Исход

Странствия евреев по пустыне под предводительством Моисея.

Через три месяца после исхода из Египта, Моисей привел евреев к горе Синай. Здесь Богоизбранный народ стал свидетелем явления Господа. Здесь, на горе Синай, Бог перезаключил Завет со Своим народом и дал ему 10 заповедей и большое количество законов, описанных в главах 21 – 24 Книги Исход. Законы эти призваны были регулировать повседневные отношения евреев.

Евреи оставались жить у горы Синай в течение года. За это время здесь был построен походный храм (скиния), были назначены священники из левитов. Первосвященником стал Аарон. Здесь же была первая перепись евреев, согласно которой среди них было более 603 тысяч здоровых мужчин, которые способны воевать.

Израильтяне поселились в Египте из-за голода

Библейская история исхода еврейского народа из Египта начинается с того, что пастушеский род Иакова-Израиля, спасаясь от голода, поразившего Ханаан, покидает эту землю и переселяется жить в плодородный Египет.

Беглецы поселились здесь в земле Гесем (ныне Тумилат) (Быт. 46:6). Сын Иакова Иосиф Прекрасный благодаря своим способностям стал советником фараона и породнился с представителями местно аристократии.

«Израиль в Египте». Картина Эдварда Пойнтера 1867 год. Для того чтобы уменьшить количество израильтян, проживающих в Египте новый фараон приказал посылать их на тяжёлые работы. Фото: ja-tora.com

Библия говорит о том, что израильтяне жили в Египте в течение 430 лет (Исх. 12:40). Кроме того, Священное Писание также повествует о том, что за это время численность еврейского народа в Египте весьма возросла (Исх. 12:40).

В результате израильтян стал в Египте больше самих египтян. После смерти старого фараона и восхождения на престол нового, не знавшего Иосифа, начались гонения на них.

Чтобы уменьшить израильтян в Египте, фараон приказал убивать их первенцев.

Дело в том, что новый правитель испугался возможности военного столкновения и отправил сынов израилевых на тяжелые работы, стараясь таким способом уменьшить их численность (Исх. 1:10-11).

Это было безрезультатно. Чтобы исправить сложившееся положение он приказал убивать всех младенцев, рождавшихся у израильтян (Исх. 1.15-22). В это период рождается пророк Моисей. Именно Моисей вывел евреев из Египта.

Моисей, опускаемый матерью на воды Нила. Тыранов Алексей Васильевич, 1808-1859 годы. Для того, чтобы спасти младенца Моисея от убийства египтянами по приказу фараона, его мать Иохаведа в просмолённой корзине пустила его по водам Нила. Фото: ippo.ru

Для того чтобы спасти младенца от убийства, его мать Иохаведа положила трёхмесячного сына в просмолённую корзину и пустила по водам Нила под присмотром своей дочери. Дочь фараона пошла на реку купаться, увидела плывущую корзину и взяла его в свой дом.

Иохаведа позже поступила к ней на службу и стала кормилицей своего собственного сына. Моисей рос и воспитывался при дворе фараона, но однажды вышел к израильтянам и убил египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал его соплеменника.

Моисей

В результате Моисею пришлось бежать из Египта и поселиться в земле мадианитян.

Гора Синай. Заповеди

Народ израильский продолжил свой путь и остановился возле горы Синай. Шел третий месяц его скитаний. Бог послал Моисея на вершину горы и сказал, чтобы народ Его подготовился к встрече с Ним, чтобы были они чистыми и вымыли свои одежды. На третий день были молнии и громы, и доносился сильный трубный звук. Десять заповедей Моисей и народ получили из уст Бога, и теперь они должны были жить по ним.

Первая гласит: служите одному Богу Истинному, который вывел вас из земли Египетской.

Вторая: не создавайте себе кумира.

Третья: не произносите имя Господа всуе.

Четвертая: по субботам не работайте, а прославляйте имя Господа.

Пятая: почитайте родителей своих, чтобы было вам хорошо и продлились дни вашей жизни на земле.

Шестая: не убей.

Седьмая заповедь: не прелюбодействуй.

Восьмая: не укради.

Девятая: не произноси ложных свидетельств на своего ближнего.

Десятая: не желай ничего ближнего своего, ни дома его, ни жены его, ни поля его, ни раба или рабыни его, ни вола его, ни осла его.

Воззвал Господь Моисея на гору Синай и долго беседовал с ним, по окончании беседы вручил ему две каменные скрижали с заповедями. Сорок дней пробыл Моисей на горе, и Бог учил его, как нужно правильно выполнять Его наказы, как надо построить походную скинию и служить в ней Богу своему.

[править] Диодор — Гекатей

На Египет нападали не только гиксосы, но и народы моря. Хотя обычно, они считаются выходцами из Греции, остров Средиземного моря и некоторых частей Малой Азии, но нельзя исключать, что среди народов моря могли быть и семиты.

Одним из народов моря были данайцы, названные так по имени Даная.

Диодор Сицилийский и Гекатей Абдерский, говоря про исход евреев, упоминали и Даная:

Если интерпретировать текст так, что включение в описание исхода евреев обозначены, как их часть, Кадм и Данай, и те, кто с ними переселился в Грецию, то, следовательно, существовала традиция о том, что во-первых Данай связан с финикийцем Кадмом, во-вторых, не является таким образом греком, в-третьих, является евреем.

Возможно, данайцы — это колено Дана, тем более что есть указание очень древней Песни Деборы, в которой ясно говориться, что данитяне имели корабли. По египетским памятникам, данайцы обрушивались и на Египет.

Относительно Кадма надо отметить, что он был сыном Агенора, легендарного царя Тира, города, который согласно книге Иисуса Навина считался частью колена Ашера. Особенно сильны были связи Тира с Израильским царством.

Связь между финикийцами и гиксосами подтверждает Африкан: «15-я династия пастухов. Они были финикийцы, иноземные цари, взявшие Мемфис и основавшие город в Сефроитском номе, опираясь на который, владели египтянами». Финикийцы были морским народом, и основали ряд колоний на островах Эгейского моря и в самой Греции.

Миссионерство в современном мире

После Второй мировой войны отношение к миссионерству изменилось, оно теперь стало восприниматься как неоколониализм и вызывало противодействие. Но само явление не ушло в прошлое, оно продолжается и по сей день. Тут заключен определенный парадокс – христианские проповедники идут в страны, чья культура древнее, а религия уж точно не менее сложна и глобальна, чем та, что приносится извне.

Но та же Индия, а вместе с ней и другие страны «окна 10/40», то есть расположенные между 10 и 40 градусами северной широты, считаются еще и потому перспективными в смысле миссионерства, что испытывают большие сложности в социально-экономическом смысле, проще говоря, это страны бедные, где население лишено даже самого необходимого с точки зрения западного человека. Приходя с проповедями, туда приходят и с проектами строительства больниц, с лекарствами, со школами и даже просто продуктами, потому и спрос на проповеди не снижается.

А между тем, в последние десятилетия отмечается рост агрессии против работающих в стране миссионеров, включая и нападения на христианские миссии. Да и с точки зрения авторитетных фигур индуизма, прибывающие из западного мира миссионеры часто без должного уважения относятся к местным традициям и религии, отмахиваются от сложившихся за века ритуалов и навязывают свои.

Апогеем такого неприятия чужого вмешательства стало отношение к гостям жителей Северного Сентинельского острова, территории, формально принадлежащей Индии, но никак ею не контролируемой.

С племенем, живущим на острове, никогда не было и до сих пор нет никаких контактов, это чрезвычайно воинственные и одновременно крайне уязвимые люди. Любой контакт с ними может обернуться кровопролитием – аборигены активно пользуются оружием и не подпускают к берегу прибывающие лодки.

А кроме того – из-за изоляции, длившейся тысячи лет, эти люди полностью лишены защиты от инфекций современного мира, и, скорее всего, погибнут вскоре после общения с вновь прибывшими. Тем не менее, попытки высадиться на остров предпринимаются, в том числе и теми, кто преследует миссионерские цели. В 2018 году на Северный Сентинельский остров прибыл молодой американец Джон Аллен Чо, который планировал «нести весть об Иисусе этим людям». Закончилось все трагически – молодой человек был убит аборигенами при попытке высадиться на остров.

«Идите, научите все народы»

С появлением каждой новой религии закономерно возникало и желание ее последователей поделиться новым знанием с ближним, некоторые же стремились обратить в свою веру и тех, кто жил на значительном удалении. Не всем конфессиям свойственно расширять таким образом количество своих последователей (некоторые, алавиты, например, не привлекают никого к своему учению и вообще информацию о нем не распространяют). И все же прозелитизм, желание обратить других в свою веру — явление давнее и обычное.

Этим занимаются преимущественно представители мировых религий, само же слово «миссионерство» связывается с христианами. Задачи миссионеров на протяжении двух тысяч лет существования этой религии могли варьироваться. Что значит «обратить в христианство»? Когда-то под этим понималось крещение всех инакомыслящих подряд, целыми деревнями – и, само собой, далеко не добровольно. Успех в этих случаях измерялся по количеству «обращенных» — чем их больше, тем успешнее миссия.

Другой вариант миссионерства – пропаганда христианских ценностей там, где до этого жизнь основывалась на других ценностях. Для этого использовали проповеди, общение с будущими единоверцами, порой имело место даже мученичество – отправившись в чужие края, верующий готов был идти со своей правдой до конца. В любом случае, с иноверцами общались, изучали их языки и культуру. Но поначалу использовали силовые методы – крестили под угрозой расправы.

С эпохой Просвещения методы миссионерской деятельности изменились: вместо насильственного навязывания своих ценностей христианские миссионеры ставили целью распространять знания, для чего во множестве строились школы, а помимо них – больницы и приюты, ведь это все повышало лояльность к чужакам, пришедшим «в чужой монастырь».

Тематический словарь исхода:

  • см. {C} в Исх 12:33
  • бегство Израильтян из Египта

А. Прокомментированные темы

  • {T}СВОБОДА как тема Исхода => Исх 6:6

{T}ПЕРЕХОД как тема Чисел => Чис 9:18
Б. Иаков и его сыновья в Египте

  • — отправились в Египет => Быт 46:1-27

— стали рабами Египтян => Исх 1:8-14
В. Божие освобождение для Своего народа

  • 1. Божий выбор освободителя — Моисей убережен после рождения => Исх 2:1-10

— Моисей призван освободителем => Исх 3:7-22
— Аарону назначено помогать Моисею => Исх 4:13-17,27-31
2. Процесс освобождения

  • — знамения, данные Моисею => Исх 4:1-9

— первое появление перед фараоном => Исх 5:1-5
— второе появление перед фараоном => Исх 7:10-13
— первые девять казней => Исх 7:14-10:29
— подготовка к десятой казни => Исх 11:1-12:28
— истребление первенцев в Египте => Исх 12:29,30
— бегство из Египта => Исх 12:31-39 {C}
— погоня за Израильтянами => Исх 14:5-9
— переход через Чермное море *(Чермное — старое русское название Красного моря (чермный в древнерусском языке oзначает один из оттенков красного цвета).) => Исх 14:10-22,29
— египтяне утонули => Исх 14:23-28
3. Божии мотивы исхода

  • — верность Своим обетованиям => Быт 15:13-16

— любовь к Своему народу => Втор 7:8,9 ; Ос 11:1
Г. Воспоминания Израильтян об исходе

  • — торжественная песнь после перехода через Чермное море => Исх 15:1-21

— установлен ежегодный праздник — Пасха => Исх 13:3-16
— упоминается в Десяти Заповедях => Исх 20:2 ; Втор 5:6
— славится псалмопевцами => Пс 65:5,6 ; Пс 77:12-16 ; Пс 104:26-38 ; Пс 105:8-12
— напоминается пророками => Ис 43:16-21 ; Ис 63:11-14 ; Ос 12:9,13 ; Наум 1:4
Д. Исход в Новом Завете — утверждение и пример могущества Божия => Деян 13:17 ; Рим 9:17

  • — спасения во Христе => 1Кор 10:1-4

— Божией заботы => Ин 6:31-33
— человеческой верности => Евр 11:29
— предупреждения против неповиновения => Евр 3:7-4:2 ; Иуд 5

Существует несколько точек зрения, историчен ли исход израильтян из Египта

Исход евреев из Египта ранее воспринимался всеми как документально точное описание. Эта точка зрения господствовала как в науке, так и в богословии вплоть до ХХ века. В наше время историчность исхода подвергается сомнению. Сейчас существует несколько точек зрения на события исхода.

Видеоролик: Беседы с батюшкой. Книга Исход. Что она для нас значит? Эфир от 29 сентября 2016 года. На 7 минуте 44 секунде автор говорит, что западные ученые заблуждаются, указывая на анахронизмы и делая на основании этого вывод о том, что события исхода не было.

Среди наиболее популярных точек зрения на историчность исхода израильтян из Египта можно назвать следующие:

Точка зрения школы Библейской археологии. Она заключается в том, что историческое событие исхода имело место, и оно соответствует реальной истории, но эти события претерпели поэтическое переосмысление в Библии

Точка зрения большинства западных ученых-библеистов. Этот подход подразумевает признание событий исхода в качестве имеющих место быть. При этом говориться о том, что их масштаб был значительно меньший и основой библейского предания стал народный эпос, в который переродилась реальная история бегства евреев из Египта.

В качестве примера этому приводиться факт того, что отсутствует историческое подтверждение потери Египтом в этот период населения в таком количестве, о котором говорит Библия.

Мифологическая точка зрения.

Её сторонники считают, что вся истории с исходом израильтян из Египта это миф.

Например, они говорят о том, что в том месте, где Моисей переходил море до сих пор не обнаружено никоих следов этому.

Точка зрения библейского ревизионизма. Она заключается в том, что её сторонники говорят о выдуманности предания исхода евреев из Египта.

При этом указывают на то, что непонятно сколько евреев вышло из страны, кто вывел их из Египта (говориться о том, что Моисей — это собирательное имя нескольких израильских вождей), сколько лет водил Моисей евреев по пустыне и почему, и т.д.

При этом признаётся тот факт, что предание об исходе имеет историческое значения.

[править] Мнение науки

И. П. Липовский считает, что было несколько миграций израильтян из Египта. Вначале были изгнаны те, кто входил в число гиксосов («дом Иосифа»), а при Моисее Египет покинул «дом Иакова».

Наиболее обоснованной считается версия, что фараоном-угнетателем был Рамсес II, так как именно при нём велись обширные строительные работы, и в частности был построен город Пер-Рамсес («дом Рамсеса»), который, согласно Библии и строили обращённые в рабов фараоном израильтяне (Исх., 1, 11).

Из Исх. 2:23 явствует, что фараон, закабаливший израильтян, умер до Исхода, значит, если Рамсес II закабалил евреев, Исход произошёл при его сыне Мернептахе; если же Исход имел место при Рамсесе, закабаление израильтян относится к царствованию его отца Сети I.

Существует гипотеза, что исход произошёл несколько позднее, при подавлении восстания Ирсу.

Эммануэль Анати отождествляет гору Синай с горой Хар-Карком.

Рождение Моисея

История Моисея начинается с того, что новый царь Египта, не знавший пророка Иосифа и его служения Египту, обеспокоенный тем, что народ Израиля размножается и становится сильным, начинает относиться к нему с особой жестокостью и заставляет его переутомляться физическим трудом. Но народ все равно крепчал и увеличивался. И тогда фараон приказал бросить в реку всех новорожденных еврейских мальчиков.

В то время в той же семье племени Левиных женщина родила младенца, положила его в корзину с обработанным дегтем дном и пустила по реке. И сестра стала наблюдать, что будет с ним.

В это время дочь фараона купалась в реке и вдруг, услышав плач младенца в тростнике, нашла младенца в корзине. Она сжалилась над ним и взяла его к себе. Сестра тут же подбежала к ней и предложила найти сиделку. С тех пор его кормилицей стала собственная мать. Вскоре мальчик окреп и стал дочерью фараона, как сын. Она дала ему имя Моисей — потому что вытащила его из воды.

Моисей вырос и увидел, как усердно трудятся его братья Израильтяне. Однажды он увидел египтянина, избивающего бедного еврея. Моисей, оглядевшись по сторонам, чтобы никто не увидел его, убил египтянина и закопал его тело в песок. Но вскоре фараон узнал обо всем, и тогда Моисей решил бежать из Египта.

Числа участников Исхода

В Книге Исхода указано количество покинувших страну 600 000 семей. Это число также указано в Книге Чисел и в иудейских древностях . Моисей, по повелению Бога, подсчитывает всех мужчин в возрасте 20 лет и старше. Через два года после бегства из Египта их насчитывалось 603 550. Моисей по повелению Бога попросил 603 550 налогоплательщиков принять участие в святой работе. После восстания Корей , Дафан и Abiron , Моисей ведет другой подсчет , и они только 601 730. археолог Дональд Редфорд Брюс считает , что номер , присваиваемый в библейском тексте не очень надежные , поскольку он слишком велик.

Литература

  • Грец Г. История евреев от древнейших времен до настоящего. 2-е исправленное издание. Т. 1–12 / Перевод с немецкого издания под редакцией О. Инбера. Одесса, 1906-.
  • Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, «Евразия» 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982)
  • Даймонт М. Евреи, Бог и история / Перевод с английского Р. Нудельман. Иер., 1979. 530 с.
  • Дубнов С. М. Всемирная история еврейского народа от древнейших времен до настоящего. Т. 1–10. Рига, 1936–1939.
  • Еврейская история и религия: Сборник статей / Кауфман И., Финкельстайн Л., Эттингер Ш. Перевод с иврита и английского А. Гинзай и Э. Ломовская. Иер., 1982. 264 с.
  • Загадки еврейской истории: Сб. / Составитель Р. Нудельман. М. — Иер., 1990. 208 с.
  • Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton.
  • Рот С. История евреев с древнейших времен по Шестидневную войну. Перевод с английского Тель-Барух, . 428 с.
  • Сэмюэлс Р. По тропам еврейской истории: Перевод с английского. Иер., 1987. 368 с

4. Были ли «10 Казней египетских» на самом деле?

В истории Египта, достаточно подробно документированной многочисленными иероглифическими текстами, не упоминаются ни «казни египетские» в той форме, как они описаны в Библии, ни какие-либо другие события, которые можно было бы с этими казнями ассоциировать. Впрочем, отсутствие письменных свидетельств о десяти казнях египетских часто объясняют тем, что, как сказано в папирусе некоего египетского жреца Ипувера, все писцы Египта были убиты, а их записи развеялись по ветру. Некоторые исследователи полагают, что события казней египетских были столь свежи в памяти египтян, что те не считали нужным записывать их историю и предавать огласке унижение египетского народа и выход евреев из-под подчинения фараону.

Многие ученые неоднократно предпринимали попытки научно обосновать и объяснить «10 Казней египетских». Например, покраснение воды — это известное явление «красные приливы» — цветение водорослей Physteria, испускающих токсины и поглощающих кислород, что вызывает смерть рыбы и массовое бегство жаб. В свою очередь, умирающие жабы и гниющая рыба вызывает прилёт мух — переносчиков инфекции, а это вызывает падёж скота и язвы. Гром, молнии и огненный град — намекает на вулканическую теорию.

Три дня тьмы — это песчаная буря, продолжавшаяся не обычные 1-2 дня, а 3 дня. Причиной затяжной бури могло быть уничтожение саранчой посевов и флоры (ветра не сдерживались листвой) или возможное извержение вулкана, вызвавшего климатические аномалии и вулканическую зиму.

Гибель первенцев объясняется токсинами грибка Stachybotrys atra, расплодившегося только в верхнем слое зерновых запасов, попавшего туда из воды или экскрементов саранчи, и ферментацией его в очень сильный яд — микотоксин. Заражение могло быть в результате соединения ряда культурных факторов. По египетской традиции первым в семье питались старшие сыновья, получая двойную порцию; также питается и скот — к кормушке первым пробивается самое сильное старшее животное. Первенцы и отравились первыми, получив двойную порцию из верхних заражённых запасов зерна. Евреи не пострадали от этой казни, ибо селились вдали от крупных египетских городов и имели независимые пищевые запасы. К тому же они были пастухами, а не земледельцами, и значительную долю их рациона составляло не зерно как у египтян, а мясо и молоко.

Понятно, что евреи увидели в этой эпидемии месть «губителя» — демона пустыни Азазеля, который насылал моровое поветрие, угрожавшего людям и скоту. Библейский рассказ Исхода устанавливает, что приход «губителя» не коснулся израильтян, что позволило им покинуть страну. Так старый праздник жертвоприношений приобретает иное значение: он становится как бы днем рождения народа Божия. Отныне его будут справлять в каждой семье 14 числа весеннего месяца нисана.

Были ли «10 Казней египетских» на самом деле?

В истории Египта, достаточно подробно документированной многочисленными иероглифическими текстами, не упоминаются ни «казни египетские» в той форме, как они описаны в Библии, ни какие-либо другие события, которые можно было бы с этими казнями ассоциировать. Впрочем, отсутствие письменных свидетельств о десяти казнях египетских часто объясняют тем, что, как сказано в папирусе некоего египетского жреца Ипувера, все писцы Египта были убиты, а их записи развеялись по ветру. Некоторые исследователи полагают, что события казней египетских были столь свежи в памяти египтян, что те не считали нужным записывать их историю и предавать огласке унижение египетского народа и выход евреев из-под подчинения фараону.

Многие ученые неоднократно предпринимали попытки научно обосновать и объяснить «10 Казней египетских». Например, покраснение воды — это известное явление «красные приливы» — цветение водорослей Physteria, испускающих токсины и поглощающих кислород, что вызывает смерть рыбы и массовое бегство жаб. В свою очередь, умирающие жабы и гниющая рыба вызывает прилёт мух — переносчиков инфекции, а это вызывает падёж скота и язвы. Гром, молнии и огненный град — намекает на вулканическую теорию.

Три дня тьмы — это песчаная буря, продолжавшаяся не обычные 1-2 дня, а 3 дня. Причиной затяжной бури могло быть уничтожение саранчой посевов и флоры (ветра не сдерживались листвой) или возможное извержение вулкана, вызвавшего климатические аномалии и вулканическую зиму.

Гибель первенцев объясняется токсинами грибка Stachybotrys atra, расплодившегося только в верхнем слое зерновых запасов, попавшего туда из воды или экскрементов саранчи, и ферментацией его в очень сильный яд — микотоксин. Заражение могло быть в результате соединения ряда культурных факторов. По египетской традиции первым в семье питались старшие сыновья, получая двойную порцию; также питается и скот — к кормушке первым пробивается самое сильное старшее животное. Первенцы и отравились первыми, получив двойную порцию из верхних заражённых запасов зерна. Евреи не пострадали от этой казни, ибо селились вдали от крупных египетских городов и имели независимые пищевые запасы. К тому же они были пастухами, а не земледельцами, и значительную долю их рациона составляло не зерно как у египтян, а мясо и молоко.

Понятно, что евреи увидели в этой эпидемии месть «губителя» — демона пустыни Азазеля, который насылал моровое поветрие, угрожавшего людям и скоту. Библейский рассказ Исхода устанавливает, что приход «губителя» не коснулся израильтян, что позволило им покинуть страну. Так старый праздник жертвоприношений приобретает иное значение: он становится как бы днем рождения народа Божия. Отныне его будут справлять в каждой семье 14 числа весеннего месяца нисана.

Примечания

  1. Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton. Стр. 103-110
  2. Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton. Стр. 131-132
  3. Исх. 13:6–7
  4. Исх. 19:6
  5. Исх. 17:9–12
  6. Исх. 20:1–17
  7. Исх. 20:18–22; 21, 22, 23
  8. Исх. 24:7
  9. Исх. 32
  10. Исх. 33:7, 8
  11. Исх. 34
  12. Исх.
  13. 1Цар.
  14. Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton. Главы 14-15
  15. Электронная еврейская энциклопедия, статья «Египет» на основании КЕЭ, том 2, кол. 466–474
  16. Физики подтвердили точность исторических датировок египетских царств
  17. New Dates for Egypt’s Pharaohs — ScienceNOW, 17.06.2010
  18. Компьютер показал, почему расступилось Красное море. BBC-russian
  19. Carl Drews, Weiqing Han. Dynamics of Wind Setdown at Suez and the Eastern Nile Delta. PLoS One
  20. Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, «Евразия» 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982)

10У границ Ханаана. Посылка соглядатаев

Как когда-то столб облачный и огненный вел евреев из Египта, так и теперь облако Господне над скинией указывало, когда народу Израильскому надо было отправляться в путь. «Когда поднималось облако от скинии, тогда отправлялись в путь сыны Израилевы во все путешествие свое; если же не поднималось облако, то и они не отправлялись в путь, доколе оно не поднималось, ибо облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева во все путешествие их» (Исх. 40.36—38) И, наконец, после тяжелых испытаний и невзгод, израильтяне дошли до южной границы Ханаана и остановились в пустыне Фаран, недалеко от города Кадеша. Чтобы перейти границу и начать военные действия против ханаанских княжеств, Моисею надо было иметь точные сведения о военном могуществе страны. С этой целью он посылает в Ханаан двенадцать соглядатаев (разведчиков), отобрав по одному из каждого колена. «Пойдите в эту южную страну и взойдите на гору, и осмотрите землю, какова она, и народ, живущий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен?» (Чис. 13.19). Разведчики, не встречая никаких препятствий, с успехом выполнили порученное им задание. Со слов разведчиков, Ханаан изобиловал природными богатствами, но о его завоевании не могло быть и речи, так как границы страны защищали мощные крепости, гарнизоны которых состояли из сильных и высоких воинов. Израильтяне вновь возроптали. «О, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! И для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? Жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам. Не лучше ли нам возвратиться в Египет?» (Чис. 14.2—3). Иисус Навин и Халев, участвовавшие в разведке, старались успокоить взбунтовавшийся народ и, разорвав на себе одежды, убеждали маловеров, что с Божьей помощью можно овладеть Ханааном, для этого евреям надо иметь только крепкую веру в Того, Кто так чудесно вывел их из Египта. Израильтяне накинулись на Иисуса Навина и Халева, собираясь побить их камнями. Но те спрятались во дворе скинии, и разъяренная толпа, обступив скинию, хотела побить камнями уже не только Иисуса и Халева, но и Моисея с Аароном. Вдруг облако Господне осенила скинию, и Господь, обращаясь к Моисею, сказал: «Доколе будет раздражать Меня народ сей? И доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? Поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя и от дома отца твоего народ многочисленнее и сильнее его» (Чис. 14.11—12). Вновь Моисей с молитвой обратился к Богу о помиловании Израиля. И вновь молитва вождя спасла евреев от неминуемой гибели. И хотя по молитвам Моисея израильтяне избавились от гнева Божия, Господь повелевает Моисею сообщить народу о том, что ни один израильтянин старше двадцати лет не войдет в обетованную землю: «все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; только детям их, которые здесь со Мною, которые не знают, что добро, что зло, всем малолетним, ничего не смыслящим, им дам землю, а все, раздражавшие Меня, не увидят ее» (Чис. 14.22—23). В наказание за непослушание израильтянам предстояло скитаться в пустыне в течение сорока лет (по числу сорока дней пребывания соглядатаев в обетованной земле), и в пустыне закончило свою жизнь все старшее поколение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector