Храм николы белого
Содержание:
Никольский собор
Изначально Никольский собор в Серпухове был выполнен как деревянный храм еще в начале XVII века. Каменная церковь была возведена на этом же месте в 1649 году. Скорее всего, над ней работали ярославские мастера. Возведение нового каменного храма, при строительстве которого использовался известняк, приходится на 1713 год. Инициатором выступил подьячий земской избы Серпухова, Попов Михаил. в 1721 году строительство было окончено. Это было здание с одним четвериком с увенчанной главой и пристройкой в виде алтаря. Шатровые завершения над диаконником и жертвенником были расположены симметрично.
В период с 1833 по 1857 год длились строительные работы по возведению храма согласно новому проекту. Закрытие собора и частичное разрушение его колокольни приходится на 1929 год. В 1995 году церковь заполучила храм обратно, и после всех реставрационных работ прошло торжественное освящение нового религиозного учреждения в 2005 году. Согласно проекту реставрационных работ было добавлено два новых придела.
Ныне храм выполнен в стиле московского ампира, при строительстве использовался кирпич как основной материал и белый камень в качестве декоративного элемента. Визуально это четверик с апсидой и боковыми папертями. Основной объем постройки дополнен с запада колокольней в несколько ярусов и трапезной с четырьмя столпами.
Успенская церковь
Успенская церковь Серпухова находится в самом историческом районе города, где ранее был Серпуховской Кремль и формирует впечатляющий архитектурный ансамблю вместе с церквями Троицы и Ильи Пророка. Здание выполнено согласно канонам псевдорусского стиля и представлено одноглавым четвериком с колокольней и трапезной с двумя приделами. Ранее на месте современной постройки был храм из дерева, пока в 1744 году не было завершено строительство каменного собора. В советское время вместе с монастырями Серпухова данная церковь была закрыта и возобновила деятельность только в 1990-х годах. Богослужения в соборе проводятся, но четкое расписание отсутствует.
Собор Николы Белого
Город Серпухов
История. Первоначально в XVI в. Никольский храм упоминается деревянным. В 1649 г. построен каменный храм, отчего стал называться Николой Белым. В 1713 г. по инициативе подъячева Михаила Попова сооружен храм во имя свт. Николая. Здание сложили из тесаных блоков местного известняка, освятили в 1721 г. В 1831 г. архитекторы Ф. М. Шестаков и И. Т. Таманский составили проект перестройки церкви.
В 1835 г. началось строительство существующего Никольского храма с приделами: во имя свт. Алексия, митрополита Московского, и прп. Кирилла Белозерского. Оно закончилось в 1857 г., возведенный храм является прекрасным образцом московского ампира. Он выстроен из кирпича, оштукатурен и украшен белокаменной отделкой. В 1924 г. храм посетил свт. Тихон Московский, который присвоил ему статус кафедрального собора. В 1929 г. храм закрыли, иконы сожгли на костре. Некоторое время в здании находилась макаронная фабрика, затем прачечная, склад ГО.
В 1995 г. храм возвратили верующим. В настоящее время он отреставрирован, приобретены колокола, действуют воскресные школы. Духовенство собора окормляет детские приюты, интернат и другие учреждения.
Святыни. В соборе находится чудотворный образ Божией Матери «Поможение родам», также чтимые образы свт. Николая Чудотворца и мч. Вонифатия.
Адрес: 142203, Московская обл., г. Серпухов, ул. Калужская, д. 32.
Телефон: (4967) 72-49-17.
Проезд: от Москвы с Курского вокзала до ст. Серпухов (99 км).
Сретенская церковь
Церковь Сретения Господня располагается на территории бывшей кузнечной Космодемьянской слободы Серпухова и относится к категории исторических памятников, находящихся под федеральной охраной. Храм из камня был выполнен в 1702 году, где прежде стояла деревянная церковь. Трапезная была пристроена в 1813 году, и только через двадцать лет шатровую колокольню заменили на новую. Здание было выполнено в стиле московского барокко по типу восьмерика на четверике. В классическом стиле выдержана трапезная с двумя приделами, которая была построена несколько позже.
Закрытие данной церкви, как и в случае с многочисленными монастырями и соборами, приходится на конец 1930-х годов. После распада Советского Союза руинированное здание храма вернули Православной Церкви. На данный момент ведутся активные реставрационные работы, а панихиды и молебны совершаются только по великим праздникам и по воскресеньям.
Крестовоздвиженская церковь
Крестовоздвиженская церковь была построена в Серпухове на средства местных купцов Василия и Николая Кишкиных и их сестры Акилины в 1755 году. Постройка была выполнена из кирпича и представлена в виде массивного четверика с двумя столпами. Система коробовых сводов с маленькими барабанами перекрывала его. Сводчатые арки галерей окружали здание со всех сторон, трапезная при этом отсутствовала.
Как и многие монастыри и храмы, Крестовоздвиженская церковь Серпухова была закрыта в годы правления советской власти, купола были сбиты, галерея и колокольня полностью разрушены. Ныне здание бывшего храма используется в качестве склада хлопчатобумажного комбината.
Храмы Серпуховского района
Никольская церковь. Село Бутурлино
Никольская церковь. Село Васильевское
Никольская церковь. Село Дашковка
Борисо-Глебская церковь. Село Дракино
Борисо-Глебская церковь. Село Енино
Преображенская церковь. Село Жерновка
Флоро-Лаврская церковь. Село Игумново
Никольская церковь. Село Калугино
Никольская церковь. Село Каргашино
Воздвиженская церковь. Село Лукино (д/о «Авангард»)
Благовещенская церковь. Село Липицы
Троицкая церковь. Село Лужки
Никольская церковь. Село Лукьяново
Михаило-Архангельская церковь. Село Нехорошево
Казанская церковь. Село Новики
Богородицерождественская церковь. Село Подмоклово
Покровская церковь. Город Протвино
Михаило-Архангельская церковь. Город Пущино
Спасская церковь. Село Райсеменовское
Собор Николы Белого. Город Серпухов
Богоявленская церковь. Город Серпухов
Воскресенская церковь. Город Серпухов
Всехсвятская церковь. Город Серпухов
Ильинская церковь. Город Серпухов
Крестовоздвиженская церковь. Печерская церковь. Город Серпухов
Казанская церковь. Город Серпухов
Успенская церковь. Город Серпухов
Церковь Николы Бутки. Город Серпухов
Покровская церковь. Город Серпухов
Собор прп. Серафима Саровского. Город Серпухов
Собор Распятия Господня. Город Серпухов
Спасская церковь. Город Серпухов
Сретенская церковь. Город Серпухов
Троицкая церковь. Город Серпухов
Троицкий собор. Город Серпухов
Успенская церковь. Село Старые Кузьменки
Никольская церковь. Село Сушки
Христорождественская церковь. Село Телятьево (д/о Шахтер)
Богородицерождественская церковь. Село Тульчино
Богородицерождественская церковь. Село Турово
Михаило-Архангельская церковь. Село Шатово
ХХ век и современность
В 20-е годы ХХ века храму удалось избежать закрытия благодаря тому, что в нем зарегистрировалась греческая община. Но в 1926 году она была распущена. Через год в храм пришли о. Андрей (Борис Яковлевич Эльбсон), сестры Миронович (Вера и будущая монахиня Любовь), а впоследствии и о. Петр Петриков, при которых активную роль в жизни храма стали играть сестры монашеской женской общины.
Церковь была закрыта в 1929 году, а ее священники арестованы и расстреляны. Сломали кресты и главки приделов и алтаря. В храме сначала устроили жилые помещения. Затем вплоть до 1990 года территория бывшего подворья находилась в распоряжении завода «Полиэтилен» Управления химической промышленности, разместившего здесь свои производственные помещения, в том числе гальванический цех. Интерьеры церкви были уничтожены, настенные росписи закрашены. К алтарям приделов, к часовне, колокольне и дому причта в разное время были сделаны одноэтажные пристройки. Каменный одноэтажный технический объем был поставлен и в юго-восточном углу церковного владения. Шатровое завершение часовни было утрачено в начале 1970-х годов.
Храм Николы Белого – внутреннее убранство
Роскошь и торжественность оформления алтарной преграды соответствует высокому статусу кафедрального, который носит храм Николы Белого. Четырехъярусный иконостас не составлен из разрозненных окладов с образами, он имеет единую композицию. Декор состоит из колонн и перемычек, украшенных затейливой резьбой и покрытых позолотой. Необычна арка над Святыми вратами с круглыми окладами икон.
Солея и амвон обнесены позолоченной металлической решеткой с ажурным воздушным узором. Перед ней установлено несколько аналоев для праздничных и особо почитаемых святых образов. Крайняя справа в нижнем ярусе иконостаса – особо чтимая чудотворная икона Богородицы – Поможение родам. Множество отзывов подтверждают, что образ помогает и забеременеть, и выносить ребенка, и благополучно родить.
Верхняя часть алтарного иконостаса оформлена как классический портик, напоминая, как выглядит снаружи храм Николы Белого. При таком ярусе фотосьемки доступно рассмотрение второго великолепного элемента декора, стенных росписей. Говорят, что здешняя религиозная живопись содержит все главные библейские сюжеты, размещенные на стенах и куполе. Образа помещены и между окнами барабана.
Основание цилиндрического барабана – ротонды опоясано изнутри балконной решеткой, вернее, ее живописной имитацией. В сочетании с многочисленными оконными проемами создается впечатление круговой галереи, опоясывающей алтарь и прилегающую территорию. Вызывает огромное сожаление, что почти столетие храм Николы Белого пребывал в забвении, несколько поколений сменилось, лишенные этой прелести.
Двенадцать оконных проемов, все апостолы Христа в промежутках между ними впечатляют. Они хорошо видны, если не слишком слепит солнце. Выбранный фотографом ракурс позволяет рассмотреть конструкцию потолочного светильника со множеством бронзовых рожков, но закрывает росписи. Читателям ничего не остается, кроме как доверить описанию содержащихся в них сюжетов обозревателем.
Именно большой купол цилиндрического барабана, венчающего храм Николы Белого, содержит основные моменты библейских сказаний. Росписи изображают и совет Святой Троицы перед сотворением мира, и другие ключевые моменты истории человечества в интерпретации евангелистов. Изображены пророки и патриархи Ветхого Завета, более поздние основатели христианского вероучения, русские святые.
Некоторые детали храмового убранства
Предлагаемая читателям подборка фотографий, объединенных в слайдер, демонстрирует фрагменты убранства. Здесь и художественная роспись купола одного из приделов, и один из образов. Представлены и отдельные предметы церковной утвари и обихода, чтобы вблизи их рассмотреть в деталях. Не комментируя каждое фото, обозреватель опирается на предыдущий читательский опыт.
Не нуждаются в толкованиях ни живописный образ Христа, изображенного среди последователей, ни аналой с праздничной иконой. Каждому знакома лампада, которые зажигают в храмах перед особо чтимыми святыми образами. Упомянем прямоугольный панихидный столик с распятием Христовым, оборудованный множеством гнезд для постановки зажженных свечей. Сюда следует ставить только заупокойные свечи, поминая усопших.
Что посмотреть
Никола Белый яркой доминантой возвышается над окружающими его низкими деревянными домиками. Сочетание белоснежных стен и ярко-голубых куполов делает его необыкновенно воздушным и торжественным. Архитектура собора повторяет черты московского ампира. Невысокий массивный четверик сверху накрыт широким световым барабаном с куполом, на маковке которого стоит еще один миниатюрный барабан с главкой. С двух сторон его украшают классические портики с колоннами, а с третьей завершает полукруглая апсида. Четвертая сторона примыкает к трапезной с широкой золотистой главкой на крыше. Трехъярусная колокольня тоже отделана портиками с колоннами и повторяет декор основного здания. На белом фоне особенно красиво смотрятся мозаики с изображением икон.
По воскресеньям в 17:00 в Никольском соборе служат водосвятный молебен перед иконой «Поможение родам».
Внутри Никола Белый поистине великолепен — росписи, рассказывающие библейские истории с момента сотворения мира, золотой иконостас, теплый розовато-коричневый общий тон, деревянные резные детали. Его можно долго рассматривать, узнавая героев евангельских сцен. В соборе хранится редкая икона Пресвятой Богородицы «Поможение родам», здесь же ведется журнал, где благодарные просительницы рассказывают о ее чудесной помощи.
XV–XVIII века
Церковь Святителя и Чудотворца Николая расположена в историческом Белом городе, на склоне Сретенского холма, в квартале, ограниченном с запада Подкопаевским переулком, с севера — Малым Трехсвятительским, с востока — Хитровским переулком и внутриквартальным проездом и с юга — Подколокольным переулком. В XIV–XVI веках здесь, на склоне Сретенского холма, было урочище Старые сады — владение московских великих князей и царей. Возможно, название местности «Подкопаи» связано с глиняным карьером, в котором для добычи глины подкапывали гору. Но есть и другие объяснения. Согласно одной из легенд,некий вор, сделав подкоп под церковь, забрался внутрь и, набрав ценностей, полез обратно, но был завален в своем подкопе насмерть.
Церковь Святителя Николая Чудотворца, что в Подкопаях, упоминается впервые в 1493 году в связи с грандиозным московским пожаром: «…воста буря велиа зело, и кинуло огонь… И многа тогда людем скорбь бысть: болши двоюсот человеко згорело людей, а животом безчисленно выгоре, а все то погоре единого полудня до ночи, а Летописец и старые люди сказывают: как Москва стала, таков пожар на Москве не бывал». Великий князь Иван III покинул сгоревший Кремль и поселился «у Николы у Подкопаева под конюшнею в крестьянских дворех». По Стротельной книге московских церквей 1657 года храм уже каменный. Некоторые поздние клировые ведомости упоминают каменный Николаевский храм с 1629 года. Натурные исследования последних лет показали, что основа храма относится к XVI веку, к эпохе Ивана Грозного, на что указывает вскрытый из-под штукатурки тонкий кирпич в нижней половине здания церкви — его хорошо видно с южной стороны, из-за ограды.
В 1722 году в Николаевской церкви существовало два престола: во имя иконы Казанской Божией Матери, который оставался главным на протяжении всего XVIII — начала XIX века, и придельный — во имя Святителя Николая Чудотворца.
В 1731 году иждивением вдовы графа Андрея Артамоновича Матвеева Анастасии Ермолаевны была осуществлена перестройка всего храма.
Как и обещано, церковный двор
Территория внутри ограды, окружающей храм Николы Белого, отличается красотой оформления и хорошим уровнем благоустройства. Качественное плиточное мощение всей площади, четкие линии бордюров дополняются настоящими шедеврами ландшафтного дизайна. Различные породы хвойных деревьев, красивые сами, служат отличным фоном для цветущих растений. Они в отличном состоянии, виден хороший уход.
Кроме разнообразной растительности, церковный двор содержит нетипичные для таких мест сооружения. Осталось неясным предназначение небольшой парковой беседки – синей крыши пирамидальной формы на тонких стойках. Мраморное подобие водонапорной колонки на самом деле – оформленный святой источник, издавна здесь существовавший. Он похож на фонтан с высоко расположенным краном для пуска воды.
Монумент репрессированным
Траурный монумент — памятник жертвам политических репрессий большевистского периода — не достопримечательность храмового двора, а реальное мемориальное надгробие. Оно перенесено на подворье с согласия родственников невинно убиенных, с соблюдением ритуала перезахоронения.
Памятник состоит из плиты черного камня с крупными буквами текста посвящения и женской фигуры из белого мрамора. Образ скорбящей напоминает о множественных потерях, понесенных народом в дополнение к жертвам гражданской и Великой Отечественной. Заботливо выращенные кусты роз и соседство с храмом делает монумент не столь живописным, сколько особо торжественным и значимым.
Мозаичные образы на стенах
Несколько мозаичных святых образов были видны на заглавной фотографии обзора, будут они и на заключительной. Выше всех размещено изображение Николая Чудотворца, одного из самых почитаемых христианских святых. Из образов нижнего яруса крупно покажем Петра и Февронию, считающихся покровителями супружеской верности и семейного союза. Фигуры в нимбах стоят под сенью изображения Христа, их благословляющего.
Персонажи религиозной истории канонизированы православной церковью и популярны в народе. Сейчас модным стало ставить памятники Петру и Февронии, они появились во многих городах, став местами притяжения для свадебных кортежей. Муромский князь Петр, взявший в жены Февронию, вылечившую его от проказы простолюдинку, готов был отдать престол, но не предавать супругу.
Троицкий собор
На месте современного Троицкого собора в Серпухове ранее возвышалась церковь из дерева, которую построили еще в XIV веке. Некоторые исторические документы упоминают 1380 год, как год ее основания. Храм из камня был сооружен в XVI веке. Архимандрит Московского Спасо-Андроникова монастыря Феодосия лично профинансировал перестройку собора, где он ранее был священником.
Перестройка в духе классицизма произошла в период с 1837 по 1841 гг. Восьмерик и колокольни подверглись изменениям, декор фасадов был сформирован в стиле ампир, придел святого мученика Димитрия Солунского восстановлен, добавлен новый придел во имя святителя Николая Мирликийского. Закрытие Троицкого собора, как и закрытие многочисленных монастырей Серпухова, приходится на 1930 год. Реконструкция храма началась в 2017 году. Каждую субботу можно прийти на молебен на 12.00. Свирепов Сергий Витальевич выступает в роли действующего настоятеля.