Невьянская икона

Немного об экспозициях

Летом 2014 года в музее Абрамова открылась новая экспозиция, под которую отвели весь четвертый этаж здания. Посвящена она иконописи XIX-XX веков. Все многообразие поздней русской живописи от краснушек и хромолитографий до монументальных храмовых икон представлены широкой публике. Можно также полюбоваться и строго каноничными старообрядческими иконами, написанными в так называемых «центрах древлего благочестия», которые находились в Твери, Ветке, Москве, в Подмосковье и на Урале. Обширная часть экспозиции была отведена под ознакомление с искусством книжного письма тех лет.

Всего в музее четыре экспозиционных этажа, входы в них имитированы под сейфовые двери. За одной из них находится воссозданная старообрядческая часовня XIX века с литыми и резными старообрядческими крестами, иконами, Евангелие. В вестибюле выставлены остатки старинного иконостаса. Даже буфет располагает предметами старины – на его стенах развешаны древнерусские расписные прялки. Один из экспозиционных залов оборудован под эфиопскую ортодоксальную церковь.

Правила посещения экскурсий

  • Из-за небольшого размера помещения экскурсия «Мастерская иконописца» по-прежнему ограничена 5 людьми в группе.
  • Вход на экскурсии осуществляется по спискам. Подтверждение регистрации – это письмо, которое отправляется при бронировании на сайте, или подтверждение от экскурсионного отдела музея () в электронном или бумажном формате.
  • Все экскурсии по музею бесплатные, по предварительному заказу, в группах до 10 человек.
  • Если количество мест, забронированных на имя организатора, не совпадает с фактическим количеством (2 места забронированы, но пришли 3 и более человек), незарегистрированные посетители не допускаются к участию в экскурсии.

Подробности на официальном сайте: http://new.russikona.ru/

Государственные музеи обеих столиц

Основные памятники изобразительного искусства государства российского хранятся в Третьяковской галерее и Эрмитаже. Но еще о двух музеях Москвы и Санкт-Петербурга следует вспомнить, так как к великому наследию отечественной иконописи они имеют прямое отношение, а в числе их экспонатов — знаменитейшие иконы древних мастеров. Один из них — Государственный русский музей. Иконы среди его экспонатов занимают видное место, но не главенствующее. Находится музей в Северной столице.

Не меньшее отношение к отечественной иконописи имеет и Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, расположенный в Москве. Основанный в 1947 году, он имеет богатую экспозицию и является основным хранилищем великого отечественного наследия изобразительного творчества. В музее выставлена одна из самых почитаемых христианами икона «Владимирской Богоматери», написанная Рублевым в 1409 году.

О коллекции

Зал русской иконописи XIV—XVI вв. Музей русской иконы.

Зал христианского искусства Эфиопии. Музей русской иконы.

Коллекция насчитывает около 5000 экспонатов, из них почти 1000 икон (на май 2015 года).

Основу собрания составляют памятники русской иконописи XIV—XX столетий (до начала XX в. включительно). Помимо достаточного числа древних произведений, некогда создававшихся в крупнейших центрах Руси (Москве, Новгороде, Ростове, Твери, Рязани, в Поволжье — Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде, на русском Севере), предметом особой гордости является целый комплекс древних псковских икон XV—XVI вв. Отдельное направление в формировании музейной коллекции представляют иконы с архитектурным фоном (XVII—XX вв.).

Помимо памятников русской иконописи, рукописных книг, предметов декоративно-прикладного искусства (шитья, резьбы), собрание Музея русской иконы включает следующие разделы:

  • Позднеантичные и раннехристианские памятники.
  • Собрание византийского прикладного искусства (V—XIV вв.).
  • Собрание греческой поствизантийской иконописи (XV—XVIII вв.), включающее целый резной иконостас рубежа XVII—XVIII вв. с комплексом из 19 икон.
  • Крупнейшую в России и одну из крупнейших в мире коллекций христианского искусства Эфиопии, в состав которой входит более 2,500 памятников (процессионные, наперсные и священнические кресты, иконы, рукописные книги и свитки, богослужебная утварь, облачения, оружие, музыкальные инструменты).
  • Святой Николай, архиепископ Мирликийский. — (Середина—третья четверть XIV века. Ростов (Поонежские земли)

  • Богоматерь Одигитрия (Грузинская). — (Конец XV века. Новгород).

  • Богоматерь Гликофилуса (середина XV века. Крит. Мастерская Ангелоса Акотантоса).

  • Чудо Георгия о змие (Последняя четверть—конец XIV века. Ростовские земли).

  • Чудо Георгия о змие (Чудо Георгия о змие, 1520–1530-е гг. Новгород).

  • Святые Благоверные князья Ярославские Фёдор, Давид и Константин (конец XV в., Ростовские земли, Ярославль (?).

  • Архангел Михаил, икона деисусного чина (конец XV-начало XVI вв., Ростов). Музей русской иконы.

  • Апостол Павел, икона деисусного чина (конец XV-начало XVI вв., Ростов). Музей русской иконы.

  • Эфиопский складень-триптих. Распятие. Богоматерь с Младенцем. Чудо Георгия о змие. — (Рубеж XVIII-XIX вв. Гондар, Эфиопия).

  • Крест выносной с двумя реликвариями (X-XII вв., Византия).

  • Крест выносной. (XI-XII вв., Византия).

  • Греческий резной иконостас (конец XVII-начало XVIII вв. Ионические острова).

  • Икона ученическая. — Вторая половина XIX в., Мстёра.

Православные храмы – живые музеи иконописи

Сколько православных храмов по всей стране – всех не счесть, и в каждом иконы. Конечно, большая часть и храмов, и находящихся в них святынь имеют лишь относительную ценность, больше для изучения художниками, а не историками. Те церкви, которые обладают истинными шедеврами, всячески оберегают свои ценности для нескольких десятков постоянных прихожан, но ни за что не согласятся передать их в музеи, где их могли бы увидеть тысячи ценителей старинного искусства. Упрекнуть священников в отсутствии патриотизма никак нельзя – вверенным им храмам необходимы эти иконы. Русский музей, даже самый маленький, располагает несколькими бесценными экспонатами, но не каждая церковь может похвастаться даже одной иконой, имеющей большое историческое и культурное значение. Хотя, если справедливо рассудить, для чего они писались, если не для того, чтобы служить прихожанам вдохновением для молитв?

Коллекция

Всего музей Русской иконы насчитывает почти 4500 экспонатов — это самое крупное и значительное частное собрание такого рода в России. Коллекция включает в себя огромный период времени и поражает географическим охватом.

Все наименования в коллекции музея разделены по тематике:

  1. Русская иконопись XIV–XV веков. «Пророк Гедеон», «Чудо Георгия о змие», «Святой Николай архиепископ Мирликийский» и другие.
  2. Иконы Пскова XV–XVI веков. «Воскресение — сошествие в ад», «Омовение ног из праздничного иконостаса», «Святитель Афанасий Александрийский» и др.
  3. Русская иконопись XVI века. «Святой воин великомученик Мина», «Пророк Илья в пустыне, с житием в 14 клеймах», «Архангел Гавриил» и др.
  4. Русская иконопись XVII века. «Воздвижение Креста», «Чудо Архангела Михаила о Флоре и Лавре», «Пророк Даниил во рву львином (дверь жертвенника)» и др.
  5. Русская иконопись XVIII века. «Спас Нерукотворный», «Рождество Богоматери», «Ангел Хранитель, со сценами деяний» и др.
  6. Русская иконопись XIX — начала XX веков. «Спас Вседержитель», «Коронование Богоматери» и др.
  7. Греческое и поствизантийское искусство XV–XVIII веков. «Иоанн Предтеча — ангел пустыни», «Богоявление», «Царские врата» и др.
  8. Византийское прикладное искусство VI–XIV веков. Кресты и подсвечники, элементы внутреннего убранства богатых церквей и храмов того времени.
  9. Русское прикладное искусство XII–XIX веков. Наперсные иконы, медальоны, распятия и прочие предметы мелкой пластики.
  10. Эфиопское христианское искусство. Собрание насчитывает более 2400 позиций: кресты, иконы, картины религиозного характера, рукописные книги и пергаменты, украшения и изделия мастеров того времени из различных материалов.
  11. Античный и позднеримский периоды. Изделия из мрамора и камня, созданные до н. э.

Музей русской иконы

На первом этаже находятся разделы посвященные Эфиопскому христианскому искусству и иконописным центрам XIX–XX веков. На втором — иконопись XIV–XVI веков, XVIII века, мастерская иконописца, Византийское и поствизантийское искусство. На третьем этаже продолжается раздел иконописи XVIII века, а также выставлена коллекция «Русская архитектура в иконе». На этом же этаже расположились научный отдел, хранение и реставрационная мастерская. На четвертом этаже находится коллекция русской иконописи XIX–XX веков, есть библиотека, а также воссоздан интерьер старообрядческой часовни.

Мастерская иконописца, Музей русской иконы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector