История возникновения ислама

Создание ангелов

Затем Бог создал ангелов из света. Они
неспособны не подчиняться Ему и поступают так, как им велено. Они несут
ответственность за выполнение множества различных задач. Например, ангел Джибрил
(Гавриил) отвечал за то, чтобы передать Божье откровение посланникам. С помощью
ангелов Бог разъясняет нам послание, которое было ниспослано пророкам, а также
много других вещей.  

Особенность исламской веры в ангелов
заключается в том, что мусульмане не верят в падшего ангела и в то, что дьявол
был ангелом.

Кроме того, ангелы не являются роботами.
Они обладают многими качествами. Они любят и ненавидят, они молятся, и они
склонны к определенным вещам, но все это в пределах повиновения Богу.

Известные исламские богословы.

В мусульманском мире законоведами признавались только известные богословы.Развитие шариатского судопроизводства способствовало появлению плеяды известных средневековых правоведов, создавших юридические школы —мазхабы.4 основные юридические школы шариата создавались с начала VIII до середины IX вв. и названы по именам основателей:Имам Абу Ханифа (ханафитская),Малик бин Анас (маликитская),Имам аш-Шафии (шафиитская)Имам Ахмад ибн Ханбал(ханбалитская).

Эти классические правовые школы в суннитском исламе оказывают сильное влияние на структуру современных законодательных и судебных органов мусульманских стран и регионов, например:
мусульмане Поволжья,Центральной России и Сибири традиционно придерживаются ханифитского мазхаба,а мусульмане Северного Кавказа —шафиитского.

Основные направления в исламе-суннизм(от арабского—ахль-ас-сунна —«люди Сунны») и шиизм(от арабского —аш-шийа —»приверженцы, последователи»). Основное различие суннизма и шиизма —вопрос о природе власти.
В суннитской трактовке посредничество между Аллахом и людьми прервалось со смертью Мухаммеда. Поэтому лидером исламской общины на любом уровне должно быть избранное этой общиной лицо.

Решение общины выражается в иджме —согласии ее членов. Сунниты почитают праведными 4 первых халифов.
Шииты признают лишь Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда. Носителями божественной благодати, выразителями окончательной истины в вопросах вероучения и бытового поведения считаются в шиизме имамы.

Х

  • Хадис — в переводе с арабского означает «сообщение». Исламский термин, использующийся для обозначения рассказа, в котором содержатся слова о Пророке Мухаммаде ﷺ, который описывает его деяния, жизнеописание. Хадисы могут быть слабыми, хорошими, выдуманными, достоверными.
  • Хадис Кудси — в переводе с арабского – «святой хадис». Такой хадис, который содержит непосредственно слова Аллаха, которые не вошли в Коран.
  • Халяль — в переводе с арабского – «разрешённый». Слово, обозначающее разрешенное или законное действие.
  • Ханиф — в переводе с арабского — «единобожник», тот кто поклоняется Одному Богу, последователь религии Ибрахима (Авраама), ханифами были все пророки и посланники, Пророк Мухаммад ﷺ также исповедовал ханифизм до того, как началась его пророческая миссия. Религия Ислам — также относится к религии Единобожия — Ханифия. 
  • Харам — исламский термин, означающий действие запрещенное или незаконное.
  • Хатиб — имам-хатыб – имам, который произносит пятничную проповедь хутбу.
  • Ха́физ — в переводе с арабского «хранитель». Так именуют людей, которые знают наизусть Коран, а также ученых-мухаддисов, которые знают наизусть более ста тысяч хадисов.
  • Хиджра — этим словом называют переселение мусульман в Медину из Мекки, которое вынужденно состоялось в 622 году, ставшее ново вехой в исламской истории, и с Хиджры начинается мусульманское летоисчисление – со дня, когда состоялось переселение Пророка Мухаммада ﷺ, то есть с 15-16 июля 622 года.
  • Хукм — различные виды религиозных предписаний, в том числе необходимые, обязательные, желательные, нейтральные, необязательные, разрешенные, запрещенные, нежелательные.

Когда появились течения и направления в Исламе

Течения в исламе – это основные направления исламской религии, которые возникли еще во время правления династии Аббасидов, когда началось расхождение этих течений по причине того, что арабскими исследователями массово переводились иноязычные труды ученых из Древней Греции и Персии на арабский язык для мусульманской общины, а затем переводы этих трудов подвергались интерпретации с исламской точки зрения.

Общность религии Ислама сплачивала общину мусульман, но в мусульманских странах возникали этноконфессиональные противоречия. И именно эти противоречия легли в основу тех различий, на основе которых возникли течения суннизма и шиизма – они касались вопросов правоприменения и не касались догматики.

Ислам – единая религия всех мусульман, но это не исключает наличия разногласий между представителями основных направлений Ислама. Между представителями разных течений Ислама существуют также достаточно значительные несовпадения в вопросах, касающихся основных принципов юридических решений, а также в вопросах характера мусульманских религиозных праздников. Расходятся представители разных исламских течений и в своем отношении к иноверцам.

По сведениям большинства источников, сунниты составляют 85 % от всего мусульманского мирового населения. Еще 15 % составляют преимущественно шииты, а также представители мелких мусульманских сект – алавитов, ахмадитов, ибадитов, друзов, исмаилитов и прочих.

Форма и порядок мусульманского приветствия

На вопрос как здороваются мусульмане и как ответить, нельзя дать чёткого и определённого ответа – приветствие может отличаться как по региональному признаку, так и по-родственному, так и по половому – к примеру, многие мужчины мусульмане при встрече пожимают руки, кто-то при этом может приобнять встречного. Разумеется, такое приветствие не подходит при встрече с мусульманкой, или с женщиной старше себя (не являющихся прямыми родственниками). Но всегда корень приветствия заключается в пожеланиях мира и всевозможных благ.

Согласно хадису, переданному ат-Термизи, где говорится о том, как правильно поздороваться по мусульмански, слова приветствия необходимо говорить, когда входишь в дом, тем самым благословляя как само строение, так и живущих в нём. Согласно хадисам, переданным аль-Бухари, младшие должны первыми приветствовать старших – это правило касается как одиночного приветствия, так и группового. Таким образом, младшие должны говорить салям старшим, а небольшие компании – большим компаниям, первыми.

Культура и искусство

Геолокация ислама в VII веке стремительно расширялась. С 632 года благодаря завоеваниям будущей Великой империи мусульманство появилось в Северной Африке, Средней Азии, на Кавказе. Прочно осев в Турции, ислам достиг Балканского полуострова. Менялось мировоззрение, привычный уклад жизни населения этих стран, культура.

Религиоведы считают, что христианство ― старейшая религия ― в большой степени способствовало появлению ислама. Так ли это? Да, но кое с чем поспорить трудно: в результате противостояния двух религий мусульманство превратилось в настоящее учение. Появилась спекулятивная дисциплина (рационалистическая теология), призывающая обращаться к разуму как к Наивысшей силе. Со временем появляются различные школы:

  • группа справедливости и единобожия;
  • ашаризм (основное направление калама);
  • суннитские школы.

Также в качестве сопутствующих предметов начинают преподаваться астрономия и математика. Многое ислам заимствовал у других сверхдержав: Византии, Сирии, Персии, Индии. Наука в целом очень поощряется Кораном. В нем сказано, что истинный мусульманин должен стремиться впитать в себя как можно больше знаний. Некоторые научные деятели убеждены, что именно в исламском мире впервые зародилась наука, которую мы сегодня знаем. Хоть наука и религия мало соприкасаются друг с другом, мусульмане нашли иной подход. Миру известны великие умы: А. Салам (отметился в области ядерной физики, был лауреатом Нобелевской премии), Альхазен (внес вклад в разработку современных научных подходов) и другие ученые-мусульмане, которые приложили немало усилий для развития дисциплин:

  • геометрии;
  • медицины;
  • логики;
  • биологии;
  • физики и т. д.

В жизни мусульманина много религиозных праздников, которые становятся официальными в ряде стран:

  1. курбан-байрам (праздник жертвоприношений), во время которого постятся и совершают паломничество в Мекку;
  2. праздник вознесения ― Мирадж;
  3. день рождения святого Мухаммеда;
  4. обрезание;
  5. траурные церемонии (ашура).

Особое внимание уделяется главному событию года – курбан-байраму. Это мероприятие длится неделю (в некоторых странах до 10 дней)

Курбан-байрам ― один из самых кровавых праздников: это дни ограничений и подношений жертв (баранов). В основе этого праздника лежит легенда об отце, который по указанию Бога должен был принести в жертву своего любимого сына.

В Библии есть похожий сюжет, что еще раз доказывает общность мировых религий. Сына Ибрахим (которому было поставлено условие зарезать дитя) не убил, так как Аллах решил, что Ибрахим по-настоящему верен и предан ему: можно считать, что жестокое испытание пройдено. Жертва была заменена на барашка. Сейчас чаще в жертву приносят баранов, но подходит и другой скот: верблюды, козлы, коровы. Сам обряд жертвоприношения требует соблюдения правил и проводится в определенной последовательности: чтение молитвы во время убийства животного, совершение омовения, трапеза из мяса жертвы, подаяние беднякам.

Б

  • Баракя́т, баракат или барака. — в переводе с араб. — «благодать» от Всевышнего.
  • Барзах — дословно — «преграда» и обозначает место, где человеческие души находятся после физической смерти до дня воскресения.
  • Басмала, Тасмия — обозначает фразу, с которой начинаются все суры Корана за исключением девятой суры. Звучит как «Бисми-лляхи р-рахмани р-рахим».
  • Бейт аль-Мамур — аналог Каабы на небесах или Храм. Бейт аль-Мамур располагается сразу над Каабой на седьмом небе. Дословно — «дом».
  • Бида — нововведения в религиозной сфере, пришедшие или привнесенные в религию ислама уже после жизни Пророка Мухаммада ﷺ и сподвижников его ﷺ.
  • Бурак — неземное потустороннее сокровенное животное, с помощью которого Пророк Мухаммад ﷺ совершил путешествие в Иерусалим из Мекки в ночь Исра валь-Мирадж. Это длинное белое животное, выше осла, ниже мула. Он быстро достигал любой цели, которой достигал взор. В переводе — «молниеносный, сияющий».

Ваххабизм

Говоря о мусульманстве и исламе, о разнице между этими понятиями, нельзя не вспомнить о ваххабизме. Это течение возникло в 18 веке в Саудовской Аравии. Главная цель ваххабизма – вернуть ислам к его первоначальной чистоте и сохранить таким, каким он был еще во времена праведных халифов. Именно представители этого течения первыми предложили избавляться от неверных, считая таковыми даже мусульман, которые хоть в чем-то с ними не согласны. Именно ваххабиты истребили большое количество шиитов, разграбили их святые места, усыпальницы и мечети. Наверное, именно с появлением ваххабитов в мире стали задаваться вопросом о том, в чем отличие ислама и мусульманства. Но этот вопрос нельзя считать идеологически верным. Ваххабизм также является одним из течений ислама, и представители этого течения называют себя мусульманами. Однако отношение остальных представителей мусульманского мира к ваххабитам неоднозначное. Многие считают их сектантами, обвиняют в ограниченности мышления и чрезмерном фанатизме. Ортодоксальные мусульмане высказываются категорически против ваххабитов, считая, что их главным объектом поклонения является не Священный Коран, а деньги и власть. В настоящее время понятие «ваххабизм» ассоциируется исключительно со смертью, терроризмом, убийствами. Распространение его привело к тому, что многие люди усомнились в исламе. Сейчас считается, что ислам не несет в себе ничего, кроме крови и разрушений, хотя на самом деле главными святынями этой религии являются мир, покорность и благоденствие. История же ваххабизма – это войны, обман, подкуп. Другими словами, все то, что не имеет никакого отношения к мусульманской морали. Поэтому не стоит разделять мусульманство и ислам. Разницы между этими понятиями не существует, оба слова имеют прямое отношение к одной и той же религии.

Зарождение Ислама

Точный год возникновения ислама определить нельзя: зарождение ислама связывают с городом Меккой в Западной Аравии и началом седьмого века. В этот период истории господствующей религией было язычество, и каждое племя почитало своих богов, идолы которых были установлены в Мекке. На этом отрезке истории началось постепенное разрушение родоплеменного патриархального строя, и общество начинает разделяться на классы, в результате чего должно было появиться нечто, что объединило бы людей духовно.

В этих условиях и возникает Ислам, который является религией авраамической, как иудаизм и христианство, которые также восходят своими корнями к самым древним формам монотеизма, то есть все эти религии объединяет с исламом принципиально единая картина мира, и относится к богооткровенной или ревелятивной традиции.

Осознание монотеизма происходило на самых ранних этапах зарождения ислама, и это было выражено в проповедях, с которыми обращался к своей умме Пророк Мухаммед ﷺ, главной идеей которых была мысль о необходимости очищения единобожия или таухида от тех искажений, которые были внесены многобожниками, христианами и иудеями.

Создание воды, Трона (Арш) и Подножия (Курси)

Пророк Мухаммад сказал: «Ничто не
существовало помимо Него, ничего не было ни ниже, ни выше Него. Затем Он создал
Свой Трон над водой».

Пророк говорит нам, что сначала был один
лишь Бог и ничего больше. Затем Он создал воду и Трон (Арш). Они были
созданы без помощи ангелов и до сотворения неба и Земли. Пророк Мухаммад
сказал: «Был Бог, и кроме него не было ничего другого, и Его Трон был над
водой. Он написал все в Книге (на небесах), и Он сотворил небеса и Землю».

В Коране Бог много раз упоминает о том,
что Он является Властелином величественного Трона, потому что он является одним
из самых выдающихся и самых великих его творений.  

Курси – это
Подножие Трона, и Бог находится над Троном, и ничего не может от Него скрыться.
В величайшем аяте Корана, известном на арабском языке как Аят аль-Курси,
или «Аят о Подножии», Всевышний упоминает о Своем Подножии, прежде чем Он
упоминает о Своем знании. (Коран 2:255).

Его Подножие (Курси) охватывает
небеса и Землю (Коран 2: 255). Пророк Мухаммад сказал: «Подножие по отношению к
Трону является ничем более, как колечком из железа, брошенным посреди огромной
пустыни».  Кроме
того, Ибн Аббас сказал, что если Подножие (Курси) охватывает все небо и
Землю, то что насчет Трона? Мы абсолютно не знаем о том, насколько велик Трон в
размерах, и, очевидно, мы не можем оценить величие Самого Бога.

При этом Бог не отдален. Во всем Коране Он
подчеркивает, что находится с нами, где бы мы ни были. В 57-й суре
аль-Хадид сразу же после того, как Бог говорит нам о том, что Он поднялся над
Своим Троном, Он говорит, что знает обо всем том, что входит в землю, и обо
всем том, что выходит из нее. Он знает обо всем том, что спускается с неба, и
обо всем том, что поднимается в него. Бог видит все, что мы делаем (Коран 57:
4). Мы знаем, что Бог находится над Своим Троном, но Он Всемогущий, и Его
знание охватывает абсолютно все.

Более того, Бог говорит о великих ангелах,
несущих Трон. Это огромные величественные существа из лучших Божьих ангелов.
Бог говорит, что в Судный День будет восемь ангелов, которые будут нести Его
Трон (Коран 69:17). Пророк сказал: «Мне было позволено говорить об одном из ангелов
Бога Всевышнего и Всемогущего, который является одним из тех, кто носит Трон, и
что расстояние между мочкой его уха и плечом это путь в семьсот лет». (Абу
Дауд) Также было сказано: «Это расстояние можно сравнить с расстоянием, которое
пролетает птица в течение семисот лет». (Ибн Аби Асим)

Что же делают эти ангелы?

Бог говорит нам, что те ангелы, которые
несут Его Трон, и окружающие его ангелы, прославляют Его с благодарностью,
верят в Него и просят прощения для верующих. Они молятся за них, говоря: «Господи!
Все окутано Твоей милостью, и Ты все знаешь, прости же прегрешения тех, кто
раскаялся и последовал Твоему пути; защити их от мучений Ада». (Коран 40:7)

Они прославляют Бога и заявляют о Его
совершенстве, чтобы показать, что Бог не зависит от Трона и от тех, кто несет
Трон. Бог не нуждается в Троне. Бог не нуждается и в тех, кто несет Трон.

Исламское духовенство

В отношении духовных наставников и главных организаторов религиозной жизни мусульмане и христиане во многом отличаются друг от друга. Если в христианской церкви священник – это прежде всего преемник апостольского служения, наделённый во время обряда рукоположения «божественной благодатью», то в исламе его функции сводятся исключительно к техническим вопросам отправления культа.

Например, мулла, отнесённый в дореволюционной России к разряду священства, является, по сути, лишь духовным учителем и толкователем Корана, имам – настоятелем мечети, муфтий – руководителем одной или нескольких общин. Есть и другие религиозные звания, такие как улем – богослов или факих (правовед), и т. д. Каждый из этих служителей выполняет определённую функцию, но никто из них не претендует на роль посредника между человеком и Богом, как это установлено в христианской церкви.

Как надо отвечать, если тебя приветствуют «Салям алайкум»?

Полная форма мусульманского приветствия звучит так – «Ас-саляму алейкум ва-рахмату-Ллахи ва-баракятух», что переводится как «Желаю вам мира, милости и благословения Аллаха». Соответственно, ответ на это будет звучать несколько иначе – «Ва-алейкум ас-салям ва-рахмату-Ллахи ва-баракятух», что переводится как «И вам мира, благословения и милости Аллаха». Однако, часто встречаются сокращения приветственных слов, например «Салам» — в таком случае ответить можно как в полной форме, так и укоротив фразу до ответного «Салам», в этом нет ничего греховного – поприветствовать человека также, как он приветствовал тебя.

Что значит мусульманское приветствие «салям»?

В арабском языке слово «салям» имеет неоднозначный смысл – производными от этого слова считаются слова «мусульманин» или «муслим» — человек, чтящий заповеди Всевышнего, живущий так, чтобы не вредить окружающим, не отягощённый вредными привычками и не совершающий дурных действий. Также эти слова можно охарактеризовать как незамутнённый взгляд на мир и устройство вещей, надёжность и уверенность в окружающих, веру в Аллаха.

Когда мусульманин приветствует другого человека, он искренне желает ему самого наилучшего в мире – милости Всевышнего, мира его дому и живущим в нём, а также благоденствия и здоровья всей семье человека, встреченного на пути.

Вы не одиноки! Некоторые сомнения и заблуждения в вопросе принятия ислама

Человек, который принимает решение стать мусульманином, может опасаться того, что столкнется с непониманием семьи и близких, которые исповедуют другую религию. Но ислам исповедует почти два миллиарда человек: один миллиард восемьсот миллионов (только в России мусульман больше двадцати миллионов). И даже если человек проходит процедуру принятия ислама самостоятельно, он не одинок в своем решении — он становится частью почти двухмиллиардного сообщества мусульман.

Принимая решение обратиться в ислам, человек может испытывать всевозможные сомнения, подпадать под влияние обстоятельств, которые могут вынудить его отложить свое решение: некоторые считают, что принять ислам нельзя без знания арабского языка, другие полагают, что без согласия родных и близких нельзя идти на такой шаг. Но нет такой причины, которая была бы достаточно уважительной для того, чтобы отложить принятие ислама.

Ислам – это истинный путь к Всевышнему Богу. В пользу того, что эта религия является единственно истинной, говорят доводы Корана и Сунны. Ислам – религия, которая основывается на здравом смысле, а не на слепой вере, и в доказательство тому можно привести как научные доводы, приводимые в Коране, так и рассказы о чудесах, совершенных пророком Мухаммадом ﷺ, о тех предсказаниях, которые были даны в предыдущих Писаниях о приходе Пророка Мухаммада ﷺ, учения и законы ислама, в которых содержится великая мудрость и которые затрагивают любой аспект жизни человека.

Относительно принятия ислама существует ряд стереотипов и откровенных заблуждений.

  • Есть мнение, что произносить Шахаду или Свидетельство веры нужно обязательно при свидетелях и в мечети. Это не является обязательным, хотя и желательно, но если у человека не хватает смелости или решимости сделать это прилюдно, но он все-таки хочет стать мусульманином, то может сделать это в одиночестве и в любой обстановке.
  • Есть также убеждение насчет того, как принять ислам мужчине: некоторые считают, что мужчина перед тем, как обратиться в мусульманскую веру, должен сделать обрезание. Есть ряд ученых, которые считают для мусульманина это обязательным, но для того, чтобы принять веру ислама, не нужно делать обрезание.
  • После того, как человек примет ислам, ему следует сделать полное омовение, и только после этого совершать намаз, но не обязательно делать полное омовение перед тем, как человек принимает ислам.

Есть важное правило, которому должен следовать каждый мусульманин: если к нему обращается человек с вопросами о том, как принять ислам мужчине или женщине, то нельзя его оставлять без внимания, ссылаясь на свою занятость. Следует ответить на все вопросы этого человека, если мусульманин знает на них ответы

Особенности имен мусульман

Выбор мусульманского имени задача для родителей очень сложная, поэтому они придумывают его заранее, по всем традициям ислама. Считается, что имя мусульманин должен носить с гордостью, потому что оно несет в себе память его предков. Это имя берегут, называют с почтением.

Запрещено переводить имя мусульманина в уменьшительно-ласкательную форму. Ни в коем случае нельзя употреблять его в ругательном смысле, потому что за это может быть серьезное наказание.

Утвержден полный список мусульманских имен по алфавиту, которые запрещены в наречении детей и в употреблении. Это имена, которые означают не мусульманские термины, войну, грехи, убийства, болезни. Такими именами нельзя называть своих детей, так как это не только принесет им несчастье, но и не будет отражено в официальных документах. Таким образом, ребенок останется без имени.

Женские имена мусульман нежные, характеризующие женское начало и красоту. Например Ясмина — цветок жасмина, Амина, что означает верная.

Мальчикам давали имена мужественные, сильные, вежливые. Например, Авла — достойный, Фатих, что переводится как победитель.

Мусульманская именная формула выглядит так: 

  • детское имя — алам; 
  • отчество — насаб;
  • если ребенок из знатного рода или его семья занимает высокий социальный статус, то к его имени прибавляется титул или звание — лакаб;
  • если ребенок проживает в той стране, в которой не родился, то к его имени прибавляется часть имени, характеризующая его родину — нисба;
  • после окончания именитого учебного заведения в конце имени прибавляется его наименование, что характеризует человека как образованного.

Не принято сокращать имена мусульман до первых букв, как это принято, например в славянской системе именования.

Кратко о возникновении и распространении ислама

Легенда гласит, что в возрасте 40 лет, когда Мухаммед в пещере предавался размышлениям, его посетил ангел Джабраил и принес уму в дар истоки и каноны мусульманства, краткое содержание аятов. Сначала мужчина отнекивался от сакрального знания. Ангел был настойчив, и Мухаммед ощутил в себе искру божественного знания, которое принялся распространять.

В Мекке новая религия, проповедующая принципы смирения и воздержания, не нашла большого числа последователей. Вспыхивающие ссоры вынудили основателя мусульманства в 622 году перебраться в Медину, где быстро образовалось ядро приверженцев мусульманства.

Восемь лет длился газават между исламистами и язычниками. В 630 году, захватив главный священный город арабов, Мекку, Мухаммед объявил ислам господствующей религией.

Женские мусульманские имена

В случае женских мусульманских имен как такового четкого деления на категории нет. Есть лишь одна общая черта у всех вариаций – они все должны отличаться мягкостью и звучностью, а также. должны подчеркивать достоинства женщины. В пример можно привести несколько известных женских вариаций:

  • Айла – луноподобная;
  • Алия – высокая и возвышенная;
  • Закия – невинная;
  • Камила – совершенная и целая.

Но имеются и другие вариации имен, относящиеся к разряду произошедших от названий почитаемых растений (цветов). Это:

  • Гульнара – гранатовый цветок;
  • Захра – цветок, роза;
  • Сидра – лотос.

В общем, вариантов более, чем предостаточно, и все по-своему красивы и привлекательны

Но тем не менее, выбирать имя ребенку, которому прививают мусульманскую религию, нужно осторожно

Ислам и мусульманство: зачем одной религии нужно два имени?

Оба эти слова происходят из арабского языка и оба, естественно, относятся именно к религии. Вся загвоздка в том, что “ислам” (по-арабски — الإسلام‎) – это истинное название религии, его этимология сводится к словам “принятие” и “примирение”. А вот название “мусульманин”, или “муслим” (арабское — مسلم), характеризует приверженца ислама и дословно переводится как “тот, кто покоряется (предается) Аллаху”. Однако при переводе их на другие, в том числе, славянские языки, возникла некая путаница, что привело к разночтению этих слов и чуть ли не сформировало у людей мнения о том, что это названия разных религий или же разных течений одного вероисповедания.

Таков ответ на закономерный вопрос о том, что такое ислам и мусульманство, в чем разница между ними и почему некоторые считают эти слова названиями разных религиозных течений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector