Иов многострадальный. церковь чтит память святого

Значение святого в православии

Иов жил до пророка Моисея, до того времени, когда Бог дал Завет для избранного народа. Древние толкователи Ветхого Завета отводят Книге Иова особое место.

Бог знал, что ни один человек на земле не любил его так, как Иов. Но он позволил сатане искушать самого верного раба. Господь провоцирует дьявола испытать на нем свою силу, но накладывает на него ограничения: не лишать жизни и разума. Внезапные, необъяснимые страдания довели благочестивого и богобоязненного человека до отчаяния, и он взывает к Богу, не понимая причины его гнева и проклиная свое появление на свет.

Христианские толкователи, включая и православных, рассматривают страдания библейского праотца, как путь к духовному самосовершенствованию, к укреплению веры и приближении к Богу. Господь допустил такие испытания для праведника, чтобы он стал совершенным человеком, который не только услышал, но и увидел Господа.

Из истории праведного многострадальца следует вывод, что страдания грешников и праведников имеют разную причину и последствия. Божье наказание за грехи заставляет людей прийти в церковь, чтобы найти духовную опору в несчастье и болезни, избавиться от пороков. Для праведников телесные и душевные страдания – это способ духовного самосовершенствования, которое включает два аспекта: незыблемую веру, любовь к Богу и стойкое смирение. Иов – пример для верующих, как следует переносить несчастья, чтобы подготовиться в будущей вечной жизни встрече с Богом. Он – символ надежды, обретаемой через страдания.

Дерзновенная любовь

Ответные слова Иова «дерзновенны и страшны», но продиктованы они не страхом, а любовью. Он не может солгать перед лицом Господа, притворно признать себя грешником даже ради собственного спасения. Он хочет понять замысел Бога: его тоска — это тоска человека, который чувствует, что Господь его оставил. Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда. Он преградил мне дорогу, и не могу пройти, и на стези мои положил тьму. Совлек с меня славу мою и снял венец с головы моей. Кругом разорил меня, и я отхожу; и, как дерево, Он исторг надежду мою. Воспылал на меня гневом Своим и считает меня между врагами Своими (Иов 19, 7–11).

Но упование Иова пронизано поистине христианском духом, задолго до воплощения Мессии этот человек чувствует, что его боль и скорбь — это образ скорбного состояния человека на земле после грехопадения, и более того, он верит, что Бог может исцелить эти раны. А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей! (Иов 19, 25–27).

Предел желаний Иова — не возвращение здоровья, не оправдание в глазах общества, не «победа» над Богом, как думают его недалекие друзья, а личная встреча с Ним. О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его! Я изложил бы пред Ним дело мое и уста мои наполнил бы оправданиями; узнал бы слова, какими Он ответит мне, и понял бы, что Он скажет мне

Неужели Он в полном могуществе стал бы состязаться со мною? О, нет! Пусть Он только обратил бы внимание на меня (Иов 23, 3–6)

И Бог ответил вопрошающему.

Житие и мучения Иова многострадального

В Священном Писании есть повесть о праведнике Иове, жившем за 1,5-2 тысячи лет до рождения Спасителя. Книга Иова – часть Ветхого Завета и еврейской Библии (Танаха). Поэтическая, высокохудожественная форма изложения усиливает смысл произведения.

Иов был богобоязненным и благочестивым человеком, выполнявшим волю Господа и не допускавшим грешных мыслей. В библейском тексте указано, что он жил в Северной Аравии, происходил от Авраама (в 6 колене).

Праведный боголюбец счастлив был в детях: семь сыновей и три дочери жили дружно, отличались красотой, здоровьем и трудолюбием. Раз в неделю Иов приносил жертву Богу, чтобы искупить грехи детей, если они в чем-то провинились. Соседи уважали его за честность и мудрость.

Однажды перед Господом явились ангелы, среди которых был дьявол. Сатана был дерзок, похваляясь перед Богом своей властью над людьми. Господь привел ему в пример Иова, как богобоязненного, чуждого пороков человека. На что сатана возразил, что благочестие исчезнет, если лишить праведника его богатств. Став нищим, он будет роптать на свою судьбу и Бога.

Бог сказал ему, что согласен на дьявольское испытание крепости веры Иова. Он отдал его в руки сатаны, запретив принести вред лично ему. В скором времени не стало у праведника богатства, от болезней умерли дети. Став нищим, он вознес молитву, в которой прославил Бога: «Бог дал, Бог взял. Все в руках Божиих». Ни словом, ни мыслями не осквернил благочестивый имя Господа.

Снова предстали перед Престолом Небесным ангелы и сатана среди них. Господь спросил его, убедился ли он, что есть на земле люди, крепкие верой. Дьявол возразил Богу, что раб Божий остается праведником, потому как его не терзают телесные страдания. Господь разрешил сатане испытать верного почитателя своего тяжкой болезнью, но не трогать его душу (не лишать жизни) и разум.

Сатана напустил на благочестивого человека проказу, которая обезобразила его с головы до ног. Прокаженный был вынужден уйти из селения, выбрав себе местом обитания навозную кучу. Чтобы не умереть с голода самой и не дать умереть мужу, его жена вынуждена была наниматься в работницы. Она считала, что несчастья, обрушившиеся на их семью, произошли из-за греховных дел и мыслей мужа.

Жена плакала и корила Иова, требовала, чтобы он покаялся перед Богом. Видя, как муж тяжко страдает, не выдержала и предложила ему воздать хулу Господу, после чего умереть. Но Иов возразил ей, что от Бога надо принимать не только вознаграждения, но и испытания. Страдалец тоже посчитал, что зло исходит от Господа, но принял его наказание безропотно.

Слух о внезапном несчастье праведника достиг его троих друзей. Они решили поддержать Иова в трудную минуту и явились к нему. Увидев, в каком он оказался положении, друзья без слов стали оплакивать несчастливца. Страдалец не вынес их слез и в великом огорчении проклял тот день, когда был зачат и появился на свет Божий. Друзья стали убеждать его, что Бог справедлив, и кара Господня означает, что Иов в чем-то провинился перед Господом. Надо покаяться за грехи, и Бог смилуется над ним.

Многострадальный Иов не мог вспомнить, чем мог прогневать Создателя. Он стал упрекать друзей, что они расстраивают его своими подозрениями в пороках и прегрешениях. Напрасно несчастный пытался убедить их, что ни в чем не виноват перед Господом, что не людям судить, в чем заключается воля Божия. В состоянии душевной скорби праведник обратился к Господу, чтобы тот дал знак людям о его безгрешности.

Внезапно поднялся сильный вихрь. В нем Господь явился к верному рабу и укорил его, что он пытался понять своим умом, в чем смысл Божественного предназначения. Глубокое раскаяние овладело Иовом, и он признал себя ничтожеством, достойным праха и пепла. Друзья Иова стали молить Бога о прощении, но он не принял их раскаяние и дал понять, что получить его они смогут только через Иова, который выступит ходатаем. Добросердечный праведник принес жертву и просил милости Божьей для своих друзей. Бог принял его ходатайство.

Верному рабу своему он вернул здоровье, сделал в два раза богаче прежнего. У праведника родилось 7 сыновей и 3 дочери. После пережитых страданий Бог продлил ему жизнь на 140 лет. Иов увидел своих потомков до 4 колена.

Священное Писание

Деян., 19 зач., VIII, 18-25

18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, 19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.

20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.

21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.

22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; 23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.

24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.

25 Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.

Ин., 21 зач., VI, 35-39

35 Иисус же сказал им: || Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.

36 Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.

37 Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, 38 ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.

39 Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.

Жития святых. Аудио

Праведный Иов Многострадальный (ок. 2000-1500 до Р.Х.)

Дата:
19 мая

Святой Праведный Иов Многострадальный жил за 2000-1500 лет до Рождества Христова. Как сообщается, он был племянником Авраама, сыном брата Авраама — Нахора. Его жизнеописание и подвиги описаны в Ветхозаветной книге Иова. Святой Иов был избранным сосудом Божиим, через которого Бог показал грядущего Мессию. Иов был очень праведным человеком и был наделен множеством добродетелей. Как говорит Иоанн Златоуст, он еще до законной благодати испытал все добродетели на себе и показал нам путь спасения посредством веры в Бога.

Святой Иов имел семерых сыновей и трех дочерей, семья жила дружно, по очереди собирались друг у друга в гостях. Через каждые семь дней святой Иов приносил жертву Богу за каждого из своих детей со словами: «Может быть, кто из них согрешил или похулил Бога в сердце своем». Святой Иов пользовался большим уважением среди жителей за свою праведность, преданность и честность.

Случилось однажды, что Ангелы стояли у Господа и на собрание явился сатана. Господь спросил, видел ли он мужа праведного Иова, на что сатана дерзко ответил Ему: «Неудивительно, что этот муж богобоязлив и Господь его охраняет, оберегает все его богатство. Но если все это отнять у него, тогда бы он похулил Тебя». Тогда Господь попустил, чтобы сатана отнял у Иова богатство, что сатана и исполнил. В одно мгновение Иов лишился богатого своего имущества, лишился всей своей семьи, но при этом произнес такие слова: «Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!» И не похулил Иов Бога ни словом, ни делом своим.

В следующий раз, когда явился сатана, Господь вопросил: «Видел ли ты моего праведного Иова?» Диавол ответил: «Иов праведен, пока сам невредим». Господь вновь попускает сатане отнять у него здоровье, но при этом повелел, чтобы душу его не трогал, то есть не довел его до смерти. В одно мгновение тело Иова покрылось проказой, он был вынужден оставить общество и поселиться за стенами города. Долго он скорбел и страдал от своей болезни. Все друзья и близкие его оставили и даже жена, которая находилась все время перед ним, думала, что он страдает за какой-то тайный свой грех. И она обратилась к нему с безумными словами, чтобы он исповедовал грех свой, проклял Бога и умер. На что Иов ответил: «Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» И опять Иов не похулил Бога и не согрешил ни словом, ни делом.

Пришли трое друзей издалека, которые также считали, что Иов страдает из-за правила наказания за какой-либо грех. Тогда святой Иов обратился лично к Богу, чтобы Он объяснил Иову причину его страданий и своего положения. Господь явился ему в вихре и укорил Иова за то, что он дерзновенно пытается проникнуть своим разумом в тайны судеб Божиих. Праведник искренне раскаялся в своем поступке и словах, и принес жертву Богу. Господь наградил Иова долгими годами жизни. После своих страданий Иов прожил 140 лет, а всего у него было 248 лет жизни. Иов видел своих потомков до четвертого рода. Богатство Иова умножилось вдвое, Господь послал ему еще семерых сыновей и троих дочерей, которые были прекраснее многих живущих на земле.

Церковь нас учит, что образ святого праведного Иова является прообразом Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего на землю и принявшего образ раба, невинно пострадавшего за человеческий род, воскресшего и прославленного в Царствии Небесном.

Теги: Иов Многострадальныйправедный

Проголосовало: За — 8, против: . Общий рейтинг: 8

 

Противостояние Богу

Иов лишился всего, что было — семья разрушена, денег нет, все друзья и знакомые отвернулись, жена пребывает в депрессии и толкает на грех. Характерной особенностью этого человека стало не смирение, а наоборот — стремление выйти с Богом на спор и доказать, что все произошедшее было ошибкой.

Библия описывает диалоги праведника с друзьями — лишь 3 человека пришло поддержать товарища в горе. И в беседе они предлагают каяться, предполагая, что их друг совершил нечто непростительное и ужасное, раз Творец так покарал человека.


Друзья Иова пришли к нему во время страданий

Однако пораженный проказой праведник не соглашается с товарищами и спорит, указывая, что он жил благочестивой жизнью и праведной. Несмотря на то, что все говорят о покаянии, старец твердо уверен в себе и смеет призывать Бога как оппонента — по сути, он спорит с Творцом, что говорит о его решительности и абсолютной уверенности в себе.

Несмотря ни на что, Иов не отрекается от Господа, как это часто бывает с людьми, перенесшими несчастья. Он, как и любой другой, испытывает сильную боль от утраты детей, от болезни, но при этом больше всего страдает от непонимания — за что это все ему?

Он постоянно взывает к Творцу и в итоге Господь отвечает ему — Бог является в вихре и говорит со своим сыном, объясняя, что все находится в Божьей руке и только Он один знает, что и почему происходит.

Иов получает полное исцеление за то, что не усомнился в Боге и за то, что на самом деле был праведником. Господь воздает ему вдвое за все несчастья — к нему возвращается здоровье, жена родит еще 7 сыновей и 3 дочери, богатство не только возвращается, но и удваивается.

Важно! Данная история показывает, что Бог владеет всем на земле и все, что происходит, совершается по суверенной воли Небесного Отца. Человеку никогда не понять почему происходят те или иные вещи, важно доверять Господу и принимать все с благодарностью

Время страданий

Для Иова начинается полоса страданий — сатана ведет его от малых потерь к все большим. Праведник сначала лишается имущества, а потом получает известие о смерти всех своих детей. Причем коварный дух пытается внушить Иову, что источником его несчастий является сам Бог: стада благочестивого семейства уничтожает огонь, сошедший с Небес. Преподобный Исихий Иерусалимский считает, что пожигающим пламенем был сам сатана, принявший внешний облик природной стихии.

Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! (Иов 1, 20–21).

Но небесный спор продолжается. Сатана как бы намекает Богу: Иов пережил испытания не потому, что праведен, а потому, что эгоистичен. Не так уж сильно, мол, он любил своих детей. Но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его,– благословит ли он Тебя? — предлагает лукавый (Иов 2, 5).

Дерзновенная любовь

Ответные слова Иова «дерзновенны и страшны», но продиктованы они не страхом, а любовью. Он не может солгать перед лицом Господа, притворно признать себя грешником даже ради собственного спасения. Он хочет понять замысел Бога: его тоска — это тоска человека, который чувствует, что Господь его оставил. Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда. Он преградил мне дорогу, и не могу пройти, и на стези мои положил тьму. Совлек с меня славу мою и снял венец с головы моей. Кругом разорил меня, и я отхожу; и, как дерево, Он исторг надежду мою. Воспылал на меня гневом Своим и считает меня между врагами Своими (Иов 19, 7–11).

Но упование Иова пронизано поистине христианском духом, задолго до воплощения Мессии этот человек чувствует, что его боль и скорбь — это образ скорбного состояния человека на земле после грехопадения, и более того, он верит, что Бог может исцелить эти раны. А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей! (Иов 19, 25–27).

Предел желаний Иова — не возвращение здоровья, не оправдание в глазах общества, не «победа» над Богом, как думают его недалекие друзья, а личная встреча с Ним. О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его! Я изложил бы пред Ним дело мое и уста мои наполнил бы оправданиями; узнал бы слова, какими Он ответит мне, и понял бы, что Он скажет мне

Неужели Он в полном могуществе стал бы состязаться со мною? О, нет! Пусть Он только обратил бы внимание на меня (Иов 23, 3–6)

И Бог ответил вопрошающему.

Справедливый финал

Бог вернул Иову его прежнее достоинство: здоровье, богатство, дал ему и его жене еще сыновей и дочерей и долгие годы жизни. Но Бог не только наградил праведника, но и простил грешников — его недалеких друзей, за которых праведник Иов принес очистительную жертву.

Имущество Иова в качестве Божией награды удваивается, но число вновь родившихся у него детей оказывается точно таким же, как и количество тех его сыновей и дочерей, что погибли. Почему так? На этот вопрос отвечает святитель Иоанн Златоуст: «Так как скот и имущество, потерянные им, погибли для него окончательно, а человек, умирая, сохраняется для жизни и восстает в воскресении, то и не дает ему детей вдвое, чтобы не лишить его надежды относительно отшедших, но чтобы показать ему, что и они, хотя и похищены смертью, живы».

Значение святого в православии

Иов жил до пророка Моисея, до того времени, когда Бог дал Завет для избранного народа. Древние толкователи Ветхого Завета отводят Книге Иова особое место.

Бог знал, что ни один человек на земле не любил его так, как Иов. Но он позволил сатане искушать самого верного раба. Господь провоцирует дьявола испытать на нем свою силу, но накладывает на него ограничения: не лишать жизни и разума. Внезапные, необъяснимые страдания довели благочестивого и богобоязненного человека до отчаяния, и он взывает к Богу, не понимая причины его гнева и проклиная свое появление на свет.

Христианские толкователи, включая и православных, рассматривают страдания библейского праотца, как путь к духовному самосовершенствованию, к укреплению веры и приближении к Богу. Господь допустил такие испытания для праведника, чтобы он стал совершенным человеком, который не только услышал, но и увидел Господа.

Из истории праведного многострадальца следует вывод, что страдания грешников и праведников имеют разную причину и последствия. Божье наказание за грехи заставляет людей прийти в церковь, чтобы найти духовную опору в несчастье и болезни, избавиться от пороков. Для праведников телесные и душевные страдания – это способ духовного самосовершенствования, которое включает два аспекта: незыблемую веру, любовь к Богу и стойкое смирение. Иов – пример для верующих, как следует переносить несчастья, чтобы подготовиться в будущей вечной жизни встрече с Богом. Он – символ надежды, обретаемой через страдания.

В каких случаях читают акафист, канон

Акафист и канон святому Иову читают в день его памятования 19 мая.  В этот день во многих храмах их читают на общем богослужении.  Это можно делать и в любой день дома перед иконой. 

О чем молятся праведнику

Иову молятся по разным причинам. Среди них можно выделить:

  • ослабление веры из-за сомнений в Божьих любви и справедливости;
  • недостаток терпения и стойкости в тяжёлых обстоятельствах;
  • физические и духовные недуги;
  • борьба с вредными привычками, например, курением.

Как изображают на иконах

Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии

 На некоторых иконах Иов держит в руке белый свиток. Другой рукой он благословляет тех, кто смотрит на икону. На других иконах Иов благословляет двумя руками.

На голове Иова видна царская корона. Он одет в драгоценные одежды. Всё это указывает на его знатное происхождение и высокий статус в обществе.

Самая знаменитая картина

Одной из самых известных картин с изображением великого страдальца является полотно «Иов и его друзья» Ильи Репина. Мастер создавал шедевр в то время, как получал звание свободного художника в 1869 году.

Иов и его друзья — Илья Ефимович Репин. 1869. Холст, масло. 133 x 199

На картине показаны друзья Иова, пришедшие, чтобы выразить ему соболезнование. Хотя ни у кого не видны слёзы, но страх и печаль явно ощущаются у каждого.

  • Художник запечатлел Иова, сидящим на руинах своего некогда шикарного дома.
  • Плечи Иова поникли. На его лице — горесть и обречённость.
  • На лицах друзей — растерянность и недоумение.
  • За Иовом видна его жена, которая держится за голову и побуждает его к покаянию в грехах.

Церковь на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге

Данный храм является одной из самых знаменитых святынь культурной столицы России. Также это единственная действующая церковь на территории Волковского кладбища, одного из самых крупных в Санкт-Петербурге.

Храмы в Брюсселе и Сарове

Брюссельская церковь, созданная в честь Иова, принадлежит Русской Православной Церкви за рубежом. Её воздвигли в память об императоре Николае II. Годы строительства: 1936—1950. Архитектор — Николай Исцеленнов.

Храм Иова Многострадального в Сарове

В городе Саров храм во имя Иова был заложен в 2008 году, у входа на городское кладбище. Освятили его в 2011 году. Только в этом храме Сарова есть звонница и обученные звонари.

***

Книга Иова была написана не для того, чтобы ответить на все наши вопросы о зле, царящем в нашем мире. Её главный герой являет собой пример человека, не мыслящего жизни без единения с любящим и справедливым Творцом. Если бы счастье Иова было лишь материальным, то он не задумываясь, отрёкся бы от Бога. Но Иов был сказочно богат духовно и нравственно. И потому не сгорел в огненном испытании.

Удивительная книга Иова учит нас тому, что если мы живём святой и праведной жизнью, то наши страдания дают возможность прославить Бога и человека. Бога — как того, кто всегда любит нас и достоин ответной любви, и человека — как его лучшее творение на земле, подлинный образ и подобие.

Виктор Глебов

Трагедия начинается на Небесах

Путь страданий Иова начинается с очень странного диалога Бога и сатаны.

И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее (Иов 1, 7).

Надо понимать, что падший дух не просто «ходил» по земле, но ходил с определенной целью — губить людей, вводить их в искушение и соблазн.

И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла (Иов 1, 8). Сатана, естественно, не может всего этого понять

Он видит в Иове обыкновенного язычника — человека, чтущего богов как подателей земного благополучия, потому что это выгодно с житейской точки зрения. Легко любить Бога, который осыпает тебя благодеяниями. Но если отнять у Иова его сокровища, благословит ли он Бога?

Сатана, естественно, не может всего этого понять. Он видит в Иове обыкновенного язычника — человека, чтущего богов как подателей земного благополучия, потому что это выгодно с житейской точки зрения. Легко любить Бога, который осыпает тебя благодеяниями. Но если отнять у Иова его сокровища, благословит ли он Бога?

Священное Писание свидетельствует о том, что «сила» и «власть» сатаны ничтожны по сравнению со всемогуществом Создателя. До того как Бог указал падшему духу на Иова, сатана не мог к нему приблизиться. И вот теперь диавол получает возможность обрушить на праведника всевозможные несчастья, потому что Господь попускает это.

Зачем Бог это сделал? Позднее Он Сам ответит на этот вопрос Иову.

Навигация

Варианты
expanded
collapsed

Ещё
expanded
collapsed

На других языках

  • العربية
  • مصرى
  • Azərbaycanca
  • Boarisch
  • Български
  • বাংলা
  • Brezhoneg
  • Bosanski
  • Català
  • Нохчийн
  • کوردی
  • Corsu
  • Čeština
  • Dansk
  • Deutsch
  • Zazaki
  • ދިވެހިބަސް
  • Ελληνικά
  • English
  • Esperanto
  • Español
  • Eesti
  • Euskara
  • فارسی
  • Suomi
  • Français
  • עברית
  • हिन्दी
  • Magyar
  • Հայերեն
  • Bahasa Indonesia
  • Íslenska
  • Italiano
  • 日本語
  • ქართული
  • Қазақша
  • 한국어
  • Kurdî
  • Лакку
  • Lietuvių
  • Latviešu
  • Malagasy
  • മലയാളം
  • Nederlands
  • Norsk bokmål
  • Polski
  • پښتو
  • Português
  • Română
  • Slovenčina
  • Soomaaliga
  • Српски / srpski
  • Svenska
  • Kiswahili
  • தமிழ்
  • Tagalog
  • Türkçe
  • Українська
  • اردو
  • Oʻzbekcha/ўзбекча
  • Wolof
  • 吴语
  • ייִדיש
  • 中文

Ответ из бури

Господь начинает говорить с Иовом совсем не о том, о чем можно было бы ожидать. Он не судит и не оправдывает его, не взвешивает на весах Божественной справедливости его поступки. Он спрашивает страдальца, как может показаться, о вещах, не имеющих отношения к сути разговора: Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне. Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя? <…> где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? (Иов 40, 2–3, 38, 4–7).

В форме вопрошаний Бог показывает Иову невероятную красоту творения и непостижимую для человека мощь Творца. Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он? Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие (Иов 40, 4–5). Нет, ничего этого Иов не может, потому и умолкает в прахе и пепле и раскаивается в том, что возвысил голос свой.

Какое отношение величие и красота мира имеют к страданиям праведника? Иов в сердце своем видит эту связь, но что же делать обыкновенному читателю Священного Писания? На помощь нам опять приходят святоотеческие толкования.

Молитвословия

Обращаясь за благословением к святому отцу или прося его помощи, используют следующие тексты молитв.

Тропарь

Весь был еси́, о́тче, в до́льнем житии́ свое́м пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости. Тро́ицкия пу́стыни нача́льниче и основа́телю, жития́ мона́шеского на гора́х угольских возроди́телю. В моли́твах, бде́нии и в труде́х мона́шеских для бра́тии зерца́ло подража́ния. В беда́х и гоне́ниях терпели́вий сноси́телю, и всем приходя́щим к тебе́ по́мощь и утеше́ние. Не преста́й моля́ся о всех, чту́щих твою́ па́мять, И́ове, преподо́бне о́тче наш, Карпа́тския страны́ похвало́.

Кондак

Преподо́бне о́тче И́ове пресла́вне, ты весь пла́менем а́ки свеча́ горе́л еси́ пред Бо́гом. В неусы́пном бде́нии предстоя́ моля́ся о ми́ре, и ны́не лику́еши в черто́зе Небе́снем, помина́й нас чад твои́х притека́ющих и вопию́щих тебе́: ра́дуйся И́ове, преподо́бне о́тче наш.

Жизнь мученика

Всю судьбу нашего персонажа описывает Ветхий Завет. В книге говорится, что это был человек, удаляющийся от зла, справедливый, непорочный и богобоязненный. У него была жена, три дочери и семеро сыновей. Многострадальный Иов имел богатство и счастливую семью

На такой успех обратил свое пристальное внимание Сатана. Он убеждал Бога в неправдивом благочестии Иова, говоря, что если бы у него не было подобной семьи и богатства, он не был бы таким непорочным

Если отобрать это земное счастье, можно будет увидеть истинную сущность этого человека. Бог решил дать Сатане возможность проверить это различными испытаниями и искушениями. Он хотел убедиться в чистоте и безгреховности Иова. Как и договорились, Сатана единовременно отобрал детей, а затем и богатство. Увидев, что человек остался преданным Богу и непоколебимым, он добавил ему еще больше страданий в виде ужасной проказы, которая покрыла все его тело. Многострадальный Иов стал изгоем. Это заставило его покинуть город, несчасному пришлось постоянно соскребать черепком струпья со всего тела, при этом находясь в грязи и навозе. Увидев, как мучается муж, жена утверждала, что нужно перестать верить в Бога и отречься от него.

Тогда в качестве наказания Иов умрет. В ответ праведник заявил, что когда Бог нам дарит счастье, в нашу жизнь приходит радость. Мы принимаем такой дар, но точно так же должны принимать мы и посланные нам несчастья. Многострадальный Иов с терпением переносил все ненастья, продолжая с такой же силой и дальше верить в Бога. При этом он даже не допускал злых мыслей или упреков в сторону своего создателя. У Иова было много друзей, которые, узнав о его муках, поначалу просто молча сочувствовали бедолаге. Однако потом пришли и начали искать оправдания такому горю в его прошлом. Они считали, что человек должен страдать за предыдущие согрешения. Начали заговаривать о его провинностях перед Богом и о том, что теперь он должен покаяться за совершенные проступки. Ведь ничто не остается безнаказанным. Но святой Иов Многострадальный был чист перед Богом и, даже переживая такие муки, не обронил ни единого слова ропота в его сторону. Он старался объяснить друзьям, что не имеет грехов и терпит такие страдания потому, что Господь по своему, недостижимому для человека разуму, одним дает счастливую судьбу, а другим — испытания. Переубедить их так и не получилось. В ответ они сказали, что Иов представляет свое наказание незаслуженным, поскольку пытается себя оправдать и доказывает свою невинность. После такого разговора праведник в молитве просил у Бога доказательства своей невиновности, чтобы друзья ему поверили. Вскоре Господь в виде бурного вихря появился перед ним. Бог указал на его просьбы как на дерзкие и самонадеянные, поскольку Иов требовал отчета. Господь говорил о том, что для людей есть много непостижимого в миротворении, создании всего живого, а желание узнать истинные причины, по которым одни живут счастливо, а другие — в муках, познать тайну судьбы предерзостно, это попросту не дано обычному человеку.

Почитание

Святого Иова Многострадального почитают в Русской Православной Церкви и чтят память преподобного каждый год 6 (19) мая. В этот день на службе читаются паремии из первых двух глав одноименной книги Ветхого Завета. Кроме этого дня, данная книга читается во время Страстной Седмицы — с понедельника по пятницу.

Существует параллель между страданиями Многострадального и Иисуса Христа, который также был святым и покорился воле Божьей, прошедший через страдания и смерть для спасения человечества.


Икона праведного Иова Многострадального

Иконы изображают праведника с белым свитком в руке, при этом свободная вторая рука благословляет всех смотрящих. Иногда иконописцы изображают Многострадального благословляющим людей двумя руками. На голове у старца корона, которая говорит о его благородном происхождении и высоком положении в обществе.

Именно в честь Иова Многострадального в России были крещены в это имя монахи патриарх Московский, преподобные старцы Почаевский и Ущельский, а также святой Анзерский. В это имя были освещены и церковные здания: придел Казанского храма в селе Горбовое, храм в Тихвине и в Санкт-Петербурге (на Волковском кладбище). За последние 20 лет также были построены и освящены в данной имя храм в Брюсселе, в Минске (при Доме милосердия) и в часовня в Красноярске.

При почтении памяти святому можно читать тропарь глас 2, кондак глас 8 и стихиру глас 6, желательно делать это перед приобретенным образом праведника.

Кроме этого есть специальная молитва к Иову Многострадальному, которая читается:

  1. Когда в жизни происходят трагические изменения;
  2. При потере близких;
  3. Для укрепления во время испытаний и искушений;
  4. Во время болезней и для укрепления здоровья;
  5. Для укрепления веры.

Важно! Святой Многострадальный стал известен тем, что своей жизнью был полностью посвящен и покорен Богу. Он настолько был уверен в своем сердце, которое принадлежало Творцу, что осмелился спорить с Ним

Читая историю этого праведника, можно взять множество уроков, которые помогут преодолеть тяготы жизни и стать более покорным Господу. Также стоит задуматься о том, что все проблемы в нашей жизни происходят по Небесной воле и не всегда мы узнаем все ответы. Кроме этого, не стоит обвинять ближних в нераскаянных грехах, если в их жизнь приходит испытания и тяготы.

Житие святого праведного Иова Многострадального

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector