Димитрий ростовский: жития святых
Содержание:
Библиография
Писатель Димитрий Ростовский приблизил духовную литературу к пониманию простого читателя. До него все книги писали на старославянском языке. В описании святителя мученики предстают перед внутренним взором читателя, будто живые. Некоторые сочинения святого отца посвящены Страстям Христовым, Богородице. В своем творчестве автор наставляет, как бороться с нечистыми помыслами, сохранять чистоту души и приблизиться к Царствию Божьему.
Агиографические и богослужебные сочинения
Хвалебные сочинения святителя:
- «Руно орошенное» — о чудесах икон Богородицы;
- «Псалтирь Божьей Матери» — посмертное собрание, псалмы из которого издавались в других сборниках;
- «Псалмы или духовные канты» — восемь восхвалений Господу Иисусу Христу;
- «Пяточисленные молитвы» — сложены в память о скорбях Девы Марии.
По трудам отца Димитрия можно судить о богословских представлениях святых разных эпох, отношении к религии простых людей.
Проповеди и поучения
Митрополит Ростовский воплотил талант проповедника и богатый управленческий опыт в таких произведениях:
- «Поучения и слова» — к церковным праздникам, дням памяти мучеников;
- «Поучения и проповеди» — к предпраздничным, постным неделям;
- «Поучения к иереям» — о долге священнослужителя;
- «Приготовление иереев к Божественному Причащению» — изобличение богохульного отношения священников к Святым Дарам и прочим церковным атрибутам;
- «Память духовному отцу, как управить ставленника» — правила для священнослужителя при возведении послушника в духовный сан.
Поучителен труд «Слово о пьянстве», описывающий десять растлевающих гроздей винограда.
Исторические и полемические сочинения
«Келейный летописец» — исторический труд, описывающий библейские события до рождения Христа в хронологическом порядке. В нем святитель собрал из других сочинений все сведения, которые посчитал полезными. «Розыск о раскольнической брынской вере» — полемический труд, доказывающий ложность вероисповедания, проповедуемого сектантами.
Письма
22 письма написаны святителем в период его работы в Ростове. Большинство посланий датированы 1708-1709-м годом и адресованы монаху Феологу, другу и московскому редактору.
Трактаты
Сочинения святителя написаны в простом стиле, передают суть его мысли и отличаются краткостью. По сравнению с одностраничными сочинениями, можно считать объемным трактат «Зерцало православного исповедания». Он состоит из трех частей, посвященных вере, надежде и любви. Из этих составляющих состоит вера в Господа и добродетель, необходимые для обретения вечной жизни.
Назидательные сочинения
Краткие очерки:
- «Богодухновенное христианское наставление»;
- «Апология для утоления печали человека, находящегося в беде, гонении и страдании»;
- «За что подобает благодарить Бога?»;
- «Краткое христианское нравоучение».
В простой форме автор пишет о том, как душой пребывать в согласии с Господом.
Стихотворные тексты
«Стихи на Страсти Христовы» напоминают пьесу и повествуют о страданиях Христа. В произведение включено стихотворное обращение грешника к Марии Магдалене.
Другие произведения
Святитель составлял молитвы:
- повседневного исповедания человека, вступающего на путь спасения;
- молитвенные стихословия;
- краткое воспоминание страстей Христовых.
Митрополит также сложил собственную «Молитву о своем окаянстве».
Сборники
Известны два сборника:
- «Житие и творения святого Димитрия»;
- «Симфония по творениям».
В книгах собраны уже издававшиеся назидания, поучения и высказывания митрополита.
Приписываемые сочинения
Книга «Алфавит духовный» впервые издана в 18-м веке. Каждой букве алфавита соответствует краткое поучение. Первоначальное название книги — «Лествица духовная», а автор — митрополит Исаия Копинский. Есть версия, что в типографии ошиблись, так как сочинение лежало с произведениями Димитрия Ростовского.
До «Алфавита» «Лествицу» читал Серафим Саровский, рукопись нашли в его личных вещах под таким названием. Святитель Димитрий, вероятно, тоже постигал духовные законы по рукописи Исаии, которую редакторы превратили в «Алфавит».
Собрание сочинений
«Житие святых. Двенадцать книг» повествует о жизни православных подвижников, святителей, мучеников. Каждая книга соответствует месяцу. На каждый день приходится биография почитаемого святого. Полное «Собрание сочинений» включает 5 томов. В многотомнике можно найти «Алфавит духовный», житие святителя, его келейные записки и письма.
Почитание
Христиане прославляют святителя со второй половины 18 века, после распространения молвы о его чудотворных мощах. В обществе того времени не верили в появление новых святых.
К мощам митрополита Ростовского хлынул поток паломников. По распоряжению императрицы Елизаветы Петровны их уложили в серебряную раку. А Екатерина Вторая пожертвовала Яковлевскому монастырю икону кисти итальянского художника Ротари, впоследствии утерянную. До начала 20 века миряне получали духовное воспитание по «Житиям святых» и печатным проповедям святителя. Книги святого Димитрия уважали писатели-классики — Достоевский, Гоголь, Тургенев.
Друг А. С. Пушкина, поэт В. Кюхельбекер, даже исцелился от глазной болезни благодаря молитвам святителю и посвятил ему стихотворение и стихотворную молитву. Посвящение Димитрию Ростовскому есть и в творчестве И. Бунина, написанное после посещения Яковлевского монастыря.
Обретение мощей
Дата обретения нетленных мощей святителя — 21 сентября/4 октября. В этот день в 1752 году во время ремонта сруба на могиле митрополита Ростовского обнаружили, что тело его не разложилось. Лежащие рядом рукописи обветшали, а мощи и одежда остались без изменений.
Праздник
19 июля отмечают Собор трех русских святителей — Тихона и Митрофана Воронежских и Димитрия Ростовского. Этот день почитали в 19 веке, но постепенно его убрали из православного календаря. Сейчас церковный праздник возрождается.