Крещение хлодвига

Содержание:

От жаб к лилиям

Эта история началась в 482 году, когда юный Хлодвиг из дома Меровингов стал королём франков. Он страстно желал подчинить своей власти все земли римской Галлии и потому вскоре начал войну с соседями.

И Хлодвиг выбрал себе необычное знамя: белого цвета, с изображёнными на нём тремя золотыми жабами. Что означали жабы, можно лишь гадать. Впрочем, среди предводителей варварских племён — а франки входили в их число — не было недостатка в необычной символике.

Битва при Толбиаке, фрагмент гобелена со знамёнами Хлодвига(источник фото)

Согласно наиболее распространённой, хотя и полулегендарной версии, жабы превратились в лилии при следующих обстоятельствах. В 496 году уже прославленный победами Хлодвиг сражался с алеманнами(древнегерманский союз племён. — Прим.ред.) при Толбиаке. Исход битвы оборачивался не в пользу франков, и тогда король перед войском принёс клятву принять христианство вместе со своим народом, если Иисус поможет ему победить. Среди воинов Хлодвига было немало христиан и, услышав столь желанные слова, они стали биться так яростно, что вырвали победу из рук алеманнов.

Хлодвиг крестился в Реймсе, который стал общим местом коронации королей Франции. И в честь этого великого события поменял королевское знамя. Теперь его знаком стало синее знамя, усеянное золотыми лилиями. Синий цвет был выбран в память о почитаемом франками святом Мартине Турском. По преданию, он был столь милосерден, что рассёк пополам свой синий плащ, чтобы укрыть замерзающего нищего. Лилии же символизировали духовное очищение, которое несёт крещение. Так полторы тысячи лет назад родился древнейший герб Европы.

Париж, новая столица[править | править код]

Файл:Хлодвиг I.jpg
Камея с изображением Хлодвига I в профиль

После Турне и Суассона Хлодвиг в конце концов выбрал в качестве своей резиденции Париж. Это произошло около 508 года. По мнению многих исследователей «Салическая правда» была написана около — гг.: вполне вероятно, что обнародование этого закона связано с тем фактом, что король обосновался в Париже.

Перенос столицы франкского короля в Париж объясняется, прежде всего, стратегическими причинами:

В этом городе раньше располагался римский гарнизон, поэтому там была построена укрепленная цитадель.

Кроме того, он являлся имперской резиденцией в конце существования Римской империи, сюда приезжали в свое время императоры Юлиан (в период с 357 по 360 гг.) и Валентиниан I (в 365—366 гг.). Хлодвиг поселился во дворце бывших римских наместников.

Париж находился на перекрестке дорог с севера на юг и с запада на восток, что облегчало организацию сношений со всеми частями королевства и завоевательных походов.

Но в то же время это был символический жест, франкское королевство по своей организации сильно отличалось от римской власти, поэтому короли, которые наследовали трон после Хлодвига, не придавали Парижу большого значения. Однако Лион, старинная «столица галлов», окончательно потерял свое политическое первенство.

При Хлодвиге и позже — в течение всего меровингского периода — Париж почти не претерпел никаких изменений, так как его развитие задерживало, прежде всего, наличие множества других столиц, появившихся после раздела королевства. Сохранились практически нетронутыми римские здания. Правда, королевская семья и представители франкской аристократии начали строить в городе церкви и другие религиозные здания. Но до наших дней дошли только более поздние постройки, сделанные уже после смерти Хлодвига.

Хлодвиг и Клотильда — вместе и порознь

Крещение Хлодвига не сделало его святым – завоевания и убийства продолжались. Король, подчинивший себе огромную территорию, боялся заговоров и нападений прежде всего со стороны своих родственников, а потому действовал на опережение, собственноручно расправляясь с ними. Эта участь постигла Рагнахара и его братьев, не только состоявших в Хлодвигом в родстве, но и ставших его союзниками в завоевании земель Галлии. В жизнеописании короля упоминается, что даже тоску по отсутствию оставшихся в живых родных он выражал с умыслом: не проявит ли участия к нему кто-то, кого можно потом на всякий случай умертвить. В отличие от своей жены, Хлодвиг так и не был канонизирован.

Хлодвиг умер в возрасте около 45 лет и был похоронен рядом со святой Женевьевой. Клотильда же, за время брака родившая от короля шестерых детей, удалилась в Тур, где прожила оставшиеся 33 года своей жизни. Она посвятила себя молитвам, милостыне нуждающимся, служению церкви, при которой жила. К концу дней Клотильда раздала все, что у нее было.

Клотильда считается покровительницей Парижа. С ней связывают образ щита, украшенного тремя лилиями, якобы именно это изображение, символизирующее Святую Троицу, она создала на преподнесенном Хлодвигу доспехе перед битвой.

Клотильда основала в Париже монастырь, который позже получил название Аббатство Святой Женевьевы, оно существовало до Великой Французской революции, а потом было разрушено.

Хлодвиг, один из самых выдающихся королей и военачальников прошлого, мечом подчинивший себе всю территорию на левом берегу Рейна, и не менее великая Клотильда, покровительница невест, родителей, вдов и сирот, чье имя почитается во всем христианском мире, странным образом прошли жизненный путь вместе.

Но после смерти Хлодвига созданное им государство оказалось поделено между враждующими наследниками, а дети, с любовью и смирением воспитанные Клотильдой, вступили в борьбу между собой и даже убили ее малолетних внуков. продолжали править в Европе.

Почему Хлодвиг принял христианство. Хлодвиг долго отказывался креститься, несмотря на настойчивые просьбы его жены-христианки. Подумайте, какие доводы «за» и «против» принятия христианства были у Хлодвига?

Важнейшим событием
правления Хлодвига стало его крещение.
Григорий Турский отмечает, что обращение
короля произошло после его победы над
алеманнами. Якобы когда алеманны начали
побеждать, Хлодвиг воскликнул: «О Иисусе
Христе, к тебе, кого Клотильда исповедует
сыном бога живого, к тебе, который, как
говорят, помогает страждущим и дарует
победу уповающим на тебя, со смирением
взываю проявить славу могущества твоего.
Если ты даруешь мне победу над моими
врагами и я испытаю силу твою, которую
испытал, как он утверждает, освященный
твоим именем народ, уверую в тебя и
крещусь во имя твоё», — и тут же король
алеманнов был сражён, а его войско,
оставшись без руководства, обратилось
в бегство.

Вернувшись домой,
он рассказал королеве, как он одержал
победу, призвав имя Христа. Королева
вызвала Ремигия епископа Реймса, который
стал склонять короля принять крещение.
Король сказал ему в ответ: «Охотно я
тебя слушал, святейший отец, одно меня
смущает, что подчиненный мне народ не
потерпит того, чтобы я оставил его богов.
Однако я пойду и буду говорить с ним
согласно твоим словам». Народ, после
речи короля, воскликнул: «Милостивый
король, мы отказываемся от смертных
богов и готовы следовать за бессмертным
богом, которого проповедует Ремигий».
Так было принято решение креститься.

Дата и год крещения
Хлодвига остаются наиболее спорными
из всей хронологии правления Хлодвига.
Ни Григорий Турский, ни повторяющие его
Фредегар и анонимный автор «Книги
истории франков» не приводят никаких
дат. О крещении Хлодвига упоминают в
своих письмах современники короля
епископ Вьенна Авит и епископ Реймса
Ремигий, но они также не приводят ни
каких дат. Традиционно считается, что
крещение состоялось на Рождество 25
декабря 496 года, хотя Фредегар говорит,
что оно прошло на Пасху. Крещение
происходило в Реймсе от руки Ремигия.
Примеру Хлодвига последовало три тысячи
франков из его войска, по-видимому, его
дружина (Фредегар говорит, что крестившихся
было 6000), а также и его сестра Альбофледа,
которая, впрочем, скоро умерла. Другая
его сестра, Лантехильда, впавшая в
арианскую ересь, также обратилась в
ортодоксально-никейскую веру.

Крещение
способствовало укреплению власти
Хлодвига, обеспечив ему поддержку
ортодоксально-никейского духовенства
и благожелательное отношение галло-римского
населения

Важно было именно то, что
Хлодвиг принял христианство в его
ортодоксальной форме. Раньше крестившиеся
германские народы (вестготы, остготы,
бургунды и др.) отдавали предпочтение
арианству

Ортодоксальное, никейское
вероисповедание воспринималось ими,
как официальная религия императорского
Рима, а поскольку их государства возникали
на сильно романизированных территориях,
короли инстинктивно опасалась, что их
народы «растворятся» в чуждой и мощной
цивилизации. Хлодвиг почувствовал, что
эти опасения неосновательны, да и
конфигурация его владений была такова,
что обеспечивала возможность постоянного
прилива новых сил из германского мира.
Принятое им решение создало предпосылку
романо-германского культурного единства
и синтеза, и в этом состоит заслуга
франкского монарха перед европейской
культурой. Интересно, что галло-римский
епископат считал принятие Хлодвигом
христианства в форме ортодоксально-никейской
веры своей победой. Так, епископ Авит
Вьеннский в поздравительном письме к
Хлодвигу писал: «Ваше вероисповедание
— это наша победа».

Причины прочности франкского государства

Политика, проводимая Хлодвигом, как внешняя, так и внутренняя, была очень успешной и позволяла ему прочно удерживать власть на всех своих территориях. Этому способствовали также некоторые особенности государственного устройства франков:

  • Вся полнота власти в стране сосредоточилась в руках Хлодвига. Он построил централизованное управление, когда все его решения и указы в центре страны контролировали специальные люди с королевского двора – министериалы, а на окраинах страны – графы, посланники короля, отвечавшие также за сбор налогов.
  • Франкская знать была зависима от Хлодвига, потому что он поощрял ее, раздавая земли графам и герцогам за исправное несение воинской службы.
  • Вся франкская дружина подчинялась только Хлодвигу.

Также важным шагом в укреплении государственности и порядка было принятия королем, а затем и всеми  остальными франками, христианской веры. После этого Хлодвига признал даже сам император Византии, даровав ему звание консула Империи. Надо отметить, что такой привилегии не был удостоен ни один другой варварский король.

Все эти продуманные шаги и позволили Хлодвигу построить на земле прежней Римской империи сильное и прочное франкское государство.

Первые Меровинги. До битвы при Суассоне

Племенной союз франков начал складываться ещё в 3—5 вв. в районе устья Рейна и правобережья главной реки Германии между Липпе, Руром и Зигом. В 256 году франки начали осуществлять набеги на римские гарнизоны и поселения в Галлии и Италии. Тем не менее Рим довольно быстро использовал их боевой задор и стал активно привлекать варваров в свою армию.

В 5-м веке они уже стали реальным барьером для орд гуннов, которые пытались прорваться на западные территории империи. Постепенно рейнские области стали полностью контролировать франки-федераты. Сложились две основные ветви племени: саллические (заселившие междуречье Мааса и Шельды у морского побережья) и рипуарские (жившие у берегов рек Рейн и Майн).

В знаменитой битве на Каталаунских полях в 451 году на стороне римского полководца Флавия Аэция сражались саллические франки во главе с Меровеем. Династическая легенда, созданная хронистом Фредегаром, гласила, что Меровей родился от связи морского чудовища и первой супруги вождя франков Хлодио. Объединённая армия германцев и римлян не пустила гуннов Аттилы в Галлию. Имперская власть в Галлии теряла хватку: относительно независимые франки видели хорошую перспективу расширения своих границ.

Меровей — вождь салических франков. (wikipedia.org)

Сын Меровея Хильдерик якобы был изгнан за распутный образ жизни соплеменниками и нашёл убежище в Тюрингии, где его приютил король Базина. Верные друзья изгнанника надеялись на его возвращение: франки тем временем выбрали правителем римлянина Эгидия. Годы шли, и настроения в племенном союзе изменились: Хильдерика призвали обратно. Он вернулся на родину не один: за ним последовала супруга тюрингского короля Базина, которая по уши была влюблена во франкского вождя. Позднее у них родился сын — легендарный король франков Хлодвиг. Романтическая легенда скрывала несколько достоверных деталей.

Кольцо Хильдерика. (wikipedia.org)

Хильдерик в 457 году занял Париж и признал главенство императорского престола, затем воевал в союзе с Эгидием против вестготов в 463 году; после его смерти разбил на Луаре саксов, которые терроризировали римское войско. О лояльности римлян к Хильдерику мы знаем мало. После открытия его могилы в 1653 году и нахождения там сбруи и монет с изображениями императоров Льва I и Зенона связь с империей вождя саллических франков стала явной. Хильдерик умер в 481 году: на его место встал сын — Хлодвиг.

Пользуясь неразберихой в высших эшелонах имперской власти, Галлия стала покидать орбиту Рима: сын Эгидия, военачальник Сиагрий (465−486 гг.), взял под свой контроль местную власть. В источниках он фигурировал как «король римлян», хотя ему приписывали статус и дукса, и патриция. Согласно федеративному договору, франки ещё подчинялись галльскому наместнику и помогали ему отражать удары вестготов и саксов. Хлодвиг, будучи более инициативным и решительным, чем его отец, ведёт вполне независимую политику по отношению к местной галльской элите. Как известно, Западной Римской империи формально не стало в 476 году, но оставалась Восточная часть, к которой обратились многие хозяева бывших римских провинций, дабы получить одобрение Константинополя на обладание властью в регионе. Сиагрий именно так и поступил: он отправил письмо восточноримскому императору, но так и не получил ответа.

Франкская фибула. (wikipedia.org)

Предводитель франков зря время не терял и к 1480-м годам фактически объединил несколько ветвей племени под своей властью. Узнав о том, что просьба Сиагрия осталась без внимания Константинополя, Хлодвиг разорвал отношения с галло-римлянами и объявил войну своему конкуренту в регионе. В 486 году франки прорвались в Галлию, и в этом же году Хлодвиг наносит сокрушительное поражение Сиагрию в битве под Суассоном. С этого события начинается история Франкского королевства.

Наследство

Когда Хлодвига не стало, его четыре сына разделили между собой государство. Это была дань франкской традиции. Затем дележ наследство продолжился и со стороны внуков умершего императора франков. Неизбежным следствием этого раздела стали очередные распри в семействе Меровингов. В этих междоусобицах всегда присутствовали вероломные убийства и прочие жестокости.

Клотильда, вдова короля, после кончины Хлодвига переехала в Тур. Именно там она начала прислуживать в монастыре Св. Мартина. Она редко посещала Париж и все дни проводила более чем скромно.

Она пережила своего супруга на тридцать три года. Ее похоронили вместе с ним…

Источники[править | править код]

Период правления Хлодвига I не богат источниками и многие из них нужно оценивать чрезвычайно критически, так как столь отдалённая история чаще всего описывалась хронистами уже post factum (от лат. после сделанного), а археологические данные и методы обработки материальных источников не всегда точны.

Письменные источникиправить | править код

О короле Хлодвиге многое известно благодаря подробному описанию его правления галло-римским епископом Григорием Турским, который был близок к власть имущим. Его «История», названная позже «Историей франков», богата наставлениями, так как изначально этот текст имел своей целью поучение, а затем превратился в хвалебную биографию. Поэтому, к сожалению, данный источник плохо отвечает требованию точного изложения исторических фактов. Жизнеописание Хлодвига можно найти во 2-й книге «Истории франков», главы 27—43.

Некоторые данные о Хлодвиге нам дает в своей «Хронике» Фредегар.

Социально-экономические и правовые аспекты эпохи правления Хлодвига I изучаются на основе «Салической правды» и капитуляриев, изданных в связи с появлением этого варварского закона.

Кроме того, до наших дней дошли некоторые фрагменты переписки того времени и более поздние записи, сделанные на основе источников, которые сегодня не сохранились.

Именно благодаря сравнительному анализу всех этих документов и хроник, большинство исследователей пришло к мнению, что Хлодвиг умер 27 ноября 511 года.

Вещественные источникиправить | править код

Фибулы эпохи Меровингов

Исследования археологов позволяют историкам делать некоторые выводы о материальной культуре того периода, об обычаях и культурном развитии франков, а также дать примерную картину климатических изменений на территории Галлии, развития сельского хозяйства и экономических связей (например, изучая остатки римских дорог в Галлии) и т. д. Кроме того, благодаря археологическим находкам часто возможно назвать более или менее точную дату того или иного события, тогда как письменные источники, к примеру, расходятся по этому вопросу или не дают таких данных вообще.

Лингвистические данныеправить | править код

Изучение франкского языка позволило исследователям понять этимологию имени короля Галлии. Имя «Хлодвиг» (франкск. Hlodowig) состоит из двух частей — корней «hlod» (то есть «прославленный», «выдающийся», «именитый») и «wig» (что переводится как «бой»). То есть «Хлодвиг» означает «Прославившийся в бою». Позже от этого имени было образовано имя Людовик, на французском языке — Louis (нем. Ludwig, лат. Ludovic), имя, которое так часто брали впоследствии французские короли. Меровинги нередко пользовались при составлении имени корнем «hlod», так, например, появились Хлотарь (франц. Clotaire), Лотарь (Lothaire), Хлодомир (Clodomir), Клотильда (Clotilde).

Очередной поход

Со временем Хлодвиг стал уже хорошим дипломатом. Ему удавалось не только заключать многочисленные союзы, но и продолжать вести активную завоевательную политику, которая шла практически беспрерывно.

При этом войско было довольно невелико. Количество воинов в армии Хлодвига составляло от трех до пяти тысяч человек. Но, напомним, она была отлично организована.

Так, король франков Хлодвиг (краткая биография которого изложена в статье) с войском успешно атаковал короля Бургундии Гундобальда. После этого отправился во владения алеманов. Битва против них произошла в районе Толбиака. Хлодвиг одержал убедительную победу. Земли алеманов перешли к франкам

Кроме того, данное сражение очень важно по своим последствиям. Дело в том, что супруга короля франков Клотильда — принцесса Бургундии и истовая христианка – с давних пор убеждала его оставить язычество

Однако сам Хлодвиг медлил, пока не случилась вышеупомянутая битва с алеманами…

Хлодвиг

Хлодвиг (465-511) – король франков, из рода Меровингов, сын Хильдериха I и Базины.  Пятнадцатилетним юношей, в 481 году, он стал королем части салических франков. Тогда большая часть Галлии, которая занимала всю территорию нынешней Франции, находилась под

римским владычеством и управлялась римлянином Сиарпием, сыном Эгидия. Область Cиapпия на северо-востоке примыкала к землям франков, на юге — к землям готов и бургундов. В 486 году Хлодвиг двинулся против Сиарпия.

Помогал ему родственник король Рагнахар. Разбитый Сиарпий бежал к готскому королю Алариху II, но, по требованию Хлодвига, был выдан и казнен. Но казнь Сиарпия не означала переход всей области, которой он правил, в руки франков. В течение нескольких лет правителю франков пришлось брать город за городом. Франки были в это время еще язычниками и грабили церкви.

Существует предание, связанное с одним из таких грабежей, когда франки захватили очень ценную кружку; и епископ ходатайствовал перед королем франков о возвращении ее в церковь.

Хлодвиг попросил воинов прибавить эту кружку к его доле. Никто не возражал, кроме одного франка, который потребовал, чтобы король получил только то, что  достанется ему по жребию. Сказав это, воин ударил секирой по кружке. Хлодвиг смолчал и велел отослать кружку епископу. Спустя год, во время военного смотра,  король подошел к этому воину и бросил на землю его секиру, упрекнув в плохом содержании оружия. Когда воин нагнулся, чтобы поднять секиру, Х.  нанес ему смертельный удар в голову, сказав при этом: «Так ты поступил в Суассоне с кружкой». Этим убийством, король навел на воинов сильный страх.

В 496 г. Хлодвиг принял христианство. Это было значительным событием в истории Франции.На этом настаивала его жена – христианка Клотильда, дочь Хильпериха Бургундского. Таинство совершил над ним св. Ремигий, епископ реймский. Около трех тысяч франков крестились вместе с королем.

Обращение Хлодвига и его подданных в христианство, с присоединением к господствующей церкви, стало одной из важнейших причин дальнейших успехов франков.

Король непрерывно одерживал победы, покоряя народы. Так, он решил захватить часть Галлии, которая была занята готамию Во главе войска Хлодвиг направился в Пуатье. Там тогда находился король готов Аларих.

Когда часть войска проходила через область Тура, где  находилась базилика св. Маптина, Хлодвиг, из уважения к святому, приказал, чтобы никто не брал ничего в этой области, кроме травы и воды. Но один воин, найдя у какого-то бедняка сено, сказал: «Разве король не приказал брать только траву и ничего другого? А ведь это трава и есть. Мы не нарушим приказа короля, если возьмем ее». Об этом стало известно королю. Тот в мгновение ока рассек воина мечом, сказав при этом: «Как мы можем надеяться на победу, если мы оскорбляем блаженного Мартина?». Больше войско ничего не брало в этой области.

. Когда войско подошло к реке Вьенне, никто не знал, где ему перейти на другой берег, так как река от дождей вышла из берегов.

Ночью король молил бога, чтобы тот указал ему место перехода. Рано утром у него на глазах вошел в реку олень удивительных размеров, и Хлодвиг узнал, что войско сможет переправиться там, где переходил олень.

Предводитель франков встретился, чтобы сразиться с Аларихом королем готов, в долине Вуйе, в десяти римских милях от города. Пуатье. Готы вели бой копьями, а франки — мечами. Победа досталась франкам, Аларих был убит.

Из Тура Хлодвиг приехал в Париж и сделал его резиденцией своего королевства. Король поселился во дворце на острове Сите.

Разными способами он истребил всех своих родственников, присоединив их владения у своему королевству и присвоив себе их богатства. Хлодвиг распространил свою власть над всей Галлией. Существует предание, что собрав однажды своих людей, он сказал о своих родственниках, которых сам же предал смерти: «Горе мне, что я остался чужим среди чужестранцев и нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем-либо помочь в минуту опасности». Король говорил так вовсе не из жалости к убитым. Этот хитрый прием он использовал, чтобы узнать, не остался ли еще кто-нибудь из родни, чтобы и того убить.

Хлодвиг управлял государством франков в течение 30 лет, умер в Париже. Его погребли в церкви святых апостолов, которую он сам построил вместе с женой. Ему было 45 лет.

Хлодвиг и вестготы

Между тем в продолжение всего этого времени франки враждовали с вестготским королем Аларихом II. Когда вражда эта дошла наконец до открытой воины, вестготы были разбиты, сам Аларих пал в сражении, и все его владения на север от Пиренеев были покорены франками. Завоевания Хлодвига I не ограничились бы этим, если бы тесть Алариха, вестготский король Теодорих Великий, не выслал против него войско, Хлодвиг, разбитый при Арле, вынужден был, после продолжительной войны, отказаться от части занятых им вестготских владений. Прованс достался Теодориху, нынешний Лангедок удержали за собою вестготы, а все прочие области остались во власти Хлодвига. Хлодвиг тем легче мог утвердиться в этих странах, что православное римское население их встретило его с радостью, считая себя несчастными под владычеством ариан вестготов.

Битва Хлодвига с вестготами. Миниатюра XIV века

Правление династии Каролингов в VIII веке. Образование Папской области

Начало династии Каролингов

Первые Каролинги были майордомами; первым королем династии Каролингов стал сын Карла Мартелла Пипин Короткий. Новая династия правила государством франков с 751 до 843 года и была прославлена не только благодаря Пипину Короткому, но и его сыну, названному Карлом Великим.

Пипин Короткий сумел заручиться поддержкой феодалов и церкви – церковные земли, отобранные при Карле Мартелле, были признаны церковной собственностью и возвращены церкви. Католическая церковь стала верным союзником каролингских королей.

В 751 году папа римский короновал Пипина Короткого как короля. Для подданных королевства это означало, что Пипин обрел поддержку от самого Бога. Последний король Меровингов был отправлен в монастырь. В обмен на благосклонность папы Пипин обещал поддержку католической церкви, владения которой подвергались нападениям германского племени лангобардов. Умелая политика Пипина Короткого позволила укрепить франкское государство.

Каролинги и папская область

В истории католической церкви образование папской области имело большое значение.Территории города Рима и прилежащих к нему земель до середины VIII века входили в состав Византийской империи, затем были завоеваны лангобардами. События заставили папу римского искать защиты у франков. Пипин Короткий совершил два похода против лангобардов, в 754 году изгнал лангобардов из Рима и передал Рим и Равеннупапе. Так образовалась папская область, где безраздельно правил папа римский.

Границы папской области отделяли северную Италию от южной и тянулись от берегов Тирренского моря до Адриатического побережья. Предоставление земель папе римскому укрепило союз католической церкви и франкского государства. 

Правление Меровингов и первых Каролингов заложили основы для создания крупных и сильных европейских государств

Ослабление государства франков при преемниках Хлодвига. Битва при Пуатье

Ослабление государства франков

После смерти Хлодвига по его воле в 511 году государство франков было разделено на четыре части, переданные под управление сыновьям Хлодвига.

Первоначально расширение государства, начатое Хлодвигом, продолжалось при его сыновьях: к франкскому государству была присоединена Бургундия. Но с течением времени разделенное государство теряло свое могущество, власть королей становилась все более слабой, а находящиеся при королевском дворе управляющие (майордомы или мажордомы), хорошо знающие секреты управления, сосредоточили в своих руках значительную власть. Они сумели превратиться в крупных землевладельцев и стать военными предводителями в своих областях.

В VII- VIII веках власть майордомов стала настолько сильной, что они могли назначать и смещать королей, получивших из-за своей слабости название «ленивых». Династия Меровингов теряла власть. Майордом Карл Мартелл в начале VIII века сумел одержать победу над соперниками, стремившихся к полной власти, и заложить основы новой династии – Каролингов (от латинского написания имени Карл – Carolus). Каролинги правили франкским государством с конца VII века сначала как майордомы, а с 751 года как короли.

Войны основателя династии Каролингов

Основатель династии Каролингов, Карл Мартелл (715-741гг.), поставил своей целью укрепление центральной власти. Для этого ему пришлось усмирять непокорных германцев. Одержав победу над саксами, фризами, баварами, герцогами Аквитании и правителями Прованса, Карл Мартелл заставил их платить ему дань.

Мартеллу пришлось вести борьбу с новой внешней угрозой – арабскими завоевателями. Арабы, двигаясь с Аравийского полуострова, имели своей целью создание огромного исламского государства – халифата. Им удалось завоевать значительную часть европейских стран, включая Испанию; их следующей целью было государство Карла Мартелла.

В 732 году хорошо подготовленное арабское войско вторглось на территорию франкского королевства, но получило отпор. Решающая битва франков с арабским войском произошла у Пуатье. В сражении Карл Мартелл использовал новые отряды – франкское конное войско. Франки нанесли арабам сокрушительное поражение, предводитель арабов погиб в бою. Значение победы франков было велико: разгромом арабского наступления они защитили остальную часть Европы от иноземного завоевания и предотвратили обращение христианского населения в исламскую религию.

Основные черты феодальных отношений в государстве франков

После победы над мятежными феодалами и арабами государство франков продолжало укрепляться. Складывались новые отношения, которые получили название феодальных (от слова «феод»). Феод – это земельное владение, полученное от правителя при условии несения ему военной службы. Феод мог передаваться по наследству, если сыновья умершего владельца продолжали нести военную службу. Владение включало земельный участок вместе с расположенными на нем поселениями, полями, лугами, лесами, реками и дорогами.

С укреплением феодальной системы крестьяне все чаще стали попадать в зависимость от феодалов, так как должны были нести определенные повинности (например, работать на земле хозяина определенное количество дней) и платить налоги. Из-за нехватки средств крестьяне попадали в долговую зависимость от феодалов. Многие из работников разорялись и уходили из деревни в поисках лучшей доли.

Для создания земельного фонда Карл Мартелл конфисковал земли непокорных феодалов, частично отобрал церковные и монастырские земли, что вызвало недовольство части феодалов и католической церкви. Эту проблему пришлось решать следующим правителям династии Каролингов.

Крещение

Могила Хлодвига I в базилике Сен-Дени в Сен-Дени

Хлодвиг родился язычником, но позже заинтересовался обращением в арианское христианство , последователи которого верили, что Иисус был отдельным и отдельным существом от Бога-Отца , подчиненным Ему и созданным Им. Это контрастировало с никейским христианством , последователи которого верят, что Бог Отец, Иисус и Святой Дух — три личности одного существа ( единосущность ). В то время как богословие ариан было объявлено ересью на Первом Никейском соборе в 325 году, миссионерская деятельность епископа Ульфилы обратила языческих готов в арианское христианство в 4 веке. Ко времени восхождения Хлодвига готские ариане доминировали в христианской Галлии, а католики составляли меньшинство.

Жена Хлодвига Клотильда , бургундская принцесса, была католичкой, несмотря на арианство, окружавшее ее при дворе. Ее настойчивость в конечном итоге убедила Хлодвига обратиться в католицизм, которому он поначалу сопротивлялся. Клотильда хотела, чтобы ее сын крестился, но Хлодвиг отказался, поэтому она крестила ребенка без ведома Хлодвига. Вскоре после крещения их сын умер, что еще больше усилило сопротивление Хлодвига к обращению. Клотильда также крестила их второго сына без разрешения мужа, и этот сын заболел и чуть не умер после крещения. Хлодвиг в конце концов обратился в католицизм после битвы при Толбиаке на Рождество 508 года в небольшой церкви недалеко от последующего аббатства Сен-Реми в Реймсе ; статуя его крещения святым Ремигием все еще можно увидеть там. Подробности этого события были переданы Григорием Турским , который записал их много лет спустя, в VI веке.

Католическое крещение короля имело огромное значение в последующей истории Западной и Центральной Европы в целом, поскольку Хлодвиг расширил свои владения почти на всю Галлию. Католицизм давал определенные преимущества Хлодвигу, поскольку он боролся за то, чтобы выделить свое правление среди многих конкурирующих центров власти в Западной Европе. Его обращение в римско-католическую форму христианства выделило его среди других германских королей его времени, таких как короли вестготов и вандалов , перешедшие из германского язычества в арианское христианство. Его принятие римско-католической веры, возможно, также принесло ему поддержку католической галло-римской аристократии в его более поздней кампании против вестготов, которая изгнала их из южной Галлии в 507 году и привела к тому, что очень многие из его людей обратились в католицизм. хорошо.

С другой стороны, Бернард Бахрах утверждал, что его обращение из франкского оттолкнуло многих других франкских подчиненных королей и ослабило его военное положение в течение следующих нескольких лет. В , святой Григорий Турский дал германских богов , что Кловис заброшенные имена примерно эквивалентных римских богов, таких как Юпитер и Меркурий . Уильям Дэйли, более непосредственно оценки предположительно варварские и языческие корни Clóvis, в игнорировал Григорий Турский версии и на основе его счет на скудных ранних источниках, шестого века «вита» из Сент — Женевьев и письма или относительно Хлодвиг из епископов ( в настоящее время в Epistolae Austrasicae ) и Теодорих .

Хлодвиг и его жена были похоронены в аббатстве Святой Женевьевы (Сен-Пьер) в Париже; Первоначальное название церкви — Церковь Святых Апостолов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector