7 секретов «идиота»

«Бесы» (2014)

Владимир Хотиненко

Одна из самых свежих экранизаций романа – сериал Владимира Хотиненко с Максимом Матвеевым, Сергеем Маковецким и Владимиром Зайцевым вышел в 2014 году, и сразу получил смешанные отзывы зрителей. Ожидания к проекту были высокие, так как Хотиненко в 2010 году выпустил биографический сериал «Достоевский» в 2010 году, и, раз решил вернуться к теме, тут уже без вариантов: если взялся – делай хорошо. Но Хотитенко, однако, достаточно вольно обошелся с оригиналом, многое переделав под себя, а что-то для сюжета и вовсе взяв из произведений не то что Достоевского – других писателей. Тем не менее, сериал получился колоритным и насыщенным, в том числе благодаря актерскому составу.

«Идиот»

Иван Пырьев

«Идиот» — наверное, один из самых часто экранизируемых произведений Ф.М. Достоевского. Так, среди отечественных режиссеров к нему обращались Иван Пырьев с картиной 1958 года, Владимир Бортко с сериалом 2003 года, Роман Качанов с комедией 2001 года и многие другие. Сильная лента Пырьева запомнилась одним из самых точных и ярких в истории экранизаций этого произведения образом князя Мышкина, которого исполнил Юрий Яковлев. Сериал Бортко с Евгением Мироновым и Владимиром Машковым получился очень близким к тексту романа и очень живым – настолько, что все 9 серий можно посмотреть на одном дыхании. А «Даун Хаус» Качанова с Федором Бондарчуком, Иваном Охлобыстиным, Барбарой Брыльской и другими не менее именитыми актерами – это гротескная пародия на российскую реальность конца XX века.

Взаимоотношения Аглаи с семьей

Родные считают девушку идеалом. Она любима всеми. Ее семья убеждена, что их прелестной любимице предначертана безбедная, райская семейная жизнь. Две старшие сестры из-за этого даже отказались от части своего приданого в пользу младшей. Аглая сама хочет выбрать себе жениха, но мать девушки считает, что она не созрела для настоящих чувств.

Несмотря на то что мать всегда и всюду хвалит свою младшенькую, она в то же время упрекает ее в самовольности. Считает, что временами она бывает чудаковатой и безумной. По мнению матери, самыми отрицательными чертами дочери являются злость и бессердечность, которые могут очень помешать ей в будущей жизни и принести страдания.

Отец тоже боготворит Аглаю за ее великодушное сердце и блестящий ум. Однако, как и его жена, считает, что дочь временами бывает гордой, насмешливой и капризной. Но, несмотря на это, относится к ней добродушно, как и всегда, и даже ласково называет ее «хладнокровный бесенок».

Театральные постановки

  • 1957 — Идиот (спектакль БДТ) (Большой драматический театр). Сценическая композиция и постановка Г. А. Товстоногова; режиссёр Р. Сирота, художник М. М. Лихницкая; композитор И. И. Шварц, дирижёр Н. Я. Любарский. Роли исполняли: князь Мышкин — И. М. Смоктуновский, позже — Игорь Озеров,Рогожин — Е. А. Лебедев,Настасья Филиповна — Н. А. Ольхина.
  • 1958 — Театр им. Вахтангова. Постановка А. И. Ремизовой. Роли исполняли: князь Мышкин — Н. О. Гриценко,Рогожин — М. А. Ульянов,Настасья Филиповна — Ю. К. Борисова,Аглая — Л. В. Целиковская.
  • Санкт-Петербургский театр «Мастерская», под названием «Идиот. Возвращение». Постановка Григория Козлова. В 2010 году все три исполнителя роли Мышкина были удостоены Независимой актёрской премии им. В. И. Стржельчика.
  • Петербургский Молодежный театр на Фонтанке. «Идиот.2012» Постановка народного артиста России Семена Спивака. Спектакль является одним из дипломных курса Семена Яковлевича Спивака в Театральной Академии на Моховой.

Ф.М. Достоевский «Идиот» — фильмы

Стоит так же упомянуть отечественные экранизации к роману.

Первый фильм по мотивам романа был снят в 1910 году и естественно является немой экранизацией. Режиссер картины Петр Иванович Чердынин.

В 1958 году выходит вторая российская экранизация. Создателем картины является Иван Александрович Пырьев (также поставивший великолепную экранную версию «Братьев Карамазовых»). Картина уже имеет цвет и звук.

фильм Идиот (1958 год)

Роль князя Мышкина исполнил совсем ещё молодой Юрий Яковлев. Но выпущено была лишь одна серия фильма, по первой части романа. От дальнейших съемок Юрий Яковлев отказался из-за нервного срыва полученного после съемок первой серии. Брать другого актера на роль Пырьев отказался.

Спустя 45 лет на российских экранах появился очередной фильм «Идиот». Режиссером картины стал Владимир Бортко, который собрал внушительный актерский состав: Евгений Миронов, Владимир Машков, Ольга Будина, Инна Чурикова, Олег Басилашвили и многие другие.

Но на мой взгляд фильм 2003 года оказался не весьма удачным. Уж слишком много остается недосказанным и непоказанным, что портит всю целостность истории. Зрителю, знакомому с первоисточником, фильм покажется довольно скучным. Таким образом есть риск, что он не досмотрит сериал до конца.

В завершении я хотел бы привести отрывок из письма Достоевскому тому же А.Н. Майкову о том как же заканчивается сей роман:

Список значительных романов Достоевского включает многие выдающиеся произведения автора. Одним из таких романов является «Идиот». Критики и писатели сначала не очень хорошо приняли этот роман, да и сам писатель дал довольно суровую характеристику своему творению. Теперь это произведение считается классикой мировой литературы, и главные герои «Идиота» продолжают вызывать неподдельный интерес читателя, пытающихся понять, какой скрытый смысл вложен в образы его героев.

«Божественная комедия» (1991)

Мануэл Де Оливейра

В высшей степени необычный фильм легенды мирового кино, португальского режиссера Мануэла Де Оливейры, который продолжал снимать фильмы вплоть до своей смерти в возрасте 103-х лет в 2015 году. ««Божественная комедия»» — это остроумная «солянка» выдержек из Библии, Данте, Достоевского, Ницше и многих других литературных шедевров. Действие, однако, происходит в сумасшедшем доме. Главные герои – Соня Мармеладова и Родион Раскольников, также тут есть Иван и Алеша Карамазовы, на заднем плане задействованы Адам и Ева, неумелый проповедник Иисус, пытающийся воскреснуть Лазарь, а также два санитара и молчаливый доктор. За всем действием с иронией наблюдает некто Философ, в котором можно узнать – конечно же — Фридриха Ницше…

«Преступление и наказание» (1969)

Лев Кулиджанов

Фильм Льва Кулиджанова с Иннокентием Смоктуновским и Георгием Тараторкиным длится почти три с половиной часа, но потраченное на просмотр время того стоит. Черно-белая контрастная картинка подчеркивает мрачность Петербурга и драматичность положения Раскольникова, его душевные муки. Детективная интрига увлекает зрителя даже не тем, как движется следствие, а как медленно, с трудом Раскольников приходит к мысли о покаянии. Ведущие актеры картины, Георгий Тараторкин в Роли Раскольникова и Иннокентий Смоктуновский в роли Порфирия Петровича, демонстрируют потрясающе мощный, глубокий и в то же время тонкий психологический поединок убийцы и следователя – такой, что, вероятно, оценил бы и сам Федор Михайлович.

Характеристика

Епанчина Аглая Ивановна — красавица двадцати лет. Это воспитанная в очень уважаемой дворянской семье генерала девушка. В светских кругах считается идеальной кандидаткой на выданье. Она скромна, образована, умна и талантлива. Она тянется к знаниям и втайне от родителей читает книги прогрессивных философов. Аглая не любит светские мероприятия. Девушка привыкла жить в достатке и роскоши. Она жаждет свободы и мечтает путешествовать. Как и все девушки ее возраста, мечтает о большой и возвышенной любви. Однако, несмотря на это, тщеславна, что все-таки не позволяет ей опуститься до уровня образованности своего окружения. Поэтому для нее абсолютно не имеет значения материальный достаток молодого человека и она готова прожить свою жизнь даже с бедным студентом.

Аглая — неоднозначная героиня. Однако это лишь подчеркивает ее глубину и показывает сложность персонажа. По сути, Аглая Епанчина — все еще ребенок, хоть и производит при первом знакомстве впечатление серьезной и уставшей от бесчисленных балов особы. Иногда она ведет себя капризно и недружелюбно по отношению к окружающим, и сама это прекрасно понимает. Признает, что временами бывает злой и глупой.

«Белые ночи» (1957)

Лукино Висконти

По итальянской традиции экранизаций знаменитый режиссер Лукино Висконти перенес действие повести Ф.М. Достоевского в XX век, в город Ливорно – целиком и полностью построенный, кстати, в декорациях легендарной студии «Чинечитта», из-за чего он кажется одновременно и нереальным, словно приснившимся, и, благодаря неореалистической манере Висконти, он буквально «ощущается» зрителем. «Le notti bianche» можно назвать той самой «золотой серединой» между произведением автора и интерпретацией режиссера – Висконти сумел сохранить как самобытность текста Ф.М. Достоевского, так и свою, что случается, даже у мэтров кинематографа, не так уж часто. Главные роли в фильме исполнили Марчелло Мастроянни, Мария Шелл и Жан Маре.

Биография Достоевского — кратко и самое главное

Ф.М. Достоевский

Будущий гениальный писатель родился в Москве и был вторым ребенком, из восьми, в семье. Отец Михаил Андреевич Достоевский зарабатывал на жизнь медициной, а мать Мария Федоровна Нечаева принадлежала купеческому сословию. Не смотря на то, что семья Достоевских жила скромно, Федор Михайлович получил отличное воспитание и образование и с раннего возраст привил любовь к чтению книг. В семье боготворили творчество Пушкина. В довольно раннем возрасте Достоевский познакомился с классикой мировой литературы: Гомером, Сервантесом, Гюго и др.

Сам автор вспоминает: «мечтали мы только о поэзии и о поэтах», «а я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни».

Но по исполнению 16 лет в жизни писателя случается первая трагедия – чахотка (туберкулёз легких) уносит жизнь его матери.

«Идиот» Достоевского: обрести счастье в сумасшествии?

После чего отец семейства отправляет Федора и его старшего брата Михаила на обучение в Главное инженерное училище. Сколько бы сыновья не протестовали, отец настаивал на специальном образовании, которое в дальнейшем могло обеспечить материальное благополучие.

В 1843 году Достоевский оканчивает училище и зачисляется полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но через год службы подает в отставку, чтобы целиком и полностью посвятить себя литературе.

В 1845 году издается первый серьезный роман «Бедные люди», после которого литературная общественность признает талант писателя. Начали поговаривать о «новом Гоголе».

Вскоре на место резко обрушившейся славы на писателя надвигается очередная трагедия. В 1850 году Достоевского приговаривают к смертной казни. В самый последний момент её заменили каторгой и последующей ссылкой в Сибирь на четыре года.

Чего же противозаконного сотворил гениальный литератор? Дело в том, что с 1846 года писатель стал водить дружбу с Патрашевским Михаилом Васильевичем, убеждённым социалистом. Он посещал так называемые «пятницы Петрашевского», где в основном обсуждалась музыка, литература и отчасти политика. Кружок выступал за отмену крепостного права и призывал к борьбе с коррупцией.

В результате вся группа инакомыслящих по личном приказу императора Николая I* была взята под пристальное внимание, затем арестована и заключена в Петропавловскую крепость. Для справки*Николай I – император Всероссийский, правивший страной 30 лет (1825 – 1855)

Престол был унаследован от старшего брата Александра I. Правление Николая I ознаменовалось возросшим числом чиновничьего аппарата. Критический взгляд на работу чиновников того времени ярко передал Н.В. Гоголь в «Ревизоре»

Для справки*Николай I – император Всероссийский, правивший страной 30 лет (1825 – 1855). Престол был унаследован от старшего брата Александра I. Правление Николая I ознаменовалось возросшим числом чиновничьего аппарата. Критический взгляд на работу чиновников того времени ярко передал Н.В. Гоголь в «Ревизоре»

Арестованных обвинили в вольнодумстве и приговорили к расстрелу.

Но затем приговор был смягчен. Николай I добавил лично: «Объявить о помиловании лишь в ту минуту, когда всё будет готово к исполнению казни».

Достоевский «Идиот» краткое содержание, персонажи, фильмы

изображение смертной казни — расстрел

Инициирование приговора осуществилось 22 декабря 1849 года. После такой импровизации один из приговоренных (Григорьев) через некоторое время сошел с ума. Свое душевное потрясение Достоевский как раз и изложил в одной из глав романа «Идиот». Поэтому предлагаю переключиться на сюжет книги, но мы непременно вернемся еще к биографии писателя чуть ниже.

«Бесы» (1988)

Анджей Вайда

Фильм Анджея Вайда «Бесы» основан на пьесе Альбера Камю «Les possedes», которая, в свою очередь, вдохновлена романом Ф.М. Достоевского. Экранизация Анджея Вайды смогла уловить «русский дух» оригинального романа – на столько, насколько это вообще возможно постичь западному режиссеру, но передала его по-своему, хотя и аккуратно. Главное, что бросается в глаза – это упрощение характеров и мотивов главных героев, в то время как в оригинальном тексте они буквально кипят противоречиями. Из-за этого теряется их идейность – они словно бы вырезаны из фанеры, и существуют в таких же фанерных декорациях.

«Идиот» (1951)

Акира Куросава

В отличие от экранизаций романа Достоевского «Идиот» Ивана Пырьева и Владимира Бортко, Акира Куросава не пытается донести до зрителя мысли, которые возникают при первом прочтении произведения, а сразу предлагает разглядеть в истории князя Мышкина (имена тут, конечно, японские) гораздо более глубокие мотивы и смыслы. Некоторые исследователи Достоевского склонны считать, что среди всех зарубежных режиссеров именно Куросава смог снять ключевые сцены экранизации так, что в воображении они перекликаются с тем, как сам читатель представляет и понимает их при чтении – и это несмотря на то, что действие ленты происходит в Японии XX века.

Ф.М. Достоевский «Идиот» — фильмы

Стоит так же упомянуть отечественные экранизации к роману.

Первый фильм по мотивам романа был снят в 1910 году и естественно является немой экранизацией. Режиссер картины Петр Иванович Чердынин.

В 1958 году выходит вторая российская экранизация. Создателем картины является Иван Александрович Пырьев (также поставивший великолепную экранную версию «Братьев Карамазовых»). Картина уже имеет цвет и звук.

фильм Идиот (1958 год)

Роль князя Мышкина исполнил совсем ещё молодой Юрий Яковлев. Но выпущено была лишь одна серия фильма, по первой части романа. От дальнейших съемок Юрий Яковлев отказался из-за нервного срыва полученного после съемок первой серии. Брать другого актера на роль Пырьев отказался.

Спустя 45 лет на российских экранах появился очередной фильм «Идиот». Режиссером картины стал Владимир Бортко, который собрал внушительный актерский состав: Евгений Миронов, Владимир Машков, Ольга Будина, Инна Чурикова, Олег Басилашвили и многие другие.

Но на мой взгляд фильм 2003 года оказался не весьма удачным. Уж слишком много остается недосказанным и непоказанным, что портит всю целостность истории. Зрителю, знакомому с первоисточником, фильм покажется довольно скучным. Таким образом есть риск, что он не досмотрит сериал до конца.

В завершении я хотел бы привести отрывок из письма Достоевскому тому же А.Н. Майкову о том как же заканчивается сей роман:

Об авторе: Виктор Боченков

Идейный вдохновитель проекта. Род деятельности: сельское хозяйство. Хобби: литература, кинематограф, спорт, вкусно покушать. Мой профиль в социальной сети ВКонтакте

Поделитесь записью

Персонажи

  • Князь Лев Николаевич Мышкин — русский дворянин, лечившийся четыре года в Швейцарии от эпилепсии. Белокурый с голубыми глазами, ростом чуть выше среднего. Чистый душой и помыслами, чрезвычайно умный своею природой, он не может быть иначе назван в обществе, как Идиот.
  • Настасья Филипповна Барашкова — красивая женщина из дворянской семьи. Содержанка А. И. Тоцкого. Она вызывает сострадание и жалость князя Мышкина, который жертвует многим, чтобы помочь ей. Любима Рогожиным.
  • Парфён Семёнович Рогожин — сероглазый, тёмноволосый двадцатисемилетний человек из рода купцов. Страстно влюбившись в Настасью Филипповну и получив большое наследство, кутит вместе с ней.

Семейство Епанчиных:

  • Лизавета Прокофьевна Епанчина — дальняя родственница князя Мышкина. Мать трёх красавиц Епанчиных. Весьма вздорная порой, но очень ранимая и чувствительная.
  • Иван Фёдорович Епанчин — богатый и уважаемый в петербургском обществе, генерал Епанчин. Родился в низшем слое.
  • Александра Ивановна Епанчина — старшая сестра Аглаи, 25 лет.
  • Аделаида Ивановна Епанчина — средняя из сестёр Епанчиных, 23 года. Увлекается живописью. Помолвлена с князем Щ.
  • Аглая Ивановна Епанчина — самая младшая и самая красивая из девиц Епанчиных. Любимица матери. Язвительная, избалованная, но абсолютное дитя. За ней ухаживает Евгений Павлович Радомский, протеже княгини Белоконской. Впоследствии вышла замуж за польского графа «после короткой и необычайной привязанности».

Семейство Иволгиных:

  • Ардалион Александрович Иволгин — отставной генерал, отец семейства. Лгун и пьяница.
  • Нина Александровна Иволгина — жена генерала Иволгина, мать Гани, Вари и Коли.
  • Гаврила (Ганя) Ардалионович Иволгин — амбициозный чиновник среднего класса. Он влюблён в Аглаю Ивановну, но всё равно готов жениться на Настасье Филипповне за обещанное приданое 75 000 рублей.
  • Коля Иволгин — младший брат Гани,16 лет.
  • Варвара Ардалионовна Птицына — сестра Гани Иволгина. Категорически против женитьбы брата на Настасье Филипповне. Умелая интриганка, вхожа в дом Епанчиных, для того, чтобы свести Аглаю с Ганей.
  • Иван Петрович Птицын — ростовщик, муж Варвары Ардалионовны.

Другие значимые лица:

  • Фердыщенко — арендует комнату у Иволгиных. Сознательно играет роль шута.
  • Афанасий Иванович Тоцкий — миллионер. Растил, а затем содержал Настасью Филипповну Барашкову после смерти её отца. Даёт за ней приданое 75 тысяч. Хочет жениться на Александре Ивановне Епанчиной и выдать замуж Настасью Филипповну за Ганю Иволгина.
  • Ипполит — чахоточник, друг Коли. Считает себя великим человеком. Не может дождаться смерти, ожидаемой им уже два месяца.
  • Келлер — боксёр, «автор знакомой читателю статьи», «действительный член прежней рогожинской компании», поручик в отставке. Шафер на несостоявшейся свадьбе Мышкина.
  • Лебедев — чиновник, «дурно одетый господин», «лет сорока, сильного сложения, с красным носом и угреватым лицом», отец большого семейства, сильно пьющий и подобострастный. Постоянно признающий, что он «низок, низок», и тем не менее от своих повадок не отступающийся.

«Преступление и наказание» (1983)

Аки Каурисмяки

Строго говоря, фильм финского режиссера Аки Каурисмяки вдохновлен произведением Ф.М. Достоевского – это не экранизация, а стопроцентная актуализация классического романа, не просто перенесение его действия в Финляндию XX века, но и насыщение его духом постмодернизма со всеми вытекающими последствиями. Изучая своего Раскольникова – Раккихайнена, – который живет в мире, пережившем две мировые войны, Каурисмяки приходит к выводу, что в современном обществе «тварей дрожащих», утомленных неизвестностью и неуверенностью в будущем, нет общих моральных принципов, и у замкнутых «Раскольниковых 2.0» особое наказание – пустая, бессмысленная жизнь.

«Партнер» (1968)

Бернардо Бертолуччи

Любопытный фильм итальянского режиссера Бернардо Бертолуччи поставлен по мотивам повести «Двойник». Бертолуччи очень тесно связал идею Достоевского с настроениями европейского общества конца 1960-х годов, в частности – с французским «Красным маем» 1968 года. Двойник главного героя Якоба у Бертолуччи становится не просто его партнером, а подельником. Олицетворяя злую «половину» личности рефлексирующего буржуа Якоба, его двойник берет на себя всю грязную работу, выполняет самые ужасные поручения, в то время как первый, оставаясь в стороне, ждет окончания бессмысленных бурных времен.

«Кроткая» (1969)

Робер Брессон

Робер Брессон, режиссер знаменитого фильма «Приговоренный к смерти сбежал, или Дух веет, где хочет», дважды экранизировал Достоевского. Первой его попыткой стала вышедшая в 1969 году экранизация повести «Кроткая», а спустя два года он снял ленту «Четыре ночи Мечтателя» по мотивам «Белых ночей». В обоих случаях Брессон довольно сильно изменил текст и сюжет, оставив лишь мотивы произведения

Но что важно – это духовная близость к русской культуре, ощущаемая при просмотре, любовь и внимание к тем «маленьким» людям, которые «живут» как в произведениях писателя, так и в картинах режиссера, важность деталей, с которыми Брессон обращается особенно бережно, да и собственно уникальный стиль режиссера-трансценденталиста. Именно благодаря этому французский режиссер сумел сохранить «нерв» произведений Достоевского

Экранизации

Флоренция. Мемориальная табличка, сообщающая, что здесь Ф. М. Достоевский написал роман «Идиот»

  • «Идиот» — фильм Петра Чардынина (Россия, 1910)
  • «Идиот» — фильм Сальваторе Аверсано (Италия, 1919)
  • «Князь-идиот» — фильм Эудженио Перего (Италия, 1920)
  • «Неверные души» — фильм Карла Фрёлиха (Германия, 1921)
  • «Идиот» / L’Idiot — фильм Жоржа Лампена (Франция, 1946). В главной роли Жерар Филип, его роль в немецком переводе озвучил актёр Макс Эккард)
  • «Идиот» — фильм Акиры Куросавы (Япония, 1951)
  • «Идиот» — фильм Ивана Пырьева (СССР, 1958)
  • «Идиот» — телесериал Алана Бриджеса (Великобритания, 1966)
  • «Идиот» (ТВ) / L’idiot — фильм Андре Барсака (Франция, 1968)
  • «Идиот» — фильм Александры Ремизовой (СССР, театр им. Вахтангова, 1979)
  • «Шальная любовь» — фильм Анджея Жулавского (Франция, 1985)
  • «Идиот» — телесериал Мани Каула (Индия, 1991)
  • «Настасья» — фильм Анджея Вайды (Польша, 1994)
  • «Возвращение идиота» — фильм Саши Гедеона (Германия, Чехия, 1999)
  • «Даун Хаус» — фильм-пародия Романа Качанова (Россия, 2001)
  • «Идиот» — телесериал Владимира Бортко (Россия, 2003)
  • «Идиот» — фильм Пьера Леона (Франция, 2008)
  • В августе 2010 года эстонский режиссёр Райнер Сарнет приступил к съёмкам фильма «Идиот» по одноимённой книге Достоевского. Премьера состоялась 12 октября 2011 года.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector