Дьякон
Содержание:
- Современная положение на приходах
- История епитрахили
- Требования к клирику
- Развитие института иподиаконства в истории церкви
- Низший церковный сан
- Развитие института иподиаконства в истории церкви
- Смысл и значение Таинства Священства
- Дьяконское служение в эпоху раннего христианства
- Чин диакона введен впервые в иудаизме во времена Второго храма
- В протестантизме диаконы составляют совет церкви
- Во времена позднего христианства обязанности диаконов стали многочисленными и разнообразными
- Требования
- В протестантизме диаконы составляют совет церкви
- Чин диакона введен впервые в иудаизме во времена Второго храма
- Обязанности
- Какой диакон нужен здоровой церкви
Современная положение на приходах
В основном, диаконы сослужат епископам и священникам при совершении тех или иных богослужений. Это и делает их одним из самых уязвимых лиц в РПЦ. Ведь, как выше уже было сказано, иерей может служить и без диакона, что делает последнего в определённом смысле лишним, но, однако, нуждающемся в содержании от прихода. Поэтому довольно часто, особенно в бедных храмах, диаконов дискриминируют, обижают, всячески лишая тех или иных имущественных «булочек».
Кроме того, диакон, в отличие от священника, не может самостоятельно совершать требы, которые зачастую и являются основной статьей дохода священнослужителя. Поэтому в диаконских семьях возникают серьезные проблемы, в первую очередь, материального плана.
Этому также способствуют басни, имеющие широкое хождение в миру, о «необычайно высоких доходах священнослужителей». А фактически многие диаконы, чтобы как-то выжить, вынуждены по совместительству работать на каких-то мирских предприятиях.
И вот юная девочка выходит замуж за семинариста, ожидая, что когда он примет сан, то будет зарабатывать кучу денег. Но… столкновение с реальностью очень быстро ее отрезвляет, а иногда (особенно у неустойчивых дамочек) даже более или менее форсировано стимулирует ее на развод!
К этому же иногда приводит и другая проблема нашего общества. Имеется в виду его развращенность, пропаганда разнообразных извращений и т.п. А ведь от членов семей священнослужителей требуется не только избегать всех этих гадостей, но еще также иметь дополнительное воздержание даже в естественных и законных супружеских отношениях. Так, по крайней мере, три ночи следует воздерживаться от них перед совершениям литургии.
И если сам диакон, как человек в какой-то степени подготовленный к сему, скрепя сердце, может выдержать такое воздержание, то его молоденькая жена – не всегда. Во всяком случае, такой пример. На том приходе, где я служу последние десять лет, сменилось семь диаконов. И трое из них ушли по причине развода со своими матушками, которые эти матушки от них потребовали. И насколько я могу судить, потребовали по вышеперечисленным причинам материального и сексуального плана.
Поэтому и выходит та нынешняя статистика, утверждающая, что двадцать процентов браков священнослужителей оканчиваются разводами. Понятно, что подавляющая часть этих 20 процентов падает именно на диаконские семьи. Так что, хотя их по-церковному глав сих семей именуют «отец диакон», но эти отцы в Церкви достаточно сильно умалены. И это очень серьезная проблема РПЦ! Особенно учитывая, что требования к сей низшей степени священства предъявляются достаточно высокие.
История епитрахили
Епитрахиль (греч.— то, что вокруг шеи) является принадлежностью богослужебного облачения православного священника и епископа. Начиная с 15 века при посвящении диакона в сан священника архиерей огибал его шею диаконским орарем таким образом, что оба его конца равномерно спускались спереди до подола, и при этом соединялись один с другим, получалась епитрахиль – элемент облачения православных священников и епископов. Начиная примерно с 16 — 17 веков, епитрахили, как элемент облачения православного священника, стали делать не из диаконских орарей, а как отдельный предмет облачения священника. В настоящее время епитрахиль выполняется в виде двух отдельных полос материи, пришитых друг к другу в отдельных местах, в которые помещаются условные пуговицы, так как петели отсутствуют. Епитрахиль надевают поверх подризника (при полном облачении священника) или рясы (при малом облачении священника). Епитрахиль символизирует благодать священства. Ношение епитрахили означает, что священник не таряет благодати диаконского сана, но приобретает двойную, по сравнению с благодатью диакона, дающую ему право быть не только служителем, но и совершателем таинств. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения иерейских благодатей. Без епитрахили священник и епископ не могут совершать священнодейства. На каждой из половин епитрахили навешено по три креста — всего шесть. Кресты, навешенные на епитрахили, символизируют шесть таинств церкви, которые может совершать иерей. В области шеи священника на епитрахиль навешивается седьмой крест, что говорит о том, что священник принял свое служение от епископа и подвластен ему, и что он несет на себе бремя служения Христу.
Требования к клирику
Православной Церковью разрешено вступать в клир только мужчинам. При этом к ним выдвигаются жесткие требования:
- оконченная духовная семинария;
- возраст не моложе 15 лет;
- обязательное Таинство Хиротесии, которое проводит архиерей.
Клирик имеет право обвенчаться, однако при получении более высокого чина заключать брак уже не разрешается. Другие запреты:
- женатый священник не имеет права разводиться;
- духовному лицу нельзя заниматься предпринимательством;
- членами клира не могут стать военнослужащие, чиновники, медики, работающие с кровью, ветеринары, охотники или рыбаки;
- служителям Церкви нельзя играть в азартные игры;
- чтецам запрещено принимать алкоголь, курить табак, вести себя непристойно.
Развитие института иподиаконства в истории церкви
Первоначально считалось, что иподиаконы:
- помогают священникам омывать руки перед совершением Евхаристии;
- охраняют двери во время совершения Евхаристии: христианам не дозволялось исходить из храма, равно не допускали и входящих, даже верных; при этом «Апостольские постановления» указывают, чтобы иподиаконы следили за соблюдением порядка женщинами, а диаконы – мужчинами.
Помощникам диаконов запрещалось совершать таинства, а также касаться священных сосудов. Впоследствии к обязанностям церковнослужителей добавились:
забота о священных сосудах (если там нет Св. Даров);
выведение из храма оглашенных, не допущенных пока до главного Таинства христианства – Причастия.
Кроме того, иподиакон мог нести крест на церковных процессиях, готовить свечи для епископа. Он же был обязан не допускать недостойных до входа в алтарь.
Священнослужитель или алтарник?
До XIII помощник диакона сам тоже относится к диаконату. Он мог прикасаться к престолу, жертвеннику, освященным сосудам, Св. Дарам. Поэтому:
- древние богослужебные тексты часто помещают молитву на хиротесию иподиакона вместе с чином поставления в диакона; церковные историки предполагают, что в помощники диакона рукополагали иногда прямо в день диаконской хиротонии, чтобы посвящаемый таким образом прошел по порядку степени церковнослужения;
- с IV—V вв. установлено правило, что иподиакон не может жениться после рукоположения;
- женатый же клирик должен воздерживаться от супружеской жизни перед совершением литургии.
В начале XIII в. патриарх Константинопольский Мануил I, посчитав, что иподиаконы неосновательно считаются священнослужителями, низвел их до степени низших клириков.
Низший церковный сан
Помимо приказных и думных письмоводителей, существовали также патриаршие певчие дьяки – профессиональные церковные певцы. Их не следует путать с прислужниками, которые помогали священнику во время отправления культа.
Стоя на самой низкой ступени церковной иерархии, диаконы занимались организационными и административными вопросами, следили за состоянием здания церкви, руководили прихожанами во время богослужения, выполняли обязанности казначея и т. д.
Этот сан продолжает существовать в Русской православной церкви и сегодня. Часто его обладателя так и называют — дьяк. Фото этих служителей, облаченных в ризы, можно найти сегодня в изобилии.
Подводя итог, заметим, что со времен приказных письмоводителей государственный чиновничий аппарат чрезвычайно усложнился. После упразднения этой должности слово «дьяк» перешло в разряд малоупотребительных, и теперь под ним чаще всего подразумевают служителя религиозного культа.
Развитие института иподиаконства в истории церкви
Первоначально считалось, что иподиаконы:
- помогают священникам омывать руки перед совершением Евхаристии;
- охраняют двери во время совершения Евхаристии: христианам не дозволялось исходить из храма, равно не допускали и входящих, даже верных; при этом «Апостольские постановления» указывают, чтобы иподиаконы следили за соблюдением порядка женщинами, а диаконы – мужчинами.
Помощникам диаконов запрещалось совершать таинства, а также касаться священных сосудов. Впоследствии к обязанностям церковнослужителей добавились:
забота о священных сосудах (если там нет Св. Даров);
выведение из храма оглашенных, не допущенных пока до главного Таинства христианства – Причастия.
Кроме того, иподиакон мог нести крест на церковных процессиях, готовить свечи для епископа. Он же был обязан не допускать недостойных до входа в алтарь.
Священнослужитель или алтарник?
До XIIIпомощник диакона сам тоже относится к диаконату. Он мог прикасаться к престолу, жертвеннику, освященным сосудам, Св. Дарам. Поэтому:
- древние богослужебные тексты часто помещают молитву на хиротесию иподиакона вместе с чином поставления в диакона; церковные историки предполагают, что в помощники диакона рукополагали иногда прямо в день диаконской хиротонии, чтобы посвящаемый таким образом прошел по порядку степени церковнослужения;
- с IV—V вв. установлено правило, что иподиакон не может жениться после рукоположения;
- женатый же клирик должен воздерживаться от супружеской жизни перед совершением литургии.
В начале XIII в. патриарх Константинопольский Мануил I, посчитав, что иподиаконы неосновательно считаются священнослужителями, низвел их до степени низших клириков.
Смысл и значение Таинства Священства
Все таинства бесспорно важны, но каждое из них обращено к отдельному человеку и направлено на спасение его души. В крещении или венчании, соборовании или покаянии даруется некий благодатнейший дар для какой-то отдельной личности.
Целью Таинства Священства не является освящение данного конкретного человека, а посвящение его для служения Церкви, для помощи иным душам. Любое Таинство осуществляется Церковью, церковной полнотой. В отличие от других Таинств, Таинство Священства – это значимое общецерковное дело.
Наряду с другими таинствами, у Таинства Священства есть две стороны: внешняя и внутренняя.
Внешняя сторона предполагает возложение рук архиерея на главу возводимого в духовное звание и призывание Святого Духа.
Внутренняя сторона представляет собой некую благодать священства, которая дарует выбранному духовную силу и власть для учения, священнодействия, управления паствой.
Хиротонию совершают по соборной молитве Церкви, посему она совершается в алтаре во время Литургии. Литургия являет собой высшее выражение церковной соборности, единение верующих в совместном молитвенном взывании к Богу.
Каждый момент этого Таинства значителен и страшен:
- посвящение в первые степени священства – чтеца, иподиакона и диакона;
- первый проход сквозь Царские врата, которые являются своеобразной огненной границей;
- обход кругом Престола, сопровождающийся чтением венчальных стихир;
- первое прикосновение к Престолу;
- преклонение колен и чувство тяжести парчового омофора на главе и благословляющей десницы архиерея;
- слово архиерея, произнесенное на ухо выдвиженцу: «возведи очи твои на небо и проси Бога о прощении твоих грехов и о даровании тебе непорочного священства» – вероятнее всего вызывают самый большой страх.
Священство являет собой особое призвание, благодатнейшую жизнь и благодатное служение. Без священнослужителя не представляется возможным совершение литургии либо иных таинств, а без народа Божьего невозможно служение, ведь оно осуществляется всей полнотой Церкви.
Дьяконское служение в эпоху раннего христианства
Из истории Церкви известно, что во времена первых христиан существовало подобное служение. Дьякон — это служитель, на которого тогда возлагались обязанности, связанные с благотворительностью. Благодаря тому, что он брал на себя все хлопоты по сбору и распределению между малообеспеченными прихожанами милостыни и провизии, священники имели возможность, не отвлекаясь на эти нужды, всецело посвятить себя богослужению.
Следует заметить, что в те давние времена были не только дьяконы-мужчины, но и женщины. Диакониссы ― в переводе «служительницы», занимались в основном уходом за больными женщинами и подготовкой прихожанок к Святому Крещению. Со временем это служение было упразднено.
Чин диакона введен впервые в иудаизме во времена Второго храма
История диаконского чина началась в Иерусалиме, во времена Второго храма. Тогда при каждой синагоге состояло трое служителей. Их называли парнасин или в переводе с иврита раздаватель милости. Так же его называли габай-иедака (собирающий благотворительность).
В его обязанности также входило заботиться о бедных. Кроме того, он должен был хорошо знать писание. В Иерусалимской церкви, которая в ранний период развития христианства переняла структуру синагоги, имелась должность габай-иедака. Она стала прототипом христианского диаконского служения.
Диакон Исавр. Фреска XI века. Считается, что впервые чин диакона появился в Иерусалимской Церкви. Фото:ic.pics.livejournal.com Что же касается непосредственно Христианской Церкви, то первый раз в Библии слово «диакон», обозначающее определённое служение, встречается в Послании Павла к Филиппийцам (Фп. 1:1), а также в написанном несколько позже 1-м послании к Тимофею (1.Тмф. (3:8).
Христианское предание говорит о том, что диаконское служение возникло в первые годы возникновения Иерусалимской Церкви. Как говорят Деяния святых апостолов (Деян. 6:1—6), часть христианской общины жаловалась на неравномерную раздачу продуктов и иных припасов, в результате чего некоторые из вдов оказывались обделены.
С IV века диаконы занимаются, в основном, богослужебными функциями.
Сами апостолы должны были проповедовать слово Божие, поэтому не имели возможности «печься о столах». Для этого свои рукоположением они на это служение посвятили семь избранных общиной почтенных лиц.
В Библии при этом ничего не говориться о чине диакона, так как термин «служение (διακονία, диакони́а) слова» они сохранили за собой. Именно поэтому этих семеро Священно Писание не называет диаконами и указывает на то, что их служение состояло исполнении лишь одной обязанности.
Первый печатный устав, изданный по благословению патриарха Ермогена книгопечатником Анисимом Радишевским на московском Печатном дворе в 1610 год. Обязанности диаконов впервые закрепили в «Апостольском церковном уставе». Фото:www.sb.by «Апостольское предание» говорит о том, что: « обязанности диакона состояли и в том, чтобы доносить епископу и обо всех болящих, чтобы епископ мог бы их посетить и причастить Святых Тайн».
С IV века в Христианской Церкви диаконское служение на первой план выводит богослужебные функции. В VII принято 16 правило Трулльского собора, согласно которому служение диаконов должно было оставаться «образцом человеколюбия и попечения о нуждающихся» (τύπος φιλανθρωπίας καί σπουδής).
В протестантизме диаконы составляют совет церкви
Протестантизм — это особое течение в христианстве. Проявляться это и в отношении к институту диаконов. Так протестанты придерживаются того мнения, что Церковь должна заботиться физически само о себе.
Кроме того, она также должна заботиться о малоимущих. Эти обязанности лежат на диаконах, хотя идею новозаветного диакона протестантская церковь так и не восстановила.
Обучение диаконов в пресвитерианских церквей Тулы и Тульской области, церковь «Лучезарная». Основная задача в протестантизме для диакона — обеспечение физического существования церкви и несение благой вести (проповедь). При этом часто диаконы протестантов нерукоположены. Фото:cs9782.vkontakte.ru В наше время в некоторых церквях диаконы нерукоположены. В других же местах любые рукоположенные помощники в протестантской церкви могут называться диаконами. Обычно на них лежат обязанности пасторской заботы и благовестия, то есть проповеди.
Диаконы отделены от пресвитеров и подотчетны им. Кроме того в протестантизме они помогают пресвитерам в проведении Вечерни Господней, а также исполняют роль исполнительного и финансового совета в тех конгрегациях, где совет старейшин отсутствует.
Во времена позднего христианства обязанности диаконов стали многочисленными и разнообразными
В поздней христианской Церкви служение диаконов стало в себя включать многочисленные обязанности и занятия. Так они стали наблюдать за церковным благочинием, а именно:
- указывать каждому место на богослужении в церкви;
- смотреть за порядком в храме и соблюдением церковных канонов;
- наблюдать о том, как ведут себя верующие и какие у них нравы, и сообщать об этом епископу.
Диаконы, согласно указаниям епископа, распоряжались церковным имуществом, а именно: раздавали милостыню, заботились о содержании сирот, вдов и вообще всех, пользовавшихся церковными пособиями.
Таким образом, они выступали в качестве посредников между епископами и паствой: предавали пастве распоряжения епископа и приводили его повеления в исполнение. Именно поэтому их называли ангелами и пророками епископа.
Иерусалимская Церковь рукополагала в диаконы не более 7 человек.
В древней Церкви диаконы имели большую близость к епископам, а также обширный круг обязанностей. Они пользовались уважением и участвовали во всех церковных делах. При этом многие Церкви, по примеру Иерусалимской Церкви ставили во диаконы не более семи человек.
Икона преподобные Иулий пресвитер и Иулиан диакон (5 век). Для того, чтобы напомнить иерархич чинов священнослужителей и подчинённость диаконов пресвитерами, Вселенские Соборы неоднократно издавали соотвествующие постановления. Фото:tatmitropolia.ru Влияние у диаконов было гораздо более весомым, чем влияние пресвитеров, поэтому некоторые из диаконов относились к ним презрительно.
Для того чтобы это пресечь, Соборы часто принимали постановления, в которых указывали на низшую по сравнению с пресвитерами иерархическую степень диаконов и о зависимости их от пресвитеров. В протестантской церкви диаконам придается значение в делах христианской благотворительности и вообще во внутренней миссии.
Требования
Мы рассмотрели ответ на вопрос, каковы обязанности диаконов в церкви, а теперь давайте попробуем разобраться, какие требования должны предъявляться к нему. Человек, который хочет служить в церкви, должен быть добрым и отзывчивым. Он должен совершать бескорыстные и добрые поступки. Но кричать об этом на весь мир нельзя. Милосердие нужно оказывать просто так, не ожидая какой-либо похвалы или другой награды.
Этот человек должен иметь большую силу духа. Как мы знаем, священнослужители ограничивают себя в большинстве мирских радостей. Сан диакона — не исключение. Все, кто работает в церкви, обязаны соблюдать посты, усмирять свои страсти, не злословить.
Непременным условием является вера в Бога. Дьякон – это человек, который искренне верит в божественное начало. Он призывает своими действиями и поступками к такому пониманию мира и других людей.
В церковной среде он должен быть одобрен другими вышестоящими лицами. Для посвящения в диаконы священнослужители читают молитву. После произнесения ее диакон может приступать к своим обязанностям.
В протестантизме диаконы составляют совет церкви
Протестантизм — это особое течение в христианстве. Проявляться это и в отношении к институту диаконов. Так протестанты придерживаются того мнения, что Церковь должна заботиться физически само о себе.
Кроме того, она также должна заботиться о малоимущих. Эти обязанности лежат на диаконах, хотя идею новозаветного диакона протестантская церковь так и не восстановила.
Обучение диаконов в пресвитерианских церквей Тулы и Тульской области, церковь «Лучезарная». Основная задача в протестантизме для диакона — обеспечение физического существования церкви и несение благой вести (проповедь). При этом часто диаконы протестантов нерукоположены. Фото:cs9782.vkontakte.ru В наше время в некоторых церквях диаконы нерукоположены. В других же местах любые рукоположенные помощники в протестантской церкви могут называться диаконами. Обычно на них лежат обязанности пасторской заботы и благовестия, то есть проповеди.
Диаконы отделены от пресвитеров и подотчетны им. Кроме того в протестантизме они помогают пресвитерам в проведении Вечерни Господней, а также исполняют роль исполнительного и финансового совета в тех конгрегациях, где совет старейшин отсутствует.
Чин диакона введен впервые в иудаизме во времена Второго храма
История диаконского чина началась в Иерусалиме, во времена Второго храма. Тогда при каждой синагоге состояло трое служителей. Их называли парнасин или в переводе с иврита раздаватель милости. Так же его называли габай-иедака (собирающий благотворительность).
В его обязанности также входило заботиться о бедных. Кроме того, он должен был хорошо знать писание. В Иерусалимской церкви, которая в ранний период развития христианства переняла структуру синагоги, имелась должность габай-иедака. Она стала прототипом христианского диаконского служения.
Диакон Исавр. Фреска XI века. Считается, что впервые чин диакона появился в Иерусалимской Церкви. Фото:ic.pics.livejournal.com Что же касается непосредственно Христианской Церкви, то первый раз в Библии слово «диакон», обозначающее определённое служение, встречается в Послании Павла к Филиппийцам (Фп. 1:1), а также в написанном несколько позже 1-м послании к Тимофею (1.Тмф. (3:8).
Христианское предание говорит о том, что диаконское служение возникло в первые годы возникновения Иерусалимской Церкви. Как говорят Деяния святых апостолов (Деян. 6:1—6), часть христианской общины жаловалась на неравномерную раздачу продуктов и иных припасов, в результате чего некоторые из вдов оказывались обделены.
С IV века диаконы занимаются, в основном, богослужебными функциями.
Сами апостолы должны были проповедовать слово Божие, поэтому не имели возможности «печься о столах». Для этого свои рукоположением они на это служение посвятили семь избранных общиной почтенных лиц.
В Библии при этом ничего не говориться о чине диакона, так как термин «служение (διακονία, диакони́а) слова» они сохранили за собой. Именно поэтому этих семеро Священно Писание не называет диаконами и указывает на то, что их служение состояло исполнении лишь одной обязанности.
Первый печатный устав, изданный по благословению патриарха Ермогена книгопечатником Анисимом Радишевским на московском Печатном дворе в 1610 год. Обязанности диаконов впервые закрепили в «Апостольском церковном уставе». Фото:www.sb.by «Апостольское предание» говорит о том, что: « обязанности диакона состояли и в том, чтобы доносить епископу и обо всех болящих, чтобы епископ мог бы их посетить и причастить Святых Тайн».
С IV века в Христианской Церкви диаконское служение на первой план выводит богослужебные функции. В VII принято 16 правило Трулльского собора, согласно которому служение диаконов должно было оставаться «образцом человеколюбия и попечения о нуждающихся» (τύπος φιλανθρωπίας καί σπουδής).
Обязанности
Итак, мы узнали, что диакон – это служитель церкви. Также мы выяснили, что он не выполняет какой-то значимой функции. Теперь разберемся, каковы обязанности дьякона.
Он принимает непосредственное участие в действиях, осуществляемых священником. Также именно он перед таинствами распространяет по храму благовония. Руководство церкви стремится к тому, чтобы диакон выполнял как можно больше функций. Большинство стремятся выполнять свою работу хорошо.
Это впоследствии даст возможность достичь более высокого сана. Также в обязанности данного служителя входит мытье атрибутов церковных таинств. Дьяконы должны заниматься подготовкой к причастию, помогать проводить некоторые обряды.
Какой диакон нужен здоровой церкви
Я уже кратко описал три основных качества диакона. А теперь хочу рассказать о его свойствах немного подробней. Каждой церкви нужны диаконы, описанные в Деяниях 6:1-7, 1 Тим. 3, Титу 1.
Итак, диакон должен быть:
<исполнен Духа Святого;
- исполнен мудростью;
- избран собранием, т.е. люди полностью доверяют ему;
- берущим на себя ответственность за конкретные нужды в церкви, добровольно и прилежно;
- уважаемым, искренним, не увлекающимся алкоголем и разными веществами;
- с чистой совестью;
- в браке с женой;
- хорошим управляющим своей семьей, мудрым руководителем для жены и детей.
К этому можно добавить такие пояснения:
Он любит церковь
Диакон, во-первых, хорошо понимает, что такое церковь, и, во-вторых, любит ее. Это значит, у него здравая экклесиология. В чем суть церкви, какова ее роль в замысле Божьем, какие перед ней поставлены цели — он видит эту большую картину, и она вдохновляет его.
Такой диакон будет и посвящен, и эффективен. Он будет знать, что самое ценное, и чем действительно стоит заниматься в первую очередь. Кто любит церковь, тот становится лучшим диаконом. Он вникает в нужды людей
Любить церковь – это значит любить ее членов, каждого верующего. Это означает вникать в жизнь людей, молиться о них, знать их нужды. Это когда диакон решает административные вопросы, не используя людей для своих дел. Он сам служит верующим.
Церкви нужны диаконы, которые помогают людям духовно расти и занимать нужную роль в общине для обеспечения ее нужд. Он способен наставлять и корректировать
Чем больше диакон узнает верующих, тем больше он видит, в чем им нужна помощь. Церкви нужен диакон, который не ждет приглашения, а сам видит недостатки, проблемы и идет туда. Его служение чаще всего связано с нуждами административными, финансовыми, техническими. Но все это тесно граничит с духовным здоровьем людей.
Неверное отношение к деньгам, ложное восприятие церкви, конфликты между братьями и сестрами, нечеткая дисциплина — все эти вопросы побуждают диакона прийти к людям и наставлять, объяснять Божие Слово, показывать, как правильно строится жизнь. Он амортизирует
Церкви нужен терпеливый диакон. Такой, который умеет сносить претензии и критику собратьев. Который не боится слышать мнение людей. Это человек, способный вносить мир в разгоряченные отношения
Любит постоянно возвращать внимание людей к Богу, чтобы они сменили ропот на благодарность, обвинения на заступничество. Это требует от диакона большого смирения.
Он правильно понимает свою значимость
Церкви нужен диакон, который не конкурирует, а служит. Он не старается быть кем-то или быть главным. Не соперничает с пасторами. Он ценит данную Богом роль диакона и не считает себя второсортным или ущербным. Он не связывает свое достоинство со статусом, т.к. твердо стоит на Евангельском принципе: «Я прежде всего Божий сын, и что может быть лучше этого!». Это помогает ему спокойно и долго служить церкви.