Санкт-петербургский троицкий петровский собор

Из каких камней апостолы строили Церковь

Апостол Пётр. Энкаустическая икона. Синай, 6 век Никто не мог бы построить даже одну стену из камня и извести, подвергаясь гонению и встречая препятствия; а апостолы устроили столько церквей по всей вселенной, подвергаясь ранам, узам, гонениям, ссылкам, отнятию имений, бичеваниям, задушению, сожжению, потоплению вместе с учениками, и строили апостолы Церковь не из камней, но из душ и волей человеческих, что гораздо труднее построения из камней.

Не все равно, построить ли стену или душу, столько времени бывшую во власти демонов, расположить к покаянию и от безумного неистовства обратить к целомудрию.

Память святого Петра в Весёлом посёлке СПб

Этот поселок с жизнерадостным названием находится на юго-востоке Петербурга. Первоначально он был пригородом, здесь располагалось немецкое поселение Lustdorf (что и значит «веселая деревня»), видимо, давшее местности название. Ныне это городской район, растущий за счет нового строительства, в основном жилых домов, таким образом, принадлежащий к числу «спальных». В таких местах редко есть церкви, но Веселый – исключение.

Его жителям хорошо знаком сквер, именуемый Парком Строителей – именно на его территории расположен храм, называемый «архитектурной доминантой района» из-за своей высоты: ведь она достигает 50, а звонницы – 60 м.

Апостол-строитель

Выбор посвящения церкви связан с бытующим представлением о св. Петре как о заступнике всех, кто имеет отношение к строительству, о чем напоминает интернет-страница прихода. Стоит сказать, что такое видение Апостола больше принадлежит католической, нежели православной традиции. Однако для Петербурга, посвященного имени Апостола, он действительно может считаться тем святым, молитвами которого этот город построен, да и продолжает строиться.

Автор проекта церкви (2005 г.) – петербургский зодчий Андрей Лебедев. Петровский – храм так называемого новорусского стиля, имеет семь куполов. Его общая площадь более 900 кв.м. На территории церкви находится также часовня прмч. Елисаветы Феодоровны.

Приделы посвящены:

  • св. Петру;
  • Введению во храм Пресв. Богородицы;
  • сщмч. Вениамину Петроградскому.

Главный престол освятил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий 11 декабря 2016 г.

Сейчас на приходе действуют:

  • воскресная школа, где обучаются как дети, так и взрослые прихожане;
  • центр православной духовной культуры, работающий с учителями школ, ведущими предметы религиоведческой направленности;
  • молодежный клуб «Апостол»;
  • лекторий на богословские темы;
  • социальная служба, оказывающая помощь нуждающимся. Кроме того, прихожане опекают детский приют.

Местные жители отмечают высокую «популярность» этой очень молодой церкви у верующих, удобство ее расположения, и, конечно, доброжелательность священников. Вот что пишут жители:

(Игорь Е.)

(Светлана М.).

(Жанна С.)

Святыня

Ныне ею является ковчег, содержащий честные останки Апостолов Христовых: Петра, евангелиста Матфея, Иакова Зеведеева, Варфоломея, Иакова Алфеева, Фомы, Павла, Матфия.

Интересно, что они православному приходу католической общиной костела св. Людовика из Москвы, где пребывали с 1893 г. После революционных событий храм св. Людовика не раз разоряли, оскверняли, пока с 1924 г. костел не был окончательно закрыт. Часть его реликвий, икон, утвари спрятали, другую вывезли во Францию. С 1925 г. оставалась неизвестной также судьба мощей учеников Господа, которые считали потерянными.

С 1990-х их безуспешно пытались разыскать по разным странам Европы. Но нашлась святыня все же там, где изначально пребывала. В 2010 г. во время установки пожарной сигнализации на кровле и чердаке костела св. Людовика был обнаружен тайник, где находились богослужебные сосуды, священнические одежды и, наконец, утерянные реликвии.

27 июня 2012 г. католический приход св. Людовика передал ковчег с мощами Апостолов приходу св. Петра «в дар на вечное хранение».

Богослужения

Службы совершаются ежедневно с 9 и 18 ч., по воскресеньям литургия начинается с 10 ч. утра.

Великим Постом дни, когда нет литургии Преждеосвященных Даров расписание служб на интернет-странице церкви обозначает как «требные», когда совершаются крещения, служатся молебны, панихиды.

Как доехать

Парадоксальным образом, ближайшие к церкви улицы носят имя различных героев революционных событий, как, впрочем, во многих российских городах. Удобнее всего добираться до церкви от станции метро «Улица Дыбенко». Дойти пешком можно по проспекту Большевиков, или по самой улице Дыбенко – несколько дольше. Ориентиром может быть зеленый массив, среди зелени которого издалека заметен белокаменный храм.

Таков город, где издавна особенно любят двух Апостолов – рыбака Петра и учителя язычников Павла. С их именами связано рождение Петербурга, все перипетии его долгой судьбы. И ныне покровительство именно этих угодников Божиих особенно чувствуется здесь.

Наталья Сазонова

Образованный иудей и простой рыбак

Казалось бы, их судьбы очень различны, как пути, приведшие ко Христу образованного иудея и простого рыбака. 

«Ловец человеков»

Петр, уроженец иудейской области Галилея, к которой относились несколько свысока как месту обитания людей пусть неплохих, но простоватых, малообразованных, может быть, знал Христа с детства или юности, ведь жили они неподалеку. В таких случаях поверить, что пред тобой – Сын Божий, Мессия, особенно сложно. А Симон – ибо так звали его до призвания на служение – поверил. Оставив дом, жену, он отправился странствовать с Проповедником из Назарета. Его имя Евангелия упоминают десятки раз:

  • Петр (по-гречески – камень, так назвал его Сам Христос) вместе с двумя избранными Апостолами видит великое чудо – восстание от смерти дочери Иаира-священника(Мк.5:35-43);
  • он же единственный, видя идущего по бурным водам Геннисаретского озера Христа не испугался, а вдохновился: с дерзновением просит он помощи Божией также пройти по воде(Мк 6:47-51);
  • не смалодушничал он на Фаворе, где трое учеников видели подлинный Лик Господа, осиянный светом, и даже – подобно Моисею слышали глас Бога Отца; именно Петр просит у Христа милости – остаться на святой горе навсегда, точно в Раю (Мф.17:1-6; Мк.9:1-8); и все это, когда другие Апостолы от страха слова не могли вымолвить;
  • когда наступили последние дни земной жизни Христа, то даже здесь ревностный ученик не отходил от своего Равви, то умоляя Его, как всемогущего, пощадить Свою жизнь, то со всей ревностью выражая готовность «в темницу и на смерть идти»; св. Иоанн пишет, что одним из учеников, пытавшихся оружием защитить Христа при аресте, даже ранившим одного из слуг первосвященника, тоже был именно Петр.

Многие до сих пор спорят о том, что же заставило храброго, ревностного Петра отречься от Христа буквально через несколько часов после Его ареста. Слова ли Господа: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26:51), понять которые оказалось выше его сил? Простой человеческий страх за свою жизнь? А может просто – за самонадеянность, которую Апостол показал, уверяя на Тайной Вечере, что не отречется никогда, от него отступила Благодать, оставив одного?

Несомненно одно: дальнейшая жизнь Петра стала непрерывным покаянием за ту ночь. Без остатка посвятил он себя проповеди Евангелия. Когда же Христос благословил его принять ту же кончину на кресте, что Сам Господь, Петр, должно быть, крайне удивил палачей, прося увеличить свои страдания распятием «стремглав», вниз головой. Он просто не видел себя достойным уподобиться Учителю даже в образе смерти.

«Апостол язычников»

Савлу из Тарса Киликийского, по рождению римскому гражданину, выросшему, как сам он позже говорил, «при ногах Гамалиила», уважаемого учителя Закона, разумеется, в голову не приходило, что большая часть его жизни пройдет… среди язычников. А ведь даже малое общение с подобными нечестивцами, не знающими Бога, считалось для иудея осквернением.

Евангелия о Савле не говорят ничего, что не удивительно: он слышал о проповеди «Назарянина», но считал все это противным Закону. Когда же по казни Христа весь Иерусалим заговорил о Его Воскресении, о чудесах, творимых руками Апостолов – Савл увидел здесь прямое оскорбление Создателя. Деятельный, ревностный, очень этим похожий на Петра, он, видимо, решил посвятить жизнь борьбе с опасными еретиками.

Позже он не раз повторит, как ненавидел христиан, как при нем побивали камнями диакона Стефана, а он лишь радовался. Тем стремительнее было обращение «из Савла в Павла» — выражение, ныне ставшее нарицательным. Оно означает мгновенное, кардинальное изменение всей жизни. Свет на пути к Дамаску, осиявший его, любящий глас Господа, без осуждения, лишь с горечью: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» (Деян. 9:4). Так родился Павел, смыслом жизни которого теперь стала проповедь о Том, Кого он прежде так ненавидел.

Дары Духа в Павле были так обильны, что он смог без колебаний подняться над воззрениями иудеев на язычников, начать проповедь среди тех, кого принято было презирать. Пешком он прошел, наверное, все значимые города Империи, основал десятки общин. А местом его последнего подвига стал, как и у Петра, Рим.

Это интересно: Святой апостол Павел: биография, проповедь и учение

«Два светлых ока» 

Христиане удержали предание, что их казнили 12 июля 67 или 69 г., а на казнь святых вели сначала вместе. Они успели попрощаться. 

Именно эти слова высечены при входе в базилику, построенную на месте, где стражники разлучили их перед последними страданиями.

Церковь в Яффе

На южных землях, в городе Яффе, в Израиле, существует православный Храм Апостола Петра и праведной Тавифы Московского Патриархата. По древним преданиям, на этой земле проживала ткачиха, добропорядочная женщина, которую любили все, кого она знала. Весть о смерти швеи очень огорчила знакомых. Апостол Петр совершил чудо, воскресив добродетельную и праведную женщину, которая прожила много лет после знаменательного события.

Прошло несколько столетий, на месте захоронения Тавифы соорудили православную церковь.

Происходило это так. Некий миссионер Капустин завладел местностью, посадил фруктовые деревья, выстроил здания для религиозных людей, посещающих исторические края.

В 1888 году в город прибыли князья Романовы Сергей и Павел Александровичи, и Княгиня Елизавета Федоровна, чтобы в их присутствии освятили землю и проложили фундамент для строительства будущей церкви. По окончанию XIX века Храм Святого апостола Петра окончательно достроили и освятили Иерусалимским патриархом Герасимом. В ХХ веке церковь апостола Петра и праведной Тавифы посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.

В обстановке и строении собора прослеживается константинопольский стиль. Колокольня является самым громоздким зданием в городе. В храме существует два алтаря: центральный — апостола Петра — и левый — богобоязненной Тавифы. Императорским Православным Палестинским Обществом для Храма Апостола Петра был предоставлен двухъярусный иконостас. С левой стороны от иконы Богоматери расположена икона «Воскресение Тавифы». Вначале ХХ века архимандрит Леонид Сенцов расписал стены храма с мастерами из Почаевской лавры. Трепетные картины из жизни апостола Петра и двенадцати учеников представлены в области хора и верхних ярусах.

Храм функционирует ежедневно, кроме понедельника. Ведутся библейские уроки для взрослых и детей.

Часы посещения:

  • Вторник, среда, четверг — с 9:00 до 13:00; с 15:00 до 17:00.
  • Пятница, суббота — с 8:00 до 13:00; с 15:00 до 19:00.
  • Воскресенье — с 6:30 до 12:00.

Церковь находится по адресу: Тель Авив Яффа, Абу-Кабир, улица Герцль 157.

Литература

  • Андреев А. Н., д.и.н. Московская римско-католическая община в конце XVII в.: формирование, состав и конфессиональная жизнь // Вестник ЮУрГУ. — 2017. — № 17. — С. 6—16. — DOI:10.14529/ssh170401.
  • Гнедков, Юрий. Москва. Первый католический // Свет Евангелия : католическая газета. — 2000. — 16 апреля (№ 16).
  • Дённингхаус, Виктор. Немцы в общественной жизни Москвы: симбиоз и конфликт, 1494-1941 / Пер. с нем. В. Деннингхаус. — М.: РОССПЭН, 2004. — 502 с. — ISBN 5-8243-0525-0.
  • Станислав Козлов-Струтинский, Павел Парфентьев. Глава VII. Латиняне на Руси в XIV-XVII веках // История Католической Церкви в России. — Спб.: Белый камень, 2014. — 740 с. — ISBN 978-5-98974-014-7.
  • Лиценбергер, Ольга Андреевна. Римско-католическая церковь в России : История и правовое положение. — Саратов: Поволж. акад. гос. службы, 2001. — 382 с. — ISBN 5-8180-0069-9.
  • Немецкая слобода // История московских районов : энциклопедия / под. ред. К. А. Аверьянова. — М.: Астрель, АСТ, 2008. — С. 84—95. — ISBN 978-5-271-11122-8.
  • Цветаев, Дмитрий Владимирович. История сооружения первого костёла в Москве. — М.: Унив. тип., 1885. — 130 с.
  • Цветаев, Дмитрий Владимирович. Книга вторая. Сооружение первого католического храма в Москве // Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII веках : Исслед. Дм. Цветаева.. — М.: Унив. тип., 1886. — 462 с.

Петропавловский собор в XX — XXI веках

Всех коронованных особ династии Романовых хоронили в Петропавловском соборе, но к началу двадцатого века этих площадей уже не хватало. В 1908 году по проекту архитекторов Д. И. Гримма и Л. Н. Бенуа для захоронения членов императорской семьи построили Великокняжескую усыпальницу в стиле историзма, соответствующего стилю петровского барокко, перекрытую большим четырехгранным куполом с башенкой сложной формы и главкой с крестом. Новое архитектурное сооружение соединили с собором коридором.

Убранство Петропавловского собора, признанного памятником архитектуры, после революции 1917 года сохранилось. Однако когда собор в 1919 году был отдан Музею истории города, ценности из него были вывезены, военные трофеи переданы в другие музеи. В Великокняжеской усыпальнице долгое время размещался склад. Во время вражеских бомбардировок в период блокады Ленинграда ангел был закрыт мешковиной, шпиль закрашен для маскировки. После Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница были восстановлены.

В 1992 году в Великокняжеской усыпальнице был похоронен Великий князь Владимир Кириллович Романов. В 1998 году в Екатерининский придел Петропавловского собора были перенесены останки последнего Императора России Николая II и его семьи. Последней в соборе упокоилась в 2006 году супруга Императора Александра III Императрица Мария Федоровна, останки которой были перевезены в Санкт-Петербург из Дании.

С 1990 годов в Петропавловском соборе стали проводиться панихиды по Российским Императорским особам. В 1999 году состоялось первое архиерейское богослужение в светлый праздник Рождества Христова. В 2009 году в Петропавловском соборе в престольный праздник было совершено богослужение Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В 280-летие со дня освящения Петропавловского Императорского собора – выдающегося памятника архитектуры в день святых апостолов Петра и Павла 12 июля 2013 года состоялся праздник. Божественную литургию в этот праздничный день провел Святейший Патриарх Кирилл.

В 1990- е годы голландские мастера устроили на одном их ярусов колокольни карильоны – особые голландские колокола, обладающие тонким мелодичным льющимся звоном. Эти звоном восхищался еще царь Петр I при посещении Голландии в 18-м веке. Мелодии, специально придуманные для исполнения на карильонах радуют петербуржцев и гостей города на Неве и сегодня.

[править] История храма

Приход Храма Святого Первоверховного Апостола Петра в Весёлом Посёлке был зарегистрирован 10 марта 2005 года. Он возник на пересечении Искровского проспекта, улицы Подвойского, Дальневосточного проспекта и ул. Антонова-Овсеенко в зеленой зоне. Идея присвоения зеленой территории парка Строителей родилась одновременно с идеей создания самого храма, поскольку св. апостол Петр считается покровителем строительных профессий.

23 апреля 2005 г. По благословению Высокопреосвященнейшего Владимира митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Благочинный Невского района прот. Александр Будников и настоятель прот. Александр Воскобойников совершили закладку храма.

08.08.2008 г. состоялось освящение большого (4150 кг.) и 12 малых колоколов. Колокола изготовлены воронежским колокольным заводом.

28.11.2009 г. состоялось освящение 10 крестов для колокольни, центрального купола, четверика, боковых пределов, фасадной и надвратной часовни. Кресты позолоченные, изготовлены в Волгодонске.

27.06.2012 г. настоятель храма Римской Церкви Святого Людовика Французского г. Москва, священник Абриен Мессон, приходские советники Арно Лагроаэ, Мишель Декер, Аньес де Ла Поммольер, единогласным решением передали в дар на вечное владение храму Святого Первоверховного Апостола Петра в Веселом Поселке Русской Православной Церкви г. Санкт-Петербурга, при настоятельстве протоиерея Александра Воскобойникова, мощи Святых Апостолов Симона — Петра, Матфея, Иакова Заведеева (Старшего), Матфия, Варфоломея, Иакова Алфеева (Младшего), Фомы и Павла.

11 декабря 2016 года, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил главный престол храма святого апостола Петра в Веселом поселке и возглавил в нем Божественную литургию.

[править] Архитектура и внутреннее убранство

Территория храмового комплекса огорожена металлическим, кованым забором, изготовленным по специальному проекту. У западного входа в комплекс расположены ворота с часовней Святой Прпмц. Елизаветы и домом причта. Сооружения комплекса выполнены кирпичной кладкой. Кирпичная кладка заштукатурена, зашпаклевана, и окрашена в белый цвет.

Часовня Святой Прпмц. Елизаветы.

Часовня, в основе которой лежит квадратная форма, завершается восьмигранным шатром с куполом, на стенах шатра выступает аркада, с чередующимися арками. На более крупных арках имеются продолговатые, узкие окна. К вверху шатер сужается. Его завершает глухой конус, увенчанный куполом, луковичной формы и крестом. Часовня, как и весь комплекс, стоит на небольшом фундаменте, выполненным в цвет покрытия.

Храм

Колокольня и храм

В основе композиции храма компактный четверик, увенчанный пятиглавием. Высота пятиглавой церкви, выполненной в русском стиле — 50-метров. У храма имеются два боковых купола, колокольня, и один небольшой купол, выросший из шатра. В храме имеются три придела: центральный, выполненный в честь апостола Петра, южный, выполненный в честь Введения во храм пресвятой Богородицы и северный, выполненный в честь священномученика Вениамина митрополита Петроградского. Всего Церковь св. Первоверховного апостола Петра венчают 9 глав. Главы создают ассиметричную группу, с возвышающейся колокольней, покрытые темными чешуйками металла. Купола завершаются яблоками с крестом. Храм состоит из двух композиций: одна -симметричная, с основным куполом, вокруг которого расположены четыре луковичных купола, и два боковых. К этой симметричной композиции добавлена асимметричная, с расположенными по углам: монументальной колокольней, и противопоставленной ей, самым маленьким из всей храмовой композиции куполом.

Внутреннее убранство храма.

Мраморный пол, выполненный из белого, серого и черных цветов. Деревянные, резные двери, и входная группа. Деревянный, с инкрустацией золота иконостас. В главном нефе расписанные стены. В остальных частях стены храма окрашены в белый цвет. В храм проникает большое обилие света.

Центральный неф Храма Святого первоверховного Апостола Петра в Санкт-Петербурге

Двери Храма Святого первоверховного Апостола Петра

Колокольня Храма Святого первоверховного Апостола Петра

Высота колокольни выше 60 метров. Монументальная колокольня, основное тело которой выполнено в форме восьмиугольника, с хаотично разбросанными, маленькими, прямоугольной формы окнами. Основное тело колокольни восьмиугольной формы, плавно перетекающее в ярус звона, в том числе благодаря, симметричным круглым окнам, расположенным противоположно друг другу. Ярус звона выглядит как простая круговая аркада, повторяющийся к верху, становясь глухим и сужаясь. Завершается колокольня луковичным куполом с крестом. Декоративных элементов у часовни и всего храмового комплекса скромные. Элементы не отличаются пышностью и частотой повторений, в основном это глухие окна, или повторяющиеся, глухие и простые фигуры, как квадрат, круг.

Архитектура собора

Петропавловский собор построен в традициях европейской архитектуры – в форме вытянутого прямоугольника 30 на 60 метров. Здание «зального» типа внешне выглядит просто и скромно. Стены украшены плоскими колоннами – пилястрами – с головами херувимов на наличниках окон. На восточном фасаде – фреска художника П. Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом». Западный фасад, служащий основанием колокольни, с двух сторон главного входа украшен шестью пилястрами.

Колокольня

По желанию царя сначала возвели колокольню со шпилем: Петру I нужна была смотровая площадка для наблюдения за приближающимися шведами. Колокольня символизировала возвращение России приневских земель. Петр гордился строящимся городом и лично поднимался с иностранными гостями на стоявшую в лесах колокольню, чтобы полюбоваться панорамой столицы.

Многоярусная 100-метровая колокольня, украшенная пилястрами, – главная часть собора. Два нижних яруса, раздаваясь вширь, образуют переход к высокой башне. Устремленный вверх третий ярус увенчан золоченой восьмискатной крышей, которую украшают 4 круглых окна в массивных белокаменных рамах.

Над крышей – изящный восьмигранный барабан с узкими вертикальными проёмами. Над ним – высокая золотая корона с тонкой золотой башенкой, на которой установлен 40-метровый шпиль. На колокольне Петропавловского собора 103 колокола, 31 – из первоначальных.

Ангел и куранты Петропавловского собора

Шпиль венчает фигура ангела с 6.5-метровым крестом в руках. Размах крыльев – 3,8 метра. Высота фигуры – 3,3 метра, масса конструкции 250 кг. Ангел над городом, придающий легкость и устремленность постройке вверх, – оберег новой российской столицы от превратностей судьбы.

Петр не увидел парящего ангела, он умер в январе 1725 года, когда колокольня была недостроенной. 29 июня 1833 года поздравления на освящении собора принимала новая императрица Анна Иоанновна.

На колокольне установили часы-куранты, чудо нового города Санкт-Петербурга. Часы исполняли церковный и монархический гимн и останавливались с XVIII века до наших дней 2 раза – в годы революции и во время Великой Отечественной войны.

В революционное время часы расстреливали большевики за ненавистный гимн: сохранились пулевые отметины. 25 июня 1926 года куранты Петропавловского собора в Ленинграде впервые сыграли «Интернационал».

В советское время переделанный механизм часов исполнял гимн Советского Союза. Сейчас куранты снова играют государственный гимн Российской империи. Гимн «Боже, царя храни…» исполняется в 12:00 и в 18:00, а каждые 15 минут – перезвон из 4 музыкальных фраз.

Был на колокольне и корильон – музыкальный инструмент с клавишами и 51 колоколом, привезенный царем из Амстердама и купленный за огромные деньги. С колокольни корильон сняли в XIX веке, а в 2001 году поставили новый, сделанный для Петропавловского собора в Голландии. На средства спонсоров отлили 51 карильонный колокол. На одном из них надпись: «Да звенит сей колокол во славу России!».

История

Причины строительства

В 1703 году Пётр I заложил на берегу Финского залива Петропавловскую крепость. Пётр понимал, что новая Россия нуждается в архитектуре, способной выразить идеи времени. Стремясь усилить главенствующее положение молодой столицы среди городов России, государь задумал новое строение, которое поднялось бы выше колокольни Ивана Великого и Меншиковой башни. Новый храм должен был стать самым значительным сооружением столицы и находиться в самом сердце Петропавловской крепости.

Строительство и дальнейшее существование

Деревянная Петропавловская церковь. Гравюра Г. А. Качалова.

Строительство храма началось 29 июня (10 июля)  года в день святых апостолов Петра и Павла (в XXI веке этот праздник отмечается 12 июля) на территории только что заложенной Петропавловской крепости. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 () апреля  года. 14 () мая  года здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметева над шведскими судами на Чудском озере.

30 мая (10 июня)  года был заложен каменный Петропавловский собор. Его строили таким образом, чтобы действующий деревянный храм оставался внутри новой постройки. Работой руководил швейцарский архитектор Доменико Трезини. В установке шпиля участвовал голландский мастер Харман ван Болос. По приказу Петра I строительство началось с колокольни. Из-за нехватки рабочих рук, бегства крестьян и недостатка рабочих материалов она была закончена только в 1720 году. Однако шпиль колокольни был укрыт листами золочёной меди позднее. В 1722 году царь Пётр с гордостью показывал свой «парадиз» «господам иностранным министрам», заставив их подняться на верхний ярус колокольни. Высота сооружения составляла 112 метров, что на 32 метра выше колокольни Ивана Великого. Весь собор был достроен только к 1733 году уже после смерти Петра I.

С учреждения в 1742 году Санкт-Петербургской епархии и до освящения в 1858 году Исаакиевского собора Петропавловский собор являлся кафедральным, затем был передан в придворное ведомство.

В 1756—1757 годах Петропавловский собор был восстановлен после пожара. В 1773 году освящён придел святой Екатерины. В 1776 году на колокольне были смонтированы куранты мастера Б. Оорта Краса из Голландии.

В 1777 году шпиль собора был повреждён бурей. Восстановительные работы велись архитектором Петром Патоном, новую фигуру ангела с крестом выполнил Антонио Ринальди. В 1830 году повреждённую фигуру ангела ремонтировал Пётр Телушкин, поднявшийся наверх без возведения строительных лесов.

В 1857—1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими (архитектор К. А. Тон, инженеры Д. И. Журавский, А. С. Рехневский и П. П. Мельников). Основной задачей была замена деревянных стропил на металлические на колокольне собора. Журавский предложил построить конструкцию в виде восьмигранной усечённой , связанной кольцами; он же разработал метод расчёта конструкции. После этого высота постройки увеличилась на 10,5 метров.

В 1864—1866 годах прежние царские врата заменены новыми, выполненными из бронзы (архитектор А. И. Кракау); в 1875—1877 годах Д. Больдини написал новые плафоны.

В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, а в 1924 году превращён в музей, большинство ценных предметов конца XVII — начала XVIII веков (серебряная утварь, книги, облачения, иконы) было отдано в другие музеи.

В Великую Отечественную войну Петропавловский собор сильно пострадал. В 1952 году были отреставрированы фасады, в 1956—1957 годах — интерьеры. В 1954 году здание было передано Музею истории города.

С 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 года — богослужения. В 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение. В настоящее время настоятелем храма служит архимандрит Александр (Фёдоров), являющийся также председателем епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам.

Соборы в Петербурге

Сейчас здесь более 10 Петропавловских церквей, среди которых две известны не только паломникам, но и туристам.

В Петропавловской крепости 

Петропавловский собор Санкт-Петербурга

Это не только самый старый собор Апостолов города святого Петра: эта церковь – вообще первая, построенная в небольшой тогда крепости. Первоначально Петропавловский – небольшой, деревянный со скромной звонницей, где, однако же, звонили каждый час колокола, отмечая время. Впоследствии на башне собора появятся часы – на голландский манер. 

Изначальная задумка царя Петра – сделать собор не просто главной церковью строящейся столицы, но вообще главным храмом государства. Именно поэтому он заботился о его строительстве буквально до последних дней жизни. Незадолго до смерти императора удалось, наконец, достроить колокольню, высота которой (на 32 м выше Московского Ивана Великого) была для царя очень важна, так как тем самым утверждала статус столицы. А вот сама церковь закончена была уже к 1730-м. К этому времени здесь уже погребли ее основателя, Петра Великого. 

Интересный фактВпоследствии собор сделался усыпальницей императорской семьи, исключая лишь Петра II, внука преобразователя: из императоров он единственный похоронен в Архангельском соборе Кремля, с русскими правителями допетровского времени. 

А вот стать главным для страны Петропавловскому было не суждено: все императоры для венчания на царство продолжали ездить в древний Успенский собор Москвы. Собор же в Петропавловской крепости был своего рода лицом Российской империи:

  • здесь хранили трофейные знамена – свидетельства победы русского оружия; даже иконостас по стилю напоминает триумфальную арку победителей;
  • высокий шпиль, часы, делавшие Петропавловский похожим на церковные и даже светские здания Западной Европы, символизировали Россию как европейскую державу;
  • венчавший собор ангел с крестом как бы благословлял весь город.

Как совершаются богослужения

Понятно, что церковь со столь выраженной имперской символикой после 1917 г. богоборцы закрыли одним из первых. До настоящего времени это – собственность Музея истории Петербурга, впрочем, как вся крепость. Служить здесь разрешили с 1990 г., когда после десятилетий перерыва начались панихиды по императорам России. С 2000-х совершаются также службы по воскресеньям, праздникам. Но большую часть года, Петропавловский – скорее туристический объект.

Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, Соборная площадь 1.

В Петергофе

Собор святых апостолов Петра и Павла в Петергофе

Этот пятиглавый храм стиля русского зодчества XVI—XVII вв. виден издалека. Яркий, нарядный, с широкими крытыми галереями, с которых открывается великолепный вид – таков этот собор. Он – также «царский», но уже один из последних, построенных при непосредственном участии императорской семьи. Его закладка состоялась в 1894, а великое освящение – 25 июня 1905 г. Соборный храм Петергофа пребывал таковым лишь около 25 лет: с 1937 г. его окончательно закрыли, планировали снести, несмотря архитектурную ценность. Однако намерениям безбожников помешала война.

После нее сильно пострадавший от бомбежек собор с полуразрушенной колокольней, наконец, оценили по крайней мере как архитектурный памятник с 1970-х. После реставрации планировалось открыть здесь концертный зал, однако с 1994 г. поруганная святыня передана Церкви.

Службы проходят ежедневно

С момента, когда храм был передан верующим,  службы здесь идут ежедневно с 9 и 17 ч.

Сейчас этот храм, кроме центрального придела Апостолов, имеет еще три: мц. Ксении, блаж. Ксении Петербургской, блгв. Александра Невского. Дореволюционные святыни, например, серебряное Распятие, утрачены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector