Довн, донный, лиственник. как понять, что вас оскорбил пользователь «двача»

О чем просят перед образом

Иоанн Лествичник — наставник по совершенствованию духа. Практические ответы на просьбы об укреплении духа, помощи в борьбе с пороками, которые могут быть ему адресованы, найдутся в его «Лествице». Он помогает своим сочинением преодолеть страсти, очистить душу от грехов слезами и покаянием, обрести покой и смирение. В страхе, скорби или унынии христиане могут обращаться к «Лествице».

Перед иконой славят святого в день памяти и просят об укреплении в вере. Специальной молитвы преподобному не составили. Его подвиг состоит в духовном труде. Поэтому обращаются к старцу своими словами, предварительно прочитав хвалебный гимн.

Гимнография

В 9-11 веках память святого отца отмечали 30 марта без праздничной службы. Со второй половины 11 века святому читали канон, стихиры и седален. В Византии был написан канон преподобному с акростихом по сюжету «Лествицы».

По раннему Иерусалимскому уставу, в памятные дни преподобного также обходились без праздничных гимнов. В 16 веке полагалось читать отпустительный тропарь и кондак. В старинных русских типиконах предписывалось читать отпустительные гимны в день памяти и последование на Великий пост. Сербский Романов Типик приводит праздничное последование.

В современных службах преподобному читают отпустительный тропарь, кондак 1 и 4 гласа, ирмосы, каноны. Канон «Добре отвратившесь дольнего мира» состоит из 30 кондаков, включает ирмосы и богородичены, значение которых перекликается с главами «Лествицы». Неседальную песнь или акафист, а также молитву, преподобному не составили.

Икона «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий»

Знаменитая икона «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» была написана неизвестным новгородским автором в XIII веке, в настоящее время хранится в Государственном Русском Музее в Санк-Петербурге. На ней изображены три фигуры – Иоанна Лествичника, воина великомученика Георгия и епископа Власия. Заметно возвышающаяся фигура Иоанна и ее центральное место в композиции символизируют огромный вклад Преподобного в познание истины Учения.

Строгость и выразительность образов иконы «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» напоминают верующим о том, что дело спасения требует самоотверженности, крепости духа и силы воли.

Иконография

Иоанна Лествичника изображали двумя способами:

  • портретной иконой;
  • на иллюстрациях по сюжету «Лествицы».

На портретах видны индивидуальные черты лица старца:

  • аскетическая угловатость;
  • морщины на лбу;
  • длинная широкая борода;
  • залысины.

Одеяние святого отца:

  • хитон;
  • мантия;
  • схима с куколем;
  • аналав.

Его изображают с книгой, свитком или крестом в руках.

Иконы Иоанна Лествичника писали с 10 века. Портреты старца встречаются на фресках и страницах рукописей. На стенах греческих монастырей сохранились мозаики, на которых святой отец соседствует с преподобным Макарием Египетским. Образ Иоанна Лествичника включен в соборные иконы «Святых отцов Синая», «Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий Севастийский». Изображения благочестивого монаха находятся в церквях Сербии, на Афоне, в Македонии.

В рукописях «Лествицы» автора изображали у подножия или наверху лестницы. Перед текстом помещали иллюстрацию со старцем, пишущим за столом книгу. Иногда его изображали проповедующим перед толпой братьев-монахов. В Синайском монастыре хранилась рукопись с иллюстрацией, изображающей Иоанна Лествичника и Иисуса Христа. На миниатюре преподобный вручает свою книгу Спасителю. Икона святого на вершине лестницы написана в Византии в 12 веке. На иконографическом изображении рядом с преподобным находится Христос в облачном сегменте и дарует ему благословение.

Чудеса и помощь Иоанна Лествичника

Самым известным чудом является спасение во сне его ученика, инока Моисея. Молодой послушник должен был наносить земли в сад, но в самую знойную пору дня он прилег и заснул под каменным утесом. Святой Иоанн Лествичник в это время тоже отдыхал в кельи после молитвенного подвига. Во сне к Иоанну обратился почтенный муж и начал стыдить его, будто он спит, а его ученик находится в опасности. Преподобный проснулся и стал усиленно молиться о своем ученике.


Икона преподобного Иоанна Лествичника

Когда инок Моисей вернулся с послушания, то рассказал, что во сне он услышал, как Иоанн звал его. Пробудившись от сна, инок ушел из-под каменного утеса. В это время большой обломок угодил в то место, где вот только отдыхал молодой послушник. Так по молитве святого юноша остался цел.

Лествица

Раифский игумен обратился к нему с просьбой составить наставления для духовного совершенства, Преподобный отличался скромностью, такое предложение его смутило. Но долг заставил начать творение. Книга «Лествица» Иоанна Лествичника – это рекомендации по:

  • очищению грехов;
  • избавлению от пороков;
  • восстановлению единства с Господом.

Руководство изначально писалось для монахов. Феодор Студит, Сергий Радонежский, Иосиф Волоколамский и другие руководствовались книгой для наставлений.

Одна из тем «Лествицы»­– это искоренение гордыни. Цитаты Иоанна Лествичника говорят о том, что не следует кичиться каждой добродетелью. Говорить о посте – это тщеславие, скрывать то же самое. Кто возносит себя умом, образованием и другими качествами никогда не достигнет высших даров. Господь усмиряет тщеславных, посылая им бесчестие.

Чудеса и помощь Иоанна Лествичника

Самым известным чудом является спасение во сне его ученика, инока Моисея. Молодой послушник должен был наносить земли в сад, но в самую знойную пору дня он прилег и заснул под каменным утесом. Святой Иоанн Лествичник в это время тоже отдыхал в кельи после молитвенного подвига. Во сне к Иоанну обратился почтенный муж и начал стыдить его, будто он спит, а его ученик находится в опасности. Преподобный проснулся и стал усиленно молиться о своем ученике.

Икона преподобного Иоанна Лествичника

Когда инок Моисей вернулся с послушания, то рассказал, что во сне он услышал, как Иоанн звал его. Пробудившись от сна, инок ушел из-под каменного утеса. В это время большой обломок угодил в то место, где вот только отдыхал молодой послушник. Так по молитве святого юноша остался цел.

Преподобный Иоанн Лествичник — игумен монастыря Неопалимой Купины

После сорокалетних подвигов в пустыне Иоанн был избран игуменом монастыря св. вмч. Екатерины. Точнее, игуменом монастыря Неопалимой Купины. Был он тогда в достаточно преклонном возрасте, около 75 лет. И только из-за сильного давления братьев преподобный Иоанн Лествичник согласился взойти на игуменский трон. По всеобщему признанию на Синае появился «второй», или «новый», Моисей. Причем Иоанн достиг «горнего Иерусалима», в то время как Моисей лишился «дольнего». Известно, что пророк Моисей так и не достиг «земли обетованной». Он лицезрел ее только издали с горы Неро, где и почил).

Монастырь св. вмч. Екатерины

В день его возведения во игумена явился некий муж «короткоостриженный», обернутый жесткой тканью. В это время в монастыре гостило шестьсот паломников. Незнакомец постоянно руководил служителями в их деле. Когда гостей ушли, служители тщетно искали незнакомого мужа. Тогда Иоанн открыл, кем он был: «Оставьте его; ничего чуждого господин Моисей не сделал, послужив в своем собственном месте». Значит, это был Моисей.

Гимнография

В 9-11 веках память святого отца отмечали 30 марта без праздничной службы. Со второй половины 11 века святому читали канон, стихиры и седален. В Византии был написан канон преподобному с акростихом по сюжету «Лествицы».

По раннему Иерусалимскому уставу, в памятные дни преподобного также обходились без праздничных гимнов. В 16 веке полагалось читать отпустительный тропарь и кондак. В старинных русских типиконах предписывалось читать отпустительные гимны в день памяти и последование на Великий пост. Сербский Романов Типик приводит праздничное последование.

В современных службах преподобному читают отпустительный тропарь, кондак 1 и 4 гласа, ирмосы, каноны. Канон «Добре отвратившесь дольнего мира» состоит из 30 кондаков, включает ирмосы и богородичены, значение которых перекликается с главами «Лествицы». Неседальную песнь или акафист, а также молитву, преподобному не составили.

Иоанн Лествичник — Лествица — Классическое издание с новыми современными пояснениями

Москва : Эксмо, 2020. 576 с. 

Серия «Сокровища Православия. Библиотека всемирной классики»

ISBN 978-5-04-108600-8 

Иоанн Лествичник — Лествица — Содержание 

От редакции 

Предисловие книги сей, именуемой Скрижали Духовные 

Краткое описание жития аввы Иоанна, игумена святой горы Синайской, прозванного схоластиком, поистине святого отца 

О том же авве Иоанне, игумене Синайской горы, то есть Лествичнике 

Послание святого Иоанна, игумена Раифского, к досгочудному Иоанну, игумену Синайской горы 

Ответ 

  • Слово 1. Об отречении от жития мирского
  • Слово 2.О беспристрастии, то есть отложении попечений и печали о мире 
  • Слово 3.О странничестве, то есть уклонении от мира
  • Слово 4.О блаженном и приснопамятном послушании 
  • Слово 5.О попечительном и действительном покаянии и также о житии святых осужденников, и о темнице 
  • Слово 6.О памяти смерти 
  • Слово 7. О радостотворном плаче
  • Слово 8.О безгневии и кротости 
  • Слово 9.О памятозлобии 
  • Слово 10. О злословии и клевете 
  • Слово 11. О многоглаголании и молчании
  • Слово 12. О лжи 
  • Слово 13. Об унынии и лености 
  • Слово 14. О любезном для всех и лукавом владыке, чреве
  • О человеках, во плоти живущих подобно бесплотным. Предисловие к 15-му Слову 
  • Слово 15. О нетленной чистоте и целомудрии, которое тленные приобретают трудами и потами 
  • Слово 16. О сребролюбии 
  • Слово 17. О нестяжании 
  • Слово 18. О нечувствии 
  • Слово 19. О сне, о молитве и псалмопении в соборе братий 
  • Слово 20. О бдении телесном: как мы чрез него достигаем духовного и как должно оное проходить 
  • Слово 21. О малодушной боязливости, или страховании 
  • Слово 22. О многообразном тщеславии 
  • Слово 23. О безумной гордости 
  • Слово 24. О кротости, простоте и незлобии, которые не от природы происходят, но приобретаются тщанием и трудами, и о лукавстве 
  • Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве 
  • Слово 26. О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей 
  • Слово 27. О священном безмолвии души и тела
  • Слово 28. О матери добродетелей, священной и блаженной молитве, и о предстоянии в ней умом и телом 
  • Слово 29. О земном небе, или о богоподражательном бесстрастии и совершенстве, и воскресении души прежде общего воскресения 
  • Слово 30. О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви 
  • Слово особенное к пастырю, научающее, каков должен быть наставник словесных овец 

Примечания к биографиям преподобного Иоанна Лествичника 

Примечания на Лествицу преподобного Иоанна 

Молитвы

Тропарь преподобного Иоанна Лествичника
глас 1
Пустынный житель и в телеси Ангел/ и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Иоанне,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Иоанна Лествичника
глас 4
На высоте Господь воздержания истинна тя положи,/ якоже звезду нелестную, световодящую концы,// наставниче Иоанне, отче наш.

Тропарь преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского
глас 8
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней,/ сияя чудесы, Иоанне, отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского
глас 4
Яко Божественную лествицу, обретохом, Иоанне преподобне,/ твоя Божественныя добродетели,/ к Небеси возводящия ны:/ добродетелей бо ты был еси воображение./ Тем моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского
глас 1
Плоды присноцветущия,/от твоей книги принося учения, премудре,/ услаждавши сердца, сим с трезвением внемлющих, блаженне:/ лествица бо есть, души возводящая от земли к Небесней и пребывающей славе/ верою чтущих тя.

Ин кондак преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского
глас 4
На высоте Господь воздержания истинна тя положи,/ якоже звезду нелестную, световодящую концы,/ наставниче Иоанне, отче наш.

На иконах преподобного Иоанна Лествичника обычно изображают лестницу

Изображения преподобного Иоанна Лествичника можно часто встретить на иконах, в книгах, нравоучительных лубках и т.д. Что же касается икон святого, то на них обычно рисуется лестница, ведущая от земли к небу.

По ней на небо взбираются люди в монашеском одеянии. Некоторых из взбирающихся монахов бесы сталкивают с этой лестницы и сбрасывают в ад. Он обозначен на иконах условно разломом в скале. Тех же, кто преодолевает подъём, принимает Христос и ангелы. Икона также содержит знаки монашества, помещенные на святом.

Лествица Иоанна Лествичника (икона из собрания монастыря Святой Екатерины, XIII век). На иконе Лествицы обычно изображают лестницу в небо, по которой с трудом взбираются монахи. Фото: upload.wikimedia.org

Кроме того, во второй половине XI века появились иллюминированные рукописи, представляющие идеалы монашеской аскетики. Некоторые из них содержали развернутый цикл иллюстраций различных ступеней покаяния и аскезы. Изначально же в греческих рукописях имелось лишь выполненное чернилами изображение лестницы с тридцатью ступенями, увенчаный крестом.

Святому Иоанну Лествичнику молятся о спасении души.

Святой Иоанн Лествичник помогает по молитве к нему спастись душам христиан. В его честь сложен акафист, текст которого следующий:

Тропарь, глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенной, / сияя чудесы, Иоанне, отче наш, / моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Иной тропарь, глас 4

Яко Божественную лествицу, обретохом, Иоанне преподобне, / твоя Божественныя добродетели, / к Небеси возводящия ны: / добродетелей бо ты был еси воображение. / Тем моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак, глас 1

Плоды присноцветущия от твоея книги принося учения, премудре, / услаждаеши сердца, сим с трезвением внемлющих, блаженне: / лествица бо есть, души возводящая от земли к Небесней и пребывающей славе / верою чтущих тя.

Иной кондак, глас 4

На высоте Господь воздержания истинна тя положи, / якоже звезду нелестную, световодящую концы, / наставниче Иоанне, отче наш.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Войти с помощью:

  • http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-ioanna-lestvichnika.html
  • https://ikona-i-molitva.info/ikona-ioanna-lestvichnika/
  • https://omolitvah.ru/ikony/ikona-lestvitsa/
  • https://hranitel.club/1357-ioann-lestvichnik

Слово 13. Об унынии и лености

1. Уныние часто бывает одною из страстей. Одним из первых исчадий многословия, как мы уже и прежде сказали; потому мы сей порок и поставили здесь, как на месте приличном ему, в лукавой цепи страстей.

2. Уныние есть расслабление души, изнеможение ума, пренебрежение иноческого подвига, ненависть к обету, ублажатель мирских, оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив; в псалмопении оно слабо, в молитве немощно, в телесном же служении крепко как железо, в рукоделии безленостно, в послушании лицемерно.

3. Муж послушливый не знает уныния, чрез чувственные дела исправляя мысленные и духовные (делания)

4. Общежитие противно унынию, а мужу пребывающему в безмолвии оно всегдашний сожитель, прежде смерти оно от него не отступит, и до кончины его на всякий день будет бороть его. Увидев келлию отшельника, (уныние) улыбается, и приблизившись к нему, вселяется подле него.

5. Врач посещает больных поутру, а уныние находит на подвижников около полудня.

6. Уныние подущает к странноприимству; увещевает подавать милостыню от рукоделья; усердно побуждает посещать больных; напоминает о Том, Который сказал: «болен… бых, и придосте ко Мне» (Мф. 25:36); увещевает посещать скорбящих и малодушествующих; и будучи само малодушно, внушает утешать малодушных.

7. Ставшим на молитву сей лукавый дух напоминает о нужных делах, и употребляет всякое ухищрение, чтобы только отвлечь нас от собеседования с Господом, как оборотью, каким-либо благовидным предлогом.

8. Бес уныния производит трехчасовое дрожание, боль в голове, жар, боль в животе; когда же настанет девятый час, дает немного возникнуть; а когда уже и трапеза предложена, понуждает соскочить с одра; но потом, в час молитвы, снова отягощает тело; стоящих на молитве он погружает в сон, и в безвременных зеваниях похищает стихи из уст.

9. Каждая из прочих страстей упраздняется одною, какою-нибудь противною ей добродетелью; уныние же для инока есть всепоражающая смерть.

10. Мужественная душа воскрешает и умерший ум; уныние же и леность расточают все богатство. Но как из всех восьми предводителей злобы дух уныния есть тягчайший, то поступим и с ним по тому же порядку, как с другими; однако прибавим еще следующее.

11. Когда нет псалмопения, тогда и уныние не является; и глаза, которые закрывались от дремоты во время правила, открываются, как только оно кончилось.

12. Во время уныния обнаруживаются подвижники; и ничто столько венцов не доставляет иноку, как уныние.

13. Наблюдай и увидишь, что оно борет тех, которые стоят на ногах, склоняя их к тому, чтобы сели; а сидящих увещевает приклониться к стене; оно заставляет посмотреть в окно келлии, побуждает производить стук и топот ногами. Плачущий о себе не знает уныния.

14. Свяжем теперь и сего мучителя памятию о наших согрешениях; станем бить его рукоделием, повлечем его размышлением о будущих благах; и когда оно предстанет нам, предложим ему подобающие вопросы.

15. Итак, скажи нам, о ты, нерадивый и расслабленный, кто есть зле родивший тебя? и какие твои исчадия? Кто суть воюющие против тебя? и кто убийца твой? Он отвечает: «в истинных послушниках я не имею где главу подклонить; а имею для себя место в безмолвниках, и с ними живу. Родительницы у меня многие: иногда бесчувствие души, иногда забвение небесных благ, а иногда и чрезмерность трудов.

Исчадия мои, со мною пребывающие: перемены местопребываний, пренебрежение повелений отца духовного. Непамятование о последнем суде, а иногда и оставление монашеского обета. А противники мои, которые связывают меня ныне, суть псалмопение с рукоделием. Враг мой есть помышление о смерти; умерщвляет же меня молитва с твердою надеждою сподобиться вечных благ; а кто родил молитву, о том ее и спросите

Кто подлинно одержал тринадцатую победу, тот и во всем будет искусен. Источник.

………………………………………….

Если вы хотите вместо уныния научиться самостоятельно и легко находить кратчайший и правильный путь выхода из любой скорби, страдания, сложной ситуации, через духовный анализ, осознание духовных причин, понимание  Промысла Бога в отношении вас и пошагового алгоритма выхода Победителем над собой и обстоятельствами, тогда присоединяйтесь к моему онлайн тренингу «Выйти из проблем Победителем!» прямо сейчас, нажав на банер ниже

Рекомендую почитать еще:

С Рождеством Христовым Вас!

«Иллюзия пути» Стихотворение Ольги Асауляк

Слово на День Преображения. Праведный Алексей Мечев

Как обновиться душой и телом на Новый год. Св. прав. Иоанн Кронштадский

«Лествица” Иоанна Лествичника. 22 ступень. О многообразном тщеславии.

«Мамин наказ перед смертью»

«Лествица” Иоанна Лествичника. 11 ступень. О молчании.

«Лествица” Иоанна Лествичника. 27 ступень. О безмолвии души и тела

30 ступеней к небу

Отчего святой Иоанн выбрал образ лестницы для описания восхождения, понятно. А почему ступеней именно 30? По числу лет земной жизни Христа от рождения и до того мига, когда он принял на себя груз служения роду человеческому и начал проповедовать слово Божие.

По замыслу Иоанна Лествичника, первые 23 ступени посвящены борьбе с той или иной греховной страстью, остальные – приобретению добродетелей, а последняя, верхняя, является высшей целью. Здесь происходит единение веры, любви и надежды; возвышение над собой прежним; здесь человек обретает способность к чистому, незамутнённому общению с Богом.

Объясняя, наставляя, советуя, преподобный Иоанн прибегает то к притчам, то к размышлениям, то к собственному опыту, а в итоге подводит читателя к тому, чтобы тот разобрался в себе самом. Увидел неприкрытыми свои грехи. Ужаснулся бы им, но испытал не уныние, а горячие желание освободиться от духовных болезней и возвыситься.

Причём путь из 30 ступеней отнюдь не является уделом отрешившихся от мира монахов! Карабкаться по нему, неуклонно лезть вверх, срываться, утирать грязь и вновь подниматься может всякий человек. Даже тот, который мнит себя утонувшим в пучине греха.

Двусторонняя икона-таблетка

Школа или худ. центр: Новгород

Конец XV — начало XVI вв.

  • Иконы Великого Новгорода 2008: Конец XV в. (1484–1504 годы)
  • Трифонова 2013: Конец XV в.

24 × 19.5 см

Новгородский гос. историко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник, Новгород, РоссияИнв. 3095

Входит в серию таблеток из собора Св. Софии в Новгороде.

Оборот — Воскрешение Лазаря.

См. в «Галерее»:

  • Арсений Великий, преподобный († 449–450)
  • Иоанн Дамаскин, преподобный († 776)
  • Иоанн Лествичник († 649)
  Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982  

12б. Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскин, Арсений Великий.

Преподобные в рост, фронтально, со свитками (у Иоанна Дамаскина, изображенного в центре, свиток развернут). Иоанн Лествичник в темно-вишневой мантии и голубовато-сером подряснике; Иоанн Дамаскин — в темно-оливковой мантии и желтом подряснике, на голове белый плат; Арсений — в желто-коричневой мантии и коричнево-сером подряснике.

Надпись на свитке Иоанна Дамаскина черная:

Надписи на фоне:

На верхнем поле над фигурой Иоанна Лествичника серой краской: IωА.

Среди преподобных на таблетке 12б — два великих писателя, Иоанн Лествичник, автор Лествицы, игумен Синайского монастыря (VII в.)114, Иоанн Дамаскин, знаменитый богослов и гимнограф VII в.115 (на свитке — начало его гимна «О тебе радуется, обрадованная, всякая тварь…»), а рядом с ними — Арсений Великий, один из выдающихся египетских отцов-пустынников, призывавший заботиться о чистоте души116.

114

«Lexikon der christlichen Ikonographie». Begründet von E. Kirschbaum. Herausgegeben von W. Braunfels. Bd. 5–8. Rom, Freiburg, Basel, Wien, 1973–1976, 7, Sp. 140–144 (G. Kaster);

см. также:

 Э. С. Смирнова. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII — начало XV века. М., 1976, № 2.

115

  • L. Réau. Iconographie de l’art chrétien, v. I–III. Paris, 1955–1959, III/2, p. 725–726;
  • «Lexikon der christlichen Ikonographie». Begründet von E. Kirschbaum. Herausgegeben von W. Braunfels. Bd. 5–8. Rom, Freiburg, Basel, Wien, 1973–1976, 7, Sp. 102–104 (G. Kaster).

116

  • L. Réau. Iconographie de l’art chrétien, v. I–III. Paris, 1955–1959, III/1, p. 143;
  • «Lexikon der christlichen Ikonographie». Begründet von E. Kirschbaum. Herausgegeben von W. Braunfels. Bd. 5–8. Rom, Freiburg, Basel, Wien, 1973–1976, 7, Sp. 251–252 (A. Strnad).

Литература:


Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982.
Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. — М.: Наука, 1982. — Кат. № 63 (12б), стр. 301-320, илл. с. 514.

Лазарев 1983/1.
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде = Pages from the History of Novgorodian painting. The double-faced tablets from the St. Sophia Cathedral in Novgorod. — М.: Искусство, 1983. — Табл. XII об.

Русская икона 1992.
Русская икона из собрания Новгородского музея = The russian icon of the Novgorod Museum collection. — СПб.: Мэдок, 1992. — Илл. 100.

Вздорнов 2007/1.
Вздорнов Г. И. Иконы-таблетки Великого Новгорода. Софийские святцы. — М.: Гранд-Холдинг, 2007.

Иконы Великого Новгорода 2008.
Иконы Великого Новгорода XI — начала XVI веков. — М.: Северный паломник, 2008. — Кат. № 55, стр. 354-356, 359-360, 363, илл. с. 377.

Трифонова 2013.
Трифонова А. Н. Икона в собрании Новгородского музея. — Новгород, 2013. — Илл. 98.

«Лествица» — это главный труд преподобного Иоанна Лествичника

Своё главное творение, созданное по просьбе рафаилских монахов преподобный Иоанн Лествичник назвал «Лествица» (Лестница, Лествица райская или скрижали духовные). Это название он объяснил так:

Иоанна Лествичника «Лествица», рукопись 1334 года. «Лествица» — это главный труд святого Иоанна. Она посвящена духовному совершенствованию человека через аскезу. Фото: upload.wikimedia.org

В «Лествице» преподобный Иоанн объединил духовные и аскетические традиции египетских монастырей. В «Лествице» преподобный Иоанн объединил духовные и аскетические традиции египетских монастырей.

В книге 30 бесед о 30 различных ступенях духовного восхождения к совершенству. Написана она в середине VI века по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря. Образ «Лествицы» заимствован из Библии, где описано видение Лестницы, по которой восходят ангелы (Быт. 28:12).

«Лествица» содержит 30 бесед о 30 ступенях духовного совершенствования.

Книга относиться к жанру духовной аскетической литературы. Её цель — рассказать о том, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов.

Идея, заложенная в «Лествице» предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Основой такого духовно совершенствования признана следующая строка из Священного Писания: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (МФ. 11, 12).

Проповеди о преподобном Иоанне Лествичнике

Митрополит Сурожский Антоний

Покаяние – это наше примирение с Богом (Святой Иоанн Лествичник)

Пост – время покаяния, время, когда наши окаменевшие сердца должны силой Божией из бесчувственных стать чуткими, из холодных и жестких – теплыми и открытыми для других и для Самого Бога.

Пост – это время обновления, когда, как весной, всё опять становится новым; когда наша жизнь, постепенно сошедшая на нет, едва мерцающая, снова оживает с силой, которую Бог может дать нам, приобщая нас к Своему Святому Духу, делая нас в Святых Тайнах и в прямом даре Самого Себя причастниками Божественной природы.

Это время примирения, а примирение – это радость Божия и наша радость; это – новое начало.

Сегодня совершается память святого Иоанна Лествичника, и я хочу прочитать вам несколько его слов, особо значимых для того периода церковного года, который мы сейчас переживаем: «Покаяние – это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, совершаемый ради того, чтобы обновить наш союз с Богом; это – наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миру с самими собой, миру со всей тварью.

Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся – это тот, кто заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние – это наше примирение с Богом. И достигается оно через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние – это очищение нашей совести. Покаяние – это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль».

Давайте спросим себя: как нам достичь такого состояния, как мы можем отозваться на зов Бога, Который принимает нас, как отец принял блудного сына? Ведь Он столько ждал нас, ждал с тоской, когда мы отвергли Его, и никогда не отвернулся от нас! Как мы можем отозваться на зов такого Бога?

Ответом могут стать слова всё того же Иоанна Лествичника о молитве: «Не изощряйся в молитвенном красноречии, потому что нашего Небесного Отца часто радует и застенчивый, немудрёный лепет детей. Не многословь, когда разговариваешь с Богом, потому что иначе, изыскивая слова, ты запутаешься в них. За одно только слово Бог помиловал мытаря; одно слово веры спасло разбойника на кресте. Многословие в молитве рассеивает ум и наполняет его обилием образов. Единое же слово, обращенное к Богу, собирает ум в Его присутствии. И если, когда молишься, какое слово ударило тебя в сердце, достигло самых твоих глубин, – держись этого слова, повторяй его, ибо в такие минуты сам ангел-хранитель молится с тобой, потому что тогда мы правдивы и верны самим себе и Богу».

Станем же помнить, что говорит святой Иоанн Лествичник, даже если забудутся мои пояснения; станем помнить его слова, потому что он был человеком, знавшим, что значит обратиться к Богу и остаться с Ним, быть радостью для Бога и самому радоваться о Нем. Поэтому Церковь и предлагает нам сегодня, когда мы начинаем восходить к страстным дням, почтить святого Иоанна Лествичника, ведь он – пример того, как благодать Божия может обыкновенного, простого человека претворить в светильник миру.

Научимся от него, станем следовать его примеру, станем радоваться о том, что Бог может Своей силой сделать с человеком; и с уверенностью, с надеждой, с ликующей и одновременно с тихой, невозмутимой радостью последуем этому совету – прислушаться к Богу, умоляющему нас найти путь жизни и говорящему нам, что с Ним, в Нем мы будем живы, потому что Он есть Истина, но также и Путь, и Жизнь вечная. Аминь.

– «Что значит покаяться? Слово в Неделю 4-ю Великого поста, о преподобном Иоанне Лествичнике и его “Лествице”». Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Лествица»

Во время управления монастырем Иоанн написал знаменитую «Лествицу» — руководство для восхождения к духовному совершенству. Произведение было написано по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря. Зная о мудрости и духовных дарованиях Иоанна Лествичника, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них «истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат…» Свое творение Иоанн назвал «Лествицей», объясняя название таким образом:

Содержание одной из степеней «Лествицы» (22-ая) раскрывает подвиг истребления тщеславия. Иоанн писал:

Рукописная книга «Лествица» Первый славянский перевод «Лествицы», вероятно, был сделан в Болгарии в X веке, выписки из этого перевода вместе с выписками из Скитского и Египетского патериков вошли в состав сборника, к которому восходит Изборник 1076 г. Из славянских переводов «Лествицы», имевших хождение на Руси, наиболее известен список, выполненный в 1387 г. митрополитом Киевским и всея Руси Киприаном в Студийском монастыре и в 1390 г. привезенный им на Русь. В рукописном собрании Троице-Сергиевой лавры хранится 10 списков «Лествицы» XV-XVII вв. В целом они строятся по одному плану: после Жития Иоанна Лествичника, написанного Даниилом Раифским, и предварительных посланий предлагается предисловие, иногда дается рисунок красочной лествицы, основной текст, после которого помещалось «известие о святых отцах, именовавшихся Иоанном», и ряд дополнительных материалов. Поскольку по уставу полагалось читать «Лествицу» в течение Великого поста, некоторые рукописи содержат разбивку на зачала. В 1647 г. по указу царя Алексея Михайловича и по благословению патриарха Иосифа в Москве за несколько месяцев было осуществлено первое издание славянского перевода толковой «Лествицы», имевшее всероссийское значение. Это издание было выполнено по рукописи соловецкого инока Сергия (Шелонина), принимавшего участие в работе Печатного двора.

Книга «Лествица», рукопись с миниатюрами. XVIII век

Лествица и другие сочинения

Подвижником и практиком, а не писателем был смиренный Иоанн. Хотя имел он хорошее образование, но написал совсем немного. «Лествица райская» — таково полное название главного труда аввы Иоанна. Название «Лествица», или лестница, означает этапы, как бы ступени духовного роста, ведущие к святости и Богообщению.

Лествица. Фрагмент иконы

По числу лет возраста Христа (до выхода на проповедь Евангелия), «райская лестница» содержит 30 ступеней духовного восхождения, каждой из который посвящается отдельная беседа. Первой ступенью авва Иоанн считает отречение от мира и мирских пристрастий. Затем путем послушания и покаяния, борьбы со страстями, подвижник восходит к святости.

Преподобный автор книги говорит о духовных проблемах просто, безыскусно. Но слово его предельно правдиво и строго. Авва Иоанн указывает на источник той или иной страсти, со своего опыта предлагает способы борьбы с ней. А вот может ли читатель решиться на работу с собой – уже дело его воли. Именно из-за строгости «Лествицы» многим кажется, что «жестоко слово сие» (Ин. 6:60) и предназначено лишь для монахов. Хотя подходит «Лествица» и всем мирянам, ревнующим о своем спасении.

Сразу по появлении «Лествицы» на нее стали делаться толкования для монашествующих и желающих подвизаться в духовном делании мирян. Считается, что первым толкователем был Иоанн, игумен Раифский, по просьбе которого книга и написана. Лучшим руководством для иноков считал «Лествицу» прп. Феодор Студит.

На славянский язык книга переведена, как считается, уже в X в., а новый перевод сделан в Болгарии в XIV в. Предполагается, что на Русь переводы «Лествицы» попали после Крещения. Книга была любимым чтением монахов и мирян. С XVI в. «Лествица» не раз издавалась в России и печатно, в том числе в переводе на современный русский язык.

Иные творения

Творения аввы немногочисленны. Среди них известны:

  • слово «К пастырю», написанное также по просьбе Иоанна Раифского. В слове представлен образ пастыря – настоятеля обители, говорится о его качествах и обязанности в отношении братии
  • письмо тому же Иоанну Раифскому в ответ на просьбу о написании «Лествицы»

Какие бывают виды лиственита?

Легче всего обрабатывать минерал, в котором есть коричневые прожилки.

Геологи выделяют следующие виды минералов, которые одинаково ценятся практиками, но отличаются структурой, составом и цветовой гаммой:

  • Пятнисто-полосатые кристаллики зеленовато-изумрудного оттенка. Цветовую гамму зачастую задает мусковит, окись меди или листовые силикаты. Однако геологи предупреждают, что если цвет обусловлен высоким содержанием металлов, то вскоре украшение или талисман потемнеет и станет более серым.
  • Кристаллики с прожилками и пятнами алых, коричневых цветов. По структуре лиственит напоминает мрамор. Особенности этой разновидности минерала позволяют его без труда обрабатывать. Из такого камня часто изготавливают фигурки или украшения. Карбонаты железа придают алые оттенки.
  • Пятнистые и прожилковые камни алых и серых цветов. Основой такого лиственита соли и эфиры угольной кислоты и кварцевые породы, потому он отличается повышенной плотностью. Из-за полигидрата оксида железа камешки отливают желтым, алым и коричневым, а хлорит окрашивает в зеленоватый тон.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector