Понятие церковь (что означает это слово в христианстве)

Содержание:

Понятие Церковь в Христианстве

Существующее понятие Церковь предполагает несколько значений. Что означает это слово в христианском понимании, в её догматическом значении? Православное вероучение дает четкий и ясный ответ на данный вопрос, основываясь на творениях святых отцов и учителей Церкви.

Определение Церкви в её догматическом значении

Церковь — это не просто храм (здание). В это понятие вкладывается куда более глубокий смысл. Под Церковью, в христианском смысле, понимается общество людей, объединенных единым священноначалием (духовенством через апостольское преемство), едиными таинствами (в православии их семь), в единой Главе – Господе Иисусе Христе. Церковь — это не просто общество верующих, а живой, развивающийся «организм». Основателем Церкви является Сам Иисус Христос. Он так и вещал апостолам о её создании. Причем упоминал о невозможности даже самому аду одолеть такое общество верующих людей. Любой христианин, участвующий в церковной жизни, является членом такого общества и, соответственно, членом Церкви.

Какая бывает Церковь

Понятие Церковь — не однозначно. Церковь Христова условно может быть поделена на несколько «видов». В частности, Церковь Земная и Небесная. Под Земной церковью понимают всех христиан, живущих на земле. Эту Церковь в богословии именуют «воинствующей», поскольку люди-христиане являются воинами на земле. Они борются со своими страстями и пороками, а также иногда и с самими проявлениями бесовской силы. Второй вид Церкви –Небесная. Ещё иначе она именуется «торжествующей». В неё входят, во-первых, все святые люди, которые уже переступили порог вечности. Во-вторых, к Небесной церкви относятся все те, кто сподобился достигнуть рая и единства с Богом после своей смерти. Они уже торжествуют в вечной славе с Богом и находятся в его общении и любви.

Смысловые значения слова Церковь

Таким образом, понятие Церковь в православии имеет разные смысловые значения.

Во-первых, Церковь — приход, община.

Во-вторых, Церковь — это христианская община в целом, форма организации верующих христиан.

В-третьих, Церковь — культовое сооружение, предназначенное для собрания христиан, совершения богослужений и религиозных обрядов.

В-четвёртых, Церковь — социальный институт, характеризующийся централизованным иерархическим правлением, наличием профессиональных священнослужителей, часто тесно связанный с государственной властью.

В-пятых, Церковь — термин, используемый в самоназвании некоторых новых религиозных движений («Церковь саентологии», «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны) и т. п.

И, наконец, Христианская церковь — религиозное сообщество христиан, объединённых общей верой в Иисуса Христа как Бога и Спасителя, который есть создатель Церкви и её Глава. В экклезиологии под Церковью понимается сообщество христиан прошлого и настоящего, составляющих мистическое «Тело Христа» («Тело Христово»), «Главой» которого является Христос. В религиоведении под Церковью понимается сообщество христиан, объединённых на основе общего вероучения, как отдельная община, или как всемирное объединение христианских общин.

Вывод

Следует отметить, что приведённый перечень понятия Церковь не окончательный! При желании он вполне может быть скорректирован и расширен.

Желаете продолжить знакомство?

При желании, продолжить знакомство с православными храмами Вам поможет публикация — Понятие и виды православных храмов. 

В словаре Энциклопедии

( от греч. kyriake (oikia), букв. — божий дом),..1) специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих («верных»), в котором осуществляется единение человека с Богом через совместное участие в «таинства» (прежде всего евхаристии). Универсальный («вселенский»), «кафолический» («соборный») характер церкви как мистического «тела Христова» и «полноты Святого Духа» делает невозможным ее отождествление ни с какой этнической, политической и др. общностью (племенем, нацией, государством)…2) Христианский храм…3) В расширенном словоупотреблении — организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.

Чем отличается собор от церкви

Очень часто можно услышать совершенно разные названия одного и того же священного места, но какое же из них является правильным? Отличить очень просто. Понятия собор, церковь и храм между собой тесно связаны, поэтому нужно знать характеристику каждого из этих мест.

Что представляет собой церковь, собор, храм?

Церковь — греческое слово, которое дословно переводится как дом Господа, Божий дом.

Но также это слово можно растолковать как «собрание», ведь раньше церковью называли не само здание, а группу верующих людей, которые отдают свои молитвы в специальном месте.

Затем значение слова исказилось и в настоящее время церковь — это здание, место, для молитв и проведения служб, что синонимично с определением храма.

Храм — это культовое здание, в котором проводятся службы, богослужения, религиозные обряды. В этих священных сооружениях обязательно должно быть три или больше куполов, при чем три главных символизируют святую троицу. Если к основной части достраивается дополнительная, то на ней так же должен быть купол. Новая часть может иметь отличное от основного храма название.

У храмов есть разновидности, такие как:

  1. Крестово-купольные.Храмы, в которых все центральное пространство образует крест. Обычно имеет прямоугольную форму, а с двух сторон пристраиваются апсиды. Оформлены они обычно закомарами, аркатурами, пилястрами, пряслом.
  2. Шатровые.Такие сооружения являются классическими для русской архитектуры. Их восьмиугольное основание держится на четырехугольном, т.е. сам храм имеет четыре стороны, а его шатер — восемь. Его шатер имеет форму пирамиды, что является отличительной чертой данного типа. Со всех сторон располагаются террасы.
  3. Ярусные храмы.Они состоят из «поставленных» друг на друга частей, где самая высокая часть — самая маленькая. В них много колон, карнизов кирпичных вкладок и т.д. и обычно выглядят очень богато.
  4. Ротонды.Круглые постройки, украшенные, колоннами, реже без них.
  5. «Корабли».Храм в форме куба, который соединён с часовней прямоугольным зданием. Внешне он напоминает корабль. 

Также храмы различаются по своему предназначению:

  • Кафедральные храмы — религиозные сооружения, в которых главенствуют правящие архиерей той или иной епархии. Они являются наиболее важным среди остальных храмов. 
  • Приходские храмы — религиозный центр, в котором совершаются богослужения местных приходов. 
  • Ставропигиальные храмы — храмы, в которых главенствует Святейший Патриарх и Синод. 
  • Кладбищенские храмы — храмы, которые располагаются на территории кладбища или вблизи. В таких храмах очень востребованы заупокойные службы. Священнослужители этого храма обязаны по просьбе людей, имеющих отношение к похороненным на кладбище, совершать литии и панихиды об умерших. 

И, наконец, собор — самый главный городской или монастырский храм. В крупных городах их может быть больше одного. В соборах есть алтари, в которых каждый день проходят службы (Литургии). В соборе служат двенадцать священников и один настоятель, что символизирует 12 апостолов и Христа. Во всех соборах без исключения хранятся мощи святых.

Отличия собора от церкви

Из данных определений можно вывести несколько различий собора и церкви, а именно:

  1. Одним из отличий является единожды утвержденный собору статус, который не могут пересмотреть или изменить. Церковный статус могут сменить, если тот станет неактуальным по какой-либо причине.
  2. Разница между храмом и церковью заключается еще и в наличии жертвенника или алтаря в храме. В православной вере в алтаре совершалась евхаристия («приношение жертвы без крови»). Архитектурному строению храмов придают большее значение, которое шире религиозных идей и обрядовых функций. Украшения, тип постройки и вся архитектура в целом показывает представление о мироздании храма, а еще является местом религиозных торжеств и общественных собраний. 
  3. Храмы обычно располагаются в значимых местах города, тем самым служат украшением улицы и укрепляют православное вероисповедание.
  4. Слово «церковь» наделено более глубоким и обширным смыслом, нежели «собор». Церковь — это как сооружение, так и некая община, связанная одной верой, а собор — это лишь первое.
  5. Каждый день в алтарях собора священники проводят службу, литургию, а в церквях, храмах, а уж тем более в часовнях такого нет. Службы в храмах не имеют четко установленного расписания, в то время, как в часовнях их совсем нет.
  6. В церковь всегда приходят люди одной веры, чтобы помолиться, а храмы и соборы предназначены для представителей различных вер.

Виды православных храмов

Собор

Итак, чем отличается храм от собора? Статус собора обычно получают самые крупные или значимые храмы города или монастыря. Если город большой, то в каждом районе выбирается свой собор, например, в Санкт-Петербурге более пятнадцати соборов. Также соборами называют те храмы, в которых располагаются или когда-либо располагались епископские кафедры. Ещё к соборам относят крупные мемориальные церкви, такие, как “Спас на крови” в Санкт-Петербурге или собор Василия Блаженного в Москве.

Собор может не отличаться по размерам от обычного приходского храма. Его особенностью является то, что собор рассчитан на богослужение, совершаемое собором духовенства во главе с епископом, архиепископом или патриархом. Собор это почти всегда храм с несколькими престолами, поэтому службы в них могут вестись параллельно, собирая большое количество верующих.

Церковь

Церковь как синоним храма — это основной и самый распространённый вид культовых христианских сооружений. Она имеет три части: алтарную, где находится алтарь и располагается во время службы духовенство; центральную, где молятся прихожане; и притвор — некое «преддверие». Три части храма собой олицетворяют Небо или Рай (алтарь), землю тварную (центральная часть) и землю греховную, еще не обновленную (притвор).

Если позволяет ландшафт, алтарная часть храма всегда обращена на восток. Если нет, то на север или юг, но никогда — на запад. Это напоминает верующим о том, что Христос — Солнце мира. Часто алтарную часть храма сравнивают с Сионской горницей — местом, где впервые совершилась Евхаристия.

Алтарь от центральной части отделяет иконостас. Часто центральную часть называют “нефом” — кораблём, который несёт всех верующих ко спасению. Если алтарь символизирует Божественное начало, и его иногда называют “Небом на земле”, то неф — это начало человеческое. Здесь молятся верные или люди, уже принявшие крещение.

Притвор символизирует землю греховную. Традиционно здесь молятся люди, готовящиеся ко крещению, или те, на кого наложили епитимью — наказание за серьёзные грехи. В современных обстоятельствах когда храмы переполнены такое деление редко соблюдается. Свечные лавки также иногда располагаются в притворе (или выносятся во двор). Три части храма нередко называют тремя ступенями в жизни христианина. Притвор — вход в духовную жизнь, центральная часть — борьба со грехом, и алтарь — жизнь вечная.

Существует несколько основных типов строения церквей. Храмы типа «базилика» — это вытянутые прямоугольные здания, символизирующее корабль спасения или Ноев ковчег. Церкви крестово-купольного типа характеризуются квадратной центральной внутренней частью, разделённой четырьмя колоннами на девять частей. Церкви в виде круга символизирует бесконечность и целостность Православной Церкви. Храмы в виде восьмиугольной звезды олицетворяет собой свет, который Церковь несёт в мир.

Часовня

Чем часовня отличается от храма и церкви? Часовня — это малый храм без алтаря. Из-за этого в часовне невозможно на постоянной основе совершать Литургию, только с использованием переносного алтаря. После Крещения Руси часовни часто ставились в местах, где раньше располагались языческие капища или другие почитаемые язычниками места. В наши дни часовни строят на памятных местах (например, на полях сражений), на кладбищах (часовни-усыпальницы), над святыми источниками (часовни-купели) и в местах, где нет возможности поставить храм — в глухих деревнях, в малонаселенных районах и так далее.

Чаще всего часовни используются для служения молебнов и панихид, чтения акафистов или часов. Отсюда и название “часовня”. Так же как и храмы, часовни освящаются в честь праздников, особо чтимых икон или святых.

Чем отличается церковь от костела: краткое сравнение

Католическая церковь (костел) значительно отличается от православной церкви. Рассмотрим самые основные:

  • Внешний вид. Православная церковь имеет купола, число которых несет определенный смысл. Костел куполов не имеет.
  • Внутренний вид. Костел начинается с нартекса, по двум сторонам от него располагаются колокольни. Затем идет наос либо основной неф. В конце основного нефа находится алтарь. В больших церквях очень огромное помещение. В них, как правило, применяются органы, которые придают службе большей торжественности. Костелы украшены внутри фресками, а церкви – иконами. Место, где в православной церкви находится алтарь, отделен от территории солеей. Тут расположен иконостас. Иконы еще находятся на стенках главного помещения церкви.

Что есть Церковь в понятии христиан

Для христиан Церковь не только строение, которое действительно выделяется в ряду однотипных городских жилых коробок, для верующих это дом Божий. То место, где в единстве, в одной ограде, в одних стенах пребывают все верующие во Христа Господа — люди, любящие Его, и те, кто жив, и те, кто уже отошел в мир иной, и даже Силы Бесплотные, поющие Богу на Небе.

Верующий человек спешит с радостью в церковь, зная, что там соберутся все пред Престолом Божиим – люди и Ангелы, и живые и усопшие, у Бога все живы. Соборная радость церковных праздников несравненно выше светских.

Для христиан Церковь место особого присутствия Божьего, где всегда на престоле зримо находится Евангелие и незримо – Бог Слово Иисус Христос. Церковь несет Свет Христов в тусклые житейские будни, в окружающий мир, засоренный суетой, стяжательством, распрями, задымленный заводскими трубами, прокопченный дымом табака, одурманенный пьянством и другими страстями. Божий Свет исправляет души и все вокруг, наполняя человеческую жизнь истинным смыслом.

Для верующих христиан Церковь – это лестница в Небо, та удобоустроенная дорога, где шаг за шагом, с помощью святых отцов — учителей и наставников, указующих нам впереди Свет Христов, в общении с единоверцами, окормляемые священноначалием, по ступеням Заповедей, мы сможем достичь Рая вожделенного.

Для верующего человека Церковь — место соборной молитвы —

Церковь – есть Невеста Христова. В Священном Писании неоднократно употребляется образ невесты. — говорит пророк Осия о народе своем, обрученном Богу. Ему вторит Исайя:

Богоизбранный народ, объединенный верой, представляется пророком в образе в Невесты, предуготованной к соединению с Женихом. Продолжая древние пророчества, Апостол Павел говорит, обращаясь к своим ученикам, членам первых христианских общин Коринфа

В Откровении Евангелиста Иоанна Богослова предстает таинственный образ благочестивой жены, как Церкви Христовой:

Муки рождения Церкви Христовой в первые века обагрены реками крови мучеников. Кровь за веру не перестает литься и доныне. Живое тело Церкви на Украине режут коррупционными ножами, рвут на части ослепленные тщеславием, жаждой власти и денег.

Верность Христу и обетование твердой веры изъявляется в образе Церкви как Невесты, обрученная Единственному Жениху, купленная Им великой Жертвой, будет до конца верна Ему.

В словаре Ожегова

ЦЕРКОВЬ, -кви, мн. -и, -ей, -ам, ж. 1. Объединение последователей той или иной религии. организация, ведающая религиозной жизнью и соответствующим культом; религиозная община. Православная ц. Католическая ц. Протестантские церкви (напр. лютеранская, англиканская). 2. Православный храм. Каменная ц. Ц. с колокольней, Ходить в ц, 4- Соборная церковь — то же, что церковный собор. || уменью, церковка, -и, ж. (ко 2 знач.), церковка, -и, ж. (ко 2 знач.) и церквушка, -и, ж. (ко 2 знач.). || прил. церковный, -ая, -ое- Церковная литература. Церковная музыка. Церковная служба. Ц. брак. Церковные праздники. Церковные действа (обряды русской православной церкви). Церковная паперть. * Церковный собор — съезд высшего духовенства христианской церкви для решения вопросов вероучения, церковного управления.

Бывшие монастыри, а ныне приходские храмы

На территории города Москвы располагается также много монастырей, которые прекратили свое существование как уединенные подворья и переродились в приходские храмы.

Читайте еще о монастырях:

Зачатьевский монастырь в МосквеУспенский монастырь в НовомосковскеНиколо-Перервинский монастырь в Москве

Среди них монастыри:

Ново-Симонов мужской;Старо-Симонов мужской;Ново-Алексеевский женский;Спасо-Андроников мужской;Андреевский мужской.

Эти подворья перестали принимать монахов по разным причинам, а братия была переведена в действующие обители. Здания же стали служить в качестве церквей.

Все подворья (действующие и служащие в качестве приходских храмов) можно посетить. Паломников привечают, рассказывают историю подворья и дают возможность поучаствовать в богослужении

Важно знать и посещать такие святыни, ведь это история Русской Православной Церкви, а ее знать необходимо для христианина

Видео о действующих православных монастырях Москвы

Чем отличается храм от церкви

Для верующего человека посещение храма сродни празднику. Он ощущает умиротворённость души, бодрость тела и бесконечное счастье от возможности прикосновения к чему-то более высокому. Он ищет любви, защиты и благословения на добрые начинания.

Люди молятся об исцелении, об укреплении веры и наставлении на путь истинный, о сердечной радости, о даровании благочестия и милосердия.  Однако  мало кто из них задумывался, есть ли разница между словами «храм» и «церковь». А если есть, то в чем она заключается.

Хотя, с одной стороны, храм и церковь являются синонимами, заменять эти слова друг другом можно далеко не всегда.

Совет

Слово «храм» имеет старорусское происхождение и обозначает «хоромы», «храмина».

В различных религиях храм именуется по-разному: в христианстве – это собор, церковь, костел, кирха; в иудаизме – синагога; в исламе – мечеть и т.д.  Здание храма полисемантично.

В  христианстве и буддизме, например,  храм представляет собой ориентированную по сторонам света модель Вселенной. Очень часто храм строят в виде креста.

Церковь (kyriakon) переводится с греческого как «дом Господа». У лютеран церковь именуется кирхой или киркой, у католиков – костёлом. Первые церкви представляли собой собрания  в каком-либо доме, где верующие вкушали пищу, вели религиозные беседы, читали молитвы.  Самые простые церкви на сегодняшний день – это какое-либо помещение, где имеется ориентированный на восток алтарь и трапеза, в которой собираются люди, чтоб помолиться.

Семантическое значение слов

Слово «храм» имеет несколько значений. Во-первых, храм – это здание, предназначенное для богослужений. В этом значении храм и церковь являются синонимами. Также понятие «храм» применимо и для обозначения места, вызывающего почтение, благоговение, трепет.

Слово «церковь» кроме вышеуказанного значения может обозначать общность последователей какой-либо религии.

Предназначение

Предназначение храма состоит в предоставлении человеку места, где он может помолиться, раскаяться в своих грехах и попросить о заступничестве. Любой храм – это место присутствия Господа Бога на земле.

Предназначение церкви с одной стороны созвучно с предназначением храма: это создание нормальных условий для поклонения Богу и общения верующих друг с другом.

 Но, в первую очередь, церковь занимается воспитанием и наставлением верующих на путь истинный.

Особенности архитектуры

Статус церкви можно определить по количеству куполов с крестами. Если над Господним домом возвышается 3, 5, 7, 11 или  12, 13 куполов, то, скорее всего, это храм. Если куполов меньше трех, то это церковь. Храмы обычно располагают в знаковых местах города. Храм, как правило, выглядит более величественно, чем церковь. Внутренний облик храма отражает историю мироздания.

Алтарь

Алтарем называют жертвенник, расположенный на некотором возвышении. В православных церквях под алтарем подразумевают отгороженную иконостасом часть храма, предназначенную для священнослужителей. В нем имеется престол, накрытый антиминсом, на котором располагаются крест.

Таких алтарей с престолами в храме может быть несколько. На каждом из этих престолов можно служить литургию, но в день на одном престоле только одну.

В церкви, как правило, имеется только один алтарь с одним престолом, а, значит, и литургия, даже при наличии второго священника, может служиться только одна.

Таким образом, TheDifference.ru нашел следующие отличия храма от церкви:

Храм, в первую очередь, является зданием для богослужений. Церковь – это община единоверцев. Храм по размеру больше церкви, на нем имеется не менее трех куполов.

В храме может быть несколько алтарей с престолом, в церкви – один. В храме может служиться несколько литургий в день при наличии нескольких священников.

В церкви даже при наличии двух священников литургия может служиться лишь единожды.

  • Миллионы долларов, евро, рублей, юаней. Миллионы просмотров, восхищенных возгласов и аплодисментов. Они были звездами в одной…
  • Дикторы – профессия, которая востребована в наше время. В услугах озвучивания нуждаются рекламные агентства, переводческие бюро,…
  • Япония полна множеством интересных праздников. Часто, они даже не выходя за пределы какой-то местности. Но есть…

Чем отличается церковь от мечети: краткое сравнение

Основное различие между мечетью и церковью заключается в следующем: мечеть – это не обычный молитвенный дом. Это именно то место, где проводятся местные праздники, а также ночуют уставшие путешественники.

Также эти строения отличаются следующими показателями:

Архитектура. Мечеть, как правило, обладает квадратными или круглыми абрисами, напоминая внешностью дворец. В мечети обязательно присутствует минарет – это высокая башня, которая с самого начала была маяком и охранным постом. Также вместо обычного креста в мечети устанавливается полумесяц. Плюс мечеть не имеет лишних элементов мебели. Место, где люди молятся, смотрится скромно.

Отличие церкви от мечети

Традиции. В обычной мечети присутствует главное помещение, которое ведет на Мекку, плюс 3 вспомогательные комнаты и 4 айвана. Важный момент – женщины никогда не молятся с мужчинами. Все потому, что женщины имеют право молиться в любом месте, а вот мужчины – лишь в мечети.

Признаки

В Никео-Цареградском исповедании православной веры в его девятом догмате поем – верую: «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».

Единство Церкви – величайшая ценность. Христос пришел соединить человека с Богом и всех людей во Христе Иисусе. Он пришел восстановить Богом данное единство, нарушенное грехом, гордостью и себялюбием. В Церкви происходит восстановление единства, объединение всех, в соединении со Христом в преломлении хлеба и в благословении вина.

Обретая единство с Богом, члены Церкви обретают и единство друг с другом. Христос говорит нам: Надо помнить, как наши церковные взаимоотношения влияют на отношение к церкви остального мира. Нас оценивают из-за ограды.

Так возлюбил Бог мир, что отдал за него Сына Своего. Великое благо и дар прикоснуться к этой Любви. Иоанн Богослов — Апостол Любви говорит:

Как же надо каяться, если вместо этого среди нас на приходах возникают всякие трения, недовольства, оговоры, пересуды, рознь и, прости Господи, даже вражда. Надо каяться и молиться, чтобы Господь не отнимал от нас великого сокровища единства в Его любви.

Церковь Святая, потому что она есть установление Божие, глава ее Сам Иисус Христос. Святость есть свойство Божие. Посторонние часто упрекают церковных людей в каких-то грехах, мол, в церковь ходит, а то-то и то-то делает, какой нехороший. В церкви безгрешных нет.

Церковь есть врачебница, а в лазарете и раны, и гной, и запах. Но

Церковь свята не потому, что состоит только из святых и праведников. Христос исцеляет наши болезни, Им мы не только преображаемся, но и обоживаемся. Через Него наша Церковь соделывается «причастницей божественного естества» (2Пет.1:4). Церковь Свята, потому что свято, без изменений хранит учение, данное Им, потому что в ней действует Святой Дух. «Кроме Церкви негде взять святыни», — говорит Святитель Димитрий Ростовский.

Соборная – это особая характеристика нашей православной Церкви. Церковь называется соборной или вселенской (кафолической), потому что для нее нет границ, он несет Свет спасения всем, без различия национальностей. В нашем понимании соборность отличается от кафоличности.

На западе слово кафолическая понимается как всемирная, а в переводе Кирилла и Мефодия, на славянском языке появилось понятие соборная, что точнее выражает существенное качество православной Церкви. Мы понимаем, что соборность стоит на Троичности — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый, Три Личности, но Единое Существо.

Это триединство — великая Тайна, приоткрывающаяся нам в Любви. Предвечный Совет дает образ Собора – как совета, и определяет бытие Церкви – соборное в совете и любви. Ангельский Собор славит Бога на Небе, а на земле для людей учрежден Божественный союз любви – соборная Церковь. Власть в Церкви принадлежит Соборам, Первоиерарх избирается соборно.

Святитель Кирилл Иерусалимский оставил нам поучение о соборности Церкви:

Церковь Апостольская, потому что началась с апостольской проповеди.

Куда бы ни приходили апостолы – везде исправлялись нравы, исцелялись больные языческим дурманом люди, и создавалась христианская община, которая становилась потом поместной церковью. Апостолы передавали своим последователям и ученикам не только свою веру, любовь к их Божественному Учителю, но и святые наставления, уроки жизни, воспитывали в благочестии, учили молиться.

Апостолы передали дальше и дар Духа Святого, полученный в огненных языках. Они через возложение рук поставляли на служение смотрителей — епископов, или блюстителей за соблюдением жизни по вере, порядка в общине, и за совершением Святых Таинств, рукополагали пресвитеров, которые вслед за ними все дальше несли Евангельскую весть, проповедуя Воскресение.

Апостольское преемство в нашей Святой Церкви не прекращается с первых апостолов и никогда не прекратится. Церковь и до ныне свято исполняет заповедь Христову: , продолжая апостольское служение.

Происхождение слова церковь

Це́рковь. Восходит к греческому kyrikon (в значении «господнее») от kyros — «господь». То же греческое слово легло в основу и заимствованного нами из немецкого существительного кирка

(немецкое Kirche). На примере этой пары (киркацерковь ) видно, как слова, восходящие к одному источнику, изменяются, подчиняясь законам языков, которыми они были заимствованы.

Происхождение слова церковь в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.

Церковь. Готское

kiriko, kirko (церковь). В русском языке это слово стали широко употреблять после принятия христианства — в конце X в. Словом «церковь» первоначальноназывали организацию духовенства и верующих какого-либо религиозного течения, позже так стали называть еще испециальное здание для проведения обрядов.Родственными являются : Украинское, белорусское — церква. Польское — cerkiew.Производные : церковный, церковник.

Происхождение слова церковь в этимологическом онлайн-словаре Семёнова А. В.

це́рковь ж., род. п. це́ркви, народн. це́рква, укр. це́рква, блр. це́рква, др.-русск. цьркы, род. п. -ъве, ст.-слав. црькы, род. п. -ъве ἐκκλησία, ναός (Остром., Клоц., Мар., Рs. Sin., Супр.), болг. цръ́ква, че́рква, сербохорв. цр̑ква, словен. cèrkǝv, польск. cerkiew, н.-луж. сеrkеj, полаб. саrḱоi, саrḱеv. Отличный хронологический слой представляют чеш.-цслав. циръкы, род. п. -ъве (Киевск. листки, Рs. Sin.), др.-словен. circuvah, местн. мн. (Фрейзинг. отрывки), чеш. církev, в.-луж. суrkеj Источник предполагают в гот.-арианск. *kirikô «церковь» (Бернекер I, 132; Уленбек, AfslPh 15, 484; Стендер-Петерсен 424 и сл.) или в др.-бав. kirkô — стадия, предшествующая д.-в.-н. chirihha (Шварц, AfslPh 40, 288 и сл.; 42, 305; Рудольф, ZfslPh 18, 266; Нахтигал, Starocerkv. Štud. 67; Брюкнер 59). Источником герм. слов является греч. κυρικόν из κυριακόν (Кречмер, КZ 39, 542 и сл.; «Glotta» 26, 63 и сл.; Клюге, РВВ 35, 125 и сл.). Исторически более оправданная д.-в.-н. этимология сопряжена с бо́льшими фонетическими трудностями, чем объяснение из гот.; см. Стендер-Петерсен, ZfslPh 13, 250; Миккола, Мém. Sос. Néophilol. 7, 271; Мейе — Вайан 78. Неприемлема этимология из др.-сакс. kirikа или др.-сканд. *kirka, вопреки Кнутссону (GL 62), Мейе (RS 2, 69); см. Кипарский 246. Точно так же неприемлемо толкование как заимств. через народнолат. *суriса, вопреки Богачу LF 35, 440 и сл.), Скоку (ZfslPh 2, 398), или непосредственно из греч. κυρικόν, вопреки Богачу (там же). Абсолютно неверно произведение слав. *сьrkу из рум. biserică, вопреки Гуннарсону (Кirсhе, Uррsаlа Univ. Årsskr., 1937); см. Фасмер, ZfslPh 14, 464; Пирхеггер, IF 57, 68 и сл.; Унбегаун, ВSL 38, 135.

Происхождение слова церковь в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.

Це́рковь. Общеслав. Заимств. из герм. яз., где *kirkō

(ср. нем.Kirche «церковь») < греч.kyriakos (domos ) «господний (дом)». Праслав. *kьrky >церковь в результате измененияk >ц , прояснения редуцированногоь ве и подравнивая им. п. по основе косвенных (цьркъве ), ср. аналогичныеморковь ,свекровь и т. д.

Происхождение слова церковь в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М.

См. также: значение слова церковь в толковых словарях.

Что такое храм и церковь, собор, монастырь, костел, мечеть, часовня: определение

Самый распространенный термин – это храм.

  • Храмом можно называть любую религиозную постройку любого направления. К примеру, мусульманскую мечеть, костел католиков, собор. Слово «храм» — это церковнославянское понятие, которое было образовано благодаря слову «хоромы».
  • Ранее люди так называли огромные, просторные здания. От сюда также возникло такое понятие, как «царские хоромы».

Определение церковных построек

Собор, церковь, а также часовня являются теми терминами, которые используются для христианских храмов.

  • Термин «Собор» также обладает славянским происхождением. Только прислушайтесь, как он звучит «собирать» или же «собираться». На Руси люди собором еще называли собрание либо съезд, когда собирались церковные представители и представители других организаций.
  • Собор – это крупный храм. Также собором люди привыкли называть храм, расположенный на территории города.

Часовня – это маленькое сооружение, в котором люди молятся. Существует 2 варианта происхождения данного термина:

  • Часовня имела колокол, звонящий через 1 час
  • «Час» — разновидность службы, когда читались молитвы одновременно с псалмами. Эти чтения принято было называть «часы».

Как произошел термин «церковь», до сих пор никто не может точно сказать. Церковь очень похожа на собор. Но они все-таки имеют некоторые различия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector