Выборгский район. церковь спаса нерукотворного образа (спасо-парголовская) на шуваловском кладбище
Содержание:
Из крестьян
– Хочу сразу заметить, что, когда я составлял жизнеописание, следовал словам Димитрия Ростовского о том, что при составлении жизнеописания всё должно быть честно, без преувеличений. Всё, что на сегодня известно, подтверждено документами.
Протоиерей Стефан Черняев
Родился Стефан Черняев в Пскове в крестьянской семье. В то время крестьянам было почти невозможно поступить в духовное учебное заведение, поэтому тот факт, что его с братом Сергием взяли в духовную семинарию, уже необычен. Сохранился аттестат с отличными оценками за учёбу и поведение. Потом Стефан продолжил обучение в Санкт-Петербургской духовной академии, параллельно учась в Археологическом институте. Талантливый человек, у него всё получалось. Тогда же в кандидатской диссертации он определил для себя главное, чем должен руководствоваться пастырь, – не щадить себя. И этим он руководствовался в своей дальнейшей жизни и служении.
Первым местом служения выпускника академии Стефана Черняева стала Успенская церковь, что стояла на Сенной площади. В это же время он женился на будущей матушке Антонине Фёдоровне. Дочь почётного гражданина Петербурга, она вышла замуж за чтеца, выходца из крестьян, – что-то же её привлекло! Вы не видели его фотографию? – Виталий открывает книгу и показывает фото. – Вот как выглядел Черняев, когда окончил Духовную академию. Глядя на лицо, разве можно сказать, что он из простонародья? Священник Георгий Митрофанов, когда впервые увидел эту фотографию, сказал: «С таким благородным лицом тяжело было выжить и не быть расстрелянным». Сложился брак, родилось у них четверо детей, но известно, что второй мальчик погиб.
В 1913 году чтеца Стефана Черняева рукоположили в диакона, через несколько месяцев его перевели в Спасо-Бочаринскую (Происхождения Честных Древ Креста Господня) церковь возле Финляндского вокзала. В конце 1914 года отцу Стефану дают ответственное послушание – участвовать в сооружении храма на Иоанно-Богословском кладбище. Сохранились отзывы о нём – начальство ценило отца диакона за отдачу и ответственность. Построенный храм был приписан к Спасо-Бочаринской церкви, в связи с чем возникла необходимость в ещё одном штатном священнике. И в 1916 году вот в этом самом соборе, – Виталий показывает на Троицкий собор Лавры, – митрополит Питирим рукополагает его в пресвитеры. Через некоторое время отец Стефан становится настоятелем церкви Петра и Павла на углу 2-го Муринского и Институтского проспектов, около Круглого пруда, – это было недалеко от дома Черняевых.
После прихода большевиков к власти началось притеснение духовенства, и отец Стефан не стал исключением. Черняевым стало очень тяжело жить, а все деньги, которые поступали от прихожан, были под надзором – их забирали. Прокормить семью стало попросту нечем. Но батюшка не растерялся и пошёл работать на железную дорогу, стал агентом по учёту приходивших в город вагонов с нефтью. В 1921 году, в первую волну гонений, духовенству ещё было возможно устроиться на государственную работу. Но он не оставлял святой престол, совмещая служение и работу, на которой его также ценили.
История
В XVIII веке Шуваловы на своих землях, занимавших старинное Парголово, основали Большую Суздальскую слободу (сюда помещики перевели своих крестьян из имений в Суздальском уезде).
Здесь на холме у Большого Суздальского озера на средства графа Петра Шувалова была возведена первая деревянная церковь во имя Нерукотворенного Образа Спасителя.
Освящение церкви произошло 7 сентября 1755 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Сюда были помещены древние святыни, которые привезли крестьяне графа Шувалова из средней России.
Граф Шувалов пригласил служить в новом храме священника Троицкой церкви, «что в Галерной гавани», отца Иоанна Дмитриева.
Суздальскую слободу переименовали в Спасское село, которое в начале XIX века было переименовано в Первое Парголово.
31 мая 1791 года храм сгорел от удара молнии. На его месте была сооружена каменная часовня из красного кирпича, которая стоит до сих пор.
В 1792 году графиня Екатерина Шувалова построила новый деревянный храм по проекту архитектора Луиджи Руска. Он запечатлён на рисунке 1825 года художником Григорием Чернецовым. Этот храм упоминает Александр Грибоедов в очерке «Загородная поездка», опубликованном в газете «Северная пчела» 26 июня 1826 года:
В 1877 году графы Шуваловы продали часть своего майоратного имения от Поклонной горы до Церковной горы и позже вдоль западного берега Большого Суздальского озера «Товариществу на паях для устройства дачных помещений в Шувалове». Местность стала престижной для летнего отдыха богатых петербуржцев, тем более что в непосредственной близости от дач появилась станция Финляндской железной дороги, открывшейся в 1870 году. Ветхий храм, построенный для крестьян, решено было заменить на каменный, более просторный.
«Никогда не искал чести»
Новый настоятель пользовался большим уважением и доверием среди людей. Вскоре должна была вступить в законную силу новая «Сталинская конституция», которая предусматривала свободные выборы депутатов из народа, и прихожане даже хотели выдвинуть батюшку на выборы в советы. В новой конституции говорилось о свободе вероисповедания, но по факту работа по уничтожению Церкви велась непрерывно… Отец Стефан не боялся открыто говорить об этой несправедливости, и органам это очень не нравилось.
– И всё подробно отражено в документах? Как же вам удалось их раздобыть? – перебиваю я Виталия.
– Тоже удивительно, как это удалось, ведь многие сведения засекречены. К тому же одно из условий для прославления человека в лике новомучеников – это наличие всех страниц последнего уголовного дела. Но прихожане молились, и с Божией помощью умягчались сердца людей, работающих в архивах ведомств. На сегодня все документы собраны
Почему важно наличие всех листов дела? Потому что арестованные содержались в страшных условиях, к ним применяли пытки, отчего многие не выдерживали, сдавали своих или каким-то другим образом ломались, что явилось бы препятствием к канонизации
Время было такое, что из числа священников было завербовано много секретных агентов НКВД и госбезопасности. Летом 1936 года один церковнослужитель под прикрытием написал донос на отца Стефана, с которым сослужил ещё в Спасо-Сенной церкви. Агент спровоцировал батюшку на разговор о новой конституции и о политике, проводимой властями. Отец Стефан открыто не призывал никого свергать, верил в Промысел Божий и считал, по апостолу Павлу, что вся власть от Бога. Тем не менее он сказал собеседнику слова такого содержания: обещали свободу вероисповедания, а церкви закрывают и взрывают, и священников гонят, и их детям спокойно не дают жить. Конечно, эти слова дошли «до кого надо». На Черняева, и без того стоявшего на учёте по делу о монетах, стали собирать досье.
В 1937 году вышел печальной памяти Указ № 447 наркома внутренних дел Ежова, и начались массовые чистки. Настал большой террор. Всех, кто был на учёте, стали привлекать. Летом тот же агент УГБ, пользуясь доверием батюшки, побывал у него дома. Снова заговорил о власти, после чего написал ещё один донос. И в октябре отец Стефан был арестован. В той агентурной записке, кроме прочего, агент даёт характеристику Черняеву: «Человека этого я знаю давно… Скромный, миролюбивый, развитой, не умевший ловчить и пресмыкаться. Никогда не искал чести и высокого положения – тяготится настоятельством…» Удивительно здесь то, что, высмеивая батюшку, враг Церкви оставил нам бесценное свидетельство, каким отец Стефан был в жизни.
После этого доноса руководством УГБ был утверждён меморандум в отношении Стефана Ивановича Черняева. На документе от руки было написано: «II категория, церковник». Это означало, что судьба его была предрешена…
Каменный Спасо-Парголовский храм
Над проектом нового храма, который был заложен 11 июля 1876 года, работал гражданский инженер Константин Алексеевич Кузьмин.
Для контроля строительства храма было создано церковно-приходское попечительское общество под председательством князя Павла Андреевича Воронцова-Шувалова.
Зажиточные местные крестьяне и дачники собрали около 70 тыс. рублей, благодаря чему возможно было довести до завершения строительства храма такого богатого убранства. Например, прихожане пожертвовали икону Успения Божией Матери XVI века, вырезанную из мамонтовой кости (с 1965 года — в Государственном Русском музее).
Сохранялись святыни старого храма: икона Троицы 1678 года, с указаниями фамилий крестьян, переехавших из Суздальской губернии; резной кипарисовый Крест с изображениями Страстей Господних и двунадесятых праздников; старинная икона Всех Святых с шестью частицами мощей. Большинство этих и других святынь ныне утеряны.
Храм был освящён 8 сентября (по юлианскому календарю) 1880 года митрополитом Санкт-Петербургским Исидором.
Каменный храм построен в византийском стиле и имеет три престола:
- В честь Нерукотворенного Спаса (главный, отмечается 29 августа по новому стилю)
- В честь Покрова Пресвятой Богородицы (правый, отмечается 14 октября по новому стилю)
- В честь Святителя Николая Чудотворца (левый, отмечается 22 мая, 19 декабря по новому стилю)
Храм не закрывался. Служивший в нём в 1938—1955 годах протоиерей Александр Мошинской († 26 февраля 1955) в октябре 1946 года был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Предательство
– 9 октября 1937 года был выписан ордер на обыск и арест отца Стефана. Его снова доставили в «Кресты», начались допросы. Графологическая экспертиза подписей Стефана Ивановича, проведённая недавно, показала, что, скорее всего, к нему применялись пытки.
Ордер на арест
Протокол допроса. 14 октября 1937 г.
На допросе 16 октября следователь попросил отца Стефана дать показания о своих родственниках и знакомых. Боясь, что они могут пострадать, о. Стефан старался рассказать как можно меньше. Почти про всех названных отвечал: «Знаю, но связи не имею». Будучи в курсе, что его брат Сергий Черняев служит священником, батюшка сказал следователю: «Живёт в Великих Луках, где работает, не знаю». Следующий вопрос следователя звучал так: «Вы обвиняетесь в том, что вели антисоветскую агитацию, дайте показания». Ответ был вполне логичен и правдив: «Я антисоветской агитации не вёл и от предъявленного мне обвинения отказываюсь».
По итогам первых допросов следствию не удалось добиться признательных показаний. Тогда следователи пошли на откровенную подлость – был вызван и допрошен в качестве свидетеля ещё один священник, который являлся хорошим знакомым отца Стефана. Довольно известный на всю страну, но имени его называть пока нельзя. Вопрос к свидетелю: «Дайте политическую характеристику Черняеву». Ответ был таков: «Я знаю Черняева как антисоветски настроенного человека… Черняев заявлял: лучшая сила страны – духовенство – заинтересовано переменой власти. Пусть лучше дадут нашим детям (детям священников) учиться и работать спокойно». Эти показания, по большому счёту, являлись действительно правдивым пересказом слов отца Стефана и его отношения к действиям властей. Они стали решающими для вынесения смертного приговора. Хотя, если посмотреть по существу, дело рассматривала тройка НКВД и как таковое уголовное дело было формальностью, была лишь видимость следствия. Судьба человека, отнесённого к категории «церковников» и состоящего на учёте, была предрешена. Ведь был дан план по зачисткам: по Ленинградской области нужно было расстрелять четыре тысячи человек, а сослать – 10 тысяч. Это было сделано за четыре месяца, после чего выходили указы о дополнительных мерах – такой конвейер убийств. Представляете, какое количество людей нужно было обработать! В документах огромное количество ошибок – очевидно, что всё делалось в спешке.
Батюшка Стефан выстоял, никого не сдал, несмотря на пытки. Сказанного им самим и того, что добавил свидетель, было достаточно для признания его контрреволюционным элементом. 28 октября дело было передано на рассмотрение тройки УНКВД по Ленинградской области. Приговор – расстрелять. 12 ноября было убито 89 человек, протоиерей Стефан Черняев был 75-м в списке… Такая вот мученическая смерть. Спустя четыре года после расстрела одна из дочерей отца Стефана не побоялась обратиться в прокуратуру, пыталась обжаловать расстрельный приговор отца. Это было равносильно… не знаю чему. Это был риск. В то же время вот как отец Стефан воспитал детей. За отца пошла, не побоялась.
– Как нам относиться к тем священникам, которые сдали отца Стефана? Вообще к людям, которые пыток не выдержали и пошли на сделку со следствием?
– К ним должно быть особое отношение. Зачастую на одной стороне чаши весов находилась их семья, а на другой – такой поступок. Как поступить, какой сделать выбор? Вот и выбирали многие остаться с семьёй, сдав брата во Христе, зная, что он уже сидит в тюрьме и всё равно вскоре будет убит. Осуждать таких, я считаю, не надо. Если уж Господь апостола Петра простил и сделал первоверховным, неужели мы, немощные, будем осуждать других! Слёз их покаяния никто не видел – знает один Бог, Он и Судья всем. Многие ведь потом, несмотря ни на что, тоже потом были расстреляны.
Труд памяти
– Известно, где место захоронения отца Стефана?
– Расстреливали на Нижегородской улице, а тела погрузили в грузовик и вывезли на территорию только что созданного тайного могильника НКВД в посёлке Левашово. В архиве ФСБ имеется схема, места захоронений на ней отмечены пятнами. Примерное место, где покоятся расстрелянные в тот день, в том числе и отец Стефан Черняев, – в братской могиле справа сразу у входа на кладбище. Там захоронено 3 700 человек. Общее количество убиенных с 1937 по 1952 год, покоящихся на Левашовском полигоне, по подсчётам историков, составляет более 45 000 человек.
Левашовское мемориальное кладбище (Левашовская пустошь)
Памятный каменьНа Левашовском мемориальном кладбище
Про Левашовский полигон знают очень немногие, хотя здесь погребено в два раза больше, чем на широко известном Бутовском полигоне в Москве. В Бутово водят экскурсии, проходят памятные мероприятия, а Левашовскую пустошь мало кто посещает. Сейчас здесь стоит храм, освящённый Святейшим Патриархом и построенный усилиями нашего настоятеля.
Храм Всех Святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших
Красивый деревянный храм, в нём дышится легко и удивительная тишина во время молитвы. Надо, чтобы люди туда приезжали почтить память убиенных и помолиться о них, ведь первые христиане молились именно на могилах мучеников. Доехать можно автобусом № 75 от метро «Проспект Просвещения», либо от Финляндского вокзала на электричке до станции Левашово, далее автобусом № 75 или 84 до остановки «Горское шоссе, 143».
– Работу продолжите или завершили?
– Теперь уже не один я работаю в этом направлении. Я очень рад, что в наших людях проснулось вдохновение. Сегодня прихожане собирают сведения ещё по четырём людям. Епископы Тихон (Рождественский) и Венедикт (Плотников) погребены в Левашово, а служители нашего храма священники Алексей Грацианов и Николай Краснопевков погибли в лагерях. И наши прихожане колоссальное время тратят на то, чтобы в свободное от работы время сидеть в архивах. При работе иногда возникают технические препятствия, случаются недопонимания. Поэтому прошу у читателей «Веры» молитвенной помощи в поисках сведений об этих невинно убиенных людях.
А история Спасо-Парголовского храма удивительна тем, что с момента освящения он не закрывался ни на один день, все 135 лет. Двери его были открыты и всю блокаду, даже во время бомбёжки в нём непрестанно шла молитва.
Спасо-Парголовский храм
Сохранились старинные иконы, Господь дал храму благочестивых настоятелей. Нынешний настоятель отец Роман Ковальский много лет служил в Архангельске, а вступив в должность здесь, взялся за изучение истории храма. Ещё год назад ничего не было известно о наших небесных покровителях, а сейчас прихожане собираются на вечера памяти новомучеников. Записки идут нескончаемым потоком, занятия в воскресной школе начинаются с молитвы об упокоении отца Стефана. Многие молятся отцу Стефану, хотя он ещё и не канонизирован.
Последняя прославленная святая Санкт-Петербургской епархии – преподобномученица Мария Гатчинская, канонизация её состоялась в 2009 году. И вот спустя десять лет составлено жизнеописание отца Стефана, уже прошло первое чтение в комиссии по канонизации. Сейчас будем отправлять материалы в Синодальную комиссию. Я считаю, человек достоин прославления в лике священномученика.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →Оглавление выпуска
Другие статьи из рубрики «Крупный план»
20 февраля 2013
Воспоминания тюремного священника
После того, как меня рукоположили во иереи в 1991 году, я вспомнил евангельский призыв, что пастырь должен оставлять девяносто девять мирно пасущихся овец и идти к одной заблудшей, и решил посетить тюрьму с целью духовного окормления заключенных.
16 мая 2013
Цирк – это серьезно. «Упсала-цирк». Сюжет первый
С чем у вас ассоциируется цирк? С поверхностной забавой, не трогающей ни ума, ни сердца? С высоким уровнем мастерства, воспетым литературой и кинематографом? Опыт героев нашего материала открывает третий аспект этого древнейшего вида зрелищ — воспитание души. О том, как цирковое искусство воздействует на подростков из группы риска, помогает …
24 ноября 2014
Семейные сети
Сетевая активность распространилась сегодня фактически на все сферы деятельности общества. Наверное, каждый человек, недавно вступивший в брак, сталкивался с проблемой уменьшения привычного круга общения. Люди, с которыми по отдельности дружили муж и жена, отходят на второй план, так как с началом новой жизни нельзя все так же свободно …
13 февраля 2014
Эффект «Пространства»
Обычный человек, входя в храм, не оставляет за порогом свои переживания, комплексы и застарелые душевные травмы, порой очень сильно мешающие воцерковлению. Еще сложнее человеку «с проблемами в общении». Если первый может пренебречь психологической помощью, второму она просто необходима. Как можно организовать такую помощь на приходе, показывает …
1 декабря 2011
Потенциальная община
Что такое социальные учреждения в привычном понимании? Серые облезлые стены, длинные очереди, сердитые тетеньки, которым всегда не до нас. Однако в последнее время происходит постепенная ломка таких стереотипов. Например, Комплексный центр социального обслуживания населения Приморского района заботится не только о качественном досуге своих …
Дополнительные занятия
На занятиях клуба «Февроньюшка»
руководитель клуба «Февроньюшка» Любовь Васильевна Кузнецова
Спевка богослужебного хора Спасо-Парголовского храма, регент Ирина Ивановна Иванова
Как считают педагоги, в работе школы помогает благословение отца Василия Лесняка (†1995), которого здесь почитают все — даже те, кто с ним никогда не встречался; бывшего настоятеля отца Михаила Сечейко (†2013) и попечение о школе нынешнего настоятеля — протоиерея Романа Ковальского. А еще — любовь, которая объединяет священнослужителей и прихожан.
— Педагог — это одаренный от Бога человек, — считает протоиерей Анатолий Трохин, — а не только дипломированный специалист. А сама педагогика — это, конечно, служение. Хороший педагог — тот, кто любит детей и ведет их ко Христу.
Деревянный храм св. Александра Невского
После окончания строительства каменного храма деревянный Спасский храм был разобран — из его материала возвели малый храм, освящённый в честь св. благоверного князя Александра Невского.
Советская власть не закрыла храм, однако, его разрешалось использовать только для отпеваний христиан, которых погребали на Шуваловском кладбище. Богослужения возобновились в нём в 1967 году, после того, как была снесена Троицкая церковь в Лесном. Общине снесённого храма предоставили малый храм Шуваловского кладбища, и до сих пор соседние каменный и деревянный кладбищенские храмы существуют как два самостоятельных прихода.