Свято-борисо-глебская (коложская) церковь в гродно

Аповед 4. Каложскі манастыр. Пачатак

Дарагія наведвальнікі сайта kalozha.by! Замест абяцаных двух тыдняў новага гістарычнага аповеду прыйшлося чакаць амаль два месяцы – жыццё ўнесла свае карэктывы ў нашыя планы. Аднак сёння мы рады прадставіць вам новы аповед.

Уявіце, што ўся гісторыя манастыра пры Каложскім храме запісана ў старажытным рукапісным манускрыпце. На яго старонках згадваюцца сумныя і радасныя падзеі, перасякаюцца лёсы многіх людзей. Але гэтая кніга пакрылася тоўстым слоем пылу — вось ужо амаль сто гадоў , як у ёй не з’яўляюцца новыя запісы – у 1915 годзе Свята-Барыса-Глебскі мужчынскі манастыр спыніў сваё існаванне. А за сваю шматвяковую гісторыю манастыру ёсць што распавесці людзям, якія не абыякавыя да гісторыі сваёй Айчыны. «Хто ж і калі зноў пагартае пажоўклыя старонкі манастырскага летапісу, так даўно адданага забыццю?» – магчыма, здзівіцца чытач. А гэтай асобай будзе той, хто … цяпер чытае гэтыя радкі. Што ж, дакранемся да гісторыі?

Гістарычныя аповеды. Аповед другі. Гарадзенская архітэктурная школа

Крыжова-купальны стыль Каложскай царквыГарадзенскія цэрквы XII стагоддзя, пабудаваныя пад кіраўніцтвам таленавітага дойліда Пятра Міланега, маюць шэраг цікавых асаблівасцяў. Шмат іх сустракаецца па-асобку ў іншых месцах, але разам – нідзе болей ва ўсім славянскім свеце. Гэта ставіць пабудовы гарадзенскай архітэктурнай школы на адну ступень з найцікавейшымі прыкладамі іншых славянскіх (і не толькі) архітэктурных школ гэтага перыяду. Але ж якія характэрныя рысы гарадзенскіх храмаў даюць выснову сцвярджаць пра існаванне самабытнай гарадзенскай школы дойлідства? Менавіта пра гэта і пойдзе гаворка ў сённяшнім аповедзе.

Гарадзенская архітэктурная  школа склалася ў другой палове XII ст. і ахапіла Горадзен, Ваўкавыск і Навагрудак. Інтэнсіўнае мураванае будаўніцтва ў адзначаны перыяд сведчыць пра заможнасць гараджан і дазваляе казаць пра Горадзен як пра значны эканамічны цэнтр рэгіёна. Але іх унутраная блізкасць і невялікая колькасць паказвае на тое, што будаўніцтва каменных помнікаў у Гарадзенскім княстве доўжылася не больш за два дзесяцігоддзі.

Архитектура[править | править код]

Интерьер Коложской Церкви.

Коложская церковь представляет собой крестово-купольный храм, трёхапсидный и шестистолпный. Кладка стен выполнена из плинфы, использован также кирпич в декоративных целях. Церковь снаружи не оштукатурена, что позволяет видеть декоративные достоинства её полихромной кладки. Фасады украшены декоративными вставками из отполированных гранитных и гнейсовых валунов определённой цветовой гаммы (красные, коричневые, тёмно-малиновые, серо-зелёные, оливковые). Верхняя часть стен украшена поливными керамическими плитками. Стены сохранились не полностью, так как в 1853 году в результате оползня частично обрушились; до нашего времени также не дошли первоначальная главка и своды.

Изначально пол был украшен сложным узором из майоликовой плитки. В стены церкви вмурованы многочисленные кувшины-голосники, улучшающие акустику храма.

В конце XVIII века интерьер украшали богатые деревянные алтари. Некоторые резные элементы были позолочены. В убранстве храма выделялась посеребрённая скульптура пеликана — символ милосердия.

При реставрации в 1870 году были открыты старинные фрески в конхах.

В интерьере Коложи выделяется фрагмент высококлассной мозаики, созданной в мастерской Владимира Фролова, по эскизам Виктора Васнецова.

Архитектура церкви не имеет аналогов среди сохранившихся сооружений и напоминает композицию более раннего городенского собора — Нижней церкви, известной по археологическим исследованиям. Этот факт даёт возможность полагать существование в конце XII века в Гродно обособленной архитектурной школы, развивавшейся отчасти под влиянием романики.

История[править | править код]

Реконструкция Коложской церкви академика архитектуры Ивана Ивановича Горностаева 1864 года.

Предположительно, церковь была построена во время правления гродненских князей Бориса и Глеба Всеволодковичей (первый умер до 1166, второй — в 1170) и освящена в честь их небесных покровителей, Бориса и Глеба. По другой версии — храм возведён в 1180-е годы детьми Бориса и Глеба. Возведение храма осуществлялось на месте урочища Коложань (название «коложань, коложень» обозначает место, где бьют многочисленные родники), которое почиталось окрестными язычниками. Согласно другим исследованиям, название урочища происходит от жителей псковской крепости Коложа, взятых в плен великим князем Витовтом во время его нападения на Псков в 1406 году, и поселённых на территориях, прилегающих к Борисоглебской церкви. После разрушительного пожара 1184 года, который уничтожил соборную церковь древнего Городена, Борисоглебская церковь стала главным городским храмом. То же посвящение Борису и Глебу имела древнейшая церковь Новогрудка, вероятно, строившаяся в одно время с Коложской и, возможно, при участии гродненских мастеров.

К началу XVI века Коложская церковь пришла в упадок. У храма отсутствовала крыша и верхняя часть стен. Предположительно, разрушение храма связанно с частыми набегами крестоносцев в XIII—XIV веках. Согласно легенде, изложенной униатским священником XVIII века — Кульчинским, церковь была разрушена в XV веке московскими войсками Ивана III, осаждавшими Старый замок, во время русско-литовской войны 1487—1494 годов, и якобы засыпавшими Коложскую церковь песком, чтобы, поставив на неё пушки, стрелять по замку. Позднейшие исследования не подтверждают эту легенду. В XVI веке церковь была отреставрирована, но уже в XVII веке вновь повреждена. Храм не имел окон и дверей и летом служил стойлом для скота.

Неудачное, с точки зрения геологии, положение храма, возведённого на краю высокого берега реки, определило постоянную опасность обрушения церкви, из-за оседания грунта, подмываемого Неманом. В 1720 году одна из стен наклонилась, но сползание грунта было остановлено посадкой деревьев. Однако в ночь с 1-го на 2-е апреля 1853 года южная и часть западной стены обрушились. В 1889 году обрушилась южная апсида. В дальнейшем недостающие стены были заменены деревянными.

В 2017 -2018 годах была отремонтирована деревянная стена храма. Аутентичный каркас был сохранён, а наружная обшивка заменена. В качестве материала использована термодифицированная сосна. В помещении церкви был установлен стеклянный пол, через который можно видеть основание утраченного столба.

В настоящее время храм действующий. В 1995 году его посещал патриарх Алексий II.

Возрождение Коложской церкви Беларуси

В начале ХХ века была запланирована реставрация, но Первая мировая война не позволила воплотиться плану в жизнь. С приходом власти Советов Борисо-Глебская церковь прекратила работу, службы в ней не проводились. В 1948 г. ее передали историко-археологическому музею, а в 1967 г. перевели в состав Гродненского историко-археологического заповедника. Только после распада Советского Союза в начале девяностых годов Свято-Борисо-Глебская церковь Беларуси открыла свои двери для прихожан, в ней снова стали проводиться службы и обряды.

Городские власти при участии сотрудников ЮНЕСКО произвели укрепление берега реки Неман. Сегодня специалистами разработаны проекты по возрождению Свято-Борисо-Глебской церкви в том виде, в каком она была построена в XII веке. Но работы по реконструкции были приостановлены. В связи с расположением в сложном геологическом месте, а также за неимением данных об ее первоначальном облике. Немного позже учеными были найдены сделанные за год до обрушения чертежи обвалившихся стен. Это позволило архитекторам создать новый проект восстановления святыни в облике до 1853 года.

Коложская церковь Гродно является одним из наидревнейших действующих храмов в Беларуси, ее поистине можно назвать жемчужиной города Гродно. Храм развивается, при нем открыта воскресная школа, а также действует домовой храм, названные в честь иконы Божией Матери Коложской. Все же есть надежда на то, что эта уникальная православная святыня будет полностью восстановлена и отреставрирована на радость жителей и гостей города!

(Visited 1 770 times, 1 visits today)

Воздействие воды и безразличие властей

Уже девять веков уникальная древняя церковь Гродно стоит на берегу Немана. Много бедствий и разрушений она повидала на своем веку. Так в XIV веке святыня страдала от многочисленных нападений крестоносцев, после которых она была почти разрушена. Большие повреждения ей нанесли и войска Московского княжества. Лишь в XVI веке разрушенный храм был восстановлен.

Все время существования огромный вред храму наносила природа. Коложская церковь Беларуси стоит на высоком берегу реки, поэтому нередко стены подвергались оползням и размывам. В апреле 1853 г. стихия так повредила здание, что в реку упали южная и часть западной стены, а также потолочное перекрытие. Долгих 40 лет разрушенный храм не реставрировался и стоял заброшенным. В этот период оползни продолжали размывать берег и в 1864 г. и 1889 г. еще больше разрушили Коложскую церковь.

Несмотря на войны и нападения, буйство природы и всеобщее безразличие к святыне, этот уникальный храм сохранился до наших дней. В 1894-1906 гг. после укрепления берега вместо обвалившихся стен из камня были сооружены более легкие деревянные, а новая крыша была увенчана главкой, на которой возвели позолоченный ажурный крест. В таком виде Борисо-Глебская церковь стоит и сейчас.

История названия Коложской церкви

В период правления Бориса и Глеба, сыновей Гродненского князя Всеволода, в северо-западной части Древней Руси в городе Гродно, из камня была возведена церковь, названная Борисо-Глебской по имени святых Бориса и Глеба. В связи с тем, что точной даты ее сооружения не установлено, существует предположение, что храм этот строился в 1140-1170 гг. Также ее называют Коложской по имени урочища Коложань, в котором она расположена.

В период правления Бориса и Глеба, сыновей Гродненского князя Всеволода, в северо-западной части Древней Руси в городе Гродно, из камня была возведена церковь, названная Борисо-Глебской по имени святых Бориса и Глеба. В связи с тем, что точной даты ее сооружения не установлено, существует предположение, что храм этот строился в 1140-1170 гг.

Также ее называют Коложской по имени урочища Коложань, в котором она расположена. В переводе со старинного наречия обозначает место, в котором бьют родники. По другой, более распространенной версии, святыня получила свое название после того, как в 1409 г. князь Витовт совершил поход на жителей Пскова, и, одержав над ними победу, переселился в крепость Коложа. В 1184 г. Борисо-Глебская церковь становится главным храмом Гродно, так как во время случившегося в городе сильного пожара была полностью разрушена главная Гродненская церковь — Нижняя замковая.

Советы и нюансы

Если едете на машине, не забудьте оформить «зеленую карту». 

На территории Беларуси она обязательна. Оштрафуют на приличную сумму, если окажетесь без нее, или вовсе развернут на границе. И хотя никакого особого контроля на границе не было, попасть в такую ситуацию не пожелаю никому. Да и о безопасности стоит подумать. 

Оформить «зеленую карту» легко перед поездкой в своей страховой компании (я покупала в РЕСО) либо в приграничной зоне. Начиная со Смоленской области, эту услугу предлагают почти на каждом километре.

А вообще совет хочется дать только один: ехать обязательно. Самолет, поезд, автомобиль, даже автобус – любой транспорт подойдет. Отдых в Гродно понравится и одиночкам, и влюбленным парам, и семьям с детьми.

Этот отчет рассказывает о поездке до коронавирусных ограничений. Сейчас в Беларусь попасть очень сложно.

Кафе и рестораны Гродно

В одном из гродненских ресторанов / фото автора

Когда живешь в отдельной квартире, есть возможность готовить самостоятельно. Кухня была оснащена всем необходимым. Завтраки и ужины я, в основном, готовила, обедала обычно в городе. 

В Беларуси потрясающие молочные продукты, колбасные изделия, да и все остальные продукты тоже. Поэтому попробовать на завтрак местный творог, сметану, кефир или йогурты нужно обязательно. В магазине на первом этаже дома, где я жила, всегда были свежие и вкусные продукты.

За время поездки побывала в нескольких кафе и ресторанах: 

  • Барашка, 
  • Неман, 
  • Королевская охота, 
  • Гарадзенская кофейня, 
  • Просто кофе.

Поделюсь секретом экономии: в любом ресторане Гродно с 12:00 до 15:00/16:00 есть комплексные обеды. Цены на них ниже, чем по основному меню.

Обед обходился мне, в среднем, в 5-10 белорусских рублей (в зависимости от ресторана). 

Рекомендую ресторан «Королевская охота». Шикарный, действительно королевский интерьер и меню с блюдами белорусской кухни. Советую попробовать там деруны с сыром и слабосоленой семгой, жульен из фазана и драники.

Еще понравилась «Гарадзенская каварня» (Гродненская кофейня). Атмосферное место рядом с Фарным костелом, отличный кофе и десерты. Можно посидеть с книгой или просто смотреть в окно, наблюдая за жизнью города.

Церковь Рождества Богородицы

Рекомендовать место

9

2

Церковь Рождества Богородицы – это часть женского православного монастыря базилианок. Построена в 1726 году итальянским архитектором И. Фонтаной. Некогда здесь стояла Пречистенская церковь, сначала деревянная, с XII века каменная.

Трехнефная церковь с прямоугольной алтарной частью отличается нетрадиционным купольным завершением – в виде двух башен с фигурными главками и центрального купола. Фасад богато украшен барочным декором и завершен треугольным фронтоном.

С северной стороны к храму примыкает келейный двухэтажный корпус. Стены церкви оштукатурены и в целом отсылают к древнерусскому стилю.

История этого монастырского комплекса богата событиями. Он горел, перестраивался, видоизменялся, переселялся, заново восстанавливался. Только к концу XX века монастырская жизнь в Гродно вернулась в традиционное русло.

Интересен факт, что в 1877 году в обители зафиксировано мироточение чудотворного списка Владимирской иконы Божией Матери, которое продолжалось полгода. Миро было собрано в крестообразный ковчежец, который до наших дней хранится в монастыре.

Координаты: 53.67607600,23.82413000

Впечатления

Гродно, вид на старый замок / фото Алены Патрикеевой

Одно из самых ярких впечатлений от поездки в Гродно – это Фарный костел.  

С костелом у меня связан комичный случай. В один из вечеров я отправилась на службу, чтобы в очередной раз послушать орган, и так увлеклась музыкой и песнопениями, что не заметила, как костел наполовину опустел. Направившись к выходу, я обнаружила, что дверь заперта. Отвлекать молящихся было неловко, а что делать, непонятно. Через несколько минут ко мне присоединилась пара туристов с такой же проблемой. Мужчина разыскал где-то служителя костела, и нас выпустили через внутренний дворик, который оказался очень милым и выглядел, как на рождественских открытках.

Самый приятный случай – знакомство с местной жительницей, коренной москвичкой, историком по образованию. Она переехала из Москвы в Гродно и с удовольствием рассказывала мне о каждом здании, мимо которого мы проходили во время наших многочасовых прогулок. Благодаря ей, я узнала массу исторических, культурных и бытовых подробностей из жизни Гродно, в том числе, современного. А еще увезла домой полный багажник покупок, начиная с колбасы и заканчивая белорусской обувью (и то, и другое отменного качества). 

Коложская церковь

Рекомендовать место

14

Коложская церковь расположена на берегу реки Неман в городе Гродно. От обрыва ее стены отделяет всего лишь пара метров. Это настоящий историко-архитектурный заповедник, основная достопримечательность города.

Коложская (Бого-Глебовская) церковь или Каложа, как зовут ее местные жители — единственная постройка, сохранившаяся со времен домонгольского периода. Ее отличает полихромная кладка, и фрески в конхах. Каложа несколько раз реставрировалась, а потому и в наши дни является действующей церковью — здесь ежедневно проходят службы.

Интересна история происхождения названия церкви — Коложская. Одна из версий касается населенной местности, в которой построена церковь — Коложень (от славянского) Коложей (или коложенью) славяне называли древнюю языческую рощу, святилище, где из земли бьют многочисленные родники.

Гістарычныя аповеды. Аповед пяты. Каложскі манастыр. Час выпрабаванняў

Карта Гародні 1706 года (фрагмент з Каложскім манастыром)Уважлівы чытач памятае, што апошні аповед закончыўся спрэчкай паміж праваслаўнымі і грэка-каталікамі, каму павінен належаць манастыр. І, як ведаеце, канчаткова  манастыр застаўся за апошнімі. Але гісторыя не заканчваецца на гэтым. Лёс падрыхтаваў шмат выпрабаванняў манастыру, і сёння мы працягнем нашу гістрычную вандроўку.

У 1630-я гады манастыр набыў «две уволоки земли в Бакштах» (верагодна, сёння гэта аграгарадок у Шчучынскім раёне). Архімандрыт Каложскага манастыра аднавіў там царкву, і ,як сведчыць І. Кульчынскі, па прадстаўленні мітрапаліта ён атрымаў ад яго міласці караля Уладзіслава IV прывілей, згодна якому «Бакштанская церковь … придана была навсегда монастырю».

Современный вид

В своем современном виде Коложская церковь представляет следующую картину.

Сохранились (без верхних частей) северная половина западной стены, северная стена, апсиды жертвенника и алтаря с их сводами и парой прямоугольных со срезанными под 45° углами восточных столбов, точнее,— частей восточной стены основного объема храма, прорезанной арками. Из четырех круглых подкупольных столбов сохранилась западная пара, восточная пара была известна по рисункам и установлена раскопками. Третья пара столбов, отделявших западный неф или нартекс, не сохранилась, но их место определяет положение лопаток.

Кирпичная кладка стен покоилась на фундаменте глубиной 1,50 м из валунного камня средней величины. Камни не были скреплены связующим раствором и были лишь пересыпаны землей или песком. Кирпичная кладка стен порядовая, со швом связующего, иногда превосходящим толщину кирпича. Раствор извести — с примесью кирпичной крошки, мелко рубленной соломы и угольков; последние могли попасть в известь при ее обжиге. Перевязь швов соблюдается относительно. Внутренняя полость стены частью заполнена кирпичным ломом и мелкой булыгой, так что система кладки в целом носит характер промежуточный между оплошной кирпичной и полубутовой кладкой.

Кроме обычного кирпича, в Коложе применен лекальный и фасонный кирпич — со скругленным углом для обломов пилястр, с полукруглой широкой стороной для выкладки профиля арочных проемов окон, со скошенными короткими сторонами (трапециевидный) для кладки срезанных под 45° углов столбов и угловых лопаток.
Кирпич имеет знаки на длинной стороне. Среди них есть «буквенные» знаки.

В самой общей форме Коложская церковь может быть определена как шестистолпный храм— колонны, переходящие к крестчатому сечению на большой высоте. Эта форма столбов выделяет центральное пространство храма, придавая ему более просторный, «зальный» характер.

Западная пара столбов была также круглой, но большего сечения соответственно большей ширине лопаток. Алтарные апсиды полукруглой формы довольно массивны и сильно выступают к востоку. В средней апсиде по ее периметру идет кирпичное седалище для клира. В простенках апсиды помещены проходы и окна в боковые апсиды и узкие лестницы, идущие в толще стен последних до высоты 5 м и выходящие на северную и южную стены. Интересной технической деталью являются перекрытия лестницы в апсиде жертвенника.

В отличие от обычной системы подкупольные столбы не крестчатой, но круглой формы.

В нижних частях стен и лопаток сделанряд узких — высоких или низких — арочных ниш. Ныне они почти все заложены и оштукатурены.

В храм вводят три двери с арочным верхом, очень вытянутые по своим пропорциям.

В верхней части стен располагались узкие окна с арочными перемычкам. Здесь их по два в каждом из угловых делений фасада.

Наиболее яркой и своеобразной чертой Коложской церкви является обработка ее фасадов. Они членятся плоскими трехуступчатыми лопатками, сближающимися с пучковыми пилястрами смоленского храма Михаила архангела, Троицкого собора в Пскове, церкви Пятницы в Чернигове и ряда других памятников конца XII в. Однако верхний элемент лопатки в Коложской церкви является не полуколонкой, но плоской тягой со скругленными углами. Угловые западные лопатки простые, плоские. Характерной чертой является срез их углов под 45°. Лопатки опираются на невысокий цоколь, имеющий также уступчатый профиль и образующий при сопряжении с лопатками своеобразную ступенчатую «базу». На фасадах апсид никаких тяг нет, но арки их окон были украшены нарядным профилем из лекального кирпича. Вся поверхность стен вплоть до узких срезов угловых лопаток, средних тяг пилястр и простенков меж окнами убрана с необычайной роскошью вставками полированных и необработанных плоских валунов и майоликовых плиток коричневого, зеленого и желтого тона.
Камень использован двух пород — это граниты и гнейсы разнообразных оттенков, строго подобранных, однако, в определенной гамме тонов — коричневых, красных, темномалиновых, серовато-зеленых и оливковых. Крупные камни сосредоточены в нижних частях стен и около входов, выше они мельче; также мелкие камни подобраны для узких плоскостей лопаток.

На северном фасаде дважды изображен крест на ступенчатой «голгофе». В размещении крестов и камней наблюдается известная симметрия, но зодчие-декораторы не придерживаются ее строго, внося определенный дух живописности и свободы в систему убранства в целом. Эта черта декора Коложской церкви роднит его с народным искусством вышивки. Основной красный фон кирпичной кладки со сравнительно широкими белыми швами не был закрыт побелкой и образовал великолепное сочетание с полихромией камня и майолики.

Самая древняя церковь Беларуси находится в Гродно.

В 16 веке церковь Бориса и Глеба подвергалась реставрационным работам, однако спустя столетие ее вновь сильно повредили. К концу 17 века в храме не было ни окон, ни дверей, а летом постройка церкви служила стойлом, предназначенным для скота местных жителей. Впоследствии было установлено, что церковь имеет неудачное месторасположение из-за постоянного оседания грунта, который регулярно подмывает Неман. В итоге в 1853 году практически половина церкви полностью обрушилась. Немного позже недостающие части храма были восстановлены деревянной достройкой. Сегодня православная святыня является действующей.

Внутри стен храма вмурованы специальные голосники, которые позволяют создавать уникальную акустику внутри Борисоглебской церкви. К слову, весь декор храма весьма оригинален, поэтому многие историки предполагают, что в 17 веке в Гродно была своя архитектурная школа.

Посещение Коложской церкви входит в программу многих экскурсий.

Неудивительно, что посещение этого чудом сохранившегося памятника архитектуры входит во все экскурсионные туры по Беларуси с посещением города. Удивительные достопримечательности Гродно обязательно стоит посмотреть, путешествуя по Беларуси: великолепный Фарный костел, Старый замок и Новый замок, одна из немногих сохранившихся в Беларуси кирха и многие другие памятники архитектуры, подобных которым Вы не увидите больше нигде в Беларуси.

Что смотреть в Гродно

Фарный костел в Гродно / фото автора

Фарный костел — место, которое обязательно нужно посетить в Гродно. Еще его называют собор Святого Франциска Ксаверия. Мимо пройти невозможно. Собор монументален и красив. Живой орган и песнопения заставили меня возвращаться туда каждый день.

Кирха Св. Иоанна / фото автора

Кирха Св. Иоанна (лютеранская церковь). Посещение лучше рассчитать так, чтобы попасть на концерт органной музыки. Время можно посмотреть на сайте.

Парк Жилибер — хорош для прогулок. Сотни видов растений, скамейки, мостики, дорожки, прекрасные виды — все на месте и сделано со вкусом. Парк связан с именем французского медика, который жил в Гродно и разбил этот парк. Рядом находится Театр Лялек (кукольный театр), работают аттракционы.

Коложский парк и Сквер Дружбы. В нем высажены 35 деревьев в знак дружбы между народами, проживающими в Белоруссии. Раз в два года в Гродно проводится Фестиваль национальных культур. Я планировала снова приехать в город летом, но из-за пандемии фестиваль перенесли. Обычно все основные мероприятия проводятся в этом парке. 

Борисоглебская церковь / фото автора

Борисоглебская церковь (Коложская) XI века — главная ценность Коложи. Она расположена на высоком берегу реки Неман. Вид оттуда головокружительный. А такого умиротворения и безоблачного счастья я не испытывала ни в одной своей поездке.

Кстати, о самом Немане. С противоположного берега реки тоже шикарный вид на весь исторический центр. А смотровую площадку жителям города подарили на один из праздников. Вообще, в Гродно много таких милых мелочей, которые создают атмосферу. Чего стоят только мусорные баки в виде собачек или мужских жилетов с бантиками.

Большая Хоральная синагога — ее нельзя не заметить, выходя из Коложского парка. Я зашла в музей, где бесплатно разрешили посмотреть все экспонаты и рассказали о гетто, которое было здесь во время фашистской оккупации.Синагога находилась в самом центре гетто. 

Советская улица / фото Алены Патрикеевой

Пешеходная улица Советская — одна из самых старых в историческом центре, аналог московского Арбата. Она пестрит уличными торговцами и музыкантами, заведениями общепита и магазинчиками. Зайдите здесь в кофейню и кондитерскую Раскоша, открытую в 1795 году. Попробуйте их торты и пирожные.

Не добралась в этот раз до Старого и Нового замков на берегу реки Неман. Там была реконструкция. Оставила до следующей поездки.

Вообще, весь Гродно – это одна большая достопримечательность, с которой невозможно познакомиться за одну поездку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector