Иван сергеевич шмелёв

Творчество

Раннее творчество

Первые литературные опыты Шмелёва относятся ещё ко времени обучения в Московской гимназии. Его первым опубликованным произведением стала зарисовка «У мельницы» 1895 года в журнале «Русское обозрение»; в 1897 году в печати появился сборник очерков «На скалах Валаама», вскоре запрещённый царской цензурой.

В 1907 году Шмелёв, в то время чиновник во Владимирской губернии, вёл активную переписку с Максимом Горьким и отправил ему на рецензирование свою повесть «Под горами». После положительной оценки последнего Шмелёвым была закончена повесть «К солнцу», начатая ещё в 1905 году, за ней последовали «Гражданин Уклейкин» (1907), «В норе» (1909), «Под небом» (1910), «Патока» (1911). Для произведений писателя этого периода характерны реалистическая манера и тема «маленького человека».

В 1909 году Шмелёв вступил в литературный кружок «Среда». В 1911 году в печати появилась его повесть «Человек из ресторана». С 1912 года Шмелёв сотрудничает с Буниным, став одним из учредителей «Книгоиздательства писателей в Москве», с которым его последующее творчество было связано на протяжении многих лет.

В 1912—1914 годах было издано несколько его повестей и рассказов: «Виноград», «Стена», «Пугливая тишина», «Волчий перекат», «Росстани», посвящённые описанию быта купечества, крестьянства, нарождающейся буржуазии. Впоследствии вышли два сборника прозы, «Лик скрытый» и «Карусель», а также сборник очерков «Суровые дни» (1916); за ними последовали повесть «Как это было» (1919), повествующая о событиях Гражданской войны в России, и рассказ «Чужая кровь» (1918—1923).

Творчество 1920—1930 годов

Новый период в творчестве писателя начинается после его эмиграции из России в 1922 году. Первое значительное произведение, которое Шмелёв опубликовал в эмиграции — эпопея «Солнце мёртвых». Книга была переведена на многие языки и принесла Шмелёву широкую известность.

Как пишет литературовед Вадим Крейд в книге «Другие берега», где собраны воспоминания о русских писателях-эмигрантах, «у Шмелёва был свой многочисленный благодарный читатель в эмиграции, что можно сказать лишь об ограниченном числе писателей и поэтов зарубежья»[источник не указан 362 дня

«Солнце мёртвых» (1925).

Творчество первых лет эмиграции представлено в основном рассказами-памфлетами: «Каменный век» (1924), «Два Ивана» (1924), «На пеньках» (1925), «Про одну старуху» (1925); для этих произведений характерны мотивы критики «бездуховности» западной цивилизации и боль за судьбу, постигшую родину писателя после Гражданской войны.

В произведениях, написанных спустя несколько лет: «Русская песня» (1926), «Наполеон. Рассказ моего приятеля» (1928), «Обед для разных», — на первый план выходят картины «старого житья» в России вообще и Москве в частности. Для них характерны красочные описания религиозных празднеств и обрядов, прославление русских традиций. В 1929 году вышла книга «Въезд в Париж. Рассказы о России зарубежной», посвящённая тяжёлым судьбам представителей русской эмиграции. В 1930 году был опубликован лубочный роман Шмелёва «Солдаты», сюжетом для которого послужили события Первой мировой войны.

Наибольшую известность принесли Шмелёву романы «Богомолье» (1931) и «Лето Господне» (1933—1948), дающие широкую картину быта старой, «патриархальной» России, Москвы и любимого писателем Замоскворечья. Эти произведения были весьма популярны в среде русского зарубежья.

Последний период творчества

Для последнего периода жизни Шмелёва характерны тоска по родине и тяга к монастырскому уединению. В 1935 году в печати появился его автобиографический очерк «Старый Валаам» о его давней поездке на остров Валаам, спустя год был выпущен построенный на «сказе» роман «Няня из Москвы» (1936), написанный от лица пожилой русской женщины Дарьи Степановны Синициной.

В послевоенном романе 1948 года «Пути небесные» о судьбах реальных людей, инженера В. А. Вейденгаммера, религиозного скептика, и послушницы Страстного монастыря Дарьи Королёвой, нашла отражение «тема реальности Божьего промысла в Земном Мире». Роман остался неоконченным: смерть не позволила писателю завершить его третий том, поэтому в печать вышло лишь два первых.

В 1931 и 1932 годах был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

В Большой советской энциклопедии при характеристике дореволюционного творчества Шмелёва признавались его хорошее знание городского быта и народного языка, о. Всё творчество писателя после эмиграции рассматривалось исключительно как антисоветское, с характерной ностальгией «по дореволюционному прошлому».

Рядом с Путиным

В июле 2016-го руководителя фонда Талант и успех Елену Шмелеву увидели сидящей по левую руку от Путина. Ее влиятельность на новом месте работы возросла многократно. На совещания в Сочи по первому зову приезжают члены правительства и крупные бизнесмены.

Вошла Шмелева и в совет по науке и образованию при президенте. В СМИ начали появляться официальные фотографии, запечатлевшие Шмелеву рядом с Путиным.

В 2018 году внимание СМИ привлекло назначение Шмелевой сопредседателем избирательного штаба кандидата в президенты Владимира Путина. Компанию ей составили руководитель Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева Александр  Румянцев и генеральный директор «КамАЗа» Сергей Когогин – тоже, надо думать, большие специалисты в политологии и пиаре – хотя зачем эти игры нужны действующему президенту, идущему на четвертый срок…. В конце ноября, когда Путин благополучно переизбрался, Шмелева стала сопредседателем ОНФ

В конце ноября, когда Путин благополучно переизбрался, Шмелева стала сопредседателем ОНФ.

До эмиграции

Путешествие на Валаам

В августе года студент юридического факультета Московского университета Шмелёв выбрал по желанию своей невесты Ольги местом для их свадебного путешествия древний Валаамский монастырь. Воспоминания о поездке:

«И вот мы решили отправиться в свадебное путешествие. Но – куда?… Петербург? …Ладога, Валаамский монастырь?.. туда поехать? От Церкви я уже шатнулся, был если не безбожник, то никакой

Я с увлечением читал Бокля, Дарвина, Сеченова, Летурно… Я питал ненасытную жажду «знать»… это знание уводило меня от самого важного знания – от источника Знания, от Церкви. И вот в каком-то полубезбожном настроении, да еще в радостном путешествии, в свадебном путешествии, меня потянуло… к монастырям!»

Благословение в свадебное путешествие Шмелев получил у старца Варнавы Гефсиманского в Троице-Сергиевой Лавре. Преподобный Варнава, провидя писательский талант, благословил его еще и так: «…превознесешься своим талантом».

Первая книга писателя «На скалах Валаама. За гранью мира. Путевые очерки» была задержана по распоряжению обер-прокурора Синода К.Победоносцева. Последовавшая затем продажа неразошедшегося тиража, обезображенного цензурой, букинисту за гроши надолго отвратила молодого автора от литературы. Спустя 40 лет Шмелев создал новую редакцию этого повествования под названием «Старый Валаам» (Париж, ).

Известность. Революция. Отъезд.

До отставки в году Шмелев написал ряд рассказов, посвященных социальным темам («Вахмистр», «По спешному делу», «Распад», 1906; «Иван Кузьмич», «Гражданин Уклейкин», 1907). Для героев Шмелева революция — очистительная сила, под ее влиянием они осознают новую правду. Печатался в «Русской мысли», «Детском чтении». Получив в 1907 году отставку, поселился в Москве, участвовал в «средах» Н.Телешова, в вошел в Товарищество «Знание» и, несмотря на начавшееся расслоение писателей демократической ориентации оставался типичным «знаньевцем».

Всероссийскую славу принесла Шмелеву, написанная в излюбленной им форме сказа повесть «Человек из ресторана» (1910). Критики сравнивали появление ее с дебютом Ф.Достоевского, но, продолжая традицию «бедных людей», повесть при всем ее социально-обличительном звучании несла в себе и новый пафос утешения, которое оскорбленная душа официанта Скороходова обрела в вере. По легенде, эта повесть спасла Шмелева от смерти: в двадцатом году его, как офицера запаса царской армии ждал расстрел, но комиссар признал в нем автора повести об официанте и отпустил. Произведение было экранизировано в СССР в году (режиссер — Я. Протазанов, в ролях: М. Чехов, В. Малиновская, И. Коваль-Самборский).

На события Первой мировой войны Шмелев, живший в это время в калужском имении, откликнулся сборником рассказов «Суровые дни»; неприятие войны как самоистребления озверевших людей получило также выражение в повести «Это было».

«Разрушение и хаос, куда не поглядишь… Что ж, умирает жизнь? Рождается…, только мы-то старыми глазами ясно не видим этого… Смерти нет для Великой Страны».

Сергей Иванович Шмелев — сын писателя.

«Без сына, единственного, я погибну. Я не могу, не хочу жить… У меня взяли сердце. Я могу только плакать бессильно. Помогите, или я погибну. Прошу Вас, криком своим кричу — помогите вернуть сына. Он чистый, прямой, он мой единственный, не повинен ни в чем».

Уже узнав о расстреле, Иван Сергеевич просил найти и выдать тело сына: «Я хочу знать, где останки моего сына, чтобы предать их земле. Это мое право. Помогите».

Горе круто изменило жизнь писателя. Поняв, что больше ничего нельзя узнать о смерти сына, Шмелевы ищут возможности выехать из Крыма в Москву.

Приехав в Москву, Шмелевы стали хлопотать о выезде из страны:

«Мне нужно отойти подальше от России, чтобы увидеть ее все лицо, а не ямины, не оспины, не пятна, не царапины, не гримасы на ее прекрасном лице. Я верю, что лицо ее все же прекрасно. Я должен вспомнить его. Как влюбленный в отлучке вдруг вспоминает непонятно-прекрасное что-то, чего и не примечал в постоянном общении. Надо отойти».

После всего пережитого Шмелев похудел и постарел до неузнаваемости. Из прямого, всегда живого и бодрого человека превратился — в согнутого, седого старика. Его голос стал глухим и тихим. От созерцания на лице появились глубокие морщины, грустные серые глаза потухли и глубоко запали.

«Я все потерял. Все. Я Бога потерял и какой я теперь писатель, если я потерял даже и Бога. С большой ли, с малой буквы — бог (Бог) — он нужен писателю, необходимо нужен. Мироощущение на той или иной религиозной основе — условие, без чего нет творчества».

Образование и карьера

В разные годы Шмелева занимала должность генерального директора российского исследовательского агентства MARCO, международного исследовательского института Media Tenor Russia. Также она возглавляла кафедру визуальной журналистики родного университета, занимала пост директора Института медиаисследований.

Елена Шмелева о О новом концертном зале «Сириуса»

В начале 2000-х социолог руководила аналитическим центром центрального исполнительного комитета «Единой России», выступала экспертом фонда «Центр стратегических разработок». С 2011 года она была вице-президентом благотворительного фонда «Система», будучи при этом деканом Высшей школы управления и инноваций МГУ и главой некоммерческого партнерства «Лифт в будущее».

Фондом «Талант и успех» управленец начала руководить в 2015 году. Его попечителями стали президент России и видные деятели культуры, науки и спорта. Целью проекта была заявлена поддержка талантливой молодежи, которая получила возможность приезжать в Сочи для встреч на территории специально открытого образовательного центра «Сириус».

В этом же году Шмелева встала во главе межведомственной рабочей группы, которая занималась подготовкой специалистов в интересах регионов.

Интерес к личности Шмелевой возник у общественности после ее назначения в 2018 году сопредседателем избирательного штаба Владимира Путина как кандидата на должность главы государства. Тогда в биографии руководителя центра для одаренных детей «Сириус» пытались найти подоплеку доверия президента.

Елена Шмелева и Владимир Путин

Очередной всплеск внимания к общественному деятелю вызвало принятие в ноябре 2020 года законопроекта о создании первой федеральной территории на базе олимпийского наследства в Сочи. Именно в зоне Олимпийской деревни находится «Сириус», в который входят не только образовательные структуры, но и научно-технологический центр.

В марте 2020-го Шмелева, как государственный представитель, стала председателем Фонда общественных интересов компании «Яндекс». В связи с этим вопрос о принятии законопроекта об ограничении доли иностранцев в значимых интернет-ресурсах автоматически потерял свою актуальность.

Но это не помешало Елене Владимировне по-прежнему руководить проектом «Талант и успех» и образовательным центра «Сириус». О сути их деятельности, нюансах управления и возможностях статуса федерального центра она рассказала в интервью Владимиру Познеру в его авторской программе в ноябре 2020 года.

Краткая биография Шмелёва

Иван Сергеевич Шмелёв

Иван Сергеевич Шмелёв родился 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1873 года в Москве. Отец – Сергей Иванович Шмелёв, был владельцем большой плотницкой артели. Один из работников артели был назначен воспитателем мальчика, и передал ему свой интерес к религии. На мировоззрение Ивана, так же оказали большое влияние другие работники артели. Мать – Евлампия Гавриловна Шмелёва (Савинова), купеческая дочь, именно она занялась начальным образованием сына. До 11 лет Иван Сергеевич обучался в частном пансионате рядом с домом, а потом был отдан в первую Московскую гимназию, но вскоре, из-за конфликтов с учителями, был переведен в шестую Московскую гимназию.

В 1894 году Иван Шмелёв окончил гимназию и поступил в Императорский Московский университет на факультет юриспруденции. Еще в гимназии Иван Сергеевич начал пробовать писать, а в 1895 году было опубликовано первое его произведение «У мельницы» в журнале «Русское обозрение». В конце 1895 года Шмелёв женится на Ольге Александровне Охтерлони, и они решают провести медовый месяц на острове Валаам. Поездку и свои впечатления Иван Сергеевич описывает в сборнике «…На скалах Валаама». Некоторые места в этом произведение были запрещены цензурой, и напечатанный в 1897 году вариант не сильно впечатлил публику. Из-за этого Шмелёв долгое время ничего не писал. В том же году у молодой пары родился сын Сережа.

После окончания университета в 1898 году Шмелёва забирают в армию, а через год он поступает службу во Владимирскую казенную палату. Во время службы снова начинает писать. После положительных отзывов Горького на произведение «Под горами», в свет выходят «К Солнцу», «Гражданин Уклейкин», «Под небом» и другие.

В 1909 году Иван Сергеевич вступает в литературный кружок «Среда». В 1911 году выходит повесть «Человек из ресторана», которая приносит известность Шмелёву. В 1912 участвует в создании издательского объединения «Книгоиздательства писателей в Москве». До Февральской революции (1917) продолжает заниматься литературной деятельностью.

Февральскую революцию Шмелёв вначале воспринимает положительно, но постепенно, видя усиливающийся хаос в стране, меняет свое отношение. А Октябрьскую революцию не принимает и в 1918 году переезжает с семьей в Крым. Здесь пишет «Как это было» о событиях Гражданской войны. В 1922 году, после взятия Крыма Красной армии, арестовывают и расстреливают сына Сергея, который был «белым» офицером. После этого Иван Сергеевич с женой покидают Россию и переезжают во Францию. Вскоре заканчивает роман «Солнце мертвых» о революционных событиях в России. В 1931 году был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Всю Вторую мировую войну Шмелёв провел в Париже. Начало войны Германии и СССР воспринял с воодушевлением, надеясь на скорое освобождение России от большевизма, который к тому времени он считал главным врагом России.

Умер Иван Сергеевич Шмелёв 24 июня 1950 года в Покровском монастыре Бюсси-ан-От недалеко от Парижа. Был похоронен на местном кладбище города Сент-Женевьев-де-Буа. В 2000 году вместе с женой перезахоронен некрополе московского Донского монастыря.

Примечания

  1. 123 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011. https://wikidata.org/wiki/Track:Q19938912″>https://wikidata.org/wiki/Track:P268″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q54837″>
  2. 12 Шмелёв Иван Сергеевич // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.

    https://wikidata.org/wiki/Track:Q17378135″>

  3. SNAC — 2010. https://wikidata.org/wiki/Track:P3430″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q29861311″>
  4. бывш подпоруч артиллерии (письмо № 1, 21-XII-20) // Письма И. С. Шмелёва к А. В. Луначарскому
  5. Шмелёв И. С. Письма И. С. Шмелёва к А. В. Луначарскому // Солнце мёртвых. — М.: Согласие, 2000.
  6. Шешунова С. В. Две гражданских войны Ивана Шмелёва(неопр.) .
  7. 12Шмелёв И. С., Бредиус-Субботина О. А. Роман в письмах: В 2 т.Т. 1. — 2003. — С. 146—147.
  8. Александр Солженицын . Иван Шмелёв и его «Солнце мёртвых» (недоступная ссылка). Из «Литературной коллекции» //Новый мир . — 1998. — № 7.
  9. Кочергина Е. М. Великие люди о Боге и вере. — М., 2020.
  10. Архив Фонда Нобеля.
  11. Лузановская (в замуж. Лузановская-Маринеску) Лидия Михайловна // Искусство и архитектура русского зарубежья / сост. Д. Я. Северюхин : сайт.
  12. Куликова, В., Чунаев, А. Во Владимире открыли мемориальную доску Ивану Шмелёву(неопр.) . ГТРК «Владимир» (28.02.2014). Дата обращения 3 марта 2014.
  13. Демина и др., 2014.

Самое главное для Шмелева «не заиграться»

По мнению актера , самое главное в его профессии — это не «заиграться». Как актер в профессии человек пробует множество ролей, однако нельзя никогда забывать, кем ты являешься в настоящий момент и не запутаться. Сейчас Станиславу Шмелеву 32 года. Актер любит рассказывать о своем увлечении футболом в 25 лет. По его словам это было время пика его карьеры. Как отмечает Стас, в эти годы он вел активный образ жизни, не ходил по клубам и не пил алкоголь.

В 2013 году сделал два хет — трика, после чего ушел в режессуру. Так же в свои 25 он приступил к съемкам своего второго сериала. Эта работа была проектом для канала Россия — 1. На этот раз Стас стал режиссером детектива. Станислав отмечает успех работы (на сервисе «Кинопоиск» у сериала рейтинг 7.1, что очень для него приятно, ведь о своей режиссерской деятельности он не распространялся и оценку считает очень объективной). Стас отмечает, что благодаря современным технологиям голос зрителя приобретает огромную роль, ведь о своих впечатлениях о фильме теперь можно не просто сказать.

Все это огромным образом влияет на карьеру режиссера. Он проявляет активную гражданскую позицию. 7 августа 2020 года Станислав принял участие в забеге «За свободу и справедливость» против произвола полиции. Причиной акции протеста актера стали действия сотрудников полиции в отношении начинающего бегуна Константина Коновалова. Стас принял участие в марафоне с нашивкой на груди с надписью «Бегу за Костю Коновалова».

Вот такой он Станислав Шмелев ― интересный и неординарный, талантливый и ищущий, пожелаем успехов прекрасному актеру и режиссеру.

Интересные факты

  • Впервые с цензурой Иван Шмелев столкнулся еще в шестой гимназии. Ученик включил в текст сочинения о Храме Христа Спасателя скептические слова Семена Надсона, за что получил «единицу», пропустил экзамен и остался на второй год. По собственном признанию, с тех пор невзлюбил философию.
  • В детстве страдал нервным тиком из-за постоянных побоев матери. Вместо уговоров Евлампия Гавриловна бралась за розги. Если замечала, что у сына дергается щека, давала оплеуху.
  • Первую влюбленность пережил в восемь лет, но вскоре чувство сменили новые переживания. Впечатления юности легли в основу романа «История любовная» 1927 года, по которому в 2006 году ярославский мультипликатор Александр Петров создал анимационный фильм.

Биография Шмелева

Иван Сергеевич Шмелев родился 21 сентября 1873 г. в Москве. Он рос в богатой, принадлежавшей к купеческому сословию семье.

Его отец, Сергей Иванович, был владельцем плотничьей артели, в которой работало около 300 рабочих. Помимо этого, ему принадлежало несколько бань.

Мать будущего писателя, Евлампия Савинова, являлась дочерью зажиточного купца. Она была строгой, властной и образованной женщиной. Именно она обучила сына начальной грамоте.

Кроме Ивана, в семействе Шмелевых родилось еще пятеро детей.

Детство и юность

Большую часть своего времени маленький Иван проводил вместе с отцом, а также со старым плотником Михаилом Горкиным, который был его воспитателем.

Поскольку старик являлся набожным человеком, он делал все возможное, чтобы привить Шмелеву любовь к религии. Именно благодаря ему мальчик начал верить в Бога и читать священные книги.

Когда Шмелеву исполнилось 7 лет, из жизни ушел его отец, неудачно упав с лошади. После этого воспитание детей и все хозяйственные хлопоты легли на плечи матери.

Достигнув 11-летнего возраста, Иван Шмелев был отправлен в Московскую гимназию.

По воспоминаниям писателя, учеба в ней была одним из самых тяжелых периодов его биографии. В частности, он критиковал педагогов, которые с безразличием и «сухостью» относились к ученикам.

После этого он поступил в Московский университет на юридический факультет.

В этот период в одном из журналов печатают произведение Шмелева «У мельницы». Это был первый успех в его творческой биографии. В 1898 г. его призвали в армию, в которой он прослужил один год.

биография

Ранний период жизни

Шмелев родился в Замосковоречье в купеческой семье; после окончания средней школы в 1894 году поступил на юридический факультет Московского университета . Его первый опубликованный рассказ появился в 1895 году; в том же году он посетил Валаамский монастырь , поездка , которая имела глубокое духовное влияние на него и привел в своей первой книге, Na skalakh Valaama (1897 г.). После его окончания в 1898 году он прошел военную службу и несколько лет проработал государственным служащим в провинции, продолжая писать; его ранние рассказы были опубликованы издательством « Знание» Максима Горького . После русской революции 1905 года его популярность возросла, и его рассказ 1911 года «Человек из ресторана» имел огромный успех, сделав его одним из самых известных писателей того времени; он «изображает с моментами могущества Достоевского упадок богатых в глазах простого официанта и набожного отца, к которым сын и дочь возвращаются после катастрофических приключений в мире». История Шмелева была основой для Протазанов «S фильма с тем же названием , выпущенный в 1927 году, с Михаилом Чеховым в главной роли.

Карьера

В 1912 году Шмелёв организовал Московское издательство писателей («Книгоиздательство писателей в Москве»), которое издавало Ивана Бунина , Бориса Зайцева и других ведущих писателей того времени, а также его собственные произведения. Его произведения этого периода «отличались богатством своего популярного (в смысле народного ) языка … Особого внимания заслуживает его блестящее владение техникой сказа

Шмелев приветствовал Февральскую революцию и падение самодержавия; он отправился в серию путешествий по России, чтобы увидеть последствия перемен, и был чрезвычайно тронут, когда политические ссыльные, вернувшиеся из Сибири, рассказали ему, как много для них значили его труды. Тем не менее, он отверг Октябрьскую революцию и переехал в Белом -held Крыма , и когда его любимый сын Сергей, офицер добровольческой армии , который принял предложение большевиков об амнистии и отказался следовать П. Врангелю в изгнание в 1920 году, был схвачен Революционным комитетом Белы Куна в Крыму и расстрелян без суда, он принял предложение Бунина присоединиться к нему в изгнании во Франции.

Пожалуй, самым сильным из сочинений Шемелева в эмиграции является « Солнце мертвых» (1923, тр. Как «Солнце мертвых в 1927 году»): «В мозаике впечатлений рассказчика пожилой интеллигент застрял в Крыму после эвакуации Врангеля. войск с полуострова, проходят судьбы жителей Крыма — интеллигентов , рабочих, крестьян — татар и русских — мужчин и женщин, все равно зажатых в тисках голода и страха террора … Все постепенно умирает против фон красоты природы, на берегу лазурного моря, под лучами золотого солнца — солнца мертвых, потому что оно освещает землю, на которой все было съедено, выпито, затоптано — на котором домашняя птица, животные и люди все умирают «

Другой важной работой его более позднего периода является « Лето Господне» ( «Лето Господне» ] (1933–48), автобиографический роман, полный любовно нарисованных персонажей и прекрасно подмеченных деталей, в котором «его стиль достигает высокого уровня лирического и эпического созерцания. »

Была задумана тетралогия, из которой Шмелев успел завершить лишь первые два тома романа «Пути небесные» (1937, 1948). Действие третьей части романа должно происходить в Оптиной пустыне, где после многих потрясений и невосполнимых потерь его герой обретает душевный мир и начинает ясно видеть высшее чувство жизни.

Более поздняя жизнь

Молодое поколение русских писателей, достигшее совершеннолетия в изгнании, иногда не ценило Шмелевского традиционализма и одобрения патриархального общества. Нина Берберова писала о чтении в Париже в 1942 году: «Шмелев читал, как читали в провинции до времен Чехова: с криками и бормотанием, как актер. Он читал какие-то старомодные, церковные, глупые вещи о крестных ходах. и сытные русские блюда. Публика была в восторге и аплодировала ». Но его богатая проза и его глубокие корни в русской культуре завоевали много читателей, когда он, наконец, был издан у себя на родине. Через пятьдесят лет после его смерти, в 2000 году, останки Шмелева и его жены были перенесены с русского кладбища Сент-Женевьев-де-Буа в некрополь Донского монастыря в Москве.

Фильмы

Профессия актера и первые съемки не сразу появились в жизни Шмелева. В 16 лет из Алексина он переехал в Москву, где и оканчивал школу. В этом ему помог отец, который из Мурманска перебрался в столицу и решил заодно перевезти старшего сына. Получив аттестат, он долго не мог определиться, чем хочет заниматься, пробовал себя в качестве хип-хоп-исполнителя, позднее отец помог ему устроиться работать на студию. Там состоялось его знакомство с Леонидом Ярмольником, который и посоветовал юноше поступить на актерский факультет.

Стас Шмелев и Лера Козлова

Мнение актера было авторитетным для Стаса, со второго раза его зачислили во ВГИК. Будучи студентом, он посещал многочисленные кастинги и нередко получал роли в малобюджетных сериалах из-за высокого роста и привлекательной внешности. Первой в его фильмографии полноформатной кинолентой стал «Обратный отсчет», который режиссировал Шмелев-старший. Правда, Стас появился лишь в эпизоде.

Наиболее продуктивными для актера стал период с 2008 по 2011 год. Именно тогда он сыграл главного героя во «Взрослых играх», а настоящую популярность получил после работы в «Ранетках» в образе Стаса Комарова. Затем он бросил ВГИК, так как учеба занимала много времени, и занялся собственными фильмами. Как режиссер в 2015 году представил зрителям картину «Не пара», еще через год — сериал «Провокатор», а после снова вернулся к актерству, сыграв Флеша в «Шуберте» и Максима в «Чужой крови».

Личная жизнь

В 1895 году осенью писатель женится на Ольге Охтерлони. После свадьбы молодые отправляются на Валаам, новоиспеченная супруга захотела отправиться в довольно необычное свадебное путешествие по монастырям и скитам. Это место вдохновит Шмелева на его первое произведение – «На скалах Валаама. За гранью мира. Путевые очерки». Правда, судьба у книги довольно незавидна. Святейший синод во главе с Победоносцевым обвинил ее в крамоле. Книгу издали в редакционном варианте, признания в народе она не получила.

Первый горький опыт заставляет Ивана Сергеевича по-другому взглянуть на свое будущее, и он поступает в Московский университет на юридический факультет. Затем он 8 лет прослужит чиновником в глухомани Владимирской и Московской губерний. Однако государственная служба не была по душе юноше и в 1905 году он снова уверен, что дело всей его жизни – это писательство. Его произведения начинают печататься в «Детском чтении», его приглашают к сотрудничеству в журнал «Русская мысль». Спустя два года Шмелев, уверенный в себе и своем призвании, уходит в отставку. Он уезжает в Москву и полностью отдается творчеству.

В это время под влиянием революции Шмелев пишет ряд произведений, получивших широкую известность. Свою поддержку молодому писателю выражает сам Максим Горький.

Начавшаяся война заставляет семью Шмелевых перебраться в свое имение в Калуге. Именно здесь писатель осознал все негативное влияние кровавой бойни на нравственность людей. Иван Сергеевич был противником Октябрьской революции, новая власть, по его мнению, разрушала сознание и духовность человека. В 1918 году он покупает в Алуште домик и поселяется в Крыму.

Сын писателя был определен в Добровольческую армию, юноша нес службу в комендантском управлении, бои проходили вдали от него. Но одержавшие победу в 1920 году красные занимают Крым и решают жестоко расправиться с противниками. Сергей Шмелев был арестован и вскоре расстрелян.

Следующий год приносит семье писателя еще одно серьезное испытание – изнуряющий голод пронесся по всей стране и благодатный край не стал исключением.

Весной 1922 года Шмелев решает вернуться в столицу. Отсюда по приглашению друга Бунина писатель с женой уезжают в Берлин, а затем и в Париж, где они проживут 27 лет.

Трагическая эпопея «Солнце мертвых» стала первым творением Ивана Сергеевича в эмиграции. Книга имела огромный успех и была переведена на немецкий, французский, английский и некоторые другие языки, что было довольно редким явлением в Европе. Далее последовал еще целый ряд успешных произведений, среди которых «Каменный век», «Солдаты», «Пути небесные» и другие.

Летом 1936 года Иван Сергеевич теряет жену, после скоропалительной болезни женщина умирает. Писатель очень тяжело переживал эту утрату – Ольга была самым близким для него человеком, его единомышленником. Друзья, стараясь отвлечь мужчину от тяжелых мыслей, отправляют его в поездку. Он побывает в Латвии, Эстонии, Псковско-Печорском монастыре, постоит у советской границы.

Последний год жизни прошел для писателя довольно сложно. Тяжелая болезнь приковывает его к постели, требуется операция. После нее здоровье возвращается, а с ним и желание творить и работать. Иван Сергеевич строит новые планы и мечтает написать третью книгу «Путей небесных». Однако этим планам не суждено было сбыться, уже спустя всего полгода 24 июня 1950 года в Париже Шмелев умирает от сердечного приступа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector