, враги начинали побеждать. Тогда двое израильтян стали поддерживать руки Моисея, и амаликитяне были разбиты.

Могла ли дочь фараона спасти младенца?

Книга Исход повествует о том, что рост населения Гесема вызвал тревогу при дворе. Область находилась на границе с враждебными народами, и в Египте боялись, что подневольные аперу соединятся с противниками Империи. Попытки заставить повивальных бабок умерщвлять младенцев мужского пола оказались тщетными: приказ убивать детей египтяне едва ли могли исполнить в точности, поскольку это вызвало бы мятеж и потерю рабочей силы, но какое-то время его, по-видимому, старались выполнять. Желая спасти сына, одна женщина из племени Левия положила его в тростниках у берега Нила. Дитя было подобрано «дочерью фараоновой» и получило имя Моисей. Еврейское предание связывает это имя со словом «извлекать». Однако более вероятно, что царевна дала приемышу египетское имя Месу, что значит сын.

Замечено сходство между рассказом о детстве Моисея и сказаниями о других древних героях: царе Саргоне Аккадском и Кире Персидском. Но это само по себе не доказывает вымышленности повествования Исхода. В окружении Рамсеса II было много лиц семитского происхождения. В частности, одна из его дочерей была замужем за сирийцем по имени Бент-Анат. Дочь одной из множества жен Рамсеса могла быть смешанного происхождения и проникнуться жалостью к израильскому ребенку.

Есть глубокий смысл в рассказе о том, что Моисей был научен «всей мудрости египетской». Более того, и другие левиты были тесно связаны с египтянами — об этом свидетельствуют их египетские имена.

Также, согласно Флавию, Моисей был сделан военачальником и участвовал в походе против Эфиопии, а после победы женился на эфиопской княжне. Достоверность этого предания ничем не подтверждена, кроме упоминания некой «ефиопки» в качестве жены Моисея.

Гнев народа (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Через некоторое время народ Израилев обрушился на Моисея с гневом, что им не хватает хлеба и мяса. Моисей успокоил их, заверил, что вечером они наедятся мяса, а утром насытятся хлебом. К вечеру налетели перепела, которых можно было ловить руками. А утром выпала манна небесная, как иней, лежала она на поверхности земли. По вкусу она было похожа на лепешку с медом. Манна стала их постоянной пищей, посылаемой Господом, которую они ели до самого окончания их долгого странствования.

На следующем испытательном этапе у них не оказалось воды, и опять они обрушились на Моисея с гневными речами. И Моисей по воле Божьей своим жезлом ударил по скале, и пошла из нее вода.

Через несколько дней на Израильтян напали амаликитяне. Моисей сказал своему верноподданному слуге Иисусу, чтобы тот выбрал крепких мужей и сразился, а сам стал молиться на высоком холме, подняв к небу руки, как только его руки опускались, враги начинали побеждать. Тогда двое израильтян стали поддерживать руки Моисея, и амаликитяне были разбиты.

Странствия евреев по пустыне под предводительством Моисея.

Через три месяца после исхода из Египта, Моисей привел евреев к горе Синай. Здесь Богоизбранный народ стал свидетелем явления Господа. Здесь, на горе Синай, Бог перезаключил Завет со Своим народом и дал ему 10 заповедей и большое количество законов, описанных в главах 21 – 24 Книги Исход. Законы эти призваны были регулировать повседневные отношения евреев.

Евреи оставались жить у горы Синай в течение года. За это время здесь был построен походный храм (скиния), были назначены священники из левитов. Первосвященником стал Аарон. Здесь же была первая перепись евреев, согласно которой среди них было более 603 тысяч здоровых мужчин, которые способны воевать.

3.

Красный путь – с учётом современных дорог и географии местности, около 700 км. Зелёный – напрямик через пустыню, 400 километров. Это путешествие не займёт и нескольких месяцев!

Почему возвращение домой растянулось на 40 лет?
Существуют две точки зрения: ветхозаветная и теологическая. Первая рассказана в 14 главе Ветхого завета. Согласно ей, евреи навлекли на себя гнев Бога и пробыли в пустыне 40 лет вынужденно.

Беженцы достигли Израиля уже через полтора года. Однако выяснилось, что их родина уже была населена народом амореи. Чтобы вернуть себе землю обетованную, скитальцам нужно было сначала завоевать её. Однако они засомневались в успехе.

В отместку разгневанный Бог обрёк людей вернуться в пустыню, чтобы погибли все евреи старше 20 лет. Они были недостойны вернуться на родину, поскольку сомневались в божьей помощи.

Ханаанская земля (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Моисей 40 лет водил по пустыне еврейский народ. На протяжении многих лет трудностей и лишений израильтяне не раз корили и ругали Моисея и роптали на самого Господа. Через сорок лет выросло новое поколение, более приспособленное к скитаниям и суровой жизни.

И вот настал день, когда Моисей повел их в Ханаанскую землю, чтобы завоевать ее. Дойдя до ее границ, они расположились возле реки Иордан. Моисею было на то время сто двадцать лет, он чувствовал, что конец его близок. Поднявшись на самый верх горы, он увидел землю обетованную, и в полном уединении он преставился перед Богом. Теперь обязанность вести народ на обещанную землю Бог возложил на Иисуса — сына Навина.

У Израиля больше не было такого пророка, как Моисей

И уже всем было неважно, сколько лет водил Моисей евреев по пустыне. Теперь они тридцать дней оплакивали смерть пророка, а потом, переплыв через Иордан, они начали сражаться за землю Ханаанскую и, в конце концов, через несколько лет завоевали ее

Их мечты о земле обетованной сбылись.

Золотой телец

Моисея долго не было, и не выдержали израильтяне, и усомнились в том, что Бог благосклонен к Моисею. И тогда они стали просить Аарона вернуться к языческим богам. Тогда тот велел всем женщинам снять золотые украшения и принести ему. Из этого золота он вылил тельца, и, как богу, принесли ему жертвы, а потом устроили пир и священные пляски.

Когда Моисей собственными глазами увидел все это нечестивое пиршество, он сильно разгневался, бросил скрижали с откровениями. И разбились они о скалу. Потом стер в порошок золотого тельца и высыпал его в речку. Многие в тот день раскаялись, а те, кто не сделал этого, были убиты, и насчитывалось их три тысячи.

Затем опять вернулся Моисей на гору Синай, чтобы предстать перед Богом и просить Его простить народ Израилев. Великодушный Бог смилостивился и опять дал Моисею скрижали откровения и десять заповедей. Моисей целый год с израильтянами провел у горы Синай. Построив скинию, они стали служить Богу своему. Но теперь Бог повелевает отправиться в путь к земле Ханаанской, однако уже без Него, и ставит перед ними Ангела.

Сколько евреев отправились в поход с Моисеем?

Библия утверждает: «И отправились Сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей. И множество разноплеменных людей вышли с ними… Времени же, в которое Сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет». Если принимать это число буквально, то общая численность израильтян в момент исхода превышала миллион человек. Между тем, по мнению историков, население всего Египта едва насчитывало несколько миллионов. Известный библейский археолог Флиндерс Петри отметил, что еврейское слово «элеф» (тысяча) означает также семью или «обитателей одного шатра». В таком случае, по подсчетам Петри, израильтян было около пяти тысяч.

Также к израильтянам примкнули восставшие из других племен и влились в их поток. Впоследствии этих иноплеменников называли «герим» (пришельцами), и Моисеев Закон защищал их права.

Грех пророка Моисея

Не суждено было войти в Землю обетованную и самому Моисею. Вместе со своим братом первосвященником Аароном он прогневал Господа. Этот прискорбный случай произошёл в Кадесе, куда привела евреев дорога странствий. Испытывая муки жажды, они в очередной раз возроптали. Чтобы напоить их, Господь, желая повторить некогда свершённое Им чудо, повелел Моисею приказать скале истечь живительной влагой.

Но на этот раз Его верный доселе раб усомнился во всемогуществе Божьем и, не ограничившись словами, дважды ударил скалу посохом. Вода, разумеется, потекла, и утолила жажду страждущих. Но маловерие, проявленное в тот день Моисеем и его братом Аароном, навлекло на них гнев Божий, в результате чего Земля обетованная была для них затворена навек, и еврейский народ вошёл в неё уже без своего вождя.

Хождение Моисея по пустыне завершилось на самой границе земли, к которой он стремился в течение сорока лет. Господь возвёл его на вершину горного хребта Аварим и оттуда показал всю страну, которую Он уготовил его народу. Обозрев её от конца до края, Моисей умер. Господь скрыл от потомков место погребения одного из величайшего Своих пророков, сделав его неизвестным по сей день.

Золотой телец (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Моисея долго не было, и не выдержали израильтяне, и усомнились в том, что Бог благосклонен к Моисею. И тогда они стали просить Аарона вернуться к языческим богам. Тогда тот велел всем женщинам снять золотые украшения и принести ему. Из этого золота он вылил тельца, и, как богу, принесли ему жертвы, а потом устроили пир и священные пляски.

Когда Моисей собственными глазами увидел все это нечестивое пиршество, он сильно разгневался, бросил скрижали с откровениями. И разбились они о скалу. Потом стер в порошок золотого тельца и высыпал его в речку. Многие в тот день раскаялись, а те, кто не сделал этого, были убиты, и насчитывалось их три тысячи.

Затем опять вернулся Моисей на гору Синай, чтобы предстать перед Богом и просить Его простить народ Израилев. Великодушный Бог смилостивился и опять дал Моисею скрижали откровения и десять заповедей. Моисей целый год с израильтянами провел у горы Синай. Построив скинию, они стали служить Богу своему. Но теперь Бог повелевает отправиться в путь к земле Ханаанской, однако уже без Него, и ставит перед ними Ангела.

Проклятие Бога

После долгого пути, наконец, они увидели землю обетованную. И тогда приказал Моисей собрать двенадцать человек, чтобы отправить их в разведку. Через сорок дней они вернулись и рассказали, что земля Ханаанская плодородна и густонаселенна, но также обладает сильным войском и мощными укреплениями, поэтому завоевать ее просто невозможно, и для народа Израилева это будет верной гибелью. Услышав это, народ чуть не побил камнями Моисея и решил искать себе нового начальника вместо него, а потом и вовсе пожелали вернуться в Египет.

И рассердился пуще прежнего Господь на народ Израилев, который не верит ему при всех его знамениях. Из тех двенадцати разведчиков он оставил только Иисуса, Навина и Халева, которые были готовы исполнить волю Господа в любую минуту, а остальные умерли.

Господь израильский народ сначала хотел истребить язвою, но потом по заступничеству Моисея заставил скитаться его сорок лет по пустыням, пока те, кто роптал, от двадцати лет и выше, не вымрут, и разрешил только их детям увидеть землю, обещанную их отцам.

[править] Ход событий по Библии

Согласно Библии, древние израильтяне жили в Египте. Некий фараон стал их сильно притеснять, принуждать к работе, а даже приказал убивать рождавшихся израильских мальчиков. Один из мальчиков чудесным образом спасся, будучи усыновлённым дочерью фараона, которая назвала его порождённый («-мос» или «-мсес», «мосе» — «сын») — Моисеем.

Моисей вырос и по велению Бога потребовал от фараона отпустить израильтян. Отказ фараона поверг на Египет десять казней, фараон согласился отпустить израильтян, но затем всё же отправился в погоню. Моисей со своим народом переправился через расступившееся море, а войско фараона утонуло в нём.

По Библии, 600 тысяч израильтян покинули Египет. Однако, еврейское слово «элеф» — тысяча, означает также семью или «обитателей одного шатра», в таком случае израильтян было около 5 тысяч.

Согласно Книги Исхода, глава 12, стих 35–36: «сыны Израилевы обобрали египтян». В еврейском подлиннике глагол «обобрал» обозначается термином «мицаэль» (מיצאל), что значит «ограбить», «обобрать до нитки». Также указывается, что у израильтян было оружие:

В описании Исхода много чудес и противоречий (откуда у рабов оружие? откуда у израильтян взялись солдаты, если египтяне убили всех рождавшихся мальчиков и т. д.), тем не менее, в нём также отражаются и реальные события, так как израильтяне вышли из Египта.

Израильтяне вступили в пустыню, где их ожидало дарование Торы. На горе Синай Бог провозглашает народу Десять заповедей. Израильтяне заключили с Богом завет.

Так же сообщается, что часть израильтян ещё раньше Моисея мигрировала в Ханаан.

Авторы Библии с одной стороны важно было подчеркнуть значение Моисея, а с другой стороны — чудеса Бога, поэтому они изобразили жизнь израильтян в Египте не просто как рабство, а как находившихся на гране истребления. Хотя Библия говорит о разных чудесах, но там же говорится и о ропоте («и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта?»)

К Исходу приурочили древний праздник Пейсах.

Проклятие Бога

После долгого пути, наконец, они увидели землю обетованную. И тогда приказал Моисей собрать двенадцать человек, чтобы отправить их в разведку. Через сорок дней они вернулись и рассказали, что земля Ханаанская плодородна и густонаселенна, но также обладает сильным войском и мощными укреплениями, поэтому завоевать ее просто невозможно, и для народа Израилева это будет верной гибелью. Услышав это, народ чуть не побил камнями Моисея и решил искать себе нового начальника вместо него, а потом и вовсе пожелали вернуться в Египет.

И рассердился пуще прежнего Господь на народ Израилев, который не верит ему при всех его знамениях. Из тех двенадцати разведчиков он оставил только Иисуса, Навина и Халева, которые были готовы исполнить волю Господа в любую минуту, а остальные умерли.

Господь израильский народ сначала хотел истребить язвою, но потом по заступничеству Моисея заставил скитаться его сорок лет по пустыням, пока те, кто роптал, от двадцати лет и выше, не вымрут, и разрешил только их детям увидеть землю, обещанную их отцам.

Побег из Египта

Так Моисей оказался на земле Мадиамской, где познакомился со священником и его семью дочерями, одна из которых — Сепфора — стала его женой. Вскоре у них родился сын Гирсам.

Через некоторое время умирает царь Египта. Народ Израилев вопит от несчастий, и этот вопль услышал Бог.

Однажды, когда Моисей пас овец, он увидел пылающий терновый куст, который почему-то не сгорал. И вдруг он услышал голос Божий, который приказал Моисею идти обратно в Египет, спасти от рабства сынов Израилевых и вывести их из Египта. Моисей очень испугался и начал молить Бога, чтобы Он выбрал кого-нибудь другого.

Он боялся, что ему не поверят, и тогда Господь наделил его знамениями. Он попросил бросить на землю свой жезл, который сразу превратился в змею, а потом заставил Моисея взять ее за хвост, чтобы опять сделался жезл. Дальше Бог заставил Моисея засунуть за пазуху руку, и тогда она побелела и покрылась проказой. А когда опять положил он ее за пазуху, она стала здоровой.

Год исхода евреев из Египта.

Многие интересуются, когда Моисей вывел евреев из Египта, какой год считается годом Исхода. В Библии не указано время исхода, что, конечно, породило множество версий, касательно возможного года, когда Моисей вывел народ Израиля из Египта. Большинство версий охватывают период между 2100 и 1050 годами до н. э.

Предпринимались многочисленные попытки вывести год исхода из текста Библии. Если отталкиваться от текста Третьей Книги Царств:

то можно сделать вывод, что год исхода – 1446 год. Однако эта дата часто подвергается критике, ввиду того, что число 480 весьма символично, его рассматривают как результат умножения символичного для всего Пятикнижия Моисеева числа 40 на 12 – количество колен Израиля. Более того, если обратится к хронологии Библейской Книги Судей, то дата не подтвердится.

Рассмотрим еще несколько версий датировки исхода, не основанных на тексте Библии:

Эммануэль Анати считает, что исход евреев имел место быть около 2100 года до н. э. Он отождествляет гору Синай с горой Хар-Карком, где существовал храм (скиния) и осуществлялась культовая практика именно в это время. Позже гора Хар-Карком была покинута. Это полностью ложится на факты, описанные в Библии: евреи пришли на гору Синай, где жили в течение года, построив здесь походный храм и назначив священников.

Нужно сказать, что практически никто из историков, археологов и библеистов не поддерживает эту точку зрения по причине того, что нет данных о том, что народ Израиля существовал в это время, а также археологических данных о появлении нового этноса в данном регионе.

Иосиф Флавий считал, что исход евреев из Египта был между 1700 и 1800 гг до н. э. В своей точке зрения, он полагался на труды историка Манефона, который, к сожалению, не дошли до нашего времени. Манефон описывал некий народ гиксосов, которые создали свое царство в дельте Нила и были впоследствии изгнаны египетским фараоном. Именно с гиксосами Флавий отождествляет народ Израиля.

Генри Холл, известный египетский археолог, в целом поддерживал теорию Иосифа Флавия, однако считал, что эти события произошли несколько позже – примерно в 1400 гг до н. э.

Уильям Олбрайт считает, что Исход евреев произошел между 1250 и 1200 годами. Эта точка зрения имеет большое количество последователей среди археологов, которые отмечают появления нового типа керамики, а, значит, и новой этнической группы в регионе.

Доподлинно известно, что этнос израильтян уже существовал в Ханаане около 1210 года до н. э. Доказательством данного факта является Стела Мернептаха, также известная как Израильская Стела. Стела является самым ранним древнеегипетским документом, в котором упоминается «I.si.ri.ar» или «Isirial», что толкуется учёными как «Израиль».

5. Сколько евреев отправились в поход с Моисеем?

Библия утверждает: «И отправились Сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей. И множество разноплеменных людей вышли с ними… Времени же, в которое Сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет». Если принимать это число буквально, то общая численность израильтян в момент исхода превышала миллион человек. Между тем, по мнению историков, население всего Египта едва насчитывало несколько миллионов. Известный библейский археолог Флиндерс Петри отметил, что еврейское слово «элеф» (тысяча) означает также семью или «обитателей одного шатра». В таком случае, по подсчетам Петри, израильтян было около пяти тысяч.

Также к израильтянам примкнули восставшие из других племен и влились в их поток. Впоследствии этих иноплеменников называли «герим» (пришельцами), и Моисеев Закон защищал их права.

Восьмиконечный крест-Голгофа

Наиболее полный вид православного креста – это крест-Голгофа. В этом символе собрано множество деталей, отражающих смысл православного вероучения.

Восьмиконечный крест стоит на символическом изображении горы Голгофы, на которой, как написано в Евангелии, совершилось распятие Христа. Слева и справа от горы размещают буквенные подписи Г.Г. (гора Голгофа) и М.Л. Р.Б. (Место Лобное Распят Бысть или, по другой версии, Место Лобное Рай Бысть – по преданию, на месте казни Христа когда-то был Рай и здесь же похоронен праотец человечества, Адам).

Под горой изображены череп и кости – это символическое изображение останков Адама. Христос своей кровью «омыл» его кости, избавив человечество от первородного греха. Кости расположены в той последовательности, в которой складываются руки во время причастия или погребения, а буквы Г.А., расположенные возле черепа обозначают слова Голова Адама.

Слева и справа от креста изображены орудия казни Христа: слева копьё, справа губка с соответствующими буквенными подписями (К. и Г.). Согласно Евангелию, губку на трости, пропитанную уксусом, воин поднёс к губам Христа, а другой воин копьём пронзил его рёбра.

За крестом обычно расположен круг – это терновый венец Христа.

По сторонам от креста-Голгофы нанесены надписи: Ис. Хс. (сокращённая форма от Иисус Христос), Царь Славы, и Ни Ка (что означает Победитель).

Как видим, крест-Голгофа – наиболее полная по символическому содержанию форма православного христианского креста.

[править] Источники

  1. ↑ К ВОПРОСУ О ИСТОРИЧНОСТИ ИСХОДА ЕВРЕЕВ ИЗ ЕГИПТА
  2. ПАДЕНИЕ ГИКСОССКИХ ФАРАОНОВ И НАЧАЛО ИСХОДА ЗАПАДНЫХ СЕМИТОВ ИЗ НИЛЬСКОЙ ДЕЛЬТЫ
  3. КОГДА ПРОИЗОШЕЛ БИБЛЕЙСКИЙ ИСХОД?

Исход евреев из Египта относится к Войнам Моисея

Войны и битвы Эфиопия • Египет • Исход • Амалекитяне • Рефидим • Золотой телец • Разведка в Ханаане • Хорма • Восстание Корея • Афарим • Эдом • Аморреи • Ягац • Иазер • Васан • Едрей • Резня почитателей Ваал-Фегора • Мадианитяне 
Полководцы Моисей • Аарон • Иисус Навин • Елеазар • Корах бен Ицхар • Датан и Авирам • Он бен Пелет • Калеб • Сигон • Ог • Яир бен Менаше • Зимри бен Салу • Палти бен Рафу • Пинхас бен Элазар • Цур • Евий • Рекем • Хур • Рева

Исход евреев из Египта относится к Египетским евреям

Этносы Гиксосы • Хабиру • Чекеры • Данайцы • Колена Израилевы 
Личности Агарь • Иосиф Прекрасный • Жена Потифара • Асенат • Апер-Эль • Бифья • Моисей • Мирьям • Циппора • Ониас IV • Анания, сын Онии IV • Хелкия бен-Ония • Досифей • Филон Александрийский • Тиберий Юлий Александр • Мария Хебреа • Саадия Гаон • Якуб ибн Киллис • Юсеф Аслан Каттауи Паша • Джозеф де Пиччиотто Бей • Овадия Харари • Давид Харари • Хаим Сабан • Ролан Морено • Эли Ронен 
Войны Восстание евреев против Египта • Конфликт евреев Элефантины с египтянами • Конфликт александрийских евреев и самаритян • Конфликт евреев с самаритянами в Птолемеевском Египте • Участие евреев в завоевании Цезарем Египта • Еврейский погром в Александрии (38 год) • Еврейский погром в Александрии (41 год) • Битва в Дельте • Восстание евреев в Египте в конце Иудейской войны • Война Квиета • Аполлинополь • Мемфис • Оксиринх • Александрия • Истребление евреев в ходе Войны Квиета • При Юлиане • Битва евреев и христиан в Александрии (414) • Каирский погром 1945 года • Теракты в Каире 1948 года 
Материалы Армия гиксосов • Аварис • Гесем • Исход евреев из Египта • Исход евреев из Египта по небиблейским источникам • Евреи в египетской армии • Евреи в персидской армии • Евреи в птолемеевской армии • Храм Ониаса • Онийский округ • Телль эль-Яхудия • Евреи в государстве Фатимидов • Дахаб • Эль-Ариш • Ямит

2Казни египетские

На границе Египта Моисей встретился с Аароном, которого Господь послал ему навстречу. Моисей открыл своему брату волю Божию и показал знамения. Когда они пришли в землю Гесем, то, прежде всего, собрали израильских старейшин и открыли им волю Божию о еврейском народе, подкрепляя свои слова чудесами. Еврейские старейшины, услышав о том, что Господь посетил их и дарует им свободу, с радостью восприняли эту весть.

Моисей вместе со своим братом вошел к фараону и сказал ему: «Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне». Но царь египетский отверг просьбу Моисея: «Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил сынов Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу» (Исх. 5.1—2). С этими словами фараон прогнал братьев, а своим чиновникам сказал, что у евреев такие праздные мысли появились от безделия, поэтому им надо дать еще больше работы. И израильтянам было приказано не только вырабатывать ранее установленную норму кирпичей, но сверх того самим доставлять солому для их выделки. Тогда Моисей и Аарон по повелению Божию опять явились к фараону. Чтобы убедить его, что они действительно посланники Божии, Аарон бросил на пол свой жезл, и он превратился в ползающего змея. Но фараон велел привести своих чародеев, и те проделали то же самое, что и Аарон. И хотя змей Аарона пожрал змеев египетских волхвов, сердце фараона ожесточилось, и он вновь не послушал братьев. Тогда Моисей по повелению Божию наслал на Египет десять казней: сперва вода Нила превратилась в кровь, потом поочередно появились в огромном количестве жабы, мошки и песьи мухи, далее случился мор скота, тела людей покрылись гноящимися нарывами, сильный град побил все, что было в поле: от человека до скота, и траву, и деревья, а что еще осталось, поела саранча, затем в течение трех дней по всему Египту была тьма. Казни эти поражали только те места, где жили египтяне; земли же Гесем, где жили евреи, они не касались. Притом каждая казнь начиналась и оканчивалась по слову Моисея. Египетские волхвы пытались своим искусством произвести такие же чудеса, но при третьей казни они сами сознались фараону, что в делах Моисея виден перст Божий. Каждая новая казнь наводила ужас на фараона, и он соглашался отпустить израильтян в пустыню, но вскоре брал назад свое обещание. Тогда Господь навел на Египет последнюю, десятую, и самую гибельную казнь — умерщвление всех египетских первенцев. Наступил весенний месяц Авив. Господь открыл Моисею, что в ночь на пятнадцатый день месяца Он поразит всех первенцев египетских, над всеми их богами произведет суд и выведет потомков Авраама из страны рабства. Но свое освобождение евреи должны были отпраздновать в эту ночь достойным образом. По повелению Божию каждое семейство должно выбрать из своего стада однолетнего агнца, мужского пола, без физических недостатков. Вечером четырнадцатого дня каждая семья должна заколоть агнца, а его кровью помазать косяки дверей своих домов. Жертвенное мясо агнца они не должны варить, а испечь на огне, причем агнца надо было испечь целым, с головою, ногами и внутренностями. Есть мясо должно с пресным хлебом и горькими травами. Костей агнца не разрешалось ломать, а останки от него нужно было сжечь на огне. Израильтяне должны были есть агнца стоя, в дорожной одежде, готовыми в любой момент покинуть Египет. Это событие Господь назвал Пасхой. «А Я в сию самую ночь, — говорит Господь, — пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота… И будет у вас кровь знаменем на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши…» (Исх. 12.12—14). Вместе с Пасхой Господь повелел соединить праздник опресноков. В продолжение семи дней евреи должны есть только опресноки и ничего квасного не иметь в своих домах. Предсказание Господне свершилось. В ночь на пятнадцатый день месяца Авива, когда евреи у своих очагов праздновали Пасху Господню, Ангел смерти прошел по всему Египту и поразил всех египетских первенцев. Ужас напал на египтян, ибо не было дома, где не было бы мертвеца. «И призвал фараон Моисея и Аарона ночью и сказал им: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу Богу вашему, как говорили вы… И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем» (Исх. 12.31,33)

Глава 17. Сорокалетнее странствование по пустыни

Библиотека собора: Книги —

К005

| | Вперёд >>>

(Исход 16, 17. Числа 11, 13, 14, 21, 33. Второзаконие 34)

ЧУДЕСА БОЖИИ В ПУСТЫНЕ

Евреям было очень тяжело странствовать по пустыне: не было ни воды, ни пищи. Они бы непременно погибли, но Господь, по своему обещанию, не оставлял их. Однажды, когда они умирали от жажды, он велел Моисею ударить жезлом по скале, и оттуда потекла хорошая питьевая вода.

Когда у евреев окончились запасы пищи, взятые из Египта, они начали роптать, но Господь обещал им на следующий же день дать пищу. И, действительно, проснувшись на следующий день, они увидели, что вся земля, как росой, покрыта белой крупой. Ее можно было собирать и печь из нее вкусные лепешки. Евреи называли ее «манна». С тех пор, во все время пребывания евреев в пустыне, Господь питал их манной. (У манны было одно чудесное свойство: ее надо было собирать каждый день, т. к. на следующий день она портилась. Только по праздникам ее не было и тогда накануне можно было собрать запас для праздника. А когда, по повелению Божию, манну собрали и в особенном сосуде положили на память вместе со скрижалями в Ковчеге Завета, эта манна оставалась неиспорченной).

ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ

Казалось, евреи могли привыкнуть надеяться на помощь Божию, но это было не так. Когда они пришли к обещанной им земле Ханаанской, они решили послать 12 человек заранее осмотреть ее. Эти разведчики 40 дней осматривали землю и, возвратившись, принесли с собой чудные плоды и виноградную кисть, невиданных размеров, чтобы показать какая это плодородная земля. Разведчики тоже рассказали, что жители ее сильны и евреям ни за что не победить их. Евреи упали духом. Напрасно двое из разведчиков, по имени Халев и Иисус Навин, убеждали их, что, с помощью Божией, они легко справятся с хананеями. Они решили убить и Моисея и Аарона и возвратиться в Египет.

— А то, — сказали они, — хананеяне победят нас и дети наши погибнут в пустыне.

Тогда Господь сказал им через Моисея:

— За то, что вы не поверили Мне и побоялись вступить в землю Ханаанскую, ни один из вас не увидит ее. кроме Халева и Иисуса Навина. Бы будете сорок лет странствовать по пустыне и все там умрете. А детей ваших, за которых вы боялись, Я введу в землю обетованную. — Евреи раскаялись и захотели вступить в Ханаан, но помощи Божией уже не было с ними, и хананеи прогнали их.

СОРОКАЛЕТНЕЕ СТРАНСТВОВАНИЕ

Началось сорокалетнее странствование евреев. Господь Милосердный не оставил их Своим покровительством и всячески помогал им. Например, раз евреям очень захотелось перемены пищи, т. к. одна манна им надоела. Господь обещал исполнить их желание. На следующий день сильным ветром на их стан нанесло целую тучу перепелов, и евреи могли есть их, сколько хотели.

В другой раз евреи пришли в место, где было огромное количество ядовитых змей. То и дело змеи жалили кого-нибудь, и от укуса змеи человек умирал. Тогда Господь велел Моисею сделать медное изображение змеи и повесить его на древе посреди лагеря, и всякий, кого укусит змея, должен был с верою посмотреть на медного змея и тогда он выздоравливал. Это было тоже прообразом Спасителя. Змеи — это грехи. А медный змей, повешенный на древе, изображает то, что Спаситель на Своем Кресте распял наши грехи и дал нам исцеление от них.

Наконец, сорок лет, назначенные Господом, окончились. Моисей тогда был уже очень стар. Он привел евреев к границе Ханаанской страны, потом, по слову Божию, взошел на высокую гору, оттуда посмотрел на землю обетованную и там на горе умер.

Господь заботился об евреях во все время их долгого странствования по пустыне и много чудес совершал для них. И теперь Господь также заботится о нас и совершает для нас чудеса. Мы постоянно видим, как по молитве людей, или по милости Своей, Бог спасает людей от самых грозных опасностей, устраивает нашу жизнь так, как это лучше для нас, несмотря на то, что мы часто сами этого не понимаем. И такая забота Божия окружает нас всю нашу жизнь.

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

  1. Как помог Бог евреям в пустыне, когда им нечего было пить и есть?
  2. Кого послали евреи в Землю Обетованную?
  3. Что сказали разведчики?
  4. Что евреи тогда решили?
  5. Что показали евреи этим решением?
  6. Как их наказал Господь?
  7. Как Господь дал евреям мясо?
  8. Что такое медный змей ?
  9. Как умер Моисей?
  10. О каких чудесах, сотворенных Господом в наше время, вы слышали?

Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа:Нарисовать иллюстрации к путешествию евреев по пустыне — например, источник воды, который течет из скалы, плоды, которые принесли разведчики, тучу птиц, которую нанес ветер и т. д.

| | Вперёд >>>

В этой главе ожидается публикация иллюстраций! 30.03.2013 // Admin

Рождение Моисея

История Моисея начинается с того, что новый царь Египта, не знавший пророка Иосифа и его служения Египту, обеспокоенный тем, что народ Израиля размножается и становится сильным, начинает относиться к нему с особой жестокостью и заставляет его переутомляться физическим трудом. Но народ все равно крепчал и увеличивался. И тогда фараон приказал бросить в реку всех новорожденных еврейских мальчиков.

В то время в той же семье племени Левиных женщина родила младенца, положила его в корзину с обработанным дегтем дном и пустила по реке. И сестра стала наблюдать, что будет с ним.

В это время дочь фараона купалась в реке и вдруг, услышав плач младенца в тростнике, нашла младенца в корзине. Она сжалилась над ним и взяла его к себе. Сестра тут же подбежала к ней и предложила найти сиделку. С тех пор его кормилицей стала собственная мать. Вскоре мальчик окреп и стал дочерью фараона, как сын. Она дала ему имя Моисей — потому что вытащила его из воды.

Моисей вырос и увидел, как усердно трудятся его братья Израильтяне. Однажды он увидел египтянина, избивающего бедного еврея. Моисей, оглядевшись по сторонам, чтобы никто не увидел его, убил египтянина и закопал его тело в песок. Но вскоре фараон узнал обо всем, и тогда Моисей решил бежать из Египта.

Моисей выводит евреев из Египта

Придя в себя от ужаса, фараон отправляется за ними вдогонку, взявши с собою шестьсот отборных колесниц. Увидев приближение к ним египетского войска, сыны Израилевы, расположившиеся у моря, сильно испугались и завопили. Они стали упрекать Моисея в том, что лучше быть рабами египтян, чем умереть в пустыне. Тогда Моисей с повеления Господа поднял жезл, и море расступилось, образовалась суша. И пошел народ Израилев из шестисот тысяч, но египетские колесницы тоже не остановились, тогда вода сомкнулась вновь и потопила все вражеское войско.

Израильтяне держали путь через безводную пустыню. Постепенно запасы воды иссякли, и люди стали страдать от жажды. И вдруг они нашли источник, но вода в нем оказалась горькой. Тогда Моисей бросил в него дерево, и она стала сладкой и пригодной для питья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector