Провозглашение брестским церковным собором унии православной и католической церквей

Виды

Личная уния

Основная статья: Личная уния

Личная уния устанавливается между государствами, в которых условия и порядок престолонаследования различны. Например, в одном государстве женщины отстранены от участия в наследовании трона, а в другом они вправе претендовать на престол. Такие унии возникают случайно, в результате того, что одно и то же лицо становится наследником одновременно двух монархов в разных государствах. Столь же случайно они и распадаются, хотя эта случайность запрограммирована устройством личной унии. Рано или поздно какой-либо из потомков общего монарха в одной из стран займет престол, тогда как по закону другого государства его царствование не состоится.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2399 дней

Реальная уния

Реальная уния создана на основе договора или одностороннего акта более сильного государства.

В реальных униях законодательство государств устанавливает единый порядок престолонаследования. Наследник трона в одной стране одновременно является наследником во всех государствах, составляющих унию. Распад реальной унии или выход из неё отдельной страны происходит лишь в результате изменения формы правления в одном из государств, ликвидации в нём монархии.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2399 дней

Процесс полонизации и католизации населения

В результате амбиции польской шляхты, связанные с давними устремлениями глубже проникнуть на западнорусские земли, были большей частью удовлетворены, а права и привилегии по своему объему быстро превзошли аналогичные права русской знати:

отменялись великие удельные княжения в Полоцке, Витебске, Киеве и других городах;

самоуправление замещалось наместничеством;

литовская аристократия сменила культурную ориентацию с русской на польскую;

началась активная католическая экспансия на западные земли Руси.

Изображение: ppt-online.org

Полонизация и окатоличивание захватили часть западнорусской знати, в то же время большинство простого населения хранило верность православию и древним традициям. Начинала давать о себе знать национально-религиозная вражда, которой не было до 80-х годов XIV века, а в последующем она нередко перерастала в острую политическую борьбу

Следующим шагом к сближению Литвы и Польши стало заключение в 1413 году Городельского привилея, в соответствии с которым права польской шляхты были распространены на литовских шляхтичей-католиков, начавших оттеснять русских князей (некатоликов) от участия в верховном управлении государством. Литовская шляхта получила от короля новые земельные наделы, чаще вступала в браки с польской знатью и массово переходила в католическую веру.

Боярство Западной Руси, не удовлетворяясь своим положением, тоже активно добивалось уравнения в правах с польской шляхтой, которая по Вислицкому статуту (1347 г.) и Кошицкому привилею (1374 г.) была освобождена от налогов и обязанностей. Земля стала считаться полной собственностью шляхты, а крестьяне могли лишь пользоваться наделами земли и находились под полной юрисдикцией своих господ. В 1434 году привилеем короля Владислава III русская знать окончательно была уравнена в правах с польской и освобождена от всех обязанностей, кроме военной службы, даже название боярин было официально заменено на пан.

Власть активно проводила политику, направленную на распространение католичества и ограничение православия.

Укреплению положения католической церкви существенно посодействовало то, что в 1387 году привилеем Ягайло феодалы–католики были освобождены от всех повинностей и платежей великому князю. Это привело к тому, что разрыв между католической и православной знатью становился все большим.

Условия Кревской унии (в 1401 году их уточнила Виленско-Радомская уния) действовали на протяжении 184 лет, вплоть до 1569 года, когда Великое Княжество Литовское и Королевство Польское подписали Люблинскую унию, объединившую оба государства в конфедеративную ограниченную избираемую монархию

. А также одним из последствий Кревской унии было получение католическими феодалами дополнительных прав и вольностей.

Классификация соглашений

Реальная уния – союз, который заключают монархии, одновременно принимая единый порядок наследования престола. Наследник является будущим монархом для всех стран-участников соглашения. Подобная уния – крепкая, надежная – может быть расторгнута только в случае, когда один из участников меняет форму правления на республиканскую. Отмена монархической власти в одном или во всех государствах-членах влечет за собой распад союза или уменьшение его количественного состава.

Личная уния – это соглашение, которое заключается случайно, если один человек становится монархом в нескольких государствах в результате его родственных связей с двумя или тремя правителями или в случае необходимости. В странах-участниках не меняется и не унифицируется процедура престолонаследования. Такая уния обречена на распад. Рано или поздно претендент на трон воцарится в одном государстве, а в другом это может быть невозможно из-за особенностей законодательства.

Церковная уния – тип соглашения, который заключается между конфессиями. Цели и причины союза зависят от исторических обстоятельств.

Православная церковь в Речи Посполитой

После создания Речи Посполитой
положение православной церкви резко ухудшилось.

Польша всегда была
ультракатолической страной, в которой религиозным вопросам уделялось очень
много внимания. Кроме того, она была кровно заинтересована в том, чтобы
привязать земли ВКЛ в религиозном плане. Это было частью программы общей
полонизации, замечательно себя проявившей уже в начале XVII столетия.

В первую очередь внимание
польского духовенства было обращено на шляхту. Её было решено вовлекать в
католичество с помощью «пряника»

Как мы помним, ещё Ягайло действовал подобным
образом, дискриминируя православную знать. По свидетельству митрополита Исаия
Копинского, существовали три главных причины религиозного отступничества:
первая — «для славы света сего», вторая — «для великого богатства», третья —
«же то грецкая — есть хлопская вера».

Что касается простого народа, то
его материально заинтересовывать никто не собирался.

Стефану Баторию, вовлечённому в
Ливонскую войну, было не до религиозных вопросов, а вот его преемник Сигизмунд III был фанатичным католиком. При нём переговоры о введении унии
стали идти очень интенсивно. Попутно они сопровождались гонениями на
существующую православную церковь, которая рассматривалась королём в качестве
внутреннего врага государства.

Незаменимыми помощниками
католического духовенства стали иезуиты, которые укрепились в государстве и
создали широкую сеть учебных заведений. В 1579 году они основали «Академию и
университет виленский общества Иисуса» (Almae Academia et Universitas Vilnensis
Societatis Jesu). Это привело к тому, что образование в Речи Посполитой
фактически перешло в их руки, а учащиеся всеми способами склонялись к принятию
католичества.

Московское царство, серьёзно
ослабленное Смутой, не могло оказывать поддержку своим единоверцам в Речи
Посполитой. Кроме того, русская православная церковь в Москве находилась в
состоянии глубокого интеллектуального кризиса, вызванного низким уровнем образования
духовенства.

Главной опорой православия в Речи
Посполитой стали братства, которые особенно проявили себя в Вильно, Львове,
Остроге. Впрочем, их деятельность очень зависела от местных православных
феодалов, которые далеко не всегда сохраняли верность прежним традициям. Многие
их потомки ради политических выгод переходили в католичество, финансирование
братств прекращалось, деятельность сворачивалась.

Таким образом, в Речи Посполитой
шляхта практически полностью отреклась от православия, а крестьянство и
мещанство было решено приобщить к католической вере с помощью унии.

Униаты и православные после собора

Примечательно, что униатство до
самого конца своего существования так и оставалось религией исключительно для
простых людей, шляхта сохраняла приверженность католицизму.

Вместо того чтобы решить
религиозный вопрос в Речи Посполитой, Брестский собор только крайне усугубил
ситуацию, фактически поставив православных в положение врагов государства.

Между двумя частями некогда
единого целого разразилась непримиримая борьба, которая сопровождалась взаимным
насилием и жертвами. Самым известным событием противостояния стало витебское
восстание против епископа Иосафата Кунцевича, которое закончилось его гибелью.

Униатство не было воспринято
значительной частью православного населения даже под сильнейшим давлением со
стороны власти. В конечном счёте в Речи Посполитой утвердилось сосуществование
двух конфессий, имевших друг к другу многочисленные претензии.

После падения Речи Посполитой
униатство продолжало сохраняться ещё долгие годы. Точку в его истории поставило
польское восстание 1830–31 гг., заставившее императора Николая I задуматься о
возвращении бывших православных в лоно русской церкви. В 1839 году униатство
официально прекратило своё существование.

Будучи ликвидированным
официально, униатство не прекратило существовать. В настоящий момент оно
имеет особенно сильное влияние на Западной Украине.

Таким образом, Брестский собор не
решил поставленных перед ним задач. Уния только расколола православных, многие
из которых окончательно осознали, что Речь Посполитая для них является
враждебным государством.

Политическое единение и династические соглашения

История знает множество случаев заключения подобных союзов. Один из наиболее ранних, известных и значительных – Кревская уния. Литва и Польша выступили сторонами договора. Как и многие другие союзы, этот был скреплен династическим браком, который заключили королева польская Ядвига и великий литовский князь Ягайло.

Уния 1385 года, подписанная в замке Крево, вносила определенные изменения в устройство обеих стран-участниц.

Причины заключения союза – ослабление обоих государств и давление, которое оказывалось на них извне: со стороны Тевтонского ордена, Московии, Золотой Орды. Еще до Кревской унии Литва подписала несколько договоров и с московским князем, и с тевтонцами, которые должны были существенно повлиять на ход событий, но реализованы не были.

Подписание соглашения

Сейм возобновил работу в июне 1569-го, а в первый день июля участники заключили союз. Люблинская уния провозглашала образование единого государства Речи Посполитой. Послы Литвы и Польши в торжественной обстановке подписали договор. Через 3 дня соглашение дополнительно подтвердил король.

Однако принятие союза не решило всех проблем, и сейм продолжился. Отдельные вопросы урегулировались в течение месяца после официальной процедуры подписания и ратификации. Была решена задача распределения полномочий, создан сейм, состоящий из двух палат. Уния закрепила то, что было начато Кревским соглашением.

Главные идеи союза в Люблине:

  • В государстве должен быть единый правитель – король, которого выбирал сейм.
  • Денежная система, сенат и сейм были общими для польской и литовской территорий.
  • Уравнивались в правах польские и литовские шляхтичи.
  • Литва сохранила часть символов своей государственности – печать, герб, армию, администрацию.

Что такое уния

Это объединение самостоятельных государств и церквей в единое политическое и духовное целое. Участники союза не теряют государственный суверенитет. Единый правитель приумножает свою власть. После подписания акта об объединении он является носителем суверенных прав каждой страны, входящей в союз.

Значение понятия

Это понятие обозначает союз, объединение, общность государств, территорий, международное сообщество.

В словаре экономических терминов дается следующее определение :

Старообрядцы этим термином обозначают единоверие. С одной стороны, они сохраняют древнерусское богослужение и двоеперстие, а с другой — признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата.

Суть соглашения

В 1590 году в городе Белз был проведен церковный съезд. На нем с призывом заключить унию выступил Гедеон Балабан. Его инициатива была поддержана многими епископами. Через 5 лет необходимость союза признал Папа Римский.

Берестейская уния должна была быть подписана в 1596 году. Но распри не прекращаись. Съезд, который собрался для подписания договора, раскололся. Одну часть составляли поклонники православия, другую – униаты. Камнем преткновения выступила необходимость подчиняться Папе Римскому. В конечном итоге унию подписала только часть собрания. Православное же духовенство союз не признало. Подписание договора состоялось под руководством митрополита Михаила Рогозы.

Условия:

  • Униаты признавали подчинение Папе Римскому.
  • Духовенство имело равные права с католическими церковными иерархами.
  • Догматы веры – католические, обряды – православные.

Таким образом, результатом попытки объединения стал еще больший раскол. На основе православия и католицизма появилась еще одна вера. Теперь униатство навязывали силой – православные оказались в еще худшем положении, чем до Берестейского (Брестского) соглашения.

Напоследок добавим: уния – это фактор объединения, но, как показывают исторические факты, не всегда союз шел на пользу всем сторонам-участникам.

Причины оформления унии

В 1577 г. вышла книга П. Скарги «О единстве церкви Божьей». В ней пишется о возможном выходе из сложнейшей ситуации, в котором оказалась православная церковь великого княжества Литовского. Выход был единственным и состоял в восстановлении действия положений Флорентийской унии.

Учреждение патриаршества в Москве в 1589 г. привело к фактической легализации автокефального управления епархиями Московской митрополии. Князь К. Острожский предлагает Константинопольскому патриарху Иеремии II возвести в сан митрополита архимандрита Михаила (Рогозу). В качестве патриаршего экзарха стал луцкий епископ Кирилл (Терлецкий). Грамотой от 13.11.1589 г. Львовское братство получает защиту предоставленных ему привилегий. Недовольные таким развитием событий иерархи западнорусской церкви оказались под влиянием иезуитов, указывающих на своеволие патриарха. Епископы и знать начали думать об оформлении унии с Римско-католической церковью, что позволило бы разрешить все противоречия.

В 1590 г. состоялся Брестский собор православного духовенства и дворянства. На нем принято было решение оформить жалобы в адрес польского короля и указать на притеснения православной церкви. 24.06.1590 г. от епископов Луцкого, Холмского, Турово-Пинского и Львовского направляется обращение к Сигизмунду III. В нем указывается на планы перейти в подчинение папы. Ответивший на послание король в марте 1592 г. дал свое одобрение и гарантии в сохранении кафедр епископами.

Осенью 1592 г. от Львовского братства прозвучало требование созвать Собор и осудить недостойных епископов. Одновременно с этим среди самих епископов велась агитационная работа. Уже к концу 1594 г. в сговоре участвовали практически все из высших иерархов. В Сокале проходит встреча четырех епископов, где принимаются «артикулы». Это были условия, на которых епископат Киевской митрополии признавал церковную юрисдикцию папы римского. Окончательное оформление произошло в июне 1595 г.

Князь Острожский в марте 1595 г. оглашает намерения епископов, что вызвало негодование паствы. Одновременно митрополит Михаил обращается к королю за протекцией во взятии под контроль Киево-Печерской лавры. При этом в датированных 01.06.1595г. артикулах указывались такие условия:

  • обеспечение неприкосновенности православных догматов с обрядами;
  • переподчинение церкви папе;
  • защита правового положения иерархов от панства и братств;
  • охрана церковных землевладений;
  • недопущение влияния греков на западнорусскую церковь.

Сигизмунд III в своих грамотах от 30.07.1595 г. и 02.08.1595 г. дает обещание защищать и укреплять власть епископов-униатов над паствой. 21.01.1596 г. папа утверждает апостольскую конституцию. В ней излагались особенности процесса, связанного с приходом послов и порядком оформления унии. 23.02.1596 г. он издает буллу «Decet Romanum Pontificem». Адресована она была киевскому митрополиту Михаилу (Рогозе). В ней папа не давал ни автономию митрополии, ни гарантий невмешательства светских властей в церковный вопрос. Несмотря на выступления православных князей против унии, процесс объединения с Римом продолжался.

Как договаривались литовцы и поляки?

Люблинская уния – первое соглашение между Польшей и Литвой, которое было тщательно спланировано в качестве конституционного акта. Главной идеей была инкорпорация Литвы в состав Польши. Длительное время велись переговоры, которые должны были урегулировать все неточности.

Объединительная уния 1569 года должна была быть подписана в ходе зимнего польско-литовского сейма. Переговоры были тяжелыми, единства достичь не удалось. Причиной кризиса стали требования литовской стороны: коронация должна была состояться в Вильно, правителя нужно было выбирать только на общем сейме, а в Литве государственные чины должны были занимать только местные уроженцы. Польша не могла принять такие требования. Кроме того, литовцы, недовольные происходящим, покинули сейм.

Но им пришлось в скором времени вернуться и продолжить переговоры. Существовало множество причин, которые толкали Литву искать поддержку в лице Польши:

  • Страна многое потеряла в ходе Ливонской войны.
  • В государстве нарастало недовольство землевладельцев.
  • Литва вела войну с Московским царством, в которой не была сильнейшей стороной.

Чтобы быстрее «уговорить» литовцев, польский король аннексировал Волынь и Подлясское воеводство и пригрозил отобрать привилегии у отступников. Все снова собрались в Польше. Литовская сторона присягнула на верность Сигизмунду-Августу. Снова начала готовиться к подписанию уния. Польша возлагала большие надежды на это соглашение.

Разновидности

Объединения государств и церквей бывают трех видов: церковные, личные и реальные.

Церковные

Церковная уния — объединение двух или более религиозных конфессий. Чаще всего имеется в виду союз Западной римско-католической и Восточной православной церквей. В результате объединения православная церковь признавала власть папы Римского и католическую экклезиологию, то есть раздел богословия, изучающий природу и свойства церкви. Но при этом она сохраняла возможность совершать литургические обряды, богослужения на родном языке и некоторые другие обычаи.

Церкви, которые образовывались в результате слияния, назывались униатскими. Как правило, жизнь униатских общин не менялась — сохранялся традиционный религиозный культ и местный язык для богословского диалога.

Личные

Личная уния — это союз двух или более государств, при котором главой каждого государства становится один и тот же правитель. В старину надобность в подобном союзе часто возникала, когда прекращалось существование царской династии, и на престол вступал государь другой страны. Также бывали случаи, когда правитель вступал в брак с наследницей престола другого государства и таким образом объединял оба престола — свой и жены. Власть монарха в союзе может прекратиться, если законы о престолонаследовании отличаются друг от друга в объединенных государствах.

Реальные

Реальной унией называют соединение государств, при котором единство правителя устанавливается с помощью общих законов — о наследовании престола и о правилах избрания государя в случае прекращения существования правящей династии. Такой союз предполагает наличие учреждений, министерств, общих для обоих государств.

В качестве примера можно привести соединение Австрии и Венгрии, произошедшее в 1703 году и существующее по сей день. Эти страны имеют одинаковые конституционные законы и три общих министерства: военное, финансовое, министерство двора и иностранных дел.

Заключение унии

В 1593 году на соборе в Сокале Гедеона отлучили от церкви. Параллельно шла агитация епископов за унию. К движению примкнул епископ Перемышля Михаил Копыстенский. Двойственно себя вел Михаил Рогоза, позиционируясь как защитник православной веры, но переписываясь с епископом Ипатием Потеем — главным идеологом унии.

Заручившись поддержкой большинства, сторонники унии собрались в Сокале в конце 1594 года. Были составлены артикулы папе Клименту VIII — условия, при которых Киевская митрополия согласна на подчинение западной церкви. Текст неоднократно переделывался. Похоже, это происходило под влиянием присоединения митрополита Михаила и Владимиро-Волынского епископа Ипатия Потея.

Окончательные артикулы были изданы 1 июня 1595 года:

  • неприкосновенность православных догматов и обрядов;
  • признание верховенства папы римского;
  • охрана прав иерархов от притязаний панов и братств;
  • сохранность церковных имений;
  • сенаторские звания высшим духовникам;
  • митрополит Киева сохранял право назначать епископов западнорусской митрополии без влияния Рима;
  • польский король способствовал укреплению власти епископов над паствой через подчинение школ, типографий, братств, монастырей и т. д.;
  • уравнение в правах католиков и униатов.

Некоторые статьи запрещали:

  • переход из униатства в католичество;
  • преобразование православных храмов в католические костелы;
  • принуждение православных к переходу в католичество при заключении межконфессионального брака.

Таким образом, западнорусские архиереи рассчитывали заручиться поддержкой Рима, но при этом сохранить автономию как от духовных, так и от светских властей. Предполагалось, что отношения с Римом будут складываться по принципу связей с Константинопольским патриархатом, который не вмешивался во внутренний уклад Киевской митрополии.

Артикулы подписали в секретной обстановке. Помимо митрополита, в этом участвовали только два епископа. Однако о произошедшем узнал Константин Острожский, который позаботился об огласке. В православном сообществе поднялась буря. В итоге Гедеон Балабан и Михаил Копыстенский отказались участвовать в разработке унии и заявили о верности православию. Экзарх константинопольского патриарха Никифор призвал православных Речи Посполитой не подчиняться униатам. Хотя это носило формальный характер, широкие слои населения усмотрели попытку окатоличивания.

Униаты оказались в непростом положении. Ведь свои кафедры они сохраняли, только если саму унию утвердят в Риме. Это произошло во время поездки Кирилла Терлецкого и Ипатия Потея в ноябре 1595-1596 годов в Рим. Климент VIII согласился на сохранение восточных обрядов, если они не противоречат католическим, и гарантировал неприкосновенность кафедр. А от уравнения в правах с католиками отказался. По его мнению, митрополит Киевский должен был назначаться римским папой, а вероучение митрополии — соответствовать католическим догматам.

В декабре 1595 года епископы присягнули папе «по форме, предписанной для греков, возвращающихся к единству Римской Церкви». То есть Киевская митрополия объявлялась схизматической и должной вернуться в лоно «правильной» католической церкви. Это изменило мнение некоторых сторонников унии. Они соглашались на условия лета 1595 года, но никак не на условия папы. Параллельно они сохраняли верность польскому королю. Несмотря на это, Сигизмунд III приказал подавлять антиуниатские восстания.

На Брестский собор 6 октября 1596 года прибыли королевские войска под командованием трокского воеводы Михаила Радзивилла. 9 октября 1596 года собор объявил о присоединении Киевской митрополии к Риму. В этот же день православный экзарх Никифор низложил епископов, которые заключили унию, что раскололо Киевскую митрополию. Через год Никифора объявили московским шпионом, арестовали и посадили в тюрьму, где он скончался.

Заключение унии

Проведение унии было назначено на
6 октября 1596 года. Она должна была пройти в Бресте, в Свято-Николаевском
храме.

Сигизмунд III послал на собор
троцкого воеводу Михаила Радзивилла, который приехал в город с большим отрядом
и должен был оказывать влияние на исход переговоров. В июле королём был издан
универсал ко всем православным подданным Речи Посполитой с призывом примкнуть к
унии.

Собственно говоря, в Бресте
одновременно проходили два собора — православный и униатский. Униаты
располагались в городском соборе, а православные — в доме боярина Райского.
Последние пригласили на своё собрание митрополита Рагозу и епископов-изменников, а когда те не явились, то предали их анафеме.

Проиерей Флоровский в своей книге
«Пути русского богословия» следующим образом охарактеризовал унию: «Уния была
делом епископов, которые действовали в отрыве от церковного народа, без его свободного
и соборного согласия…»

Очевидно, что сам униатский собор
был лишь ратификацией тех решений, которые были приняты в Риме Тарлецким и
Потеем. Присутствовавшие на нём иерархи покорно согласились со всеми
возражениями римского папы и приняли их в неизменном виде.

Собор не стал долгосрочным
мероприятием, уже через 3 дня он завершился провозглашением церковной унии.

Широкий протест, вызванный
решением западнорусских иерархов, охватил всё православное общество. От его
имени князь Острожский обратился к королю с просьбой не признавать результаты
переговоров. Разумеется, Сигизмунд III отклонил все возражения противников унии
и утвердил её. Аналогичным образом поступил и сейм.

Епископы-изменники одновременно
нарушили правила многих Вселенских Соборов: 2-е правило Второго собора, 18-е
правило Четвертого и 36-е правило Шестого. При этом они переняли многие догматы
католической церкви: прибавление к Символу Веры, совершение евхаристии на
опресноках, чистилище, пост в субботу, безбрачие клира.

Сигизмунд III, надеявшийся с
помощью унии расправиться с православием, очень серьёзно просчитался. Он
надеялся, что православное населением смирится с новым положением вещей и
примет его. Как оказалось, ситуация только усугубилась, соглашаться с
произволом никто не собирался.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector