Святые источники и купальни в дивеево

История камня Серафима Саровского

Камнем Серафима Саровского называют валун, на котором известный отшельник, стоя на коленях, молился в течение 1000 ночей. Считается, что благодаря этому он приобрел целительную силу и способен очистить душу и тело паломника через прикосновения.

Когда монах стал отшельником, он поселился в старой келье в городе Сарове Нижегородской области. Там в Дальней пустыньке в лесу он нашел большой валун, на котором молился по ночам. Днем он переходил на каменную глыбу, которая располагалась в келье, чтобы паломники не отвлекали от общения с богом.

Досоветский период

После смерти батюшки святыню раскололи на отдельные части. Существует легенда о том, что после кончины отшельник явился во снах Молотилову. Он попросил развести рядом с валуном огонь, что помещик и приказал сделать. Как только пламя коснулось каменной глыбы, она рассыпалась на множество осколков.

Части знаменитого валуна разобрали желающие прикоснуться к святыне. Люди верили, что, если осколок опустить в воду, то жидкость станет священной. Самая большая часть святыни была подарена митрополитом Арзамасским Николаем Саровскому церковному приходу.

В 1980 г. на место, где лежал камень отца Серафима, поставили похожий валун, на котором имелись углубления, напоминающие следы от коленей.

Советский период и разрушение святыни

Во времена советской власти второй валун был скинут бульдозером в глубокий ров. Часовни, которые верующие построили в святом месте, были разрушены.

Несмотря ни на что, место, где стояла каменная глыба, сохранилось. Верующие там поставили небольшой деревянный крест.

В это время был утерян и малый камень. После утери святынь место паломничества было временно закрыто.

Постсоветский период

В 1990 г. члены исторического объединения «Саровская пустошь» познакомились с матушкой Серафимой. Возили продукты и лекарства, за что старушка благодарила их, рассказывая истории города Сарова и святых мест.

Однажды она упомянула о том, что у нее во дворе хранится большой подлинный каменный осколок места преклонения батюшки Серафима и разрешила отколоть от реликвии несколько кусочков. Крупный осколок был отравлен в музей, а другие части забрали себе члены исторического общества.

Историки решили восстановить место паломничества, и нашли в лесу похожий камень, который перевезли на нужный участок. Вскоре на валуне возвели скульптуру молящегося отца Саровского.

Пока место поклонения было закрыто для паломничества, люди перенесли благоговение на похожие валуны, находящиеся в Царском ските. Там находятся святыни, наиболее почитаемые из которых Малый медведь и Большой медведь.

Несмотря на то, что на камнях не молился сам Серафим, о них ходит несколько легенд. По одной из них, на валунах стояли на коленях другие монахи, стараясь повторить подвиг знаменитого батюшки. По другой версии, Большой медведь – это окаменевший зверь, который превратился в глыбу от тоски по другу Серафиму.

К просмотру новостной сюжет по теме:

Что можно посмотреть в Дивеево самостоятельно

Многих людей пугает возможность самостоятельных путешествий. Их смущает неосведомленность, незнание исторических и культурных особенностей места, внутренние правила поведения в монастыре.

На самом деле все просто. Правила поведения в Серафимо–Дивеевском монастыре вывешены на воротах монастырской стены. В паломническом центре монастыря вы можете получить любую информацию и ответы на все вопросы. Расписание церковных служб висят на дверях храма. Там же вы найдете рекомендации по церковному этикету.

Соборная площадь Серафимо–Дивеевского монастыря включает в себя три огромных собора: Троицкий (зеленый), Преображенский (белый) и Благовещенский (тоже белый, но он вновь построенный и внутри не до конца отделан).

В Троицком соборе покоятся мощи батюшки Серафима и попасть к его раке можно в любой день в часы работы храма (как правило с 5.00 до 22.00часов). Здесь же в витринах хранятся вещи преподобного и к ним тоже можно приложиться. Знаменитая икона Богородицы «Умиление» находится тоже в Троицком соборе, в центральном пределе.

В Преображенском соборе для поклонения открыт мощевик с частицами мощей Киево-Печерских святых. В этом храме в притворе ежедневно с 9.00 до 16.00 ч. всем желающим дают сухарики, освященные в чугунке батюшки Серафима, и маслице из лампады, горящей у его мощей.

Ежедневные церковные службы совершаются в Троицком и Преображенском соборах попеременно (точное расписание смотрите в самих храмах).

За Преображенским собором начинается Святая Канавка. По ней обязательно надо пройти и прочитать 150 раз молитву: «Богородице, Дево, радуйся». Место это особенное и единственное в мире. Святая Канавка вырыта по повелению самой Богородицы. У Канавки интересная история, а искренняя молитва, прочтенная сердцем здесь, поистине творит чудеса.

За Колокольней расположен уникальный церковный комплекс – в одном здании находится сразу три церкви – Казанский храм, Церковь Рождества Христова, и нижний храм в честь Рождества Богородицы.

В нижней церкви горит неугасимая лампада и там читается Неусыпаемая Псалтырь. Здесь же покоятся святые мощи первоначальницы Дивеевской обители схимонахини Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены. В храм можно попасть с 8.00 до 17.00 ч.

В Казанской церкви находятся мощи Дивеевских Блаженных и к ним можно приложится ежедневно с 8.00 до 17.00 часов.

На территории монастыря находится Домик-музей блаженной Паши Саровской, а в паломническом центре вам могут предложить посмотреть фильм–фотоэкскурсию.

Дивеевская земля славится святыми родниками, и непосредственно в самом селе находится 5 наиболее известных источников.

Недалеко от Серафимо-Дивеевского монастыря, практически в центре села, расположен источник матушки Александры.

От него ведет тропинка к другому старинному роднику – Иверскому. Еще три источника – Казанский, во имя святого Пантелеймона, и в честь иконы Богородицы «Умиление» -находятся в северной части села, в поселке Северном. На машине добраться быстро, а пешком – далековато, но возможно.

Все эти места можно посетить самостоятельно, не полагаясь на турфирмы. На нашем сайте есть вся исчерпывающая информация о Серафимо-Дивеевском монастыре. Прочитав ее, вы будете подготовлены к путешествию. В крайнем случае, при большом желании вы всегда сможете заказать экскурсию уже на месте, в паломническом центре Серафимо – Дивеевского монастыря.

Пантелеймон-целитель и его чудеса на источнике в Дивеево

Святой Пантелеймон известен как целитель с IV века. Безвозмездная врачебная помощь бедным, милосердие ко всем без исключения сделали его выдающейся личностью своего времени и одним из самых почитаемых святых сегодня. Паломничества к источнику сегодня приходятся на любое время года. Источник Пантелеймона в Дивеево находится недалеко от Казанского. Раньше люди здесь не могли купаться, но в 2004 году источник оборудовали и купальней. К тому же вода из него поступает в два разных сруба, в которых оборудованы купальни для женщин и мужчин отдельно. Источник Пантелеймона-целителя — один из самых красивых, вся его территория очень ухожена, а прихожане говорят, что вода в купальнях этого места теплее, чем в других.

К Пантелеймону-целителю обращаются с такой молитвой: «Даруй убо всем нам святыми молитвами твоими здравие и благомощие души и тела, преспеяние веры и благочестия и вся к житию временному и ко спасению потребная…»

История возникновения источника Серафима Саровского в д. Цыгановка

Серафимовский источник появился в 60-х 20го века. После революции город Саров, где в былые времена подвизался святой Серафим Саровский, был закрыт по причине строительства там военного объекта. И к источнику, выкопанному некогда самим святым, о чем и поведала всему миру «Летопись Серафима-Дивеевского монастыря», простые люди попасть уже не могли. Город и прилегающая к нему территория были обнесены колючей проволокой.

И вот как-то охранники, обходившие запретную территорию с дозором, увидели в лесу старичка в белом балахончике. Они его спросили, что он здесь делает, а в ответ старец ударил посохом и в том месте забил источник воды.

Как не пытались скрыть информацию о чуде атеистические власти, но молва об этом разносилась среди людей. И они стали тайком ходить на источник, набирать из него воды, и благодарить батюшку Серафима за чудо. Потому что у верующих сомнений не оставалось: источник святой воды извел сам Серафим Саровский, чтобы люди, лишенные возможности попасть в закрытый город, могли прикоснуться к благодати.

Но такой поворот дела не понравился властям, и в 80-х годах было отдано распоряжение засыпать источник. На место пригнали трактор, но приступить к выполнению приказа не получилось – сломалась какая-то деталь. Представители власти с солдатами уехали за деталью, оставив тракториста одного рядом со своей машиной. И тут случилось еще одно чудо. К трактористу подошел старичок. Обратился к нему по имени и строго сказал: «Источник мой не засыпай!», и исчез.

Когда была доставлена нужная деталь трактора, и хотели возобновить работу, тракторист наотрез отказался выполнять приказ. Как его не уговаривали, чем только не угрожали, а засыпать источник пораженный мужчина отказался.

Когда открылся Серафимо-Дивеевский монастырь, Серафимовский источник передали в его ведение. В 1994 году там отвели русло реки, и получилось искусственное озеро.

С тех пор ведутся работы по благоустройству источника и прилегающей территории, построена часовня.

Иконы Свято-Троицкого собора

Икона Божией матери «Умиление»

В Троицком, как и любом другом соборе, икон немало. Но самая заветная – икона Божией Матери «Умиление». По преданию Серафим Саровский нашел эту икону в лесу, когда неустанно там молился.

Отче Серафим называл этот образ «Радость всех радостей». Постоянно молился перед этой иконой. И ушел из мира в ночной молитве.

Елеем из лампады неугасимо горевшей перед иконой «Умиление» батюшка помазывал посетителей. Все укреплялись духом и в вере, а больные исцелялись.

В соборе находится современная копия с оригинальной иконы батюшки Серафима, тоже чудотворная. Смысл названия «Умиление» чувство смирения, душевного участия. Лик Богородицы освещен внутренним светом. Она внимает молящимся и прислушивается к сокровенному голосу своего сердца. Икона «Умиление» почитается и католиками.

Существует и особая молитва Божией Матери перед ее образом «Умиление». Молясь у этой иконы просят об избавлении от телесных и душевных болезней детей и взрослых, о зачатии ребенка и удачных родах.

Параклис. Молебен Богородице

Нельзя не сказать об особом молебне перед иконой «Умиление». Каждое воскресенье перед иконой служится Паракслис – особое молебное пение. Молебен Пресвятой Богородице нараспев, по нотам.

Есть оригинальная, не похожая на другие, певческая техника. Такое пение называют знамённым, так как раньше вместо нот использовались специальные знаки – «знамёна». Саровский монастырь славился этим древним православным пением – знамённым распевом. Оно пришло на Русь из Византии, вместе с Крещением.

Преподобный Серафим любил петь по время работы. Его житие свидетельствует, что он знал много церковных песнопений. И будучи насельником Саровского монастыря, пел их именно знамённым распевом.

Преподобный заповедовал исполнять Параклис как в Саровской пустыне. То есть знамённым распевом. Вдумайтесь! Слушая Параклис, сквозь века мы прикасаемся ко времени Крещения Руси.

Икона Божией Матери Владимирской Оранской

Также в соборе находится чудотворная икона Божией Матери Владимирской Оранской. Она создана по образу иконы Владимирской Богоматери, которая является заступницей России. Образ Владимирской Богоматери находится в Успенском соборе московского Кремля.

А первая Владимирская Оранская икона была написана в 17 веке. Богородица указала место, где для иконы построили церковь: в лесу появился сияющий столб света. И позже в том месте, на нижегородской земле, обустроился Оранский Богородицкий мужской монастырь.

Перед иконой Владимирской Оранской молятся об исцелении от немоты, косноязычия, болезней конечностей, глаз, благополучии и укреплении семьи. Милосердная Заступница всем, кто взывает в ней с верой, подает помощь и утешение.

Икона преподобного Серафима Саровского

В центральной части собора находится икона батюшки Серафима. Иконы Серафима Саровского одни из тех немногих, которые писали на основе прижизненных портретов. На иконах преподобный точно такой, каким был при жизни.

На иконе Троицкого монастыря Батюшка уже не молод. Правая рука прижата к сердцу – это знак духовной сосредоточенности, внутренней молитвы. Старец смотрит прямо на молящегося. Взгляд добрый, мудрый и прозорливый. Кажется, что душа каждого для него открытая книга.

К преподобному Серафиму Саровскому обращаются с многими молитвами. Просят направить на путь истинный, обрести душевную устойчивость, о замужестве и укреплении семейных уз, об исцелении и даже об успешном бизнесе.

Много чудес было явлено, многие по молитвам Батюшке исцелились. Но в бизнесе и торговле он помогает не всегда. Только чистым сердцем, тем, кто не отказывает в помощи ближнему и занимается благотворительностью.

Как правильно поклоняться святыням

Как уже было сказано выше, прежде чем приехать к святыне или к мощам святого, стоит почитать написанное о ней или о нём. Кроме того, не нужно брать с собой в паломничество много различных устройств, часто выходить в сеть и звонить кому-то, смотреть по вечерам телевизор. Все дела и развлечения должны остаться дома… Нужно устраниться от суеты.

Другой важный аспект паломничества – литургическая жизнь. В Дивеево стоит почаще посещать богослужения и причащаться. Не относитесь к этому месту, как к достопримечательности – впитывайте его святость всей своей жизнью здесь. Пейте святую воду, прикладывайтесь к мощам святых и чудотворным иконам, ходите с молитвой по канавке.

Время, проведённое в Дивеево, стоит посвятить созерцанию. Созерцанию красоты сотворённого Богом мира, созерцанию глубин своей души. Принести покаяние за совершённые грехи, подумать о том, как исправить свою жизнь.

Наконец, молитва за близких. Не забудьте, что ваши родные и друзья тоже хотели бы побывать в Дивеево. Обязательно подайте за них записки, поставьте свечи, купите им небольшие памятные подарки. За вашу заботу Господь обязательно благословит вас!

Источники

Источник преподобного Серафима открылся на берегу реки Сатис в первой половине XX века, когда саровские источники Батюшки стали недоступны для посещения, потому что там разместился военный объект. Сохранилось предание, что в 60-х годах ХХ века солдаты-охранники однажды увидели старца в белом балахончике, с посохом в руке. Он стоял на том месте, где ограждение подходило к самой реке Сатис. Старец трижды ударил посохом о землю — и из трех мест забили родники. Несомненно, что на них перешли сила и слава знаменитых саровских Серафимовых источников. В 1994 году русло реки отвели и устроили искусственное озеро из святой ключевой воды. Часовню 17 июля 2009 года освятил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий в честь преп. Серафима Саровского. На праздник Крещения здесь совершается великий чин освящения воды. На источник батюшки Серафима от Паломнического центра отправляется автобус (билеты можно приобрести в Паломническом центре не ранее, чем за 1 день до предполагаемой поездки).

Летом бывает несколько поездок:в 10.00, 12.00, 14.00 — в будние дни, в 11.00, 13.00, 15.00 − в воскресные и праздничные дни. Осенью, зимой и весной поездки совершаются: в 12.00, 14.00 – в будние дни, в 13.00, 15.00 – в воскресные и праздничные дни.

Где находятся источники, можно посмотреть здесь.

Источник прп. Серафима Саровского

Источник прп. Серафима Саровского

Источник прп. Серафима Саровского

Казанский источник за Голубиным оврагом — самый старинный из дивеевских источников. Источник был почитаем еще в XVIII веке при первоначальнице Дивеевской обители матушке Александре. Предание сохранило память о троекратном явлении в давние времена на этом месте Царицы Небесной. Издавна в Дивееве над Казанским источником стояла большая часовня, которая была разрушена в 1939 году. В 1991 году над источником были устроены часовня и купальня. Здесь совершается таинство Крещения. На праздники Крещения и Казанской иконы Пресвятой Богородицы на этом источнике освящается вода. В начале ХХI века рядом с Казанским источником устроили и освятили еще два источника — в честь великомученика Пантелеимона и в честь иконы Божией Матери «Умиление».

Где находятся источники, можно посмотреть здесь.

Источник Казанской Иконы Божией Матери

Источник Казанской Иконы Божией Матери

Источник вмч. Пантелеимона

До 60-х годов XX века источник матушки Александры находился на берегу реки Вичкинзы. По дивеевскому преданию, он истек из могилы матушки Александры, похороненной у алтаря Казанской церкви. При устройстве запруды на реке Вичкинзе в начале 60-х годов источник был затоплен. Современный источник возник под горою за аптекой сам; есть мнение, что сюда перешел прежний источник, когда сдвинулись доломитовые плиты под давлением воды в запруде. На Крещение, на праздники иконы Божией Матери «Живоносный источник», Преполовение Пятидесятницы сюда совершаются Крестные ходы и освящается вода.

Где находятся источники, можно посмотреть здесь.

Источник прп. Александры Дивеевской

Источник прп. Александры Дивеевской

Источник прп. Александры Дивеевской

Иверский источник находится на юг от источника матушки Александры, на берегу старого русла реки Вичкинзы. Так же, как и на других дивеевских источниках, здесь устроены колодец и купальня. На праздник Преполовения Пятидесятницы на Иверском источнике совершается освящение воды.

Где находятся источники, можно посмотреть здесь.

Источник Иверской Иконы Божией Матери

Источник Иверской Иконы Божией Матери

Источник Иверской Иконы Божией Матери

Явленный источник. Источник находится примерно в километре от села Кремёнки. 9 октября 1670 года в этих местах произошла кровопролитная битва между царским войском и крестьянами из войска Степана Разина. Накануне этого сражения в источнике проявился лик Божией Матери, Которая оплакивала погибших. С тех пор, по явлению в нем лика Божией Матери, и стали называть источник «Явленным». По преданию, Пресвятая Богородица, прежде чем пройти по Канавке, водой этого источника умывает Свое лицо.

Где находятся источники, можно посмотреть здесь.

Явленный источник

Явленный источник

Явленный источник

Явленный источник

В трех километрах от села Автодеева, где находится один из Дивеевских скитов — Никольский, в оврагах прячется источник, освященный во имя Святой Троицы. До революции в престольный праздник Святого Духа отправлялся Крестный ход на источник. После того, как в Автодееве обосновался дивеевский скит, возобновилась традиция ходить Крестным ходом на источник и совершать там молебен.

Где находятся источники, можно посмотреть здесь.

Как добраться и как себя вести

Добраться до источников можно на личном транспорте, с экскурсионным автобусом (источник Явленный включают в некоторые паломнические маршруты).

Есть более трудный, но и более благодатный путь, так как Господь всегда покрывает особой благодатью тех паломников, которые хотят ради веры и исцелений потрудится. Из Дивеева до села Кременок ходят местные автобусы. Расписание рейсов необходимо уточнять на сельской автостанции по телефону 8 (83134) 4-22-37.

Далее оставшуюся часть пути придется проделать пешком.

Вести себя на источниках необходимо благоговейно, не бранится, не кричать. Перед погружением в купель прочитайте молитву и осените себя крестным знамением. С благодарностью за дарованное чудо источника, наберите в свою емкость святую воду. Храни вас Бог в вашем путешествии!

Святые источники в Дивеево: как доехать

В наши дни всё большее количество граждан России обращается к православию, черпая в нём свои духовные силы. Вместе с тем увеличивается с каждым годом и поток паломников в монастырь, расположенный в Дивеево. Адреса источников, являющихся целью поездки, нет смысла указывать каждый в отдельности, поскольку все они, хоть и находятся на определённом расстоянии друг от друга, входят в единый монастырский комплекс, и для их посещения следует прежде всего приехать в саму обитель, откуда сёстры укажут путь к каждому из них.

Адрес монастыря: Нижегородская область, Дивеевский район, село Дивеево. Доехав на поезде или междугороднем автобусе до Нижнего Новгорода, следует продолжить путь от городского автовокзала рейсовым автобусом, следующим до села Дивеево и отправляющимся через каждые 2-3 часа. Несмотря на то что дорога может показаться утомительной, в конце путешествия паломников ожидают святые источники в Дивеево, фото которых представлены в статье.

Казанский источник

Дивеево славится несколькими целебными источниками, названия которых любому православному человеку скажут многое. Один из них сегодня назван по имени иконы, которая была в 1939 году найдена вмёрзшей в лёд. Икона была очень старой, вероятнее всего, она попала в воду вследствие разрушения колодца, который стоял в виде сруба над источником. Местные жители считают икону Казанской Богоматери очень сильной, сюда приносили даже новорожденных детей, которым врачи не давали шансов выжить, и чудодейственная сила помогала. Часовню отстраивали заново и снова разрушали, но икона сохранилась. Одна схимонахиня хранила ее и была свидетельницей ее невероятного обновления, а также многих чудес, которые творила сила, идущая от иконы.

Казанская церковь сегодня располагается на окраине села Дивеево, неподалеку находится и сам источник, самый древний из всех. Вода из него благотворно воздействует на здоровье. Именно к нему приходят верующие крестным ходом, чтобы освятить воду, крестят детей, исцеляются болящие.

Источник матушки Александры

По словам старожилов этот родник не раз менял свое местоположение и существуют местные легенды (повествующие об этом), не вошедшие в официальные источники. Но мы все-таки остановимся на общепризнанной версии.

Ранее источник матушки Александры бил прямо из берега реки Вичкинзы, но в 60-х годах 20 века на реке решили устроить плотину, и источник затопило. А через какое-то время родник забил на новом месте, выше берегом, где впоследствии и устроили купальню, колодец для забора воды и возвели часовню для молитвы.

Про этот источник в народе говорят, что он от самых стен монастыря начинается. Оценивая расстояние, обычные люди пожимают плечами, не особо веря в подобное заявление. Но оказывается, для этого есть свои основания.

Ученые гидрогеологи, изучая феномен Дивеевских источников, обнаружили большое количество подземных чистейших вод. Но источник матушки Александры имеет и еще одну особенность. Вся дождевая и снеговая вода, образующаяся на территории монастырских храмов, уходит в доломитный слой земли. Там она очищается от грязи, и, смешиваясь с подземными водами, выходит как раз в роднике матушки Александры. Вот и получается, что тут действительно вода, истекающая от самых стен монастыря.

Вода в роднике вкусная и целебная. В монастыре хранится много свидетельств исцеления от всевозможных болезней, в том числе и от раковых.

На праздники Крещения Господня, преполовения Пятидесятницы и в день празднования Георгия Победоносца (6 мая) из монастыря на источник совершается Крестный ход и служится молебен.

Надо отметить, что про силу Крещенской воды знают даже не верующие люди, а вот про особенность водоосвящения в день Георгия Победоносца  ведают не многие. В старину, сельские жители прибегали к этому святому за помощью и благословением в сельскохозяйственных работах.  И поныне, воду с источника матушки Александры, освященную в этот день разносят сельчане по своим участкам. С молитвой окропляют землю, теплицы, сады и огороды, а также посевной материал, прося у Бога и святых урожайного года.

Почитание

Суть традиции почитания святого места точно выражена словами прп. Серафима:

Святой имел ввиду, что сама земля здесь освящена присутствием Матери Божией, потому причастна Раю, Царству. Приобщается к святости и каждый, молящийся здесь.

Народные и церковные традиции

Церковное почитание святыни сложилось под непосредственным влиянием прп. Серафима. Это:

  • регулярные крестные ходы после вечерней службы; на Успение здесь также проносят Плащаницу Пречистой; крестный ход идет по ковру из цветов, трав;
  • насельницы также приходят сюда с молитвой во время скорби, болезни, нестроений, требующих помощи свыше.

Крестные ходы по святой Канавке – привычная примета жизни современного Серафимо-Дивеевского монастыря. А вот как проводился крестный ход в старину. Монастырский крестный ход идет вдоль святой Канавки.

Народное сознание, кроме молитвы, особое внимание обращает на святость самого места, освященного присутствием Богородицы. Отсюда традиции:

  • быть в Дивеево не менее суток, дабы удостоиться благословения Пречистой, по слову прп. Серафима, бывающей здесь ежедневно;
  • брать с Канавки землю, а также цветы, траву, остающиеся после крестного хода на Успение Богородицы;
  • многие приходят сюда за исцелением болезней;
  • кроме того, некоторые верующие идут по Канавке босиком, другие – обходят ее на коленях.

Все эти народные традиции не противоречат церковным. Да и прп. Серафим говорил о земле этого «Пояса Богородицы»:

Светское мнение

Точки зрения ученых о Святой Канавке различны:

значительная часть специалистов стремятся изучить историю святыни; само ее восстановление стало возможным благодаря кропотливой работе доктора геолого-минералогических наук Сергея Николаевича Никитина и целой команды исследователей: например, удалось восстановить первоначальный план Канавки, понять, детально выявить, как именно видел ее прп. Серафим; история почитания Канавки воссоздана в книге В.В.Степашкина «Серафим Саровский» (2018 г.)

другие исследователи исходят из традиционного еще с советских времен представления о схожести языческих и христианских «обрядов», усматривают в церковных и народных традициях почитания святыни отголоски языческих верований.

Духовный смысл (мнения священников)

Протоиерей Стефан Ложевский (1899-1986 гг.) застал традицию почитания святыни еще дореволюционного времени. Вот что он пишет:

Вместе с тем, многие священники предостерегают от вульгарного перетолкования пророчеств преподобного о Канавке и судьбе монастыря, о необходимости установления достоверности каждого из предсказаний, приписываемых преподобному.

Каждый год на праздник Успения Пресвятой Богородице (28 августа) Канавку украшают цветами. Накануне с двух часов дня ее закрывают для прохода, и постепенно расцветают рукотворные букеты из пышных и благоухающих роз, ирисов, гладиолусов, астр, хризантем, золотарника. Есть здесь простор для фантазии, но есть и установившиеся за полтора десятилетия каноны для каждого участка и для каждого вида розеток.Расцветившаяся к чину Погребения Божией Матери святая Канавка – это подарок Заступнице рода человеческого.

Особенно губителен «магический» подход некоторых паломников, предполагающих, что уже само по себе пребывание в Дивеево, молитва на Канавке ведут к спасению.

Игум. Петр (Мещеринов) говорит:

«… ездите, жертвуйте, только знайте, что этим вы себе не купите место в раю… главное – исполнять заповеди Христовы в их повседневной жизни и в их общественном служении, не обманывать, не лгать, не гордиться, не воровать и так далее – и тогда, на каком-то пятом или десятом месте, в качестве опции, некоего «духовного отдыха» им будет на пользу их паломничество на Афон или в Иерусалим».

Некоторые правила

На территории источника не принято громко разговаривать и мешать молящимся, ругаться и вольно себя вести.

Женщинам лучше погружаться в сорочках. Перед источником есть торговые палатки, где можно приобрести сорочки для купания и емкости для воды.

В часовне можно поставить свечки и помолится перед иконой. Душеполезно будет перед погружением прочитать Акафист Серафиму Саровскому и попросить у него помощи.

Погружаются в источник троекратно, осенив себя крестным знамением. Также с молитвой и пьют воду. Надо помнить, что святая вода требует от нас благоговения и молитвы, и только тогда по вере нашей она принесет нам пользу душевную и телесную. Воду, которую вы увезете с собой отсюда, также дома принимайте с молитвой, каждый день по чуть чуть.

В праздник обретения мощей Серафима Саровского 1 августа и на Крещение Господне, на Серафимовский источник совершается Крестный ход. Принять в нем участие, помолится на молебне и увидеть освящение воды может каждый желающий. И это благодатное событие запомнится надолго.

Краткая история и описание

История монастыря в селе Дивеево началась в 1760 году, когда странствующей монахине Александре, в миру Агафье Семёновне Мельгуновой, Богородица явилась во сне со словами: «Здесь твой предел, предназначенный тебе Божественным Промыслом.

Монастырь с высоты птичьего полёта

Живи и угождай здесь Господу до конца своих дней. И я всегда буду с тобой и в пределе твоего жительства я создам обитель, равной которой нет на всём свете.

Вид на Серафимо-Дивеевский монастырь со стороны реки Вичкинза

Это мой четвёртый земной удел во Вселенной». С этого времени началось устроение общины. В 1773 — 1774 годах матушка Александра на собственные средства воздвигла церковь Казанской иконы Божьей Матери. В 1788 году местная помещица Жданова, услышав об обители, обетованной свыше, пожертвовала 1300 кв. сажен своей усадебной земли, прилегающей к Казанскому храму. На этой земле матушка Александра построила несколько келий с общей оградой, где поселилась сама с четырьмя послушницами. Сёстры жили по строгому Саровскому уставу, проводя дни в усердном труде и ежечасно (то есть 24 раза в сутки) вставая на молитву.

Собор Спаса Преображения

Скудная пища привозилась один раз в день с трапезной Саровского монастыря. Незадолго до своей смерти, в 1789 году игуменья Александра постриглась в Великую Ангельскую схиму и поручила принять попечение о Дивеевском монастыре иеродиакону Серафиму, известному своими духовными подвигами. В 1794 году Серафим удалился в лес в 5 км от Дивеево и устроил там маленькую келью, посвятив себя аскетическому житию. В продолжение 30-летнего подвижничества иеродиакон зимой и летом носил одну и ту же убогую одежду, питался картофелем, свёклой и снятью, выращенными на своём пустынном огороде. В начале отшельничества отец Серафим брал хлеб из обители, и из своей недельной порции часть отдавал медведям и другим диким зверям, которые приходили к месту его молитвословия.

Собор Троицы Живоначальной

Позднее отец Серафим принял подвиг столпничества и прожил 1000 суток на каменном валуне. Выдержав трёхлетний обет молчания, Серафим сподобился явления Богородицы, повелевшей ему выйти из затвора. За покаянные подвиги преподобный получил дар исцеления и прозорливости, и люди со всей России потянулись к нему за советом.

Однажды келью Серафима посетил помещик Михаил Васильевич Мантуров в сопровождении слуг. Михаил страдал от тяжёлой болезни ног. Лучшие врачи из Москвы и Петербурга не могли остановить раздробление костей. После того, как старец помазал Михаилу Васильевичу ноги елеем, страждущий неожиданно почувствовал, что впервые за многие годы может стоять.

Колокольня

В благодарность за исцеление помещик обрёк себя на добровольную нищету, продал своё имение и стал преданным учеником Серафима. При содействии Мантурова была основана Мельничная община, возглавляемая сестрой помещика — Еленой Васильевной Мантуровой. В 1842 году, через 9 лет после смерти преподобного Серафима две общины объединились в одну, а в 1861 году обитель получила статус монастыря. В 1903 году в Дивеево приезжал император Николай II и беседовал с блаженной Пашей Саровской, предсказавшей ему рождение наследника, царевича Алексия, революцию 1917 года и крах династии Романовых.

Святая канавка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector