Анализ стихотворения «когда волнуется желтеющая нива» м. ю. лермонтова

Темы и проблематика

Основная тема стихотворения — многогранность природы. Автор последовательно рисует 3 картинки, подводя читателя к своему внутреннему миру. Поэт описывает разные пейзажи, причём меняются не только образы, но и время суток. В первой строфе присутствует слово «тень», поэтому можно предположить, что описывается полдень. Во втором четверостишии упоминаются вечер и утро, а в третьем нет прямого указания на время суток, но из контекста следует, что это день.

Динамичность достигается и путём смены времён года. Одни картины присущи весне, другие — лету, третьи — осени. Автор кратко показывает, что природа не статична, а изменчива. Многообразие ликов стихии приводит душу в спокойное состояние.

Вторая тема, раскрытая автором, — поиск гармонии и счастья. Наблюдая за природой и общаясь с ней, он понимает, что прекрасен каждый миг. Всё, созданное творцом, и есть идеал, которого невозможно достичь, но к нему стоит стремиться. Настоящую свободу дарит единение с природой, и оно же наполняет душу гармонией, настраивая на философский лад. Понять сущность мироздания и увидеть его совершенство можно только через веру, и недаром в стихотворении упоминается бог как создатель земного мира.

Образы и символы

Главным образом в стихотворении выступает лирический герой, который отличается чувственностью и добротой. Его душу задевают природные явления. Он искренне любуется и восхищается окружающим его миром

Он общается с природой, не обходя своим вниманием никого. Он отмечает красоту ландыша, разговаривает с ручьем, который ему рассказывает историю о том, с каких краев он бежит

Природу автор так же представляет в роли одушевленного предмета. У неё есть душа, которая испытывает эмоции. Так же автор наделяет природу умением думать и размышлять. Михаил Юрьевич видит в природе все то, что хотел бы видеть в окружающих его людях. Она совершенна и не требует никаких изменений. Автор преподносит все природные явления как идеал.

Композиция

Стихотворение представляет собой четыре строфы (по 4 стиха в каждой), объединённых синтаксически в одно предложение – период. Это делает его особенно динамичным. Зависимые части предложения – это всё стихотворение за исключением последней строфы. Они ведут в результату, философскому признанию лирического героя о том, что происходит в его душе, когда “волнуется нива”, “кивает ландыш”, “лепечет сагу ключ”. Все три первые строфы начинаются со слова “когда”, последнее четверостишие – “тогда”, которое подчёркивается анафорой во втором стихе (Тогда смиряется души моей тревога, тогда расходятся морщины на челе,— и счастье я могу постигнуть на земле, и в небесах я вижу бога).

В первых трёх четверостишиях автор рисует волнующие картины природы, в последней строфе – только внутренний мир лирического героя.

Темы и проблемы

Отдельное место в данном стихотворении занимает описание пейзажа

Автор описывает природу до мелочей, ничего не обделяя своим вниманием. В каждой строфе мы видим что-то новое, то изменение времени суток, то меняется место, то время года

Мы переживаем вместе с лирическим героем различные периоды жизни. Но, именно благодаря этому, мы способны самостоятельно заметить, что природа прекрасна независимо от чего либо.

Второй темой произведения можно выделить гармонию, который автор находит в окружающей среде. Пока он наблюдает за природными явлениями, ведет диалог с ручьем – он оживает, наполняется энергией и желанием жить и творить. В эти моменты он чувствует себя по-настоящему счастливым. То, насколько изменился лирический герой, мы можем четко увидеть в заключительной строфе, где автор подводит итог.

Композиционные особенности

Произведение состоит из четырёх строф. Все они образуют одно предложение. Композиционный анализ стиха позволяет выявить следующие особенности:

  1. Первые 3 четверостишия начинаются со слова «когда». Оно указывает на обстоятельства, в которых автор начинает размышлять о познании себя и о том, что такое истинное счастье.
  2. Четвёртая строфа содержит главную мысль стиха — вывод, к которому автор подводит читателя через словесные рисунки.
  3. Описания леса и ландыша можно назвать статичными, а «студёный ключ» показан в динамике. Всё вместе создаёт полный образ многогранной природы. Автор показывает, что в растительном мире всё взаимосвязано.
  4. Последнее четверостишие начинается со слова «тогда». Поэт переходит от внешнего мира к внутреннему, логически завершая свою мысль. Душа успокаивается благодаря совершенству мироздания. Автор постигает счастье на земле и понимает, в чём состоит божественный замысел.

Темы и проблемы

Основной темой стихотворения является природа и ее связь с душой человека. В каждой строфе произведения происходит смена места событий и времени дня. Таким образом, Лермонтов сумел описать красоту природы с разных сторон. Он представил ее динамической: она поддается вечным обновлениям и находится в вечном движении. Описание душевных переживаний лирического персонажа и философские размышления подытожили рассказ про чудесный пейзаж.

Проблематика стихотворения — человек не в состоянии полноценно жить без связи с природой. Она наполняет его необходимой энергией. Окружающий мир представляется как определенный путь к Богу и гармонии с собой. Герою наблюдение за природой и общение с ней дают жизненные силы и возможность почувствовать себя счастливым и свободным. Это отображается в последней строфе, где рассказывается об изменениях к лучшему внешнего вида героя и его души. Лирический персонаж получает возможность постичь счастье на земле и понять мироздание.

Старая новая «Нива»

В России семейство «Нива» — «АвтоВАЗ» теперь указывает совокупные продажи Legend и Travel — по результатам восьми месяцев разошлось тиражом 38 тыс. автомобилей. Это шестое место в списке бестселлеров рынка. «Легенда» с ценником от 650 тыс. остается самым доступным внедорожником на российском рынке. Самый дорогой вариант Niva Bronto для экстремального бездорожья обойдется в 918 тыс. рублей. Впрочем, для самых прихотливых и состоятельных покупателей есть мелкосерийная версия с мотором 1,8 мощностью 122 л.с. за 1,2 млн рублей.

Туманная Нива_3

Niva Bronto

Фото: Lada

«Нива» от «Супер-Авто» может получить заднюю независимую подвеску и рулевую рейку, считает автожурналист, автор сайта drom.ru Сергей Цыганов. Всё это, как и мотор, представляет собой наработки по первому варианту «Нива-3», над которым «АвтоВАЗ» самостоятельно работал с 2007 года. Это было развитие «классической» Niva, то есть внедорожник с продольно расположенным мотором. Цыганов, который видел макет «Нивы-3», говорит, что внешне она напоминала смесь Honda Pilot и Jeep Grand Cherokee.

После прихода Renault было решено создавать «Ниву» на «поперечной» платформе «Дастера». Основная претензия французов к «АвтоВАЗу» — слишком много платформ и низкий экспортный потенциал существующих моделей. Сейчас российский автопроизводитель экспортирует менее 40 тыс. машин, а путь на рынок ЕС ему закрыт из-за ужесточившихся экологических норм и серьезных штрафов за старые моторы.

Тропы и образы

Картины природы в каждой строфе рисуют эпитеты. В первой строфе образы летней природы создаются с помощью ярких цветовых эпитетов: желтеющая нива, малиновая слива, зелёный листок. Звуки в этой строфе тоже громкие и реальные: шум свежего леса.

Во второй строфе краски поздней весны становятся мягче и глуше: румяный вечер, золотой час утра, ландыш серебристый. Появляются запахи: душистая роса.

Эпитеты третьей строфы касаются внутреннего мира, ощущений лирического героя: смутный сон, таинственная сага, мирный край. Только эпитет студёный ключ соотносится с природой. Она уходит на второй план, автору не важна детализация, не указано ни время года, ни время суток, природа становится условной.

В каждой строфе олицетворения оживляют природу: слива прячется в саду, ландыш кивает головой, ключ лепечет таинственную сагу, играет по оврагу.

В последней строфе внутренний мир рисуют метафоры: смиряется тревога, расходятся морщины на челе.

В последней строфе поэт использует синтаксический параллелизм (первая и вторая строка). Создаётся образ гармоничной личности, которая черпает из природы силы для восстановления душевного равновесия.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова

Природа средней полосы России волнует поэтов и писателей на протяжении многих веков. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» относится к самобытным поэтическим произведениям, посвященным природным красотам родного края.

В первых трех четверостишиях стихотворения описывается тот момент, при котором происходит очищение души лирического героя. Тревоги, волнения уходят, «когда волнуется желтеющая нива и свежий лес шумит при звуке ветерка», «когда… ландыш серебристый приветливо качает головой», «когда студеный ключ играет по оврагу».

Лирический герой внутренне спокоен, когда находится на лоне природы, наслаждается ее красотой и чувствует себя частью вселенной. Только такая сопричастность с природным миром позволяет «счастье… постигнуть на земле», а в небесах увидеть Бога.

Лирическое стихотворение богато художественно-выразительными средствами, изображающими сущность настоящей красоты. Поэтические эпитеты создают атмосферу тихой таинственности: «под тенью сладостной», «румяным вечером», «в какой-то смутный сон», «таинственную сагу». Художественные олицетворения позволяют сделать описываемую картину живой: «волнуется желтеющая нива», «свежий лес шумит при звуке ветерка», «прячется в саду малиновая слива», «ландыш серебристый приветливо качает головой», «студеный ключ… лепечет мне таинственную сагу про мирный край, откуда мчится он». Природа как бы играет с лирическим героем, открывая ему свои неведомые грани. Лермонтовское стихотворение наполнено ощущением покоя, безмятежного счастья, которое разлито в природе. И только, осознав это, лирический герой говорит:

И в небесах я вижу Бога…

Это стихотворение – внутренний монолог лирического героя. По своему настроению оно оптимистично и позволяет увидеть нам высшую истину.

(2 вариант)

Считается, что это стихотворение было написано в феврале 1837 года, когда М.Ю. Лермонтов находился под арестом в здании Главного штаба. У стихотворения нет названия, но первая строчка заставляет нас заинтересоваться тем, что же «тогда» происходит. Стихотворение состоит из одного предложения. Первая, вторая и третья строфы – придаточные времени, причины и условия («когда»), раскрывающие значение главного предложения, последней строфы («тогда»).

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, –

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

Поэт успокаивается, молодеет, забывает о своих невзгодах, радуется, обретает счастье на земле и верит в существование Бога, то есть обретает внутреннюю гармонию, только при определенных условиях. Что же может помочь человеку обрести гармонию? М.Ю. Лермонтов считает, что такой властью над сознанием и душой человека обладает природа.

Только природа способна дать поэту ощущение гармоничности мира, примирить его с ним.

  1. История создания
  2. Структура стихотворения
  3. Анализ содержания

Формирование изображения природы посредством символов в русской поэзии неразрывно связано с именем великого классика – М.Ю. Лермонтова. Его произведения поражают глубиной мысли и прелестью формы. Изучая стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» анализ следует начинать со знакомства с историей создания произведения.

Средства художественной выразительности и стихосложения

Стихотворение состоит из 16 строк, разбитых на строфы-катрены. Оно написано шестистопным ямбом с пиррихиями. Рифма перекрестная, женские слоги чередуют нечетные строки женские, четные – мужские. В последней строфе рифма кольцевая.

В этом произведении автор применил следующие средства художественной выразительности, которые помогают ему передать очарование природы:

  • Лексическая анафора, или повторение какого либо слова (фразы). В данном случае вначале каждого четверостишия повторяется слово «Когда»;
  • Архаизм – чело;
  • Эпитеты – желтеющая, малиновая, обрызганный, душистой серебристый, зеленый, студеный
  • Олицетворения – свежий (лес), златой (час), сладостная (тень);
  • Метафора – лепечет таинственную сагу.

С помощью этих средств художественной выразительности природа в строках Лермонтова оживает.

В заключение анализа стихотворения «Нива» вспомним о том, что известный русский публицист Глеб Успенский в своей статье «Поэзия земледельческого труда» раскритиковал Лермонтова, заявив, что

Однако Успенский подходит к поэзии как публицист, а не как поэт, требуя от автора стиха публицистической достоверности. Цель поэзии – создать настроение, передать основную мысль произведения через образы. Этого Лермонтов добился в полной мере.

Станут дороже

Уже сейчас понятно, что Niva и Grand Niva станут самыми дорогими автомобилями в линейке Lada в России. Впрочем, вырастет в цене и новая «Гранта», также построенная на французской платформе. По словам Николя Мора, седан и хетчбэк выйдут в 2023 году и будут стоить около €9 тыс., то есть 770 тыс. рублей по нынешнему курсу. И здесь он явно имел в виду российские цены. Для сравнения: сейчас «Гранта» стартует от 550 тыс. рублей.

«Николя Мор рассматривает возможность сохранить какое-то время производство нынешней «Гранты», чтобы у людей была возможность купить недорогой автомобиль», — рассказал «Известиям» главный редактор «За рулем» Максим Кадаков. По его словам, в теории можно сохранить на конвейере и классическую «Ниву», параллельно с новой и Niva Travel. В то же время трудно сказать, насколько просядет спрос на Legend после выхода машины нового поколения, отметил эксперт.

Туманная Нива_5

Niva Travel

Фото: РИА Новости/Алексей Даничев

«Если человек с трудом дотягивается до первой «Нивы», он не сможет дотянуться и до новой. Так что перспективы есть, пока не появятся законодательные запреты по безопасности или экологии», — отметил Кадаков.

По словам эксперта, будущность есть и у большого кроссовера Grand Niva — в теории покупатели могут рассмотреть его в качестве альтернативы более дорогим Nissan Qashqai и Kia Sportage.

Основная идея

Основная идея заключается в том, что человек, созерцающий явления природы, преображается внутренне. Настоящие сокровища открываются перед тем, кто умеет вглядываться в детали, отыскивая в них прекрасное. Общаясь с миром растений, герой внемлет шёпоту листьев, слушает журчание ключа, наблюдает за плодами и цветами. От созерцания человек переходит к диалогу. Мысленно он беседует с ручьём, нивой и ландышем, а они, в свою очередь, тоже общаются с автором.

Все образы, которые есть в тексте, не списаны с натуры, а созданы воображением поэта. Таким образом, идея произведения ещё и в том, что любоваться природой можно и в отдалении от неё. Живой мир тем и прекрасен, что в нём можно черпать силы и вдохновение, не имея возможности видеть, слышать и осязать листья, траву и цветы.

Образы и символы

Лирический герой поэзии появляется перед читателем спокойным человеком, он не испытывает страха или тревоги, способен глубоко чувствовать природу, поэтому замечает не только очевидные простому обывателю вещи, но и видит ее тайные стороны и вступает в диалог с окружающим миром. Герой приветствует ландыш и слышит в журчании ручья нечто большее, чем просто как шумит вода.

Однако главное место в стихе занимает природа. Поэт олицетворяет ее, она живая, способна чувствовать и мыслить. К примеру, нива в стихотворении может волноваться.

Привычные рисунки природы — нива и скромные полевые цветы для Лермонтова становятся настоящим идеалом прекрасного на земле. В первой строфе она обобщена, поэт рассказывает о лесах и садах. Во второй появляется конкретный предмет — ландыш. В третьей строфе природа успокаивает лирического персонажа и он начинает думать о жизни. При наблюдении за умиротворенной природой у человека исчезает чувство тревоги и он обретает счастье.

Образ природы объемен, он символизирует идеальный замысел Бога, все отдельные крупинки которого складываются в одну картину мира.

История создания

Данное стихотворение было написано автором в 1837 году. В тот момент поэт переживал не лучшие моменты своей жизни, поскольку находился под арестом. В заключение он попал после выхода его бессмертного произведения «Смерть поэта», которое всколыхнуло общество и систему в целом. В стихотворении автор прямо выражает свои политические взгляды и не боится критиковать строй, который привел к смерти великого Александра Сергеевича Пушкина. И пока правительство разбиралось в данном вопросе, было принято решение Лермонтова оградить от общественности путем заключения.

Главным оружием в руках творца были бумага и чернила, поэтому именно их он был и лишен. Но автор не отчаивался и использовал для написания произведения все подручные средства. Как и многие другие заключенные, находясь за решеткой, поэт начал очень сильно скучать по свободе. Он придается воспоминаниям, когда имел возможность наслаждаться природой и величием окружающей среды. По тексту стихотворения это не сложно понять, потому что каждая строка пронизана любовью к родной природе.

Стихотворение опубликовали лишь в 1840 году, добавив его в сборник других произведений творца.

Главная тема стихотворения

Как поэт обратился именно к этой теме? По воспоминаниям современников, Лермонтов был скептиком и смотрел на многие вещи вполне трезво и реально. Он прекрасно понимал, старые основы общественного строя уходят в прошлое, но общество к кардинальным изменениям не готово. Живой пример — восстание на Сенатской площади. Народ, за освобождение которого выступили декабристы, не поддержал их.

Поэт знал, что он сам не увидит перемен при своей жизни, а ситуация, между тем, только усугублялась. Осознавая своё бессилие, он всё чаще впадал в депрессивное состояние. Он понимал, что таких героев, как декабристы, уже не будет, стихами поднять кого-то на борьбу с самодержавием он не сможет, а мириться со сложившимся положением не хотел.

Жанр, направление, размер

  • Традиционно М. Ю. Лермонтов считается поэтом-романтиком. Лирический герой его стихотворения одинок, отрезан от мира людей и противопоставлен ему. Его идеал – совершенный мир и гармония, и недостижимость этого идеала приводит к духовным исканиям и терзаниям. Именно в уединении герой вступает в диалог с природой, постигает ее красоту и через нее – мощь и величие божественного замысла.
  • Стихотворение можно отнести одновременно к пейзажной и философской лирике. Первые строфы рисуют сменяющие друг друга картины природы: ниву, лес, сад и овраг с ручьем. В последней же строфе наблюдение за окружающим миром приводит поэта к философским обобщениям, от диалога с природой он поднимается к познанию себя и Бога.
  • Лирическое стихотворение написано разностопным ямбом, в большей степени шестистопным, что помогает Лермонтову создать постоянное ощущение движения. Движение останавливается только в последней укороченной строке, которая становится итоговой точкой размышлений.
  • Меняется в последней строфе и рифмовка. В первых трех строфах используется перекрестная рифмовка, в последней – кольцевая.

Тропы и образы

Картины природы в каждой строфе рисуют эпитеты. В первой строфе образы летней природы создаются с помощью ярких цветовых эпитетов: желтеющая нива, малиновая слива, зелёный листок. Звуки в этой строфе тоже громкие и реальные: шум свежего леса.

Во второй строфе краски поздней весны становятся мягче и глуше: румяный вечер, золотой час утра, ландыш серебристый. Появляются запахи: душистая роса.

Эпитеты третьей строфы касаются внутреннего мира, ощущений лирического героя: смутный сон, таинственная сага, мирный край. Только эпитет студёный ключ соотносится с природой. Она уходит на второй план, автору не важна детализация, не указано ни время года, ни время суток, природа становится условной.

В каждой строфе олицетворения оживляют природу: слива прячется в саду, ландыш кивает головой, ключ лепечет таинственную сагу, играет по оврагу.

В последней строфе внутренний мир рисуют метафоры: смиряется тревога, расходятся морщины на челе.

В последней строфе поэт использует синтаксический параллелизм (первая и вторая строка). Создаётся образ гармоничной личности, которая черпает из природы силы для восстановления душевного равновесия.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение

  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова

  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова

  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова

По произведению: «Когда волнуется желтеющая нива»

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

Тема

Связь природы и духовного мира человека. Сочное, яркое описание природы подытожено философским выводом и душевными переживаниями лирического персонажа. Проблематика – без связи с природой, которая даёт человеку энергию и силы для жизни, невозможно полноценно существовать. В этом стихотворении мир природы является своеобразной дорогой к духовному становлению, к пониманию и единению с Богом. Идея – человек может пережить минуты счастья в единстве с природой, она – проводник человека, его связь с божественной силой.

Именно это хотел показать автор, он осознал эту истину, когда простое любование родной природой было для него недоступно. Воспоминания из беззаботного детства, лучшие пейзажи, запечатлённые в памяти автора передаёт лирический герой в стихотворении. Лирический герой наиболее ярко раскрывает своё присутствие в последней строфе, когда признаёт своё утешение и осознание счастья в единении с природой. Для него она невидимый мостик к Богу, к душевному покою и утешению от тревог.

«Весна, весна» анализ стихотворения Баратынского по плану кратко – главный герой, история создания, тема, год

Анализ содержания

Пейзажная зарисовка занимает значительную часть произведения. Строки в стихотворении создают ощущение радости и лёгкости: «Ландыш серебристый приветливо кивает», «Студёный ключ играет». Это на первый взгляд. Если вдуматься то, можно заметить нотки трагизма.

Поэт одинок и его чувственная душа ищет умиротворения, надеясь найти его в мироздании, где царствует гармония. Беспокойство чувств Лермонтов выражает не существующими картинами в природе: «желтеющая нива» и «малиновая слива» соседствуют с «ландышем». Осень смешалась с весной. Такой всеобъемлющий образ природы становится для поэта эталоном красоты.

Взаимодействие с окружающей природой с каждой новой строфой происходит последовательно:

  • Первая строфа — взгляд человека устремлён на открывающийся пейзаж.
  • Вторая строфа — душа открывается для красоты природы.
  • Третья строфа — человек ощущает гармонию окружающего мира, спокойствие в душе.

Соединяясь с природой и наслаждаясь истинным покоем и счастьем, чувствуя присутствие Бога во всём, в людском мире поэт — одинок и покинут. Тщетность и горечь одиночества перестают терзать душу на недолгие мгновения, когда божественная красота занимает мысли поэта.

Изменение внутреннего мира, происходящее от взаимодействия с естественной красотой мироздания, автор принимает за просветление и благость, и видит мир божественным взглядом: «и счастье я могу постигнуть на земле». Лермонтов подчёркивает влияние природы на духовность человека, что становится темой для написания. Он восторгается красотой божьего мира, чувствуя от этого прилив радости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector