Анализ стихотворения гумилева слово

Анализ стихотворения Николая Гумилева «Слово»

11 декабря 2015

Вообще «акме» считается высокий уровень чего-либо. И в 1912 году появился такой вариант «акмеизма» у Гумилева, он выпускает целый сборник под названием «Чужое небо», а уже в более позднем возрасте «Огненный столп».

В последнем собрании все произведения были проникнуты больше философией, а также разными идеями различных религий. И стихотворение «Слово» также входило в этот сборник. Оно по стилю больше подходит к символизму, а вот по тому, как складываются строчки, он больше поход на акмеистические традиции.

В данном произведении воспевает слово, которое необходимо для выражения мыслей человека. Сам поэт неплохо знаком с различными восточными философскими системами. Известный слог «аум» был им постигнут в совершенстве, поэтому открыты многие тайны мироздания. Так как этим словом был создан мир, также им обозначали сущность Бога. И в таком произведении поэт как раз и противопоставил 2 варианта знакомства с миром: логический, который нужен для жизни повседневной, для каких-либо действенных дел.

Выражается оно в числах или кодах. А также еще и божественное познание, которое находит выражение в слове. Гумилев работает по тем же традициям, как у Пушкина и Лермонтова. Он уверен, что только поэт сможет напомнить людям о божественной силе слова

В стихотворении Гумилев обращается к Евангелию, который является для христианина самой важной книгой

Само произведение выдержано в высоком стиле. В нем много архаизмов (“оный день”, “осиянно”), а это подходит для русской поэзии. И если вчитаться в строки этого произведения, то по интонации можно понять, что вы читаете заклинание.

Также в стихотворении Гумилев пытается найти баланс отношений между этими двумя мирами. В произведении много метаморфических характеристик, играющих чисто символьную роль: «Солнце останавливали словом», «слово проплывало в вышине» и ряд других.

Сам поэт говорил о том, что без символов не появилось бы и акмеистическое движение. Все это происходило потому что, поэт был символом «серебряного века». И его гибель тоже как символ того, что в России произошло уничтожение ренессанса культурного. Точно также, как убили поэта.

Анализ стихотворения «Слово» Н.С. Гумилева

Произведение «Слово» Николая Степановича Гумилева входит в его сборник стихотворений «Огненный столп», изданный еще при его жизни в 1921

году, в период, когда его стихотворения отличались особой многоплановостью, философским смыслом и глубиной. В этой книге автор полностью раскрыл свое мастерство поэта. У Николая Гумилева было четкое представление о том, какое влияние он, как поет, может оказать на людей с помощью обыкновенного слова. Предшественники писателя множество раз доказывали на собственном опыте, что произнесенной в нужной момент фразой можно вдохновить десятки людей на восстание или, наоборот, успокоить разъяренную толпу. В стихотворении «Слово» автор выразил свое отношение и мнение к общению и словам как к великой ценности. В далекой древности, когда Бог только сотворил мир, «Солнце останавливали словом. Словом разрушали города». Важным и значимым этапом в развитии людского рода является период, когда человечество еще было способно понимать друг друга. Даже стоит отметить тот факт, что они не бросали слова в бессмысленную пустоту, так как верили, что любые произнесенные мысли и намерения могут материализоваться. Слово тогда считали чем-то возвышенным и недосягаемым, тем, кто овладел навыком управления словом, практически поклонялись. В повседневной жизни обычные люди объяснялись с помощью цифр, «потому что все оттенки смысла умное число передает»

В том числе и патриарх, подчинивший себе «и добро, и зло», проявлял осторожность к простому слову. Он считал, что произносить «звуки» неоправданно часто — излишнее благо, в связи с этим даже старец не решался говорить, а лишь «тростью на песке чертил число»

Николай Степанович Гумилев делает отсылку к Евангелие, поясняя такое бережное чувство к словам, и показывает, что это было дано человеку самим создателем. Ведь именно в священных книгах написано, что само по себе слово божественно. Хотя, стоит отметить, что писатель также указывает и на то, что по стечению времени человек уже не помнит этого. Это, в конце концов, привело к тому, что великое и неприкосновенное понятие слова опустилось до обыденности и примитивного низкого общения. Слово потеряло свою трепетную божественность, которое когда превозносилось и оберегалось всеми без исключения. Поэт страдает из-за того, что настало такое время, когда пламенной речью не удается прекратить кровопролитные войны или вынудить «орла не взмахивать крылами». Миссия поэта, по мнению автора, воскресить прежнюю силу и величественность простого слова. Но, стоит отметить, что у него есть понимание того, что, даже обладая большим даром поэта, один человек это сделать не сможет, потому что бесценный сосуд для слова – человек. Однако, убивая свой внутренний мир, он умаляет мощь слов и лишает их ценности. Итогом этого является фраза: «как пчелы в улье опустелом, дурно пахнут мертвые слова», ненужные ни одной живой душе и не в силах направить это общество на верный путь, корректируя те неверные шаги, совершенные людьми. Образ пчел представляет собой метафору, обращенную к образу поэта, находящегося в поиске божественного нектара слов. Слова теперь не являются тем рычагом и механизмом, с чьей помощью можно изменить этот жестокий мир, творить невозможное во благо народа. По мнению Н.С. Гумилева, поэты — это лучшая часть из всего человечества, через них более всего воплощается образ и подобие Бог, им доступно то, что непонятно обычным людям. Возвысить уровень поэзии до уровня религии являлось главной целью автора, которой он слепо следовал всю свою, несомненно, яркую творческую жизнь.

Большой толковый словарь

РАЗРУШИТЬ, -шу, -шишь; разрушенный; -шен, -а, -о; св. что. 1. Уничтожить, руша, ломая. Р. мост, дамбу, оборонительные укрепления. Р. снарядом. Р. воздушной волной, взрывом, штормом. Грязевые потоки разрушили жилые кварталы. Южная часть города разрушена авиацией.безл. Ферму разрушило ураганом. 2. Ликвидировать, заставить исчезнуть. Р. связи между республиками. Р. командно-административную систему хозяйствования. Р. чьи-л. иллюзии, сомнения, подозрения, замыслы (рассеять). Р. литературные штампы, языковую норму. Случай разрушил все его планы (расстроил, разбил). 3. Привести в упадок, ввергнуть в тяжёлое (обычно болезненное) состояние. Энергосистема города разрушена до основания. Война разрушила экономику страны. Р. своё здоровье. Борьба с самим собой разрушила тело и мозг. Нервная система совсем разрушена. 4. Нарушить, внести беспорядок во что-л. Р. гармонию ансамбля. Р. покой, сон, тишину. Р. симметрию чего-л. 5. Нарушить единство чего-л., тесную связь между членами чего-л. Р. товарищество, семью. Ссоры и перебранки разрушили коллектив. Разрушать, -аю, -аешь; нсв. Разрушаться, -ается; страд. Разрушение (см.).

Анализ стихотворения «Жираф» Гумилева

Н. Гумилев вошел в историю прежде всего не как поэт, а как путешественник. Он сам признавался, что занятия литературой для него отступают на второй план перед далекими экспедициями. Тем не менее Гумилев оставил богатое литературное наследство, он являлся одним из основателей течения акмеистов. В 1907 г. поэт вернулся из очередного путешествия в Африку. Свои яркие впечатления он отразил в стихотворении «Жираф».

Акмеистам было свойственно отражение действительности в максимально кратких и емких словах. Это отчетливо проявляется в произведении Гумилева. Он обращается к своей неизвестной собеседнице, которая находится в грустном и подавленном состоянии. Для того чтобы развеселить и порадовать женщину, поэт рассказывает ей о своем таинственном путешествии. Этот рассказ сразу же создает волшебную сказочную атмосферу. Гумилев избегает утомительных и скучных подробностей и деталей. Начальные строки рассказа напоминают древнее сказание: «далеко, далеко». В центре рассказа появляется главный герой – жираф. Для холодной и несчастной России это животное представляется невиданным сказочным зверем, в существование которого даже трудно поверить. Поэт не скупится на красочные характеристики. «Волшебный узор» на шкуре жирафа можно сравнить разве что с луной. Животное напоминает «цветные паруса кораблей», его бег – «птичий полет». Даже его вечернее шествие в убежище – чудесное зрелище, которое никому не дано увидеть.

Рассказ о жирафе – всего лишь вступление автора. Он утверждает, что привез из Африки множество волшебных историй, которые никому в России неизвестны. Они насыщены чудесами и увлекательными приключениями. Но его спутница никогда не покидала своей страны. Она «слишком долго вдыхала тяжелый туман», который символизирует русское отчаяние и безнадежность. Это убило в женщине веру и мечты в волшебные страны. Автор начинает рассуждать о безнадежности своей попытки передать собеседнице свои впечатления, так как она даже не способна себе их представить. Этим он доводит ее до горьких слез.

Стихотворение заканчивается тем, с чего и началось. Гумилев начинает свой чудесный рассказ о жирафе заново.

Произведение «Жираф» показывает, насколько Гумилев был оторван от России. В родной стране он проводил очень мало времени, которое было занято подготовкой к очередному путешествию. Неудивительно, что все его мечты были связаны с далекими странами, в них попросту не находилось место для своей страны. Его рассказ о жирафе очень красив и своеобразен, но он не может встретить понимания в человеке, который привык к своей природе.

Сын «врага революции»

Отца Лев помнил довольно неплохо, хотя был ещё мал, когда того не стало — поэт Николай Гумилёв оказался одним из первых творцов Серебряного века, уничтоженных советской властью. В 1921 году его расстреляли чекисты по сфабрикованному делу «Петроградской боевой организации». Не в большом почёте у большевиков оказалась и мать Льва — Анна Ахматова.

Родители рано заметили интерес сына к истории. Отец привёз ему в Бежецк (там, у бабушки, рос Лев) книгу о войнах Византии с варварами, и книга быстро стала его любимой. Николай даже обрадовался — если сын станет историком, сможет обоснованно опровергать марксизм. Благословила увлечение историей и мать: «Имей в виду, Лёва: если тебя расстреляют или повесят за занятия историей, я не заплачу. А если попадешь в тюрьму за уголовное преступление — заплачу. Мне будет очень горько, что мой сын так низко пал».

И всё же Лев до конца школьных лет не мог определиться — историком ему стать или поэтом. Он неплохо писал стихи и прозу, но всё же выбрал историю. В 1929 году Лев приехал в Ленинград, в Фонтанный дом, к матери. Ахматова жила тогда у нового мужа. Сын её спал на сундуке в тупике холодного коридора коммуналки. Ездил в археологические экспедиции в качестве дешёвой рабсилы, был чернорабочим в Ленинграде, потом санитаром. В 1934 г. поступил на истфак ЛГУ, который только что восстановили (власть решила, что всё-таки история и историки ей пригодятся).

Лев с родителями. (rg.ru)

Гонения не заставили себя ждать. Комсомольцы истфака заявили, что сыну врага революции не место в советском университете. Вскоре Гумилёва исключили — за то, что «успевал только по специальным дисциплинам». Он получал двойки по общественно-политическим дисциплинам (ленинизм) не потому, что ему трудно было — он относился к ним, как к принудительному, к обязанностям. А в 1935 г. Гумилёва арестовали (заодно с Пуниным, мужем матери, за какие-то неосторожные слова). Правда, в тот раз благодаря заступничеству знакомых Сталин их помиловал.

Льву удалось восстановиться в университете. Но в 1938 году его арестовали снова — и на этот раз уже «с концами». Поводом стали всего лишь доносы одного из преподавателей, с которым Гумилёв пререкался по поводу своего отца (преподаватель на лекции прямо выдумывал какие-то небылицы).

Анализ стихотворения «Она» Гумилева

Стихотворение «Она» Николая Степановича Гумилева создано в период перехода поэта от символизма к акмеизму. Образ женщины в произведении раскрыт и с психологической, и с романтической точки зрения. Героиня стихотворения — жена Н. Гумилева поэтесса Анна Андреевна Ахматова.

Стихотворение «Она» появилось в 1912 году на страницах сборника «Чужое небо». Автору в эту пору 26 лет и он женат на любимой женщине — А. Ахматовой. В этом же году у семейной пары родился сын Лев.

По жанру — любовная лирика, размер — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой, 5 строф. По композиции условно делится на 3 части. В первой поэт смотрит как бы со стороны на свою возлюбленную, во второй части появляется намек на болезненность их отношений, в третьей он возводит героиню на пьедестал, признавая себя простым смертным перед ней. Он словно в раю, но песок его обжигает, а молнии в ее руке не дают ему приблизиться, мешают им понять, принять и удержать друг друга.

Лексика возвышенная, книжная, много кратких прилагательных: дольней, истоме, томлений, жажду, пред, своеволий, плавен, светла, высокомерна, глуха. Форма слова «счастие» подчеркивает глубину чувства поэта. Третье четверостишие в чем-то перекликается с сонетом Шекспира «Ее глаза на звезды не похожи». Из общего ряда мировой любовной лирики стихотворение выделяется тем, что его героиня не просто любимая женщина, а тоже поэт.

Поэт описывает ее внешность несколькими штрихами: расширенные зрачки, плавен шаг, типичной красавицей не назовешь. Он робеет перед ее молчаливостью, ведь даже шаг ее — «неслышный, неторопливый», а ее холодность причиняет ему боль. Впрочем, лирический герой сознает уникальность этой встречи и отношений, дорожит этой любовью, считает ее единственной в своем роде, сбывшейся мечтой любого поэта. Известно, что жена словно отвечала ему на стихи своими стихами. В том же 1912 году она писала, что ей «надоело быть незнакомкой, чужой».

Много ярких эпитетов: таинственном, медной, отрадной, райском огненном, мудрой сладкой. Есть и сравнение: сны, как тени. Оксюморон: сладкой боли. Метафоры: усталость горькая, медной музыке стиха, душа открыта. Гипербола: держит молнии в руке.

Чувство, которое долго было неразделенным, трудная любовь двух талантливых людей, Н. Гумилева и А. Ахматовой, легли в основу стихотворения «Она». Это произведение — проба сил молодого поэта, искавшего новые пути в литературе модерна.

Поэзия и религия

Теме, которая затронута в этом стихотворении, Николай Гумилев посвятил несколько статей. Они занимают не последнее место в его творчестве. Полагая, что поэзия и религия являются сторонами одной монеты, русский поэт говорил о необходимости духовной работы. Этот труд должен преследовать не эстетическую или этическую цель, а более высокую, неизвестную простому смертному. Благодаря этике человек адаптируется в обществе. Эстетика развивает его способность получать наслаждение. Религия и поэзия находятся выше этих категорий. Неспособность людей постигать высшее предназначение Слова, по мнению Гумилева, приводит к тому, что оно становится мертвым.

Стихотворение «Слово» охватывает разные эпохи в истории человечества. В этом произведении поэт говорит в первую очередь о высоком духовном начале человека, о забвении духа, которое было характерным для времени, в котором он жил. Спасти человечество может лишь религия и поэзия – сферы, которые находятся выше обычного разума. А основной их категорией является Слово.

Евангелие и Гомер

Воин и путешественник, о чьей безрассудной смелости слагали легенды, боялся смерти и дьяволопоклонников. Он переплывал реку Уаби, кишащую крокодилами, ночевал в пустыне под открытым небом, а после революции читал матросам Балтфлота: «Я бельгийский ему подарил пистолет и портрет моего государя». Однако Георгий Иванов вспоминал, как однажды, незадолго до ареста, Николай Степанович нашел у себя в почтовом ящике молитву утренней звезде (то есть Люциферу). Другой бы не обратил внимания, а Гумилёв очень расстроился.

О смерти он думал всегда. Алексею Толстому рассказывал, что постоянно носит с собой цианистый калий. Гумилёву нравилось, что в любой момент он может попробовать смерть на вкус. Поэтесса Ирина Одоевцева вспоминала монолог, который ее учитель произнес в рождественский вечер 1920 года: «Я в последнее время постоянно думаю о смерти. Нет, не постоянно, но часто. Особенно по ночам. Всякая человеческая жизнь, даже самая удачная, самая счастливая, трагична. Ведь она неизбежно кончается смертью… Все мы приговорены от рождения к смертной казни. Смертники. Ждем — вот постучат на заре в дверь и поведут вешать. Вешать, гильотинировать или сажать на электрический стул. Как кого. Я, конечно, самонадеянно мечтаю, что умру я не на постели. При нотариусе и враче… Или что меня убьют на войне. Но ведь это, в сущности, всё та же смертная казнь. Ее не избежать».

Гумилёва уговаривали быть осторожнее. Он смеялся: «Большевики презирают перебежчиков и уважают саботажников. Я предпочитаю, чтобы меня уважали». Он был совершенно спокоен при аресте, в тюрьму взял Евангелие и Гомера.

«И умру я не на постели, /При нотариусе и враче, /А в какой-нибудь дикой щели, /Утонувшей в густом плюще», — писал он. «Не мучнистой бабочкою белой /В землю я заемный прах верну, /Я хочу, чтоб мыслящее тело /Превратилось в улицу, в страну», — ответил Мандельштам. «…И умру я не в летней беседке от обжорства и от жары, а с небесной бабочкой в сетке на вершине дикой горы», — подытожил Набоков.

Библейские аллюзии стихотворения

Прежде всего, библейским представляется противопоставление духовного слова (Словом называется в Библии Бог) и чисел. Книга Чисел в Ветхом Завете повествует об исторических событиях и правилах, то есть о вещах земных. Упоминание остановленного словом солнца есть в Книге Иисуса Навина, который во время битвы за завоевание обетованной земли остановил солнце, воззвав к Богу. Стену города Иерихона тоже разрушил под предводительством Иисуса Навина крик народа и трубы по воле Божьей.

Патриарх, чертящий число на песке – образ скорее античный. Одни связывают его с Пифагором, другие с Архимедом, который умер в Сиракузах, когда на город напали римляне. Архимед сидел над чертежами. Именно сосредоточенность на числах и просьба не мешать стали причиной его гибели. Слово всесильно, а числа губительны.

Некоторые исследователи видят в седом патриархе Моисея, который был косноязычен, слова не давались ему, в отличие от чисел.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 6 строф. Первые 4 относятся к тому далёкому времени, когда Слово было почитаемо, а дела его были заметны (остановленное солнце, разрушенные города). В первых двух строфах речь идёт о величии слова, в 3 и 4 оно противопоставляется числам, которые уже в древности были всего лишь «для низкой жизни». Последние две строфы посвящены современности. Лирический герой не находит в наше время равновесия между духовным и материальным. «Скудные пределы естества» поглощают человечество.

Тема стихотворения – сила слова, о которой не помнят сегодня.

Основная мысль: «Дурно пахнут мёртвые слова». Когда слово утрачивает свою божественную сущность, оно теряет святость и величие. Мёртвые слова – как раз лишённые духа, пустые или злые.

Некоторые исследователи утверждают, что стихотворение разоблачает безбожие, утверждает, что жизнь без веры невозможна, приводит к духовной смерти. Гумилёв как поэт, прежде всего, утверждал силу поэтического слова. И действительно, это одно из самых известных стихотворений поэта.

Анализ содержания

Достаточно знать биографию автора и его жизненные обстоятельства на момент написания стихотворения, чтобы понять, что речь идет о любви – чувстве, окрыляющем и дающим силы и способном в любое мгновение бросить в бездну ужаса, обдать «тоскливым смертным холодом».

Во время создания произведения Николай Гумилев жил в Париже и был безнадежно влюблен в Анну Ахматову, тогда еще Горенко. Осознавая всю безнадежность ситуации и отсутствие взаимности со стороны любимой женщины, он несколько раз находился на грани самоубийства. Скрипка в его стихотворении – это божественное чувство любви к женщине, которое сначала окрыляет и возносит до небес, а потом злобно насмехается, не давая вздохнуть:

Волшебная скрипка – это неразделенная любовь молодого мальчика, которому не суждено удержать объект своей любви, но тем прекрасней ее звуки, тем она желанней, тем большую власть она имеет над своим почитателем. Это чувство настолько могущественно и созидательно, насколько и разрушительно. Предупреждая об опасности, автор одновременно понимает тщетность своих слов и восхищается жертвенным стремлением молодого мальчика удержать то, что ему неподвластно:

Тропы и образы

В первой строфе Гумилёв использует три мифологических образа. Новый мир (эпитет) – противопоставленный советскому «мы наш, мы новый мир построим». Это мир с Богом, Богом задуманный. Поэтому Бог склоняет к нему своё лицо (метафора).

Два следующих библейских события в стихотворении отсылают к Слову Божьему и создают метафору силы слова.

Вторая строфа похожа на фреску в церкви. Орёл – одно из библейских животных, но и он покоряется слову. Даже небесные светила подвластны ему, их Бог сотворил словом. Слово сравнивается с розовым пламенем (Гумилёв никак не мог сделать его красным). В пламени – разрушение и созидание одновременно.

В третьей строфе числа сравниваются с домашним подъяремным скотом. Они порабощены человеком, приручены. чтобы восполнять его интеллектуальные и материальные нужды. Поэтому числа называются умными (метафорический эпитет).

Патриарх, изображённый в четвёртой строфе, умён, он не решается обратиться к звуку, не бросает слов на ветер. Метафора «себе под руку покоривший и добро и зло» как раз и свидетельствует о его мудрости и богоизбранности.

Соединяя в образе патриарха два древних мира, античный и ветхозаветный, Гумилёв противопоставляет их собственному миру по принципу одухотворённости и бездуховности.

В пятой строфе появляется авторское «мы». Гумилёв не противопоставляет себя как знающего истину остальным современникам. Он не уходит от ответственности. Метафора первой части пятой строфы объясняется прямой и почти дословной ссылкой на Библию. Слово потому осияно, что оно – Бог.

Дважды повторённое слово «предел» в последней строфе не случайно. Оно входит во фразеологизм поставить пределом.

Тавтология подчёркивает приземлённость остановившихся в развитии современников. Повторение корней в метафорических эпитетах мёртвый – омертвелый создаёт в одной строфе двойную тавтологию. Второй повтор является следствием первого.

Образ последних двух строк отсылает к библейской связи святости с благоуханием, а нечистоты с дурным запахом. В сравнении слов с трудолюбивыми пчёлами, мёртвых слов (метафорический эпитет) с мёртвыми пчёлами заключена основная мысль стихотворения.

Высокий стиль стихотворения обеспечивают церковнославянизмы.

«Огненный столп»

Азартным путешественником и мечтательным романтиком был Николай Степанович Гумилев. Стихотворение «Слово» – одно из его поздних произведений. Оно было написано в год смерти поэта.

В молодости Гумилев посетил яркие южные страны. В его раннем творчестве преобладают красочные экзотические образы. Но был русский поэт не только мечтательным авантюристом, но еще и бесстрашным воином, и человеком чести. Он никогда бы не смог отречься от своих товарищей, а потому был расстрелян в 1921 году за обвинение в участии в антиправительственном заговоре.

В позднем творчестве экзотика и лирика уступили философской теме. Обнаружить это можно, проведя анализ стихотворения «Слово». Гумилев использовал в нем символы, но произведение все же выдержано в духе акмеизма. Стихотворение вошло в сборник «Огненный столп», который полностью пронизан философскими идеями. С трактовки темы бытия и символических образов следует начинать полный анализ стихотворения Н. Гумилева.

Список стихотворений:

  1.  Николай Гумилев — Жираф

  2.  Николай Гумилев — Волшебная скрипка

  3.  Николай Гумилев — Шестое чувство

  4. Николай Гумилев — Наступление

  5. Николай Гумилев — Еще не раз вы вспомните меня

  6. Николай Гумилев — Однообразные мелькают

  7. Николай Гумилев — Память

  8. Николай Гумилев — Детство

  9. Николай Гумилев — Слово

  10. Николай Гумилев — Рабочий

  11. Николай Гумилев — Отравленный

  12. Николай Гумилев — Она

  13. Николай Гумилев — Озеро Чад

  14.  Николай Гумилев — Капитаны

  15. Николай Гумилев — У камина

  16. Николай Гумилев — Змей

  17.  Николай Гумилев — Заблудившийся трамвай

Анализ стихотворений Гумилева: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector