Иван шмелёв — биография, новости, личная жизнь

Произведения позднего творческого периода

Подмена ценностей большевиками, разрушительные действия в области культуры, закрытие исторических храмов и памятников архитектуры нашли отображение в ряде рассказов-памфлетов.

Период критицизма проходит, и писателя снова накрывает ностальгическое настроение, воспоминания о старом укладе, жизни дореволюционной России, отображаются в произведениях:

  • «Лето Господне»;
  • «Богомолье»;
  • «Родное».

В описании религиозных русских праздников, их колорита и фольклора, быта и традиций простого народа ощущается высокая поэтичность, одухотворенность и показана невероятная красота народного языка.

Книга И. Шмелева «Лето Господне»

Русские эмигранты буквально зачитывались этими произведениями. В книге «Лето Господнее», увидевшей свет в 1933 году, звучит особая искренность, теплота детства и ностальгия по утраченной дореволюционной России.

«Богомолье» печатается в 1935 году, но в Советском Союзе эти произведения появляются только в период начавшейся перестройки. Первые впечатления от жизни за границей Иван Сергеевич описывает в статье «На семи ветрах».

Весь ужас большевистского террора с болью и скорбью был изложен в эпопее «Солнце мертвых», которая увидела свет в 1923 году, и после прочтения ее Томас Манн написал что нужно набраться огромной смелости, что бы такое читать. В эпопее просматривается библейская простота, описывающая апокалиптические события истории России и всего мира.

И. Лукаш после прочтения книги «Солнце мертвых» сказал, что она о смерти не только русского человека и русской природы, но и о смерти неба России и российского солнца. Со смертью России умирает и вся вселенная, оставляя мертвое солнце для мертвых.

Эпопея «Солнце мертвых» буквально потрясла Александра Солженицына, подчеркнувшего, что не видел более настоящего свидетельства о злодеяниях большевиков, передающего чувства отчаяния и всеобщей гибели светлого начала эры Советов.

В произведениях И.С. Шмелева описаны не только воспоминания, но и предостережение всему человечеству, так актуальные на сегодняшний день.

По словам публициста, сытое и успокоившееся человечество оживет лозунгами, превращаясь в часть толпы, для которой важно счастье миллионов, а отдельный человек ничего не значит, но Иисус Христос отдал жизнь за каждого из нас, цена одного человека в глазах Бога имеет ту же цену, что и цена миллионов

Биография

Начальное образование Иван Шмелёв получил дома, под руководством матери, которая особое внимание уделяла литературе и, в частности, изучению русской классики. Затем поступил в шестую Московскую гимназию, после окончания которой (1894) поступил в Московский университет

В 1898 году окончил юридический факультет Императорского Московского университета и год служил в армии. Затем на протяжении восьми лет служил чиновником по особым поручениям Владимирской казённой палаты Министерства внутренних дел; Шмелёвы тогда жили во Владимире на Царицынской улице (ныне улица Гагарина).

Февральскую революцию он первоначально принял и даже отправился в Сибирь для встречи политкаторжан, однако вскоре разочаровался в её идеях. Октябрьскую революцию же не принял с самого начала, её события привели к значительным переменам в его мировоззрении. Вскоре после революции в июне 1918 года он вместе с семьёй уехал в Алушту, где сначала жил в пансионе «Вилла Роз», принадлежавшем Тихомировым, а затем приобрёл земельный участок с домом. Осенью 1920 года, когда Крымский полуостров был занят Красной армией, был арестован большевиками. Несмотря на ходатайства Шмелёва, был расстрелян его сын Сергей, офицер царской армии, которому тогда было 25 лет. Это событие повергло Шмелёва в тяжелейшую душевную депрессию. На основе пережитого, уже будучи в эмиграции, он написал эпопею «Солнце мёртвых», которая вскоре принесла автору европейскую известность.

Памятник на могиле И. Шмелёва и его жены в Донском монастыре

Из Крыма Шмелёв, когда появилась такая возможность, переехал в Москву, но уже тогда серьёзно задумался об эмиграции — в значительной степени под влиянием обещания писателя И. А. Бунина оказать на первых порах помощь семье писателя. В 1922 году Шмелёв покинул Советскую Россию и отправился сначала в Берлин, а затем в Париж, прожив в этом городе до конца жизни. В Париже его произведения публиковались во множестве русскоязычных эмигрантских изданий, таких как «Последние новости», «Возрождение», «Иллюстрированная Россия», «Сегодня», «Современные записки», «Русская мысль» и других. Там же началась его дружба с русским философом-эмигрантом И. А. Ильиным и длительная переписка с ним (233 письма Ильина и 385 писем Шмелёва).

Годы Второй мировой войны Шмелёв провёл в оккупированном нацистскими войсками Париже. Часто публиковался в прогерманской эмигрантской газете «Парижский вестник». Наступление немецких войск под Москвой писатель воспринял как вступление преподобного Сергия Радонежского в свою вотчину; окружение советских армий — как осуществление тех надежд на духовное воскресение России, которые излил в упомянутой здесь повести «Куликово Поле» (о явлении Преподобного в советском Загорске).. В письме к О. А. Бредиус-Субботиной от 30 июня 1941 года Шмелёв писал: «Я так озарён событием 22. VI, великим подвигом Рыцаря, поднявшего меч на Дьявола. Верю крепко, что крепкие узы братства отныне свяжут оба великих народа. Великие страдания очищают и возносят. Господи, как бьётся сердце моё, радостью несказанной

». Ей же адресовано письмо от 9 октября 1941 года: «…вчера был день моего Сережечки, преп. Сергия Радонежского, России покровителя. Я ждал. Я так ждал, отзвука, — благовестия ждал — с „Куликова поля“! Я его писал ночами, весь в слезах, в дрожи, в ознобе, в вере … Я не обманулся сердцем, Преподобный отозвался… Я услыхал фанфары, барабан — в 2 ч. 30 мин ., — специальное коммюнике: прорван фронт дьявола, под Вязьмой, перед Москвой, армии окружены… идёт разделка, Преподобный в вотчину свою вступает, Божье творится… »

Его старость была омрачена тяжёлой болезнью и нищетой. Скончался 24 июня 1950 года в Покровском монастыре в Бюсси-ан-От от сердечного приступа. Был погребён на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, откуда в 2000 году его прах вместе с прахом супруги был перевезён, согласно его предсмертной воле, на родину, где был захоронен рядом с могилами членов его семьи в некрополе московского Донского монастыря.

Биография

Иван Сергеевич появился на свет 21 сентября или 3 октября 1873 года в Кадашевской слободе Замоскворечья. Его дед был государственным крестьянином, а отец принадлежал к купеческому сословию. Однако к торговле он никакого отношения не имел, а занимался подрядом, был владельцем крупной плотничьей артели и нескольких банных заведений. Воспитывался маленький Иван в почитании старины и религиозности. Вместе с тем на формирование мальчика оказывали влияние рабочие, нанимавшиеся на работу к отцу. Были они из разных губерний, каждый из них нес в себе мятежность, фольклор, особый колорит

Именно это и подарило произведениям Шмелева особую социальную остроту, в сочетании с пристальным вниманием к способу повествования. Писатель продолжал литературные традиции критического реализма Н.С

Лескова, Ф.М. Достоевского.

По традициям того времени, грамоте маленький Ваня обучался дома. Первым преподавателем была его мать. Именно она познакомила сына с творчеством великих Крылова, Пушкина, Тургенева, Гоголя. В 1884 году мальчик поступил в шестую Московскую гимназию. В стенах этого учебного заведения он начал читать Толстого, Лескова, Короленко.

Детство и юность

Несмотря на то, что дед Ивана Шмелева по линии отца был перебравшимся в Москву крестьянином из провинции, будущий писатель родился в обеспеченной семье. Его папа Сергей Иванович разобрался с оставшимися в наследство долгами и организовал артель плотников. Также ему принадлежали несколько бань. В супруги он себе выбрал дочь купца Евлампию Савинову. 3 октября (по старому стилю — 21 сентября) 1873 года жена родила ему сына, которого в честь деда назвали Иваном.

Иван Шмелев в молодости и в зрелые годы

С холодной и строгой матерью отношения Ивана всегда были прохладными, хотя именно Евлампия Гавриловна, получившая образование в институте благородных девиц, приучила сына к чтению русской классики. Больше времени мальчик проводил с отцом и нанятыми им мастерами. Был среди них и Михаил Панкратович Горкин – ярый приверженец православия, в пожилом возрасте он оставил работу и по просьбе Сергея Ивановича приглядывал за маленьким Ваней. Считается, что под его влиянием и сформировался интерес Шмелева к религии.

Замоскворечье, где родился и провел детство Иван Шмелев

Когда мальчику было 7 лет, отец упал с лошади и восстановиться не смог. Мать осталась одна с шестью детьми. Жили на поступления от бань; кроме того, сдали в аренду третий этаж дома и подвал. Счастливая, безмятежная пора детства окончательно завершилась, когда в 11 лет Ваню перевели из частного пансиона, стоявшего рядом с домом, в первую Московскую гимназию. Учебу в ней писатель впоследствии вспоминал как самый тяжелый период юности. «Холодные, сухие люди», — напишет он о преподавателях позднее.

Из-за неуспеваемости и конфликтов с педагогами через пару лет Шмелев повторно сменил место учебы. Шестую Московскую гимназию он окончил в 1894 году, при этом до золотой медали ученику не достало половины балла. Шмелев поступает в Московский университет на факультет юриспруденции, а год спустя в журнале «Русское обозрение» публикуется произведение «У мельницы» — зарисовка обеспечивает юноше литературный дебют.

Детство и первые творческие опыты

Иван Шмелев. Фотография: proreligiu.club

Иван Шмелев родился в Москве в семье потомственных купцов. Его дед, бывший крестьянин с монастырских земель, открыл свое дело, но незадолго до своей смерти разорился на ремонте Коломенского дворца. Выплачивать долги пришлось уже отцу, Сергею Шмелеву. Он начал бизнес заново: приобрел несколько общественных бань, пункт проката лодок и организовал артель из плотников. Мать будущего писателя, Евлампия Гавриловна, получила в московском институте благородных девиц и прекрасно знала русскую литературу. У пары было шестеро детей.

В доме у Шмелевых было шумно: в кабинет к главе семейства часто приходили работники артели, на праздники для них накрывали столы во дворе. Писатель вспоминал в «Автобиографии»: «Здесь, во дворе, я увидел народ. Я здесь привык к нему и не боялся ни ругани, ни диких криков, ни лохматых голов, ни дюжих рук. Эти лохматые головы смотрели на меня очень любовно <…> Здесь я почувствовал любовь и уважение к этому народу, который все мог»</…>. Воспитателя сыну отец нашел среди своих же мастеровых — за будущим писателям смотрел пожилой Михаил Горкин. Глубоко верующий, он много говорил Шмелеву о боге, высшей справедливости и милосердии. Религиозной была и вся семья: по вечерам они вместе читала Евангелие, а по воскресеньям — ходили в церковь.

У отца были теплые отношения с сыном. Сергей Шмелев готовил из него преемника: брал с собой на подряды, объяснял работу, разрешал сидеть в кабинете и слушать разговоры с мастеровыми. Когда будущему писателю было семь лет, отца сбросила лошадь и вскоре он скончался.

Учителем словесности у Шмелева был Федор Цветаев, дядя Марины Цветаевой. В отличие от других преподавателей на занятиях он давал ученикам творческую свободу: они могли сами выбирать тему и жанр письменных работ. Цветаев первым заметил литературный талант Шмелева: за лирическую зарисовку «Летний дождь в лесу» будущий писатель получил пятерку с тремя плюсами. Ученик пробовал писать и фантастику: его рассказ про путешествие учителей на воздушном шаре на Луну передавали в школе из рук в руки.

Весной 1891 года будущий писатель познакомился с Ольгой Охтерлони. Они встретились в доме Шмелевых: на каникулах девушка навещала родственников, которые снимали комнаты на верхнем этаже особняка. Охтерлони принадлежала к обедневшему дворянскому роду, заканчивала обучение в благотворительном учреждении – Санкт-Петербургском патриотическом институте. Вскоре она переехала в Москву. Влюбленный Шмелев каждый день ходил к ней в гости, пропуская занятия. Чтобы его не отчислили, он пошел на хитрость: отправлял от имени матери объяснительные записки в гимназию. Вскоре обман открылся, но наказания удалось избежать, за ученика вступился Федор Цветаев.

В 1894 году Иван Шмелев написал рассказ «У мельницы» о рыбаке, чью жену насильно увел барин. Писатель вспоминал: «Рассказ был жуткий, с житейской драмой, от «я». Я сделал себя свидетелем развязки, так ярко, казалось, сделал, что поверил собственной выдумке». Шмелёв отправил текст в журнал «Русское обозрение», его приняли, но с публикацией не торопились. «У мельницы» вышел на страницах издания только через год. Рассказ стал первым опубликованным произведением Ивана Шмелёва.

До эмиграции

Путешествие на Валаам

В августе года студент юридического факультета Московского университета Шмелёв выбрал по желанию своей невесты Ольги местом для их свадебного путешествия древний Валаамский монастырь. Воспоминания о поездке:

«И вот мы решили отправиться в свадебное путешествие. Но – куда?… Петербург? …Ладога, Валаамский монастырь?.. туда поехать? От Церкви я уже шатнулся, был если не безбожник, то никакой

Я с увлечением читал Бокля, Дарвина, Сеченова, Летурно… Я питал ненасытную жажду «знать»… это знание уводило меня от самого важного знания – от источника Знания, от Церкви. И вот в каком-то полубезбожном настроении, да еще в радостном путешествии, в свадебном путешествии, меня потянуло… к монастырям!»

Благословение в свадебное путешествие Шмелев получил у старца Варнавы Гефсиманского в Троице-Сергиевой Лавре. Преподобный Варнава, провидя писательский талант, благословил его еще и так: «…превознесешься своим талантом».

Первая книга писателя «На скалах Валаама. За гранью мира. Путевые очерки» была задержана по распоряжению обер-прокурора Синода К.Победоносцева. Последовавшая затем продажа неразошедшегося тиража, обезображенного цензурой, букинисту за гроши надолго отвратила молодого автора от литературы. Спустя 40 лет Шмелев создал новую редакцию этого повествования под названием «Старый Валаам» (Париж, ).

Известность. Революция. Отъезд.

До отставки в году Шмелев написал ряд рассказов, посвященных социальным темам («Вахмистр», «По спешному делу», «Распад», 1906; «Иван Кузьмич», «Гражданин Уклейкин», 1907). Для героев Шмелева революция — очистительная сила, под ее влиянием они осознают новую правду. Печатался в «Русской мысли», «Детском чтении». Получив в 1907 году отставку, поселился в Москве, участвовал в «средах» Н.Телешова, в вошел в Товарищество «Знание» и, несмотря на начавшееся расслоение писателей демократической ориентации оставался типичным «знаньевцем».

Всероссийскую славу принесла Шмелеву, написанная в излюбленной им форме сказа повесть «Человек из ресторана» (1910). Критики сравнивали появление ее с дебютом Ф.Достоевского, но, продолжая традицию «бедных людей», повесть при всем ее социально-обличительном звучании несла в себе и новый пафос утешения, которое оскорбленная душа официанта Скороходова обрела в вере. По легенде, эта повесть спасла Шмелева от смерти: в двадцатом году его, как офицера запаса царской армии ждал расстрел, но комиссар признал в нем автора повести об официанте и отпустил. Произведение было экранизировано в СССР в году (режиссер — Я. Протазанов, в ролях: М. Чехов, В. Малиновская, И. Коваль-Самборский).

На события Первой мировой войны Шмелев, живший в это время в калужском имении, откликнулся сборником рассказов «Суровые дни»; неприятие войны как самоистребления озверевших людей получило также выражение в повести «Это было».

«Разрушение и хаос, куда не поглядишь… Что ж, умирает жизнь? Рождается…, только мы-то старыми глазами ясно не видим этого… Смерти нет для Великой Страны».

Сергей Иванович Шмелев — сын писателя.

«Без сына, единственного, я погибну. Я не могу, не хочу жить… У меня взяли сердце. Я могу только плакать бессильно. Помогите, или я погибну. Прошу Вас, криком своим кричу — помогите вернуть сына. Он чистый, прямой, он мой единственный, не повинен ни в чем».

Уже узнав о расстреле, Иван Сергеевич просил найти и выдать тело сына: «Я хочу знать, где останки моего сына, чтобы предать их земле. Это мое право. Помогите».

Горе круто изменило жизнь писателя. Поняв, что больше ничего нельзя узнать о смерти сына, Шмелевы ищут возможности выехать из Крыма в Москву.

Приехав в Москву, Шмелевы стали хлопотать о выезде из страны:

«Мне нужно отойти подальше от России, чтобы увидеть ее все лицо, а не ямины, не оспины, не пятна, не царапины, не гримасы на ее прекрасном лице. Я верю, что лицо ее все же прекрасно. Я должен вспомнить его. Как влюбленный в отлучке вдруг вспоминает непонятно-прекрасное что-то, чего и не примечал в постоянном общении. Надо отойти».

После всего пережитого Шмелев похудел и постарел до неузнаваемости. Из прямого, всегда живого и бодрого человека превратился — в согнутого, седого старика. Его голос стал глухим и тихим. От созерцания на лице появились глубокие морщины, грустные серые глаза потухли и глубоко запали.

«Я все потерял. Все. Я Бога потерял и какой я теперь писатель, если я потерял даже и Бога. С большой ли, с малой буквы — бог (Бог) — он нужен писателю, необходимо нужен. Мироощущение на той или иной религиозной основе — условие, без чего нет творчества».

Творчество

Раннее творчество

Первые литературные опыты Шмелёва относятся ещё ко времени обучения в Московской гимназии. Его первым опубликованным произведением стала зарисовка «У мельницы» 1895 года в журнале «Русское обозрение»; в 1897 году в печати появился сборник очерков «На скалах Валаама», вскоре запрещённый царской цензурой.

В 1907 году Шмелёв, в то время чиновник во Владимирской губернии, вёл активную переписку с Максимом Горьким и отправил ему на рецензирование свою повесть «Под горами». После положительной оценки последнего Шмелёвым была закончена повесть «К солнцу», начатая ещё в 1905 году, за ней последовали «Гражданин Уклейкин» (1907), «В норе» (1909), «Под небом» (1910), «Патока» (1911). Для произведений писателя этого периода характерны реалистическая манера и тема «маленького человека».

В 1909 году Шмелёв вступил в литературный кружок «Среда». В 1911 году в печати появилась его повесть «Человек из ресторана». С 1912 года Шмелёв сотрудничает с Буниным, став одним из учредителей «Книгоиздательства писателей в Москве», с которым его последующее творчество было связано на протяжении многих лет.

В 1912—1914 годах было издано несколько его повестей и рассказов: «Виноград», «Стена», «Пугливая тишина», «Волчий перекат», «Росстани», посвящённые описанию быта купечества, крестьянства, нарождающейся буржуазии. Впоследствии вышли два сборника прозы, «Лик скрытый» и «Карусель», а также сборник очерков «Суровые дни» (1916); за ними последовали повесть «Как это было» (1919), повествующая о событиях Гражданской войны в России, и рассказ «Чужая кровь» (1918—1923).

Творчество 1920—1930 годов

Новый период в творчестве писателя начинается после его эмиграции из России в 1922 году. Первое значительное произведение, которое Шмелёв опубликовал в эмиграции — эпопея «Солнце мёртвых». Книга была переведена на многие языки и принесла Шмелёву широкую известность.

Как пишет литературовед Вадим Крейд в книге «Другие берега», где собраны воспоминания о русских писателях-эмигрантах, «у Шмелёва был свой многочисленный благодарный читатель в эмиграции, что можно сказать лишь об ограниченном числе писателей и поэтов зарубежья»[источник не указан 362 дня

«Солнце мёртвых» (1925).

Творчество первых лет эмиграции представлено в основном рассказами-памфлетами: «Каменный век» (1924), «Два Ивана» (1924), «На пеньках» (1925), «Про одну старуху» (1925); для этих произведений характерны мотивы критики «бездуховности» западной цивилизации и боль за судьбу, постигшую родину писателя после Гражданской войны.

В произведениях, написанных спустя несколько лет: «Русская песня» (1926), «Наполеон. Рассказ моего приятеля» (1928), «Обед для разных», — на первый план выходят картины «старого житья» в России вообще и Москве в частности. Для них характерны красочные описания религиозных празднеств и обрядов, прославление русских традиций. В 1929 году вышла книга «Въезд в Париж. Рассказы о России зарубежной», посвящённая тяжёлым судьбам представителей русской эмиграции. В 1930 году был опубликован лубочный роман Шмелёва «Солдаты», сюжетом для которого послужили события Первой мировой войны.

Наибольшую известность принесли Шмелёву романы «Богомолье» (1931) и «Лето Господне» (1933—1948), дающие широкую картину быта старой, «патриархальной» России, Москвы и любимого писателем Замоскворечья. Эти произведения были весьма популярны в среде русского зарубежья.

Последний период творчества

Для последнего периода жизни Шмелёва характерны тоска по родине и тяга к монастырскому уединению. В 1935 году в печати появился его автобиографический очерк «Старый Валаам» о его давней поездке на остров Валаам, спустя год был выпущен построенный на «сказе» роман «Няня из Москвы» (1936), написанный от лица пожилой русской женщины Дарьи Степановны Синициной.

В послевоенном романе 1948 года «Пути небесные» о судьбах реальных людей, инженера В. А. Вейденгаммера, религиозного скептика, и послушницы Страстного монастыря Дарьи Королёвой, нашла отражение «тема реальности Божьего промысла в Земном Мире». Роман остался неоконченным: смерть не позволила писателю завершить его третий том, поэтому в печать вышло лишь два первых.

В 1931 и 1932 годах был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

В Большой советской энциклопедии при характеристике дореволюционного творчества Шмелёва признавались его хорошее знание городского быта и народного языка, о. Всё творчество писателя после эмиграции рассматривалось исключительно как антисоветское, с характерной ностальгией «по дореволюционному прошлому».

Творчество Шмелева

Окрыленный первым успехом, Иван Шмелев решает опубликовать сборник рассказов под названием «На скалах Валаама». В нем он делился своими воспоминаниями от поездки в монастырь, а также личными политическими воззрениями.

Однако цензоры заставили писателя удалить из текста те места, в которых он критиковал царскую власть.

Только после многочисленных правок Шмелеву разрешают напечатать сборник, в результате чего читатели остались равнодушными к его творчеству.

В связи с этим раздосадованный автор решил на время оставить писательскую деятельность.

После этого Иван Сергеевич переезжает во Владимир. Там он устраивается на службу чиновником по особым поручениям Владимирской казенной палаты МВД.

На этой должности он проработает 8 лет.

В свободное время Иван Шмелев вновь берется за перо и пишет новые произведения. Позже он напишет Максиму Горькому письмо с просьбой оценить его рассказы.

В 1909 г. Шмелев отправляется в Москву, где в скором времени вступает в литературное объединение «Среда». Интересен факт, что в данном кружке также состояли Иван Бунин и Александр Куприн.

В период биографии 1912-1914 гг. Иван Шмелев опубликовал несколько повестей, среди которых были «Виноград», «Волчий перекат», «Росстани», «Человек из ресторана» и другие. В них он описывал быт и культуру людей, принадлежавших к разным социальным слоям.

Позже в печать выходят 2 прозаических сборника: «Карусель» и «Лик, скрытый». Со временем Шмелев все чаще начинает описывать тяжелую жизнь крестьян, вынужденных жить в тяжелых условиях.

Биография

Начальное образование Иван Шмелёв получил дома, под руководством матери, которая особое внимание уделяла литературе и, в частности, изучению русской классики. Затем поступил в шестую Московскую гимназию, после окончания которой (1894) поступил в Московский университет

В 1898 году окончил юридический факультет Императорского Московского университета и год служил в армии. Затем на протяжении восьми лет служил чиновником по особым поручениям Владимирской казённой палаты Министерства внутренних дел; Шмелёвы тогда жили во Владимире на Царицынской улице (ныне улица Гагарина).

Февральскую революцию он первоначально принял и даже отправился в Сибирь для встречи политкаторжан, однако вскоре разочаровался в её идеях. Октябрьскую революцию же не принял с самого начала, её события привели к значительным переменам в его мировоззрении. Вскоре после революции в июне 1918 года он вместе с семьёй уехал в Алушту, где сначала жил в пансионе «Вилла Роз», принадлежавшем Тихомировым, а затем приобрёл земельный участок с домом. Осенью 1920 года, когда Крымский полуостров был занят Красной армией, был арестован большевиками. Несмотря на ходатайства Шмелёва, был расстрелян его сын Сергей, офицер царской армии, которому тогда было 25 лет. Это событие повергло Шмелёва в тяжелейшую душевную депрессию. На основе пережитого, уже будучи в эмиграции, он написал эпопею «Солнце мёртвых», которая вскоре принесла автору европейскую известность.

Памятник на могиле И. Шмелёва и его жены в Донском монастыре

Из Крыма Шмелёв, когда появилась такая возможность, переехал в Москву, но уже тогда серьёзно задумался об эмиграции — в значительной степени под влиянием обещания писателя И. А. Бунина оказать на первых порах помощь семье писателя. В 1922 году Шмелёв покинул Советскую Россию и отправился сначала в Берлин, а затем в Париж, прожив в этом городе до конца жизни. В Париже его произведения публиковались во множестве русскоязычных эмигрантских изданий, таких как «Последние новости», «Возрождение», «Иллюстрированная Россия», «Сегодня», «Современные записки», «Русская мысль» и других. Там же началась его дружба с русским философом-эмигрантом И. А. Ильиным и длительная переписка с ним (233 письма Ильина и 385 писем Шмелёва).

Годы Второй мировой войны Шмелёв провёл в оккупированном нацистскими войсками Париже. Часто публиковался в прогерманской эмигрантской газете «Парижский вестник». Наступление немецких войск под Москвой писатель воспринял как вступление преподобного Сергия Радонежского в свою вотчину; окружение советских армий — как осуществление тех надежд на духовное воскресение России, которые излил в упомянутой здесь повести «Куликово Поле» (о явлении Преподобного в советском Загорске).. В письме к О. А. Бредиус-Субботиной от 30 июня 1941 года Шмелёв писал: «Я так озарён событием 22. VI, великим подвигом Рыцаря, поднявшего меч на Дьявола. Верю крепко, что крепкие узы братства отныне свяжут оба великих народа. Великие страдания очищают и возносят. Господи, как бьётся сердце моё, радостью несказанной

». Ей же адресовано письмо от 9 октября 1941 года: «…вчера был день моего Сережечки, преп. Сергия Радонежского, России покровителя. Я ждал. Я так ждал, отзвука, — благовестия ждал — с „Куликова поля“! Я его писал ночами, весь в слезах, в дрожи, в ознобе, в вере … Я не обманулся сердцем, Преподобный отозвался… Я услыхал фанфары, барабан — в 2 ч. 30 мин ., — специальное коммюнике: прорван фронт дьявола, под Вязьмой, перед Москвой, армии окружены… идёт разделка, Преподобный в вотчину свою вступает, Божье творится… »

Его старость была омрачена тяжёлой болезнью и нищетой. Скончался 24 июня 1950 года в Покровском монастыре в Бюсси-ан-От от сердечного приступа. Был погребён на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, откуда в 2000 году его прах вместе с прахом супруги был перевезён, согласно его предсмертной воле, на родину, где был захоронен рядом с могилами членов его семьи в некрополе московского Донского монастыря.

Революция, смерть сына и эмиграция

В 1918 году семья Шмелевых переезжает в Алушту, там покупает дом. Сергей младший нуждается в лечении, он воевал в войсках Деникина, отравился на фронте газом и повредил легкие. Ужасы гражданской войны писателем описаны в повести «Как это было», он начинает работу над рассказом «Чужая кровь».

Собрание сочинений И. Шмелёва

В 1920 году на Крымском полуострове уже хозяйничают красные, Шмелева арестовывают, как отца белого офицера, а его сына Сергея расстреливают без суда и следствия, несмотря на многочисленные просьбы убитого горем отца об его освобождении, написанные самому Луначарскому.

Революционные потрясения, ужасы первой мировой войны, расстрел единственного сына, которому едва исполнилось 25 лет, вызвали глубокую депрессию, она была выплеснута в эпопее «Солнце мертвых».

«Красный террор» в Крыму унес более 60 тысяч жизней, позже прозаик напишет, то те, кто убивали не родины, ни России не знали. Далее переезд в Москву, новые потрясения и переживания, и семья принимает решение, покинуть Россию.

В 1922 году Иван Сергеевич с женой, которым Иван Бунин обещает свою поддержку, навсегда покидают родину и эмигрируют вначале в Германию, затем переезжают во Францию, в Париж.

Биография Шмелева

Иван Сергеевич Шмелев родился 21 сентября 1873 г. в Москве. Он рос в богатой, принадлежавшей к купеческому сословию семье.

Его отец, Сергей Иванович, был владельцем плотничьей артели, в которой работало около 300 рабочих. Помимо этого, ему принадлежало несколько бань.

Мать будущего писателя, Евлампия Савинова, являлась дочерью зажиточного купца. Она была строгой, властной и образованной женщиной. Именно она обучила сына начальной грамоте.

Кроме Ивана, в семействе Шмелевых родилось еще пятеро детей.

Детство и юность

Большую часть своего времени маленький Иван проводил вместе с отцом, а также со старым плотником Михаилом Горкиным, который был его воспитателем.

Поскольку старик являлся набожным человеком, он делал все возможное, чтобы привить Шмелеву любовь к религии. Именно благодаря ему мальчик начал верить в Бога и читать священные книги.

Когда Шмелеву исполнилось 7 лет, из жизни ушел его отец, неудачно упав с лошади. После этого воспитание детей и все хозяйственные хлопоты легли на плечи матери.

Достигнув 11-летнего возраста, Иван Шмелев был отправлен в Московскую гимназию.

По воспоминаниям писателя, учеба в ней была одним из самых тяжелых периодов его биографии. В частности, он критиковал педагогов, которые с безразличием и «сухостью» относились к ученикам.

После этого он поступил в Московский университет на юридический факультет.

В этот период в одном из журналов печатают произведение Шмелева «У мельницы». Это был первый успех в его творческой биографии. В 1898 г. его призвали в армию, в которой он прослужил один год.

Первые литературные шаги

После смены места обучения Господь даровал талантливому юноше встречу с Федором Цветаевым, дядей Марины Цветаевой, который заметил стремление и любовь Ивана к литературе, давал тому книги русских писателей, таких как Лев Толстой, Николай Гоголь, Иван Тургенев и других для прочтения.

Иван Сергеевич Шмелев, биография которого наполнена трагизмом, сумел через всю свою жизнь пронести любовь к русской литературе и Творцу.

В годы учебы на юридическом факультете МГУ в 1895 году Иван пишет рассказ «У мельницы», рассказывая о своем восприятии трудностей и формирования человеческой личности.

Женился будущий писатель и публицист рано, в 18 лет он знакомится с 16-летней Ольгой, на ней женится через 3 года, и всю жизнь прожил счастливо в браке, от которого в 1896 году родился сын.

Ольга Александровна Охтерлони — представительница знатного шотландского рода, дочь героя обороны Севастополя. В 16 лет она славилась образованностью и набожностью, этим и покорила сердце молодого Шмелева.

Перед свадебным путешествием молодожены посещают Троице-Сергиевскую Лавру, в которой, будучи еще ребенком, Иван получил благословение старца Варнавы. Именно улыбку батюшки писатель в будущем назовет солнышком Господним, с огромной любовью и нежностью опишет портрет священника.

Важно! Отец Варнава дал молодому человеку крестик и благословил его с пророческими словами, сказал, что талантом он будет превознесен. Свое свадебное путешествие в 1894 году они провели на острове Валаам. Окончание в 1898 году юридического факультета, новые знакомства и общения, увлечение философией позитивизма постепенно удалило Шмелева от религии

Окончание в 1898 году юридического факультета, новые знакомства и общения, увлечение философией позитивизма постепенно удалило Шмелева от религии.

Валаам не просто коснулся души молодого человека, он потряс его, сильные впечатления были выплеснуты в очерках сборника «На скалах Валаама», который очень холодно вначале был встречен читателями.

Постепенно философия и вынужденная служба инспектором, переезд во Владимир-на-Клязьме отодвинули литературу на второй план, и только благодаря настойчивой поддержке жены, Иван Сергеевич снова занимается литературной деятельностью. Молодая жена сумела возвратить мужа в лоно православия.


Семья Ивана Шмелёва

Работая чиновником во Владимирской палате МВД, Шмелев продолжает писать, с 1905 года его произведения рецензирует Максим Горький, которому не чужда тема «маленького человека».

В 1909 году семья возвращается в Москву, известный в литературных кругах публицист присоединяется к литературному кружку «Среда», часто посещаемому Иваном Буниным, Александром Куприным и знаменитым певцом Федором Шаляпиным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector