Моисей раздвинул море

Чудеса, которые совершает Моисей

430 лет провели евреи в Египте, войдя в страну в количестве 75 человек, за 1500 лет до нашей эры вышел народ, насчитывающий около 3 миллионов. Трудно представить такую массу людей, с повозками, животными, палатками, нуждающуюся в еде и воде, передвигающуюся по пустыне.

Фараон увидел опустошенные земли, снова обозлился и приказал вернуть рабов. Но Господь приказал пророку вести людей к Красному морю, в то место, где соединяются два канала, и как только еврейский вождь ударил по воде, море расступилось, образовав проход на другой берег.


Переход евреев по дну Красного моря

О ширине этого прохода можно только предполагать, но она была достаточно большой, ведь 3-х миллионный народ успел перейти на другой берег до прибытия египетских колесниц.

Как только последний еврей перешел Красное море, морская пучина накрыла переход, увлекая за собой египтян, погнавшихся за беглецами (Исход, глава 14).

И родилась благодарственная песнь Богу за спасение и его ведение в трудные минуты жизни.

3 миллиона людей находились в пустыне, где вода была основной проблемой. Вода в море была соленой. Через три дня начался ропот, и пророк руками Бога сотворил новое чудо, по повелению Творца бросил в море дерево, после чего вода стала сладкой.

Каждый день манна небесная покрывала землю, давая ежедневное пропитание, которого хватало для всех.

На заметку! Манна стала прообразом Евхаристии, ибо только пища от Бога способна насытить наши души, даровать спасение и жизнь.

При переходе через пустыню Творец сказал, что встанет на горе, по которой будущему святому надо будет только ударить жезлом, чтобы пошла вода. (Исход 17:6). Весь народ и скот получили воду.

Амаликитяне напали на евреев, но Всевышний снова явил чудо через пророка, приказав тому не встать во главе воюющих, а подняться на гору и держать руки поднятыми вверх. Послушание и терпение руководили вождем еврейского народа. Когда он опускал руки, побеждали амаликитяне, поднимал, и победа возвращалась к евреям. Верные соратники пришли на помощь, и держали руки пророка.

Моисей с поднятыми руками — первый прообраз креста.

Господь приказал пророку записать все происходящее, что является еще одним подтверждением того, что Моисей является автором Торы или Пятикнижия в Библии.

Жизнеописание[править | править код]

Основной источник сведений о Моисее — библейское повествование. Его жизни и деятельности посвящены четыре книги Пятикнижия (Исход, Левит, Числа, Второзаконие), составляющие эпопею Исхода евреев из Египта.

Паоло Веронезе. Нахождение Моисея. 2-я треть XVI в. Картинная галерея. Дрезден

Рождение и детствоправить | править код

Книга Исход повествует о том, что родители Моисея принадлежали колену Леви (Исх.). Моисей родился в Египте в царствование фараона, который «не знал Иосифа» (Исх.), бывшего первым вельможей при его предшественнике. Правитель усомнился в верности Египту потомков Иосифа и его братьев и обратил израильтян в рабов.

Но каторжный труд не сократил численности евреев, и фараон приказал топить в Ниле всех новорожденных еврейских младенцев мужского пола. В ту пору в семье Амрама родился сын Моисей. Матери Моисея Иохаведе (Йохевед) удалось скрывать младенца у себя дома в течение трёх месяцев. Не имея более возможности его прятать, она оставила младенца в корзине в зарослях тростника на берегу Нила, где его нашла дочь фараона, пришедшая туда на купание.

Поняв, что перед ней один «из еврейских детей» (Исх.), она, однако, сжалилась над плачущим младенцем и по совету сестры Моисея Мариам (Исх.), издали наблюдавшей за происходящим, согласилась позвать кормилицу-израильтянку. Мариам позвала Иохаведу, и Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его. «И вырос младенец, и она привела его к дочери фараона, и он был у неё вместо сына» (Исх.).

Существуют предположения, что этой доброй принцессой была Термутис, дочь Рамсеса II, или, по другому предположению, Хат-асу (Хатшепсут ??), дочь Тотмеса I, знаменитая впоследствии самостоятельная правительница Египта из XVIII династии.

Моисей был посвящен «во всю мудрость египетскую», то есть во все тайны религиозного и политического миросозерцания Египта. Предание рассказывает, что он во главе египетского войска совершил блестящий поход в Эфиопию и женился на эфиопской принцессе Фарбис.

Из Библии известно только, что Моисей, глубоко огорчённый рабским положением своего народа, однажды в порыве ярости убил египетского надзирателя, жестоко обращавшегося с рабами-израильтянами, и, опасаясь наказания, «убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской» Исх. у священника Иофора (Итро), Исх., или (второе имя) Рагуила . Там он женится на его дочери Сепфоре (Ципоре) и пасёт скот своего тестя.

Откровение и Исходправить | править код

Пася скот у горы Хорев (Синай), он из «неопалимой купины» получил призыв Бога к освобождению своего народа и, возвратившись на берега Нила, вместе с братом Аароном ходатайствовал перед фараоном об освобождении сынов Израилевых из Египта.

Рембрандт. Моисей, разбивающий скрижали,

Упорство фараона подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских»: превращение вод Нила в кровь; нашествие жаб; мор скота; болезнь на людях и скоте, выразившаяся в воспалениях с нарывами; град и огонь между градом; нашествие саранчи; тьма; смерть первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота.

Сыны Израиля двинулись в путь, чудесно перешли через море. В третий месяц по выходу из Египта израильтяне подошли к горе Синай, где Моисей получил от Бога Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшими основой Моисеева законодательства (Торы). Моисеево законодательство и особенно знаменитое «Десятословие» легло в основу нравственного кодекса всего культурного человечества. Так Сыны Израиля стали настоящим народом — евреями. Здесь же, на горе, получил указания о постройке Скинии и законам богослужения.

Моисей дважды всходил на гору, оставаясь там по 40 дней, и видел Бога лицом к лицу. Во время его первого отсутствия народ страшно согрешил: сделал Золотого тельца, перед которым израильтяне начали служить и веселиться. Моисей в гневе уничтожил тельца.

Дальнейшая жизньправить | править код

Жил Моисей 120 лет. Сорок лет провёл во дворце, другие сорок — со стадами овец в земле мадиамской, и последние сорок — в странствовании во главе израильского народа по Синайской пустыне, которое было сопряжено для Моисея со множеством невзгод. Несмотря на великие трудности, Моисей остался служителем Божиим, продолжал вести свой народ, учить его и наставлять. Он возвестил будущее колен Израилевых и приход Мессии. Но в землю обетованную не вошёл, как и Аарон, из-за греха, совершенного ими у вод Меривы в Кадесе (не проявили достаточной веры, чтобы явить святость Божию). Моисей умер перед самым входом в Землю Обетованную и был похоронен на горе Нево. Его могила была скрыта Богом, чтобы склонный, в то время, к язычеству израильский народ не сделал из неё культа.

Сонник — Мора

У южных и западных славян Мора — демон, который душит и мучает спящего человека, наваливаясь ночью ему на грудь. Поляки и кашубы считают, что если в семье подряд рождаются шесть или семь дочерей, то последняя становится Морой. По чешским верованиям, Морой становятся дети, родившиеся с зубами, а по сербским и хорватским, — дети, рожденные в «рубашке», обычно кровавой или синей. Сербы полагают, что Мора — девушка, родившаяся в кровавой сорочке, которую повитуха сожгла на огне. Сербы и хорваты также считают, что Мора — дочь вештицы, а также, что Морами становятся дети, зачатые женщиной в праздник или во время месячных. По польским поверьям, девочка, из которой получается Мора, имеет две души — добрую и злую, при этом злая душа вылетает из тела спящей Моры и вредит людям, но сама Мора ничего не подозревает. Демонические свойства Моры проявляются ночью, а в остальное время она ничем не отличается от окружающих. Западные славяне считают, что Моры душат людей помимо своей воли, когда придет их час. Согласно болгарским и польским поверьям, Моры — души людей, умерших без исповеди, похороненных с нарушением погребального ритуала, а также детей некрещеных или неправильно окрещенных младенцев. У поляков, чехов и лужичан известны поверья и о Морах-мужчинах. Поляки считают, что Мора невидима или выглядит, как неясно различимая человеческая тень, у нее прозрачное тело, она худа, костлява, у нее ненормально длинные ноги, руки, ногти. По сербским поверьям, Мора может принимать вид ночной бабочки или комара, а также животных, связанных с потусторонним миром: летучей мыши, кота, мыши. Мора забирается на грудь спящего человека, давит и мучает его, пьет у него кровь, а у женщин сосет из грудей молоко. По некоторым поверьям, существует несколько разновидностей Мор: одна сосет и душит людей, другая сосет сок деревьев, третья — овощи и сорняки. Жертва Моры бледнеет, чахнет и скоро умирает. Мора может проникнуть в помещение через любое, даже самое маленькое отверстие, в том числе через замочную скважину. Поляки и кашубы полагают, что Мора передвигается в решете, на метле, колесе от тачки, мотовиле, коловороте от прялки (ср. Прялка) или в тележке с одним колесом. В качестве оберегов от Моры используются нож, иголка, воткнутая в одежду, топор или другой железный предмет, чеснок, пояс, который кладут поверх одеяла, хлеб, зеркало. Чтобы прекратить посещение Моры, необходимо ее распознать. Для этого человек, которого душит Мора, должен сказать ей: «Приходи утром, дам тебе хлеба и соли». Первая пришедшая утром женщина и будет Морой . Ей нужно дать обещанное, после чего она больше не будет приходить в этот дом. От Моры можно избавиться, поймав то животное, в которое она обернулась, и искалечив его. Новорожденному с зубами давали в рот кусок дерева, чтобы на него перешла вредоносность ребёнка. Мора происходит из двоедушников. Польская мора душит спящих людей. Хорваты трижды закрещивали мору, который мучил ребенка, кукишем, предварительно на него плюнув).

Рождение Моисея

С вопросом о том, сколько лет водил Моисей евреев по пустыне, стоит разобраться очень подробно. История Моисея начинается с того, что новый царь Египта, не знавший пророка Иосифа и его заслуг перед Египтом, обеспокоенный тем, что народ Израилев множится и становится сильным, начинает относиться к нему с особой жестокостью и принуждает его к непосильному физическому труду. Но народ все равно крепнул и увеличивался. И тогда фараон приказал бросать в реку всех новорожденных мальчиков-евреев.

В это время в одной семье из племени Левина женщина родила младенца, она положила его в корзину с обработанным смолою дном и пустила по реке. А его сестра стала наблюдать, что же дальше будет с ним.

В это время дочь фараона купалась в реке и вдруг, услышав детский плач в тростнике, нашла ребенка в корзине. Она сжалилась над ним и забрала его к себе. Сестра его тотчас подбежала к ней и предложила найти кормилицу. С тех пор родная мать стала ему кормилицей. Вскоре мальчик окреп и стал дочери фараона, как родной сын. Она дала ему имя Моисей – потому что вытянула его из воды.

Моисей взрослел и видел, как тяжко трудятся братья его Израилевы. Как-то раз он увидел, как египтянин бьет бедного еврея. Моисей, осмотревшись по сторонам, чтобы его никто не увидел, убил египтянина и закопал его тело в песке. Но в скором времени обо всем узнал фараон, и тогда Моисей решил бежать из Египта.

Моисей в мировых религиях[править | править код]

В иудаизмеправить | править код

Моисей (ивр. משֶׁה, «Моше») — главный пророк в иудаизме, получивший от Бога Тору на вершине горы Синай. Считается «отцом» (главным) всех последующих пророков, так как уровень его пророчества является наивысшим из возможных, как сказано: «Если и есть у вас пророк, то Я, Господь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним. Не так с рабом Моим Моше, доверенный он во всём доме Моём. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и лик Господа зрит он.» (Числа. 12,6—8).

Своё имя (Моше, обычно говорят — Моше Рабейну, то есть «наш учитель») он получил от спасшей и воспитавшей его египетской принцессы, дочери фараона; оно значит «взятый из воды» (Исх. 2:10).

В христианствеправить | править код

Моисей пророк. Икона. Каргополь, 1590-е гг.

Моисей — великий пророк Израиля, по преданию, автор книг Библии (т. н. Пятикнижия Моисея в составе Ветхого Завета). На Синайской горе принял от Бога Десять заповедей.

В христианстве Моисей считается одним из важнейших прообразов Христа: как через Моисея явлен миру Ветхий Завет, так через Христа — Завет Новый.

Во время Преображения на горе Фавор, с Иисусом были пророки Моисей и Илья.

Икона Моисея входит в пророческий чин русского иконостаса.

Память пророка Моисея отмечается Русской православной церковью 17 сентября (нов. ст.).

В исламеправить | править код

В мусульманской традиции имя Моисей звучит как Муса́ (арабск. موسى). Он — пророк в исламе, которому был ниспослан Таурат.

Призвание Мусы на пророчествоправить | править код

Муса — один из потомков пророка Якуба. Он родился и некоторое время
прожил в Египте. В то время там властвовал фараон, который был неверующим. Муса убежал от фараона к пророку Шуайбу, который в это время владел Мадьяном.

Однажды Муса двигался по дороге, направляясь в Египет, мимо горы Аль-Тур. Ночью, когда похолодало, он с женой сидел в палатке и вдруг увидел в отдалении огонь. Муса сказал жене:
— Подожди здесь, я схожу посмотрю, что это за костер и принесу огня, чтобы растопить очаг и согреться.

Подойдя к тому месту, где он видел огонь, Муса ничего не обнаружил, но вдруг услышал обращённый к нему голос: «О Муса! Истинно, Я это Я — Владыка твой. Посему разуйся, ибо ты в священной долине Тува.

Я избрал тебя; итак, внимай откровению. Истинно, Я это Я — Аллах; нет бога, кроме Меня. Посему поклоняйся Мне и соблюдай Молитву в память обо Мне.

Пойди к фараону и вежливо скажи ему, что, может быть, он вспомнит Аллаха и перестанет быть жестоким и несправедливым. А чтобы он поверил тебе, покажи ему это чудо».

Муса боялся возвращаться в Египет из-за того, что фараон схватит и казнит его за того человека, которого Муса когда-то убил.

Муса был косноязычен, и говорить ему было трудно. Он боялся, что не сможет ничего сказать фараону. В Египте у Мусы оставался брат Харун, который был праведным человеком.
Муса воззвал к Владыке своему:

«Владыка мой, боюсь я, что они обвинят меня во лжи. У меня перехватит дыхание, и не смогу я вымолвить слова. Пошли со мной Харуна, так как я виновен перед ними и боюсь, что они убьют меня».

Аллах сказал ему:
«О Муса, не бойся и помни, что Я спас тебя, когда ты был младенцем. Идите со знамениями Нашими. Я с тобой и не оставлю тебя. Иди ты и твой брат Харун.
Итак, идите вы оба к фараону и скажите ему:
— Мы Посланники Господа своего, Владыки Миров.
Попросите его, чтобы избавил он сынов Израиля от мук и унижений».

Так Аллах Всевышний даровал Мусе и его брату Харуну, мир им, откровение, и они
стали Посланниками Аллаха. Аллах послал их к фараону, призывать его принять
Ислам.

Смерть Мусыправить | править код

Пророк Муса переехал со своим народом на Святую землю (Земля Израиля), где жили враждебно-настроенные многобожные племена. Люди сказали пророку Мусе: «Мы не пойдем туда, пока они не покинут её». Другие сказали: «Пока они живут там, мы ни за что не пойдем туда. Ты сам иди и воюй с ними, а мы останемся здесь». Пророк Муса рассердился и назвал их грешниками.

Аллах Всевышний наказал народ Мусы, мир ему. Они блуждали по земле днем и ночью в течение сорока лет.

Пророк Муса продолжал призывать людей к вере в Единого Бога. И так учил людей до самой смерти. Сначала умер его брат Харун, а через некоторое время Ангел смерти Азраиль взял дух пророка Мусы, мир им.

Десять казней и учреждение праздника Пасхи

Отказ фараона выполнить повеление Божие влечет за собой 10 «казней египетских», серию страшных стихийных бедствий:

1 — превращение вод Нила в кровь (Исх.7:14–24);

2 — нашествие жаб (Исх.8:1–15);

3 — скнипы (комары или паразиты) на людях и на скоте (Исх. 8:16–19);

4 — песьи мухи (род язвительных мух или насекомых) (Исх.8:20–32);

5 — тяжкая язва на скоте (Исх.9:1–7);

6 — болезнь на людях и скоте с воспалениями и нарывами (Исх.9:8–12);

7 — град, побивший все под небом, и огонь между градом (по некоторым толкованиям – хамсин, южный палящий ветер) (Исх. 9:13–35);

8 — нашествие саранчи и гусениц (Исх. 10:1–20);

9 — густая тьма в течение трех дней (затмение солнца) (Исх.10:21–29).

Однако казни лишь еще больше ожесточают фараона.

Тогда разгневанный Моисей пришел к фараону в последний раз и предупредил: «Так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта. И умрет всякий первенец в земле Египетской, от первенца фараона…до первенца рабыни…и все первородное из скота». Это была последняя самая лютая 10-я казнь (Исх.11:1-10 – Исх.12:1-36).

Затем Моисей предупредил евреев, чтобы они в каждой семье зарезали годовалого ягненка и кровью его помазали косяки и перекладину двери: по этой крови Бог отличит жилища евреев и не тронет их. Мясо ягненка следовало испечь на огне и есть с пресным хлебом и горькими травами. Евреи же должны быть готовы немедленно тронуться в путь.

Ночью Египет постигло страшное бедствие. «И встал фараон ночью сам и все рабы его, и весь Египет; и сделался великий вопль в земле Египетской; ибо не было дома, где не было мертвеца».

Потрясенный фараон немедленно вызвал к себе Моисея и Аарона и приказал им вместе со всем их народом идти в пустыню и совершить богослужение, чтобы Бог сжалился над египтянами.

С тех пор евреи каждый год в 14-й день месяца Нисана (день, приходящийся на полнолунье весеннего равноденствия) совершают праздник Пасхи. Слово «пасха» значит «проходить мимо,» потому что Ангел, поражавший первенцев, прошел мимо еврейских домов.

Отныне Пасха будет знаменовать освобождение Народа Божия и его единение в священной трапезе — прообразе Евхаристической Трапезы.

Гнев народа

Через некоторое время народ Израилев обрушился на Моисея с гневом, что им не хватает хлеба и мяса. Моисей успокоил их, заверил, что вечером они наедятся мяса, а утром насытятся хлебом. К вечеру налетели перепела, которых можно было ловить руками. А утром выпала манна небесная, как иней, лежала она на поверхности земли. По вкусу она было похожа на лепешку с медом. Манна стала их постоянной пищей, посылаемой Господом, которую они ели до самого окончания их долгого странствования.

На следующем испытательном этапе у них не оказалось воды, и опять они обрушились на Моисея с гневными речами. И Моисей по воле Божьей своим жезлом ударил по скале, и пошла из нее вода.

Через несколько дней на Израильтян напали амаликитяне. Моисей сказал своему верноподданному слуге Иисусу, чтобы тот выбрал крепких мужей и сразился, а сам стал молиться на высоком холме, подняв к небу руки, как только его руки опускались, враги начинали побеждать. Тогда двое израильтян стали поддерживать руки Моисея, и амаликитяне были разбиты.

Гибель кебитянина от рук Моисея

Описывается случай, как Мойсей шел по городу и увидел, как один из кебитян дерется с израильтянином, который обратился за помощью к проходящему Мусе. Моисей поспешил на помощь, чтобы не допустить несправедливости и жестокости, поскольку знал о том, что кебитяне, которые в то время считались аристократической категорией населения, обращались с израильтянами жестоко. Есть также версия, по которой Муса потому столкнулся с кебитянином, что тот отказывался оплачивать труд израильтянина. Во время драки Муса сильно ударил в грудь своего противника, и тот упал замертво. У Мусы не было намерения убивать его, поскольку это было чревато проблемами не только для него, но и для израильтянина. Моисей сразу же раскаялся в непреднамеренном убийстве, и стал просить прощения у Всевышнего. Этот случай положил начало восстанию себитян, что заставило Мусу сильно нервничать: он ожидал беды каждую минуту, ведь его драка стала достоянием общественности.

Люди из окружения Фараона и жрецы высказывали недовольство тем, что говорил Муса, и стали плести интриги против него. И об этом событии рассказали Фараону, который отдал приказ казнить Моисея. У фараона был родственник, которого звали Хезикл, он предупредил Моисея о грозящей для него опасности. Муса спешно покинул город и бежал на юг Шама в город Мадиан, поскольку на этот город власть фараона не распространялась.

Гнев Моисея. Учреждение скинии завета.

Моисей дважды всходил на гору Синай, оставаясь там по 40 дней. Во время его первого отсутствия народ страшно согрешил. Ожидание показалось им слишком долгим и они потребовали у Аарона сделать им бога, выведшего их из Египта. Испугавшись их необузданности, тот собрал золотые серьги и сделал золотого тельца, перед которым евреи начали служить и веселиться.

Спустившись с горы, Моисей в гневе разбил Скрижали и уничтожил тельца.

Моисей разбивает скрижали Закона

Моисей жестоко покарал народ за отступничество, убив около 3 тысяч человек, но просил Бога не наказывать их. Бог смилостивился и явил ему славу Свою, указав ему расселину, в которой он мог видеть Бога сзади, потому что лица Его человеку невозможно видеть.

После этого опять на 40 дней он вернулся на гору и молился Богу о прощении народа. Здесь же, на горе, получил указания о постройке Скинии, законах богослужения и учреждении священства. Считается, что в книге Исход перечислены заповеди, на первых разбитых скрижалях, а во Второзаконии – то, что было начертано во второй раз. Оттуда он вернулся с осиянным светом Божьим лицом и был вынужден прятать лицо под покрывалом, чтобы народ не ослеп.

Через полгода была сооружена и освящена Скиния — большой, богато украшенный шатер. Внутри скинии стоял ковчег завета — деревянный, обитый золотом сундук с изображениями херувимов наверху. В ковчеге лежали принесенные Моисеем скрижали завета, золотая стамна с манной и жезл Ааронов процветший.

Скиния

Для предотвращения споров о том, кому должно принадлежать право священства, Бог повелел взять у каждого из двенадцать начальников колен израильских по жезлу и положить в скинии, обещая, что у избранного Им жезл расцветет. На другой день Моисей нашел, что жезл Ааронов дал цветы и принес миндальные орехи. Тогда Моисей положил жезл Ааронов пред ковчегом завета на сохранение, во свидетельство будущим поколениям о Божественном избрании в священство Аарона и его потомков.

Брат Моисея, Аарон, был рукоположен в первосвященники, а другие члены из колена Левия — в священники и «левиты» (по-нашему — диаконы). С этого времени у евреев начали совершаться регулярные богослужения и жертвоприношения животных.

Моисей не доверил Богу

Если бы Моисей просто проговорил скале. Тогда всякому неверию был бы положен конец. Потому что Бог видит и слышит. И Ему не все равно до тебя. Вот, что Бог хотел показать. Что Он хотел продемонстрировать тогда

Но вместо этого, Моисей предстал пред народом и начал кричать: «Эй вы, непокорные, мы что должны извлечь для вас воду»?Обратите внимание: и поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды. Чьим жезлом? Не забудьте, его жезл всегда был с ним

Но в этот раз Моисей должен был отложить свой жезл и взять, как Бог сказал ему, жезл Аарона — жезл благодати. И сказать скале. Итак, Моисей использует жезл суда и ударяет по скале. Он ударяет дважды. Тогда, когда Бог сказал ему: «скажи скале».

Он дал вам власть не для того, чтобы вы били Его детей. А чтобы, вы их питали. Кто то из вас может сказать: я никогда не бью никого, ни говорю плохо о других. Но я сам себя очень много осуждаю. Бичую себя, таким образом наказываю. Но ведь ты тоже тело Христа.

Моисей в авраамических религиях

В иудаизме

Моисей (ивр. ‏מֹשֶׁה‏‎, «Моше») — главный пророк в иудаизме, получивший от Бога Тору на вершине горы Синай. Считается «отцом» всех последующих пророков, так как уровень его пророчества является наивысшим из возможных. Так в книге Второзаконие сказано: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу» (Втор. ). Также о нём говорится: «…если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, — он верен во всем дому́ Моём: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит…» (Чис. ). Однако в Книге Исход Моисею запрещено видеть лицо Бога: «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. ).

На основе повествования Книги Исход иудеи считают, что свод религиозных законов иудаизма (Тора) был дан Моисею Богом на горе Синай. Однако, когда Моисей, спустившись с горы, увидел, как евреи поклоняются золотому тельцу, он в гневе разбил скрижали. После этого Моисей вернулся на вершину горы и написал по повелению Бога Десять заповедей своей рукой.

В каббале раскрывается соответствие Моисея (Моше) и нецах. А также то, что Моисей — это кругооборот (гилгул) души Авеля.

Обычно иудеи упоминают Моисея как «Моше Рабейну», то есть «наш учитель».

В христианстве

Моисей пророк. Икона. Каргополь, 1590-е годы

Моисей — великий пророк Израиля, по преданию, автор Пятикнижия, входящего в состав Ветхого Завета. На Синайской горе принял от Бога Десять заповедей.

В христианстве Моисей считается одним из важнейших прообразов Христа: как через Моисея явлен миру ветхозаветный закон, так через Христа, прежде всего в Нагорной проповеди, — новозаветные заповеди.

В синоптических Евангелиях упоминается, что во время Преображения на горе Фавор, с Иисусом были пророки Моисей и Илия (Мф. ).

В книге «Лествица» упоминается, что Моисей в телесном виде явился её автору, преподобному Иоанну Лествичнику, и его гостям.

Икона Моисея входит в пророческий чин русского иконостаса.

Память пророка Моисея отмечается Русской православной церковью 17 сентября по новому стилю.

Филон Александрийский и Григорий Нисский составили подробные аллегорические толкования жизнеописания пророка.

В исламе

В мусульманской традиции имя Моисей звучит как Муса́ (араб. موسى‎). Он — один из величайших пророков, собеседник Аллаха, которому был ниспослан Таурат (Тора). В Коране Муса (Моисей) упоминается 136 раз. В суре 28-й Корана рассказывается о рождении и спасении Мусы из вод Нила.

Муса — пророк в исламе, один из потомков пророка Якуба (библ. Иаков). Он родился и некоторое время прожил в Египте. В то время там властвовал Фираун (Фараон), который был неверующим. Муса убежал от фараона к пророку Шуайбу (библ. Иофор), который в это время владел Мадьяном.

Исход иудеев из Египта, ниспослание Торы (Тауры) на горе Синай

Моисею пришлось выводить своих соплеменников иудеев под покровом ночи, а когда перед ними встало Красное море, пророк Моисей, по велению Всевышнего Аллаха, ударом посоха раздвинул морские волны и перешел по морскому дну со своим народом на другой берег. Фараон, узнав о бешстве израильтян, собрал армию и бросился в погоню, когда же войска Фараона, возглавляемые правителем, устремились вслед за еврейским народом по морю, морские воды сомкнулось над ними, и они погибли в его волнах. Благодаря помощи Господа исход иудеев из Египта состоялся успешно и они были спасены от мучений и гибели от египтян.

Сам же фараон, увидев как морские волны стали смыкаться над ним и осознав свою погибель, уверовал Господа, осознав Его Могущество и свою неминуемую кару, однако его покаяние было слишком запоздалым, Господь сохранил тело фараона, как знамение для следующих поколений и это также стало одним из великих чудес: «Мы переправили сынов Исраила (Израиля) через море, а Фараон и его войско последовали за ними, бесчинствуя и поступая враждебно. Когда же Фараон стал тонуть, он сказал: «Я уверовал в то, что нет Бога, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраила (Израиля). Я стал одним из мусульман». Аллах сказал: «Только сейчас! А ведь раньше ты ослушался и был одним из распространяющих нечестие. Сегодня Мы спасем твое тело, чтобы ты стал знамением для тех, кто будет после тебя». Воистину, многие люди пренебрегают Нашими знамениями» (сура Йунус, 90-92 аяты).

Рождение

История рождения Моисея связана с историей Фараона по имени Рамсес, которому стало известно о том, что скоро придет пророк из сынов Израиля, который лишит его могущества и власти. Поскольку Рамсес был человеком очень властолюбивым и гордым, при котором общество в Египте делилось на себитян и кебитян, то есть униженных евреев, сынов Израиля, и египетских аристократов, ситуация в обществе на тот момент все накалялась, однако приближенные Фараона кебитяне, не желали, чтобы их привилегированное положение хоть как-то менялось.

Когда Рамсесу приснился сон о том, что Египет настигло огненное пламя со стороны Шама (Сирия), правитель усмотрел в этом знак того, что именно из среды израильтян, евреев придет погибель ему и его власти, которая разрушит выстроенную им систему правления. Его опасения подтвердили предсказатели и колдуны, пояснив, что среди сынов Израиля родится вскоре еврейский ребенок, который и станет тем человеком, который разрушит престол Фараона и его прежний мир.

Испугавшись предзнаменования, Фараон издал приказы о том, чтобы в ночь, которую колдуны и предсказатели определили как ночь зачатия будущего пророка, еврейских женщин отделили от их мужей, чтобы между ними не произошло близости: мужчин евреев для этого отправили за город, а женщин строго контролировали в их домах, чтобы они к своим мужьям не приближались. Жена Имрана (это имя отца Моисея), который охранял дворец Фараона, в ту ночь отправилась его навестить, и между ними произошла близость, и они зачали ребенка, а муж сказал Юкабад, своей жене, что может случиться так, что Бог определил с помощью такого случая, чтобы именно у них родился этот ребенок, поэтому беременность свою ей следует скрыть, чтобы не подвергать себя опасности.

В 28-ой суре Корана приводится рассказ о том, как фараон приказал погубить всех евреев мальчиков младенцев, родившихся у женщин народа Израиля, для чего за израильскими женщинами была установлена слежка и постоянные осмотры акушерок, и за тот страшный период двенадцать тысяч или по другой версии девяносто тысяч мальчиков евреев было убито.

Мать Мусы Юкабад очень волновалась о своей судьбе и судьбе своего ребенка, проводила время в размышлениях о том, как спасти своего ребенка, когда он родится. Ей удавалось скрыть свою беременность от посторонних глаз, а также ей очень помогла ее подруга, которая была повивальной бабкой и не выдала свою беременную подругу властям и помогла ей в родах.

Когда родился Моисей, от него исходил такой необыкновенный свет, что повивальная бабка призналась, что поначалу он хотела сообщить властям о рождении мальчика в народе сынов Израиля и получить награду за это, но при взгляде на него у нее зародилась такая к нему любовь, что она берется защищать этого ребенка. Но шпионы Фараона заметили, что из дома Юкабад вышла повивальная бабка, и решили войти в дом и проверить, нет ли там новорожденного ребенка: матери удалось с помощью сестры Мусы утаить ребенка в печи, когда вошли солдаты, и Господь Бог сделал так, что огонь в печи не причинил ребенку никакого вреда. Мать Моисея молилась Богу о том, чтобы Всевышний указал ей способ уберечь своего сына от смерти: она доверила сына Всевышнему Аллаху: положила ребенка в корзину, обмазанную смолой, и опустила на волны реки Нил.

В Священной Книге Коран сказано, что Господь Бог внушил матери пророка Мусы посредством Откровения: «…Корми его грудью. Когда же станешь опасаться за него, то брось его в реку. Не бойся и не печалься, ибо Мы вернем его тебе и сделаем одним из посланников» (сура Аль-Касас, 7 аят).

Когда матери Моисея открылась подсказка от Бога бросить своего новорожденного сына в реку, она заказала плотнику сундучок, который поинтересовался, для чего он ей нужен. Женщина не привыкла врать, и ответила чистую правду, что она является представительницей народа Израиля и у нее родился сын, которого она собирается в этом сундуке спрятать. Плотник был кебитянином и тут же отправился к палачам фараона, чтобы рассказать о женщине и ее сыне, но, когда он открыл рот, чтобы начать рассказ, в его сердце поселился такой страх, что он не смог и слова сказать. Попытавшись объясниться с палачами на языке жестов, плотник был принят ими за клоуна, его избили и прогнали. Так он трижды предпринимал попытки рассказать о женщине палачам, но у него ничего не вышло, и ему пришлось сделать сундук. Мать Мусы положила сына в сундук и пустила по реке, и ее сердце разрывалось при виде того, как волны уносят ее сына все дальше, но Господь Бог ниспослал ей утешение, и сундук вскоре прибило к берегу.

9Сооружение скинии

После этого начал Моисей сооружать посреди стана скинию, как показал ему Господь на горе. Это было делом всего народа Израильского. Поставили скинию в первый день первого месяца, т. е. ровно через год после выхода из Египта.

Скиния состояла из трех частей: Святая Святых, Святилища и двора. Святая Святых являлась самой главной частью храма. В ней находился Ковчег Завета, который представлял собой ящик из дерева ситтим, обложенный внутри и снаружи коваными золотыми листами. Ковчег считался самой большой и главной святыней храма. Моисей, по повелению Божию, положил в Ковчег скрижали, а перед Ковчегом поставил сосуд с манной.

Когда Скиния была закончена, Моисей ее освятил, помазав все ее священные предметы елеем. Тогда же для совершения богослужений при Скинии были избраны Аарон и его сыновья из колена Левия. Если до дарования закона у евреев любой глава семьи мог выполнять священнические обязанности, т. е. приносить жертвы Богу, то теперь священниками могли быть только потомки Аарона. Во главе священников стоял первосвященник. Первым первосвященником был Аарон, которого помазал Моисей. Для помощи в службе священникам при скинии были поставлены остальные представители колена Левия (не потомки Аарона) — левиты.

Когда скиния была сооружена, тогда покрыло ее облако, «и слава Господня наполнила скинию» (Исх. 40.34). Облако над скинией было символом присутствия Господа среди Израиля.

Воспитание во дворце Фараона

Ребенок волей Бога попал во дворец к жене фараона Асие, которая взяла его к себе на воспитание. Служанки жены фараона, увидев, что по реке плывет сундук с ребенком, подобрали его и забрали во дворец, принеся ребенка Асие, которая увидев его, озаренное пророчеством, личико, упросила своего супруга оставить мальчика в живых в надежде, что мальчик может оказаться полезен их семье. Приближенные фараона говорили ему о том, что этот ребенок может стать источником проблем для него, поэтому его следует бросить в море, но его жена сделала все, чтобы спасти этого ребенка. Моисей остался жить во дворце, но ни одна из кормилиц, что были при дворце, не смогли кормить этого младенца, поскольку их грудь начинала гореть огнем, и тогда для мальчика нашли кормилицу-иудейку, которой, по велению Бога, стала мать Моисея. Разлука со своей матерью была недолгой: Всевышний Аллах исполнил обещание и вернул ребенка матери.

Фараон относился к ребенку с недоверием, а когда однажды ребенок схватил его за бороду, чуть не вырвав клок волос, фараон разозлился и кликнул палачей, чтобы они казнили младенца. Жена упросила помиловать Моисея и сказала, что малыш еще не понимает, что он делает.

Когда Моисей вырос и стал совершеннолетним, Господь ниспослал ему озарение: Муса увидел, насколько правитель притесняет его народ, и тогда Моисей стал обличать фараона в том, что он проявляет по отношению к еврейскому народу несправедливость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector