10 самых интересных фактов про храм всех святых на кулишках в москве!

Церковь Всех Святых на Кулишках

Описание Церкви Всех Святых на Кулишках

Церковь Всех Святых на Кулишках — православный храм на Славянской площади, в Зарядье, недалеко от Китай-города. Несмотря на значительный уровень культурного слоя (отчасти снят с северо-востока), церковь продолжает определять архитектурный облик Славянской площади. Практически под самым храмом устроен вход на станцию метро «Китай-город».

Первая деревянная церковь на этом месте была построена Дмитрием Донским, скорее всего, в 1380 году после Куликовской битвы. В XIV веке место, выбранное для церкви, был недалеко от границы Москвы и слово кулишки стало синонимом местонахождения «на краю земли»; теперь это исторический центр Москвы.

Фраза «у чёрта на куличках», как считается, связана с событиями 1666 года, когда в богадельне у Ивановского монастыря завелась нечистая сила, изгнать которую удалось только призванному из Флорищевой пустыни старцу Илариону Суздальскому, который «пять недель с двумя иноками там подвизался в молитвах».

Церковь была полностью перестроена в камне в 1488 году и затем вновь в стиле московского барокко в 1687-1689 гг.

В 1930 году церковь была закрыта, но вместо планировавшегося сноса была приспособлена под нужды НКВД. О характере использования можно судить по тому, что в 1994 году в подвале церкви были обнаружены останки растрелянных.

В 1975 году здание было передано Музею истории Москвы, в связи с чем в 1970-82 гг. была проведена реставрация этого интересного памятника архитектуры.

В 1991 году здание было возвращено Русской Православной Церкви. В 1994 году в подвале церкви были обнаружены останки расстрелянных и в память о них у стены подвала был установлен крест с изображениями новомучеников.

В 1998 году подворье Александрийской Православной Церкви было перенесено из Одессы в Москву и разместилось в церкви Всех Святых на Кулишках.

Здание церкви двухъярусное, одноглавое, с единственной полукруглой апсидой, обстроенной с трёх сторон галереей, к западному фасаду которой примыкает паперть. С северо-западного угла силуэт церкви оживляет трехъярусная восьмиугольная колокольня с барочными деталями. Это одна из немногих «пизанских башен» российской столицы.

Относительно времени строительства храма у искусствоведов нет единого мнения. Пышный декор окон и ложный пояс кокошников указывают на 1680-е годы как на наиболее вероятное время постройки. Впрочем, не исключено и то, что двухапсидный придел и трапезная были пристроены с южной стороны к четверику более раннего времени, возможно, даже годуновской эпохи.

Нижний ярус, скрытый от глаз культурным слоем, сохранил надгробия XV-XVI вв. Интересен северный портал с белокаменными деталями. Стенопись послепетровского времени в последнее время была отреставрирована.

Паломнические поездки к Церкви Всех Святых на Кулишках

  • Поездка из Москвы в Церковь Всех Святых на Кулишках
  • Поездка из Москвы в Церковь Всех Святых на Кулишках
  • Поездка из Москвы в Церковь Всех Святых на Кулишках
  • Поездка из Москвы в Церковь Всех Святых на Кулишках

Появление церкви Всех Святых на Кулишках

Церковь на Кулишках в Китай-городе имеет давнюю и славную историю. Однако точной даты постройки храма никто не знает. Первое упоминание церкви датировано 1364 годом. В том году в Москве случился страшный пожар в результате которого погибло много людей и выгорела большая часть города.

1364

в этом году впервые упоминается церковь на Кулишках

Также там упоминается, что церковь была деревянной и вроде, как почти не пострадала от пожара. Интересно, что тогда всю Москву окружала стена, которая нынче известна, как Китеж-град и в то время храм стоял в самом удаленном месте города.

Из других источников, датированных восемнадцатым веком, выдвигается предположение о символическом построение храма. По этом сведениям, церковь воздвигли в честь воинов, павших 8 сентября 1380 в ходе Донского побоища.

Это сражение стало первой удачной попыткой отбиться от Золотой Орды (части ее) и более известно сейчас как Куликовская битва. В месте впадения реки Непрявда в Дон состоялось генеральное сражение объединенных русских сил под командованием Дмитрия Донского с частью Золотой Орды под руководством Мамая.

Именно с этого момента началось освобождение Руси от татаро-монгольского ига

И именно тогда Москва стала постепенно становиться столицей земель русских, постепенно объединяя разрозненные княжество в страну более известную сейчас как Российская Федерация.

Изначально церковь была выполнена из дерева и так продолжалось почти сто лет. В 1488 году храм разобрали и полностью отстроили из камня. Перестройка в камне говорит о том, что в Московской Руси стали появляться свободные деньги.

1488

в этом году на месте разобранного воздвигли новый, каменный храм

Это связано с сильным ослаблением остатков Золотой Орды и снижение выплачиваемой дани. В момент первого вторжения монгол на Русь была наложена такая дань, что долгие столетия никто не мог помыслить о строительстве каменного храма.

Второй раз церковь обновили в конце семнадцатого века. Привычные формы ранних славянских храмов переросли в стиль московского барокко.

Вот так выглядел храм Всех Святых в середине девятнадцатого века. Фотография выполнена Найденовы. Фото: upload.wikimedia.org

История

Наряду с Кремлём Китай-город — древнейший район Москвы (особенно это касается Зарядья), известный изначально как Великий посад. Часть посада находилась на территории нынешнего Кремля, однако после расширения Кремля при Иване Калите и Дмитрии Донском была вытеснена оттуда, в результате чего посад разросся на восток почти на всю территорию нынешнего Китай-города.

В XVI веке с переселением знати из Кремля Китай-город стал все больше приобретать черты аристократического района, тогда как купцы перебрались в Замоскворечье, а ремесленники — в заливаемое водой и потому непривлекательное для знати Зарядье. Иван Грозный выселил из Китай-города бояр и дворян и велел там селиться купцам, но после его смерти, видимо, купцов вновь вытеснили бояре и дворяне, к которым в конце XVII века присоединились приказные из переведенных сюда из Кремля приказов.

Новая площадь в XVIII в. Вид от Большого Черкасского переулка.

Перепись 1701 года показывает в Китай-городе 272 двора, из них 152 принадлежало духовенству, 54 — боярам и дворянам, 24 — дьякам, 6 — дворцовым служащим, 29 — торговцам, 6 — городским служащим и 1 — крепостному человеку. При этом средний размер двора составлял 1100 м². Однако, так как в Китай-городе находился центр московской торговли — Гостиный двор и Торговые ряды, то в XVIII — XIX веках он вновь приобрел характер купеческого района. В XIX веке это был район крупных оптовых торговцев; здесь была построена городская биржа, стали возникать банки и конторы; к началу XX века он приобрел репутацию «московского Сити».

Здесь же в допетровские времена был центр русского книгопечатания (Печатный двор, в дальнейшем Синодальная типография на Никольской) и просвещения (школа Заиконоспасского монастыря, в дальнейшем Славяно-греко-латинская академия, там же); при Елизавете здесь же помещался университет (здание Земского приказа, на месте Исторического музея). В предреволюционные десятилетия на Никольской прославился ресторан «Славянский базар».

В советские времена Китай-город превращается в район, где были сосредоточены партийно-государственные учреждения, включая комплекс зданий ЦК КПСС (ныне администрация Президента). Осенью 2011 года вокруг этих зданий началась установка ограждения, что вызвало опасения «Архнадзора» и других активистов по поводу ограничения доступа к историческим памятникам Китай-города после окончания рабочего дня администрации в 17 часов. По мнению чиновников Федеральной службы охраны, ограждение «будет представлять собой некий символический отсыл к Китайгородской стене».

Памятники

Кладбище

План Всехсвятского кладбища

Кладбище при церкви Всех Святых известно с XVIII века. Здесь были похоронены многие представители грузинских княжеских родов (Багратионы, Цициановы и другие). По некоторым данным, на Всехсвятском кладбище похоронен грузинский писатель Сулхан-Саба Орбелиани. В конце XIX века на этом кладбище хоронили зажиточных крестьян. При этом древние могильные плиты зачастую уничтожали или переставляли с места на место.

Кладбище существовало до 1982 года, после чего по распоряжению о ликвидации кладбищ в черте Москвы кладбище было ликвидировано, а останки умерших извлечены из земли, уложены в небольшие гробы и перезахоронены на другом кладбище[источник не указан 68 дней]. Туда же были перевезены памятники, ограды же на новом месте устанавливать было запрещено[источник не указан 68 дней]. По одной из версий, сносу надгробий способствовали высокопоставленные жильцы соседнего «Генеральского дома». Многих из них не устраивал открывавшийся из окна вид на кладбище.

Тем не менее до наших дней сохранились некоторые надгробные плиты. Среди них — надгробие князя Ивана Александровича Багратиона (—). Памятник поставил на могиле его сын, великий полководец Пётр Иванович Багратион. Монумент представляет собой каннелированную пирамиду на высоком постаменте. Надгробие И. А. Багратиона неоднократно меняло своё местоположение. Сейчас оно установлено с севера от храма около мемориала «Примирение народов». Надгробный памятник И. А. Багратиона относится к памятникам истории федерального значения.

Ограда

Храм во время реставрации

Согласно некоторым источникам, ограда храма датируется XIX веком. В 1990-е годы западная часть ограды была перемещена на несколько метров от стен храма. Эти работы проводились в связи с увеличением официальной территории храма. В 1994 году старые полуразрушившиеся боковые трехпролетные арочные ворота, выходящие к метро, были демонтированы и построены новые на новой границе участка ещё ближе к метро. Новые ворота сохранили пропорции и внешний облик старых, но были увеличены в объёме (в прежние не могла проехать даже легковая машина). Они были построены по проекту архитектора-реставратора Ретамосо Рохас М. В. Одновременно с этим были проведены работы по благоустройству территории храма, сделана новая каменная отмостка, отремонтирован белокаменный каменный цоколь, открывшийся из земли из-за восстановления первоначального уровня отмостки. В этот же период был перенесен надгробный памятник Ивана Александровича Багратиона, отца великого полководца, оказавшийся на середине обходной дороги, на несколько метров от алтаря. Этот памятник, а также надгробные плиты 17-19 века, найденные во время этих работ, и положили начало мемориальному комплексу на территории храма. В 2010 году железные решётки на восточной части ограды были демонтированы, а вместо них построена сплошная кирпичная стена. Главный вход находится с северо-запада от церкви и представляет собой трёхпролётные арочные ворота. Другие ворота находятся с юга от церкви. Ограда храма является объектом культурного наследия.

Мемориал «Примирение народов»

Мемориал «Примирение народов России, Германии и других стран, воевавших в двух мировых и гражданской войнах» был установлен в —1998 годах на территории храма Всех Святых по инициативе группы ветеранов Великой Отечественной войны и других частных лиц. Он включает в себя несколько мемориальных плит и крестов, посвящённых жертвам Крымской, Балканской, Русско-японской, Первой мировой, Гражданской и Первой чеченской войн, а также жертвам красного террора, представителям Белого движения и казакам. Часть памятников была первоначально установлена на территории бывшего Московского городского Братского кладбища, а затем перенесена к храму Всех Святых.

Широкий общественный резонанс вызвала установка плиты, посвящённой командирам 15-го кавалерийского казачьего корпуса СС, воевавшего во Второй мировой войне на стороне гитлеровской Германии. Неоднократно предпринимались попытки добиться сноса этого монумента, однако они не увенчались успехом. 8 мая 2007 года накануне Дня Победы плита была разбита неизвестными (по данным газеты «Московский комсомолец», плиту могли разбить члены одной из леворадикальных организаций). Настоятель храма протоиерей Василий Бабурин отметил, что данная плита не имеет никакого отношения к храму Всех Святых. От памятника оставался небольшой осколок, пока в 2014 году он не был заменён на плиту «Казакам, павшим за Веру, Царя и Отечество».

Повседневная жизнь храма

В будние дни двери храма открыты с 8 до 20 часов, в воскресные дни до 18 часов. Ежедневно в соборе совершается литургия в соответствии с церковным календарём. Кроме этого, проводятся дополнительные службы:

  • В понедельник — молебное пение с акафистом всем святым перед мощевиком.
  • Во вторник перед иконой Серафима Саровского совершается акафист преподобному святому.
  • В среду читается особая молитва перед святым образом Киккской божьей матери. Для миропомазания используется масло из лампады, горящей перед иконой.
  • В четверг проводится служба перед храмовой иконой Николая Чудотворца и ковчегом с частицами мощей Божьего Угодника.
  • В пятницу у распятия Христа поётся акафист Кресту Господню.
  • В субботний день поминовения усопших проходит панихида.

Школа греческого языка подразделяется на детский класс и взрослую группу одного года обучения. На занятиях учащиеся изучают греческую историю и культуру, приобретают разговорные навыки, общаясь с носителями языка. Дети посещают школу по субботам в течение пяти лет.

Участники церковного хора приобщаются к традициям византийского пения. Во все великие праздники византийские песнопения звучат на славянском и греческом языках. С 2006 года в воскресной школе взрослые прихожане изучают и обсуждают интересующие их вопросы православия. Беседы проводит священник отец Дмитрий Захаров.

На информационном сайте на текущий месяц представлено расписание богослужений в храме Всех Святых на Кулишках.

Архитектурные особенности храма

За многовековую историю Всехсвятский храм неоднократно перестраивался и приобрёл современный вид в конце семнадцатого века. Двухъярусное почти квадратное в плане здание с одной полукруглой апсидой венчает единственный золотой купол на глухом барабане, украшенном снизу четырьмя кокошниками. На красных фасадах выделяются белые филёнчатые пилястры и барочные наличники окон. Резной фриз аналогичен декору на соборе Василия Блаженного.

Четырёхъярусная колокольня, возведённая в девятнадцатом веке, выполнена по схеме восьмерик на четверике. Каждое ребро восьмигранника украшено колоннами с элементами декора. Особенностью башни является наклон в сторону Кремля. Осевая линия строения отходит от вертикали на 1 градус.

Подклет храма служил как усыпальница. В этом помещении обнаружены надгробные плиты из белого камня, датируемые началом семнадцатого века. Ниже уровня фундамента археологи обнаружили четыре яруса погребений в дубовых долблёных колодах, относящихся к четырнадцатому веку. Учёные предполагают, что это и есть захоронение павших на Куликовом поле русских воинов.

В конце девяностых годов прошлого столетия известковый фундамент заменили бетонным основанием. Под нижний ярус храма подвели железобетонную плиту, что предотвратит образование трещин в несущих стенах.

Повседневная жизнь храма

С 1999 года в храм из Одессы перенесено подворье Александрийской церкви. Прихожане имеют возможность обучаться в воскресной школе при церкви. Обучение проводят по трём основным направлениям: богословские основы, литургика, духовная жизнь. Действует греческий хор, школа византийской музыки, танцевальный ансамбль.

Для детей и взрослых доступно изучение современного греческого языка, истории, и культуры, по пятилетней программе. Преподавание осуществляют европейские и отечественные ученые.

Подворье сотрудничает с греческой общиной, международными организациями, консульством. Среди известных прихожан храма — бизнесмены, культурная и научная интеллигенция.

За праздничными богослужениями исполняются богослужебные гимны византийским распевом на греческом и церковнославянском языке. В связи с тем, что настоятелем подворья при церкви является александрийский митрополит Афанасий, совершаются богослужения архиерейским чином. Владыка Афанасий родился на Кипре в 1959 году. Пострижен в монашество в Киккском монастыре.

Окончил Афинский университет, Сорбонну, Греческую Национальную консерваторию. В духовном сане с 1976 года. 7 лет посвятил преподаванию в Духовной семинарии. Обучал Закону Божьему школьников Кипра. В сан епископа возведен в 1999 году, с 2009 года — митрополит.

Режим работы и расписание богослужений

дни седмицы время работы богослужения
воскресенье с 8:00 до 18:00 09:00 (часы, литургия, водосвятный молебен перед святыми мощами, лития) 15:00 (акафист Божией Матери)

Вечерни нет

понедельник с 8:00 до 20:00 8:30 (часы, литургия, молебен, лития) 17:30 9-й час. Вечерня. Утреня. Молебен всем святым с акафистом. Исповедь
вторник с 8:00 до 20:00 8:30 (часы, литургия, молебен, лития) 15:00 (водосвятный молебен, акафист святому Николаю, архиепископу Мир Ликийских, Чудотворцу)

17:30 (молебен с акафистом святому Серафиму Саровскому перед мощами; исповедь)

среда с 8:00 до 20:00 8:30 (часы, литургия, молебен, лития) 17:30 (акафист перед Киккской иконой Богородицы, вечерня, утреня, исповедь)
четверг с 8:00 до 20:00 8:30 (часы, литургия, молебен, лития) 15:00 (водосвятный молебен, акафист святому Николаю, архиепископу Мир Ликийских, Чудотворцу)

17:30 (9-й час, вечерня, утреня, исповедь)

пятница с 8:00 до 20:00 8:30 (часы, литургия, молебен, лития) 17:30 (вечерня, акафист перед иконой Божией Матери «Всецарица», исповедь)
суббота с 8:00 до 20:00 8:30 (часы, литургия, молебен, панихида) 17:30 (9-й час, всенощное бдение, исповедь)

История Всехсвятской церкви

В середине XIV века происходит усиление Московского княжества. В 1374 году Дмитрий Иванович, правитель государства, отказался платить дань Золотой Орде и не пустил на владимирский престол татарского ставленника Михаила Александровича. Недовольный своевольным вассалом Мамай, один из руководителей Орды, организует военный поход на Москву.

Под знамёна московского князя собираются его сторонники с дружинами, чтобы дать отпор ненавистным захватчикам. Дмитрий Иванович посетил Сергия Радонежского, благословившего русское войско на предстоящую битву. В помощь князю святой инок отправляет монахов Пересвета и Ослябю, возложив на них схиму вместо щита и шлема.

https://youtube.com/watch?v=5vwXFpqTlAQ

Сражение между русскими витязями и татарской ордой произошло 8 сентября 1380 года на поле недалеко от места впадения реки Непрядвы в Дон. Умелые и смелые действия князей Дмитрия Михайловича и Владимира Андреевича, удельного серпуховского князя, получившего после Куликовской битвы прозвище Храброго, привели к разгрому вражеской рати. Мамай покинул место боя с немногочисленным отрядом.

Восемь дней продолжалось захоронение погибших на Куликовом поле русских воинов. На праздник Покрова Пресвятой Богородицы отряды победителей вернулись в Москву. В Андрониковом монастыре при стечении народа и в присутствии князя Дмитрия Донского патриарх Киприан отслужил литургию.

В память о великой победе Дмитрий Иванович решил установить собор. Место для постройки выбиралось долго и тщательно. Недалеко от Кремля при дороге, ведущей на Владимир, возвели храм в честь Всех Святых. Южнее церкви до устья реки Яузы простирался луг, называемый в народе Кулижковым полем. Возможно, что созвучие названий и впадение реки Яузы в Москва-реку послужило причиной для выбора места.

Первые письменные упоминания о Всехсвятской церкви появляются в 1488 году в связи с пожаром в Москве. Ещё дважды, в 1493 и 1547 годах, деревянная постройка страдала от огня.

В истории «смутного времени» два события связаны с храмом на Кулишках. В тот момент, когда тело убитого Лжедмитрия провозили мимо церкви в «убогий дом», как называлось кладбище для спившихся или замёрзших москвичей, поднялся ужасный ветер. Буря сорвала крышу с Варварских ворот. Второй раз храм пострадал осенью 1612 года во время пушечного обстрела Кремля, оккупированного польскими интервентами, войсками народного ополчения под командованием Дмитрия Пожарского.

Пожалуй, всем полезно знать, чем отличается храм от церкви и собора.

В 1770 году в Москве разразилась эпидемия чумы. Толпы горожан стремились приложиться к Боголюбской иконе Богоматери, находившейся у Варварских ворот недалеко от Всехсвятской церкви. Скопление народа способствовало распространению смертельной болезни. Настоятель храма архиепископ Амвросий запретил служение молебнов перед святым образом, что привело к массовым беспорядкам, получившим название «чумной бунт».

В конце шестнадцатого века на фундаменте деревянной церкви построено каменное здание из красного кирпича большого размера. В восемнадцатом столетии незначительные перестройки не изменили внешнего облика храма. Внутренние стены украсились росписью, обновился иконостас, пол сделан каменным, увеличился размер окошек.

Во время пожара 1812 года, когда Москву оккупировали французские войска, помещение сильно выгорело. Почти двадцать лет ушло на восстановление строения. В 1842 году по указу Московской Духовной Консистории в церковь Всех Святых передан образ Божьей Матери «Боголюбской».

В тридцатых годах прошлого столетия большевики использовали здание церкви для нужд органов государственной безопасности. Музей истории Москвы владел помещением с 1975 года. В 1991 году Всехсвятский собор возвращён Русской православной церкви. С 1999 года в храме на Кулишках разместилось статусное подворье Александрийской Православной Церкви.

Улицы Китай-города

Третьяковский проезд

  • Никольская торговая улица;
  • дорога на Ярославль и Ростов;
  • с XVII века — аристократическая;
  • название по Николо-Греческому монастырю;
  • ранее находился Государев Печатный двор, позднее — Синодальная типография.

Ильинка

  • имела посольское значение;

стоял главный Посольский двор 1,5 тыс. человек;
торговали мехом, серебром, шелком;
названа по церкви Ильи Пророка;
в 1803 г. — строительство здания Гостиного Двора;
с XIX века — «Московский Сити»
самая богатая улица (банки, конторы);
крупные магазины;
1879 год — здание Биржи;
Новотроицкий трактир.
Варварка

  • существует с XIV века;

расположена в Зарядье;
названа по церкви Святой Варвары;
Палаты бояр Романовых.
Великая, позднее — Мокринский переулок (не сохранилась)

  • находилась на месте Москворецкой набережной;

улица-порт;
Мытный двор;
церковь Николы Мокрого.

План Китай-городских торговых рядов на Красной площади, 1743 год

Подведем итоги

По преданию, первый деревянный храм Всех святых был построен великим князем московским Дмитрием Донским в память о воинах, павших в Куликовской битве (8/21 сентября 1380 года). Однако в русских летописях церковь Всех святых упоминается уже в 1365 году: в ней вспыхнул пожар, получивший название Всехсвятского.

Нынешнее здание церкви было возведено после очередного пожара в 1488 году, а современный облик в стиле московского барокко возник после масштабной перестройки 1687—1689 годов. В архитектурном облике сохраняются признаки архитектуры как XV века (двухапсидный алтарь, трапезная), так и XVII века (двухъярусный четверик, трехъярусная восьмиугольная колокольня, пышный барочный декор, пояс ложных кокошников).

В советский период церковь закрыли (в 1930 году), но не стали разрушать из-за ее культурно-исторического значения.

В 1994 году здание было возвращено верующим, а в 1998 году в этот храм перенесли подворье Александрийской православной церкви, ранее находившееся в Одессе.

По преданию, первый деревянный храм Всех святых был построен великим князем московским Дмитрием Донским в память о воинах, павших в Куликовской битве (8/21 сентября 1380 года). Однако в русских летописях церковь Всех святых упоминается уже в 1365 году: в ней вспыхнул пожар, получивший название Всехсвятского.

Нынешнее здание церкви было возведено после очередного пожара в 1488 году, а современный облик в стиле московского барокко возник после масштабной перестройки 1687—1689 годов. В архитектурном облике сохраняются признаки архитектуры как XV века (двухапсидный алтарь, трапезная), так и XVII века (двухъярусный четверик, трехъярусная восьмиугольная колокольня, пышный барочный декор, пояс ложных кокошников).

В советский период церковь закрыли (в 1930 году), но не стали разрушать из-за ее культурно-исторического значения.

В 1994 году здание было возвращено верующим, а в 1998 году в этот храм перенесли подворье Александрийской православной церкви, ранее находившееся в Одессе.

Интересные факты о Храме Всех Святых на Кулишках

  • В 1978—1979 годах, когда готовилось празднование 600-летия Куликовской битвы, в районе храма были проведены археологические раскопки и исследования, в результате которых отыскались остатки фундамента первоначального храма XIV века.
  • В 90-е годы во время восстановительных работ в подвале храма были обнаружили останки расстрелянных органами госбезопасности. В память о безымянных жертвах установлен крест.
  • Во время чумы 1771 года в храме недолгое время пребывала чудотворная Боголюбская икона Божией Матери, прежде находившаяся на Варварской башне: сюда ее приказал перенести архиепископ Амвросий, опасавшийся распространения заразы в многолюдных очередях к иконе. После этого начался Чумной бунт, в результате которого владыка Амвросий был растерзан толпой в Донском монастыре. Восстание удалось подавить только с помощью военного вмешательства властей.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector