Людовик ix святой

Людовик в плену и в святой земле

Остававшаяся в Дамиетте королева Маргарита проявила невероятную энергию. Пока её муж вёл переговоры с Туран-шахом, она собирала деньги на выкуп пленных и пыталась организовать хоть какую-то оборону города. К началу мая 1250 г. стороны договорились о следующем: пленные получают свободу за выкуп в 200 тыс. ливров. Они оставляют Египет, и французский король обязуется не оказывать помощи Иерусалимскому христианскому королевству. Деньги уже были готовы к уплате, когда произошли неожиданные события.

На Востоке существовала традиция набирать придворную гвардию из рабов. Султан Салих Айюб (1240— 1249 гг.) создал целый корпус мамлюков (по-арабски это и значит «невольники») — привилегированное конное войско. Мамлюки восстали и убили последнего Айюбида — Туран-шаха.

Как вспоминает Жан Жуанвиль, один из убийц султана предстал перед пленным Людовиком IX Святым «с окровавленными руками и сказал: „Что ты мне дашь? Я убил твоего врага, который погубил бы тебя, если бы остался жив». Но король ничего ему не ответил». Сам Людовик впоследствии так описал события: «…многие сарацины в приступе ярости направились с оружием в руках к нашему шатру, как бы намереваясь (многие из нас этого опасались) зарезать нас и христиан; но благодать Божья умерила их гнев, и они заставили нас выполнить условия перемирия».

Людовик Святой и крестоносцы возвращаются в Дамиетту после поражения в Мансуре

10 мая 1250 г. король и его ближайшее окружение получили свободу и немедленно отплыли в Акру. Прочих пленных должны были отпускать постепенно. В Акре государь созвал совет, чтобы принять решение: возвращаться или оставаться в Святой земле? Людовик остаётся, а его братья в августе отплывают на родину, увозя с собой послание короля к народу. В нём Людовик объясняет, почему, вопреки условиям договора с Айбеком (новым, уже мамлюкским султаном Египта), хочет задержаться в Палестине. Его волнует судьба христианских пленных да и самого Иерусалимского королевства, отданного «на произвол сарацин». В том же послании король Франции призывает своих подданных прийти к нему на помощь и в следующем, 1251 г.

Что действительно руководит Людовиком? Он стремится освободить Гроб Господень несмотря ни на что? Трудно сказать, ибо мы снова сталкиваемся с характерным для святого короля соединением неясности целей с чёткостью средств. Он беспрерывно разъезжает по Иерусалимскому королевству. Он хочет отвоевать Иерусалим или собирается создать в Святой земле плацдарм для нового, на этот раз победоносного, наступления на Египет? Неясно.

Людовик пытается обрести союзников. Он отправляет своего посланца, монаха-францисканца Виллема Рубрука, к монгольским ханам, желая и с ними завязать дружеские отношения, явно направленные против мусульман. Планы его не вполне понятны, но они, бесспорно, относятся к Востоку, а не к Франции, хотя оттуда приходят тревожные вести.

Взятие в плен Людовика Святого. Миниатюра. XIII в.

Семья[править | править код]

Королева Франции Маргарита Прованская

Жена и детиправить | править код

Жена: (с 27 мая 1234, кафедральный собор, Санс) Маргарита Прованская (1221—1295), дочь Раймунда Беренгера IV (1199—1245), графа Прованса, и Беатрисы Савойской (1198—1266). Имели одиннадцать детей:

  1. Бланка (11 июля  — 29 апреля )
  2. Изабелла (18 марта  — 28 января ); муж: с 1255 года Тибо II Молодой, король Наварры и граф Шампани
  3. Людовик (25 февраля  — январь )
  4. Филипп III (1 мая  — 5 октября ), преемник Людовика на королевском престоле
  5. Жан (—)
  6. Жан Тристан ( — 3 августа ), граф Невера.
  7. Пьер ( — 6 апреля ), граф Алансона и Перша с 1269, по жене граф Блуа, Шартра и Шатодёна.
  8. Бланка (—); муж: Фернандо де ла Серда (1253—1275), старший сын и несостоявшийся наследник Альфонса X Мудрого, короля Кастилии
  9. Маргарита (—), жена Жана I, герцога Брабантского (с )
  10. Роберт де Клермон ( — 7 февраля ), граф де Клермон, по жене сеньор де Бурбон.
  11. Агнесса ( — 19 декабря ), муж: с Роберт II, герцог Бургундии

Предкиправить | править код

Людовик IX — предки
Людовик VI (1081 — 1137)
Людовик VII (1120 — 1180)
Аделаида Савойская (1092 — 1154)
Филипп II Август (1165 — 1223)
Тибо II (1090 / 1093 — 1152)
Адель Шампанская (1140 — 1206)
Матильда Каринтийская (1108 — 1160)
Людовик VIII (1187 — 1226)
Бодуэн IV де Эно (1108 — 1171)
Бодуэн V (1150 — 1195)
Алиса Намюрская (1112 / 1115 — 1169)
Изабелла де Эно (1170 — 1190)
Тьерри Эльзасский (1100 — 1168)
Маргарита I (1145 — 1194)
Сибилла Анжуйская (1112 — 1165)
Людовик IX (1214 — 1270)
Альфонсо VII Император (1105 — 1157)
Санчо III (1134 — 1158)
Беренгария Барселонская (1116 — 1149)
Альфонсо VIII (1155 — 1214)
Гарсия IV (1100-е / 1112 — 1150)
Бланка Наваррская (1137 — 1156)
Маргарита д’Эгль (1104 — 1141)
Бланка Кастильская (1188 — 1252)
Жоффруа V Плантагенет (1113 — 1151)
Генрих II Плантагенет (1133 — 1189)
Матильда (1102 — 1167)
Элеонора Английская (1162 — 1214)
Гильом X (1099 — 1137)
Алиенора Аквитанская (1122 / 1124 — 1204)
Аэнор де Шательро (1103 — 1130)

Молодой монарх

Людовик Святой вырос мудрым правителем. Все свои решения он тщательно взвешивал и никогда не шел на поводу своих желаний. Это позволило ему заручиться благосклонностью своих вассалов, которые видели в нем достойного лидера, не желающего их ставить на колени. Наверное, именно поэтому Людовик IX один из немногих королей, за чьей спиной не плели придворные интриги.

Следует заметить, что духовное воспитание матери хорошо укоренилось в сознании юноши. Он строго придерживался святых заповедей, а также проповедовал их. Чистота и нравственность для Людовика IX были на первом месте. И это было видно во всем: его деяниях, изданных указах и наставлениях. Позже его мать признается, что ей лучше узнать о смерти сына, чем о совершенном им грехе.

И тем не менее Людовик Святой не был аскетом или затворником. Молодой король, как и большинство французских аристократов, любил изысканную одежду. Он обожал примерять новые наряды, демонстрируя всем наличие вкуса. Еще одной слабостью монарха были кони. Поговаривают, что в его конюшне находились лучшие скакуны в стране, чья стоимость с лихвой превышала годовой бюджет придворного чиновника.

Крестовый поход пастушков

Людовик так и не дождался подкрепления с родины. Но его послание вызвало довольно неожиданную реакцию. Послушаем хрониста Гийома из Нанжи: «1251. Чудо чудное и неслыханное приключилось во Французском королевстве. Главари разбойников, чтобы совратить простой люд и ввести его в соблазн лживыми фантазиями, притворились, что им были видения ангелов и явилась Пресвятая Дева Мария, повелевшая взять крест и вместе с пастухами и другими простолюдинами, избранными Богом, собрать некое подобие войска во спасение Святой земли и отправиться туда на помощь французскому королю <…> Сначала они прошли по Фландрии и Пикардии, по деревням и полям, и трубными звуками, словно магнит железо, притягивали к себе пастухов и простонародье. Когда они пришли во Францию (в данном случае имеется в виду Иль-де-Франс, сегодня именуемый Центральным или Парижским регионом), их было уже так много, что они начали, словно войско, разбиваться на сотни и тысячи, и, когда проходили по сельской местности мимо овчарен и отар овец, пастухи бросали свои отары и, будто в каком-то дурмане, даже не предупредив родных, присоединялись к этому преступному походу. Пастухи и простонародье поступали так, не ведая, что творят, но с самыми благими намерениями; однако было среди них немало бандитов и убийц, знавших о преступной цели, которую они втайне преследовали, и в этом их наставляли вожди, возглавлявшие войско. <…> В своём заблуждении они пали так низко, что совершали обряд обручения, раздавали кресты, давали отпущение грехов, однако всё это притворно, и, что ещё хуже, так ловко втягивали в своё заблуждение добрых людей, что почти все они утверждали и даже верили, что еда и вино, которыми они снабжали участника похода, не только не отнимаются у них, но будто бы их становится ещё больше. Видя, что народ впал в великий грех, священнослужители сильно опечалились; но стоило им выступить против этого заблуждения, как они навлекли на себя такую ненависть пастухов и народа, что mi югие из них, отправившись в деревню, были убиты и приобщились к сонму мучеников. Королева Бланка, которая в то время одна правила Французским королевством, и правила удивительно умело, дала им полную свободу действий, конечно, не потому, что встала на их сторону, но потому, что полагала, что они идут на помощь её сыну, святому королю Людовику и Святой земле <…> И раз никто их не сдерживал, они закоснели в своих грехах и только и делали, что воровали и грабили. Дойдя до Орлеана, они напали на университетских клириков и многих из них убили, но были убиты и многие из нападавших. Их главарь, которого они величали Учителем из Венгрии, придя со своим войском из Орлеана в Бурж, вломился в еврейские синагоги, уничтожил книги и незаконно лишил их всего имущества. Но когда он со товарищи уходил из города, жители Буржа с оружием погнались за ним и убили Учителя и почти всех его сообщников. После этого прочие, разбежавшись в разные стороны, были убиты или повешены за их злодеяния. Оставшиеся же улетучились словно дым».

В движении пастушков переплелось множество вещей. Тут и ненависть эксплуатируемых народных низов к богатым, к Церкви и к евреям. Тут и жажда личного спасения и спасения своего короля, которого бросили в беде знатные. И наконец, просто желание грабить и убивать. Поход пастушков показал, что не всё ладно во Французском королевстве. Правительница Бланка не справлялась с ситуацией, что бы ни говорил Гийом из Нанжи. Но и это не побудило короля вернуться на родину.

Средневековые сапоги. Реконструкция

27 ноября 1252 г. Бланка Кастильская скончалась. Поскольку зимой навигация в Средиземном море считалась невозможной, Людовик узнал об этом лишь весной 1253 г. Его государство оказалось без главы. Сыну, юному принцу Людовику (1244—1260), исполнилось всего девять лет. Надо было возвращаться. Но он всё никак не мог отказаться от своей мечты, всё никак не мог поверить в то, что Господь не даровал ему победы. Лишь 25 апреля 1254 г. Людовик Святой отплыл из Акры на родину, а 17 июля ступил на французскую землю в городе Салене. И именно близ Салена, в Йере, произошло то, что многие историки считают причиной перелома и в поведении короля, и в проводимой им политике.

Музыка

  • Марк-Антуан Шарпантье , Мотет для Сент-Луиса, H.320, для 1 голоса, 2 высоких инструментов (?) И континуо 1675.
  • Марк-Антуан Шарпантье , Motet In honorem santi Ludovici Regis Galliae canticum tribus vocibus cum symphonia, H.323, для 3-х голосов, 2-х высоких инструментов и континуо (1678?)
  • Марк-Антуан Шарпантье , Motet In honorem Sancti Ludovici regis Galliae, H.332, для 3-х голосов, 2-х высоких инструментов и континуо 1683)
  • Марк-Антуан Шарпантье, Motet In honorem Sancti Ludovici regis Galliae canticum, H.365 и H.365 a, для солистов, хора, деревянных духовых, струнных и континуо (1690)
  • Марк-Антуан Шарпантье, Motet In honorem Sancti Ludovici regis Galliae, H.418, для солистов, хора, 2 флейт, 2 скрипок и континуо (1692–93)

Религиозная природа

Людовик IX позволил бить себя плетью в качестве покаяния

Восприятие Людовика IX его современниками как образцового христианского принца подкреплялось его религиозным рвением. Луи был чрезвычайно набожным католиком и построил Сент-Шапель («Священную часовню»), расположенную в королевском дворцовом комплексе (ныне Парижский зал правосудия ) на острове Сите в центре Парижа. Сент — Шапель , ярким примером Районнант стиля архитектуры готики , был построен как храм для того, что считал , Луи быть Терновый венец и фрагмент Истинного Креста , предполагается драгоценные реликвии о Страстях Христа. Он приобрел их в 1239-41 от императора Балдуина II из Латинской империи в Константинополе , согласившись заплатить от Никколи Кирин, богатый венецианский купец, императорский долг , для которого Болдуин заложенного тернового венца в качестве залога. Людовик IX заплатил непомерную сумму в 135 000 ливров, чтобы погасить этот долг (для сравнения, строительство часовни стоило всего 60 000 ливров).

Людовик IX очень серьезно относился к своей миссии «наместника Бога на Земле», которой он был наделен, когда был коронован в Реймсе . Для выполнения этого долга он провел два крестовых похода . Они способствовали его престижу, хотя оба закончились плачевно. Все, что он делал, было для того, что он считал славой Бога и благом своего народа. Он защищал бедных и никогда не слышал, чтобы кто-то плохо говорил. Он преуспел в аскезе, оставив после себя рубаху и бич, который он использовал в частной практике. Он очень любил Церковь. Он был милосерден даже к мятежникам. Когда его уговорили казнить князя, последовавшего за его отцом в восстании, он отказался, сказав: «Сын не может отказаться подчиняться своему отцу».

Рубаха и бич Людовика IX. Казначейство Нотр-Дам де Пари .

В 1230 году король запретил все формы ростовщичества , которые в то время определялись как получение процентов и, следовательно, охватывали большую часть банковской деятельности. Когда не удалось найти первоначальных заемщиков от еврейских и ломбардных кредиторов, Людовик потребовал от этих кредиторов взнос на крестовый поход, который Папа Григорий пытался начать. По настоянию папы Григория IX после Парижского диспута в 1240 году Людовик приказал в 1243 году в Париже около 12000 рукописных копий Талмуда и других еврейских книг. Указ против Талмуда был в конечном итоге отменен преемником Григория IX Иннокентием IV .

Людовик также расширил сферу действия инквизиции во Франции. Он установил наказание за богохульство в виде увечья языка и губ. Область, наиболее пострадавшая от этого расширения, была южной Францией, где секта катаров была наиболее сильной. Скорость конфискации собственности у катаров и других людей достигла пика в годы до его первого крестового похода и замедлилась после его возвращения во Францию ​​в 1254 году.

В 1250 году Людовик возглавил крестовый поход в Египет и попал в плен. Во время своего плена он каждый день читал Божественную службу . После освобождения за выкуп он посетил Святую Землю, прежде чем вернуться во Францию. В этих делах, Людовик IX пытался выполнить то , что он считал долгом Франции , как «старшая дочь Церкви» ( ла филь aînée де l’Eglise ), традиция протектора ВОЗВРАЩЕНИЕ церкви к франкам и Карле , который был коронован папой Львом III в Риме в 800 году. Короли Франции были известны в Церкви под титулом «самый христианский король» ( Rex Christianissimus ). Отношения между Францией и папством достигли пика в XII и XIII веках. Папы призывали к большей части крестовых походов с французской земли.

Луи был известен своей благотворительностью. Нищих кормили с его стола: он ел их остатки; омыли им ноги; служили нуждам прокаженных , которые обычно подвергались остракизму; и ежедневно кормили более ста бедняков. Он основал множество больниц и домов: Дом Filles-Dieu для реформированных проституток; Quinze-Вен 300 слепых мужчин (1254), а также больницы в Понтуаз, Вернон, и Компьене.

Сент-Луис построил дом тринитарного ордена в Фонтенбло , свой замок и поместье недалеко от Парижа. Он выбрал тринитариев в качестве своих капелланов и сопровождал их в своих крестовых походах. В своем духовном завещании он написал: «Мой дорогой сын, ты должен позволить себе мучиться всякого рода мученичеством, прежде чем ты позволишь себе совершить смертный грех».

Людовик создал и отправил Enseignements , или учения, своему сыну Филиппу III . В письме описывалось, каким образом Филипп должен быть нравственным человеком и лидером, следуя примеру Христа. Предполагается, что письмо было написано в 1267 году, за 3 года до его смерти.

Время смуты

В 1223 году Людовик VIII взошел на престол Франции. В своем правлении он придерживался стратегии отца, то бишь старался укрепить границы страны и подавить восстания, поднятые английскими вассалами. Увы, сделать это было непросто из-за того, что враги образовали прочный союз. Поэтому единственным выходом был способный сплотить вокруг короля французскую аристократию.

Для Людовика VIII обернулась полной катастрофой. Находясь на землях мусульман, он подхватил дизентерию, которую так и не смог превозмочь. В октябре 1226 года король умер, передав правление страной своему сыну Людовику IX. Вот только завещание монарха не содержало пункт о том, кто именно станет регентом при молодом правителе.

Из-за этого во Франции начались междоусобные распри, повергшие страну в кратковременный хаос. Хорошо, что Бланка Кастильская была волевой женщиной и быстро подавила всех неугодных ей претендентов. Более того, проявив невиданную мудрость и расчетливость, она смогла выиграть две войны: первую — с альбигойцами, вторую — с англичанами. Это позволило привести Францию к миру, тем самым подготовив благодатную почву для правления ее сына.

Начало правления[править]

Людовик IX Тупой сын Людовика VIII и Бланки Кастильской, родился в году в Пуасси (почему он подписывался иногда Louis de Poissy). Мать Людовика IX, женщина большого ума, выдающейся силы воли и чрезвычайно религиозная, имела громадное влияние на развитие Людовика IX. По смерти мужа она сделалась регентшей и управляла с необыкновенным умом и ловкостью, укрепляя авторитет королевской власти и расширяя владения Франции. Красивый и изящный, Людовик IX интересовался в юности всякими рыцарскими забавами. В 1234 году он женился на Маргарите, дочери графа Прованского. Вступление короля в управление мало изменило политику правительства: королевская власть была уже так сильна, что Людовику IX не трудно было поддерживать свой авторитет против вассалов.

Английский король Генрих III пытался возвратить владения своих предков (области по Гаронне), но Людовик IX одержал блестящую победу при Тальебуре (1242). Руководясь началами справедливости, он не воспользовался победой, отбросил любимую мечту французских королей — овладеть Аквитанией, и вопреки мнению своих советников уступил Генриху часть провинций, отнятых у Англии еще при Филиппе-Августе.

Внешняя политика Людовика IX была малоудачной.

использованная литература

Библиография

  • Кросс, Фрэнк Лесли ; Ливингстон, Элизабет А., ред. (2005). Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. ISBN .
  • Дюпюи, Тревор Н. (1993). . HarperCollins. ISBN .
  • Гапошкин, М. Сесилия. (2008). . Издательство Корнельского университета. ISBN .
  • Джордан, Уильям Честер (1979). . Принстон. ISBN .
  • Джордан, Уильям К. (2017). «Пограничная политика? Людовик IX и испанские связи». В Лян, Юэнь-Ген; Родригес, Джарбель (ред.). Авторитет и зрелище в Европе средневековья и раннего Нового времени: Очерки в честь Теофило Ф. Руиса . Рутледж.
  • Ле Гофф, Жак (2009). Сент-Луис . Университет Нотр-Дам Пресс. ISBN 978-0268033811.
  • Лок, Питер (2013). Товарищ Рутледж в крестовых походах . Рутледж. ISBN 978-1135131371.
  • Мэджилл, Фрэнк Нортен ; Авес, Элисон, ред. (1998). Словарь мировой биографии: Средневековье . 2 . Рутледж. ISBN .
  • Шадис, Мириам (2010). Беренгуэла Кастильская (1180–1246) и политические женщины в средние века . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-312-23473-7.
  • Ричард, Жан (1983). Ллойд, Саймон (ред.). Сент-Луис: король-крестоносец Франции . Перевод Биррелла, Жан. Издательство Кембриджского университета.
  • Стрейер, младший (1962). «Крестовые походы Людовика IX». В Сеттоне, К. М. (ред.). История крестовых походов . Филадельфия.
  • Тайерман, Кристофер (2006). Божья война: новая история крестовых походов . Belknap Press издательства Гарвардского университета.
  • Вестерхоф, Даниэль (16 октября 2008 г.). Смерть и благородное тело в средневековой Англии . Бойделл Пресс. ISBN 978-1843834168.

Дань и выступления

Влияние культа святого Людовика Анжуйского только росло. Многие произведения художников, картины или скульптуры изображают святого.

Во Франции

Именно в Провансе его память наиболее запомнилась. Бриньоль, его родной город, покровителем которого он стал25 января 1617 г., хранит митру и перчатки в церкви Сен-Совер. В базилике Сент-Мари-Мадлен в Сен-Максимен-ла-Сент-Бом есть часовня, в которой находится часовня, подаренная Карлом II.

Мы находим в Тулузе, в базилике Сен-Сернен, большой овальный реликварий Святого Людовика Анжуйского работы Жозефа Фавье. В этом же городе мы находим в Музее Августина статую, изображающую Святого Людовика Анжуйского с опущенной головой и повернутой вправо.

В музее Лувра хранится реликварий, выполненный между 1336 и 1338 годами по приказу короля Роберта для размещения кости руки, одной из реликвий, доставленных из Марселя в Неаполь в 1339 году. Цилиндрический из горного хрусталя, украшенный серебряными колоннами и полупрозрачными эмалями, заканчивается с позолоченной серебряной рукой. Ювелиром должен был стать Ландо ди Пьетро, ​​один из величайших художников своего времени. В этом музее также есть картина Антонио Виварини, изображающая святого в пояс. Это изображение должно быть принадлежало полиптиху, увенчавшему ступню святого. К этой же композиции, по-видимому, принадлежат святые Николай и святой Амвросий аналогичных размеров, хранящиеся в Патриаршем семинарии в Венеции , а также пьета Пинакотеки Болоньи и Мадонна с младенцем из музея Польди Пеццоли в Милане .

Церковь Сент-Радгонд в Живерни есть статуя в полихромном камне XIV — го  века , представляющий святой.

В Италии

В музее Ватикана есть алтарь, выполненный около 1495/96 года Ле Перуженом . Он представляет Деву с младенцем, Сен-Лорана, Святого Людовика (называемого в Италии Людовиком) Тулузского, Геркулана и Константа. Эта работа состояла из двух частей: рельса с изображением Христа в Перудже и этой картины.

В трансепте часовни Сен-Мартен базилики Сен-Франсуа д’Ассиз находится фреска Симоны Мартини, изображающая Святого Людовика Тулузского.

В базилике Санта-Кроче во Флоренции есть статуя Донателло, представляющего Святого Людовика Анжуйского.

Музей Сансеполькро в Тоскане объединяет несколько работ Пьеро делла Франческа, в том числе изображение Святого Людовика Анжуйского (Сан-Людовико ди Толоса). Это изображение очень интересно, потому что на нем изображен Сент-Луис в францисканской мантии под костюмом епископа.

Пинакотека де Каподимонте в Неаполе представляет Симоне Мартини шедевр из знатной сиенской школы окрашены в византийском стиле, иератическая на золотом фоне; он представляет Сент-Луис Анжуйский, передающий корону своему брату Роберту, и празднует отречение святого Людовика Анжуйского в пользу своего брата Роберта в 1295 году; святой изображен в величии, носит знак отличия своей должности с гербом Анжуйского и получает небесную славу, в то время как его брат, преклонивший колени у его ног, получает королевскую корону. Пределла этого необъятного живопись окаймлена Флер-де-Лис пересчеты в пяти картинах эпизодов жизни святой, от его исповедания веры в его смерть.

Фасад Дворца Приора в Перудже (Умбрия) открывается на Корсо Ваннуччи через портал, тимпан которого украшен статуями святых покровителей города: Людовика Тулузского, Лорана и Эрколано.

Щелкните миниатюру для увеличения.

В Испании

В этой стране, где он был заложником и где частично остались его мощи, его поклонение почитается в Валенсии в соборе, где ему посвящена часовня с его мощами.

В Коста-Рике

В Коста-Рике он является покровителем кантона Асерри, очень старого города, который восходит к колониальным временам и расположен в 11 км от Сан-Хосе. Он почитается каждый 19 августа во время религиозных мероприятий, а также народных праздников. Его церковь является архитектурным наследием страны, и в этом приходе можно увидеть изображение Сен-Луи де Тулуза.

Британия

В Великобритании в Национальной галерее есть картина Джованни Антонио Порденоне с потолка школы Сен-Франсуа (scuola), созданная около 1530/35 года.

Соединенные Штаты

В Соединенных Штатах у Художественного института Стерлинга и Франсин Кларк в Уильямстауне есть великолепный алтарь, написанный Уголино ди Нерио, который украшал алтарь церкви. Он состоит из семи портретов с Девой Марией в центре , Франсуа, Андре, Полем слева и Пьером, Стефаном, Луи де Тулузой справа.

Щелкните миниатюру для увеличения.

Людовик IX

Людовик IX Святой (Louis IX le Saint) (25 апреля 1214, Пуасси, недалеко от Парижа — 25 августа 1270, Тунис), король Франции с 8 ноября 1226 г. Вместе со своим дедом, Филиппом II Августом, и внуком, Филиппом IV Красивым, Людовик — один из «трех великих Капетингов ». Помимо своей славы Святого короля-крестоносца, образцового христианского рыцаря, вошел в историю как правитель, который поднял престиж королевской власти, развил и преобразовал административную структуру государства.

В тени королевы-матери

Старший из детей Людовика VIII и Бланки Кастильской, под руководством матери получил разностороннее образование, особенно в области богословия.

После ранней смерти отца власть перешла в руки королевы-матери, которая не только разумно и решительно управляла королевством в течение восьми лет своего регентства, но и в дальнейшем оказывала влияние на своего сына, уважавшего и любившего ее, и только от нее, единственной среди членов семьи, принимал советы.

Несмотря на то, что Бланке удалось почти что сразу в ноябре 1226 короновать сына, вскоре против короля выступила коалиция феодалов с участием английского короля, во главе которой находился могущественный граф Раймунд VII Тулузский.

В апреле 1229 графу Тулузскому был навязан парижский договор, положивший конец альбигойским войнам и вводивший новую организацию управления югом страны, Лангедоком; в числе статей этого договора было согласие графа на брак его единственной наследницы с одним из братьев Людовика, Альфонсом Пуатье.

Борьба с катарами

И хотя к 1235 была не только отражена агрессия английского короля, но и установлен мир и с англичанами, и с баронами королевства, все же внешнеполитическое спокойствие было очень быстро нарушено начавшимся в 1240 восстанием катаров в Лангедоке, которое спровоцировало новый конфликт с Генрихом III и графом Тулузским.

Уже в 1243 последним было подписано соглашение в Лоррисе, которое, подтверждая условия договора 1229 года, означало завершение последнего серьезного феодального возмущения при Людовике Святом.

Сопротивление юга было окончательно сломлено с падением в 1244 двух последних оплотов катаров — Монсегюра и Кериба.

Крестовый поход 1244

Решение об организации крестового похода, официально принятое Людовиком в декабре 1244, было давно обдумано. Уже в середине 1230-х гг. король помог византийскому императору в борьбе с мусульманами покупкой за очень значительную цену реликвий Страстей Христовых (для хранения этих святынь была построена Святая Капелла, Сент-Шапель, в королевском дворце).

Последний поход Людовика

Хулагу называл Людовика Святого «величайшим королём Запада». И именно Людовик предпринял последний Крестовый поход. Король, видимо решив, что меры по «очищению» осуществлены успешно, провозгласил его в 1267 г. и назначил на май 1270-го. Этот поход оказался чисто французским мероприятием. Из иностранных государей в нём не участвовал никто, кроме короля Наварры Тибо II (он же граф Шампанский Тибо V), но он был вассалом короля Франции и, главное, его зятем. Из иностранных принцев к походу присоединился с небольшим количеством своих людей принц Эдуард Английский (будущий король Англии Эдуард I). Даже близкие Людовику люди не торопились принять обет отправиться за море.

Как это свойственно предприятиям Людовика, поход был прекрасно подготовлен, но цели его — неясны. Одни историки утверждают, что решение идти на Тунис совет крестоносцев принял во время стоянки в городе Кальяри на острове Сардиния. По мнению других, Тунис с самого начала являлся целью похода, но об этом молчали по соображениям секретности, а в Кальяри объявили публично. Столь же непонятно, почему был избран именно Тунис. По одной из версий, миссионеры-доминиканцы якобы сообщили Людовику, что эмир Туниса Абу Абдаллах Мухаммед I ал-Мустансир готов принять христианство и стать союзником короля. Ж. Ле Гофф даже предположил, «что Людовик Святой и его подданные, как, впрочем, и все их современники, плохо знали географию: возможно, они считали, что Тунис находится гораздо ближе к Египту (что на самом деле неверно) и поэтому является прекрасной сухопутной базой для наступления на султана».

Так или иначе, 1 июля 1270 г. король с тремя своими сыновьями и братом Альфонсом де Пуатье взошёл на корабль в Эг-Морте. 8 июля он прибыл в Кальяри, 15 июля отплыл с Сардинии и 17-го высадился на острове Галит близ Туниса. На следующий день король был уже на африканском берегу неподалёку от развалин древнего Карфагена. Но выяснилось, что его там никто не ждал. Никакого обращения эмира ал-Мустансира не предвиделось, зато султан Бейбарс заявил, что окажет помощь тунисскому собрату. А главное, в крестоносном войске разразилась эпидемия: то ли дизентерия, то ли холера. В любом случае весьма негероическая болезнь, сопровождавшаяся диареей. 3 августа умер сын короля Жан Тристан, граф Неверский. От Людовика пытались это скрыть. Но он всё же узнал, и, как пишет свидетель, эта «смерть до глубины души потрясла любящего отца». 25 августа 1270 г. не стало и самого короля, сражённого не на поле брани, а той же болезнью, унёсшей без единого сражения чуть ли не треть войска. Последними словами государя (если только это не благочестивый вымысел) были: «Мы войдём в Иерусалим». Впрочем, возможно, он имел в виду Иерусалим Небесный.

В день его смерти в Тунис приплыл Карл Анжуйский, но застал лишь холодеющее тело брата. Командование оставшимися крестоносцами принял старший сын Людовика, новый король Франции Филипп III Смелый (1245—1285). Ему при поддержке дяди удалось даже нанести несколько поражений войскам эмира, но тем дело и ограничилось. 30 октября 1270 г. был подписан мирный договор между ал-Мустансиром и крестоносцами. Эмир разрешал христианам жить в Тунисе и беспрепятственно исповедовать свою религию. Он согласился возместить крестоносцам военные издержки (треть получал Карл Анжуйский). За это все воины Божьи обязались покинуть негостеприимные африканские берега.

Руины Карфагена

11 ноября 1270 г. христианское войско отплыло из Туниса, увозя с собой забальзамированное тело Людовика IX. 14-го флот встал на якорь в одном из портов Сицилии, откуда начался долгий путь королевских останков на родину. Только 21 мая 1271 г. траурная процессия прибыла в Париж. Гроб был выставлен в соборе Парижской Богоматери, а 22 мая покойного предали земле в королевском аббатстве Сен-Дени.

Поделиться ссылкой

Источники

Многое из того, что известно о жизни Луи, взято из знаменитого Жана де Жуанвиля « . Жуанвиль был близким другом, доверенным лицом и советником короля. Он участвовал в качестве свидетеля в папском расследовании жизни Людовика, в результате которого в 1297 году папа Бонифаций VIII канонизировал его .

Две другие важные биографии были написаны духовником короля Джеффри де Больё и его капелланом Гийомом де Шартром (доминикан)   . В то время как несколько человек написали биографии в течение десятилетий после смерти короля, только Жан Жуанвильский, Джеффри Болье и Вильгельм Шартрский писали, исходя из личных знаний о короле и описываемых ими событиях, и все трое благосклонно относятся к королю. Четвертым важным источником информации является биография Вильгельма Сен-Парфийского 19 века, написанная им с использованием материалов папского расследования, упомянутого выше.

Реформы

Крестовый поход изменил короля. Из весёлого и куртуазного правителя Людовик превратился в аскета, ревностно взялся за государственные дела, стал преследовать еретиков.

Он значительно реформировал судебную власть в стране. Центральным судебным решением стал парижский парламент, а недовольные решениями местных судов теперь могли апеллировать к королевскому суду. То есть он фактически устранил феодальный принцип, по которому в королевстве не было верховного суда, а король не мог вмешиваться в дела подданных. Также Людовик разделил страну на двадцать округов, во главе которых стояли королевские чиновники — бальи; это был ещё один шаг к дефеодализации страны. Возможно, другому правителю этого бы и не простили, но Людовика действительно считали святым.

Мирные преобразования страны у Людовика получались блестяще — намного лучше, чем военные походы. Дипломатические переговоры с государями соседних стран тоже шли вполне успешно в мирном ключе. Но умереть Людовик решил всё-таки в Крестовом походе.

К этому времени здоровье его уже пошатнулось, он не так хорошо сидел в седле и ясно представлял, что, скорее всего, из похода не вернётся. Так что перед отправлением король разобрался с наследством своих детей и жены, выделил множество денег церковным домам, парижским колледжам, беднякам, слугам, бедным девушкам на выданье и т. д. И в марте 1270 года Людовик выдвинулся в Тунис. Давно шла речь о том, что эта африканская страна готова склониться к христианству, а в этом случае она станет прекрасным плацдармом для вторжения в Палестину. Король надеялся склонить под руку церкви халифа Мухаммада I аль-Мустансира. Это оказалось бы весьма удачно и для брата Людовика Карла Анжуйского, который незадолго до этого стал королём обеих Сицилий и имел кое-какие неприятности с Тунисом.

Высадка в Тунисе

Людовик стал лагерем на африканском побережье, ожидая Карла и графа Прованского. Однако началась эпидемия.

Людовик заболел 3 августа. Он держался, продолжал руководить армией, принял послов византийского императора и, казалось, даже зараза готова отступить перед святым монархом — но чуда не произошло. 25 августа Людовик умер, не дождавшись помощи. Сын его, Филипп III, перевёз во Францию останки пятерых своих родственников, включая отца и брата Жана Тристана. Люди встречали его со слезами на глазах. Прошёл слух, что исцелился больной ребенок, прикоснувшийся к гробу Людовика.

Через тридцать лет Людовик IX был канонизирован. К этому приложила все усилия его вдова Маргарита, а на окончательном решении настоял его внук Филипп Красивый. Впрочем, долгой и счастливой судьбы династии Капетингов это не обеспечило.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector