Все храмы феодора стратилата (91 всего, 90 на карте)

Масонские знаки

Через пятьдесят лет Гаврила Измайлов, влиятельный московский вельможа и масон (по слухам), решил отреставрировать церковь. Он сделал большие пожертвования, но полностью облик церкви восстанавливать не стали. Два деревянных верхних яруса и шпиль с ангелом остались только в памяти и проектах. Реставрировали только каменные четыре яруса, теперь башня Меньшикова венчалась высокой золоченой шишкой.

По будоражавшим Москву слухам, в храме проводились тайные собрания и службы масонов. Косвенным подтверждением тому служили появившиеся на стенах церкви, по приказу щедрого мецената Измайлова, знаки и символы, принадлежавшие масонскому ордену. К этому моменту многие уже забыли, что это была за церковь, Меньшикова башня – так называли ее жители. Когда масонов уличили в измене Родине и многих посадили, собрания прекратились, но символы, надписи и знаки еще долго красовались на стенах здания.

Кратко о Феодоре Стратилате

Изначально Стратилатовская церковь задумывалась как колокольня при Гаврииловской церкви и была освящена во имя Фёдора Тирона. Позже на деньги, пожертвованные директором почтамта Ключарёвым, к ней пристроили придел во имя Феодора Стратилата, а потом и весь храм был переосвящён и стал именоваться Стратилатовским.

Иногда путают Феодора Стратилата и Феодора Тирона из-за схожести историй их жития и некоторых нюансов перевода греческих текстов. Это неудивительно, ведь оба этих святых родились и жили в одной и той же местности почти в одно и то же время, оба убили в своё время с Божией помощью громадных змеев, спасая людей и оба считаются покровителями воинов. Но, тем не менее, это два совершенно разных человека, о чем свидетельствует даже перевод: Стратилат переводится как «военный управляющий», а Тирон означает «новобранец».

Если говорить более или менее кратко, Фёдор Стратилат состоял на службе в императорской армии. После того, как он в одиночку с молитвой во имя Иисуса Христа убил огромного змея, который пожирал людей и животных, Феодор был назначен военачальником (это слово в греческом языке означает “стратилатом”) в древнегреческий город Гераклея.

Там он не переставал проповедовать Евангелие, прославляя имя Иисуса. Видя перед собой безупречный пример горячей веры стратилата (что значит военачальника) Феодора, многие в те дни приняли христианство.

В это время в стране правил император Ликиний. Люто ненавидя новую веру, он предпринял преследование христиан и решил начать с тех, кто имел авторитет у людей. Прослышав про Феодора, он позвал его к себе во дворец. Но Феодор Стратилат ответил, что не может оставить военную службу, так как обстановка не позволяет ему отлучиться. Он, в свою очередь, пригласил императора в свой дом, пообещав принести жертву языческим богам.

Ликиний ответил согласием. Тогда Феодор собрал у себя все золотые и серебряные статуи языческих богов, которые только смог найти в своём городе, разбил их и осколки раздал всем нуждающимся.

Узнав об этом, Ликиний пришёл в бешенство. По его приказу Феодора схватили и подвергли жестоким пыткам. После этого солдаты императора распяли на кресте его истерзанное тело и оставили там на ночь. Ночью Господь сделал так, чтобы тело Феодора полностью исцелилось, и он смог сойти с креста.

Утром жители Гераклея увидели святого живым и невредимым. Это стало для них ещё одним доказательством всемогущества христианского Бога. Испуганный император Ликиний, увидев вмч. Феодора живым и без единой царапины на теле, приказал его схватить и казнить: отрубить ему голову. Что и случилось 8 февраля 319 года.

Пожар и запустение

В 1723 году в храме случился пожар, прямо в шпиль ударила молния. Пламя вспыхнуло быстро и распространялось от верхних деревянных ярусов. Подгоревшие дубовые крепления обрушились и упали внутрь строения вместе со всеми колоколами. В это время в храме были люди, спасавшие ценную церковную утварь и иконы, многие получили увечья, а кто-то умер от полученных ран. Икона Полоцкой Божией Матери осталась цела, за что миряне благодарили Бога и провидение.

Любопытен тот факт, что новая церковь (Меньшикова башня) к тому моменту так и не была освящена, поскольку работы не завершились, но у князя были дела поважнее. На протяжении многих лет храм ветшал, архитектор Зарудный писал князю письма о состоянии церкви, где указывал, что стропила прогнили, часовой механизм не работает, и витает в помещении запустение.

По смерти Петра I светлейший князь Меньшиков впал в немилость. Во время болезни потребовал привезти в Петербургское имение чудотворную икону в надежде вымолить выздоровление. Но в дальнейшем его отправили в ссылку, след иконы потерялся, а Меньшикова башня в Москве пришла в полное запустение.

История Ай-Тодорской святыни

Как и большинство других пещерных монастырей Крымского полуострова, возник Челтер-Коба в период Иконоборческого движения в конце VIII столетия. Как и сам входивший в состав Византийской империи Крым, Пещерный монастырь Феодора Стратилата стал оплотом иконопочитателей в частности и православной веры в целом. Но первоначально находился он на территории Сюйреньской крепости, стоящей на соседнем мысе Куле-Бурун. Впрочем, данная версия спорная, да и доказательств нет – это всего лишь теория.

Возникновение обители на нынешнем месте археологи относят к началу IX века, к большому сожалению, почти ничего неизвестно о его ранней истории. Что уж говорить, когда даже название святыни является условным. Сейчас нет сомнений, что названа она в честь Феодора, но вот какого именно – Тирона, Студита или Стратилата – точно неизвестно. Из трех святых никто не имеет к ней прямого отношения. Отчего преподобный Лазарь отдал предпочтение последнему при восстановлении комплекса – непонятно, даже сегодня это загадка.

Период расцвета пещерного монастыря связан с возвышением княжества Феодоро, пришелся он на XIV-XV вв., но благоденствие это было недолгим. Находясь в северной приграничной области государства, он часто страдал от вражеских нападений, а феодориты, вынужденные отбиваться на всех направлениях, попросту не могли его защитить. Но зато насельники, монахи, монастырские послушники и жители окрестных деревень всегда находили убежище за толстыми стенами Сюйреньской крепости или даже столичного Феодоро.

Однако в 1475 г., во время масштабного османского вторжения на полуостров, ничто не могло защитить ни сам монастырь Челтер-Коба в Крыму, ни его обитателей. После захвата генуэзской Феодосии огромная турецкая армия под командованием Кедук-Ахмет-паши устремилась на запад, покорять границы княжества Гаврасов, по пути она захватила и полностью разорила обитель в пещере.

Московская диковинка

Меньшикова башня в Москве строилась с размахом и большой тщательностью. Главным архитектором проекта и руководителем строительства был Иван Зарудный. Под его подчинением были именитые итальянские архитекторы, скульпторы, а резчиками по камню — искусные мастера из костромских и ярославских артелей.

Стараниями зодчих и хотением светлейшего князя церковь вышла воздушной, устремленной к небу, казалось, что она парит над землей, чудесна была Меньшикова башня. Архитектор Зарудный спроектировал и построил храм, над которым взмывалась ввысь колокольня из шести ступеней, увенчанная тридцатиметровым шпилем.

Два верхних яруса выстроили из дерева со сквозными окнами, на предпоследнем повесили пятьдесят звонких, с чистым звуком колоколов. Желая произвести фурор, Меньшиков выписал из-за границы большие часы. Их установили пониже колоколов. Но не суждено было князю закончить начатое до конца. В 1710 году, согласно распоряжению Петра I, столица переносилась в Петербург, и фавориту пришлось срочно покидать Москву. Церковь Архангела Гавриила (Меньшикова башня) так и не была отделана до конца.

Церковь Феодора Стратилата

нет комментариев, добавить первый

Одним из выдающихся памятников новгородского зодчества является церковь Федора Стратилата на Ручью, выстроенная в 1360 — 1361 годах посадником Семеном Андреевичем. Русло древнего Федоровского ручья, на берегу которого стоял храм, в недавнее время было засыпано, и по засыпи проложена трасса автострады Москва — Ленинград.

Церковь Федора Стратилата на Ручью, 1360 — 1361 гг.

Фресковая роспись церкви Федора Стратилата, исполненная, по-видимому, в конце 60-х или даже в 70-х годах ХIV века, была расчищена из-под побелки в 1910 году. Роспись сохранилась почти на всех стенах, на столбах, арках и сводах храма, но фрагментарно, с большими утратами. Несмотря на это, художественное значение росписи исключительно. Во фресках храма применен прием монохромного решения всей стенописи в красно-коричневых тонах с полным отказом от яркой, звучной полихромии других новгородских росписей ХIV века. Вместе с тем эта черта очень сближает роспись Федора Стратилата с росписью церкви Спаса на Ильине, исполненной Феофаном Греком. Роспись Федора Стратилата рассматривалась одними исследователями как более раннее произведение этого прославленного художника, другими, наоборот, как более позднее произведение какого-то новгородского мастера, испытавшего на себе сильное влияние манеры Феофана Грека. В росписи Федора Стратилата ярко выступает характерная для ХIV века любовь к повествовательной тематике, с одной стороны, и глубоко эмоциональная трактовка человеческих страданий, переходящих в патетику, — с другой. Композиции и отдельные фигуры росписи Федора Стратилата несут на себе несомненный отпечаток византийского искусства ХIII — ХIV веков.

Живописная фактура стратилатовской росписи, как уже сказано, обнаруживает ближайшее родство с фактурой фресок церкви Спаса. Тот же красно-коричневый цвет лежит в основе, по нему проложены высветленные и острые пастозные белильные мазки «движек». Темно-коричневый рисунок оконтуривает форму. Однако в стенописи Федора Стратилата приемы не отмечены той виртуозностью, которой отличаются фрески Спаса. Многие персонажи стратилатовской росписи обнаруживают ближайшее родство в своих характеристиках с персонажами росписи церкви Спаса. Особенно симптоматично, когда отдельные второстепенные детали пейзажа, костюма, орнамента или реквизита тех или иных композиций буквально повторяются в росписях этих церквей.

Ангел на шпиле

Закончили новый храм в 1707 году. Вышел он дивным, таким, какого в Москве еще не бывало. Молва злословила, что Меньшиков хотел «утереть нос» гордым москвичам, за то, что они недолюбливали царева фаворита и поминали ему «некуртуазное» происхождение, нищее прошлое и карьеру, которая начиналась с торговли пирожками. Как только закончили постройку храма, его сразу нарекли «башня Меньшикова».

Церковь получилась высокой, около 81 метра высотой, что на три метра превосходило высоту колокольни Ивана Великого. Это вызывало недовольство именитых граждан города. Но простой люд принял башню благосклонно и приходил любоваться на новое чудо. Особым знаком новоотстроенной церкви Архангела Гавриила (башня Меньшикова) стал венчающий колокольню тридцатиметровый шпиль, на котором вознесся к небесам золотой ангел.

Все оформление храма было уникальным, особенно для тех лет: многочисленные орнаменты покрывали стены церкви, можно было рассматривать и дивиться искусно вырезанным букетам, вазам, фруктам. Внешнее и внутреннее убранство было выполнено в духе петровского барокко, которое в полной силе проявится в новой столице Петербурге, но немного позже.

Как Поганая лужа стала Чистыми прудами

Так вот, построил себе граф Меншиков огромный дом на улице Мясницкой. Как-то негоже такому большому человеку жить рядом с Поганой лужей, как называли тогда близлежащее небольшое озерцо, служащее для сбрасывания отходов.

И вот, по приказу Александра Меншикова, Поганый пруд в самый короткий срок был очищен. Запретив сбрасывать в него всякий мусор и тому подобное, граф переименовал это местечко на свой новый лад. И в Москве появились Чистые пруды, за что Александру Даниловичу большое спасибо!

Но это только одна, общепринятая версия. Она не единственная и достаточно спорная. Если покопаться, внимательно рассмотреть карту Москвы тех лет, то проявятся несовпадения и вопросы.

Начнём с того, что поместье Меншикова располагалось относительно далеко от Чистых прудов, чтобы «мозолить» глаз графу. Тем более, что водоём там сейчас один, а из названия явно следует, что их было несколько.

Второе, вряд ли власти Москвы позволили бы кому-то безнаказанно сбрасывать в воду города трупы животных. И ведь это не один человек имеется ввиду. Представляете, что было бы с небольшим (относительно, конечно) озерцом со стоячей водой! А запах?!

И самое важное. В годы правления Петра 1 на этом месте проходила городская оборонительная стена, окружавшая, как тогда говорили, Белый город

Построили её в 1585 году. Это была 10-метровая стена с 27 башнями и 10 воротами белого цвета. Возможно, это стало причиной названия Белого города.

В том месте, о котором идет наше повествование, Белая стена пересекалась с улицей Мясницкой. И на этом пересечении стояли известные Мясницкие ворота. Они отражены на картине Васнецова А.М. «У Мясницких ворот Белого города в XVII веке». Позже ворота снесли, осталось лишь название «Мясницкая Площадь».

Сейчас на этом месте стоит вестибюль станции метро «Чистые Пруды». А фрагмент фундамента бывшей Белой Стены сохранился на Хохловской площади. Так что именно на привычном нам месте водоема быть не могло.

Есть еще возможная причина переименования прудов. На этой территории проживали, в основном, люди, служившие непосредственно царю. И эта земля никаким налогом не облагалась, в отличие от «чёрной » земли ремесленников, торговцев. Так вот, эта стена была снесена только при Екатерине. Так что никаких прудов — ни поганых, ни чистых — здесь не было и быть не могло.

Но Меншиков действительно очистил какие-то пруды в Москве, об этом есть конкретная запись в исторических документах. Да, но это были, видимо, другие пруды поближе к его имению, но не те, которые сегодня именуются Чистыми. Есть исторические сведения, что нынешний водоем был выкопан уже после пожара Москвы 1812 года.

Храм Феодора Стратилата

Храм Феодора Стратилата

в Москве тесно связан с храмом Архангела Гавриила, называемым в народе Меншиковой башней, и даже, можно сказать, составляет с ним единый архитектурный ансамбль, несмотря на то, что построен был значительно позже.

Время постройки Стратилатовского храма относят к 1806 г. Некоторые исследователи утверждают, что, когда восстановили Меншикову башню без верхнего яруса, на котором должны были находиться колокола, потребовалась теплая зимняя церковь со звонницей, и тогда в 1782 г. было начато возведение храма «под колоколы». Большинство же историков склоняется к тому, что Стратилатовская церковь изначально планировалась как самостоятельный храм, поскольку Меншикова башня некоторое время использовалась для масонских собраний, была осквернена и не освящена. Они уверенно называют именно 1806 г. датой постройки.

Авторство проекта этого храма также приписывают разным архитекторам. Большинство склоняется к мнению, что проектировал его известный приверженец классицизма И.В. Еготов, другие (гораздо менее уверенно) указывают на И.Е. Старова. В пользу первого говорят другие постройки, возведенные Еготовым в Москве, действительно схожие со Стратилатовским храмом по стилю и облику: прямоугольное здание в стиле классицизма с четырехколонным портиком (утрачен), увенчанное широким куполом с люкарнами, над которым возвышается круглая башня с высокими арками звона. Стрельчатые окна на фасаде придают храму дополнительную стройность и пластичность. Композиционно храм Феодора Стратилата

и храм Архангела Гавриила (Меншикова башня) составляют единое целое и даже дополняют друг друга.

Главный престол храма первоначально был освящен во имя другого святого Феодора – Тирона. В начале XIX в. церковь относилась к Почтамту, и его директор Федор Ключарев в честь своих именин устроил в ней придел св. Феодора Стратилата. По преданию в 1812 г. церкви Феодора Тирона и Архангела Гавриила у Почтамта не были сожжены французами за взятку, которую им дал директор почтового ведомства. Солдаты разбрасывали горящую солому во дворе подальше от построек, благодаря чему и Почтамт, и оба храма не пострадали.

В 1860 – 1890-е гг. осуществлялось подновление храма и некоторая его перестройка. С северной стороны пристроили придел в честь иконы Богородицы «Нечаянная Радость», на западе пробили другой вход (первоначальный был по центру фасада), переложили прохудившиеся своды и несколько изменили декор. Были расписали стены (стенопись в основном сохранилась). Примерно в это время главный престол храма освятили во имя св. Феодора Стратилата.

В 1930-х Стратилатовский храм закрыли большевистские власти. Когда же в 1947 г. Патриарх всея Руси Алексий (I) обратился с прошением о передаче хорошо сохранившихся зданий церквей Архангела Гавриила и Феодора Стратилата для открытия в Москве подворья Антиохийского Патриарха, присутствовавшего в 1945 г. на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, власти препятствовать не стали. Так что с 17 июля 1948 г. оба храма в Аархангельском (тогда – уже Телеграфном) переулке стали принадлежать Антиохийскому подворью, действующему там и поныне. Они были отремонтированы, богослужения в них с тех пор не прекращались. В 2006 г. Стратилатовский храм отпраздновал свое 200-летие.

К сожалению, после закрытия Стратилатовского храма был разобран портик с колоннами, выступавший на улицу, не был восстановлен и придел, так что сегодня это однопрестольный храм. Однако почитаемая икона Божией Матери «Нечаянная Радость» и по сей день привлекает сюда людей, нуждающихся в помощи.

Меншикова башня у Чистых прудов

Отзывы

Меншикова башня у Чистых прудов (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Меншикова башня (Церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах) была построена в 1707 г. по заказу Александра Меншикова. Авторами проекта называют Ивана Зарудного, предполагают участие Доменико Трезини, группы итальянских и швейцарских мастеров из кантонов Тичино и Фрибур и российских каменотёсов из Костромы и Ярославля.

Самое раннее из сохранившихся зданий петровского барокко в Москве — Меншикова башня у Чистых прудов была построена в 1707 году по заказу Александра Меншикова — сподвижника Петра I.

Только оказавшись рядом с этим храмом, невольно убеждаешься в правоте народной поговорки о том, что лучше один раз увидеть, что сто раз услышать. Ведь взметнувшееся ввысь бело-терракотовое строение церкви — редкий образец так называемого петровского барокко.

По существу, это традиционный башенный храм «иже под колоколы». Он, правда, в большей степени наделён чертами новой архитектуры. Это прежде всего относится к его светскому, гражданскому облику.

В этом выдающемся произведении, одном из самых замечательных памятников Москвы, западные влияния органично сплетены с чертами русской архитектуры, старинные национальные традиции оживают в новых идеях.

в 1787 году, во времена правления Екатерины II, церковь взялся восстановить некто Гавриил Измайлов. При реставрации церкви вместо верхнего яруса с 30-метровым шпилем сделали округлый купол с винтовым шпилем. Убрали статуи ангелов с орудиями Страстей. Вместо них поставили вазы.

Церковь Архангела Гавриила – одно из самых оригинальных произведений русского зодчества начала XVIII века.

Все это сильно изменило вид церкви. Она приобрела округлость форм, «мягкость». Впечатление мягкости усиливалось новым шпилем, похожим на пламя свечи. Но, несмотря на эти изменения, церковь Архангела Гавриила осталась по-прежнему самой высокой церковью Москвы.

Храм Архангела Гавриила

После реконструкции церковь стала всеобщей любимицей москвичей

И никто не обращал внимание на странные и удивительные знаки, появившиеся на стенах после восстановления. Дело в том, что Гавриил Измайлов принадлежал к существовавшей тогда в Москве ложе масонов, именовавших себя мартинистами

Недалеко от церкви Архангела Гавриила, в Кривоколенном переулке, в доме профессора Шварца, проживало около пятидесяти студентов организованной масонами Педагогической семинарии. Для них-то Измайлов и восстановил церковь Архангела Гавриила, украсив её масонскими символами и эмблемами с латинскими надписями. Тогда же в руках у фигур над южным входом появились свитки с загадочными текстами.

Тайные знаки снаружи и внутри храма просуществовали несколько десятилетий. Лишь при Николае I, в 1852 году, митрополит Филарет вдруг вспомнил о масонских знаках и латинских надписях и приказал их уничтожить.

Адрес: Москва, ст.м. Чистые пруды, пер. Архангельский, д. 15а.

Гавриила архангела и Феодора Стратилата в Антиохийском подворье

В 1551 году недалеко от Поганого (ныне Чистого) пруда был заложен деревянный храм во имя архангела Гавриила. В 1657 году храм впервые числится каменным. Нынешний храм построен в 1704-07 года архитектором И.П. Зарудным по заказу А.Д. Меншикова. Был самым высоким зданием Москвы, высота со шпилем  81 м. Стены внутри и наружи украшены белокаменным декором. С 1923 по 1947 год был закрыт. В 1960-х годах в храме установили иконостас XIX века из разрушенного храма Петра и Павла в Преображенской слободе.

Храм великомученика Феодора Стратилата построен в 1782-1806 года архитектором И.В. Еготовым во дворе храма архангела Гавриила как теплый храм. В 1860-1869 годах был построен северный придел во имя иконы Божией Матери «Нечаянная Ралрсть».Закрыт в 1930-е годы, четырехколонный портик, выходивший за красную линию, снесли.
 
В 1947 году в храмах разместилось подворье Антиохийского Патриархата и возобновились богослужения.

Историческая справка: Русскую и Антиохийскую Апостольские Церкви связуют многовековые духовные узы. По преданию, первый Митрополит Киевский святитель Михаил был сирийцем. Предстоятели древней Антиохийской Церкви не раз посещали Русскую землю для совместной молитвы. Так, в 1655 году гостем Русской Церкви был Блаженнейший Патриарх Макарий.
 
В начале XIX века Священноначалием Антиохийской Церкви было высказано пожелание иметь при Святейшем Синоде Русской Православной Церкви постоянного представителя. Это пожелание встретило сочувственный отклик. В 1848 году представители Антиохийской Церкви начали свое служение в Москве.
 
В 1848 году для Антиохийского подворья был передан московский храм в честь Вознесения Господня и священномученика Ипатия, епископа Гангрского.
 
В 1913 году Россию посетил Блаженнейший Патриарх Антиохийский Григорий IV.
 
В 1945 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви присутствовал Блаженнейший Патриарх Антиохийский Александр III. Во время официального собеседования Первосвятителей Антиохийской и Русской Церквей решено было возобновить деятельность Антиохийского подворья в Москве, которая была прервана из-за революционных событий 17-го года прошлого века. Подворью были переданы два храма, во имя архангела Гавриила и во имя великомученика Феодора Стратилата, что на Чистых прудах в Москве. Открытие подворья состоялось 17 июля 1948 года. 
 
Настоятелем подворья был назначен архимандрит Василий Самаха. В 1962 году его сменил архимандрит Алексий Абдель-Карим. В 1971 году представителем Антиохийского Патриарха при Патриархе Московском и всея Руси был назначен архимандрит Макарий Тайяр.
 
9 мая 1977 года представителем Патриарха Антиохийского в Москве и настоятелем Антиохийского подворья Священноначалием Антиохийской Церкви был назначен архимандрит Нифон Сайкали (впоследствии епископ Филиппопольский), кандидат богословия Московской духовной академии. Заботами епископа Филиппопольского Нифона развиваются и углубляются духовные связи Антиохийской и Русской Церквей.
 

Храм Архангела Гавриила в Гавриловой патриаршей слободе: храмовой день – празднование Собора Архангела Гавриила 26 июля.
Храм святого великомученика Феодора Стратилата: храмовой день – празднование памяти великомученика Феодора Стратилата 21 февраля. 

 
Настоятель подворья – Митрополит Филиппопольский Нифон (Сайкали).

Адрес: 101000, Москва, Центр, Архангельский пер., 15а
Телефон: 623-46-05

Моб. тел. дежурного священника: 8 (495) 623-46-05

Борило И.
иерей
Кислов С.
протодиакон
Трофимов Н.
протоиерей
Акишин Г.
иерей

Краткая история Антиохийской церкви и её подворья в Москве

Греческий Православный Патриархат Антиохии и всего Востока — так торжественно именуется в официальных документах Антиохийский Патриархат. Известно, что Антиохийская православная церковь — это одна из древнейших церквей в мире. Как гласит предание, ещё в 37 году её основали апостол Павел и апостол Пётр.

За время существования церкви её представители не раз посещали русскую землю для совместной молитвы с русичами-христианами. Существует даже книга “Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию”. В ней рассказывается о том, как во времена правления на Руси царя Алексея Михайловича сюда дважды приезжал Антиохийский Патриарх Макарий. Вместе с ним был и его родной сын. Мальчик вырос и, став впоследствии Архидиаконом Павлом Алеппским, написал для потомков эту познавательную книгу.

В ходе очередной встречи русских священнослужителей и представителей Антиохийского Патриархата было высказано пожелание гостей о постоянном представительстве Антиохийской церкви на территории Москвы.

Эта просьба не осталась без ответа. И 17 июля 1948 года состоялось торжественное открытие Антиохийского Патриаршего подворья, единственного в Москве. В конце 19 века подворье размещалось в церкви Ипатия Гангрского в московском Китай-Городе. Но позже эту церковь снесли.

В настоящее время представительство Антиохийской церкви размещается в церкви Архангела Гавриила, которая известна нам как Меншикова башня, и церкви Феодора Стратилата. Его настоятелем является Митрополит Филиппопольский Нифон (Сайкали).

Антиохийское подворье на территории двух московских храмов

Впервые подворье появилось в середине 19 века. После государственного переворота 1917 года, оно утратило свое существование. Возродилось при Патриархе Московском и Всея Руси Алексие І, в 1948 году.

Антиохийское подворье расположено на территории церквей Архангела Гавриила и во имя Федора Стратилата.

Основной храм Антиохийского подворья в честь Архангела Гавриила

Второй храм Антиохийского подворья, в честь великомученика Феодора Стратилата

Настоятель Антиохийского подворья в Москве

Настоятель обоих храмов — Епископ Филиппопольский Нифон (Сайкали).

Епископ Филиппопольский Нифон — представитель Патриарха Великой Антиохии и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси

Епископ Нифон, — один из известных и любимых москвичами архиереев.

Он с 1977 года несет послушание настоятеля подворья, искренне и пламенно проповедует православную веру.

1977

с этого года Епископ Нифон служит настоятелем Антиохийского подворья

В те непростые года, благодаря архипастырю, на территории Антиохийского подворья крестили и венчали без паспорта и других документов, которых требовала светская власть.

Епископ соединяет в себе традиции древней Антиохийской и Русской Церквей. Он живой свидетель любви между этими Церквями.

Храм Архангела Гавриила — исторический архитектурный памятник

70 лет этот красивейший храм Москвы — главный собор Антиохийского подворья.

На этом месте в 1551 году построена деревянная церковь. Каменный храм возвели через 100 лет.

1551

в этом году на месте территории подворья возведен первый деревянный храм

Храм, имеющий современный вид, построен в 1707 году по проекту архитектора И.П. Запрудного. Заказал строительство А.Д. Меньшиков.

Церковь стала самым высоким зданием, высотой 81 метр. Здание приобрело второе название «Меньшикова башня».

Древняя фреска с изображением храма Архангела Гавриила в Москве, родоначальник Антиохийского подворья

В 1723 году, в результате попадания молнии, дубовый шпиль сгорел, и в течении 140 лет храм не действовал. Его отреставрировали, и возобновили службы в 1863 году.

Храм обильно украшен скульптурным декором, придающим воздушность и красоту. Эта сюжетная скульптура на евангельские темы применена впервые в московской традиции храмовой архитектуры.

Скульптурные композиции стиля западного барокко, украшающие храм Архангела Гавриила Антиохийского подворья

Трижды в год, — 21 ноября, 8 апреля и 26 июля празднуется Собор Архангела Гавриила. В этот праздник в храме проходят торжества, которые возглавляют архиереи Русской Православной Церкви. На подворье в этот день служится праздничная Божественная литургия.

Богослужения в храме проходят ежедневно. Расписание публикуется на сайте vk.com, в группе «Антиохийское подворье в Москве».

Храм великомученика Федора Стратилата

Церковь Феодора Стратилата в Москве построена в 1782 — 1806 годах. Она возведена во дворе архангела Гавриила как теплый храм. Построена архитектором И.В. Еготовым в стиле классицизма.

Память великомученика отмечается 21 июня и 21 февраля.

В 1869 году в храме соорудили предел в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Прославление иконы совершается 14 мая и 22 декабря.

Каждое воскресенье вечером перед иконой «Нечаянная Радость» читается акафист.

В воскресенье и праздники в Антиохийском подворье совершаются архиерейские богослужения, возглавляемые настоятелем Епископом Нифоном.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Архитектура

Меншикова башня выполнена в европейском стиле. Её стены оформлены в классическом ордере и декорированы белокаменной лепниной, скульптурами, гирляндами из цветов и фруктов. Главный вход украшают массивные волюты.

При реставрации башни после пожара её расписали изречениями: «Дом Мой — дом молитвы», «Аз есмь путь к истине и живот», «Путь заповедей Твоих текох, егда расширил еси сердце мое» и другими. Под куполом находилось Всевидящее Око, на южной стене между двумя окнами — Святая Чаша с надписью «Redemptio mundi», что значит «искупление мира». Внутри алтаря был изображён орёл, смотрящий на солнце, у жертвенника — лавровое дерево, а справа от него — лилия. Изображения и надписи были уничтожены в 1862 году.

В основании волют сохранились остатки балюстрад, прежде венчавшие угловые части нижнего яруса. Над входом находятся рельефные изображения Архангелов Гавриила и Михаила, а над западным входом — композиция «Вознесение Христово». Между рядами окон располагаются скульптурные вставки: атрибуты христианства и надписи в картушах. Оригинальной скульптурной отделки практически не сохранилось, современный декор состоит в основном из цементных копий.

Основная часть интерьера внутри башни осталась такой, какой она была при строительстве. Обходные галереи, балкон над иконостасом и выступы ложи задают многоплановость организации пространства. Стены украшают сюжетная живопись, карнизы и картуши с изображениями херувимов. В трапезной находятся кариатиды галереи и горельефные ангелы над картушами.

  • Скульптура ангела, 2008 год
  • Деталь наружного декора, 2008 год
  • Оформление входа в церковь, 2013 год
  • Юго-западный вход, 2008 год
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector