Аз есмь. смысл прошлого, настоящего и будущеговладимир коляда, 2013
Содержание:
В Библии эта фраза встречается в двух местах
Чтобы понять смысл этой фразы, стоит прочесть её в существующем контексте. В первых раз мы находим её в книге Вторазакони:
32
глава Второзакония содержит фразу: «Мне отмщение Аз воздам»
В этой главе Второзакония Господь осуждал народ Израиля за то, что тот забывает Бога. Всевышней говорит, что мог бы стереть весь народ Свой, но не станет этого делать, чтобы враги Израиля не восприняли это как свою победу.
Господь останавливается на теме врагов и говорит, что их заступник — не ровня Всевышнему. Он также перечисляет Свои качества, говорит о Себе как о всезнающем и о Том, у Кого «отмщение и воздаяние». Он говорит, что Сам будет судить народ свой, но не забудет о милости.
Фраза «Мне отмщение и Аз воздам стала ширко известной благодаря апостолу Павлу
Второй раз это выражение встречается в послании Апостола Павла, который заостряет внимание не на контексте, а на том, что означает фраза. Он видит в ней наставление не отвечать злом на зло:. (Рим .12:16–21)
(Рим .12:16–21)
Свт. Феофан Затворник
Юнейший аз есмь и уничижен, оправданий Твоих не забых
Как же это так? Какой же он юнейший, когда уже был в старости? Что за уничиженный, когда был всеми чтимым царем? А может быть, он вспомнил то время, когда Самуил пришел в дом отца его и велел показать ему всех своих детей и когда отец, показав всех старших, сказал: «вот и все», а о нем и забыл, как не стоившем того, чтобы показать его пророку. Так думают блаженный Феодорит, святой Амвросий и Иларий. А может, и то обстоятельство, как он, вызвавшись на единоборство с Голиафом, услышал от соотчичей своих: «Куда тебе, птенец! Он тебя сразу раздавит».
Воспоминая, рассуждает святой Амвросий, то и другое, он и говорит теперь: «И смотреть-то на меня никто не хотел, ради юности моей. Я видел это, но заповедей Твоих не забыл; или так: те ни во что ставили меня, а Ты меня превознес за то, что я заповедей Твоих не забывал». Или и так еще: Ты меня превознес; потому я никогда не забуду заповедей Твоих, видя, как верность привлекает Твое благоволение и облекается силою Твоею. Это – мысль блаженного Феодорита.
Но не лучше ли положить, что он говорит так о себе в чувстве смирения, как думает святой Афанасий. Никакого-то во мне нет толку, будто в маловозрастном, и ничего-то нет во мне, за что можно было бы хоть мало-мало похвалить меня, я ничего не стою; не стою – но заповедей Твоих все же не забываю, зная красоту и величие их, все же уклоняюсь под сень их, чтобы достоинством их прикрыть мое ничтожество. Я облекся в них, как в одежду, чтоб из-за их светлости забыли о моем ничтожестве. Или пожалуй так: я забыл о себе, как о ничтожнейшем, но оправданий Твоих никогда не забывал. А то и так еще: я ничто, несмотря на то, что никогда не забывал оправданий или заповедей Твоих, ибо, при всем моем старании всегда их помнить и ходить по ним, не могу сказать, что совершенно их выполнил, так как широка заповедь Твоя зело (ранее, стих ). В этом смысле он выражает здесь то же, что заповедал Господь чувствовать всем, творящим заповеди Его: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы; яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом.
Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.
Кондак 6
Проповедница великаго и неизреченаго милосердия твоего явися богопросвещенная игумения Таисия, иже внимая велением Твоим, Всесвятая Богородице, благословила инокиню Алипию дивный образ Твой на дсце написати и Духом Святым вдохновляемая икону сию «Азъ есмь с вами и никтоже на вы» нарекла еси. Сие же ныне поминающе, просим Тя, о всепетая Мати, милостиво простри Твой взор, и нам возвести о милости снисхождения всерадостным гласом Твоим, глубокие раны умягчи елеом безмернаго милосердия Твоего. Мы же, обрадованные Твоею к нам материнскою любовию, с ликованием возглашаем о тебе Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиявая радость в скорби сущей игумении, разрушенную древнюю обитель святаго Георгия приявшую и силами своими возобновити не могущую, даровала ей велию милость: явила еси пречудно святую икону Свою, да с трепетом и любовию воспоют к Ней таковая: Радуйся, никогда же нас помощи материнской лишающая; Радуйся, любящих Тя Божественною любовию покрывающая; Радуйся, нестроения житейского моря скоро разрешающая; Радуйся, Аз есмь с вами — приходящим к Тебе возвещающая; Радуйся, и никтоже на вы — ободряющая; Радуйся, сущих в печали и скорби не оставляющая; Радуйся, Небесная наша Мати, Твоими словесы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» бла-годатную силу душам нашим дарующая.
Јкосъ f7
Вэт‡z многовэщaнныz не м0гутъ воспёти дост0йнw тв0й свэтозaрный ли1къ, њ пребlгословeннаz и3 ми вLки нб7сE и3 земли2. Тв0й џбразъ сhй над8 бyрными водaми днeй нaшихъ земнhхъ скользsщій храни1тъ нaсъ t потоплeніz въ житeйскихъ бyднzхъ, всегдA веселsще вз0ръ стремsщихсz къ тебЁ вhну. Мh же ўмилeннw взирaюще на џбразъ сeй со сhмъ прaведникомъ, бlгоговёйнw лобызaющегw н0ги пречcтагw сн7а твоегw2, рaдостнw вопіeмъ си1це:
Рaдуйсz, моли1твами сaгw їwaнна кронштaдтскагw рwссjю сп7сaвшаz: рaдуйсz, въ смyтные временA св0й нар0дъ не њставлsвшаz.
Рaдуйсz, пaстырю кронштaдтскому kви1вшаzсz: рaдуйсz, џбразомъ свои1мъ ѓзъ є4смь съ вaми, и3 никт0же на вы2 рwссjю и3 нhнэ сп7сaющаz.
Рaдуйсz, предвёчнагw младeнца гDа ї}са хrтA показyющаz: рaдуйсz, бlгодaтную рaдость дaрующаz.
Рaдуйсz, цRкви правослaвныz цвётъ бlгоухaнный: рaдуйсz, на сп7сeніе людє1мъ џбразъ св0й дaвшаz.
Рaдуйсz, мyдрости и3 мyжеству научaющаz: рaдуйсz, въ вёрэ всёхъ прибэгaющихъ къ тебЁ ўтверждaющаz.
Рaдуйсz, nбэтовaніе њ моли1твенномъ предстaтельствэ за рwссjю не и3змэнsющаz: рaдуйсz, нар0дъ рwссjйскій воскреси1вшаz.
Рaдуйсz, вLчице, г0рнzz сп7си1тельница бGохрани1магw nтeчества рwссjйскагw.
Феофан Затворник учил, что человек местью лишает Бога шанса на возмездие и берёт на себя грех
Святитель Феофан Затворник предлагал разобрать цитату из Священного Писания ещё и в другом смысле. Он считает, что цитатой из Ветхого Завета апостол Павел усиливает свой призыв не отвечать злом на зло:
Феофан Затворник считал людское отмщение препятствием для Божественного возмездия
В то же время видно, что Феофан Затворник сталкивается с определёнными трудностями. Он будто бы обнаруживает во фразе апостола Павла призыв к смирению, но не может этого утверждать
Святитель пишет осторожно, напоминая, что он только предполагает:
Наконец, святитель считает, что фраза может быть достаточно ёмкой, чтобы вместить разные смыслы. Но главное в ней — обещание суда Божьего и Его возмездия:
Феофан Затворник уверяет, что Господь жаждет отмщения не меньше чем тот, кого обидели. Так что мы вполне можем доверить Всевышнему возмездие:
А вот от самостоятельного отмщения святитель предостерегает. Он сообщает, что если ты решишь сам за себя отомстить, то рассчитывать на возмездие Божие уже не придётся:
Суд Божий — единственное возможное возмездие для христианина Ещё одно предостережение святителя связано с тем ,что ни один человек не способен точно выявить меру отмщения. Ссылаясь на Амворсиаста, Феофан Затворник пишет:
Месть — пагубный поступок для христианина, только Бог вправе совершать отмщение
В конце Фефоан Затворниек подводит итог. Если позволить себе гнев, то под образом праведности сам совершишь пагубный поступок:
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Эта фраза имеет значение — не мстить, а доверить это Богу
Сразу поговорим о значении выражения «Мне отмщение и Аз есьм воздам». Это выражение на церковнославянском языке. В переводе на современный язык оно звучит следующим образом: «На Мне лежит отмщение, и оно придет от меня», то есть, если выразиться более обыденным языком: «Не мстите сами, это сделаю Я».
Эта фраза значит: «Не мстите сами, это сделаю Я». Произносит её Бог
Эта фраза получила широкое распространение благодаря Льву Николаевичу Толстому. Он использовал её как эпиграф в романе «Анне Каренина».
Впервые фраза об отмщении сказана Господом Моисею
Икос 2
Разум благопросвещен имеюще, святые праотцы и пророци Иаков, Моисей, Давид и других множество в словесех, видениях, сониих чудное Рождество Твое и тайну Приснодевства Твоего изобразиша. Проразумеша духом Божиим апостоли Христовы, коль вожделенно будет для верующих начертание на деке святейшего лика Пречистой Девы Богоматери, избраша из среды себе божественного Луку, яко живописца предивна. И той, испроси Матернее от Тебе благословение, подкрепляемый постом и молитвою, написа первую икону Тебе Владычеце, к ней же Сама рекла еси: с образом сим будут благодать Моя и сила. Сего ради со умилением и любовию воспеваем Тебе:
Радуйся, Лествице высокая, землю с Небом совокупльшая;
Радуйся, Бога, на земле явльшагося, во чреве Твоем понесшая и яко Неопалимая Купина нетленною пребывающая.
Радуйся, светоносный Облаче, из Него же всех Владыка, яко дождь на руно, на землю сниде;
Радуйся, яко Живоносный Источник, алчбу и жажду вечныя правды в людех возгревающая.
Радуйся, Христа, манну жизни, во чрево Свое вместившая и души наша хлебом безсмертия насыщающая;
Радуйся, чудный Жезле, цветами добродетелей верных украшающая.
Радуйся, яко молящиеся Тебе от всякаго зла сохраняются.
Радуйся, яко Твои честныя иконы чудесами прославляются;
Радуйся, земли Российския отрадо и всему миру прибежище и утешение.