Я послал тебе берёсту
Содержание:
- Интеллектуальное шоу
- Новгородские берестяные грамоты
- Онфим-летописец
- Онфим – ученик из 13 века
- Школа князя Ярослава
- Не поплавок, и не заколка
- Что писали русичи в берестяных грамотах
- Время и место находки первых грамот на бересте
- Что 7-летний мальчик из Новгорода писал и рисовал на бересте в XIII веке
- Новгородские берестяные грамоты и научные открытия
- Берестяные грамоты – археологические ценности
- Образование 13 века: что изменилось с тех пор?
- Почему почти все берестяные грамоты обнаружены в Новгороде
- Где и когда были обнаружены первые берестяные грамоты
- Новгородская повседневность
- Что писали русичи в берестяных грамотах
- Первый артефакт, найденный в Новгороде в культурном слое XIV столетия
- Берестяная грамота в Рязани
- Берестяные грамоты обнаружили 50 лет назад и сейчас продолжают находить
- Открытие уклада жизни простых людей на Руси до XV века
- Фон
Интеллектуальное шоу
С середины 1980-х годов Андрей Зализняк начал читать ежегодную публичную лекцию, в которой рассказывал о грамотах, найденных за последний археологический сезон, и о сложностях, гипотезах и идеях, которые возникали при чтении берестяных писем. В этих лекциях расшифровка грамот превращалась в решение увлекательных лингвистических задач. Интрига сохранялась до последнего момента, и в поиске ответа участвовали все присутствующие.
Ежегодная лекция, во время которой Андрей Анатольевич Зализняк комментировал новонайденные берестяные письма, стала интеллектуальным шоу, на которое старались попасть не только филологи и лингвисты Фото: Ефим Эрихман / Православие и мир
На первых лекциях присутствовали в основном историки и филологи, но вскоре аудитория перестала вмещать тех, кто хотел стать участником расшифровки древних текстов. Ежегодную лекцию пришлось перенести в поточную аудиторию, но и она не вмещала желающих. Сюда шли все — и лингвисты, и историки, и математики… Учителя гуманитарных классов отправляли на лекцию своих учеников. Люди приходили заранее, чтобы занять место.
Пожилые профессора сидели на ступеньках рядом со школьниками. Для многих осенняя новгородская лекция Зализняка была главным интеллектуальным событием года, которое ждали заранее.
Последние годы лекции проходили в огромной аудитории главного здания МГУ со звукоусилением и проекцией на экран всего, что писалось на доске. Те, кто помнили камерные первые лекции, шутили, что следующим местом проведения новгородской лекции станет стадион.
Новгородские берестяные грамоты
Как правило, те данные, исходя из которых формируется общественное представление о науке истории, это труды государственных мужей: ученых, книжников-монахов, хронистов и придворных.
Древненовгородские берестяные грамоты хороши тем, что позволяют нам увидеть жизнь простого люда, узнать, какие надежды и чаяния были у этих людей, живших в далеком Средневековье. Ведь, судя по специфике этих записок, грамота была доступна самым широким слоям населения новгородской вечевой республики.
Вообще, традиция письма на специально обработанной бересте – явление не уникальное, подобное фиксируется в истории разных народов мира. Однако именно на Руси эти письма, написанные на простых кусках коры, достигли наибольшего распространения. Сама традиция, пережив пик популярности в Средние века, не пропала в одночасье: редкие группы старообрядцев использовали бересту почти до начала прошлого века.
Поэтому ученые справедливо предполагали, что в крупных центрах старой Руси может быть найдено огромное множество подобных записок. И, учитывая бросовые цены на этот материал, можно было предположить, что это будут именно тексты, родившиеся в простой городской среде. Так вышло, что почвы Великого Новгорода оказались наиболее деликатны по отношению к листам старинной древесины, поэтому большая часть подобных записок была найдена археологами именно в этом городе. Цифры, фиксирующие количество обнаруженных берестяных грамот, красноречиво говорят сами за себя: за всю историю исследований в Москве было обнаружено 4 послания, в Старой Руссе – 51, а в Великом Новгороде – 1122 письма на коре березы.
И это учитывая тот факт, что история систематического исследования, обработки и осмысления таких артефактов началась сравнительно недавно – в середине прошлого века, в послевоенное время. Берестяная грамота, получившая первый порядковый номер, была обнаружена всего-то в 1951 году.
Онфим-летописец
Из всего того большого количества людей разных профессий, что невольно оставили нам свои записки, выделяется маленький новгородский мальчик по имени Онфим (имя, вероятно, является народным сокращением от греческого Анфимий).
Всего за его авторством было обнаружено 12 грамот и несколько рисунков, созданных ориентировочно в середине XII века
Внимание, которые привлекли к себе его записки, обусловлено малым возрастом автора. Судя по особенностям начертания и почерку, ребенку было всего-то 6-7 лет
Это живо свидетельствует о том, насколько была распространена грамота на Руси и как на удивление рано юных новгородцев начинали учить письму. Прописями ему служили самые простые и доступные материалы – донца от изношенных берестяных туесков, по которым он выцарапывал текст и рисунки каким-то твердым и острым предметом. Очевидно, мальчик потерял все свои труды одновременно, благодаря чему они все были найдены археологами в сохранности и в пределах небольшой территории.
Большая часть его записок – это обычные прописи, сродни тем, над которыми корпят дети XXI века. Судя по тому, что Онфим допустил относительно немного ошибок, он не впервые столкнулся с грамотой, он и ранее уже писал буквы. В некоторых текстах он просто выводил свое имя, где-то – тренировался вести деловую переписку, обращаясь к некоему Даниле. Можно предположить, что загадочный Данила, которому писал Онфим, был его одноклассником и соседом по парте. Среди ученых есть предположение, что одно из писем, найденных в общей кипе, было написано не Онфимом, а каким-то другим ребенком тех же лет. Весьма вероятно – Данилой.
Помимо этого, Онфим безусловно понимал смысл слов, которые записывал на бересту. Это становится понятным из подписей к его рисункам. На одном из них он изобразил (довольно коряво, надо признать) себя в образе неизвестного природе чудища и вполне осознанно написал «я – зверь». Судя по характеру его рисунков, этот мальчик, как и многие его сверстники, мечтал стать воином. Как и многим детям его возраста, Онфиму не очень удавалось изображать кисти рук: порой он рисует пятерню, а временами, запутавшись, рисует вместо ладоней трехпалые клешни.
Примечательно, что Онфим и его записки настолько полюбились новгородцам, что ученику из XII века поставили памятник, на котором он запечатлен в образе одного из героев своих рисунков.
Онфим – ученик из 13 века
Грамота 1090. Фото: msu.ru
Онфим жил в середине тринадцатого века. Исходя из его работ и рисунков, археологи подсчитали, что ему было около шести или семи лет на момент создания этих работ.
Онфим должен был делать своё домашнее задание, которое состояло из написания алфавита, псалмов и повторения слогов. Как и многие славянские дети тогда и сейчас, он очень часто отвлекался и начинал рисовать картинки на «страницах».
Грамота 200
Вот один такой пример, грамота № 200, где Онфим переписывал буквы алфавита в углу страницы, но затем ему стало скучно, и он нарисовал себя в виде воина на коне с вожжами в одной руке, и пронзающим противника копьем в другой. Не забыл и подписать: «Онфим». Возможно, мальчик хотел в будущем стать воином.
Школа князя Ярослава
— Насколько я помню, самые ранние берестяные грамоты датированы началом XI века. Закономерный вопрос: откуда в древней Руси взялось столько грамотных людей, если письменность возникла уже после Крещения Руси?
— Небольшое уточнение: самые ранние берестяные грамоты датированы 30-ми годами XI века. То есть между крещением Руси в 988 году и появлением бытовой письменности на бересте — около полувека. Видимо, эти полвека как раз и ушли на то, чтобы сформировалось поколение, для которого письмо — не что-то особенное, а вполне обычное, повседневное дело.
— Откуда же взялось это поколение? Само выросло или его специально выращивали?
— Его специально выращивали, и мы даже знаем, как именно. Появление первых берестяных грамот замечательным образом совпадает со свидетельством новгородской летописи, где рассказывается, как князь Ярослав в 1030 году пришел в Новгород и устроил школу. «Собрал от попов и старост 300 детей и отдал на учение книжное». Иногда эту летописную запись подвергают сомнению, но я считаю ее вполне достоверной. Есть, кстати, и подтверждение из «независимых источников». В скандинавской саге об Олафе Трюгвассоне написано, что он посещал школу в Новгороде при Ярославе
Как долго действовала эта школа, мы, к сожалению, судить не можем, но это было, конечно, очень важное культурное предприятие
Так вот, эти триста детей выучились грамоте и стали, как сейчас выражаются, интеллектуальной элитой новгородского общества, они составили социальную базу распространения грамотности. То есть они и друг с другом переписывались, и, весьма вероятно, учили грамоте своих знакомых, а повзрослев, своих детей. Таким образом, круг грамотных людей быстро расширялся.
Кроме того, пользу грамоты очень быстро оценили купцы. Сейчас ведутся споры, существовала ли на Руси какая-то «коммерческая» письменность еще до официального крещения. Но это вряд ли. Новгородские археологические данные говорят о том, что до 30-х годов XI века ничего подобного не было. То есть бересты находили много, но с рисуночками, а не с теми или иными письменами.
Кстати, существует знаменитая новгородская восковая Псалтирь, ее датируют примерно 1000 годом. То есть той эпохой, когда книжная письменность уже появилась, но ее бытового использования еще не было.
Кодекс из трех липовых дощечек лежал в земле в полной сохранности. Как он туда попал, мы не знаем; возможно, книгу спрятали при каких-то трагических обстоятельствах. А вот берестяные грамоты никто не прятал. Их попросту выбрасывали, как обычный мусор.
— То есть как?
— Да, их выбрасывали за ненадобностью. Прочел человек письмо или записку, получил информацию, да и выкинул. Парадокс: именно потому эти берестяные грамоты и сохранились до наших дней. То, что тщательно берегли, погибло в пожарах (вспомним, что все древнерусские дома рано или поздно сгорали). А то, что выбрасывали, попадало в почву, в так называемый культурный слой, и в новгородской почве вся органика прекрасно сохраняется.
Интересно, что те берестяные грамоты, которые находят на месте стоявших там когда-то домов, сохранились лишь потому, что провалились в щели между половицами и оказались на уровне нижних венцов (те при пожарах могут сохраняться). Кстати, при раскопках городских усадеб берестяные грамоты находят неравномерно: в одних местах их концентрация на единицу площади больше, в других меньше. Так вот, там где больше — там, как мы предполагаем, были помойки, выгребные ямы.
— Какой временной период охватывают берестяные грамоты? Какие самые поздние?
— Самые поздние — середина XV века, то есть берестяные грамоты были распространены примерно 400 лет, с середины XI века по середину XV.
— Почему же потом они прекратились?
— Тут сочетание двух обстоятельств. Во-первых, распространение бумаги как дешевого материала, ставшего альтернативой дешевой бересте. Во-вторых, к тому времени уже меняется новгородский культурный слой, почва становится менее влажной, поэтому береста в нем уже не сохраняется. Может, новгородцы и не перестали писать на бересте, просто эти грамоты уже до нас не дошли.
— Известны ли случаи пересылки берестяных писем на большие расстояния?
— Да, известны. Например, найдено пять писем купца Луки своему отцу. В одном он пишет, что едет откуда-то с севера, и жалуется, что там, в Заволочье, белка дорогая — не купили. Другое письмо он пишет откуда-то с Днепра, где сидит и ожидает гречника. А гречник — это купеческий караван, идущий из Византии. Или вот другой пример, сын приглашает мать: «Идите сюда, в Смоленск или в Киев, здесь хлеб дешевый».
Не поплавок, и не заколка
После находки первой берестяной грамоты в культурном слое XIV века в Новгороде, многие ученые поняли, что им и раньше на раскопках попадались подобные артефакты. Однако по какой-то причине археологи не стали утруждаться, чтобы рассмотреть их и понять – что же это в действительности такое. Ведь в сложенном виде (в котором и обнаруживали большинство берестяных грамот) они напоминали рыболовные поплавки.
Берестяная грамота в свернутом виде / Фото: languagesoftheworld.info
Развернув же новгородскую грамоту, которая великолепно сохранилась, ученые смогли прямо на месте даже через слой грязи прочитать ее текст. В данном послании находился перечень сел и деревень, которые выполняли повинность некому «Роме»
В том же 1951 году во время последующих находок берестяных грамот в Новгороде, исследователи сделали еще одно важное открытие
Большинство этих посланий обнаруживали в свернутом «в трубочку» виде. Со многими из них находили небольшие деревянные палочки. Сначала ученые посчитали их некими заколками для того, чтобы грамота при «пересылке» оставалась свернутой. Однако дальнейшие исследования показали, что данные палочки были ничем иным, как деревянными «писалами». Именно этими стилосами собственно и царапались послания на бересте.
Что писали русичи в берестяных грамотах
Из текстов берестяных грамот ученые узнали много ценной с исторической и этнографической точек зрения информации. Так, отдельные имена, которые давали простым людям на Руси, до находок в Новгороде были неизвестны. Например, такие, как Воислав, Радонег, Твердята, Гостята, Нежка, Ноздрька, Пленко, Офонос.
Берестяная грамота / Фото: twitter.com
Разными были и содержания текстов берестяных посланий. Так, в грамоте, которая у археологов получила инвентарный №138, и датирована примерно 1300-1320 гг., некий Селивестр написал свое завещание. Находили археологи и берестяные записки от женщины своему любовнику, послания купцу от взятых под стражу торговцев, распоряжения боярина о выполнении работ приказчиком, и много других коротких посланий, описывающих простые бытовые жизненные ситуации.
Узнали историки и цены того времени на отдельные товары. Так, корова в Новгороде начала XIII века стоила 3 гривны, а за 750 локтей «водмола» – грубого неотбеленного полотна, купец готов был заплатить 31 гривну 3 куны.
Свернутая берестяная грамота / Фото: calligraphy-expo.com
После находок отдельных грамот ученые также развенчали миф о том, что ругательства на Руси появились после татаро-монгольского нашествия. В некоторых записках, датированных еще XII веком, встречается довольно много бранных слов.
Лишь один факт, связанный с берестяными грамотами, ученые не могут документально доказать и до сих пор. Исследователи не знают, кто и каким образом доставлял подобные послания от отправителя к адресату. Существует лишь предположение, что в то время в Новгороде работала некая служба доставки берестяных грамот.
Время и место находки первых грамот на бересте
Прообраз современного «мессенджера» был обнаружен Новгородской археологической экспедицией. Случилось это 26 июля 1951 на Неревском раскопе.
Археологические работы на Неревском раскопе в Новгороде, лето 1951 года / Фото: russia-ic.com
К окончанию года археологи отыскали еще восемь подобных артефактов. Работы, продолженные в течение последующих 70 лет, позволили найти больше 1000 берестяных грамот. Их содержание заставило пересмотреть научные представления о том, какой уклад жизни сложился у славян в период с X по XV столетия.
Тематическое разнообразие текстов, написанных на берестяных грамотах, просто поразительно.
Данные артефакты – это краткие сообщения из 25-30 слов, выцарапанные на внутренней стороне березовой коры. Ученые установили, что по прочтению «записки» выбрасывались, а порой для сохранения тайны разрывались на мельчайшие фрагменты.
Что 7-летний мальчик из Новгорода писал и рисовал на бересте в XIII веке
Стоит сказать, что еще до этой сенсационной находки ученые во время раскопок натыкались на отдельные фрагменты документов, написанных чернилами на бересте, однако находки в 1951 году сразу 9 таких свитков (позже их найдут более тысячи) были другими. Вместо хрупких чернил, надписи на этих документах были нацарапаны, а потому сохранились намного лучше.
Целых 12 грамот, найденных в Великом Новгороде, было создано мальчиком по имени Онфим, которому было, судя по всему, 6-7 лет. Он не только писал на берестяной коре, но и рисовал (рисунки не были пронумерованы и зачислены в общее количество грамот). Специалисты выяснили, что все они были созданы примерно в 1234-1268 гг. и сохранились они все вместе потому, что, скорее всего, молодой человек их просто потерял всем скопом.
Так о чем же писал 7-летний мальчик Онфим? Как и нынешние дети, в этом возрасте он обучался грамоте, и потому основная масса его записей — это учебные записи. Однако если современные дети в этом возрасте только идут в школу или заканчивают первый класс, уверенность, с которой Онфим писал свои записи, позволяет специалистам судить, что для него письмо было уже делом привычным. Они три раза полностью выписывает азбуку, а потом пишет слоги из нее. Кроме азбуки, Онфим учится писать разные виды писем. Со словами «Поклон от Онфима к Даниле» парень, видимо, тренировал написание традиционного вежливого письма (специалисты считают, что Данилой мой быть второй ученик, обучающийся грамоте вместе с Онфимом). А с записью фразы «Г(оспод)и помози рабу своему Онфиму» мальчик мог тренировать или свою подпись в письме, или молитву.
Новгородские берестяные грамоты и научные открытия
Именно в Новгороде обнаружено самое большое количество берестяных грамот, причём, благодаря особенностям местной почвы, они достаточно хорошо сохранились.
Вероятно, жители Древней Руси записи на бересте не считали чем-то ценным – после прочтения их обычно выбрасывали, иногда предварительно разрывая – так же, как современные люди поступают с ненужными бумагами.
Берестяная грамота с росписью доходов с нескольких сел, Новгород, 1380‒1400 годы / gramoty.ruХранится в Государственном историческом музее, Москва, Россия
Куски бересты смешивались с другим мусором, который для археологов 20 века является уже культурным слоем. Почти тысячу лет пролежали в земле берестяные грамоты, прежде, чем были обнаружены исследователями.
Изучение находок позволило сделать ряд открытий. Например, долгое время учёные считали, что существовал единый язык, на котором говорили все восточные славяне, вышедшие из единого центра – славянской прародины.
Ключевые слова отпуста (среди святых — Борис и Глеб), Новгород, 1075‒1100 годы / gramoty.ruХранится в Новгородском государственном объединённом музее-заповеднике, Великий Новгород, Россия
Однако в берестяных грамотах XI-XII веков были обнаружены более 30 диалектных признаков, которые отсутствуют в русском языке. Зато языковые аналоги обнаружены у словаков и словенцев.
Так, благодаря грамотам, выяснилось, откуда пришли новгородские славяне. Теория о единой прародине славян была поставлена под сомнение. Если не было единого языка, могла ли быть у древнерусского народа общая прародина?
Берестяные грамоты – археологические ценности
Письма и записи на коре березы археологи называют берестяными грамотами. Таким находкам присваивают личные номера и хранят в музеях и университетах
Берестяная письменность является важной частью истории восточнославянских языков
Так раскрывают грамоту. Фото: Павел Колосницын
Рукописи, обнаруженные в Новгороде, относятся к периоду между 11 и 15 веками. Они включают в себя личные письма, документы, содержащие деловую переписку, юридические споры, списки покупок, школьные уроки, налоговые декларации, завещания, предложения о браке, молитвы, заклинания и проклятия. Эти документы много рассказывают о том, как была устроена жизнь в средневековом Новгороде. Среди этих увлекательных находок можно найти умилительную коллекцию рисунков, сделанных мальчиком по имени Онфим.
Образование 13 века: что изменилось с тех пор?
Грамота 210
Эти «страницы» с домашним заданием Онфима дают нам хорошее представление о том, каким было образование в Новгороде 13-го века, и, что удивительно, мало что изменилось за последние 800 лет. Славянские дети прописывали алфавит, излагали слоги, переписывали хорошо известные всем тексты, в частности псалмы, и практиковали написание писем.
В то время в Новгороде было довольно грамотное население. Огромное количество берестяных грамот свидетельствует о массовой грамотности населения. Действительно, Новгород вместе с Киевом были первыми русскими городами, в которых были официальные школы. Следовательно, Новгород стал важным центром русской культуры, распространяя религиозные знания и переводы иностранных авторов. Богатое культурное разнообразие средневекового Новгорода отражено в этих берестяных грамотах.
Почему почти все берестяные грамоты обнаружены в Новгороде
В настоящее время ученые обнаружили 1 тысячу 196 грамот, написанных на бересте. Из них только 107 были найдены не в Новгороде. При этом в столице Руси – Киеве, археологи нашли всего одну берестяную грамоту. Да и то пустую. Не могло быть, чтобы тогдашние киевляне были менее грамотными, чем новгородцы. У историков этот пазл никак не складывался. Причина же этого была все время буквально у них под ногами.
Все дело заключается в почве. Киев расположен на лессовых пористых грунтах с относительно глубоким залеганием грунтовых вод – в среднем от 4,5 до 5 метров. Любые предметы органического происхождения в такой почве разлагаются в течении нескольких сотен лет. Новгородская же почва влажная и плотная. Она прекрасно закрывает доступ воздуха к попавшим в нее древесине, коре, коже и костям, надежно консервируя их на века.
Самые поздние берестяные грамоты, которые были найдены археологами, датируются серединой XV века. Почему же на Руси после этого времени перестали пользоваться данным «мессенджером»? Все очень просто. Примерно тогда бумага резко подешевела. И именно ее стали использовать для передачи всевозможных сообщений.
Где и когда были обнаружены первые берестяные грамоты
Ровно 70 лет назад, 26 июля 1951 года, во время работ Новгородской археологической экспедиции на Неревском раскопе, учеными была найдена первая берестяная грамота. До конца того же года археологи откопали еще 8 таких артефактов. Всего же до настоящего времени в регионе было обнаружено более тысячи подобных берестяных грамот. А содержание этих посланий попросту перевернуло научные представления об укладе и способе жизни славян в период X-XV веков.
Тексты, написанные в берестяных грамотах, поразили исследователей своим тематическим разнообразием. Это были как послания от отца к сыну, мужа – к жене или сестры к брату, так и «бизнес-переписка» купцов с приказчиками или бояр со своими управляющими. Находились и долговые расписки, жалобы и кляузы, приглашения в гости или уведомления о скорых визитах.
Как правило, все берестяные грамоты представляли собой короткие послания, состоящие из 25-50 слов. Они были нацарапаны на внутренней стороне кусков коры березы. Как удалось установить ученым, адресаты таких посланий после их получения и прочтения, эти «записки» попросту выбрасывали. Но иногда, чтобы сохранить тайну переписки, берестяные грамоты разрывали на мелкие кусочки.
Новгородская повседневность
До появления берестяных грамот о повседневной жизни русских городов было известно очень мало. Конечно же, имелись откопанные археологами предметы быта, на основании которых можно понять, как было устроено жилище, как готовили пищу, какую носили одежду и украшения. Но о человеческих отношениях, которые возникали в связи с этими предметами, узнать было неоткуда. Ведь летописи писались при дворе князя или митрополита. И тексты, соответственно, отражали большую политику, а не повседневные проблемы, с которыми имели дело жители городов.
Представьте себе, что вас интересует, например, как в Древней Руси учили читать и писать. Где вы об этом узнаете? Сам факт обучения грамоте упоминается во многих источниках. Например, «Повесть временных лет» рассказывает, что Ярослав Мудрый организовал обучение детей грамоте. Рассказывают про это и некоторые жития.
Мальчику Онфиму, начавшему писать на куске бересты буквы алфавита, вскоре надоело это занятие, и он нарисовал всадника, поражающего врага Фото: DIOMEDIA
Все прекрасно помнят, как трудно давалась книжная премудрость отроку Варфоломею, будущему Сергию Радонежскому. Но никаких подробностей, никакой информации о том, как именно выглядел процесс обучения, в житиях и летописях нет. Теперь же у нас есть более 20 листков бересты, содержащих различные ученические записи. Здесь и азбуки, и списки слогов («склады»), и упражнения, и рисунки. И можно легко себе представить, чему и как учили детей в древнем Новгороде.
Что писали русичи в берестяных грамотах
Из текстов берестяных грамот ученые узнали много ценной с исторической и этнографической точек зрения информации. Так, отдельные имена, которые давали простым людям на Руси, до находок в Новгороде были неизвестны. Например, такие, как Воислав, Радонег, Твердята, Гостята, Нежка, Ноздрька, Пленко, Офонос.
Разными были и содержания текстов берестяных посланий. Так, в грамоте, которая у археологов получила инвентарный №138, и датирована примерно 1300-1320 гг., некий Селивестр написал свое завещание. Находили археологи и берестяные записки от женщины своему любовнику, послания купцу от взятых под стражу торговцев, распоряжения боярина о выполнении работ приказчиком, и много других коротких посланий, описывающих простые бытовые жизненные ситуации.
Узнали историки и цены того времени на отдельные товары. Так, корова в Новгороде начала XIII века стоила 3 гривны, а за 750 локтей «водмола» – грубого неотбеленного полотна, купец готов был заплатить 31 гривну 3 куны.
После находок отдельных грамот ученые также развенчали миф о том, что ругательства на Руси появились после татаро-монгольского нашествия. В некоторых записках, датированных еще XII веком, встречается довольно много бранных слов.
Лишь один факт, связанный с берестяными грамотами, ученые не могут документально доказать и до сих пор. Исследователи не знают, кто и каким образом доставлял подобные послания от отправителя к адресату. Существует лишь предположение, что в то время в Новгороде работала некая служба доставки берестяных грамот.
Первый артефакт, найденный в Новгороде в культурном слое XIV столетия
Первый артефакт, найденный в Новгороде в культурном слое XIV столетия, дал возможность историкам понять, что подобные вещи встречались и ранее.
Но по неведомым причинам археологи не утруждали себя их детальным рассматриванием и пониманием того, что же в реальности перед ними. В основном грамоты находили в свернутом виде, что делало их похожими на рыболовные поплавки.
Берестяная грамота в свернутом виде / Фото: languagesoftheworld.info
А ведь достаточно было просто развернуть их, что впоследствии и сделали ученые. В первой великолепно сохранившейся новгородской грамоте археологи, не сходя с места находки, через слой грязи смогли прочесть текст.
Большинство грамот находилось в виде «трубочки». Рядом с ними часто лежали тонкие деревянные палочки. Поначалу археологи решили, что это своего рода шпильки для удержания артефактов в свернутом виде при «пересылке».
Но последующие исследования убедили ученых, что палочки исполняли роль стилоса для написания данных посланий.
Берестяная грамота и «писало» (стилос) / Фото: medievalists.net
Берестяная грамота в Рязани
О необычной находке было рассказано на сайте Института археологии Российской академии наук. Найденная берестяная грамота была обнаружена во время раскопок Кремля средневекового города Переяславля-Рязанского, которая находится на территории современной Рязани. По мнению авторов научной работы, она написана в Средневековье, на рубеже XIV–XV веков. Длина листа составляет 8 сантиметров, а ширина равняется примерно 2,5 сантиметрам. Историк Альбина Медынцева провела анализ документа и предположила, что на его нижней части написана древнерусская фраза «БЫША ти …», что можно перевести как «был ты». Также в тексте есть фрагмент «..I.. БЕЖИ», что переводится как «беги».
Рязанская берестяная грамота, свернутая в трубочку
Что именно хотел сказать автор письма, неизвестно. Но в древности березовую кору использовали для записи различных молитв, заговоров, долговых расписок и всего тому подобного. Также берестяные грамоты часто использовались как письма для передачи распоряжений и просьб. Примечательно, что письмом пользовались представители разных слоев населения. Некоторые ученые даже предполагают, что в Средневековье существовало некое подобие курьерской службы для передачи писем.
Место раскопок на карте
Важно отметить, что берестяную грамоту на территории нынешней Рязани рано или поздно должны были найти. Дело в том, что ранее в этой области уже были найдены писала — так называются заостренные стержни, при помощи которых можно было наносить надписи и рисунки на мягкие поверхности вроде коры деревьев
Также в 1978 году археологи нашли деревянный сосуд с изображением всадника. Все это говорит о том, что в средневековом городе Переяславль-Рязанский технология нанесения надписей на бересту была освоена и распространена.
Берестяные грамоты обнаружили 50 лет назад и сейчас продолжают находить
Первая в мире берестяная грамота была найдена в июле 1951 года, и эта находка стала настоящей сенсацией. Ее обнаружили в Великом Новгороде в ходе раскопок, которые проводились археологической экспедицией под руководством известного историка А. В. Арциховского. Уже к концу 1994 г. в Великом Новгороде было раскопано 753 грамоты. Археологические экспедиции стали находить грамоты и в других городах: на раскопах в Старой Руссе было обнаружено 26 грамот, в Смоленске – 15, Пскове — 8, в Звенигороде Галицком (под Львовом) – 3, в Твери – 2, по одной грамоте было найдено в Москве, Витебске, Мстиславле.
Большинство берестяных посланий написано на древнерусском языке, несколько грамот содержали церковно-славянский текст, находили грамоты, написанные на греческом, латыни и даже древнем прибалтийско-финском. Берестяная грамота из-за естественного скручивания коры имеет вид свитка. .Многие найденные грамоты датированы Х1У-ХУ вв., есть берестяные документы ХШ века.
Как же удалось установить дату написания берестяных находок? Прежде всего, методом дендрохронологии (устанавливается дата рубки деревьев, использованных для постройки древних мостовых и других сооружений). Кстати, этот метод позволяет датировать с большой точностью — до 20-40 лет. Безусловно, при установлении даты учитываются и данные палеографии (развитие знаков письменности), и история языка. Нередко в грамотах упоминаются исторические лица, встречающиеся в летописях, что тоже помогает с большой точностью определить дату написания.
Берестяные послания, как правило, выдавливались на бересте острым концом костяного стилоса, и лишь две грамоты из более тысячи найденных написаны чернилами.
Размер берестяных грамот колеблется от 1, 5 до 50 см. Грамоты, в основном, представляют собой частные письма, содержащие просьбы, описание хозяйственных дел, семейных проблем, конфликтов, встречаются и челобитные. Немало из них написаны женщинами, что позволило историкам сделать вывод о большом распространении грамотности в Древней Руси. Найдена грамота-упражнение ребенка в письме по складам (ХШ в.), есть и официальные документы, например, завещания, купчие, расписки, и даже грамоты-заговоры от хворей, измены, разлуки.
Берестяные грамоты, бесценные послания Древней Руси, обнаруживают ежегодно, и эти документы являются «говорящими» свидетелями истории, развития языка Древней Руси и ее культуры. Руководитель Новгородской археологической экспедиции академик Российской академии наук В. Л. Янин (ученик и последователь великого А. В. Арциховского), выступая 31 мая на торжественном заседании Ученого совета в Государственном Историческом музее, посвященном 50-летию берестяной находки, сказал, что земля Великого Новгорода хранит не меньше двух десятков тысяч берестяных посланий.
Открытие уклада жизни простых людей на Руси до XV века
На самом деле переоценить историческую важность находок берестяных грамот практически невозможно. Ведь до этого ученые могли представлять речь и лексику наших далеких предков лишь по церковно-славянским книгам и летописным материалам
Последние же более популярно повествовали не о жизни и быте простого народа, а о более «актуальных» темах – войнах, болезнях и эпидемиях, строительстве городов и христианских храмов, житии святых людей и князей.
Изучив берестяные грамоты, историки смогли максимально точно восстановить тогдашний уклад жизни в государстве, общественные и личностные отношения между людьми, а также особенности лексики того времени. Значимым открытием стал и тот факт, что как отправители, так и получатели берестяных грамот были людьми разных социальных групп и сословий. Ведь до этого общепринятым было мнение, что писать и читать в средневековой Руси умели только бояре и священники.
Писали послания на бересте не только мужчины, но и женщины. Причем довольно часто «месседжи», адресованные женами своим мужьям, имели повелительный или приказной характер. Это развенчало миф о том, что в древнем славянском мире женщина не имела никаких прав, и была полностью подчинена своему супругу.
С каждой новой находкой берестяных грамот для историков открывалось все больше уникальных подробностей уклада жизни на Руси в X-XV веках. После обнаружения грамот мальчика Онфима, который жил в середине XIII в., исследователи пришли к выводу, что простолюдины не просто умели писать и читать, но и пытались с малых лет обучать грамоты своих детей. Графологи, изучив рисунки и письмена Онфима, пришли к заключению, что мальчику в то время было от 4 до 6 лет.
Фон
Новгород, ныне известный как Великий Новгород , является важным административным центром Новгородской области . В то время, когда жил Онфим, это была столица Новгородской республики . Ученые считают, что Новгородская республика имела необычно высокий уровень грамотности для того времени, причем грамотность была широко распространена среди разных классов и среди обоих полов. Примерно в 200 км к югу от Санкт-Петербурга город окружен березовыми лесами, кора которых веками использовалась местными жителями для письма, поскольку она была мягкой и легко царапалась. С 1951 года было найдено более 1100 кусочков бересты с надписями, и каждое лето выкапывают все больше.
Термин бересты , обозначающий такие рукописи из бересты , является формой множественного числа от beresta («береста»), а изучение бересты называется берестология . Большое количество бересты является показателем высокого уровня грамотности среди населения, как это имеет место большое количество стилуса.