Что такое канон в православии и как его правильно читать: поясняем все нюансы
Содержание:
- Церковные каноны где-то зафиксированы? Есть ли какие-то сборники, в которых они классифицированы и представлены?
- В детстве родители меня не покрестили (время было другое), после замужества по настоянию мужа я крестилась в православном храме, крестная мать у нас с мужем одна и та же женщина — его тетя. Мы не должны были так поступать?
- Сравнение
- Общие сведения о понятиях
- Иконописный канон
- А разве в Евангелии Христос говорил что-либо о необходимости следовать каким-то правилам?
- О Первом Вселенском соборе
- Что такое каноны и акафисты?
- Можно ли получить спасение и жизнь вечную, если не выполнять канонические правила?
- Отличительные черты
- Что означает фраза «келейно молиться»? Это значит молиться дома? Почему молиться — это тяжкий труд? Разве есть какие-то сложности?
- «Седален» означает, что разрешается сидеть на богослужении
- Можно ли получить спасение и жизнь вечную, если не выполнять канонические правила?
- А нужно ли мирянину знать нормы церковного права?
- ***
- Канон в искусстве
- Евхаристический канон
Церковные каноны где-то зафиксированы? Есть ли какие-то сборники, в которых они классифицированы и представлены?
Конечно. Кодифицировать свое право Церковь начала уже в конце IV века. Именно в эту эпоху после окончания гонений на христиан появляется огромное количество канонов, которое необходимо было как-то систематизировать и упорядочить. Так появились первые канонические сборники. Одни из них были организованы хронологически, другие — тематически, по предметам правового регулирования. В VI веке появились оригинальные сборники смешанного содержания, так называемые «номоканоны» (от греческих слов «номос» — императорский закон, «канон» — церковное правило). В него вошли и каноны, принятые Церковью, и законы императоров, касающиеся Церкви.
Существуют еще и так называемые апостольские правила. К самим ученикам Христа они прямого отношения не имеют и такое название, скорее всего, получили из-за их особой значимости и авторитетности. Возникли эти каноны на территории Сирии в IV веке.
Самый известный сборник древних канонов называется «Книга правил». В нее вошли и «апостольские» правила, и каноны, принятые на Вселенских Соборах, и каноны некоторых Поместных Соборов, и авторитетные мнения святых отцов по различным проблемам церковной жизни.
В детстве родители меня не покрестили (время было другое), после замужества по настоянию мужа я крестилась в православном храме, крестная мать у нас с мужем одна и та же женщина — его тетя. Мы не должны были так поступать?
В Церкви духовное родство, которое появляется в момент крещения, чтится превыше родства по плоти, поэтому вас с мужем можно назвать братом и сестрой
Но есть и некоторые тонкости, которые не позволяют этого сделать и на которые стоит обратить внимание: во-первых восприемники (крестные родители) нужны только в случае, когда крестится ребенок, который не может сам засвидетельствовать свою веру и отречься от дьявола. Думаю, что это не Ваш случай, так что строго говоря крестная мать Вам была не нужна, а если Символ веры вы читали самостоятельно, то она фактически ей и не является
Во-вторых — еще в начале 19 века Священный Синод, ссылаясь на правила 680 года говорил о том, что при крещении мальчика нужен только крестный отец, а при крещении девочки — только крестная мать. Таким образом, предлагалось при наличии крестного отца вообще считать звание крестной матери для мальчика лишь почетным званием, за которым по сути не стоит духовного родства. Однако, приведенные мной доводы — лишь несколько фактов и моё личное мнение. Если вы хотите точного ответа, то Вам лучше обратиться к епархиальному архиерею. Вопрос о духовном родстве, — один из самых трудных и запутанных вопросов церковного права, и подобные вопросы решаются в каждой епархии по-разному. В любом случае, я не думаю, что Вам предложат разводиться, а «сменить» крестных родителей уже невозможно. Что сделано — то сделано.
Сравнение
Каноны и акафисты составлены по определенному правилу. Канон состоит из девяти песен, начинающихся ирмосом и заканчивающихся катавасией. Как правило, в каноне только 8 песен. Вторая поется лишь в Покаянном каноне Андрея Критского. В первую неделю Великого Поста и в некоторые дни Пятидесятницы читаются более короткие каноны из двух, трех или четырех песен. Песни состоят из 4-6, а иногда и больше, тропарей. Перед ними исполняются соответствующие запевы (припевы). Акафист состоит из 25 строф, чередующихся между собой кондаков и икосов. Кондаки более краткие, икосы – пространные. Они объединены в пары. Все строфы читаются по одному разу. Запевов перед ними нет. Кондак 13-й, который является молитвенным обращением ко святому, не имеет в паре икоса и читается трижды. После него еще раз прочитывается 1-й икос и 1-й кондак.
Каноны составлены святыми отцами. В истории церкви были случаи, когда акафисты писали обычные миряне. Одобренные высшим духовенством, эти произведения получили распространение в богослужебной практике.
После прочтения третьей и шестой песни канона священник произносит малую ектению. Вслед за этим поются или читаются седальны, икос и кондак. На каноне утрени после прочтения восьмой песни, за редким исключением, поется песнь Пресвятой Богородице. Одновременно может прочитываться несколько канонов. Строфы акафиста не разделяются ектениями. Одновременно может прочитываться только один акафист.
Каноны читаются на каждой утрени, повечерии и полунощнице. Это определено Уставом Церкви. Каноны исполняются также на молебнах. Благословляется читать их и в домашней обстановке. Акафисты не включены в суточный богослужебный круг. По Уставу только в пятницу на пятой неделе Великого Поста на утрени полагается читать Акафист Похвале Богородицы. Читаются акафисты на молебнах, а также дома. Каноны дня Уставом четко определены. Акафист, который он желает заказать, человек выбирает сам.
В былые времена каноны полностью пелись. Теперь, как правило, тропари прочитываются. Ирмос поется на мелодию, соответствующую гласу текущей недели. Гласов всего восемь, они чередуются. Акафисты гласу не подчинены.
Каноны исполняются на протяжении всего года. Акафисты не принято читать во время Великого Поста, за исключением воскресных дней, хоть к этому и не существует канонического запрета. Однако радостно-торжественный характер произведения мало соответствует тихому и спокойному настрою великопостных будней.
Каждая песня канона связана с каким-то библейским событием. Прямо об этом в тексте может быть и не указано, но косвенно присутствие той или иной темы обязательно ощущается. Акафист, в отличие от канона, более прост для восприятия. Его лексика русифицирована, синтаксис прост, а текст дискретен. Акафист легок, это то, что исходит из сердца, лучшее, что обычный человек хочет сказать Богу.
Общие сведения о понятиях
Православные христиане, обращаясь к Богу, Пресвятой Богородице и святым угодникам, читают молитвы. С самого зарождения христианской веры святыми отцами писали каноны, которые были пропитаны особым богословствованием и проникновенностью. Сложный церковный язык, которым писались многострофные произведения, не всегда был понятным и легким в восприятии для обычного, невоцерковленного человека.
Однако согласно церковному писанию, в котором сказано, что «всякое дыхание хвалит Господа», церковные служители разрешили мирянам читать «народные молитвы». В XVI столетии в православном христианстве начали появляться «народные молитвы», именуемые акафистами.
Акафист – это благодарственная ода, хвалебное песнопение, исполняемое верующими христианами в честь Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых великомучеников и архангелов. В дословном переводе с греческого языка «акафист» означает «неседальная песнь», поэтому данная молитва произносится стоя.
Прихожане, присутствующие в церкви во время проведения службы и знающие наизусть текст акафиста, могут принимать участие в хвалебно-благодарственном песнопении. Особенность «народной молитвы» заключается в том, что ее можно читать не только в храме во время богослужения, но и дома.
Акафист состоит из 25 песен, отличающихся проникновением, глубоким смыслом и легким стилем написания: 13 кондаков и 12 икосов. Каждый кондак заканчивается восклицанием «Аллилуиа», что в переводе с еврейского языка означает «хвалите Бога», а икос – «Радуйся».
Канон – это особый жанр церковной гимнографии, представляющий собой сложное многострочное произведение. Написанные священнослужителями молитвы, прославляющие церковные праздники и святых, входят в состав утрени, повечерия и полунощницы. Ветхозаветные события отражаются в новозаветных.
Сложное многострофное произведение состоит из песен, каждая из которых, в свою очередь, делится на ирмос и несколько тропарей. Зачастую количество тропарей варьируется от 2 до 6, но бывают и такие церковные многострофные песни, где количество тропарей достигает 30. Ирмос выступает связующим смысловым элементом между основной темой канона и содержанием библейской истории.
Иконописный канон
Что означает канон иконописи? Он подразумевает все утверждённые Церковью правила и приёмы написания икон. Такие нормы не следует считать жесткими рамками, которые ограничивают возможности иконописца. Следование этим правилам вовсе не исключает оригинальности и творческой свободы. Каноны являются духовным стержнем иконы, включающем не только эстетические, но и богословские аспекты. Каноны помогают иконописи свидетельствовать об Истине и не превращаться в обычное рисование.
Последствия пренебрежения иконописными канонами наглядно выражает католическая живопись. Эстетическая составляющая в ней заметно преобладает над духовной. Образы здесь по-мирскому привлекательны, а роскошные интерьеры и пейзажи слишком детализированы. Игнорирование канонов привело к утрате западным религиозным искусством своего священного характера. Православная же икона своим богословием более подобна книге, чем картине.
Православная иконопись основана на Византийском иконописном каноне Седьмого Вселенского Собора 787 года. На нём, например, было установлено, что иконописные образы должны выражать не земную, а духовную, божественную суть. Так, святые, как правило, изображаются в анфас, в статическом положении, слегка вытянутыми, словно устремлёнными в небеса, то есть к Богу. Также в иконописи широко распространён приём обратной перспективы. Предметы и образы на переднем плане изображаются более мелкими, чем на заднем плане. Значимость образа подчёркивается его размерами. Всё это выражает главенство духовного мира над материальным, физическим.
А разве в Евангелии Христос говорил что-либо о необходимости следовать каким-то правилам?
Конечно, говорил. Некоторые нормы христианской жизни Господь задает прямо в Евангелии. Например, есть каноны, которые регулируют таинство Крещения. И в Евангелии Христос первым эту норму устанавливает: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28:19–20).
Тут мы находим формулу крещения — «во имя Отца и Сына и Святого Духа», — которая произносится сегодня священником во время совершения таинства. Кроме того, сказано, что сначала нужно научить, а уже затем крестить. И вот отсюда, например, берет начало практика так называемых огласительных бесед перед крещением, когда священник или катехизатор должен подробно объяснить желающему войти в Церковь человеку основы христианской веры и благочестия.
Кроме этого, Господь Иисус Христос установил единобрачие, как норму (Мф 19:4–9). На основе именно Его слов Церковь развила свое учение о таинстве Брака. Однако она несколько смягчила «строгость» Евангелия, где, как известно, сказано: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Мф 19:9). Церковь, снисходя к людской немощи и понимая, что не все смогут понести бремя одиночества, позволяет при определенных обстоятельствах вступать во второй и даже в третий брак.
Однако существуют и другие каноны, не взятые напрямую из Нового Завета. Церковь, водимая Святым Духом, выступает как продолжательница Законодателя Христа, расширяя, уточняя и поновляя свои правовые нормы. При этом, повторюсь, сама эта детализация и в целом вся законотворческая деятельность Церкви опирается на принципы, данные Спасителем в Евангелии.
О Первом Вселенском соборе
Зонара. Святый и вселенский первый собор
был в царствование Константина Великого, когда в Никее
Вифинской собрались триста осмьнадцать Святых Отцев
против Ария, бывшего пресвитера Александрийской церкви,
который произносил хулу против Сына Божия, Господа
нашего Исуса Христа и говорил, что Он не единосущен Богу
и Отцу, а есть тварь, — и что было (время), когда Его не
было. Сего Ария святый собор подверг извержению и предал
анафеме, вместе с единомышленниками его, и утвердил
догмат, что Сын единосущен Отцу и есть Бог истинный и
Владыка, и Господь, и Творец всего сотворенного, а не
тварь и не создание. Первым называется сей Никейский
собор в числе вселенских. Хотя и прежде его были
различные соборы поместные, но поелику он есть первый из
вселенских; то и поставлен прежде прочих, бывших ранее
его, то есть Антиохийского против Павла Самосатского,
собравшегося при императоре Аврелиане, анкирского, на
котором было исследование об отвергшихся веры во времена
гонений и после покаявшихся, — как должно принимать их,
и Неокесарийского, на котором постановлены правила о
церковном благоустроении.
Вальсамон. Сей святый и первый
вселенский собор был в царствование Константина Великого
(в десятый год его царствования), когда в Никее
Вифинской собрались триста осмьнадцать Святых Отцев
против Ария, бывшего пресвитера Александрийской церкви,
который произносил хулу против Сына Божия, Господа
нашего Исуса Христа и говорил, Что Он не единосущен Богу
и Отцу, а есть тварь, и что было (время), когда Его не
было. Сего Ария святый собор подверг извержению и предал
анафеме, вместе с единомышленниками его, и утвердил
догмат, что Сын единосущен Отцу и есть Бог истинный и
Владыка, и Господь, и Творец всего сотворенного, а не
тварь и не создание. Первым называется сей Никейский
собор в числе вселенских. Хотя и прежде его были
различные соборы поместные, но поелику он есть первый из
вселенских; то и поставлен прежде прочих, бывших ранее
его, то есть Антиохийского против Павла Самосатского,
собравшегося при императоре Аврелиане, анкирского и
Неокесарийского.
Славянская кормчая. Святый Вселенский
иже в Никее первый собор, бысть в царство
Константина великого, собиравшихся трех сот отец, на
злочестивого Ария, хулившего Сына Божия Господа нашего
Исуса Христа, его же прокляша святии отцы. И правила
изложиша учиненная зде. Первого Собора правил двадесять.
Что такое каноны и акафисты?
В богослужебной православной традиции существует несколько видов особых молитвенных последований. К ним относятся более традиционные каноны, а также получившие большее распространение в Русской Церкви в 19-20 веках — акафисты.
Канон — церковный гимн, посвященный прославлению Господа нашего Иисуса Христа, Святой Троицы, Пресвятой Богородицы, какого-либо праздника или святого. В храмовом богослужении каноны входят в состав утрени, повечерия, полунощницы и других служб.
Канон составлен из песен, каждая из которых, в свою очередь, состоит из ирмосаИрмо́с — первая строфа в каждой песне канона, в которой прославляются священные события или лица. Ирмос служит мелодико-метрическим образцом для последующих тропарей данной песни. Тексты ирмосов в основном — парафразы Священного Писания. На богослужении ирмосы поются хором соответственно недельному гласу и нескольких тропарейТропа́рь – краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой (святые). Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его. Тропарь святому, раскрывает особенности подвига святого, прославляет его житие и святость (обычно от двух до шести, но есть особыеНапример Великий покаянный канон преп. Андрея Критского, читаемый во дни Великого поста каноны, где их может быть до 30). Темой каждой песни являются библейские песни, которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста.
В каноне может быть 2, 3, 4, 8 и 9 песен. Трех- и четырех-песенные каноны обычно читаются на богослужениях Великого поста и Пятидесятницы. Девяти-песенный всего один — Великий канон св. Андрея Критского. Двух-песенный — тоже единственный, читаемый в Великий Вторник. Обычно же каноны восьми-песенные. На самом деле это девяти-песенные каноны, в которых пропущена вторая песнь.
Ирмос связывает по смыслу библейскую песнь и тропари, раскрывающие основную тему канона. Перед девятой песнью канона на богослужении утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа…» и припев, прославляющий Богородицу, — «Честнейшую Херувим…». В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения.
В традиции богослужений Русской Церкви ирмосы обычно поются, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется полностью. В византийской традиции каноны пелись полностью.
Первые каноны были написаны свв. Андреем Критским и Иоанном Дамаскиным в VII в.
Акафист — форма церковной поэзии, близкая к древним кондакамКонда́к — жанр церковной византийской гимнографии в форме стихотворной повествовательной проповеди, посвященной тому или иному церковному празднику — особое хвалебное песнопение в честь Спасителя, Божией Матери или святых.
Акафист состоит из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: одного основного кондака с определенным окончанием или припевом и 12 кондаковЗдесь: краткая хвалебная песнь, чередующихся с 12 икосамиИкос — пространная песнь. Икосы заканчиваются восклицанием “Радуйся”, а кондаки – “Аллилуйя” (на еврейском – “хвалите Бога”).
При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки — припевом «Аллилуия».
Это интересно: Что такое целомудрие и что оно значит в православии
Можно ли получить спасение и жизнь вечную, если не выполнять канонические правила?
Фото: Elitsy.ru Каждый из людей имеет массу слабостей – лень, эгоизм, множество непреодоленных страстей. Поэтому для каждого крещенного человека нужен определенный вектор, который на пути к главной цели – спасению — будет определять наиболее короткий путь. Таким вектором благочестивой жизни и служат церковные каноны.
Например, домашняя молитва может быть у каждого в своем порядке, лишь бы она достигала цели – помолиться, то есть поговорить с Богом и получить адекватный отзыв, обрести душевный покой. Пусть это произойдет при незажженной лампаде, сидя в кресле после тяжелого трудового дня. Но этот результат будет лучше, чем у того, кто прочитал все вечернее правило, стоя перед иконами с зажженной свечой, но мыслями блуждая далеко от Бога. То есть тот, и другой в чем-то нарушили каноны, но пользу от этого получил только один из них.
Но когда эти же люди приходят в Храм, то здесь уже невозможно учесть все взгляды, интересы и предпочтения. И здесь, в обществе, нужно всю массу индивидуальностей привести к какому-то стройному единообразию. Здесь уже без канонов не обойтись и их исполнение необходимо.
Таким образом, общеобязательные каноны становятся необходимы там, где есть общество, где нужно четко прописать права и обязанности каждого, чтобы избежать беспорядка, хаоса и привести все в единообразный вид.
И этот вид Единой Святой Соборной Апостольской Церкви неизменен со времен ее основания. Его и призваны сохранить каноны в том виде, в каком создал ее Иисус Христос, чтобы не утратить Божественной сути.
Церковь тождественна сама себе, и это сохраняется через все прошедшие века.
Отличительные черты
Многие невоцерковленные христиане интересуются, чем отличается канон от акафиста. К основным отличительным характеристикам вышеописанных жанров церковной гимнографии относят:
- Акафист как особое церковное произведение отличается более легким слогом и мелодичным произношением. «Народная песнь» не только легко читается прихожанами, но и хорошо воспринимается на слух.
- Каноны исполняются в храмах практически ежедневно, в то время как ритуал хвалебно-благодарственного песнопения, обращенного к Пресвятой Богородице, исполняется священнослужителями всего лишь один раз в год. Православные христиане, почитающие и верующие в Бога, Божию Матерь и святых великомучеников, читают акафисты во время утренней молитвы.
- При прочтении канонов необходимо соблюдать регламентированные церковным уставом правила, что считается необязательным во время исполнения народного песнопения. Существует определенный круг недельных богослужений, согласно которому подбираются произведения гимнографии. Но читая молитву в домашних условиях, верующий человек может выбрать хвалебно-благодарственную оду на свое усмотрение.
- «Народная молитва» начинается из проимии (вступительной строфы), а многострофный текст имеет простое начало.
- В канонах описания ветхозаветных событий экспроприируются на новозаветные действия. Что касается текстов хвалебных песен, в молитвах воспеваются новозаветные и более поздние церковные мероприятия.
- Каждый икос «народной молитвы» заканчивается возгласом «Радуйся», что нехарактерно для церковного многострофного произведения.
- В каноне по окончании третьей и шестой песен зачитывается малая ектения. Кондаки и икосы читаются один за другим, без каких-либо отступлений.
- Некоторые священнослужители не признают акафисты, считая хвалебно-благодарственные оды обычным народным творчеством, которому не место в церкви. Данное утверждение не относится к Акафисту Пресвятой Богородице. Остальные хвалебно-благодарственные песнопения исполняются преимущественно в домашних условиях.
Обращаться к Богу, Богородице, святым угодникам и архангелам нужно искренне и открыто. Поэтому во время прочтения молитвы рекомендуется отложить все мирские дела и заботы.
Что означает фраза «келейно молиться»? Это значит молиться дома? Почему молиться — это тяжкий труд? Разве есть какие-то сложности?
Молиться келейно — фраза, пришедшая к нам из монастырского обихода. Там она означает, что монах будет молиться у себя в келье. Применительно к нам это действительно означает, что мы будем молиться дома. Почему молитва — тяжкий труд? Думаю, вы сами сможете легко ответить на этот вопрос. Просто попробуйте две минуты повторять Иисусову молитву («Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня грешного») вдумчиво, сосредоточенно, действительно от сердца обращаясь к Богу с этой просьбой. Даже за две минуты вы поймёте, что крайне сложно добиться, чтобы разум не начинал витать в облаках и не переключался на мысли о житейских нуждах. Сегодня рядовой христианин каждый день келейно читает утренние и вечерние молитвы. Это занимает примерно 10 минут. Но приучить себя как минимум сосредоточенно молиться каждый день эти 10 минут — действительно тяжкий труд, отнимающий очень много сил.
«Седален» означает, что разрешается сидеть на богослужении
По канону: вначале каждой песни идет определенный ирмос. Всего их восемь, пропускается номер два. После идет припев, на протяжении всего канона: «Святый великий Иоанне Предтече Господень, моли Бога о нас».
Страница из канона Иоанну Крестителю. Фото: zyorna.ru
Далее идет сокращенно «Слава… и Ныне…». Между третьим и четвертым ирмосом можно встречается «Седален». Что оно означает? Седален — означает, что во время данного песнопения можно сидеть. Во время других молитв нужно стоять.
Между шестым и седьмым ирмосом — кондак и икос. У каждого канона свой глас. В данном каноне мы видим глас 2. Как правильно их исполнять знает регент на клиросе. Клирос — это то место, где располагаются певчие в храме.
Можно ли получить спасение и жизнь вечную, если не выполнять канонические правила?
Фото: Elitsy.ru Каждый из людей имеет массу слабостей – лень, эгоизм, множество непреодоленных страстей. Поэтому для каждого крещенного человека нужен определенный вектор, который на пути к главной цели – спасению — будет определять наиболее короткий путь. Таким вектором благочестивой жизни и служат церковные каноны.
Например, домашняя молитва может быть у каждого в своем порядке, лишь бы она достигала цели – помолиться, то есть поговорить с Богом и получить адекватный отзыв, обрести душевный покой. Пусть это произойдет при незажженной лампаде, сидя в кресле после тяжелого трудового дня. Но этот результат будет лучше, чем у того, кто прочитал все вечернее правило, стоя перед иконами с зажженной свечой, но мыслями блуждая далеко от Бога. То есть тот, и другой в чем-то нарушили каноны, но пользу от этого получил только один из них.
Но когда эти же люди приходят в Храм, то здесь уже невозможно учесть все взгляды, интересы и предпочтения. И здесь, в обществе, нужно всю массу индивидуальностей привести к какому-то стройному единообразию. Здесь уже без канонов не обойтись и их исполнение необходимо.
Таким образом, общеобязательные каноны становятся необходимы там, где есть общество, где нужно четко прописать права и обязанности каждого, чтобы избежать беспорядка, хаоса и привести все в единообразный вид.
И этот вид Единой Святой Соборной Апостольской Церкви неизменен со времен ее основания. Его и призваны сохранить каноны в том виде, в каком создал ее Иисус Христос, чтобы не утратить Божественной сути.
Церковь тождественна сама себе, и это сохраняется через все прошедшие века.
А нужно ли мирянину знать нормы церковного права?
Я считаю, что нужно. Знание канонов помогает понять, какие у него есть права и обязанности. Кроме того, церковные каноны еще и очень полезны в обычной жизни.
Например, жизнь новорожденного малыша висит на волоске и его надо срочно крестить. Может ли это сделать сама мама в роддоме, и если может (и в самом деле это так), как ей это сделать правильно, чтобы таинство Крещения в самом деле совершилось? Или вас пригласили стать крестным. Что с канонической точки зрения это означает, какие обязанности у вас появляются? Множество сложных вопросов связано с таинством Брака. Например, можно ли с канонической точки зрения венчаться с инославным или иноверным?
***
Зонара. Чтобы не преклонять колена в
воскресный день и во дни пятидесятницы, — это
установлено и другими священными Отцами, и Василием
Великим, который присовокупляет и причины, по коим
запрещено преклонять колена в сказанные дни и заповедано
молиться стоя, и кои суть следующие: совоскресение наше
со Христом и истекающий из сего наш долг искать вышних,
и то что воскресный день есть образ ожидаемого века, ибо
он есть един день и осьмый день, как и в миробытии у
Моисея он назван единым, а не первым днем, так как
прообразует оный, действительно единый и истинный осьмый
невечерний день, нескончаемый оный век грядущий.
Посему-то церковь, руководствуя своих чад, для
напоминания им об оном дне и для преуготовления к нему,
постановила молиться стоя, дабы взирая на высшее
воздаяние, непрестанно имели оное в уме (Твор. Св. Вас.
Вел. т. 3, стр. 334-335). Поелику же установление не
преклонять колена в сказанные дни – не везде было
соблюдаемо, то настоящее правило узаконяет, чтобы оно
соблюдаемо было всеми.
Аристен. В воскресные дни и во дни
пятидесятницы не должно преклонять колена, но молиться
людям в прямом положении. Не должно преклонять колена в
воскресные дни и во дни пятидесятницы, но стоя возносить
молитвы Богу.
Вальсамон. Апостольское 64-е правило
постящегося в какой-либо воскресный день или в
какую-либо субботу, кроме единой и единственной субботы,
то есть великой, клирика повелевает извергать, а
мирянина отлучать. Настоящее же правило определяет
каждый воскресный день и все дни пятидесятницы
праздновать и молиться стоя всем, как воскресшим вместе
со Христом и ищущим горней обители. Спрашиваю: из
сказанного Апостольского правила, определяющего не
поститься ни в какую субботу, ни в какой воскресный
день, и из настоящего правила, определяющего не
преклонять колена в воскресный день и во всю
пятидесятницу, не открывается ли и того, что не должно
нам и поститься во всю пятидесятницу, но разрешать во
все дни седмицы, как и в день воскресный? И некоторые
говорили, что поелику вся пятидесятница почитается как
один день Господень, то и должно нам поэтому
праздновать, и не поститься, и не преклонять колен. А я
думаю, что правила имеют силу в отношении к тому, о чем
постановлены.
Славянская кормчая. Во вся недели, и во
вся дни пятидесятные, недостойно преклоняти колена: но
прости стояще вси человецы да молятся.
Толкование. Еже не преклоняти колена во
всякия недели, и во дни святыя пятидесятницы; се же
есть, от воскресения Христова, до сшествия Святого
Духа, и иными священными отцы повелено бысть, и великим
Василием: иже и словеса предлагает, ими же отречено
есть преклоняти колена в реченных днех; сиречь, во
всякия недели, и пятидесятные дни: стоящим же молится
повелевает, еже есть, яко воскресохом со Христом, и
вышних искати должни есмы. И еще же к тому, яко
хоящего века образ есть воскресения день, сиречь, святая
неделя; той бо есть день един, и осмыи. Якоже и
Моисеом в бытейских книгах, един, а не первый именован
бысть: рече бо, и бысть вечер, и бысть утро, день
един: и един в правду и истину, осморицы по образу, а
невечернии день, бесконечного оного века хотящего быти.
Тем же устраяющи церкви своя пищники, дне оного
помяну, и к тому проуговатися, и стоящим молитися повеле:
да на вышнее пребывание взирающе, непрестанно то в
помышлении имамы, се убо есть, еже не преклоняти колен
в нареченных днех, еже бе не везде соблюдаемо, се
правило хранити всем и блюсти законно всем повелевает.
Канон в искусстве
Каждая эпоха диктовала свои условия для эволюции искусства. Так же, как и формировала его каноны. Появление норм и правил в искусстве связывают с возникновением первых цивилизаций.
Так, в скульптуре Древнего Египта использовался модульный принцип – канон пропорций тела человека
А архитекторы Древней Греции первыми обратили внимание на гармоничность расположения воспринимаемых двумя глазами объектов и вывели «правило золотого сечения», ставшее одним из первых канонов красоты
В эпоху «Темного Средневековья» каноны в сфере искусства формировались исключительно в религиозных рамках. К примеру, художнику отводилась чаще лишь техническая функция, в то время как «изобретение» культовых образов было задачей церкви. И лишь к началу «Светского Возрождения» канон в искусстве устанавливает правила построения идеальных пропорций человеческого тела.
В XVI в. появляется особая музыкальная форма – канон, – которая предполагает использование канонической имитации. Термин «художественный канон» появляется только спустя три столетия, в самый разгар эпохи Просвещения.
И тем более удивительно, что уже через несколько десятков лет, во времена расцвета постмодерна, художники разрушают все ранее предписанные стандарты, устанавливая доминирование смысла над формой.
Евхаристический канон
Его ещё называют анафорой. Что значит канон Евхаристии? Это ряд молитвословий, которые вместе образуют центральную, кульминационную часть Литургии. Во время чтения этих молитв происходит преложение Святых Даров. То есть превращение освящённых хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Святые Дары ещё называют Причастием, поскольку верующие вкушают их на Литургии и таким образом соединяются со Христом. Это Таинство установил Спаситель на Тайной Вечере с апостолами:
Евхаристический канон практически не менял своего содержания с первых веков христианства. Его молитвословия включают благодарения (евхаризмы) и прославление Спасителя, упоминания Тайной Вечери, искупительной смерти Христа (анамнеза), Его Воскресения и Вознесения. Священником совершается призвание Святого Духа (эпиклеза), который совершает чудо преложения и освящает молящихся. Также прославляются святые и Божья Матерь, поминаются живые и усопшие православные христиане, читается молитва Господня («Отче наш»).