Анализ стихотворения «когда волнуется желтеющая нива» м. ю. лермонтова
Содержание:
- Темы и проблематика
- Образы и символы
- Композиция
- Темы и проблемы
- Композиционные особенности
- Темы и проблемы
- Старая новая «Нива»
- Тропы и образы
- Средства художественной выразительности и стихосложения
- Станут дороже
- Основная идея
- Образы и символы
- История создания
- Главная тема стихотворения
- Жанр, направление, размер
- Тропы и образы
- Тема
- Анализ содержания
Темы и проблематика
Основная тема стихотворения — многогранность природы. Автор последовательно рисует 3 картинки, подводя читателя к своему внутреннему миру. Поэт описывает разные пейзажи, причём меняются не только образы, но и время суток. В первой строфе присутствует слово «тень», поэтому можно предположить, что описывается полдень. Во втором четверостишии упоминаются вечер и утро, а в третьем нет прямого указания на время суток, но из контекста следует, что это день.
Динамичность достигается и путём смены времён года. Одни картины присущи весне, другие — лету, третьи — осени. Автор кратко показывает, что природа не статична, а изменчива. Многообразие ликов стихии приводит душу в спокойное состояние.
Вторая тема, раскрытая автором, — поиск гармонии и счастья. Наблюдая за природой и общаясь с ней, он понимает, что прекрасен каждый миг. Всё, созданное творцом, и есть идеал, которого невозможно достичь, но к нему стоит стремиться. Настоящую свободу дарит единение с природой, и оно же наполняет душу гармонией, настраивая на философский лад. Понять сущность мироздания и увидеть его совершенство можно только через веру, и недаром в стихотворении упоминается бог как создатель земного мира.
Образы и символы
Главным образом в стихотворении выступает лирический герой, который отличается чувственностью и добротой. Его душу задевают природные явления. Он искренне любуется и восхищается окружающим его миром
Он общается с природой, не обходя своим вниманием никого. Он отмечает красоту ландыша, разговаривает с ручьем, который ему рассказывает историю о том, с каких краев он бежит
Природу автор так же представляет в роли одушевленного предмета. У неё есть душа, которая испытывает эмоции. Так же автор наделяет природу умением думать и размышлять. Михаил Юрьевич видит в природе все то, что хотел бы видеть в окружающих его людях. Она совершенна и не требует никаких изменений. Автор преподносит все природные явления как идеал.
Композиция
Стихотворение представляет собой четыре строфы (по 4 стиха в каждой), объединённых синтаксически в одно предложение – период. Это делает его особенно динамичным. Зависимые части предложения – это всё стихотворение за исключением последней строфы. Они ведут в результату, философскому признанию лирического героя о том, что происходит в его душе, когда “волнуется нива”, “кивает ландыш”, “лепечет сагу ключ”. Все три первые строфы начинаются со слова “когда”, последнее четверостишие – “тогда”, которое подчёркивается анафорой во втором стихе (Тогда смиряется души моей тревога, тогда расходятся морщины на челе,— и счастье я могу постигнуть на земле, и в небесах я вижу бога).
В первых трёх четверостишиях автор рисует волнующие картины природы, в последней строфе – только внутренний мир лирического героя.
Темы и проблемы
Отдельное место в данном стихотворении занимает описание пейзажа
Автор описывает природу до мелочей, ничего не обделяя своим вниманием. В каждой строфе мы видим что-то новое, то изменение времени суток, то меняется место, то время года
Мы переживаем вместе с лирическим героем различные периоды жизни. Но, именно благодаря этому, мы способны самостоятельно заметить, что природа прекрасна независимо от чего либо.
Второй темой произведения можно выделить гармонию, который автор находит в окружающей среде. Пока он наблюдает за природными явлениями, ведет диалог с ручьем – он оживает, наполняется энергией и желанием жить и творить. В эти моменты он чувствует себя по-настоящему счастливым. То, насколько изменился лирический герой, мы можем четко увидеть в заключительной строфе, где автор подводит итог.
Композиционные особенности
Произведение состоит из четырёх строф. Все они образуют одно предложение. Композиционный анализ стиха позволяет выявить следующие особенности:
- Первые 3 четверостишия начинаются со слова «когда». Оно указывает на обстоятельства, в которых автор начинает размышлять о познании себя и о том, что такое истинное счастье.
- Четвёртая строфа содержит главную мысль стиха — вывод, к которому автор подводит читателя через словесные рисунки.
- Описания леса и ландыша можно назвать статичными, а «студёный ключ» показан в динамике. Всё вместе создаёт полный образ многогранной природы. Автор показывает, что в растительном мире всё взаимосвязано.
- Последнее четверостишие начинается со слова «тогда». Поэт переходит от внешнего мира к внутреннему, логически завершая свою мысль. Душа успокаивается благодаря совершенству мироздания. Автор постигает счастье на земле и понимает, в чём состоит божественный замысел.
Темы и проблемы
Основной темой стихотворения является природа и ее связь с душой человека. В каждой строфе произведения происходит смена места событий и времени дня. Таким образом, Лермонтов сумел описать красоту природы с разных сторон. Он представил ее динамической: она поддается вечным обновлениям и находится в вечном движении. Описание душевных переживаний лирического персонажа и философские размышления подытожили рассказ про чудесный пейзаж.
Проблематика стихотворения — человек не в состоянии полноценно жить без связи с природой. Она наполняет его необходимой энергией. Окружающий мир представляется как определенный путь к Богу и гармонии с собой. Герою наблюдение за природой и общение с ней дают жизненные силы и возможность почувствовать себя счастливым и свободным. Это отображается в последней строфе, где рассказывается об изменениях к лучшему внешнего вида героя и его души. Лирический персонаж получает возможность постичь счастье на земле и понять мироздание.
Старая новая «Нива»
В России семейство «Нива» — «АвтоВАЗ» теперь указывает совокупные продажи Legend и Travel — по результатам восьми месяцев разошлось тиражом 38 тыс. автомобилей. Это шестое место в списке бестселлеров рынка. «Легенда» с ценником от 650 тыс. остается самым доступным внедорожником на российском рынке. Самый дорогой вариант Niva Bronto для экстремального бездорожья обойдется в 918 тыс. рублей. Впрочем, для самых прихотливых и состоятельных покупателей есть мелкосерийная версия с мотором 1,8 мощностью 122 л.с. за 1,2 млн рублей.
Туманная Нива_3
Niva Bronto
Фото: Lada
«Нива» от «Супер-Авто» может получить заднюю независимую подвеску и рулевую рейку, считает автожурналист, автор сайта drom.ru Сергей Цыганов. Всё это, как и мотор, представляет собой наработки по первому варианту «Нива-3», над которым «АвтоВАЗ» самостоятельно работал с 2007 года. Это было развитие «классической» Niva, то есть внедорожник с продольно расположенным мотором. Цыганов, который видел макет «Нивы-3», говорит, что внешне она напоминала смесь Honda Pilot и Jeep Grand Cherokee.
После прихода Renault было решено создавать «Ниву» на «поперечной» платформе «Дастера». Основная претензия французов к «АвтоВАЗу» — слишком много платформ и низкий экспортный потенциал существующих моделей. Сейчас российский автопроизводитель экспортирует менее 40 тыс. машин, а путь на рынок ЕС ему закрыт из-за ужесточившихся экологических норм и серьезных штрафов за старые моторы.
Тропы и образы
Картины природы в каждой строфе рисуют эпитеты. В первой строфе образы летней природы создаются с помощью ярких цветовых эпитетов: желтеющая нива, малиновая слива, зелёный листок. Звуки в этой строфе тоже громкие и реальные: шум свежего леса.
Во второй строфе краски поздней весны становятся мягче и глуше: румяный вечер, золотой час утра, ландыш серебристый. Появляются запахи: душистая роса.
Эпитеты третьей строфы касаются внутреннего мира, ощущений лирического героя: смутный сон, таинственная сага, мирный край. Только эпитет студёный ключ соотносится с природой. Она уходит на второй план, автору не важна детализация, не указано ни время года, ни время суток, природа становится условной.
В каждой строфе олицетворения оживляют природу: слива прячется в саду, ландыш кивает головой, ключ лепечет таинственную сагу, играет по оврагу.
В последней строфе внутренний мир рисуют метафоры: смиряется тревога, расходятся морщины на челе.
В последней строфе поэт использует синтаксический параллелизм (первая и вторая строка). Создаётся образ гармоничной личности, которая черпает из природы силы для восстановления душевного равновесия.
- «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
- «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
- «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
Природа средней полосы России волнует поэтов и писателей на протяжении многих веков. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» относится к самобытным поэтическим произведениям, посвященным природным красотам родного края.
В первых трех четверостишиях стихотворения описывается тот момент, при котором происходит очищение души лирического героя. Тревоги, волнения уходят, «когда волнуется желтеющая нива и свежий лес шумит при звуке ветерка», «когда… ландыш серебристый приветливо качает головой», «когда студеный ключ играет по оврагу».
Лирический герой внутренне спокоен, когда находится на лоне природы, наслаждается ее красотой и чувствует себя частью вселенной. Только такая сопричастность с природным миром позволяет «счастье… постигнуть на земле», а в небесах увидеть Бога.
Лирическое стихотворение богато художественно-выразительными средствами, изображающими сущность настоящей красоты. Поэтические эпитеты создают атмосферу тихой таинственности: «под тенью сладостной», «румяным вечером», «в какой-то смутный сон», «таинственную сагу». Художественные олицетворения позволяют сделать описываемую картину живой: «волнуется желтеющая нива», «свежий лес шумит при звуке ветерка», «прячется в саду малиновая слива», «ландыш серебристый приветливо качает головой», «студеный ключ… лепечет мне таинственную сагу про мирный край, откуда мчится он». Природа как бы играет с лирическим героем, открывая ему свои неведомые грани. Лермонтовское стихотворение наполнено ощущением покоя, безмятежного счастья, которое разлито в природе. И только, осознав это, лирический герой говорит:
И в небесах я вижу Бога…
Это стихотворение – внутренний монолог лирического героя. По своему настроению оно оптимистично и позволяет увидеть нам высшую истину.
(2 вариант)
Считается, что это стихотворение было написано в феврале 1837 года, когда М.Ю. Лермонтов находился под арестом в здании Главного штаба. У стихотворения нет названия, но первая строчка заставляет нас заинтересоваться тем, что же «тогда» происходит. Стихотворение состоит из одного предложения. Первая, вторая и третья строфы – придаточные времени, причины и условия («когда»), раскрывающие значение главного предложения, последней строфы («тогда»).
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, –
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…
Поэт успокаивается, молодеет, забывает о своих невзгодах, радуется, обретает счастье на земле и верит в существование Бога, то есть обретает внутреннюю гармонию, только при определенных условиях. Что же может помочь человеку обрести гармонию? М.Ю. Лермонтов считает, что такой властью над сознанием и душой человека обладает природа.
Только природа способна дать поэту ощущение гармоничности мира, примирить его с ним.
- История создания
- Структура стихотворения
- Анализ содержания
Формирование изображения природы посредством символов в русской поэзии неразрывно связано с именем великого классика – М.Ю. Лермонтова. Его произведения поражают глубиной мысли и прелестью формы. Изучая стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» анализ следует начинать со знакомства с историей создания произведения.
Средства художественной выразительности и стихосложения
Стихотворение состоит из 16 строк, разбитых на строфы-катрены. Оно написано шестистопным ямбом с пиррихиями. Рифма перекрестная, женские слоги чередуют нечетные строки женские, четные – мужские. В последней строфе рифма кольцевая.
В этом произведении автор применил следующие средства художественной выразительности, которые помогают ему передать очарование природы:
- Лексическая анафора, или повторение какого либо слова (фразы). В данном случае вначале каждого четверостишия повторяется слово «Когда»;
- Архаизм – чело;
- Эпитеты – желтеющая, малиновая, обрызганный, душистой серебристый, зеленый, студеный
- Олицетворения – свежий (лес), златой (час), сладостная (тень);
- Метафора – лепечет таинственную сагу.
С помощью этих средств художественной выразительности природа в строках Лермонтова оживает.
В заключение анализа стихотворения «Нива» вспомним о том, что известный русский публицист Глеб Успенский в своей статье «Поэзия земледельческого труда» раскритиковал Лермонтова, заявив, что
Однако Успенский подходит к поэзии как публицист, а не как поэт, требуя от автора стиха публицистической достоверности. Цель поэзии – создать настроение, передать основную мысль произведения через образы. Этого Лермонтов добился в полной мере.
Станут дороже
Уже сейчас понятно, что Niva и Grand Niva станут самыми дорогими автомобилями в линейке Lada в России. Впрочем, вырастет в цене и новая «Гранта», также построенная на французской платформе. По словам Николя Мора, седан и хетчбэк выйдут в 2023 году и будут стоить около €9 тыс., то есть 770 тыс. рублей по нынешнему курсу. И здесь он явно имел в виду российские цены. Для сравнения: сейчас «Гранта» стартует от 550 тыс. рублей.
«Николя Мор рассматривает возможность сохранить какое-то время производство нынешней «Гранты», чтобы у людей была возможность купить недорогой автомобиль», — рассказал «Известиям» главный редактор «За рулем» Максим Кадаков. По его словам, в теории можно сохранить на конвейере и классическую «Ниву», параллельно с новой и Niva Travel. В то же время трудно сказать, насколько просядет спрос на Legend после выхода машины нового поколения, отметил эксперт.
Туманная Нива_5
Niva Travel
Фото: РИА Новости/Алексей Даничев
«Если человек с трудом дотягивается до первой «Нивы», он не сможет дотянуться и до новой. Так что перспективы есть, пока не появятся законодательные запреты по безопасности или экологии», — отметил Кадаков.
По словам эксперта, будущность есть и у большого кроссовера Grand Niva — в теории покупатели могут рассмотреть его в качестве альтернативы более дорогим Nissan Qashqai и Kia Sportage.
Основная идея
Основная идея заключается в том, что человек, созерцающий явления природы, преображается внутренне. Настоящие сокровища открываются перед тем, кто умеет вглядываться в детали, отыскивая в них прекрасное. Общаясь с миром растений, герой внемлет шёпоту листьев, слушает журчание ключа, наблюдает за плодами и цветами. От созерцания человек переходит к диалогу. Мысленно он беседует с ручьём, нивой и ландышем, а они, в свою очередь, тоже общаются с автором.
Все образы, которые есть в тексте, не списаны с натуры, а созданы воображением поэта. Таким образом, идея произведения ещё и в том, что любоваться природой можно и в отдалении от неё. Живой мир тем и прекрасен, что в нём можно черпать силы и вдохновение, не имея возможности видеть, слышать и осязать листья, траву и цветы.
Образы и символы
Лирический герой поэзии появляется перед читателем спокойным человеком, он не испытывает страха или тревоги, способен глубоко чувствовать природу, поэтому замечает не только очевидные простому обывателю вещи, но и видит ее тайные стороны и вступает в диалог с окружающим миром. Герой приветствует ландыш и слышит в журчании ручья нечто большее, чем просто как шумит вода.
Однако главное место в стихе занимает природа. Поэт олицетворяет ее, она живая, способна чувствовать и мыслить. К примеру, нива в стихотворении может волноваться.
Привычные рисунки природы — нива и скромные полевые цветы для Лермонтова становятся настоящим идеалом прекрасного на земле. В первой строфе она обобщена, поэт рассказывает о лесах и садах. Во второй появляется конкретный предмет — ландыш. В третьей строфе природа успокаивает лирического персонажа и он начинает думать о жизни. При наблюдении за умиротворенной природой у человека исчезает чувство тревоги и он обретает счастье.
Образ природы объемен, он символизирует идеальный замысел Бога, все отдельные крупинки которого складываются в одну картину мира.
История создания
Данное стихотворение было написано автором в 1837 году. В тот момент поэт переживал не лучшие моменты своей жизни, поскольку находился под арестом. В заключение он попал после выхода его бессмертного произведения «Смерть поэта», которое всколыхнуло общество и систему в целом. В стихотворении автор прямо выражает свои политические взгляды и не боится критиковать строй, который привел к смерти великого Александра Сергеевича Пушкина. И пока правительство разбиралось в данном вопросе, было принято решение Лермонтова оградить от общественности путем заключения.
Главным оружием в руках творца были бумага и чернила, поэтому именно их он был и лишен. Но автор не отчаивался и использовал для написания произведения все подручные средства. Как и многие другие заключенные, находясь за решеткой, поэт начал очень сильно скучать по свободе. Он придается воспоминаниям, когда имел возможность наслаждаться природой и величием окружающей среды. По тексту стихотворения это не сложно понять, потому что каждая строка пронизана любовью к родной природе.
Стихотворение опубликовали лишь в 1840 году, добавив его в сборник других произведений творца.
Главная тема стихотворения
Как поэт обратился именно к этой теме? По воспоминаниям современников, Лермонтов был скептиком и смотрел на многие вещи вполне трезво и реально. Он прекрасно понимал, старые основы общественного строя уходят в прошлое, но общество к кардинальным изменениям не готово. Живой пример — восстание на Сенатской площади. Народ, за освобождение которого выступили декабристы, не поддержал их.
Поэт знал, что он сам не увидит перемен при своей жизни, а ситуация, между тем, только усугублялась. Осознавая своё бессилие, он всё чаще впадал в депрессивное состояние. Он понимал, что таких героев, как декабристы, уже не будет, стихами поднять кого-то на борьбу с самодержавием он не сможет, а мириться со сложившимся положением не хотел.
Жанр, направление, размер
- Традиционно М. Ю. Лермонтов считается поэтом-романтиком. Лирический герой его стихотворения одинок, отрезан от мира людей и противопоставлен ему. Его идеал – совершенный мир и гармония, и недостижимость этого идеала приводит к духовным исканиям и терзаниям. Именно в уединении герой вступает в диалог с природой, постигает ее красоту и через нее – мощь и величие божественного замысла.
- Стихотворение можно отнести одновременно к пейзажной и философской лирике. Первые строфы рисуют сменяющие друг друга картины природы: ниву, лес, сад и овраг с ручьем. В последней же строфе наблюдение за окружающим миром приводит поэта к философским обобщениям, от диалога с природой он поднимается к познанию себя и Бога.
- Лирическое стихотворение написано разностопным ямбом, в большей степени шестистопным, что помогает Лермонтову создать постоянное ощущение движения. Движение останавливается только в последней укороченной строке, которая становится итоговой точкой размышлений.
- Меняется в последней строфе и рифмовка. В первых трех строфах используется перекрестная рифмовка, в последней – кольцевая.
Тропы и образы
Картины природы в каждой строфе рисуют эпитеты. В первой строфе образы летней природы создаются с помощью ярких цветовых эпитетов: желтеющая нива, малиновая слива, зелёный листок. Звуки в этой строфе тоже громкие и реальные: шум свежего леса.
Во второй строфе краски поздней весны становятся мягче и глуше: румяный вечер, золотой час утра, ландыш серебристый. Появляются запахи: душистая роса.
Эпитеты третьей строфы касаются внутреннего мира, ощущений лирического героя: смутный сон, таинственная сага, мирный край. Только эпитет студёный ключ соотносится с природой. Она уходит на второй план, автору не важна детализация, не указано ни время года, ни время суток, природа становится условной.
В каждой строфе олицетворения оживляют природу: слива прячется в саду, ландыш кивает головой, ключ лепечет таинственную сагу, играет по оврагу.
В последней строфе внутренний мир рисуют метафоры: смиряется тревога, расходятся морщины на челе.
В последней строфе поэт использует синтаксический параллелизм (первая и вторая строка). Создаётся образ гармоничной личности, которая черпает из природы силы для восстановления душевного равновесия.
-
«Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
-
«Парус», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
-
«Демон», анализ поэмы Лермонтова
-
«Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Утес», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Листок», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Дума», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова
По произведению: «Когда волнуется желтеющая нива»
По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич
Тема
Связь природы и духовного мира человека. Сочное, яркое описание природы подытожено философским выводом и душевными переживаниями лирического персонажа. Проблематика – без связи с природой, которая даёт человеку энергию и силы для жизни, невозможно полноценно существовать. В этом стихотворении мир природы является своеобразной дорогой к духовному становлению, к пониманию и единению с Богом. Идея – человек может пережить минуты счастья в единстве с природой, она – проводник человека, его связь с божественной силой.
Именно это хотел показать автор, он осознал эту истину, когда простое любование родной природой было для него недоступно. Воспоминания из беззаботного детства, лучшие пейзажи, запечатлённые в памяти автора передаёт лирический герой в стихотворении. Лирический герой наиболее ярко раскрывает своё присутствие в последней строфе, когда признаёт своё утешение и осознание счастья в единении с природой. Для него она невидимый мостик к Богу, к душевному покою и утешению от тревог.
«Весна, весна» анализ стихотворения Баратынского по плану кратко – главный герой, история создания, тема, год
Анализ содержания
Пейзажная зарисовка занимает значительную часть произведения. Строки в стихотворении создают ощущение радости и лёгкости: «Ландыш серебристый приветливо кивает», «Студёный ключ играет». Это на первый взгляд. Если вдуматься то, можно заметить нотки трагизма.
Поэт одинок и его чувственная душа ищет умиротворения, надеясь найти его в мироздании, где царствует гармония. Беспокойство чувств Лермонтов выражает не существующими картинами в природе: «желтеющая нива» и «малиновая слива» соседствуют с «ландышем». Осень смешалась с весной. Такой всеобъемлющий образ природы становится для поэта эталоном красоты.
Взаимодействие с окружающей природой с каждой новой строфой происходит последовательно:
- Первая строфа — взгляд человека устремлён на открывающийся пейзаж.
- Вторая строфа — душа открывается для красоты природы.
- Третья строфа — человек ощущает гармонию окружающего мира, спокойствие в душе.
Соединяясь с природой и наслаждаясь истинным покоем и счастьем, чувствуя присутствие Бога во всём, в людском мире поэт — одинок и покинут. Тщетность и горечь одиночества перестают терзать душу на недолгие мгновения, когда божественная красота занимает мысли поэта.
Изменение внутреннего мира, происходящее от взаимодействия с естественной красотой мироздания, автор принимает за просветление и благость, и видит мир божественным взглядом: «и счастье я могу постигнуть на земле». Лермонтов подчёркивает влияние природы на духовность человека, что становится темой для написания. Он восторгается красотой божьего мира, чувствуя от этого прилив радости.