Храм христа спасителя. история кафедрального собора

Содержание:

Архитектурные особенности и внешнее оформление храма

Храм Христа Спасителя считается самым большим церковных зданием в России, потому он может вместить около 10 тысяч верующих. Здание храма похоже на равноконечный крест. Его ширина превышает 85 м. Сооружение имеет высоту 103 м, при этом барабан поднимается на 28 м, а купол вместе с крестом уходит ввысь на 35 м. Стены здания достигают толщины в 3,2 м.

Декор фасадов состоит из двух рядов горельефов, сделанных из мрамора. Входные бронзовые двери украшают лики святых. В целом здание удалось восстановить максимально приближенным к старинному оригиналу. И это не удивительно, ведь его строительство велось по чертежам и рисункам, созданным в XIX и XX веках.

Тем не менее, некоторые отличия между постройками всё же имеются. Так, новое здание получило 17-метровую стилобатную часть (цоколь), где нашлось место трапезным, помещениям для технических служб, церкви Преображения, музею и двум залам, в которых проходят Церковные Соборы и совещания Священного Синода. При отделочных работах строители применили панели из мрамора и красного гранита.

Входные порталы храма

История создания[править | править код]

Храма Христа Спасителя — вид с Москва-реки.

Идея построения храмов-памятников восходит к древней традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. В эпоху Куликовской битвы были построены многочисленные храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы — праздника, выпавшего на день сражения русского воинства с войсками Мамая. В Москве в память о павших и в ознаменование военных побед построены храм Всех святых, собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), и собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) на Красной площади.

Храм Христа Спасителя был сооружен в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года.

25 декабря , когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели…»

Внутренний вид храма Христа Спасителя (1883 г.)

Первый проектправить | править код

12 октября , в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, ещё при Александре I был заложен на Воробьевых горах первый храм-памятник по проекту, представленному архитектором А. Л. Витбергом (28 лет, шведский лютеранин, масон, художник, принял православие под именем Александр Лаврентьевич); строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надежностью почвы.

Первый проект храма, утвержденный императором Александром I, не имел ничего общего с тем, который был в итоге реализован. Храм должен был быть в несколько раз больше, иметь колоннаду из 600 трофейных французских пушек и состоять фактически из трех храмов, нижний из которых должен был стать поминальным храмом, в котором непрерывно служили бы панихиды по погибшим участникам войны.

Второй реализованный проектправить | править код

Был проведен второй конкурс на проект храма, и Николай I определил архитектором Константина Тона. Новое место на Чертолье было избрано самим Николаем I-м; бывшие там постройки были куплены и снесены; бывший там Алекссевский монастырь был переведён в Красное село. Московская молва сохранила предание, что игумения Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго.

Строительство по проекту Тона началось 10 сентября и продолжалось почти 44 года на средства казны и частные пожертвования; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей Свод большого купола закончен в ; в были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Петрович Верещагин и другие ивестные художники Российской Академии Художеств.

7 июня 1883 года состоялось торжественное освящение храма, совершённое митрополитом Московским Иоанникием с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III, коронованного в Москве незадолго до того.

Архитектурно-художественное достоинство Храма ставилось под сомнение многими деятелями русской культуры; в частности известен отрицательный отзыв И. Э. Грабаря.

Дворец Советов — неосуществлённый грандиозный проект

После 1917 года в Храме Христа Спасителя проходили молебны, проводимые обновленцами. И это несмотря на рьяную борьбу с религией в СССР! Однако в 1931 главный кафедральный собор России решили снести. На его месте предполагалось построить Дворец Советов СССР. Некоторое время собор разбирали вручную, но такая работа была долгой и неэффективной. В итоге уничтожение Храма Христа Спасителя произошло посредством взрыва.

В начале декабря 1931 года под фундамент и в стены здания заложили несколько взрывных устройств. После первого взрыва Храм Христа Спасителя устоял, но после второго рухнул окончательно. На его месте теперь красовалась груда обломков, на расчистку которой ушло полтора года. Оставшуюся облицовку, снятую ещё до подрыва здания, использовали для отделки нескольких станций метро и здания Совета труда и обороны. В 1935 вместо храма вырыли огромный котлован. А спустя четыре года строители завершили укладку фундамента.

С началом Великой Отечественной строительство Дворца Советов в Москве приостановили, а железные конструкции использовали для изготовления заградительных сооружений. В конце концов партия отказалась от возведения монументального Дворца Советов. А в 1960 на месте бывшего Храма Христа Спасителя возвели бассейн «Москва».

Трагические времена храма

Храм строили на века, но во всем великолепии он простоял 48 лет. Пришедшие к власти большевики главный храм России снесли. По распоряжению Сталина 5 декабря 1931 года его взорвали, причем сделать это удалось только с третьего раза. Двое инженеров, зная, что за отказ грозит расстрел, так и не согласились взрывать собор, на месте которого власти решили построить Дворец Советов – новый символ новой эпохи.

Самое высокое в мире здание (в 4 раза выше снесенного храма) должно было олицетворять новую страну и победивший социализм. Предполагалось, что гигантский зиккурат высотой 495 метров (150 этажей) будет венчать вращающаяся 100-метровая статуя вождя революции – Ленина. Указательный палец вождя длиной будет 4 метра, на ладони разместится вертолетная площадка, а в голове Ленина высотой с 5-этажный дом решили устроить библиотеку.

Строители вырыли огромный котлован и начали строить фундамент. Планы не сбылись: с началом Великой Отечественной войны под угрозой оказалась Москва и вся Россия. Из металлических конструкций советской новостройки сделали противотанковые ежи для обороны столицы. Мраморными плитами храма выкладывали стены метро, памятные доски с именами героев Отечества положили на ступени в гардероб Третьяковской галереи. После войны на месте храма устроили открытый бассейн «Москва».

Святыни Храма Христа Спасителя

  • частица ризы Спасителя;
  • риза Пресвятой Богоматери;
  • глава Святого Григория Богослова, глава Иоанна Златоуста, Святителя;
  • гвоздь Креста Господня;
  • ковчег со Святых Мощей частицами. Святые мощи: Иоанна Крестителя, Первопоастола Андрея, митрополита Московского Филарета, Александра Невского, митрополита Московского Ионы, равноапостольного князя Владимира, Марии Египетской и князя Михаила Тверского, митрополита Московского Петра, Василия Великого, Михаила Малеина, Феодора Стратилата, Евфмимии Всехвальной, Ефросинии Московской;
  • Иконы Храма Христа Спасителя, в их числе: Божьей Матери Смоленская, Святителя Николая из Бари, Спаса Нерукотворного.

История создания Храма Христа Спасителя

  • Замысел строительства храма возник сразу после освобождения России от армии Наполеона, как дань памяти воинам, павшим на полях той войны. На право возведения храма был проведен конкурс, в котором победитель, которым стал А.Л. Витберг, был определен из более чем двадцати участников. Изначально планировалось построить здание на Воробьевых Горах. Там и была проведена торжественная церемония закладки храма в 1817 году. Однако вскоре обнаружилось, что из-за особенностей почвы, строительство по имеющимся расчетам закончить не удастся. Кроме того, руководителя проекта обвинили в финансовых нарушениях, и в 1826 году работы были приостановлены.
  • В 1832 году уже преемник Александра, император Николай I, решил вернуться к проекту сооружения Храма Христа Спасителя. Со свойственной ему авторитарностью он не стал проводить никаких конкурсов, а лично назначил нового архитектора, которым стал Константин Тон, и выбрал место для строительства недалеко от Кремля. Причем пришлось разобрать стоявшие на этом месте церковь Всех Святых и Алексеевский монастырь.
  • В 1939 году Храма Христа Спасителя был повторно торжественно заложен. Значительная доля финансирования строительства шла с государственной казны. Но пожертвования собирались по всей стране. Работы велись 44 года, а если учитывать время с момента замысла храма, то более 70 лет, и руководили ими четыре императора.
  • В 1883 году храм был тожественно освящен. Причем произошло это 26 мая, в день коронации Александра III. На церемонии присутствовали немногочисленные оставшиеся в живых участники сражений с наполеоновской армией.
  • За период строительства в работе принимали участие лучшие архитекторы, а роспись Храма Христа Спасителя проводилась при участии известных художников России своего времени.
  • Храм Христа Спасителя начал считаться кафедральным, в нем проходили торжества по поводу всех значимых праздников и юбилеев. В нем же, в 1917 году состоялся знаменитый Поместный Собор, на котором спустя двести лет было восстановлено Патриаршество в Православной Церкви России.
  • Вскоре настали сложные времена гонения на Церковь. Но храм продолжал свою деятельность вплоть до 1930-х годов. В 1931 году с целью освобождения места под намечавшееся строительство Дворца Советов Храм Христа Спасителя было решено снести. Часть храма была разобрана, а элементы его облицовки пошли на оформление многих объектов строительства в Москве. Оставшуюся часть храма взорвали.
  • На месте, где ранее возвышался храм Христа Спасителя, было заложено грандиозное строительство Дворца Советов, который должен был стать высочайшим зданием в мире. Но планам помешала война, а после ее окончания актуальность такого проекта была утрачена. А вскоре здесь построили плавательный бассейн открытого типа.
  • В конце 1980-х годов в связи с изменениями в политическом курсе многие общественные деятели и группы стали высказываться за воссоздание в изначальном облике Храма Христа Спасителя. Символический первый камень на месте постройки был заложен в 1990 году, а сами работы начались в 1994 году. Строительство храма совпало с непростыми временами в экономике, собранные пожертвования тут же обесценивались инфляцией. И наконец, в 2000 году восстановленный Храм Христа Спасителя был тожественно освящен.
  • На данный момент храм служит в качестве главного собора Православной Церкви России. В нем проводит богослужения Патриарх, проходят Архиерейские соборы, принимаются все важные решения в церковной жизни.

Интерьеры самого большого храма России

Общая площадь росписи стен храма превышает 22 тысяч кв. м, причем 9 тыс. кв. м из них – это золоченые поверхности. По периметру стен создана галерея, на стенах которой висят памятные доски с описанием сражений, проведенных русской армией. Здесь можно увидеть имена прославленных полководцев, а также отличившихся в боях солдат.

Внутри собора находятся украшения из декоративных камней, живописные работы и скульптуры. Высокие стены расписаны образами христианских святых и князей, которые не пожалели своей жизни ради Родины. В нижней галерее, на досках написаны имена героев Отечественной войны. Живописное оформление храма было создано целой группой мастеров, руководил которой академик и заслуженный художник страны Н.А. Мухин.

Скульптурная компазиция на стенах храма

Первый храм Христа Спасителя

Высота храма Христа Спасителя сейчас — 103 метра. Впечатляет. Но высота собора, который планировался изначально в XIX веке, предполагалась еще больше — 240 метров!

И должен это был быть, даже, не столько храм, сколько памятник о погибших солдатах в войне 1812 года. Целый комплекс, который включал в себя и собор, и инфраструктуру вокруг — колоннады, пантеоны (в том числе — монархам).

Похож он был на православный храм? Нет, совершенно. Его, даже, спроектировал не православный человек, а лютеранин Карл Витберг (хотя, ради того, чтобы стройка состоялась, он все-таки перешел в православие).

Как всё это вообще могло случиться?

Возможно, потому что Александр I, который объявлял конкурс, был поклонником западной архитектуры? Как раз при нем был разработан проект Исаакиевского собора, который тоже ничего общего с русской традицией не имеет…

Возведение храма Христа Спасителя было остановлено еще на стадии фундамента. Отчасти, потому что были крупные просчеты в организации, отчасти — из-за ненадежности почвы, а отчасти — из-за выплывших массовых растрат. Сам Витберг за это был арестован и отправлен в ссылку.

Храм Христа Спасителя до разрушения

В 1837 году началось строительство нового храма Христа Спасителя. Архитектором был Константин Тон (на его счету множество крупных проектов — включая Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата, — один из крупнейших архитекторов в истории России).

Тот собор выглядел почти точно так же как нынешний и там же, где нынешний, располагался — на Волхонке, на берегу Москва-реки.

В этом проекте — уже никакой «латинской» архитектуры. Собор огромный, величественный, в некоторых вещах новаторский (а как иначе с такими размерами?), но — абсолютно в духе российский традиций. В это время в России правил уже Николай I. Считается, что он собственнолично выбрал этот проект храма Христа Спасителя.

Этот храм, как и первый проект, был воздвигнут в память о воинах, падших в битвах 1812 года и был в равной степени и храмом, и памятником им, но на этот раз это был именно собор, а не мемориальный комплекс.

Храм Христа Спасителя был взорван в 1931 году: чтобы на его месте построить еще более масштабное сооружение — Дворец советов — поражающее своими размерами архитектурное сооружение с гигантским Лениным и вертолетной площадкой на его руке. Высота планировалась 495 метров — в пересчете на жилые дома это более 150 этажей.

Бассейн-рекордсмен на месте Храма Христа Спасителя

Никита Хрущёв, озабоченный внешним обликом столицы, не хотел, чтобы в её центре находился котлован, быстро превратившийся в болото. Поэтому в 1958 году он поручил построить на его месте бассейн. Автором проекта бассейна «Москва» был архитектор Дмитрий Чечулин, сумевший в кратчайшие сроки реализовать свой амбициозный проект.

Всего за два года вместо безобразной огромной ямы на Волхонке построили уникальный круглогодичный и круглый бассейн «Москва». В СССР в то время было два открытых бассейна такого плана, но они были небольшими. А размеры «Москвы» были поистине исполинскими. Посудите сами — диаметр бассейна равнялся 130 метрам, а вмещал он в себя 25 кубических метров воды. За первые десять лет работы в открытом бассейне «Москва» побывало около 24 миллионов граждан СССР и гостей Москвы. Побывали в нём даже и Эрнесто Че Гевара, и Модибо Кейта — президент Мали. Они, как и простые обыватели, остались в восторге. И было от чего.

Че Гевара во время визита у бассейна «Москва»

В центре самого большого бассейна в Москве (и во всём СССР, кстати) построили десятиметровую вышку. Ныряли с неё в специальном секторе для спортивного плавания, который был разделён на дорожки. На всей остальной территории «Москвы» дорожек не было, и пловцы могли перемещаться как им вздумается. По периметру бассейна были расположены душевые, гардероб, буфет и пункты проката плавательного оборудования. Там же располагались детские бассейны малой глубины и банный комплекс. Купить билет на единоразовый сеанс за полтора рубля или же абонемент мог любой житель и гость Москвы. Для этого не нужны были справки. Но ни одного случая заболевания у людей, плававших в бассейне, не зафиксировали.

Всё дело в том, что воду в бассейне «Москва» тщательно очищали и хлорировали. Каждые три часа местная санстанция брала пробы воды, а санэпидемстанция проверяла воду раз в три дня. Условия для плавания в «Москве» были невероятно комфортными. Летом температура воды поддерживалась на 18 градусах, а зимой её с помощью бойлеров нагревали до 22 градусов. В детских бассейнах температура воды была выше. Кстати, в бассейне «Москва» детей учили плавать специально обученные тренеры. Они же отбирали самых одарённых для участия в Олимпиадах. Также в самом большом бассейне Москвы проводили свои тренировки группы по водному поло и синхронному плаванию. Но, к сожалению, в 1991 году бассейн был закрыт.

Чуть ли не с момента открытия бассейна «Москва» жильцы соседних зданий стали жаловаться на неудобства. На фасадах домов появлялась ржавчина, а в Пушкинском музее и вовсе из-за повышенной влажности испортилось несколько экспонатов. А после распада СССР содержать бассейн стало невозможно из-за повышения тарифов на электричество и воду. В 1994 году прилегающие к бассейну постройки и сам резервуар разобрали. А всего спустя год на месте бассейна «Москва» появился фундамент для новой постройки.

Что посмотреть в храме Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя выделяется своим каменным фасадом из белого мрамора, четырьмя колоннами, а также пятью золотыми куполами, самый высокий из которых достигает 103 метров. Они видны и заметны из многих точек города. Храм вмещает около 10 000 человек.

Осмотреть храм изнутри можно менее чем за час, это будет зависеть от вашего интереса к истории и религиозным памятникам. Внутреннее убранство этого величественного храма сделано из гранитных каменных плит всех цветов и возможных тонов. Акцент в храме сделан на иконах, хорах и колокольнях. Также внутри находится великолепный иконостас.

Кроме того, храм разделен на несколько часовен и галерей, и имеет порталы различной величины. Пространства собора напоминают в своих образах и скульптурах подвиг русских солдат в Отечественной войне 1812 года, а также тех, кто отдал свою жизнь за Россию.

Храм Христа Спасителя — размеры

Это один из крупнейших православных храмов в мире, а по высоте — и вовсе первый из всех.

Высота храма Христа Спасителя

— 103 метра, это почти 40 этажей в жилом доме. (кроме него, выше ста метров только Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и, по некоторым данным, Троицкий собор Цминда Самеба в Тбилиси)

По вместительности

(10 000 человек) он входит в пятерку в мире.

По площади

— 60 на 60 метров — этот величественный храм тоже один из крупнейших в мире (крупнее: Цминда Самеба в Тбилиси — 77 на 65 метров; и храм святого Саввы в Белграде — 91 на 81 метр).

См. также: Самые большие православные храмы

При этом, первый храм Христа Спасителя должен был быть еще более масштабным сооружением, и совершенно иным по архитектурному стилю.

Восстановление главного кафедрального собора России

Строительство Храма Христа Спасителя на месте, где раньше располагался бассейн «Москва», поддержали мэр Москвы Лужков и президент России Борис Ельцин. Деньги на возведение собирались специальным фондом, куда любой желающий мог внести своё пожертвование. Изначально проектом восстановления Храма Христа Спасителя занялись архитекторы Денисов и Посохин, но их дело закончил Зураб Церетели. Он внёс новые детали во внешний облик храма, однако во многом его вид оставался таким же, как и в дореволюционные времена.

Фрагмент бронзовых скульптур на фронтоне храма

Новый Храм Христа Спасителя был построен в 1999 году. Во многом он повторял своего предшественника, но было одно существенное отличие. Современный храм имеет двухуровневую структуру, а на его цокольном уровне был воздвигнут храм Преображения. Построили его в честь стоявшего ранее на этом месте Алексеевского монастыря. Есть в новом храме и другие нововведения. Под храмом теперь сегодня — подземная двухуровневая парковка.

На территории кафедрального собора есть столовая, конференц-зал и Зал церковных соборов, где проходят концерты различных артистов. Но самый громкий «концерт» в Храме Христа Спасителя закатили участницы «Pussy Riot». Во время своего «панк-молебна» они исполнили песню «Богородица, Путина прогони!», что вызвало широкий общественный резонанс. За свою выходку участницы группы получили два года тюрьмы.

  • Россия — единственная европейская страна в десятке самых населённых стран мира
  • «В натуре» — как это выражение появилось в русском блатном языке
  • По какому принципу в российских тюрьмах дают клички
  • Города, затопленные ради строительства новых
  • Чем брежневки отличались от хрущёвок

Архитектурные и культурные достопримечательности

Храм имеет форму равнобедренного креста. Делится на три части: центральную, верхнюю и нижнюю. В центральной части находится алтарь. В верхней устроены два придела, освященные в честь Николая Чудотворца и Александра Невского. В нижней части находится мемориал в честь героев войны с наполеоновской армией. Главу венчает купол, по форме напоминающий шлемы древнерусских богатырей. По бокам четыре меньшие главы. Южный и северный фасады храма освещают события войны с армией Наполеона. Восточный посвящен Рождеству и Воскресенью Спасителя. Алтарь Храма Христа Спасителя выполнен в виде восьмигранного шатра и символизирует пещеру, в которой был погребен Спаситель. Архитектурный ансамбль Храма Христа Спасителя состоит из:

  • собственно Храма Христа Спасителя;
  • Церкви Преображения;
  • часовни Иконы Божьей Матери Державной;
  • залов Высшего Верховного Совета и Церковных Соборов Храма Христа Спасителя;
  • трапезной палаты Храма Христа Спасителя;

  • вспомогательных и технических помещений.

Возведение храма Христа Спасителя

Несмотря на критику в 1965 году за разрушение собора, провозглашенную первым советским космонавтом Юрием Гагариным, только в конце 1980-х годов, члены общества и Русской Православной Церкви Московской столицы встретились, чтобы обговорить план реконструкции храма.

Инициатива получила поддержку первого президента России Бориса Ельцина, а также Мэра Москвы Юрия Лужкова, и в начале 90-х годов, с полного благословения Русской Православной Церкви, были собраны государственные средства, а также помогли взносы частных фондов и пожертвования.

Однако в разгар экономического кризиса возникли разногласия по поводу бюджета стройки. Подсчитано, что почти 200 миллионов долларов поступили из государственных фондов для реконструкции здания.

Новый собор построен по оригинальному проекту Константина Тона, и по возможности адаптирован к самым передовым технологиям конца двадцатого века, соответственно он был построен гораздо быстрее, чем в девятнадцатом веке.

Работы начались в 1995 году, и Храм Христа Спасителя был вновь освящен в 2000 году в торжественной церемонии, проведенной 19 августа Патриархом Алексием II. День освящения совпал с днем Преображения Господня.

Похороны Бориса Ельцина в 2007 году проходили именно в этом храме, и стали первыми государственными похоронами в церкви со времен царя Александра III в 1894 году.

Кроме того, это еще и место паломничества. Подсчитано, что ежегодно более миллиона человек посещают собор, чтобы поклониться мощам святого Николая, покровителя России.

Постройка Храма Христа Спасителя по плану Тона

Константин Тон ни в каком конкурсе на лучший архитектурный проект храма участия не принимал. Главным архитектором его назначил сам Николай I. Храм решили построить на Чертолье (нынешняя улица Волхонка), и в 1837 году приступили к строительству. Правда, для этого снесли Алексеевский женский монастырь. На постройку Храма Христа Спасителя потратили почти 45 лет и более 15 миллионов рублей. Но эти затраты стоили того. Храм, законченный в 1883 году, вышел уникальным и удивительным.

Храм в 1902 году

Во внешнем виде храма Тон хотел соединить черты древнерусского зодчества и мотивы итальянского возрождения. Размеры первого Храма Христа Спасителя были невероятными. Высота его достигала почти 104 метра, а внутри могли поместиться около 7000 человек. При этом храм был отделан белым мрамором, который привезли к месту строительства по специально вырытому каналу между Волгой и Москвой-рекой. Над внутренней росписью собора работали известнейшие художники: Иван Крамской, Фёдор Бруни и Суриков.

Коридоры храма облицевали мраморными плитами, на которых были надписи о сражениях, отличившихся воинах и пострадавших в войне 1812 года. Пол главного зала собора украшала мозаика, а наружные стены — горельефы на историческую и религиозную тематики. Но при всей своей красоте главный храм России не нашёл отклика в душах многих людей. И если бы о критике узнал Тон — архитектор, построивший Храм Христа Спасителя, то он точно был бы очень огорчён таким отношением к своему главному детищу.

Внутренний вид храма в 1883 году

Так, Евгений Трубецкой писал, что Храм Спасителя — один из крупнейших памятников дорогостоящей бессмыслицы, что он выглядит как начищенный самовар, возле коего собирается патриархальная Москва. А художник Верещагин заметил, что Храм Христа Спасителя в Москве слишком уж похож на известный всем Тадж-Махал. Впрочем, никакая критика не помешала собору быть центром религиозной жизни столицы почти 50 лет. После революции власти приняли решение снести собор на Волхонке.

Интересные факты о памятном храме

В этих стенах на постоянной основе проводятся тематические форумы, Архиерейские соборы, церковные службы и т.д.

Кроме того, храм Христа Спасителя – не просто памятник, который возвели в память о погибших в ходе военных действий в 1812-м году. Это сооружение, невольно оказавшееся в центре непредвиденных и в то же время наиболее значимых событий 20-го века, вошедших в историю Российской Федерации.

Согласно традициям, такого рода церкви сооружали в честь чего-то святого, в частности, того или иного церковного праздника. Но этот собор построили во имя самого Спасителя.

Автором проекта по возведению этого монументального храма был всемирно известный архитектор шведского происхождения – Александр Витберг. Его профессиональная задумка заключалась в создании невероятно масштабной и величественной конструкции. И при этом новоиспеченная святыня должна была прославиться куда больше, чем, уже возведенный необычайно востребованный в Риме храм – Собор Петра.

Изначально местоположением для заложения фундамента данного строения обозначили Воробьевы горы. Но как только начался строительный процесс, Витбергу были выдвинуты обвинения касательно завышенных расходов сметы. Вследствие этого внезапного обстоятельства архитектора сослали в Вятку.

Возведение церкви в этом месте было категорически запрещено соответствующей комиссией. По результатам проведенных исследований выяснилось, что на Воробьевых горах недостаточно прочная почва. В итоге, храм Христа Спасителя решили построить неподалеку от Кремля.

На момент начала возведения здания (1839-й год) действующим проектом руководил русский архитектор – Константин Тон. Официально достроенным собор был признан в 1881-м году. В период сталинского режима строение взорвали. Там, где ранее стоял храм, хотели спроектировать огромный, увенчанный архитектурной скульптурой Ленина, Дворец Советов.

Задумка казалась поистине грандиозной, но из-за военных действий ее не удалось воплотить в жизнь. А когда война закончилась, государство уже не сумело профинансировать создание постройки. Да и рассматривая политическую точку зрения, можно было с уверенностью констатировать, что былая идея более не является актуальной.

Повторное возведение величественного храма Христа Спасителя началось в новой России, в первой половине 90-х годов. Алексей Денисов – один из лучших реставраторов современности, проделал колоссальную работу по воссозданию первоначального оформления достопримечательности. Специалист взял за основу сохранившиеся чертежи, обмеры и рисунки. Но, вскоре, Денисова заменили Зурабом Церетели, поскольку мнение реставратора о том, каким должен быть внешний облик сооружения, существенно разнилось с тем, что запланировали органы власти.

Таким образом, оформление храма завершилось под тщательным руководством новоизбранного художника-живописца. Внешняя отделка стен была обрамлена бронзой. Хотя за всю историю церковной архитектуры времен правления Русской Империи не было ни единого случая, когда для наружной отделки помещения использовался металл.

Разумеется, священный монумент достроили. Помимо внешнего сходства, он не имел ничего общего с прежним старинным храмом. Но несмотря на результат последней реконструкции здания, по сей день в Россию приезжают туристы со всего мира, чтобы хоть раз запечатлеть себя на фоне легендарного храма Христа Спасителя.

Проект первого московского Храма Христа Спасителя

Первым мысль о закладке обетного храма, должного символизировать победу в войне 1812 года, озвучил генерал Кикин, бывший сподвижником Александра I. Императору идея пришлась по душе, поэтому в декабре 1812 года выпустили манифест о строительстве храма во имя Христа Спасителя в Москве. Желая получить лучшие результаты, государь объявил международный конкурс. В нём поучаствовали 38 архитекторов со всего света. Но государь выбрал проект Карла Витберга — не архитектора, а художника.

Местом для строительства Храма Христа Спасителя стали Воробьёвы горы. План храма Карла Витберга был амбициозен и вычурен. «Архитектор» предложил построить храм в виде огромного прямоугольника. Украшать храм должна была колоннада из шестисот французских трофейных пушек. На постройку храма из казны выделили немыслимые деньги — 16 миллионов рублей! К тому же, на возведение шли и собранные пожертвования. Но все эти деньги едва не канули в Лету.

Проект Карла Витберга

Поскольку Карл Витберг не был обученным архитектором и тонкостей строительства не знал, ситуация быстро вышла из-под контроля. За семь лет рабочие не закончили даже подготовительные работы, большинство стройматериалов было похищено. В общем, завершить строительство Храма Христа Спасителя Витбергу не удалось. За обнаруженные растраты Карла Витберга выслали куда-то в Сибирь. К проекту Храма Христа Спасителя приступил другой архитектор — Константин Тон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector