Серпуховский монастырь неупиваемая чаша
Содержание:
- Вехи развития
- Серпухов Колюпаново источник
- Как правильно читать акафист Неупиваемая чаша дома, чтобы быть услышанным?
- История
- История монастыря
- Расписание служб, режим работы
- Как добраться
- Архитектурный ансамбль монастыря
- Тропарь, кондак, величание
- Описание архитектуры
- Как добраться
- Храмы, где избавляются от пьянства
- Правила посещения монастыря
- Монастыри Серпухова
- «Вселенский патриарх» Афанасий Старший
- История монастыря
- Высоцкий монастырь сегодня
Вехи развития
Ветер воинской славы постоянно веял над стенами мужского монастыря. На Куликовом поле в 1380 году произошло страшное сражение.
Серпуховской князь Владимир Андреевич по прозвищу Храбрый вместе со своим двоюрным братом Дмитрием Донским участвовали в битве на Куликовом поле.
После сражения останки погибших воинов были погребены на территории обители в братской могиле. В честь погибших героев был построен белокаменный собор. Он был освящен в 1381 году Митрополитом Киприаном.
В течение сорока лет Серпуховский монастырь расцветал и богател.
В 1395 году после смерти Афанасия младшего игуменом обители становится преподобный Никита, который являлся родственником и учеником Сергия Радонежского. После 19 лет настоятельства он решает перейти в Высоко-Покровский монастырь, который находится недалеко от города Боровск Калужской области.
Интересно, что там у него в послушании семь лет пребывал еще один всероссийский святой: Пафнутий Боровский, который позже станет основателем другой известной обители: Боровского монастыря.
Часто жителям святой обители приходилось принимать участие в защите рубежей города от внешних врагов. Во время учений царских войск монастырь наполнялся знатью. Нередко в особых «царских палатах» останавливался и сам царь. Это давало возможность получать деньги на помощь в дальнейшем строительстве и укреплении монастыря.
Но в 1571 году недальновидная политика Ивана Грозного и неподготовленность русских к обороне дала возможность отрядам татар хана Девлет-Гирея захватить, сжечь и разграбить город. Пострадал и монастырь на Высоком. Пришло Смутное время. Резко ухудшились материальное и духовное состояния.
И только смена правителей дала возможность возродить жизнь обители. Много средств было вложено членами рода Нарышкиных. За их счёт и на пожертвования прихожан были воздвигнуты 4 угловые башни, соединенные каменными стенами. В то время монастырь процветал, прирастал земляными владениями и угодьями. Но царская милость не постоянна. В 1764 году сильные мира отобрали у монастыря всё богатство.
В дальнейшем годы развития сменялись периодами упадка. Если к началу 20 столетия Высоцкий монастырь, Серпухов считался одной из самых благоустроенных обителей, то а 1928 году он был совсем закрыт. Покровская церковь оставалась действующей, но и она в 1931 году закрылась.
Лишь в 1991 году Священный Синод РПЦ принял решение о возрождении деятельности Серпуховского Высоцкого мужского монастыря.
Реставрационные работы в 3-х отдельных храмах ведутся до сих пор. Строятся 2 новых.
Сегодня на территории монастырского комплекса действуют 6 храмов: Никольский, Зачатьевский, Покровский, Сергиевский, во имя Трёх святителей и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».
Серпухов Колюпаново источник
Программа поездки
Группу сопровождает православный гид. Посещение треx монастырей. Участие в водосвятном молебне в монастыре перед иконой «Неупиваема Чаша » в Серпухове, и возможность совершить омовение в святом источнике прп. Давида в с. Талеж .
Сбор группы метро Октябрьская
Приезд в Высоцкий мужской монастырь, в Серпухов, где находится икона «Неупиваемая чаша». Монастырь основан св. прп. Сергием Радонежским в 1371 году. Молебен у иконы «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША» (~ 10:30-11:00) Экскурсия* по монастырю Святыни: — среди монастырей в Серпухове чудотворная икона «Неупиваемая чаша», — одно из главных сокровищ! (у которой молятся об избавления от недуга пьянства и наркомании). — Мощи преп. Афанасия Высоцкого и другие святых, чудотворные иконы.
Посещение Введенского Владычного женского монастыря Святыни: — Мощи прп. Варлаама Серпуховского, — мироточивые иконы (более 20 икон). В этом монастырье по благословению митрополита Дроздова, в течение 40 лет подвизалась Ефросиния Колюпановская.
Переезд в село Колюпаново. Свято-Казанский женский монастырь Xрам в честь Казанской Иконы Божией Матери был построен на месте сгоревшей Казанской церкви. В этом xраме в 1855 году была погребена блаженная старица Евфросиния, Xриста ради юродивая.
Омовение в Святом источнике, собственноручно вырытым св. блаж. Евфросинией Колюпановской. Вода Святого источника считается целебной и излечивает больныx онкологическими а также и другими тяжкими заболеваниями.
Расчетное время прибытия в Москву 19.00 — 20.00
(время расчетное, возможны задержки в зависимости от дорожной ситуации).
Чтобы совершить паломничество, ощутить благодать, прикоснуться к чудесам, которые щедро дарует нам Господь, не обязательно ехать за тридевять земель — в Палестину, Израиль, Турцию, Грузию и другие страны. Россия издревле считается осененной особой благодатью Всевышнего, и святых чудотворных мест, монастырей, икон явлено нам в изобилии. Паломническая служба «Товия» поможет вам как доехать до Высоцкого монастыря, иконы «Неупиваемая чаша» и других Серпуховских святынь, так и услышать интересный рассказ от профессионального экскурсовода, который подробно ответит на все вопросы.
В старинном городе Серпухове в Покровском храме находится Чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Перед этим образом — день и ночь неугасимо горит лампада. Это символ молитв, которые обращены к Божией Матери о спасении, исправлении, исцелении пьяниц, наркоманов, курящих, блудников, всех, страждущих недугами телесными и душевными. Большое количество даров, украшают святую икону. И это и есть свидетельство благодатной помощи, полученной от чудотворной иконы. «Начало и причина страстей, – говорит святой Григорий Синаит, — есть злоупотребление, злоупотребления – склонность, склонности – движение желательного навыкновения, исполнение желания есть прилог, коим попускается обнаруживать, каково наше самовластие» (Добротолюбие, т. 5, М, 1889, с. 210).
Так, подчас незаметно, страсть парализует волю человека. К числу таких страстей относится и страсть пьянства. Последствия алкоголизма известны всем, — в числе их разрушение семьи, деградация личности, и, в конечном итоге, вечная смерть, ибо «пьяницы… Царствия Божия не наследуют» (1 Кор. 6,10).
Все мы должны расчитывать на Божие милосердие. и Божью Милость к нам, к многогрешным.
Господь видит, что многие, страдающие пьянством, искренне хотят избавиться от этой страсти, исцелиться от своей губительной болезни, но не находят в себе силы, поэтому Господь явил нам всем чудотворную икону «Неупиваемая Чаша», как неистощимый источник благодатной помощи, духовных благ и исцеления. Она молится за всех грешников, всем хочет помочь спастись.
Явление первообраза иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства.
На сегодняшний день монастырь насчитывает всего 10 насельников. Игуменом обители является Преосвященнейший Роман, Епископ Серпуховской. Богослужения в монастыре проходят по полному суточному кругу. Ежедневно служатся молебны перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Практически все паломники ощущают после службы особую благодать: молитвенную настроенность, стремление к покаянию и очищению души, успокоение в «Доме Пресвятой Богородицы» Давидова пустынь.
Монастырь основан 31 мая 1515 года преп. Давидом, игуменом Вознесенским, Серпуховским чудотворцем Сегодня монастырь насчитывает 12 насельников. Настоятелем обители является игумен Сергий (Куксов). Ежедневно в стенах обители совершается литургия.
Как правильно читать акафист Неупиваемая чаша дома, чтобы быть услышанным?
Чтобы лучше понимать молитвенные слова, следует брать для прочтения священный текст на русском языке. Его можно найти в молитвослове или скачать на бесплатном православном ресурсе. Если читать молитву дома, выполняются правила обращения к Богородице при молении:
обращаться нужно смиренно, не проявляя гнев по отношению к вину, т. к
злодеяния чинятся из-за пьянства, злоупотребления спиртными напитками, отчасти причина – душевное состояние человека;
молитва «Неупиваемая чаша» от пьянства произносится искренне, причем важно обращаться к Приснодеве с просьбой об изменении жизни, исцелении, когда есть внутренняя готовность к изменению, покаянию;
можно приобрести образок или сделать фото иконы, молиться следует самостоятельно, уединившись в комнате;
если священный текст произносится родными человека, страдающего от алкоголизма или наркомании, важно получить согласие страждущего, если этого не сделать, Богородица не будет помогать.
История
Введенский Островной монастырь, а точнее – Свято-Введенская Островная пустынь (именно так правильно называется обитель), возник в конце XVII века. Его основатели – Сергий и Тимофей, иноки Антониевой пустыни, которая находилась в то время, предположительно, на месте Покровской церкви в центре города Покров, примерно в пяти километрах от нынешнего Островного монастыря. В поисках уединения Сергий и Тимофей удалились на остров на Вятском озере. Они построили деревянную часовню и кельи и проводили дни в молитвах на новом месте.
Мост, ведущий к монастырюФото: Интересная Россия
Но уединение долго не продлилось: прослышав об отшельниках, к ним потянулись люди, желающие стать насельниками. Никто не остался отверженным, принимали всех – и вскоре братия составляла около двадцати человек. Стало очевидно, что без своего храма и служб уже не обойтись. Сергий и Тимофей попросили благословения на строительство церкви. Разрешение было получено – и в 1709 году на острове появился первый деревянный храм. Годом позже его освятили в честь Введения Пресвятой Богородицы. После освящения храма монах Сергий был рукоположен в иеромонахи и стал первым настоятелем возникшего монастыря. Обитель получила имя Введенская Островная пустынь по названию храма. А в след за ней переименовали и озеро – оно стало Введенским.
В самом начале своей самостоятельной жизни Введенский Островной монастырь был невелик и небогат. Несмотря на пожалованные земельные наделы и рыбные промыслы, он бедствовал и не справлялся с расходами на своё содержание и отчислениями в государственную казну. А потому вскоре потерял самостоятельность: в 1720-х годах монастырь приписали к Иоанно-Богословской пустыни Московского уезда. В это время настоятелем Островной обители был монах Нектарий. Он продал храм и всю церковную утварь и покинул остров. Оставшиеся четырнадцать монахов не пали духом: они обратились в Священный Синод с просьбой вернуть им монастырь. Их просьба была удовлетворена – и в 1729 году Введенский Островной монастырь вновь получил самостоятельность.
История монастыря
Объект основали в 1374 г. во время русского Возрождения. Строительством обители руководил, пришедший вместе с Радонежским, Афанасий-старший. В Высоцком монастыре он потом играл роль 1 игумена. Первым постригшимся в монахи стал Никон Радонежский. Перед появлением обители, на ее месте возвели деревянную церковь.
В 1380 у монастырских стен были захоронены павшие в бою на Куликовом поле воины-серпуховичи. В честь великой победы здесь же воздвигли собор из белого камня в честь Зачатия Пресвятой Богородицы.
Позже, в 16 в. монастырь обзавелся:
- галереей вокруг собора;
- приделом в честь рождества Богородицы;
- Сергиевским и Никольским храмами.
В 1571 г. Набежавшие на Серпухов татары разворовали и сожгли монашеский скит. В царское время обитель полностью возродилась и получила весомые вклады от Натальи Кирилловны и Нарышкиных. Высоцкий скит в 1770-х годах обзавелся каменными стенами с 4 башнями по углам. Монастырь стал таким за счет вкладных средств.
В 18 в. монастырь опять начал развиваться: в нем появилась колокольня в 3 яруса, на 2 этаже которой организовали Трехсвятительский собор. В 20 в. Высоцкий скит стал самым благоустроенным отечественным монастырем. В 1928 г. он был закрыт властями, а в 1931 г. вообще перестал действовать.
В 1991 г. было принято решение открыть и возродить серпуховскую обитель. После этого произвели восстановление и реставрацию монастыря. В 2002 г. освятили основной храм при мужском ските – Зачатьевский собор. Сейчас при монастыре работают 6 храмов, 3 сооружения находятся на реставрации, а 2 – в проекте.
https://youtube.com/watch?v=OV06e-GKlds
Расписание служб, режим работы
Службы, проходящие в монастыре:
С понедельника по субботу | ||
Часы | Вид | Ремарка |
6.00 | Заутреня, молитвы утренние, полунощная | |
8.00 | Литургия, исповедь и часы | После литургии проходят заказные молебны и панихида |
Все дни недели, кроме субботы | ||
17.00 | Рядовой акафист и вечерня | |
По пятницам | ||
17.45 | Акафист и братский молебен по Афанасию Младшему | |
По субботам и праздникам | ||
17.00 | Бдение всенощное | |
По воскресеньям и праздникам | ||
8.00 | Литургия и исповедь | После литургии следует водосвятный молебен перед Неупиваемой чашей |
По воскресеньям | ||
17.45 | Акафист и братский молебен перед Неупиваемой чашей |
По будним дням обитель открыта с 5.30 до 19.00, а по праздникам: с 7.30 до 20.00. Летом богослужения проходят в храме Зачатия, а панихиды и молебны – в Покровской церкви. Зачатьевский храм при них закрывают. Трапезная для посетителей работает с 11.00 до 14.00.
Как добраться
Адрес
Россия, Московская область, город Серпухов, ул. Калужская, д. 110
Проезд
Город Серпухов расположен на трассе Москва — Симферополь (М-2), в 100 км к югу от Москвы. В Серпухов из Москвы можно добраться на электричке, автобусе или автомобиле.
Электрички следуют от Курского вокзала до станции «Серпухов» (подходят также электрички до Тулы), время в пути до 2 часов.
Автобусы №458 отправляются от станции метро «Южная» (первый вагон из центра), время в пути полтора-два часа, конечная остановка — железнодорожный вокзал г. Серпухова. От железнодорожного вокзала до монастыря идут автобусы №№ 3, 8, 20, а также маршрутное такси «Высоцкий монастырь».
На автомобиле следует двигаться из Москвы по старому Симферопольскому шоссе, которое в черте города Серпухова переходит в Московское шоссе, затем по 1-й Московской и 2-й Московской улицам. Со 2-й Московской улицы нужно повернуть направо (Б. Высоцкий переулок) по указателю к монастырю.
Архитектурный ансамбль монастыря
Посетителей Высоцкого монастыря у входных ворот с оборонительными башнями встречает высокая колокольня надвратного храма Всех Святых. Ее 1 уровень оборудован 3 арочными проездами (центральными из них являются Святые ворота), на 2 ярусе крестообразная по форме Трехсвятительская церковь, а на 3 – восьмигранная колокольная башня с декоративными непроходными нишами и звонными арками.
Считается, что свой современный вид колокольня над вратами монастыря приобрела в 1831 г., когда Е. Г. Малютин предложил свой проект по ее воссозданию. Сооружение было построено в стиле ампир. Выступающие части церкви на втором ярусе колокольни украшают портики из пилястров, а также фронтоны и аттики. На третьем уровне здания главенствуют башенные часы, которые видны со всех 4 сторон.
Надвратную Трехсвятительскую церковь в 1843 г. освятил митрополит Филарет Дроздов. До того, как обитель закрыли, верхняя колокольня имела 14 колоколов.
Далее на глаза попадается величественный Зачатьевский собор с голубыми куполами и галерейными арками на массивных столбах. Справа от храма расположилась пристроенная к нему церковь С. Радонежского, а слева – Покровская церковь, неоднократно перестраивавшаяся со времен основания.
Монастырский архитектурный ансамбль также включает в себя:
- часовню Афанасия Младшего со звонницей;
- паломнический корпус с реставрирующийся рядом церковью;
- сектор с бывшим древним некрополем;
- покровскую церковь;
- колокольню;
- братский и настоятельский корпуса.
Тропарь, кондак, величание
Тропарь, глас 4: Днесь притецем вернии / к божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматере, / напаяющей сердца верных неупиваемой чашей небеснаго Своего милосердия. / И людем верным чудеса показующей. / Яже видяще и слышаще духовно празднуем и тепле вопием: / Владычице милосердная, / исцели наша недуги и страсти, / молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, // и спаси души наша.
Кондак, глас 6:
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти; ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
Описание архитектуры
Все постройки монастыря представляют собой яркие примеры архитектурных традиций разных веков.
В центре двора обители возвышается прекрасный Зачатьевский собор, выполненный в стиле зодчества XIV века. Он окружен сводчатыми галереями. В конце галереи расположился небольшой храм Рождества Богородицы.
Интерьер собора Николая Чудотворца в Высоцком монастыре
Вблизи собора стоит другая церковь с бывшей трапезной — Покровская, которая не один раз перестраивалась. Но в её стилистике узнается московское барокко. Этому храму, в своё время, покровительствовали Нарышкины, представители царской знати.
Храм в честь Трёх Святых стоит за оградой монастыря. В нём присутствуют элементы псевдовизантийского и псевдороманского стиля. Сейчас здание реставрируется. Храм Сергия Радонежского расположен в южной части, если в качестве ориентира брать Зачатьевский собор. Его убранство не сохранилось до наших дней, но он был заново расписан и прошёл реконструкцию.
В целом обитель производит впечатление величественности и умиротворения. Двор всегда чист, ухожен, вокруг много зелени в тёплое время года. Чтобы прочувствовать неспешность жизненного уклада местных монахов, проникнуться высокой духовностью этого места, нужно пробыть в монастыре хотя бы два дня.
Архитектурные памятники на монастырской территории
Храмы, входящие в монастырский комплекс, представляют собой уникальные памятники архитектурного искусства. В настоящее время здесь действует шесть храмов. В трёх остальных ведутся восстановительные работы. К первой группе относятся:
- Покровский;
- Никольский;
- Зачатьевский;
- Сергиевский;
- Во имя Трёх Святителей;
- В честь иконы Богородицы «Скоропослушница».
Каждый из них выполнен в своём неповторимом стиле, который соответствовал разным эпохам.
К сожалению, за долгие годы богоборчества, обитель понесла большие утраты. Некоторые храмы были настолько обезображены, что трудно было поверить в их былое величие. Но мастерам нашего времени удалось восстановить разрушенные сооружения и вернуть им первозданный вид, насколько это возможно.
Важно! Монастырский комплекс является памятником федерального значения и охраняется государством
Святыни
Главной ценностью обители считается икона Матери Божией «Неупиваемая Чаша», к которой приезжают паломники со всех концов страны.
Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в Серпуховском Высоцком монастыре
Почитается с большим благоговением икона Высоцкого чина Пресвятой Богородицы, написанная в конце XIV века. Также здесь хранятся образы Богоматери «Взыскание погибших», «Скоропослушница», «Всех скорбящих радость».
В храмах Высоцкого монастыря есть икона Георгия Победоносца, написание которой относят к XV веку, и резной образ святого Николая под названием «Николай Можайский». В ковчежцах хранятся частицы мощей двухсот праведников, которые жили на заре христианства и до наших дней.
Как добраться
Компания “Семейный чемодан” организует паломнические поездки.
Поехать из Йошкар-Олы
Поехать из Чебоксар
Поехать из Казани
Если вы приезжаете на личном автомобиле, то парковаться рекомендуется в специально отведенных для этого местах. Если вы не будете соблюдать это простое правило, то есть риск того, что вашу машину заберет эвакуатор. Парковочная зона является небольшой. В праздничные дни здесь достаточно оживленно. Поэтому, могут возникнуть трудности относительно того, где оставить транспортное средство.
Удивительное место расположено по адресу -Московская область, г. Серпухов, ул. Калужская, д. 5/3. Добраться до него можно автобусом из Москвы, экскурсионным туром или электричкой. От Серпуховского вокзала до монастыря ходят автобусы под номерами №8,№3, №20. Хозяйство монастыря
Храмы, где избавляются от пьянства
Хотя молиться можно в любом месте, в любое время, многие желают посетить особо чтимые иконы. Большую известность получил небольшой домовый храм иконы «Неупиваемая чаша» в Санкт-Петербурге. Освящен он был не так давно, в 1997 г., но уже известно более чем о тысяче людей, исцеленных от разных зависимостей. Храм работает при православном обществе трезвости, которое первым открылось после революции 1917 г.
В Москве несколько десятков храмов освящены в честь этого образа. Есть они по всей России. Невзирая на усталость, обстоятельства и погодные условия, многие совершают паломничество туда, где произошло первое чудо исцеления — в Высоцкий монастырь. На самом деле, в Серпухове два монастыря: мужской и женский. Каждый обладает собственной иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша», обе прославились чудесами.
Серпуховский Высоцкий мужской монастырь возродился в 1991 г. История обители насчитывает много веков — она была основана еще преподобным Сергием Радонежским. Архимандрит Иосиф благословил возобновить регулярные молебны «Неупиваемой чаше». Современный почитаемый образ написан А. Соколовым, иконе пожертвована серебряная риза с кусочком пояса Богородицы.
Подобным чудом явилось восстановление Владычнего женского монастыря (где была явлена исчезнувшая икона «Неупиваемая чаша»). Для женской обители тоже был изготовлен список, для чего использовалась старая фотография. Пропорции и стиль образа максимально приближены к подлиннику.
Чудесным образом был дарован оклад для святыни. Когда икона находилась еще у мастера, кто-то оставил свиток на крыльце. В нем оказался резной киот — старинной работы, но в прекрасном состоянии. Когда через несколько дней привезли икону, он идеально ей подошел. Через несколько лет монахини узнали, что оклад пожертвовала одна из паломниц, чей сын исцелился от пьянства.
Через посредство данного образа Царицы Небесной уже даровано много чудес:
- Мироточение (с августа 2000 г.).
- Иногда Богородица на иконе прикрывает глаза (это зафиксировано на фото).
- Исцеление от химических зависимостей.
- Помощь в жилищных вопросах.
- Исправление беспутного образа жизни.
Владычинский женский монастырь обладает еще двумя десятками мироточивых икон, так что поездка будет полна духовных событий.
В монастырях следует вести себя скромно, не приветствуется болтовня. Тем, кто хочет остаться в качестве работника, надо иметь медицинскую книжку. В мужские монастыри не принимаются трудницами женщины — и наоборот. Подобные правила действуют во всех православных монастырях.
Правила посещения монастыря
Высоцкий монастырь – это духовное место, входя в которое, необходимо соблюдать некоторые законы.
При посещении запрещено:
- оставлять детей одних;
- вести беседу и прогуливаться по храму во время служб;
- оставлять включенными и забывать мобильные телефоны;
- производить фотосъемку;
- мужчинам входить в храм без головного убора;
- женщинам посещать церкви в открытой и короткой одежде, в брюках и с непокрытой головой;
- входить в храм в неподобающем виде;
- гулять по жилым помещениям без разрешения;
- приходить с собаками;
- есть свою пищу, распивать спиртное, курить и сквернословить;
- быть нетрезвым;
- мусорить, шуметь и портить порядок.
Монастыри Серпухова
В Серпухове два монастыря – мужской и женский — оба древние и оба родом из благодатного XIV века, когда щедро сеял по земле русской игумен Сергий своих учеников и Христову веру. Один из этих монастырей был основан как раз учеником Сергия Радонежского, а другой — его современником, тоже святым – святителем Московским митрополитом Алексием.
Интересный факт
Монастырь, основанный Афанасием – учеником Сергия и сподвижником Димитрия Донского князем здешних земель Владимиром Храбрым, стоит на высоком месте, на левом берегу реки Нары, что впадает в Оку. По месту и название получил – Высоцкий.
А на другом берегу спасительное место Своей обители святителю Алексею Московскому указала сама Богородица. В честь введения Пречистой Девы во храм ученик святителя Варлаам здесь сначала срубил церковку, через два года поставил каменный храм, а позже вырос монастырь, который в честь Небесной Владычицы и называется Владычним или Введенским.
Введенский Владычный монастырь г. Серпухов
Эти обители стали центрами русской жизни, духовными школами, питомниками культуры и образования, крепостями для защиты от врагов. Прежде монастыри стояли в глухих лесах, а неподалеку строился и город, но сейчас они оба находятся в городской черте.
«Вселенский патриарх» Афанасий Старший
Посмертные чудеса игумена Афанасия Младшего описаны в «Слове о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого… и ученика его Афанасия же». Слово сочинил в 1697 году церковный писатель петровской эпохи Карион Истомин. Он составил житие двух серпуховских святых спустя триста лет после описываемых событий, опираясь на устные монастырские предания и скупые упоминания в летописях. Основная часть жития посвящена преподобному Афанасию Старшему – первому игумену Высоцкого монастыря.
Афанасий Старший был близким учеником преподобного Сергия Радонежского. В 1374 году серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый пригласил к себе преподобного Сергия, чтобы знаменитый старец основал монастырь в его владениях. Сергий пошел пешком из своей обители в Серпухов и взял с собой ученика Афанасия. Сергий и Афанасий нашли тихое место в версте от города на реке Наре. Преподобный Сергий встал на колени, воздел руки к небу, прочитал молитву и благословил место будущего монастыря, который решили посвятить Зачатию Пресвятой Богородицы.
Афанасий Старший руководил новым монастырем тринадцать лет, а потом покинул обитель и провел остаток дней в Византии. По легенде, которую записал Карион Истомин, Афанасий Старший после игуменства в Серпухове стал Вселенским патриархом в Константинополе. После смерти греческого патриарха, некто в Царьграде получил указание от Бога, что занять место умершего должен русский игумен Афанасий. Византийский император созвал церковный собор и послал к великому князю Дмитрию Донскому сановников, чтобы тот отпустил им Афанасия. Серпуховской игумен удивился, когда узнал, что греки хотят сделать его своим патриархом. Он отказывался, потому что считал себя недостойным высокого сана. В конце концов, Афанасий поддался на уговоры послов и отбыл морем в Константинополь, назначив игуменом в Высоцком монастыре ученика Афанасия Младшего. В Царьграде Афанасий не забывал свой монастырь и присылал в дар серпуховской обители старинные иконы.
Историки не нашли подтверждения красивой легенде о том, что первый игумен Высоцкого монастыря Афанасий Старший стал Константинопольским патриархом. В его эпоху греки по национальности часто становились иерархами в русской церкви, но не наоборот. На самом деле в 1387 году Афанасий Старший последовал за московским митрополитом Киприаном, который уехал в Константинополь. Афанасий поселился там в келье Предтеченской обители и писал книги. Скончался Афанасий Старший в Византии, поэтому мощей игумена нет в Высоцкой обители. После завоевания Византии турками-османами его могила едва ли сохранилась.
История монастыря
Основание
Основание монастыря совпало с нелегким, но героическим временем возрождения русского национального самосознания.
В 1374 году серпуховский князь Владимир Андреевич Храбрый, двоюродный брат Юрия Долгорукого, решил построить в родном городе новый православный монастырь. Преподобный Сергий Радонежский лично одобрил выбор места и благословил князя на строительство. Кроме того, прибывший вместе с Сергием Афанасий, его ученик, остался в Серпухове по просьбе князя, чтобы руководить организацией монастыря.
Афанасий стал и первым игуменом Высоцкого монастыря. Вся эта история была подробно описана на стене Церкви Сергия Радонежского и Афанасия Афонского, которая входила в монастырский комплекс до 1967 года. Практически сразу после благословения на месте будущей обители была выстроена деревянная церковь.
Строительство храма Зачатия Пресвятой Богородицы
Князь никогда не жалел денег на строительство. После победы русского войска на Куликовом поле, где князь Владимир Храбрый отличился особо, был построен первый каменный храм Зачатия Пресвятой Богородицы. Храм поставили над братской могилой погибших на Куликовом поле серпуховчан.
Сожжение монастыря
Город Серпухов всегда занимал приграничное положение, первым отражая атаки Орды. Фактически, это была крепость. Когда в 1382 году хан Тохтамыш решил отомстить за поражение на Куликовом поле, первый удар получил именно Серпухов. Монастырь был разграблен и сожжен.
Строительство нового храма
Чуть позже была сожжена и Москва. К сожалению, ордынские набеги не закончились с Куликовской битвой и продолжались еще столетие. Монастырь, как и большинство православных монастырей, пришел в запустение, и возрождаться стал лишь при Иване Грозном в 16 веке. Старый Зачатьевский храм был разрушен, а на его месте построен новый, который и дожил до наших дней.
Смутное время
В начале 17 века наступили тяжелые времена для всей Московии. В историю это время вошло под названием «Смутное». Монастырь не раз подвергался набегам ногайских татар, поляков и запорожских казаков. Лишь при царе Алексее Михайловиче Романове здесь заново возвели монастырские стены, Церковь Покрова и обновлен Зачатьевский храм.
XIX — XX века
С начала 19 века монастырь активно строился. Была сооружена трехъярусная колокольня с Трехсвятительским храмом на втором ярусе, построены трапезные и величественный храм Афанасия Афонского и Сергия Радонежского. С 1823 по 1826 год здесь жил знаменитый прорицатель Авель. Записей его прорицаний не сохранилось, но известно, что по просьбе Павла первого Авель записал свои предсказания о судьбе династии и России.
Пророчества спрятали в ларце, и император приказал открыть их ровно через 100 лет после своей смерти. Что было в тех записях и насколько они соответствовали действительности, сказать сложно. Но таинственность породила множество слухов и Авелю приписывали предсказания обо всех важных событиях в истории России.
После Октябрьской революции монастырь, как и тысячи других обителей, был расформирован, уничтожены иконы и колокольни, а в монастыре в разное время располагались казармы латышских стрелков, концлагерь, военное училище, склады и коммунальные квартиры.
Очередное возрождение монастыря началось после развала СССР. В 1991 году начались восстановительные и реставрационные работы, а в 1994 году обитель обрела мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего. Этот настоятель не только внес огромный вклад в развитие монастыря, но и не раз защищал Серпухов от многочисленных набегов вместе с жителями города.
В 2002 году прошло торжественное освящение главного храма – Зачатьевского собора.
Высоцкий монастырь сегодня
Серпуховской мужской монастырь окружен крепостной стеной. Ведь раньше он стоял на холме в отдалении от каких-либо населенных пунктов. А сейчас разросшийся город Серпухов уже «прописал» обитель в свои городские кварталы.
Но вид от крепостных стен, по-прежнему восхитительный. Отчетливо видна река с небольшим водопадом, монастырские пруды, в которых сейчас разводят рыбу и уток. А еще нам рассказали, что здесь даже водятся нутрии.
Чтобы войти на территорию обители, нужно пройти сквозь красочную арку под колокольней.
После чего Вы окажетесь на территории монастыря.
Здесь есть все: удивительной красоты храмы, сад, трапезная и гостиница для паломников.
Покровский храм
Слева от входа под черным куполом находится церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Над входом расположена икона Покрова Божьей Матери, а перед храмом растут голубые ели.
Их иголки в лучах жаркого летнего солнца выглядят удивительно пушистыми!