Донская икона божией матери

Изображение на обратной стороне

Подобно многим древним иконам, данная картина является двусторонней. Ее оборот, сохранившийся в хорошем состоянии, изображает Успение Девы Марии. В центре этой композиции присутствует Христос, которого рисуют гораздо выше остальных персонажей. В руках Спаситель удерживает символ бессмертной души Богородицы, который выглядит как крошечная спеленованная фигурка.

Действие, передаваемое автором картины, происходит в помещении. Перед Спасителем находится ложе, где лежит умершая Богоматерь. Дева Мария изображена в окружении двенадцати поникших апостолов и двух епископов, ставших свидетелями Ее кончины в Иерусалиме. Перед смертным одром расположена горящая свеча, которая символизирует собой угасание земной жизни.

В сравнении с основным рисунком, обратная сторона иконы выдержана в более темных тонах. Ее отличает большая импульсивность, плоскость цвета и четкость границ. Лица апостолов просты, лишены аристократизма, традиционного для работ византийских иконописцев. Многие исследователи полагают, что лицевую и обратную стороны реликвии создавали разные авторы.

История происхождения Донской иконы

Донская икона Божьей Матери не один раз спасала Россию в трудные времена, помогала князьям и полководцам одержать победу в войне с захватчиками. За многовековую историю образ столько раз демонстрировал свою чудодейственную силу, что ни у кого из христиан не возникает никаких сомнений в ее божественности. Эта святейшая икона озарена Божьей благодатью, которая распространяется на всех верующих, молящихся перед ней.

С «Донской» связывают победу Дмитрия Донского в Куликовской битве. Существует легенда, будто казаки подарили этот образ князю перед битвой с татарами. Правда, многие историки опровергают такую версию, ведь в те времена казачества еще не существовало. Хотя христиане верят, что именно заступничество Пренепорочной Девы помогло российскому войску победить полчища татарского хана Мамая.

Какое-то время святыня хранилась в Симоновом Успенском монастыре, в 16 веке ее перенесли в Благовещенский Собор Московского Кремля. Некоторые историки предполагают, что образ хранился в Успенском коломенском соборе. Именно перед этой иконой молился сам Иоанн Грозный перед казанским походом. Позже святейший образ помог защитить Москву от татарского хана Казы II Гирея. В честь чудотворной силы, идущей от иконы, был возведен Донской Монастырь, для которого специально нарисовали копию с «Донской».

В конце 16 века этим образом благословили на царство Бориса Годунова. В 17 веке святыню взял с собой в поход князь Василий Голицын. В конце 17 века образ какое-то время хранился в покоях царевны Натальи Алексеевны, а потом икону вернули в Благовещенский собор. Когда в Москву пришли войска Наполеона, пропали драгоценные камни с оклада святейшего образа. В годы революции старинное изображение перенесли в Исторический музей. Начиная с 1930, икона хранится в собрании Третьяковской галереи. Церковью установлен праздник в честь святыни. Каждый год 1 сентября образ привозят в Донской монастырь и совершают перед ним праздничное богослужение.

Существует несколько версий касательно авторства иконы. Некоторые историки предполагают, что образ нарисовал сам Феофан Грек или кто-то из его мастеров. Есть версия, что икону написал Игнатий Грек. Возможно, святыня была создана сербским мастером моравской школы.

Каждый исследователь отмечает высокое качество работы, на которое были способны лишь некоторые художники того времени, например, Феофан или его ученики. Время создания — конец 14 века. Возможно, икона была заказана княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского, в годы войны с захватчиками для того, чтобы помолиться и попросить Богородицу о заступничестве.

Кто написал икону для коломенской церкви

Время и место написания иконы скрыто во мраке времени. Иконописцы предпочитали оставаться неизвестными зная, что они лишь художественный инструмент в руке Божией. Однако кропотливая работа нынешних искусствоведов позволяет предположить, что образ принадлежит кисти известного иконописца конца 14 в. Феофана Грека.

Феофан Грек. Икона Донской Богоматери

Феофан прибыл на Русь из Византии, чтобы украшать храмы по образцу церквей константинопольских. Время было тревожное: Золотая Орда под предводительством Мамая готовилась наказать князя Дмитрия Иоанновича за отказ платить повышенную дань, а заодно разрушить доселе терпимые ею церкви христианские и обратить народ в иную веру.

Готовясь к решающей битве, войска собрались в Коломне под Москвой, откуда выступили на Дон. С собой они несли икону Божией Матери «Елеуса», что по-гречески означает «Милостивая». Предположительно, она была написана Феофаном Греком незадолго до славных событий, для Успенского храма с. Коломны. Образ был закреплён на высоком древке, на обратной его стороне изображалась сцена Успения Божией Матери.

История появления акафиста

Сведения о дате и месте написания иконы не сохранились. Не известно и имя автора. Но после многочисленных исследований искусствоведы пришли к выводу, что святой образ написан известным иконописцем, жившим в конце XIV века, – Феофаном Греком.

Впервые чудотворное действие иконы проявилось во время Куликовской битвы. Это были тяжелые для Руси времена. Монгольский хан Мамай шел со своим войском на Русь. Государство находилось в смертельной опасности. Победа татарских орд грозила полным уничтожением русской государственности. На военном совете Великим князем Дмитрием Иоанновичем было принято решение выступить против Мамая. Русские войска большую надежду возлагали на помощь Пресвятой Богородицы.

Накануне решающей битвы войска были собраны в Коломне, откуда должны были выступить на Дон. Князю Дмитрию донские казаки принесли в дар икону с ликом Божией Матери. Святой образ был укреплен на древке. С одной стороны иконы была изображена Пречистая Дева с Младенцем Христом, обнимающим Мать, на другой стороне – Успение Богородицы. Всю ночь князь и воины молились перед святым образом.

Русским войскам удалось одержать победу, разбив монгольские войска. В честь победы над врагом князь Дмитрий приказал выстроить храм Успения Богородицы в Коломне, куда поместили чудотворную икону.

Почти два столетия Богородичный образ не имел названия. И лишь когда при царе Иоанне Грозном князя Дмитрия прозвали Донским, древнюю святыню также стали именовать Донской иконой Божией Матери.

Перед святым ликом молился Иоанн Грозный перед походом на Казань и во время Ливонской войны. И Пречистая Дева не оставила русский народ, испросив у Господа победы. После этого Грозный велел перенести святыню в Кремлевский Благовещенский храм. Но чтобы жители Коломны не сильно скорбели по поводу отъезда любимого образа, Иоанн велел написать списки. Один из них оставили в Успенском храме, а второй поместили на ворота города.

Но чудотворная икона недолго находилась в Благовещенском соборе. Каждый раз, когда Руси грозила опасность, святой образ можно было увидеть среди русских войск.

Благодаря Пресвятой Богородице и ее заступничеству перед Господом русским войскам удалось одержать победу над татарским ханом Казы-Гиреем. В июле 1591 года татарские войска подошли вплотную к Москве. Накануне битвы, по указанию царя Феодора Иоанновича, провели Крестный ход с Донской иконой вокруг Москвы, а ночью царь вместе с воинами молились перед святым образом. Бой с татарами длился недолго. Невидимая сила напугала вражеские войска, вынудив их отступить от стен города.

Позже на том месте, где был разбит походный храм, в котором находилась Донская икона, возвели монастырь во имя Донского Богородичного образа. Днем празднования иконы установили 19 августа.

Святыня пережила нашествие Наполеона на Москву и Октябрьскую революцию 1917 года. В годы лихолетья многие чудотворные иконы были утеряны. Но сотрудникам Государственного музея удалось спасти Донскую икону.

В конце XIX века чудотворному образу Божией Матери была написана хвалебная песнь – акафист. В этом торжественном песнопении перечисляются победы русских войск, одержанные благодаря заступничеству Пречистой Девы Марии.

С 1994 года проведение крестных ходов с Донской иконой возобновилось. Чтобы не повредить святыню, за некоторое время до празднования изготавливается специальная капсула, поддерживающая определенную температуру и влажность. Туда помещают святыню и под торжественное пение переносят в храм Донского монастыря

Капсулу с иконой устанавливают под киотом и осторожно задвигают внутрь. Специальные приспособления поднимают древний лик Богоматери над верующими

Иконография и значение Донской иконы Божьей Матери

Донская икона Божьей Матери относится к особому иконографическому типу, называемому «Умиление» или «Елеуса». К этому типу относят также Владимирскую, Почаевскую, «Взыскание погибших» и другие почитаемые в России образы Пречистой Девы.

Донской образ представляет собой поясное изображение Богородицы, которая на правой руке держит Богомладенца. Как и на других иконах, относящихся к традиционному типу Умиление, Мать и Сын примкнули друг к другу щеками. Правая рука Младенца лежит на груди Пречистой, а пальцы сложены в двуперстное благословляющее перстосложение. Его лицо обращено к Матери.

Голова Богородицы склонена к Сыну, покрыта вишнёвым мафорием, под которым виден край синего чепца. Её лик полон грусти и мягкой человечности. Трактуя этот образ, искусствовед Виктор Никитич Лазарев говорит о его значении так:

Образ Донской Божьей Матери принадлежит к группе двусторонних икон. На его обороте имеется изображение Успения Богородицы без каких-либо дополнительных сопровождающих сюжетов. Здесь всё строго и драматично: Пречистая возлежит на смертном ложе в окружении скорбящих апостолов, а рядом высится фигура Христа. Спаситель держит в руках маленькую фигурку в белых пеленах.

Двусторонние иконы не являются редкостью в русской иконописи. В частности, к этой же группе принадлежит Владимирский Богородичный образ. Донская икона похожа на него до такой степени, что неопытный взгляд может их перепутать. Однако между ними есть важные отличия:

  1. Взгляд Богородицы на Донской иконе обращён к Богомладенцу. На Владимирской Пречистая смотрит на зрителя.
  2. На Донском образе ножки Младенца обнажены до колен и опираются на левую руку Богородицы. На Владимирской иконе ножки Христа полностью закрыты хитоном, а левая рука Матери приподнята в защищающем Младенца жесте.
  3. На оборотной стороне Владимирского образа другое изображение – уготованный Престол (Этимасия) и орудия страстей.

Есть и другие тончайшие отличительные нюансы, которые обнаруживаются на Донском образе – некоторая асимметрия взаимного положения глаз и рта, густота палитры, большая экспрессия. Всё это выводит Донскую икону за строгие рамки византийской школы, к которой принадлежит Владимирская.

История иконы

Во время битвы между князем Дмитрием Донским и монгольским ханом Мамаем, икона Донской Богоматери находилась среди русских воинов. Она была получена полководцем в дар от донских казаков. Молитвы Пречистой Девы, их чудодейственная сила помогли русскому войску одержать победу в битве за освобождение Руси от татаро-монгольского ига. Победоносно возвращаясь в Москву, Дмитрий Донской привез с собой икону, и назвал ее Донской, в честь великой для Руси победы над татарами.

По церковным преданиям, есть еще одна победа, связанная с Донской иконой Божией Матери, завоеванная с помощью заступничества Пресвятой Богородицы. Спустя 200 лет битвы на Куликовом поле, во времена правления Феодора Иоанновича, царя и великого князя, крымские татары, возглавляемые ханом Казы-Гиреем, попытались захватить Москву. Они уже подошли к стенам города, и вышел Феодор Иоаннович со своим войском против орды, взяв с собой икону, привезенную с Дона. Было совершено богослужение и крестный ход, после чего икону Пресвятой Богородицы поместили в полковую церковь. А на следующий день татары, будучи побежденными с помощью чудотворной иконы, были изгнаны из Москвы. Больше никогда крымские татары не нападали на город.

Чтобы отдать дань благодарности Матери Божьей за победу, великий князь отдал приказ в месте расположения русского войска в ожидании битвы с татарскими захватчиками построить каменный храм, а после поместить туда Донскую икону Божией Матери Феофана Грека и после этих событий стали называть обитель Донской. В наши дни это действующий мужской монастырь. Каждый год здесь совершается торжественное богослужение.

Описание и значение в православии

Святейший образ под названием «Донская» является двусторонним. Изображение Богоматери на нем имеется на лицевой стороне и на обороте. Правда, сюжет на картинах различный. На лицевой стороне изображена Божья Матерь, к щеке которой прильнул Младенец, будущий Спаситель. Изначально святые фигуры рисовались на золотистом фоне. На подлиннике, дошедшем до наших дней, не сохранились нимбы вокруг головы Богоматери и ее Сына. На рисунке Пренепорочная Дева поддерживает правой рукой святейшего Младенца, крепко прижимающегося к ее телу.

Пренепорочная Дева одета в мафорий вишневого оттенка. Ее одежда украшена вышитыми звездами и бахромой. На голове Богоматери — синий чепец. Святейший Младенец одет в охряный хитон, украшенный синим нашивным украшением. Одежда Спасителя пестрит золотистыми штрихами. Свернутый свиток, который держит Господь, перевязан золотым шнурком. Образ пропитан почтением и Божественной силой. На лице Богоматери печаль, она словно предвидит трагическую кончину своего сына. В то же время икона умиляет своей добротой, сердечностью, мягкостью.

На обратной стороне святыни изображено Успение Богородицы. В отличие от рисунка на лицевой части, это изображение отлично сохранилось. В центре композиции изображена лежащая на ложе умершая Богоматерь. Возле нее стоит Иисус Христос и держит ее душу, символически показанную в образе младенца в пеленках. Окружают ложе умершей 12 апостолов и 2 епископа. Перед смертным одром Богоматери стоит горящая свечка, символизирующая угасание жизни. На лицах апостолов видна скорбь, ведь они пришли проститься с Матерью своего Учителя.

Святейшая икона была нарисована в те далекие времена, когда русскому народу приходилось постоянно воевать с захватчиками, защищать свои земли от набегов кочевников. Каждый раз перед битвой верующие молились перед образом и просили его помочь одержать победу. Пренепорочная Дева всегда помогла молящимся. Богородицу почитали за все ее милости, а образ считали чудотворным.

Где можно найти списки

Оригинал «Донской» хранится в Третьяковской галерее. Нарисовано огромное количество копий, которые находятся в различных церквях России. Каждый список имеет чудотворную силу и помогает в трудные дни. Существует самая древняя копия «Донской», сделанная еще в конце 14 века. Оклад этого образа украшен серебром и позолотой. Какое-то время древний список находился в Троице-Сергиевой Лавре. Подарил копию монастырю князь Владимир Андреевич, брат Дмитрия Донского. Позже икону перенесли в Москву. Затем сделали два списка и отправили их в Коломну. Одна копия находилась в Успенском соборе и в наши дни.

В давние времена, когда удалось защитить Москву от войск крымского хана Казы-Гирея, сделали список для Донского монастыря, построенного в местах сражения с неприятелем. Древняя копия, вместе с оригиналом, хранится в Третьяковской галерее. В настоящее время в Донском монастыре есть списки со святейшего образа, сделанные в 17 веке.

Божия Матерь — Помощница в духовной борьбе

Важно! К Донской Богоматери приходят с житейскими трудностями, столкнувшись со сложным выбором, находясь в борьбе с внутренним врагом. В проповеди, посвященной празднику государственной святыни, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Сегодня людям нашим угрожают иные противники, иные враги — которые не в отдалении стоят… Сегодня мы врага впускаем в свой дом, в свою личную и семейную жизнь, ибо то, что предлагается нам через средства массовой информации, через Интернет, через прочие инструменты воздействия на сознание человека, часто является вражеским»

В проповеди, посвященной празднику государственной святыни, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Сегодня людям нашим угрожают иные противники, иные враги — которые не в отдалении стоят… Сегодня мы врага впускаем в свой дом, в свою личную и семейную жизнь, ибо то, что предлагается нам через средства массовой информации, через Интернет, через прочие инструменты воздействия на сознание человека, часто является вражеским».

При желании каждый верующий человек может перед этим образом молиться обо всем, что волнует его душу. Не обязательно соблюдать строгую классификацию для молитвы перед иконой.

Посмотрите видео о Донской Богородице

Современное местонахождение подлинника Донской иконы

В 1914 году эксперт по иконописи Императорской археологической комиссии Григорий Чириков приступил к реставрации древнего образа Донской Божьей Матери. Закончил эту непростую работу он уже после революции, к 1919 году. Раскрытый от позднейших записей лик был законсервирован и отправлен в Третьяковскую галерею, где и пребывает по сегодняшний день в зале древнерусского искусства.

Ежегодно 1 сентября чудотворный образ Донской Божьей Матери переносят из Третьяковской галереи в Донской монастырь для народного поклонения. Сюда в этот день съезжаются верующие со всех уголков России.

Однако после празднования святой образ возвращается в музейные условия. Такие древние реликвии требуют особых условий содержания, специального микроклимата.

Заведующая отделом древнерусского искусства Третьяковской галереи Н. Шередега говорит о том, что порой старая икона может негативно отреагировать даже на перевешивание на другую стену. Поэтому перед каждым выносом на Крестный ход Донская Богородица внимательно осматривается экспертами, которые решают, может ли образ покинуть музей.

Статьи на Православие.Ru

19 августа / 1 сентября 2017 г. Пятница 13-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Божественная литургия, молебен перед началом учебного года. Хор Сретенской духовной семинарии.

18 / 31 августа 2017 г. Четверг 13-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенской духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:19:19 мин. Размер 66.9 Mb)

18 / 31 августа 2014 г. Неделя 12-я по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:29:35 мин. Размер 107.8 Mb)

С XVII века Донской монастырь становится широко известным местом упокоения самых знаменитых людей современности.

На Куликовом Поле Образ Пречистой был укреплен на древке и как хоругвь победоносно реял над русским воинством во время сражения. После битвы ратники преподнесли князю Димитрию эту икону в дар.

Вопросы, которые ждут ответа

Много вопросов вызывает Донская икона. Большинство исследователей утверждают, что написана она была, всё-таки, после Куликовской битвы. Одни говорят, что, вполне возможно, её заказал Киприан, когда от Москвы отходили войска Тамерлана, и жители столицы смогли вздохнуть спокойно.

Но чаще всего звучит версия о том, что Образ написан по заказу княгини Евдокии в память о своём любимом муже Дмитрии Донском и обо всех храбрых воинах, победивших грозного врага в Куликовском сражении.

Немало вопросов и несоответствий, но одно несомненно: Донская Божья Матерь — любящая и любимая мать, Заступница, Помощница и Покровительница России. И сейчас нам опять очень нужна её помощь!

Празднование Донской иконы Божией Матери в православной церкви совершается 19 августа по старому стилю или 1 сентября по новому стилю. Помолиться перед Чудотворным образом в любой день возможно сегодня в Донском монастыре, куда я вас и приглашаю.

Во время этого моего путешествия по Москве я бронировала жилье недалеко от станции метро Тульская. Это была гостиница «Даниловская», расположенная на территории одноименного монастыря, и более бюджетный вариант отеля «Серпуховской Двор», очень комфортное проживание с приятным обслуживанием. Кроме этого, в Москве легко можно снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель в любом другом удобном месте.

Моя поездка в это удивительное место состоялась 10 января 2018 года. А на карте ниже представлены другие достопримечательности Москвы и Московской области, где мне удалось побывать.

Кто написал икону для коломенской церкви

Время и место написания иконы скрыто во мраке времени. Иконописцы предпочитали оставаться неизвестными зная, что они лишь художественный инструмент в руке Божией. Однако кропотливая работа нынешних искусствоведов позволяет предположить, что образ принадлежит кисти известного иконописца конца 14 в. Феофана Грека.

Феофан Грек. Икона Донской Богоматери

Феофан прибыл на Русь из Византии, чтобы украшать храмы по образцу церквей константинопольских. Время было тревожное: Золотая Орда под предводительством Мамая готовилась наказать князя Дмитрия Иоанновича за отказ платить повышенную дань, а заодно разрушить доселе терпимые ею церкви христианские и обратить народ в иную веру.

Готовясь к решающей битве, войска собрались в Коломне под Москвой, откуда выступили на Дон. С собой они несли икону Божией Матери «Елеуса», что по-гречески означает «Милостивая». Предположительно, она была написана Феофаном Греком незадолго до славных событий, для Успенского храма с. Коломны. Образ был закреплён на высоком древке, на обратной его стороне изображалась сцена Успения Божией Матери.

ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — ПОМОЩЬ В ТРУДНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ЖИЗНИ

Существует множество чудотворных икон Божией Матери, почитаемых Православной Церковью. Традиционно перед разными иконами Богородицы молятся в разных обстоятельствах, разных житейских трудностях. Помните о том, что Божия Матерь одна, однако каждый человек может избрать любимый образ Божией Матери и обращаться с молитвой к Царице Небесной перед ним.

Образ Донской Божией Матери — одна из известных чудотворных икон, не просто помогающей молящимся пред ней, но и сыгравшей большую роль в истории России. Искусствоведы свидетельствуют, что она создана знаменитым на весь мир иконописцем XIV века Феофаном Греком, автором фресок и икон в храмах Керчи, Новгорода, Переславля-Залесского и икон из Благовещенского собора Московского Кремля — того самого, где многие века венчались на царство государи Руси и Российской Империи.

Это интересно: Владимирская икона Божией Матери: изучаем суть

Двусторонняя икона. Рассмотрим поподробнее

На Донской иконе изображена Богородица, прижимающаяся щекой к своему сыну, Христу младенческого возраста. Такое положение матери и сына, Богородицы и Иисуса обозначает здесь наивысшую духовную близость, понимание, доверие между человеком и Господом.

Отличительной чертой этого изображения является то, что ножки младенца до колен открыты и стоят на руке Матери Марии. Икона является двусторонней: на её оборотной стороне представлен сюжет Успения Богородицы.

По древнему преданию, в этот скорбный день все апостолы, даже те, кто находился в других странах, чудесным образом явились в Иерусалим, чтобы проститься и совершить достойное погребение Пречистой Девы Марии.

Храм Донской иконы Божией Матери в Перловке

Храм в честь образа Богородицы находится в Перловке. История его возникновения начинается в 1894 году. О строительстве этого храма обратился дворянин Перлов к Метрополиту Московскому Сергию. Во владении дворянина было большое количество дач, и одну из них (а именно «Перловка»), которая находилась в Московской губернии он захотел отдать во владение православным верянам.

Поэтому он обратился с прошением чтобы на его деньги построили на территории «Перловки» не приходскую одноэтажную церковь в честь Донской Божьей Матери. Такая просьба у него возникла потому, что он хотел, чтобы дачники имели свою церковь, куда бы могли ходить на праздники. В 1896 году строительство церкви было завершено. Спустя год храм освятили.

Храм закрыли в 1980 году. Но когда в нем точно закончились богослужения никто точно не знает. Свое второе существования храм начал с осени 1994 года. Его настоятелем был иерей Анатолий Проскурня. Храм существует и по сегодняшний день. В него можно приехать, преклонится перед иконой и обратится с искренней молитвой к святому образу.

Текст молитвы Донской Богородице:

Господь всегда с Вами!

Лучшая статья для Вас, переходите: О чем просят блаженную Феоктисту Воронежскую

Смотрите видео о Донской иконе Богородицы:

История иконы

Точных данных о том, когда и кем была написана икона, не сохранилось. Во вкладной книге Донского монастыря, составленной в 1692 году, имелась запись, что икона Богоматери была поднесена донскими казаками из Сиротина городка московскому князю Дмитрию Ивановичу в канун Куликовской битвы:

Однако большинство исследователей расценивает это сообщение не более чем как романтическую легенду и считает, что икона написана после Куликовской битвы. Существует несколько версий о том, где первоначально она могла находиться, согласно которым — к примеру, по мнению Олега Ульянова, — она была написана для Успенского собора Симонова монастыря (основанного в 1370 году племянником преподобного Сергия Радонежского — святителем Федором), откуда икона могла быть перенесена в 1567 году в Благовещенский собор Московского Кремля, восстановленный после кремлёвского пожара 21 июня 1547 года. Свои доводы Ульянов подкрепляет «Жалобницей» протопопа Благовещенского собора Сильвестра митрополиту Московскому Макарию, что после пожара «перевод у Троицы имали иконы с чего писати да на Симанове», а также другими примерами. По мнению Валентины Антоновой, Донская икона первоначально находилась в Успенском соборе в Коломне, построенном по указанию князя Дмитрия Ивановича, в котором, предположительно, работал Феофан Грек и его ученики, создавая фресковый ансамбль и иконостас.

Перед Донской иконой 3 июля 1552 года перед казанским походом молился Иван Грозный. Он взял её с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Церковное предание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского хана Казы II Гирея. В 1591 году, когда его войско стояло уже на Воробьёвых горах, с иконой был совершён крестный ход вокруг городских стен, после которого её поместили в полковой церкви. На следующий день — 19 августа — русские войска одержали победу, которую приписали заступничеству Богородицы. В память об этом на месте полковой церкви был основан Донской монастырь (для него сделали список с иконы) и установлено празднование в честь иконы. С этого времени икону стали почитать как защитницу от иноверных и иноплеменных врагов.

В 1598 году Донской иконой патриарх Иов благословил на царство Бориса Годунова. В 1687 году икона была в крымском походе князя Василия Голицына. В конце XVII века икона была перенесена в покои царевны Натальи Алексеевны, а позднее вновь вернулась в Благовещенский собор. Во время захвата Москвы войсками Наполеона икона лишилась драгоценных камней с её оклада.

В 1919 году Донская икона, раскрытая от записей Григорием Чириковым (работа была начата им в 1914 году), поступила в Государственный исторический музей. С 1930 года находится в собрании Третьяковской галереи.

Отличия композиции

На обороте Донская икона Матери Божией имеет еще одно изображение. Это картина успения (кончины) Пресвятой Девы. Считается, что образы принадлежат кисти разных авторов.

Мнения специалистов о том, кто написал икону Донской Богоматери, практически единодушны. Образ выполнен в манере Феофана Грека — учителя Андрея Рублева. В то время он работал над росписью храма в Коломне. Заказ на образ был получен от некой княгини — на память о павших русских воинах.

Образ принадлежит к древнему типу — «Умиление», его характерной чертой является то, что Богоматерь и Младенец нежно касаются друг друга.

  • Правая рука Царицы Небесной поддерживает Христа.
  • На Иисусе одета длинная туника охряного цвета — знак того, что Бог принял человеческую смертную природу. В то же время Он остался Господом.
  • Ноги Христа видны до колен.
  • Левая рука Матери указывает на Спасителя.

В жестах заключено основное значение Донской иконы. Движения рук символизируют движения духа. Богородица стремится ко Христу, как каждый человек — к Богу. Он же выказывает свою любовь, в лице Матери принимая весь мир.

Божия Матерь в традиционном одеянии — длинном покрывале, которое скрывает волосы, плечи и руки. Такие одежды носили замужние женщины. Также это знак священства Божией Матери. Женщины-мученицы иногда изображаются на иконах в облачении священников, хотя в земной Православной Церкви такого не бывает. Это показывает высокую степень духовности, верности Христу, самосовершенствования.

Сила акафиста Донской иконе Божией Матери

Хвалебную оду чаще всего исполняют в самые тяжелые моменты. Благодаря священной песне душа наполняется радостью и спокойствием. Акафист, исполняемый перед Донской иконой Богородицы, способен исцелить как телесные, так и духовные недуги.

Обращаясь к Пречистой Деве Марии, верующие просят:

  • направить на праведный путь детей;
  • поддержать стариков;
  • защитить во время дальней дороги;
  • даровать терпения во время скорбных дней;
  • примирить враждующие стороны.

Богородица, изображенная на Донской иконе, считается покровительницей воинов. Поэтому к чтению акафиста чаще всего прибегают во время вооруженных столкновений.

Молитва к Пресвятой Богородице защищает от вражеского нашествия и помогает сохранить мир в государстве.

Сила хвалебной оды во многом зависит от веры молящегося. Регулярное чтение акафиста избавляет от сомнений, придает уверенности, укрепляет веру.

О чем просят перед образом

Икона «Донская» с изображенной на ней Богородицей и святейшим Младенцем считается чудотворной. Ее освятил сам Всевышний. Христиане верят, что, помолившись перед святыней, искренне раскаявшись в грехах, люди могут попросить Пренепорочную Деву о милости. Ведь Богоматерь может упросить своего Сына не карать строго грешников, смилостивиться над ними и даровать им спасение. Перед иконой молятся, когда наступают тяжелые времена. Святейший образ помогает защитить страну от нападения врагов, одержать победу над неприятелем. Молитва к Богоматери обращает в бегство врагов, сохраняет жизнь воинам.

К Пренепорочной Деве обращаются за благословением перед началом нового дела. Богоматерь просят защитить людей во время путешествия. Верующие молятся, чтобы Божья Матерь избавила их души от греха, направила на путь праведный детей, поддержала стариков в старости. Богородицу просят помочь излечиться от болезней, смягчить злое сердце, даровать всем мир, покой и любовь. К ней обращаются, когда хотят примирить враждующих или оправдать оклеветанных. Верующие просят, чтобы Богоматерь прикрыла их своим покровом, защитив от огня, меча, злого умысла.

Донская и её списки

Случилось так, что исторически наиболее почитаемые списки Донской иконы находятся сегодня в Третьяковской галерее. С 1930 года там хранится образ, написанный Феофаном Греком. (Раз в год именно его в приносят из музея в Донской монастырь). Туда же со временем попал список, выполненный для Малого собора Донского монастыря Симоном Ушаковым.

Несколько списков Донской иконы есть сегодня в самом монастыре, и каждый из них имеет свою историю.

Наиболее древний из монастырских образов помещен в иконостас Большого собора. (К сожалению, в дни принесения иконы из Третьяковской галереи отчасти закрывают, выставляя вплотную к иконостасу специальный киот). Считается, что именно эта икона была написана в XVI столетии для единственного тогда монастырского собора – ныне именуемого Малым.

Когда через сто лет в монастыре был построен новый Большой собор, икону перенесли туда. Однако для формата здешнего большого иконостаса она была маловата, и тогда иконную доску «надставили» рамой с сюжетом «корень Иессеев».

В XIX столетии икону вместе с рамой закрыли серебряной ризой, которую сняли только сейчас, в процессе реставрации. Так что в нынешнем году икона предстала в совершенно новом виде и во всём, доселе недоступном внешнему взгляду, богатстве красок.

Что же до Малого собора обители, то он, увы, очень сильно пострадал в годы, когда в монастыре был антирелигиозный музей, так что даже бывший здесь иконостас не сохранился.

Тот, что мы видим сейчас, некогда находился в храме святого Харитонья Исповедника в Огородной слободе (снесённого в 1935 году) и был выделен для собора патриархией при возобновлении богослужений в 1948 году. Помещённый сюда Донской образ считается копией иконы Феофана Грека, выполненной в XX веке.

Сегодня в Малом соборе есть и ещё один Донской образ. Слева от входа в алтарную часть, под сенью находится образ XVIII столетия. Дары молящихся, которые видны на его ризе, свидетельствуют: образ считается чудотворным.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии пресс-службу Донского монастыря

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector