Легендарные христианские книги: федор достоевский «идиот»

Темы и проблемы

Проблематика романа весьма многообразная. Одной из главных проблем, обозначенных в тексте, является корыстолюбие. Жажда престижа, статуса, богатства заставляет людей совершать гнусные поступки, клеветать друг на друга, изменять самим себе. В описываемом Достоевским обществе невозможно добиться успеха, не имея покровителей, знатного имени и денег

В тандеме с корыстью идёт тщеславие, особенно присущее генералу Епанчину, Гане, Тоцкому.
Поскольку «Идиот» относится к философскому роману, в нём разрабатывается огромное богатство тем, важной из которых является религия. К теме христианства автор обращается неоднократно, главным персонажем, причастным к этой теме, выступает князь Мышкин

Его биография включает некоторые библейские аллюзии на жизнь Христа, он наделён функцией «спасителя» в романе. Милосердие, сострадание к ближнему, умение прощать – этому учатся у Мышкина и другие герои: Варя, Аглая, Елизавета Прокофьевна.

Любовь представлена в тексте во всех возможных её проявлениях. Любовь христианская, помощь ближнему, семейная, дружеская, романтическая, страстная. В более поздних дневниковых записях Достоевского обнаруживается главный замысел — показать три разновидности этого чувства: Ганя – тщеславная любовь, Рогожин – страсть, а князь – любовь христианская.

Проблемы

  • Социальное неравенство – в книге часто показывается нищета и материальное неравенство, царящие в России, которые ещё более усугубляют плачевное состояние людских умов и сердец. Чудовищная бедность, потребность в деньгах толкают людей на низкие и страшные поступки.
  • Одержимость страстью – на примере Рогожина демонстрируется любовь, лишённая настоящей возвышенности и выродившаяся в губительную всепожирающую страсть, которая и привела его самого, Мышкина и Барашкову к окончательному краху.
  • Алчность – жажда денег, жадность и скупость показаны в романе, как самые страшные болезни общества.
  • Ревность – ревность Рогожина в итоге сводит его с ума и толкает на страшное злодеяние – убийство.
  • Эгоизм – общество Российской империей изображено как жестокая среда, в которой каждый думает только о себе.

Критика

Некоторые современники называли роман «Идиот» фантастическим, чем вызывали негодование писателя, поскольку он считал это самым реалистичным сочинением. Среди исследователей на протяжении многих лет, с момента создания книги и посей день, возникали и продолжают возникать различные определения этого произведения. Так, В. И. Иванов и К. Мочульский называют «Идиот» романом-трагедией, Ю. Иваск использует термин евангельский реализм, а Л. Гроссман считает это произведение романом-поэмой. Другой русский мыслитель и критик М. Бахтин исследовал в творчестве Достоевского явление полифонизма, «Идиот» он также считал полифоническим романом, где параллельно развивается несколько идей и звучит несколько голосов героев.

Примечательно, что роман Достоевского вызывает интерес не только у русских исследователей, но и у зарубежных. Особенно популярно творчество писателя в Японии. Например, критик Т. Киносита отмечает большое влияние прозы Достоевского на японскую литературу

Писатель обратил внимание на внутренний мир человека, и японские авторы охотно следовали его примеру. Например, легендарный писатель Кобо Абэ называл Федора Михайловича любимым литератором

Характеристика главных персонажей

В романе «Идиот» главный герой — Лев Мышкин. В черновых записях автор называет этого персонажа «князь Христос». Остальные участники сюжета противопоставлены молодому человеку. Проводя анализ «Идиота» Достоевского, можно заметить, что поступки Льва действительно кажутся странными, если оценивать их с позиции простого человека. При этом Мышкин обладает интересной способностью: в разговоре с ним люди раскрываются и показывают свой внутренний мир. Другие персонажи в «Идиоте» Достоевского:

  1. Парфён Рогожин и Ганя Иволгин. Оба действующих лица — антиподы Льва Мышкина. Ганя (секретарь Гавриил) — женоподобный, слабохарактерный, падкий на деньги и желающий выбиться в высший свет. Он корыстен, но стыдится этого. В мечтах Гани — почёт, уважение, высокий статус, а в жизни ему приходится смириться с неудачами, гонениями и унижением. Рогожин — состоятельный купец, желающий, чтобы Настасья досталась ему. Но он не уверен в том, что девушка испытывает к нему тёплые чувства. Рогожин мучается, сомневается, терзается, переживает, что красавица сбежит от него, полюбив другого. Закономерный исход — трагедия.
  2. Настасья Филипповна. Натура девушки порочна и олицетворяет женское вероломство, но это видит только Мышкин. В повести есть момент, когда Настасья бросает деньги в огонь. Это отсылка к легенде о Клеопатре, растворившей огромную жемчужину. Автор задумал образ этой девушки так, что она действительно похожа на древнеегипетскую царицу. С одной стороны, она соблазнительница, с другой — жертва, понимающая, что за деньги хотят купить её позор. Прототипом девушки стала Аполлинария Суслова, которую любил Достоевский. Богатый господин соблазнил Полю, а потом, желая загладить содеянное, нашёл ей жениха — Ганина, который стал прототипом секретаря Гаврилы Ардалионовича Иволгина.
  3. Аглая Епанчина. Молодая особа — противоположность Настасье. Она тяготится окружением и мечтает, что однажды придёт спаситель и избавит её от жизни в закостенелой, морально разлагающейся среде. Родные не разделяют её убеждений и видят в Мышкине глупого и странного чудака, отсюда и название романа. Аглая сначала верила, что князь станет тем самым, о ком она мечтала, но позже начала представлять своим спасителем польского революционера.

Другие персонажи романа «Идиот»

Александра Ивановна Епанчина – женщина добрая и разумная с твёрдым и решительным характером, занимающаяся музыкой, возрастом чуть более 25 лет.

Аделаида Ивановна Епанчина – 23-летняя девушка, прекрасно рисующая живопись.

Аглая Ивановна Епанчина – 20-летняя особа привлекательной внешности, слишком изнежена, поведение как у ребёнка, влюблённая в Мышкина.

Иван Федорович Епанчин – 56-летний мужчина с достатком, имеющий влиятельные связи, представитель класса солдатских детей.

Лизавета Прокофьевна Епанчина – родственница Мышкина по дальней линии, мамаша Аделаиды, Аглаи и Александры.

Ардалион Александрович Иволгин – отставной генерал, отец Гани и Вари, любить выпить и пофантазировать.

Нина Александровна Иволгина – супруга генерала Иволгина, мать Гани, Вари, Коли.

Гаврила Ардалионыч Иволгин (Ганя) –молодой человек 28-и лет с красивой внешностью, чиновник, влюблён в Аглаю.

Варвара Ардалионовна Птицына – сестра Гани.

Николай Ардалионыч Иволгин (Коля) – младший брат Гани.

Фердыщенко – «господин лет тридцати», арендовал комнату у Иволгиных.

Афанасий Иванович Тоцкий – миллионер, «лет пятидесяти пяти, изящного характера», содержавший Настасью Филипповну.

Лебедев – «закорузлый в подьячестве чиновник, лет сорока».

Ипполит – племянник Лебедева, друг Коли.

«Идиот», анализ романа

«Идиот», анализ романа

Роман «Идиот» стал реализацией давних творческих задумок Ф.М. Достоевского, его главный герой – князь Лев Николаевич Мышкин, по авторскому суждению является «по-настоящему прекрасной личностью», он воплощение добра и христианской морали. И именно за его бескорыстие, доброту и честность, необычайнейшее человеколюбие в мире денег и лицемерия окружение называет Мышкина «идиотом». Князь Мышкин большую часть своей жизни провел замкнуто, выйдя в свет, он не знал с какими ужасами антигуманности и жестокости ему придется столкнуться. Лев Николаевич символически выполняет миссию Иисуса Христа и, так же как и он, гибнет любя и прощая человечество. Так же как и Христос, князь, пытается помочь всем людям, которые его окружают, он пытается будто бы вылечить их души своей добротой и неимоверной проницательностью.

Образ князя Мышкина является центром композиции романа, с ним связаны все сюжетные линии и герои: семья генерала Епанчина, купец Рогожин, Настасья Филипповна, Ганя Иволгин и др. И также центром романа является яркий контраст между добродетелью Льва Николаевича Мышкина и привычным укладом жизни светского общества. Достоевский сумел показать что даже для самих героев этот контраст выглядит ужасающим, они не понимали этой безграничной доброты и следовательно боялись ее.

Роман наполнен символами, здесь князь Мышкин символизирует христианскую любовь, Настасья Филипповна – красоту. Символическим характером обладает картина «Мертвый Христос», от созерцания которой, по словам князя Мышкина, можно потерять веру.

Отсутствие веры и духовности становятся причинами трагедии случившейся в финале романа, значение которого расценивают по-разному

Автор акцентирует внимание на том, что физическая и душевная красота погибнут в мире, который ставит в абсолют только корысть и выгоду

Писатель проницательно заметил рост индивидуализма и идеологии «наполеонизма». Придерживаясь идей свободы личности, он в то же время считал, что неограниченное своеволие приводит к антигуманным поступкам. Достоевский рассматривал преступление как самое типичное проявление индивидуалистического самоутверждения. Он видел в революционном движении своего времени анархистский бунт. В своем романе он создал не только образ безупречного добра равный библейскому, но показал развитие характеров всех героев романа, которые взаимодействовали с Мышкиным, в лучшую сторону.

См. также:

  • «Идиот», краткое содержание по частям романа Достоевского
  • «Преступление и наказание», анализ романа
  • Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание»
  • «Братья Карамазовы», краткое содержание по главам романа Достоевского
  • «Белые ночи», краткое содержание по главам повести Достоевского
  • «Белые ночи», анализ повести Достоевского
  • «Братья Карамазовы», анализ романа Достоевского
  • «Бедные люди», анализ романа Достоевского
  • «Униженные и оскорбленные», анализ романа Достоевского
  • «Бесы», краткое содержание по главам романа Достоевского
  • «Бедные люди», краткое содержание романа Достоевского
  • «Мальчик у Христа на елке», анализ рассказа Достоевского
  • «Преступление и наказание», краткое содержание по частям романа Достоевского
  • «Бесы», анализ романа Федора Достоевского
  • «Униженные и оскорбленные», краткое содержание по частям романа Достоевского

По произведению: «Идиот»

По писателю: Достоевский Федор Михайлович

Проблематика и темы

В книге «Идиот» Достоевский поднимает несколько основных тем. Проблематика — жадность и чрезмерная любовь к деньгам. Желая разбогатеть и приобрести высокий статус, действующие лица обманывают, предают, клевещут, изменяют близким и себе. Достоевский жил в такое время, когда нельзя было добиться успеха, не имея богатых и знатных покровителей. Черта характера, тесно связанная с корыстолюбием, — тщеславие. Другие темы и особенности их раскрытия:

  1. Религия. Образ князя Мышкина олицетворяет христианство, и к этой теме Достоевский несколько раз обращается на страницах произведения. В биографии Льва есть отсылки к жизни Спасителя, а в романе он выполняет похожую функцию — пытается спасти Настасью. Елизавета Прокофьевна, Аглая и Варя учатся у молодого человека сочувствию, смирению и способности прощать.
  2. Любовь. Это чувство показано в разных проявлениях. Герои Достоевского испытывают романтическую, дружескую, страстную и семейную любовь. В некоторые моменты им присуще стремление помочь ближнему. Дневники писателя содержат указание на то, что он хотел показать 3 вида этого чувства: любовь князя — христианская, у Рогожина она страстная, а у Гани — близкая к тщеславию.
  3. Готовность пойти на преступление ради денег. На страницах романа часто появляется глагол «зарезать», а герои неоднократно обращаются к уголовной хронике.

Характеристика романа «Идиот»

Роман «Идиот» можно охарактеризовать следующим образом:

✓      название романа имеет несколько значений, что умело используется автором, и среди этих значений можно выделить следующие:

•        бранное, которое означает, что к герою, обладающему высоким интеллектуальным уровнем развития, другие персонажи относятся с опаской, считая его не таким, как они, чужим, и сами ощущают условность такого словоупотребления;

•        народное, и в этом случае оно соотносится с такими словами, как «убогий», «божий человек» и т. п.;

•        указывающее на болезнь главного героя князя Мышкина, который страдал нервным расстройством — эпилепсией;

•        шутовское, основанное на использовании этого слова в эпоху Возрождения XVII в. по отношению к шутам, которые могли быть глупыми, а могли и иметь острый ум;

•        применяемое в средние века для названия человека, у которого было немного знаний, но он обладал душевной мудростью;

✓      место и время действия романа имеют следующие характеристики:

•        герой приезжает в Россию из Швейцарии, где долгое время был на лечении, и здесь сталкивается с хаосом российской действительности;

•        время действия охватывает около семи месяцев (ноябрь 1867 — лето 1868 гг.), что соответствует времени написания романа, поэтому в нем очень ярко и реалистично отражена русская жизнь того времени и ее кризис, что делает роман необычайно ценным и исторически-конкретным;

✓      в романе мастерски показано петербургское общество того времени, изображение которого можно охарактеризовать следующим образом:

•        развивает традиции «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя;

•        ряд персонажей Гоголя воплотились в героях романа;

•        в качестве инструмента изображения выступает психологический мир различных характеров романа, социальные отношения и семейные связи, описанные в романе;

•        изображаются два генеральских семейства — Епанчины и Иволгины, на примере отношений которых и раскрываются реалии жизни петербургского общества;

✓      главный герой романа — князь Мышкин — имеет следующих прототипов:

•        сам автор, и это выражается в следующем:

—        схожесть нервного недуга — эпилепсии;

—        способность к озарению;

—        схожесть пережитых жизненных потрясений (казнь человека);

•        Иисус Христос, что выражается в соотнесении Мышкина с идеальным образом человека любящего, сострадающего, смиренного и т. п. и наделении его такими же качествами;

✓      в образе главного героя отражены лучшие традиции мировой литературы, которые выражаются в следующем:

•        связь с «естественными» идеями Ж. -Ж. Руссо;

•        параллель с «рыцарем печального образа» Дон Кихотом Сервантеса, которая прослеживается в преобладании у обоих героев таких черт и особенностей, как обаяние, наивность, стремление к поиску добра и зла в людях, некоторая комичность в реальном мире и т. п.;

•        соотнесение с пушкинским образом бедного рыцаря из баллады 1826 г., которая используется Достоевским в романе;

•        отклик на статью И.С. Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот»;

✓      женские образы в романе; особенно важен образ Настасьи Филипповны, который имеет богатую предысторию и может быть охарактеризован так:

•        он связан с реальными прототипами;

•        тесно связан с темой красоты, причем не только и не столько внешней, сколько внутренней, которая утверждается автором как единственное средство спасения мира;

•        является и жертвой и преступницей, выступает как антипод и в то же время как двойник Мышкина;

•        через него выражается обвинение и осуждение автором современного общества.

Настасья Филипповна

О том, кем является Настасья Филипповна, известно каждому прочитавшему роман Достоевского «Идиот». В начале романа даётся её портретное описание. Читатель узнаёт, что это настоящая красавица. По характеру девушка довольно противоречива.

Она родилась в семье дворянина, в семилетнем возрасте осталась без родителей. Её приметил помещик Афанасий Тоцкий, проживавший по соседству. Он забрал девочку себе на попечение, стал обучать её музыке и французскому языку.

Когда ей исполнилось 16, Тоцкий совратил её. Молодая женщина испытывает смешанные чувства, которыми ей не с кем поделиться. Со временем она начинает понимать, что с ней произошло нечто ужасное. Осознавая своё положение, героиня надеется, что Тоцкий возьмёт её в жёны, но тот не намерен этого делать. Так, девушка ощущает себя преданной. Сильная любовь и привязанность сменяется гневом к обидчику и невыносимым стыдом.

После всего, что случилось, девушке кажется, что её мир разрушен, судьба сломана. Ощущая внутри сильнейшую боль, она проявляет определённую смелость в высказываниях, предпочитает яркие наряды, делает громкие заявления о собственной «недостойности и испорченности». Она готова себя подать первому встречному. Всё это лишь последствия пережитой психологической травмы.

В её базовой конструкции сломано то, что называют человеческим достоинством. Настасья отчаянно пытается отыскать то, что позволило бы ощутить себя чистой, незапятнанной, соприкоснуться со своей непорочностью, однако у неё ничего не выходит. Когда она знакомится с князем Мышкиным, добрейшей души человеком, она видит в нем эдакого спасителя, который позволит ей отмыться от грязи. Тот охотно соглашается с этой ролью, но в итоге она оказывается для него слишком тяжёлой ношей.

В романе Фёдора Достоевского «Идиот» главная героиня действительно страдает. Будучи энергичной и волевой, она оказывается в замкнутом круге, зацикленность на прошлых бедах не даёт ей двигаться дальше. Это эмоциональная и несчастная девушка. Писатель много говорит о её мыслях и чувствах, интерпретируя их в самом «высоком» смысле. Эмоции героини выводятся за рамки чисто внутренних переживаний. Автор произведения признает в молодой женщине наивность и мечтательность, однако вместе с тем отмечает её глубину и силу.

https://www.youtube.com/watch?v=_E-ZJN_Iq2k

Место и время действия

Своего героя, молодого князя Мышкина автор приводит из далекой горной Швейцарии в Россию, сталкивая его с «хаосом» новой действительности. Иногда писатель сознательно раздвигает место действия, вводя при помощи рассказов персонажей и собственных описаний сцены из жизни Франции (Лиона), Швейцарии, русской провинции и Москвы, но в основном события протекают в Петербурге и его пригороде — Павловске. Но это сужение места действия не мешает автору ввести в читательскую орбиту всю русскую действительность пореформенной эпохи.

Время действия в романе «Идиот» Достоевского охватывает около семи месяцев, начавшись в конце ноября 1867-го, а завершившись летом 1868. Годы эти соответствуют времени написания Достоевским произведения, которое буквально «дышит» современностью. Эпоха 60-х годов отражена в упоминаниях о судебной реформе («здесь про суды много говорят»), о строительстве железных дорог, развитом ростовщичестве, гласности, росте уголовной преступности, в раскрытии судорожных метаний персонажей романа, в изломанности характеров, в ожидании людьми «обновления», в кричащих противоречиях поведения действующих лиц, в острой борьбе идей и мнений. «Тут у вас много разного наболело и наросло», — замечает проницательный Мышкин, едва встретив столичную жизнь. Ряд высказываний персонажей подтверждает эту суммарную характеристику. «Богатства больше, но силы меньше; связующей мысли не стало». Действительно, на одном полюсе швыряющие тысячами миллионщики Рогожины, на другом — усталость аристократов Тоцких, выпадение из привычной колеи жизни Иволгиных. Сама фраза Лебедева вызывает ассоциацию с давним свидетельством, запечатленным в «Гамлете»: «Распалась связь времен». Кризисность времени повторилась в новых исторических условиях. Генерал Епанчин охвачен страхом: «В воздухе как будто что-то носится, как будто летучая мышь, беда летает, и боюсь, боюсь!» Ясно, что это не восприятие пейзажа, а ощущение эпохи. Лизавета Прокофьевна воспринимает перемены столь же обостренно: «Всё навыворот, все кверху ногами пошло». Даже пятнадцатилетий Коля в недоумении: «И как это так всё устроилось, не понимаю. Кажется, уж как крепко стояло, а что теперь?» В обществе особую власть обрели деньги, распространились аферы, коммерческие сделки, откупы, получения богатейших наследств. «В наш век все авантюристы», — замечает один из героев романа. Общество заметно криминализировалось. В книге Достоевского отражены такие нашумевшие преступления, как убийство восемнадцатилетним гимназистом В. Горским шести человек в доме купца Жемарина; как ограбление студентом университета А. М. Даниловым ростовщика Попова и его служанки Нордман. Настасья Филипповна замечает: «Ведь теперь их всех такая жажда обуяла, так их разнимает на деньги, что они словно одурели». Поэтому нельзя не ощутить внутреннюю связь «Идиота» с романом «Преступление и наказание», хотя в первом из этих произведений убийство происходит не только из-за денег, а в «Идиоте» и вообще не из-за них. Все эти приметы времени второй половины 60-х годов запечатлены в новом романе Достоевского благодаря тому пристальному вниманию, которое писатель уделил газетной информации, благодаря щедрому проникновению в роман фактов текущей общественной жизни. Всё это сделало картину нарисованной в нём жизни исторически-конкретной. Вот почему Достоевский однажды сказал о своём произведении: «Это хорошая вещь… Тут всё есть!» В значительной мере это относилось к отраженной в романе реальной российской действительности определенной эпохи.

«Идиот» (Достоевский): смысл названия

Почему же произведение Достоевского оказалось названным столь странным и столь шокирующим читателя словом — «Идиот»? Последнее имеет несколько значений, учтённых писателем. Одно из них используется в быту и имеет бранный характер. В этом плане оно употребляется «другими» персонажами, часто в раздражении, в сердцах, людьми, которые не в состоянии понять его, которым кажется он чужим. Однако эти персонажи ощущают условность такого словоупотребления, обидное его звучание для человека, который по своему интеллекту стоит намного выше таких, как генерал Епанчин или Ганя Иволгин. Другое значение этого слова — народное. В этом случае оно близко таким обозначениям, как «убогий», «юродивый», «божий человек». Третье значение связано с болезнью Мышкина, тяжелой эпилепсией, нервным расстройством, невменяемостью или, напротив, возбудимостью. Болезни эти поразили юношу ещё в России, вследствие чего он вынужден был долго лечиться в швейцарской клинике. В четвертом смысле это слово «идиот» употреблялось в эпоху Возрождения и в XVII веке по отношению к физическим уродам, выполнявшим функцию шутов и шутих и нередко страдавшим слабоумием или, напротив, отличавшимся острым умом. Таковы Эль Примо, Себастьян де Морра, Дон Антонио-англичанин, особенно Франсиско Лескано и Бобо де Корка при испанском дворе, изображенные Д. Веласкесом, Трибуле при дворе Франциска I, Риголетто в опере Верди. «Вот ужас: быть шутом! Вот ужас: быть уродом!» — произносит Трибуле в драме В. Гюго «Король забавляется», зная, что придворные его считают чуждым им идиотом. В пятом значении это слово употреблялось в Средние века, когда идиотом, как это показал Р.- И. Хлодковский, прозывали человека, обделенного «книжной премудростью», но богатого мудростью сердца. Большинство из этих смыслов присутствуют в ёмком названии романа Достоевского «Идиот», и автор «играет» ими в тексте, показывая относительную неуместность подобного прозвания героя в начале романа (с чем не считаются люди, окружающие Мышкина) и трагическую оправданность этого обозначения — в финале. Читатели книги в конце концов убеждаются в ёмкости и меткости выбранного автором названия произведения.

Суть: о чём роман?

Роман «Идиот» начинается с того, как молодой дворянин – князь Лев Мышкин, возвращается в Россию после длительного прибывания в Швейцарии, где он лечился от своего давнего психического недуга. С самых первых страниц князь предстаёт перед нами как очень искренний и непосредственный человек, в моральном плане стоящий на ступень выше окружающих его людей.

В поезде главный герой знакомится с купцом Парфёном Рогожиным и узнаёт о Настасье Барашковой – падшей женщине, ведущей самый порочный образ жизни.

В Петербурге князь Мышкин навещает своих ближайших родственников – семью Епанчиных. За счёт своей искренности и душевности князь легко завоёвывает симпатии всей семьи, члены которой становятся его хорошими друзьями. Ему нравится красавица Аглая — младшая дочь в семье. Симпатия взаимна.

В тот же день Лев Николаевич встречается с Настасьей Филипповной, которую отчаянно добивается Рогожин. Между этой троицей образуется незримая связь, которая не разорвётся до самого конца повествования.

Князь Мышкин сам внезапно проникается симпатией к Настасье, надеясь помочь ей и исцелить её душу. Он совершенно серьёзно предлагает ей выйти за него замуж, смущая Барашкову, которая под влиянием князя начинает демонстрировать лучшие стороны своей натуры.

Образуется любовный треугольник: Рогожин – Мышкин – Барашкова. На протяжении всего романа Настасья Филипповна мечется между двумя мужчинами. От тяжелейшего психологического напряжения герои начинают сходить с ума.

Помимо основной сюжетной линии в романе присутствует огромное количество побочных, которые только подчёркивают общую атмосферу безумия и безысходности и подталкивают князя к пропасти. Так, любимая Аглая отталкивает его из-за связи с Настасьей, не понимая истинных мотивов его поступка. Тоцкий и Епанчин хотят «замять» скандал с Настасьей и выдать ее замуж за секретаря Ганечку, который нуждается в деньгах и за них готов принять позор.

Постоянное нарастание напряжения приводит к тому, что в конечном итоге Рогожин приводит Мышкина в свой дом, где на кровати лежит зарезанная им Барашкова. В этот момент психика героев окончательно рушится. Они ложатся рядом с трупом, обнимаются и начинают говорить обо всём. На утро Рогожина находят абсолютно безумным, а князя Мышкина — впавшим в то полусознательное состояние, в котором он прибывал до курса лечения в Швейцарии.

Преимущества произведения «Идиот» Ф.М. Достоевского

Изначально книга подкупает своим интригующим названием. Главная идея романа «Идиот» — нравственная. Писатель последовательно и чётко раскрывает героев произведения. Эта книга внесёт значительный вклад в осознание моральных ценностей. Возможно, некоторые читатели пересмотрят свои жизненные взгляды.

Сильные и яркие характеры

Столкновение взглядов, жизненных позиций, точек зрений раскрывает личностные качества каждого из героев. Ф.М

Достоевский большое внимание уделил психологическим портретам персонажей. Писатель восхищается женщинами

Автор ярко и подробно описывает образы представительниц прекрасного пола. Некоторые герои противопоставлены друг другу. Мы постепенно узнаем проблемы, которые волнуют каждого из действующих лиц романа.

Произведение про каждого из нас

Ф.М. Достоевский в своём романе представил несколько ярких собирательных образов, в которых каждый читатель может найти себя

Читатель может обратить внимание на сильные и слабые стороны персонажей, а потом и обнаружить их у себя. Нельзя сказать, что роман «Идиот» — это полностью вымышленная история

Это произведения о нашем обществе и людях, которые нас окружают.

Книга актуальна во все времена

У романа «Идиот» нет временных рамок. Это книга не о прошли поколении. Персонажи, описанные в книге, находятся среди нас. Проблемы, поднятые Ф.М. Достоевским, актуальны во все времена. Честь и совесть, предательство и подлость, любовь и ненависть. В своём произведении писатель постарался дать ответ на вечные вопросы.

В произведении обнажены все людские пороки

Люди часто не замечают в себе отрицательные черты характера. Многие из нас считают, что они идеальны. Однако это мнение в большинстве случаев ошибочно. С помощью своих действующих лиц Ф.М. Достоевский обнажил людские пороки. Князь Мышкин, кажется, любит абсолютно всех. Он никогда никого не обманывал и не предавал. Но общество не принимает такую личность. Князь Мышкин не похож на окружающих. Некоторые персонажи погрязли в склоках и скандалах. Герои лгут, прикрываясь необходимостью. Но часто персонажи преследуют корыстные цели. Князь Мышкин — не такой. Он является полной противоположностью таким героям. Происходит столкновение взглядов, где и показаны людские пороки. Люди предпочитают скрывать свои слабые стороны. Однако получается это у них не всегда. Произведение «Идиот» даёт человеку возможность посмотреть на окружающий нас мир с другой стороны. Возможно, среди нас есть люди, которым не стоит доверять.

Непредсказуемость сюжета

Концовка романа «Идиот» абсолютно непредсказуема. Многие читатели пытаются с первых страниц угадать финал книги. Но сюжетная линия закручена так, что сделать это практически невозможно. События и яркие действующие лица увлекают читателя. Несмотря на значительный объём произведения, книга читается быстро и легко. Ф.М. Достоевский постепенно знакомит нас с персонажами. Писатель даёт возможность читателю сложить собственное мнение относительно каждого героя.

Главная мысль

Основная идея Достоевского – показать разложение русского общества в слоях интеллигенции. В этих кругах наблюдается духовный упадок, филистерство, супружеские измены, и двойная жизнь — практически норма. Достоевский стремился создать «прекрасного человека», который мог бы показать, что и в этом мире ещё живы доброта, справедливость и искренняя любовь. Такой миссией наделён князь Мышкин. Трагедия романа заключается в том, человек, стремящийся видеть в современном ему мире только любовь и доброту, погибает в нем, будучи неприспособленным к жизни.

Смысл, заложенный Достоевским, заключается в том, что людям все же необходимы такие праведники, которые помогают им взглянуть в лицо самому себе. В разговоре с Мышкиным герои познают свою душу и учатся открывать ее другим. В мире фальши и лицемерия это очень нужно. Конечно, самим праведникам очень тяжело освоиться в обществе, но их жертва не напрасна. Они понимают и чувствуют, что хоть одна исправленная судьба, хоть одно неравнодушное, проснувшееся от безразличия сердце – это уже большая победа.

Какие выводы можно сделать?

Финал романа трагичен, и приводят к такому финалу полная бездуховность и факт отсутствия веры. Можно с разных сторон смотреть на суть финала и по-разному оценивать его, но Достоевский делает четкий акцент на физической и душевной красоте, которые не могут выжить среди корысти, жажды наживы и лицемерия.

Индивидуализм и идеалогия «наполеонизма» неуклонно растут. Достоевский подмечает это. И хотя автор выступает за свободу, присущую любой личности, он убежден, что зачастую антигуманные поступки совершаются вследствие неограниченного и бесконтрольного своеволия. Когда индивидум пытается самоутвердиться, это приводит к преступлению. Достоевский расценил революционное движение как самый типичный бунт анархистов.

Интересно, что характеры всех персонажей, которые имели взаимодействие с характером князя Мышкина, развивались в лучшую сторону, а благодаря образу доброго человека, который имеет библейское основание, мы видим причину такого положительного изменения.

  • Биография Федора Достоевского
  • Краткое содержание романа «Идиот»
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector