Возвращение на пески

Архитектура

Христорождественская церковь на песках была построена по канонам зрелого классицизма. В плане представляющая собой крест, она напоминала по своему пространственному решению Троицкий храм Александро-Невской лавры. Ионический портик с фронтоном украшал главный фасад. Вход, обращенный на запад, с двух сторон венчали две колокольни. Объемный центральный купол был высотой 13 сажен (28 м).

Воссоздание

Общественная дискуссия по воссозданию храма Рождества на Песках велась с 2000 г. В результате археологических исследований, инициированных Правительством Санкт-Петербурга, в 2012 г. удалось обнаружить фундамент и фрагменты стен. В настоящее время участок взят под охрану как достопримечательное место. По планам и описаниям создан новый проект работы архитекторов из «Литейной части 91». Собраны более 300 млн руб. на воссоздание храма и начаты работы.

История без подробностей

У любого храма есть своя история. Однако прихожане вновь построенной Рождественской церкви стали перед фактом, что история их храма — пустая страница. То есть, конечно, все они знали, что именно в этом храме начинал свое служение священник Александр Гумилевский, которого заслуженно сравнивают со святым Иоанном Кронштадтским, что здесь образовалось одно из первых в городе приходских благотворительных обществ: были открыты приют-рукодельня, библиотека, больница, богадельня для увечных. Но этим сведения о приходе и ограничивались. Деталей не было. Кем были прихожане и благотворители храма? Кто здесь служил, исповедовал, молился? Об этом почти ничего не известно. И тогда было принято решение: возродили стены, возродим и историю. Сбором сведений о прошлом храма занялась Валентина Егорова, ей же было поручено и организовать в цокольных помещениях храма музей его истории. Сейчас как раз вовсю идет работа по собиранию материалов для будущей экспозиции.

— История прихода — это прежде всего история людей, в нем спасающихся, — считает Валентина Михайловна. — Создается впечатление, что все документы, касающиеся истории храма, специально изымались, ликвидировались, потому что данных действительно очень мало, — а если и есть, то слишком кратко. Но промыслительно к нам приходят родственники и потомки тех прежних прихожан, благотворителей, приносят письма, фотографии, воспоминания… Всё это и ляжет в основу нашей композиции. Приходила к нам Анна Шкарина — правнучка Александра Шкарина, одного из первых педиатров России. Александр Николаевич был последним председателем Христорождественского братства при нашем храме. По телевидению Анна Александровна увидела сюжет о поднятии большого колокола на звонницу нашего храма — и решила связаться с настоятелем прихода отцом Андреем Щербаном. Она рассказала нам историю родов Шкариных, Резцовых, Пешехоновых, Диевских и Мудьюгиных. Представители некоторых из них с 1904 по 1918 год были председателями и попечителями Христорождественского братства.

Рассказов-воспоминаний об истории прихода и судьбах людей, его образующих, у Валентины Михайловны скопилось уже немало. Пока не начал работу приходской музей, познакомиться с ними можно на страничке прихода (https://vk.com/hram_spb). Публикуем здесь отрывки из некоторых подобных заметок.

Настоятель храма протоиерей Андрей Щербан окормлял общину возрождаемого храма с 2005 года 

История храма

Деревянная церковь на месте храма Рождества Христова на Песках появилась еще в 1752 г. Тогда на Пески была переведена с правого берега Невы целая слобода строителей и мастеровых. Они находились в подчинении Конторы строения домов и садов. При планировке района было решено построить храм на центральной площади. Поначалу это была небольшая деревянная церковь с единственным приделом Всех Святых. Ее освятили в 1753 г.

Деревянный храм быстро обветшал и стал слишком тесным для многочисленных прихожан. В 1781 г. был заложен новый каменный храм, который мог вмещать по некоторым оценкам до 3 тыс. человек. Проект разработал архитектор П. Егоров. Строители, прихожане храма каменщики Ст. Судакова, окончили постройку здания вчерне к 1783 г. При этом широко использовались материалы, оставшиеся после разборки дворцов.

Всесвятский придел был освящен в 1787 г., а придел Рождества Богородицы – в 1788 г. Главный престол новой церкви освятили в 1789 г. При этом присутствовали император Павел I, наследник Александр Павлович, императрица Мария Федоровна.

Впоследствии церковь Рождества на Песках претерпела множество перестроек и реставраций. В 1826 г. главный придел переделали в теплый. Позже боковые приделы перенесли ближе к алтарю, декорировали их серебряными рельефами и пр. В 1859 г. случился масштабный пожар, в котором слобода строителей Канцелярии сильно пострадала. Однако, церковь устояла и была реставрирована. В 1886 г. началась очередная переделка к столетию храма: были пристроены притвор и ризница, расписан главный неф.

Мастеровые и строители, прихожане церкви на Песках были малообеспеченными людьми, и приход всегда занимался благотворительностью. В церкви существовало благотворительное братство, заведовавшее приютом, школой и богадельней. С 1896 по 1918 годы действовала столовая для бесплатной раздачи еды бедным.

В 1933 г. в храме прекратились богослужения. А в 1934 г. его разобрали, несмотря на статус памятника архитектуры. Последний настоятель церкви Рождества на Песках протоиерей Григорий (Сербаринов) был казнен в 1938 г. На месте храма до сих пор был Рождественский сквер.

Святыни

Наиболее почитаемой иконой храма на Песках была икона Рождества Христова. К ней обращались с молитвами о рождении, учении и воспитании детей. Также в 1901 г. в храме появилась икона св. Гурия, Самона и Авива, обретенная в земле. Она покровительствовала браку и быстро стала весьма почитаемой в округе. Перед революцией в церкви на Песках хранились старинные образа, евангелия елизаветинских времен в драгоценных окладах, церковная утварь и пр.

Святыни

Временная деревянная часовня возводилась во имя самой главной святыни всего комплекса — Иконы Божией Матери «Утоли моя Печали». Именно ей молились прихожане, пока шло основное строительство.

Справа от главного престола находится еще одна значимая святыня храма на Большевиков — икона Рождества Христова. Она знаменует один из престольных праздников и ей поклоняются во время рождественской литургии.

В церкви есть три иконы с мощами. Для поклонения они выставляются в дни святых: Святителя Иоасафа Белгородского, священномученика Иоанна Рижского и Преподобного Антония Дымского. Под престолом главного придела храма также положены мощи Иоана Рижского.

Архитектура

Христорождественская церковь на песках была построена по канонам зрелого классицизма. В плане представляющая собой крест, она напоминала по своему пространственному решению Троицкий храм Александро-Невской лавры. Ионический портик с фронтоном украшал главный фасад. Вход, обращенный на запад, с двух сторон венчали две колокольни. Объемный центральный купол был высотой 13 сажен (28 м).

Воссоздание

Общественная дискуссия по воссозданию храма Рождества на Песках велась с 2000 г. В результате археологических исследований, инициированных Правительством Санкт-Петербурга, в 2012 г. удалось обнаружить фундамент и фрагменты стен. В настоящее время участок взят под охрану как достопримечательное место. По планам и описаниям создан новый проект работы архитекторов из «Литейной части 91». Собраны более 300 млн руб. на воссоздание храма и начаты работы.

Архитектура

Христорождественская церковь на песках была построена по канонам зрелого классицизма. В плане представляющая собой крест, она напоминала по своему пространственному решению Троицкий храм Александро-Невской лавры. Ионический портик с фронтоном украшал главный фасад. Вход, обращенный на запад, с двух сторон венчали две колокольни. Объемный центральный купол был высотой 13 сажен (28 м).

Воссоздание

Общественная дискуссия по воссозданию храма Рождества на Песках велась с 2000 г. В результате археологических исследований, инициированных Правительством Санкт-Петербурга, в 2012 г. удалось обнаружить фундамент и фрагменты стен. В настоящее время участок взят под охрану как достопримечательное место. По планам и описаниям создан новый проект работы архитекторов из «Литейной части 91». Собраны более 300 млн руб. на воссоздание храма и начаты работы.

История храма

Деревянная церковь на месте храма Рождества Христова на Песках появилась еще в 1752 г. Тогда на Пески была переведена с правого берега Невы целая слобода строителей и мастеровых. Они находились в подчинении Конторы строения домов и садов. При планировке района было решено построить храм на центральной площади. Поначалу это была небольшая деревянная церковь с единственным приделом Всех Святых. Ее освятили в 1753 г.

Деревянный храм быстро обветшал и стал слишком тесным для многочисленных прихожан. В 1781 г. был заложен новый каменный храм, который мог вмещать по некоторым оценкам до 3 тыс. человек. Проект разработал архитектор П. Егоров. Строители, прихожане храма каменщики Ст. Судакова, окончили постройку здания вчерне к 1783 г. При этом широко использовались материалы, оставшиеся после разборки дворцов.

Всесвятский придел был освящен в 1787 г., а придел Рождества Богородицы – в 1788 г. Главный престол новой церкви освятили в 1789 г. При этом присутствовали император Павел I, наследник Александр Павлович, императрица Мария Федоровна.

Впоследствии церковь Рождества на Песках претерпела множество перестроек и реставраций. В 1826 г. главный придел переделали в теплый. Позже боковые приделы перенесли ближе к алтарю, декорировали их серебряными рельефами и пр. В 1859 г. случился масштабный пожар, в котором слобода строителей Канцелярии сильно пострадала. Однако, церковь устояла и была реставрирована. В 1886 г. началась очередная переделка к столетию храма: были пристроены притвор и ризница, расписан главный неф.

Мастеровые и строители, прихожане церкви на Песках были малообеспеченными людьми, и приход всегда занимался благотворительностью. В церкви существовало благотворительное братство, заведовавшее приютом, школой и богадельней. С 1896 по 1918 годы действовала столовая для бесплатной раздачи еды бедным.

В 1933 г. в храме прекратились богослужения. А в 1934 г. его разобрали, несмотря на статус памятника архитектуры. Последний настоятель церкви Рождества на Песках протоиерей Григорий (Сербаринов) был казнен в 1938 г. На месте храма до сих пор был Рождественский сквер.

Святыни

Наиболее почитаемой иконой храма на Песках была икона Рождества Христова. К ней обращались с молитвами о рождении, учении и воспитании детей. Также в 1901 г. в храме появилась икона св. Гурия, Самона и Авива, обретенная в земле. Она покровительствовала браку и быстро стала весьма почитаемой в округе. Перед революцией в церкви на Песках хранились старинные образа, евангелия елизаветинских времен в драгоценных окладах, церковная утварь и пр.

Архитектура[править | править код]

По объёмно-пространственному решению Рождественская церковь напоминала Троицкий собор Александро-Невской лавры. Она была увенчана большим куполом. Западный фасад подчёркивался двумя симметричными башнями, в одной из которых находилась звонница. Сверху башен располагались два утончённых шпиля, увенчанных золотыми крестами. Портал храма был решён в виде массивного ионического портика с фронтоном, причём при постройке у фронтона были колонны, которые во 2-й пол. XIX века были заменены пилястрами. Воссозданный храм повторяет архитектуру своего предшественника, за исключением некоторых отличий: в северной колокольной башне вместо лестницы устроен лифт, а стилистика иконостаса и западного фасада храма относится к разным историческим периодам, в нынешних формах они ранее не существовали одновременно.

История храма

Деревянная церковь на месте храма Рождества Христова на Песках появилась еще в 1752 г. Тогда на Пески была переведена с правого берега Невы целая слобода строителей и мастеровых. Они находились в подчинении Конторы строения домов и садов. При планировке района было решено построить храм на центральной площади. Поначалу это была небольшая деревянная церковь с единственным приделом Всех Святых. Ее освятили в 1753 г.

Деревянный храм быстро обветшал и стал слишком тесным для многочисленных прихожан. В 1781 г. был заложен новый каменный храм, который мог вмещать по некоторым оценкам до 3 тыс. человек. Проект разработал архитектор П. Егоров. Строители, прихожане храма каменщики Ст. Судакова, окончили постройку здания вчерне к 1783 г. При этом широко использовались материалы, оставшиеся после разборки дворцов.

Всесвятский придел был освящен в 1787 г., а придел Рождества Богородицы – в 1788 г. Главный престол новой церкви освятили в 1789 г. При этом присутствовали император Павел I, наследник Александр Павлович, императрица Мария Федоровна.

Впоследствии церковь Рождества на Песках претерпела множество перестроек и реставраций. В 1826 г. главный придел переделали в теплый. Позже боковые приделы перенесли ближе к алтарю, декорировали их серебряными рельефами и пр. В 1859 г. случился масштабный пожар, в котором слобода строителей Канцелярии сильно пострадала. Однако, церковь устояла и была реставрирована. В 1886 г. началась очередная переделка к столетию храма: были пристроены притвор и ризница, расписан главный неф.

Мастеровые и строители, прихожане церкви на Песках были малообеспеченными людьми, и приход всегда занимался благотворительностью. В церкви существовало благотворительное братство, заведовавшее приютом, школой и богадельней. С 1896 по 1918 годы действовала столовая для бесплатной раздачи еды бедным.

В 1933 г. в храме прекратились богослужения. А в 1934 г. его разобрали, несмотря на статус памятника архитектуры. Последний настоятель церкви Рождества на Песках протоиерей Григорий (Сербаринов) был казнен в 1938 г. На месте храма до сих пор был Рождественский сквер.

Святыни

Наиболее почитаемой иконой храма на Песках была икона Рождества Христова. К ней обращались с молитвами о рождении, учении и воспитании детей. Также в 1901 г. в храме появилась икона св. Гурия, Самона и Авива, обретенная в земле. Она покровительствовала браку и быстро стала весьма почитаемой в округе. Перед революцией в церкви на Песках хранились старинные образа, евангелия елизаветинских времен в драгоценных окладах, церковная утварь и пр.

Седмица 16-я по Пятидесятнице

Понедельник, 4 октября

Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. Ап. от 70-ти Кодрата (ок. 130). Обретение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского (1752).

Богослужений нет.

Вторник, 5 октября

Прор. Ионы (VIII до Р.Х.). Сщмч. Фоки, еп. Синопийского (117). Прп. Ионы пресвитера, отца (IX) свв.Феофана, творца канонов, и Феодора Начертанных. Блж. Параскевы Дивеевской (1915).

  • 9:30 Исповедь. иерей Алексий Реутин
  • 10:00 Литургия. иерей Алексий Реутин
  • 18:00 Вечерня с акафистом вмч. Пантелеимону. иерей Алексий Реутин

Среда, 6 октября

Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Прославление свт. Иннокентия, митр. Московского (1977).

  • 9:30 Исповедь. иерей Павел Кадосов
  • 10:00 Литургия. иерей Павел Кадосов
  • 18:00 Вечерня с акафистом Божией Матери Утоли Моя Печали. иерей Павел Кадосов

Четверг, 7 октября

Первомц. равноап. Феклы (I). Прп. Коприя (530). Св. царя Стефана Сербского (1224) и сына его св. царя Владислава Сербского (после 1264). Прп. Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца (1581). Прмч. Галактиона Вологодского (1612).

  • 9:30 Исповедь. иерей Павел Кадосов
  • 10:00 Литургия. иерей Павел Кадосов
  • 18:00 Утреня с полиелеем. иерей Павел Кадосов

Пятница, 8 октября

Прп. Евфросинии Александрийской (V). 
Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392).

  • 9:30 Исповедь. протоиерей Роман Шиянов
  • 10:00 Литургия. протоиерей Роман Шиянов
  • 18:00 Утреня с полиелеем. протоиерей Роман Шиянов

Суббота, 9 октября

Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало II). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси (прославление, 1989).

  • 9:30 Исповедь. протоиерей Роман Шиянов
  • 10:00 Литургия. протоиерей Роман Шиянов
  • 18:00 Всенощное бдение. весь причт

Воскресенье, 10 октября

Неделя 16-я по Пятидесятнице. Глас 7. 
Мч. Каллистрата и дружины его: Гимнасия и иных (304). Прп. Савватия Соловецкого чудотворца (1435). Сщмч. Петра, митрополита Крутицкого (1937).

  • 9:10 Водосвятный молебен. иерей Павел Кадосов
  • 9:30 Исповедь. протоиерей Роман Шиянов, иерей Алексий Реутин, иерей Павел Кадосов
  • 10:00 Литургия. протоиерей Олег Жаворонков, иерей Павел Кадосов
  • 18:00 Вечерня с акафистом Иисусу Сладчайшему. иерей Павел Кадосов

Немного истории

Дата основания храма неизвестна. Впервые сведения о нем появились в 1642 г. в документах окружающей его стрелецкой слободы. В 1711 г. деревянную Спасскую церковь перестроили в камне, она сильно пострадала в пожаре при наступлении Наполеона на Москву, следующим этапом разорения стал советский период, а в 1932 г. ее окончательно закрыли для прихожан. В 60-е гг. 20 века исторический центр столицы стали восстанавливать и храм на Песках отреставрировали, но лишь внешне. Внутри почти 40 лет жнаходился кукольный отдел «Союзмультфильма». В 1991 г. церковь вернули верующим и начали реставрацию.

Архитектура

Христорождественская церковь на песках была построена по канонам зрелого классицизма. В плане представляющая собой крест, она напоминала по своему пространственному решению Троицкий храм Александро-Невской лавры. Ионический портик с фронтоном украшал главный фасад. Вход, обращенный на запад, с двух сторон венчали две колокольни. Объемный центральный купол был высотой 13 сажен (28 м).

Воссоздание

Общественная дискуссия по воссозданию храма Рождества на Песках велась с 2000 г. В результате археологических исследований, инициированных Правительством Санкт-Петербурга, в 2012 г. удалось обнаружить фундамент и фрагменты стен. В настоящее время участок взят под охрану как достопримечательное место. По планам и описаниям создан новый проект работы архитекторов из «Литейной части 91». Собраны более 300 млн руб. на воссоздание храма и начаты работы.

История[править | править код]

Первая приходская деревянная церковь на Песках появилась в 1753 году. Церковь была освящена в честь Рождества Христова. От названия храма произошли названия десяти Рождественских (позднее переименованы в «Советские») улиц, а также Рождественской части (район города).

С ростом населения Рождественской части церковь перестала вмещать всех желающих, из-за чего в 1781 году было начато строительство большого каменного храма. Автором проекта выступил Пётр Егоров. Новая Рождественская церковь была завершена в 1787 году. Тогда же был освящён придел во имя Всех Святых, а годом позднее — придел Рождества Богородицы. Главный же Рождественский придел был освящён только в 1798 году.

Иконостасы храма были выполнены резчиками во главе с И. Ф. Дункером. Иконы для церкви были написаны И. И. Бельским, Алексеем Антроповым и Иваном Танковым. Настенную живопись создали Ф. Д. Данилов и А. Щербаков. Однако в 1850 году внутренняя планировка храма была значительно переделана. Фёдор Солнцев выполнил проекты новых иконостасов, а Пётр Титов стал автором новой росписи стен.

В 1886—1887 годы по проекту архитектора Ивана Ропета был произведён капитальный ремонт сооружения, к церкви были пристроены ризница и притвор. При церкви существовало благотворительное Христорождественское братство.

Оригинальнее оригинала

Когда комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) выдавал в 2014 году разрешение на восстановление храма, чиновниками было поставлено условие, что церковь следует отстроить в первозданном виде. Проблема же состояла в том, что на момент разрушения в 1934 году храм был не совсем таким, как на момент строительства:

— В XIX веке храм обогатился пристройками с южной и западной стороны, полностью поменялось и внутреннее убранство храма, иконостас — изначально интерьеры соответствовали внешнему облику и были выполнены в классическом стиле, но потом переделаны в византийском. Сейчас интерьеры и экстерьеры соответствуют изначальному замыслу архитектора Петра Егорова.

Материалов с изображением и точным описанием первозданного храма найти не удавалось, поэтому храмоздателям не оставалось ничего иного, как положиться на чутье и знания главного архитектора вновь отстраиваемого храма Рафаэля Даянова.

— И вот, когда дело было сделано, Рафаэль Маратович звонит мне и сообщает, что в музее истории Петербурга, кажется, найден изначальный проект храма. С одной стороны, мы обрадовались, а с другой — было страшно представить, что случится, если разночтения между историческим планом и проектом Рафаэля Маратовича окажутся слишком велики. Но когда мы сопоставили проекты, оказалось, что они совпадают почти на 100 процентов. Это полностью заслуга нашего архитектора, его эрудиции и невероятного профессионализма. Тогда же мы открыли для себя описания внутреннего убранства храма, выполненные протоиереем Василием Масловым, на которые и ориентировались в дальнейшем.

Храм построили быстро — за три года, столько же времени прошло с момента получения разрешения на восстановление святыни до начала работ.

Богослужения и занятия

На богослужения Рождественская церковь ждет прихожан каждый день: с 9:30 на исповедь, с 10:00 на литургии. На Вечернее богослужение — по будням в 18:00. В это же время в субботу и воскресенье идет Всенощное бдение. Пение акафистов включается в вечернее богослужение в среду, в воскресенье и во вторник.

Для крестников, крестных и тех, кто хочет окрестить своего ребенка по выходным в 12:00 проходит катехизация (наставление в православной вере). Для этого необходимо прийти в деревянную часовню. Сам обряд крещения проходит в выходные в час дня.

Чтобы побеседовать со священником и задать ему вопросы можно посетить Пастырский час. Он проходит в последнее воскресенье месяца в четыре часа в нижней части храма.

Научиться понимать Священное Писание, изучить историю Церкви, посетить курсы кройки и шитья, познакомиться с другими прихожанами и провести время с пользой взрослые и дети могут в воскресной группе.

Для этого следует прийти в нижнюю часть храма к началу занятий по расписанию:

  • понедельник 18:00 — занятия по кройке и шитью;
  • четверг 18:00 — основы православного богослужения;
  • пятница — детские группы (17:15 до 7 лет, 18:00 с 7 лет и старше);
  • суббота 16:45 — история церкви;
  • воскресенье 16:00 — Новый Завет.

Для всех прихожан в субботу и в воскресенье с часу до пяти часов вечера работает библиотека, в которой можно познакомиться с богословской и святоотеческой литературой. Открытие музея только планируется, а пока в коридорах нижней части можно увидеть выставку фотографий, чертежей и рисунков, которые отражают жизнь храма.

Архитектура

Христорождественская церковь на песках была построена по канонам зрелого классицизма. В плане представляющая собой крест, она напоминала по своему пространственному решению Троицкий храм Александро-Невской лавры. Ионический портик с фронтоном украшал главный фасад. Вход, обращенный на запад, с двух сторон венчали две колокольни. Объемный центральный купол был высотой 13 сажен (28 м).

Воссоздание

Общественная дискуссия по воссозданию храма Рождества на Песках велась с 2000 г. В результате археологических исследований, инициированных Правительством Санкт-Петербурга, в 2012 г. удалось обнаружить фундамент и фрагменты стен. В настоящее время участок взят под охрану как достопримечательное место. По планам и описаниям создан новый проект работы архитекторов из «Литейной части 91». Собраны более 300 млн руб. на воссоздание храма и начаты работы.

ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ЗАТОЧЁННОГО ПАТРИАРХА

— А должно быть по-другому, — делится планами на будущее настоятель протоиерей Андрей Щербан. — Когда мы построим храм, в цокольном этаже будет и воскресная школа, и трапезная, и детскаякомната, чтобы во время Литургии дети могли заниматься. Там будут и игрушки, и доски для рисования… Родители пусть сидят с ребятами по очереди. А как иначе? Потому что выстоять всю службу — не каждому ребенку под силу. Я помню себя в детстве — не то что стоять, сидеть-то не всегда мог.

Александр Корляков, пономарь храма, стоял у истоков создания общины. Теперь он правая рука настоятеля, отца Андрея

Отца Андрея назначили настоятелем Хрис­торождественского храма еще в 2010 году, когда КГИОП согласовал проект восстановления церкви. А общину священник возглавил и того ранее — в 2005 году.

— На приеме у митрополита Владимира я получил благословение на духовное окормление группы инициативных граждан, которые взялись за создание общины и в дальнейшем — восстановление храма. «Вот, он будет вашим пастырем», — сказал владыка. Так мы все познакомились.

Но инициатива по возрождению храма принадлежала уроженке Белоруссии Светлане Поведайко. Сейчас ее уже нет в живых. Прихожане вспоминают, что Светлана отличалась по-настоящему христианским отношением к жизни. Она могла, не рассуждая, ехать за тридевять земель по твоей просьбе, найти нужное лекарство для больного, привести грязную нищенку домой, отмыть ее, накормить,дать пристанище; оплатить лечение больного, потерявшего работу и сломавшего руку; помочь людям найти выход из трудного положения, привлекая юридическую службу или просто нужных людей.

— Её всегда интересовало, почему же сквер под окнами нашего дома называется Рождественским, — рассказывает супруг Светланы Александр, пономарь храма. — Выяснилось, что раньше здесь стояла церковь. Надо возродить храм, решила она. Собрала инициативную группу, я шел вторым номером. Подали заявку. Митрополит Владимир одобрил. А до этого нас благословил Патриарх Иерусалимский Ириней, тот, который сейчас в заточении находится. Он Светлане сказал так: храм строить будете долго, но построите. Жена верила, что у нас с Божией помощью всё получится.

Архитектура и убранство

Проектировщик и руководитель строительства архитектор Андрей Михайлович Лебедев выбрал для Храма на Коллонтай византийский стиль оформления. Это дало сходство с новгородским Софийским Собором.

Церковь возводилась по древним канонам крестово-купольного типа строительства и в ней находятся четыре престола:

  • во имя Рождества Христова — главный;
  • во имя Всех Святых — пещерный храм в цокольном этаже;
  • во имя иконы Божьей матери «Утоли моя печали» — северный (левый);
  • во имя св. великомученика Георгия Победоносца — южный (правый).

В византийском стиле выполнены и купола, украшающие пять глав храма. Киоты и деревянный резной иконостас были изготовлены земляками архитектора, псковичами. Колокола отливались в Воронеже, на колокольном заводе.

Росписью иконостаса пещерного престола во имя Всех святых занимался Селиванов Дмитрий Евгеньевич, мастер религиозно-исторической живописи.

Главные иконы расположены в престолах, посвященных им. Некоторые иконы особенно ценятся прихожанами. К ним приносят цветы в знак благодарности, и считают их чудотворными. Например, Икона Божьей Матери «Помощница в родах».

Архитектура

Христорождественская церковь на песках была построена по канонам зрелого классицизма. В плане представляющая собой крест, она напоминала по своему пространственному решению Троицкий храм Александро-Невской лавры. Ионический портик с фронтоном украшал главный фасад. Вход, обращенный на запад, с двух сторон венчали две колокольни. Объемный центральный купол был высотой 13 сажен (28 м).

Воссоздание

Общественная дискуссия по воссозданию храма Рождества на Песках велась с 2000 г. В результате археологических исследований, инициированных Правительством Санкт-Петербурга, в 2012 г. удалось обнаружить фундамент и фрагменты стен. В настоящее время участок взят под охрану как достопримечательное место. По планам и описаниям создан новый проект работы архитекторов из «Литейной части 91». Собраны более 300 млн руб. на воссоздание храма и начаты работы.

Немного истории

Дата основания храма неизвестна. Впервые сведения о нем появились в 1642 г. в документах окружающей его стрелецкой слободы. В 1711 г. деревянную Спасскую церковь перестроили в камне, она сильно пострадала в пожаре при наступлении Наполеона на Москву, следующим этапом разорения стал советский период, а в 1932 г. ее окончательно закрыли для прихожан. В 60-е гг. 20 века исторический центр столицы стали восстанавливать и храм на Песках отреставрировали, но лишь внешне. Внутри почти 40 лет жнаходился кукольный отдел «Союзмультфильма». В 1991 г. церковь вернули верующим и начали реставрацию.

Что посмотреть

При подходе к храму мы видим удивительной красоты ворота в псевдоготическом стиле. Они удивительным образом сочетаются с традиционным стилем московской храмовой постройки 17 века. Над входом установлена мозаика с ликом Спасителя. Ворота соединены проходом непосредственно с храмом, который начинается с шатровой 8-гранной колокольни. Далее идет низкая, широкая трапезная, переходящая в основной четверик, состоящий из двух рядов окон и двух апсид, несимметрично расположенных относительно центральной оси.

Церковь Спаса на Песках стала одной из последних, возведенных перед тем, как царь Петр I запретил каменное строительство на Руси везде, кроме Санкт-Петербурга.

По верхнему периметру основное здание украшено рядом кокошников, а на низкой четырехскатной крыше установлены 5 узких барабанов. Внутреннее убранство полностью восстановлено в 20 веке, но по задумке реставраторов — оно должно было повторять то, что было в 17 столетии. Иконостас, росписи, иконы — не верится, что всего 30 лет назад тут было полное разорение. Храм реставрировался не только силами прихожан, ФСБ, например, передала ему в дар более 100 старинных икон. Святыни Спаса на Песках — иконы божией Матери «Знамение» и «Нечаянная радость», святого Николая Чудотворца, священномученика Сергия Успенского, Преображения Господня, частицы мощей архиепископа Луки Крымского, святого Митрофана Воронежского, Тихона Задонского.

Другие статьи из рубрики «Приход»

19 сентября 2017
Придворный собор для простых жителей

Парки, дворцы, фонтаны, дореволюционные особняки, неуклюжие хрущевки пролетают в окне маршрутки…И даже в этой пестрой череде взгляд не может не зацепиться за островерхие, закутанные в леса шатры Петропавловского собора. Храм этот интересен не только в архитектурном плане, не только …

9 апреля 2018
Тридцать сестер и всегда хорошая погода
В Воскресенском Новодевичьем монастыре никто не считает себя праведником, но каждый и ежедневно стремится стать немного лучше. Здесь не признают личного имущества и «ценного» личного мнения, но бесконечно ценят любого человека. Здесь бывает тяжело, как и на любом участке духовного фронта.

21 июня 2019
Под крышей образцовой клиники

В Санкт-Петербурге много домовых церквей при вузах или больницах. Большинство из них — небольшие помещения для молитвы, лишь немногие — просторные храмы. Некоторые почти не принимают участия в жизни «казенного дома», под крышей которого расположены, другие, наоборот, становятся духовными центрами для …

13 января 2012
Храм святого праведного Иоанна Кронштадтского на проспекте Стачек
Материал нашего автора о православной общине во имя праведного Иоанна Кронштадтского.

7 февраля 2014
Храм иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при клинике душевных и нервных болезней ВМА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector