Секуляризация церковных земель

Митрополит Арсений

Личность это была, прямо скажем, незаурядная и темпераментная. Периодически характер Мацеевича и обрекал его на ссылки и гонения. А усугубляло всё то, что он был действительно талантливейшим и убедительнейшим проповедником.

С другой стороны, стоит отметить, что сам процесс вывода церковных земель с крестьянами в сферу государственного пользования в крестьянской среде был воспринят, скорее, с восторгом. Екатерина в первые годы правления искренне верила в либерализм, и как указывает Карташев в «Очерках по истории Русской Церкви», хотела сделать этих крестьян собственниками своей земли, обложив их денежным налогом, и не закрепощая оброком и барщиной.

Потом, конечно, необходимость денег на глобальные проекты екатерининской эпохи, да и на многочисленных фаворитов, весь этот либерализм нивелировали, и сделали императрицу одним из апологетов крепостничества.

Но поначалу, крестьяне поверили в то, что скоро они станут свободными, что периодически приводило к открытым столкновениям с монастырями ещё до манифеста 1764 года. Подавлять которые пришлось в том числе и царской армии.

И вот на фоне всех этих тревожных событий активно подает свой голос против секуляризации Арсений (Мацеевич). Он выказывал свою позицию типичного «иосифлянина», сторонника максимальной независимости Церкви и её участия в государственных делах на принципах «симфонии» ещё с 1741 года, со времен Елизаветы Петровны, когда отказался присягать ей, поскольку в тексте присяги монарх обозначался, как «Крайний Судия», что, по мнению владыки Арсения, было прилично только Господу Богу.

Во время же процессов секуляризации он писал Екатерине II, но писал настолько резко и прямолинейно, что прочитав его послания, императрица сочла их не просто оскорбительными, а порочащими Императорское достоинство. Более того, он опосредованно, с формулировкой «на всех отнимающих земли церковные» наложил и на Екатерину II анафему. Вообще, к анафемам южнорусские архиереи, а Мацеевич был из их числа, прибегали довольно часто, и именно, как к политическому средству. Но в данному случае это был явный перебор.

Дата подписания и суть церковной реформы

Итогом работы комиссии стал Манифест о секуляризации, подписанный 8 марта 1764 г. Секуляризация при Екатерине II означала, что почти 9 млн. га земли, принадлежавших Синоду и монастырям, теперь будут находиться в распоряжении Коллегии экономии. Крестьяне, обрабатывающие эти территории (их насчитывалось около 1 млн. душ только мужского пола), тоже переходили в руки государства и облагались подушным окладом в размере 1,5 рубля. Треть этих денег отпускалась на содержание церквей и монастырей, часть планировалось тратить на содержание госпиталей, остальное же уходило в казну.

К моменту подписания Манифеста в Империи насчитывалось 954 монастыря. По решению комиссии 567 из них следовало упразднить. Оставшиеся обители были разделены на 3 класса, в зависимости от которого определялось число послушников и их денежное содержание. Этих денег часто не хватало.  Церковная реформа Екатерины II привела к тому, что многие монастыри обеднели и были заброшены. Церковь потеряла не только имущество, но и право управлять имениями и приходами.

Церковная реформа при Екатерине II проходила мирно и почти не встретила противостояния со стороны духовенства. Единственным членом Синода осмелившимся выступить против, после того как было объявлено о секуляризации церковных земель в пользу государства, стал митрополит Арсений Мациевич. Он не раз подавал в Синод протесты против изымания церковных вотчин, угрожал анафемой (отлучением от христианской церкви), отказался дать присягу о признании императрицы высшей судией. В результате чего он был объявлен преступником и до скончания своих дней был заключен в Ревельскую крепость.

Стоит отметить, что в Эпоху Просвещения усиление светской власти и снижения церковной диктатуры наблюдается не только в России. Эти процессы становятся общемировой тенденцией. В Европе буржуазные революции тоже вели к конфискации церковных владений и закрытию  монашеских орденов. Параллельно с российской церковной реформой, секуляризация церковных земель осуществляется и в Римской империи.

Смерть в крепости

Потом, в 1771 последовал ещё один процесс, после которого Арсения попросту замуровали, начали морить голодом. В итоге он умер в 1772 году. Перед смертью ему все же позволили исповедоваться и причаститься, но с исповедовавшего его священника взяли следующие обязательства: «обязуюсь, что я об имени и состоянии его спрашивать не буду и никому об нём отнюдь объявлять не имею – не только в разговорах, ниже догадками или минами какими и совсем учинить себя об нем незнающим повинен до конца жизни моей. А только едино имею исправить, что по духовности потребно, как от команды мне приказано».

Секуляризация в 1764 году в итоге состоялась. Она нанесла удар по монастырям, количество которых сократилось в России больше, чем на две трети, с 1201 до 387. Мацеевич, как непримиримый политический оппонент был устранен, но и крестьянским надеждам на раскрепощение не суждено было сбыться. Церковь же получила сильнейший финансовый, да и в целом материальный урон со времён Петра I.

Причины и подготовка реформы

Основной причиной секуляризации стало чрезмерное распространение беломестных (свободных от налога) церковных земель, снижавшее доходы казны. «Никакое новое государство не в силах было уже переваривать в своей полицейской и экономической системе то церковное землевладение, которое стало уже уродливым пережитком, оставшимся от древних удельных времён в организме нового централизованного государства», — пересказывал логику государства А. В. Карташёв.

Кроме того, в наследие от XVI и XVII веков Российской империи досталось огромное количество монастырей, многие из которых к середине XVIII века оказались с минимальным числом монашествующих или совсем обезлюдели.

Движению против монастырского землевладения способствовало, сверх того, несоответствие его обету нестяжания, явно сквозившее сквозь компромисс, выработанный византийским правом ещё до времени принятия Русью христианства и перенесённый в Россию вместе с Номоканоном. Он состоял в том, что монах не может иметь личной собственности, но может пользоваться собственностью монастырской. На этом основании Номоканон признавал права монастырей, между прочим, и на земельную собственность, населённую арендаторами-крестьянами, отрицая безусловно только прямое церковное рабовладельчество. Для того, чтобы владение большими имениями не вредило аскетической строгости жизни, церковь установила принцип: «Церковное богатство — нищих богатство» и на основании него требовала, чтобы монахи не «вступались в села» и монастырское начальство тратило на продовольствие монахов минимальную долю доходов, а всё остальное употребляло бы на церковное строение и украшение, школьное дело и всяческую благотворительность.

О подготовке реформы распорядилась в 1757 году богомольная императрица Елизавета Петровна, а её преемник Пётр III потребовал ускорить подготовку манифеста. За три месяца до своего свержения он успел подписать указ, предусматривавший передачу недвижимых церковных имуществ вместе с Коллегией экономии в ведомство Сената, а также прекращение дотирования монастырей, не способных обеспечить себя самостоятельно. Этот указ предельно обострил отношения императора, вообще не особо уважительно относившегося к православию, с Русской церковью.

Обер-прокурор синода Мелиссино предлагал не ограничивать реформу одними хозяйственными вопросами, но распространить её и на сферу канонического права. «Пункты» Мелиссино (проект наказа законодательной комиссии 1767 года) предполагали своеобразную «реформацию» Русской церкви в соответствии с принципами Просвещения: уничтожение общеобязательных постов, облегчение разводов, разрешение четвёртого брака, упрощение ряда обрядов и т.д. После длительной переписки с Мелиссино императрица забраковала его проект. «Пункты» Мелиссино были изданы Бодянским в «Чтениях Общества Истории и древностей» (1871, кн. 3, смесь).

Это интересно: Сексуальная жизнь Древних Славян — рассмотрим подробно

Реформа

26 февраля 1764 года императрица Екатерина II издала указ о церковных владениях, который подводил черту под многовековым противостоянием между Русской Православной Церковью и Российским государством по вопросу о церковных владениях.

Важнейшими положениями этого законодательного акта были:

  1. Все имения Святейшего Синода, епархиальных кафедр, монастырей и приходов окончательно передавались государственной Коллегии экономии. Все церковные учреждения устранялись от управления этими имениями. Крестьяне, жившие в этих имениях, число которых по ревизии 1760 года составляло 910866 ревизских душ (то есть только мужчин), передавались в ведение Коллегии экономии, и в дальнейшем они именовались экономическими крестьянами.
  2. Вместо барщинной работы и разных оброков с 1 января 1764 года эти крестьяне обязаны были платить по 1,5 руб. подушного оклада, который через Коллегию экономии поступал в государственную казну.
  3. Для содержания церковных учреждений — епархиальных кафедр, монастырей и приходских церквей, ранее владевших землей, Коллегия экономии должна была выделять определенную сумму.
  4. Епархии были разделены на три класса, и содержание им назначалось в зависимости от класса.
  5. Для монастырей, вначале только великорусских, — то есть кроме тех, что были подчинены Киевскому митрополиту, — составлялись монастырские штаты, в которые были внесены 225 (Троице-Сергиева Лавра и Александро-Невский монастырь; 156 мужских монастырей; 67 женских монастырей) монастыей разделенные на 3 класса по уровню содержания.

По донесению Синода от 1 января 1762 года, во всех епархиях России насчитывалось 954 монастыря, с имениями и без, с 11 153 монашествующими. После секуляризации 1764 года Синод постановил упразднить 418 монастырей. Из оставшихся 226 получали содержание от государства, остальные же 310 монастырей, отныне известные как заштатные, должны были существовать на доброхотные приношения народа.

31 марта 1764 года вышло дополнительное распоряжение о том, чтобы заштатные монастыри тоже были разделены на 3 класса: 1 класс — 20 монастырей, 2 класс — 56 и 3 класс — 85, всего 161 монастырь (все мужские) с 1247 монахами. Остальные 149 монастырей упразднялись. Оставшиеся заштатные монастыри должны были существовать либо на доброхотные приношения народа, либо за счет расположенной около обителей ненаселенной земли, которую монахи обрабатывали собственными силами. Таким образом в Великороссии оставалось 387 монастырей.

Секуляризационная реформа была впоследствии распространена за пределы Великороссии. В 1786 году аналогичное положение установилось в Малороссии, т.е. Киевской, Черниговской и Новгород-Северской губерниях, а в 1788 году — на Слобожанщине, т.е. в Харьковской, Екатеринославской, Курской и Воронежской губерниях.

Сакрализация — понятие и черты

Противоположным понятию секуляризация, антонимом его содержанию является сакрализация — это наполнение явлений, вещей, предметов, людей религиозным содержанием, подчинение религиозному влиянию политических и социальных институтов, науки, культуры, отношений в быту.

Сакрализация сопутствовала формированию человеческого общества, порождению и развитию культуры. На первых порах истории человечества она проходила в условиях жизни и коммуникации в виде обрядов, знаков, суеверий, связанных с  приятием божественного.

Сакрализация усиливается на почве верований, объединенных с признанием «священного».  Позже углубляется на основе клерикализации (оцеркововления) социальных отношений.

При этом увеличилось ее воздействие на личную и общественную жизнь, появилось идеологическое обоснование, наметилось стремление заключить все области интеллектуальной жизни в канву богословия и теологических понятий.

Основными этапами клерикализации считают:

  • кодификацию,
  • догматизацию,
  • канонизацию вероучений.

Черты сакрализации в разных культурах и обществах

  • В странах ислама, церковь не была сильной религиозной организацией. Сакрализация там шла путем построения теократического государства. Ислам стремился к слиянию духовного и светского, к построению религиозного сообщества. Он рос и укреплялся в обстановке религиозно-политического единения. В арабском мире политические вожди всегда одаривались харизмой, это являлось одной из форм сакрализации. Харизма — черта личности, которая выгодно выделяет человека среди других людей. Но она не приобретается в процессе становления характера, воспитания  или обучения, она дарована судьбой или предначертанием высших сил. В исламе политические руководители всегда являлись и религиозными наставниками, носителями авторитета вероисповедования.
  • Сакрализация в христианской Европе зародилась в IV веке и достигла своего пика в Средневековье. В это время не разделяли мирскую и сакральную жизнь людей. Под все, что делалось, под любое социальное событие подводилась сакральная база, все включалось в ее сферу. Самой главной ценностью Средневековья был Бог. И все основополагающие области культуры того времени отражали это представление. Архитектура, скульптура, живопись воспроизводили библейские элементы и сюжеты, литература была пропитана религиозной тематикой, музыка состояла из церковных песнопений, философия мало отличалась от религиозных учений и теологии. Наука служила христианству. Этика и правовые нормы были развитием христианских догм. Политическое устройство подчинялось теократии и основывалось на религии. Семья считалась божественным союзом. Экономические отношения находились под религиозным контролем, многие их прогрессивные формы угнетались, в угоду нецелесообразным, но имеющим разрешение со стороны церкви. Обычаи и порядки, уклад жизни и образ мысли выдвигали на первый план единение с Богом и отрицание мирского. Чувственный мир с его радостями, богатством и ценностями считался временным местом пребывания человека, где он всего лишь пилигрим, идущий к божественной обители и стремящийся привести свою жизнь к идеалу, чтобы достичь окончательной цели.

литература

  • Марсель Альбер: Памятные мероприятия к 200-летию секуляризации 1803-2003 гг. Критический обзор , в: Römische Viertelschrift 100 (2005), стр. 240–274.
  • Кристиан Барц: Секуляризация Лаахского аббатства в 1802 году. Тематическое исследование. В: Rheinische Vierteljahrsblätter 62 (1998), стр. 238–307.
  • Поль Фабианек: Последствия секуляризации монастырей в Рейнской области. На примере монастырей Шварценбройх и Корнелимюнстер. Verlag BoD, 2012, ISBN 978-3-8482-1795-3 .
  • Райнер Гросс : История Саксонии. Берлин 2001 г. (4-е издание 2012 г., ISBN 978-3-361-00674-4 ).
  • Фолькер Химмелейн (ред.): Старые монастыри, новые мастера. Секуляризация на юго-западе Германии 1803. Большая государственная выставка Баден-Вюртемберг 2003 . Thorbecke, Ostfildern 2003, ISBN 3-7995-0212-2 (каталог выставки и том эссе).
  • Георг Мёлих, Иоахим Опен , Вольфганг Розен (ред.): Монастырская культура и секуляризация в Рейнской области. Klartext Verlag, Essen 2002, ISBN 978-3-89861-099-5 .
  • Иса Любберс, Мартин Рёсслер, Иоахим Штюбен (ред.): Секуляризация — всемирно-исторический процесс в Гамбурге. Peter Lang GmbH, Франкфурт-на-Майне 2017, ISBN 978-3-631-67547-2 .
  • Винфрид Мюллер : особый баварский путь? Секуляризация в Германии слева и справа от Рейна. В: Секуляризация в Баварии 1803 г. Культурный разрыв или модернизация? изд. пользователя Alois Schmid . Мюнхен: CH Beck 2003, стр. 317–334 (ISBN 978-3406106o44)
  • Винфрид Мюллер: Секуляризация 1803 года. В: Справочник по истории баварской церкви. Том 3, изд. по Брандмюллеру . Eos Verlag, St. Ottilien 1991, стр. 1-84.
  • Винфрид Мюллер: Между секуляризацией и конкордатом. Реорганизация отношений между государством и церковью 1803–1821 гг. , В: Handbuch der Bayerischen Kirchengeschichte , том 3, изд. по Брандмюллеру . Eos Verlag, St. Ottilien, 1991, стр. 85–129.
  • Альфонс Мария Шегльманн : История секуляризации в Баварии на правом берегу Рейна. 3 тома, Habbel, Regensburg 1903–1908.
  • Рудольф Шлёгль : вера и религия в секуляризации. Католический город — Кельн, Ахен, Мюнстер — 1740–1840 гг. Мюнхен 1995.
  • Дитмар Штутцер: Секуляризация 1803 года. Шторм в церквях и монастырях Баварии. Розенхаймское издательство Альфред Фёрг, 1976, ISBN 3-475-52237-3 .
  • Эберхард Вайс : Montgelas . Первый том. Между революцией и реформой 1759–1799 гг . 2-е издание. Бек, Мюнхен 1988, ISBN 978-3-406-32974-6 .
  • Маттиас Вемхофф : Секуляризация и новое начало . Schnell & Steiner, Регенсбург 2007, ISBN 978-3-7954-1963-9 (по случаю открытия выставки в Региональной ассоциации Вестфалии-Липпе — Государственном музее монастырской культуры в монастыре Дальхейм ).

Секуляризация после Французской революции

Франция

Секуляризация во Франции в конце 18-го и начале 19-го веков восходит к дебатам эпохи Просвещения . Это наиболее всеобъемлющий из тех, что были до сих пор. Почти все церковные имперские владения были распущены, и почти 95 000 км² земли, на которой проживало более 3 миллионов человек, сменили своего правителя или владельца.

Национальное Собрание французского решило в начале Французской революции 2 ноября 1789 года в декрете ( Décret де Biens ей clergé MIS ля диспозиция де ла Nation ), который был основан на предложении от члена Национального собрания и позже Министр иностранных дел Наполеона епископ Шарль-Морис де Талейран-Перигор отказался от национализации церковной собственности и, таким образом, от фактической экспроприации католической церкви . Фоном к этому послужили массированные усилия по противодействию финансовому кризису французского государства, который в основном был вызван дорогостоящим участием Франции в американской войне за независимость . С гражданской конституцией духовенства , принятой в 1790 году , была создана французская национальная церковь , священники и государственные служащие которой получали государственную зарплату и должны были принести присягу нации и новой конституции. Таким образом, в начале Французской революции верховенство духовенства было положено отменой старого порядка . С экспроприацией церковной собственности была резко ограничена экономическая и политическая власть церкви.

Только после заключения между Наполеоном Бонапартом и Папой Пием VII закрытого конкордата 1801 года, по крайней мере формально, снова произошло примирение между католической церковью и французским государством.

Департаменты на левом берегу Рейна в Германии 1802 г.

В отличие от области на правом берегу Рейна, секуляризация произошла в 1802 году в четырех департаментах на левом берегу Рейна , которые существовали с 1798 года и были переданы Франции в Люневильском мире 1801 года . Основой секуляризации был Конкордат 1801 года , в котором было дано каноническое одобрение секуляризации. 9 июня 1802 г. на основании консульского постановления («Arreté des Consuls») — в юридическом смысле постановления — церковные условия были реорганизованы; За исключением епархий и приходов, почти все религиозные учреждения были упразднены, а их собственность передана французскому государству.

Согласно постановлению консульства, все монахи / монахини с корнями на левом берегу Рейна получали ежегодную пенсию в размере 500 (для лиц моложе 60 лет) или 600 франков (с 60 лет). Те монахи / монахини, которые первоначально прибыли из районов на правом берегу Рейна, должны были покинуть районы на левом берегу Рейна и получить разовые 150 франков на стоимость своей поездки.

Чтобы улучшить финансовое положение французского государства, в последующие годы секуляризованные товары продавались с аукциона и в основном шли к частным покупателям. Церковные имперские владения также были упразднены, а их собственность была национализирована.

Районы на правом берегу Рейна в 1803 году

Сдвигая французскую восточную границу, немецкие владыки понесли территориальные потери. В качестве компенсации к ним были добавлены церковные имперские владения ( духовные княжества ) и большинство имперских городов (в данном случае идет речь о медиатизации ) в Reichsdeputationshauptschluss 1803 года .

Статья 35 Reichsdeputationshauptschluss выходит даже за рамки простой компенсации. Здания и имущество упраздненных монастырей , аббатств и монастырей были переданы в распоряжение (распоряжение) государем. Это также позволяло правителям, не потерпевшим потери территории, конфисковать церковное имущество в свою пользу и облегчить свои финансы.

Reichsdeputationshauptschluss касалось церковных избирательных княжеств Кёльны и Трира , в архиепископстве Зальцбурга и монастыри Ольмюца , Аугсбург , Бамберг , Базель , Бреслау , Бриксен , Куры , Corvey , Айхштет , Фрайзинг , Fulda , Хильдесхайм , Констанц , Любек , Льеж , Мюнстер , Оснабрюк , Падерборн , Пассау , Регенсбург , Шпейер , Триент , Вормс и Вюрцбург . Также все другие церковные княжества, которым з. Б. императорские аббатства и другие императорские монастыри были распущены.

Только Курмайнц , остальная территория которого на правом берегу Рейна была передана княжеству Ашаффенбург , не был распущен. Карл Теодор фон Дальберг , последний архиепископ Майнца, оставался арх-канцлером империи.

Екатерининская секуляризация

В истории существуют два понятия, которые стоит между собой различать: первое — «Манифест о секуляризации церковных земель», а второе — реализованная секуляризационная реформа. Манифест был подписан Петром III, государем, властвовавшим всего лишь полгода. Эксцентричность императора озлобила дворянство, и элита общества возвела на престол жену Петра III Екатерину II. Петров манифест призывал изъять из церковных рук часть земель. Документ был подписан, но вследствие короткого правления императора не был реализован на практике.

Взойдя на престол, Екатерина сначала отменила указ бывшего мужа. Она пришла к власти из-за дворцового переворота, и ей нужно было лавировать между основными правящими группами, чтобы не повторить судьбу своего мужа. Не стоит забывать, что по происхождению Екатерина была немкой из небольшого княжества. Родившаяся в 1729 году, она перешла в православие лишь в 1744 году. Да и переход ее в другую веру был вызван не религиозным чувством, а желанием выгодно использовать политическую конъюнктуру. Она понимала, что нельзя править в России, исповедуя другую веру или попирая ценности православия. Неудачный пример Петра III это отлично подтвердил.

В 1764 году Екатерина все-таки подписывает секуляризационный манифест. Существовали объективные причины для изъятия церковных вотчин:

  • Крупное церковное землевладение являлось архаическим пережитком, доставшимся Российской империи еще от времен первых русских князей. Сотни лет прошло с тех пор, а подобная форма владения землей крайне устарела.
  • Церковь не являлась налогоплательщиком. Ее владения были огромные, а государство не получало от этого никакой экономической выгоды. У Екатерины были грандиозные планы, что вылилось в две русско-турецкие войны, поэтому деньги были нужны здесь и сейчас.
  • Реформа была еще одним поводом для светской власти, чтобы приуменьшить влияние церкви. Духовная власть призвана решать морально-этические вопросы, а не вмешиваться в политику, как она неоднократно делала до этого. Отчасти с этой мыслью была затеяна реформа.
  • Несоответствие жизни некоторых духовников учению Христа. Безусловно, нельзя судить все учение по людям, извращающим его смысл. Но такие отступники заставляют людей терять доверие, скептически относиться к учению. Христианство призывает к аскезе, а не к увеличению вотчинного землевладения, поэтому сам факт, что у церкви скопились богатства и земли, является не очень естественным и правильным.

Помимо лишения церкви большей части своих владений, реформа также создала новый класс крестьян, именуемый экономическим. Они были приписаны к коллегиям экономии, обладали личной свободой и должны были платить только оброк. Спустя несколько десятков лет эта категория крестьян была включена в состав государственных крестьян.

Государство стало владельцем бывших церковных имений, отстранило духовников от управления территориями, которые раньше принадлежали им, была юридически закреплена церковная иерархия: государство разделило епархии на три класса и каждому из них предоставило определенное материальное содержание. Монастырей в то время было действительно много, некоторые даже пустовали. Часть из них стала содержаться государством, а часть — должна была обеспечивать себе существование на добровольные пожертвования прихожан. Если к началу реформы было 954 монастыря на территории Российской империи, то к концу реформы осталось 387 монастырей на территории Великороссии.

Секуляризация церковных земель может оцениваться по-разному. Правительство обещало заниматься благотворительностью, но не смогло, ухудшились отношения между светской и духовной властью, вырос оброк, что отчасти повлекло к крестьянскому бунту Пугачева. Тем не менее, было и много хорошего. Была ликвидирована архаичная неприбыльная форма землевладения, экономические крестьяне получили землю и личную свободу, пока их не приписали к государственным, создались перспективы для более продуктивного развития капиталистических отношений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector