Борис и глеб

Икона Бориса и Глеба

Икона благочестивых князей Бориса и Глеба является заступницей государства Российского. Множество раз святыня исцеляла от болезней и давала защиту от врагов. К святому образу обращаются многие верующие со всего мира.

Борис и Глеб являются первыми мучениками, причисленными к лику святых. О других мучениках узнали намного позже. Икона Бориса и Глеба являлась защитницей дружины Александра Невского перед битвой на Чудском озере и князя Дмитрия Донского перед Донским побоищем. Образ праведников неоднократно творил чудеса, исцеляя людей от тяжелых недугов.

История иконы

Борис и Глеб — последние сыны великого правителя земли Киевской Владимира Святославича. Правитель принял православие всей душой и сердцем и приучил своих младших сыновей жить в вере и праведности. Борис и Глеб имели хорошее образование, с огромным интересом и упорством изучали Библию и богослужебные книги, оказывали помощь бедным и всем христианам. Перед смертью своей князь Владимир посадил на престол Бориса и дал ему войско. А Глебу в правление перешли Муромские земли.

В 1905 году, когда князь умер, на Руси разразилась борьба за власть. Святополк самовольно назвался князем Киевской Руси, в то время как Борис совершал нашествие на печенегов. Великомученик Борис не хотел участвовать в борьбе за престол и разогнал войско, при этом произнеся слова: «Я не посмею поднять руку на брата кровного, который при этом старше меня и которого надобно мне уважать, как отца!». Но Святополк все равно отправил своих приближенных убить его. На Бориса набросились с копьями в то время, когда он совершал молитву. Борису было известно, что задумал старший брат, но он не оказал сопротивления и не подался в бегство. Святого убили в 1015 году, 24 июля.

Святополку было мало одного убийства. Он отправил своих людей в Муром, где правил Глеб. Святому Глебу также было известно о намерениях брата. Но он считал, что братоубийство страшнее смерти. Он был убит у реки Смядыни недалеко от Смоленска.

Правление Святополка, которого также называют Окаянным, продлилось недолго. Святополк был изгнан, много лет провел в скитании, всем ненавистный. Убитых братьев стали почитать как святых. Ярослав Мудрый, будучи правителем, нашел останки Бориса и Глеба и отнес их в церковь Василия Великого в Вышгороде. Мощи братьев славятся бесчисленными чудотворными свойствами.

Где хранится икона

В наше время икону можно встретить в немногих церквях России. Данная икона находится в Великом Новгороде, в Борисоглебовском храме. Также святыню можно встретить в Коломенской Борисоглебовской церкви, в монастыре Рождества Богородицы Фарапонтова и в Спасо-Ефросиниевском монастыре в Полоцке.

В чем помогает чудотворный образ

Князья, причисленные к лику святых, приходят на помощь верующим, исцеляя недуги, примиряют людей, враждующих между собой, покровительствуют непорочности и целомудренности. Во время молитвы православные люди просят исцелить их от болезней, спасти души близких людей. Молятся также о защите от нечисти, о мире и спокойствии.

Описание иконы

Обычно Борис и Глеб на иконах изображаются рядом друг с другом, во весь рост и в богатых одеяниях. В руках у них крест, который является символом страданий и мучений, а иногда они держат крест вместе с мечом. Оружие указывает, что они являются воинами.

Иногда братьев изображают развернутыми друг к другу лицом, будто бы ведущих беседу между собой. В 14 веке на иконах начали изображать сцены их мирской жизни, а спустя время братьев писали сидящими на конях.

Дни празднования иконы

Праздник в честь благочестивых братьев проводится неоднократно:

  • 15 мая — перемещение мощей святых в новый храм в Вышгороде.
  • 6 августа — торжественное почитание обоих мучеников.
  • 18 сентября — день памяти смиренного Глеба.

Молитва пред иконой Бориса и Глеба

«О братия священные, страстотерпцы Борисе и Глебе, верою чистою и любовью к Христу служенники! Услышьте нас и защитите от недугов, войн и смертей. В молитве прибегаем к вам, великие мученики, посодействуйте государству Российскому в победе, как когда-то князю Александру. Восхваляем Отца, и Сына, и Духа Святого. Аминь».

Великомученики, убиенные от руки собственного брата, были посмертно восхвалены народом русским. История их жизни является доказательством крепкой и нерушимой любви к Господу и всем людям. Молясь подле иконы Бориса и Глеба, не забудьте покаяться в совершенных грехах. Мы желаем вам крепкой веры. Будьте счастливы

Купить икону благоверного Глеба

В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону благоверного Глеба. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.

Бесплатная доставка во все регионы России.

При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Представленная выше икона благоверного Глеба, выполнена иконописцами нашей мастерской. В меру своего духовного состояния, каждый наш художник привносит свои уникальные, неповторимые черты в святой облик, и в то же время старается не выйти за рамки узнаваемости изображаемого святого.

Заказывая у нас икону, вы можете быть уверены, что образ написан в строгом соответствии с каноном Русской Православной Церкви.

В церковном каноне мы черпаем свои силы, предающие нам вдохновение и твердость руки. Как и тысячи наших предшественников, вкладываем в создание иконы всю свою душу и особую, индивидуальную манеру письма. Вера, молитва, знание иконографического канона и хороший уровень мастерства помогают нам в этом.

Мы надеемся что на нашем сайте Вы найдете образ на который откликнется Ваше сердце.

Мира вам и добра Дорогие братия и сестры, и пусть святой угодник Божий, благоверный князь – страстотерпец Глеб, сопутствует вам на протяжении всего жизненного пути.

Убийство Бориса

Давайте теперь более подробно посмотрим на действия, которые происходили в те времена. Основываясь на хронологической версии, после кончины отца его сын забрал трон великого князя и решил казнить своих братьев, потому что хотел «удержать власть». Первым стал Борис. Перед своей смертью Владимир отправил его с группой воинов, чтобы сразиться с печенегами.

Так кто убил Бориса и Глеба Рюриковичей? Когда Борис получил известие о кончине своего отца, воины Владимира были готовы захватить трон для молодого князя силой, но Борис решительно отверг это, потому что он не хотел поднимать руку против своего брата и сообщил о своих намерениях уважать его как отца. Воинская группа оставила Бориса, кроме горстки своих «юнцов» (молодых воинов), и он был казнен по приказу брата.

Убийство Глеба

После этого он послал своего человека к Глебу из Мурома, попросив его поспешить к своему отцу, который сильно болеет. Глеб отправился в Киев, однако его обгонал посланник от брата Ярослава со страшными новостями:

Глеб оплакивал эти новости очень долго. И именно в Смоленске его нашли воины, посланные Святополком. Благодаря летописям, теперь все знают, кто убил Бориса и Глеба в Древней Руси.

Смерть Святополка

Ярослав вошел в борьбу с убийцей и сражался со своим злым братом. Ранним утром его люди пересекли реку и «вытащили свои лодки с берега», чтобы бороться за победу. В последующем сражении Святополк потерпел крах.

Летопись, похоже, характеризуется повышенными эмоциями и преднамеренной условностью.

Почему Борис и Глеб позволили себя убить

Феодальная борьба была довольно распространенным явлением в России этого периода, и ее участники обычно действовали в соответствии с личными интересами, амбициями, военной доблестью или дипломатическим мастерством; они неизменно боролись за защиту своих прав и жизни.

Странно, но узнав о попытке покушения на свою жизнь, Борис не думает пытаться убежать, а наоборот, спокойно ждет и молится Богу простить Святополку братоубийство. Не менее неожиданным является поведение Глеба. Он также знал о возможном убийстве, и просто молился, никуда не убегая. Можно сказать, что он принял свою смерть как данной, как то, чего уже нельзя изменить.

Противоречия в истории

Историк Игорь Еремин сообщил, что в одном из повествований Борис находится в лагере под Киевом, но в другом рассказе сказано три раза, что он «на пути» к брату. Еремин считает, что логика привела к этому несоответствию. Вассал Борис должен был отправиться в Киев, но он, казалось, следовал совету воинской группы, что не соответствовало его характеру.

Кто убил Бориса и Глеба, видео:

https://youtube.com/watch?v=S_a0EwyyWUI

Последние статьи на сайте

  • В австралийских документах об НЛО описываются «кошкоподобные» пришельцы
  • Третий рейх — логово фюрера. Ставка «Вервольф»
  • Тайны острова Пасхи
  • В морях водились «скорпионы» размером с человека
  • Что поможет выспаться и как луна влияет на наш сон

Похожие материалы

  • Кто убил Троцкого и кому помешала «ленинская дубинка»?
  • Парни со стволами: реальная история людей, перехитривших США
  • История убийцы Зодиака
  • Семь Симеонов или захват самолета семьей Овечкиных
  • Аль Капоне — самый беспощадный мафиози Америки

Мученическая смерть Бориса и Глеба

Несмотря на то, что Борис отказался от соперничества за Киевский престол, Святополк решил избавиться от родственника. Он знал, насколько брат популярен среди русичей, как его любят, поэтому боялся народных волнений. К тому же коварному, властолюбивому Святополку была непонятна богобоязненность и смиренность Бориса. Он думал, что брат что-то задумал против него.

Борису донесли о желании Святополка убить его. Но он не стал прятаться. Князь был увлечен подвигами христианских мучеников, поэтому не страшился смерти. 24 июля 1015 года на берегу реки Альты Борис в своем шатре проводил богослужение. Там его и настигли нанятые Святополком убийцы. Они пронзили мужчину копьями, но не убили его.

У Бориса еще хватило сил, чтобы выйти из шатра и помолиться. Затем князь обратился к убийцам и призвал их завершить начатое. Они еще раз пронзили несчастного копьем. После чего отправились с телом Бориса в Киев. На пути встретились посланные Святополком варяги. Они увидели, что князь хоть и изранен, но еще дышит. Чтобы окончательно убить Бориса, один из варягов пронзил его сердце мечом. Князя тайно похоронили в Вышгороде, в храме Св. Василия Великого.

Глеба известили как о кончине отца, так и об убийстве брата. Но войной на Святополка он не пошел, предпочтя смиренно принять судьбу. 5 сентября 1015 года убийцы нашли Глеба неподалеку Смоленска, в устье реки Смядыни. Князя убили, а его тело спрятали в гробу из двух выдолбленных бревен.

Наказание Святополка

Хотя в XI веке Русь была христианским государством, люди не спешили отказываться от старых обычаев. Кровная месть встречалась нередко. Но Борис и Глеб своим примером показали, что иногда лучше на зло ответить добром. Благодаря их смирению не развязалась братоубийственная война, не были разорены русские города.

Жестокий Святополк недолго сидел на Киевском престоле. Уже в 1019 году Ярослав Мудрый собрал войско и разбил дружину коварного брата. Решающее сражение прошло на берегу реки Альты. Именно там был убит князь Борис. Святополк получил прозвище Окаянный. Он бежал в Польшу, но нигде не мог найти покоя. В народе ходили легенды, что даже от его могилы шла нестерпимая вонь.

Почитание святых Бориса и Глеба

Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, святому князю Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242 год), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380 год). Рассказывают и о других случаях заступничества святых во время войн и вооруженных конфликтов в позднейшие времена.

Явление Бориса и Глеба перед Невской битвой

Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008—1035 гг.).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки князя Глеба, бывшие непогребенными 4 года, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений.

Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: князья-страстотерпцы Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым.

Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на месте сгоревшей церкви каменный пятиглавый храм, который был освящен года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства.

Годом канонизации святых страстотерпцев принято считать 1072. Они стали первыми русскими святыми. Однако известно, что греческие архиереи, которые в то время возглавляли Русскую Церковь, без особого энтузиазма отнеслись к прославлению русских святых. Но большое количество чудес, исходивших от мощей святых страстотерпцев, и народное почитание сделали свое дело. Грекам, наконец, пришлось признать святость русских князей. В народном предании святые князья, прежде всего, фигурируют как заступники земли Русской. В честь святых было сочинено немало молитвословий, включая уникальные, знаменитые житийные Паремии, которые сохранялись в русской Богослужении вплоть до начала XVII века.

Число икон, медного литья и других изображений святых Бориса и Глеба — огромно. Практически в любом историческом музее, посвященном древнерусской иконописи, сегодня можно найти иконы святых самых разных размеров и уровней иконописного мастерства.

Святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Псковская икона XIV век. СПб, Русский музей

Известны также и собственно старообрядческие иконы Бориса и Глеба. Так, после церковного раскола большое распространение получили литые иконы святых, коих существует около 10 разных вариантов.

Старообрядческая икона Бориса и Глеба. XVIII век

Также в честь святых названо несколько городов и населенных пунктов.

Установлены следующие дни почитания святых Бориса и Глеба:

  • 15 мая — перенесение мощей святых мучеников князей русских Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Роман и Давыд (1072 и 1115 гг.);
  • 2 июня — первое перенесение мощей святых мучеников Бориса и Глеба (1072 г.);
  • 6 августа — совместное празднование святым Борису и Глебу;
  • 24 августа — перенесение ветхих рак святых страстотерпец князей Бориса и Глеба от Вышгорода в Смоленск (1191 г.);
  • 18 сентября — успение святого и благоверного князя Глеба, по плоти брата святого Бориса (1015 г.).

————————

Убийство Бориса и Глеба — дело рук Святополка Окаянного

Убийство князей Бориса и Глеба — дело рук Святополка Окаянного. Это общепринятая версия развития событий, которая впервые выдвинута в «Сказании о Борисе и Глебе».

Целю этого преступления стала власть, ведь Святополк хотел стать великим князем киевским.

Князь Владимир Святославович с сыновьями. Московский Кремль. Грановитая палата. Фрагмент росписи работы мастеров из Палеха

Умер великий киевский князь Владимир Святославович в возрасте семьдесят лет. К этому моменту у него родилось одиннадцать родных и один приёмный сын. Кроме того, у князя родилось также четырнадцать дочерей.

Святополк был приёмным сыном князя. Отец его не любил. Дело в том, что мать Святополка была замужем за братом великого князя Ярополком.

Летопись утверждает, что он насильно расстриг её из монахинь, взял в жены, и она забеременела от него Святополком. Уже беременную её взял к себе Владимир.

Святополк и Ярослав (родной сын великого князя Владимира) считались старшими в роду. Они проводили собственную политику, что князю не нравилось.

История сохранила имя Ярослава как Ярослав Мудрый. Он княжил в Великом Новгороде, а Святополк в Турове.

Святополк Владимирович Окаянный. Художник В. Шереметьев. 1867 год

Именно поэтому великий князь заточил Святополка вместе с женой, дочерью польского князя Болеслава I Храброго, в темницу. Основанием стали подозрения в заговоре.

После смерти Владимира Святославовича. Святополк вышел из темницы и по праву старшего в роду занял Киевский стол.

При этом великий князь при жизни планировал отдать власть Борису. Самозваный князь киевский начал жестокую борьбу со своими сводными братьями-владимировичами.

Её жертв и стали святые страстотерпцы князья Борис и Глеб.

Святые страстотерпцы Борис и Глеб.

Святые страстотерпцы Борис и Глеб были первыми канонизированы из русских святых. Всего лишь через полвека после их гибели мощи были перенесены в новую, отстроенную после пожара церковь св. Василия, и детьми князя Ярослава Мудрого было установлено их общецерковное почитание.

Что же такого совершили братья? Оба они были сыновьями князя Владимира, крестителя Руси, и имели уделы: Борис – в Ростове, Глеб – в Муроме. Когда же князь Владимир умер, настала усобица – борьба за киевский престол. Его старший сын, Святополк, хотел не просто воцариться в Киеве, но и убить всех братьев – соперников. Братья Борис и Глеб были младшими сыновьями Владимира, оба отличались кротостью, и были готовы подчиниться Святополку; но он и незлобивых подозревал в злобе. Сначала убили князя Бориса – на берегу реки Альты, когда тот молился в своем шатре; затем Глеба – на пути в Киев, недалеко от Смоленска, когда тот ехал к Святополку. Подвиг братьев состоит именно в непротивлении злу. У каждого из них была дружина, которая могла защитить князя. Воины Бориса даже предлагали ему пойти войной на Киев – но ни Борис, ни Глеб не хотели нарушать заповедь послушания, не хотели участвовать в братоубийственной войне.

В письменных источниках сохранилось описание князя Бориса: «Телом был красив, высок, лицом кругл, плечи широкие, тонок в талии, глазами добр, весел лицом, борода мала и ус — ибо молод еще был…» (Сказание о Борисе и Глебе). Глеба же как младшего обычно изображают юным и безбородым, с ниспадающими на плечи локонами волос. Обычно на иконах братьев можно увидеть вместе, в полный рост, фронтально повернутыми к зрителю. Иногда вместе с ними изображается и князь Владимир, их отец. Другой тип икон – Борис и Глеб «на конях». Такой тип происходит от конных изображений святых воинов, особенно распространившихся в византийском искусстве с XIII века.

Обе иконы, о которых я хочу рассказать, написаны в XIV веке. Одна из них – новгородского происхождения. Написана в 1377 году, для церкви Бориса и Глеба «в Плотниках». Князья облачены в воинскую одежду – доспехи, пластинки которых украшены золотым ассистом, короткие плащи, сапожки. От традиционных образов святых воинов их отличают головные уборы – шапки, отороченные мехом.

Образ отличает торжественный характер. Неспешно шествуют кони, словно неся своих седоков на триумф. Серо-зеленоватые горки на заднем плане такие маленькие, что создаётся ощущение полёта, надмирного шествия великанов-богатырей. Перед нами образ защитников, хранителей русской земли, небесных воинов Христовых, готовых заступиться за родную страну.

Второй образ написан в Москве, происходит из Петропавловского придела Успенского собора Московского Кремля. Эта икона очень похожа на новгородскую; но мастер наполняет её немного другим содержанием

Обращает на себя внимание удлинённость пропорций доски, утончённость силуэтов коней и всадников. Они словно неслышно летят над крутыми уступами горок

Четкий ритм, присущий новгородской иконе, здесь словно сбивается: гнедой конь поднял ногу чуть выше, чем вороной; копья братьев слегка расходятся. Взгляд Глеба обращен на брата; с тревогой в глазах, он словно ищет поддержки у Бориса. Старший брат печально смотрит вперед, понимая, что им обоим грозит смерть от рук Святополка; но он тверд в своем решении, потому что выбирает путь Христа, путь любви и смирения.

В правом верхнем углу иконы изображён Христос, который с печальным ликом благословляет братьев. Интересно, что в новгородском образе, жизнеутверждающем и торжественном достаточно было изобразить лишь десницу Христа; в иконе московского мастера появляется вопрос – что делать? каким путём пойти? А ответ на этот вопрос даёт Бог: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».(1-е Петра, 5:5) «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.» (Лк 9:24) «Праведники живут вовеки; награда их в Господе, и попечение о них у Вышнего». (Премудрость Соломона, 5:15)

Тропарь, глас 2: Правдивая страстотерпца, и истинная Евангелию Христову послушателя, целомудреныи Романе, с незлобивым Давыдом. Несопротив стаста врагу сущу брату, убивающему телеса ваша, души же коснутися не могущу. Да плачется убо злыи властолюбец. Вы же радующеся с лики ангельскими, предстояще Святей Троице. Молитася о державе сродник ваших богоугодне быти, и сыновом русским спастися.

Кондак, глас 3: Восия днесь преславная память ваю, благородная страстотерпца Христова, Романе и Давыде, созывающи нас, к похвалению Христа Бога нашего. Тем притекающе к раце мощей ваю, исцеления дар приемлем, молитвами ваю святая. Ва бо божественная врача еста.

Житие князей Бориса и Глеба

Борис и Глеб были сыновьями великого князя Владимира Киевского (ок. 960 — г.) от его жены византийской царевны Анны (963 — 1011/1012 гг.) из Армянской династии, единственной сестры правящего императора Византии Василия II (976-1025 гг.). При святом крещении Борис получил имя Роман, а Глеб — имя Давыд. С раннего детства братья воспитывались в христианском благочестии. Любили читать Священное Писание, творения святых отцов. Горячо желали подражать подвигу Божиих угодников. Борис и Глеб отличались милосердием, добротой, отзывчивостью и скромностью.

Еще при жизни князя Владимира Борис получил в удел Ростов, а Глеб — Муром. Управляя своими княжествами, они проявили мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди людей. Молодые князья были искусными и храбрыми воинами. Незадолго до своего преставления, их отец великий князь Владимир призвал к себе старшего брата — Бориса и отправил его с многочисленным войском против безбожных печенегов. Однако печенеги, испугавшись силы князя Бориса и мощи его войска, бежали в степи.

После кончины в 1015 году Владимира Великого его старший сын от гречанки, вдовы киевского князя Ярополка Святославича (?—11.06.978 г.), Святополк (ок. 979 — 1019 гг.) объявил себя великим Киевским князем. Узнав о смерти отца, князь Борис сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но смиренный Борис распустил войско, не желая междоусобной распри:

Святополк был изрядно коварным и властолюбивым человеком, не верил искренности слов своего брата Бориса и видел в нем лишь соперника, на стороне которого был народ. Тут же Святополк решился на страшное преступление, подослав к Борису убийц. Борис был извещен об этом, но не стал скрываться. Вспоминая подвиги первых христианских мучеников, он с готовностью встретил смерть. Подосланные Святополком убийцы настигли Бориса за утреней в воскресный день 24 июля (с.ст.) 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После богослужения преступники ворвались в княжеский шатер и пронзили копьями Бориса.

Печать Святополка

Слуга святого князя Бориса Георгий Угрин бросился на защиту своего господина, но тут же был убит. Однако Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал молиться, а потом обратился к убийцам:

Тогда один из убийц подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им встретились два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк решился убить младшего брата — Глеба. Святополк вызвал Глеба из Мурома и отправил ему навстречу дружинников, чтобы они умертвили его на пути. В это время князь Глеб узнал о кончине отца и братоубийственном преступлении Святополка. Скорбя об этом, Глеб, как и ранее Борис, предпочел мученическую кончину братской войне. Убийцы встретили Глеба в устье реки Смядыни, недалеко от Смоленска. Убийство князя Глеба произошло года. Тело Глеба убийцы погребли в гробу, состоящем из двух выдолбленных бревен.  

Где хранится икона

В наше время икону можно встретить в немногих церквях России. Данная икона находится в Великом Новгороде, в Борисоглебовском храме. Также святыню можно встретить в Коломенской Борисоглебовской церкви, в монастыре Рождества Богородицы Фарапонтова и в Спасо-Ефросиниевском монастыре в Полоцке.

Это интересно: Икона святой Виктории Кордубской: делимся опытом

История жизни и смерти святых братьев

После принятия христианства ярый язычник Владимир стал приверженцем истинной веры. Отказавшись от многоженства, князь Владимир жил с одной женой и с ней воспитывал своих сыновей в покорности, смирении и терпении. Борис и Глеб были младшими детьми великого князя, росли в познании священного Писания, помощи убогим и сиротам.

Святые мученики и страстотерпцы Борис и Глеб

Борис правил в Ростове, Глебу достался Муром. Великий Владимир наследником своего княжества назначил Бориса, хотя он не был старшим сыном.

Святополк в 1015 году самовольно занял престол князя после его смерти. Смиренный и Богу послушный Борис не стал бороться за власть, он был занят войной с печенегами, но Святополк не был настроен так миролюбиво и решил убить братьев.

Глеб, зная о намерениях старшего брата, не хотел битвы и пытался уйти от расправы, но убийцы настигли его под Смоленском, убили и бросили в поле.

Борис был убит в палатке во время молитвы. Пронзенный мечами, молодой князь попросил милости совершить последнюю покаянную молитву, после которой сказал палачам поскорее закончить свое грязное дело.

Сын Владимира Ярослав, впоследствии названный Мудрым, не мог стерпеть убийства братьев, разбил войско Святополка, его самого изгнал из Киевской земли и стал править сам. Память о невинно убиенных молодых князьях не давала покоя Ярославу Мудрому, и он решил отыскать их могилы. Если могила Бориса была известна, то место захоронения Глеба не знал никто.

Местные жители местности под Смоленском рассказали людям Ярослава, что в поле есть место, над которым по ночам видно дивное свечение и слышны ангельские голоса. После тщательных раскопок были найдено тело Глеба, которое оказалось нетленным и издавало приятный аромат. Мощи убиенных были перенесены в церковь Вышгорода, над ними сразу начались происходить чудеса.

В 1026 году храм Василия Святителя, в котором хранились мощи молодых князей, сгорел. Ярославом Мудрым была построена новая усыпальница, в нее были помещены тела князей, которые в 1072 году были канонизированы православной церковью.

При отмечании 100 лет со дня гибели братьев под руководством князя Олега Святославича был построен новый храм Бориса и Глеба, в нем устроили новую усыпальницу, но она была разграблена в 1240 году татарской ордой, мощи святых пропали, но появляются святые образа Бориса и Глеба, у которых происходят чудеса.

Первые канонизированные святые

Христианский подвиг святых Бориса и Глеба, проявленный в добродетели — любви, был новым явлением в Руси, где было нормой мстить кровью за кровь.

Молодые князья через смиренное принятие мученической смерти показали христианскому миру пример покорности старшему поколению, удостоившись благодати стать первыми святыми, канонизированными Русской православной церковью, как страстотерпцы.

Важно! Страстотерпие является чином святости, это имя дают святому, принявшему мученическую смерть во имя Бога, не нарушая Божии заповеди. Братья не держали зла на Святополка, с умилением простили и благословили своего убийцу, не оказывая сопротивления во время прихода палачей

Братья не держали зла на Святополка, с умилением простили и благословили своего убийцу, не оказывая сопротивления во время прихода палачей.

Историки не нашли точной даты канонизации братьев.

  1. По одним сведениям это произошла в 1020 году, когда были перенесены мощи мученика Глеба в Вышегород.
  2. Другие утверждают, что великое событие датируется 1021 годом, во время освящения первой церкви, построенной в честь страстотерпцев Бориса и Глеба, житие которых почитаемо с дня их погребения.
  3. Большинством мнений теологи склоняются к дате 1072 года, когда сыновья Ярослава Мудрого освятили новый каменный храм и перенесли в него святые мощи.

Важно! Народ русский чтит братьев Бориса и Глеба, как защитников русских христианских ценностей и земли Русской. Святые образа с изображением братьев появились одновременно с их канонизацией

Первая икона Бориса и Глеба была написана по приказу Ярослава Мудрого, она датирована 1070 годом

Святые образа с изображением братьев появились одновременно с их канонизацией. Первая икона Бориса и Глеба была написана по приказу Ярослава Мудрого, она датирована 1070 годом.

В 11-12 веках образа братьев появляются на мощевиках.

По традиции Борис и Глеб изображаются вместе на одной иконе, они одеты в княжеское одеяние, держа крест, символизирующий мученичество, и меч — символ княжества.

Святым князьям молятся:

  • Об освобождении от зависти и ревности.
  • О сохранении юных в истинной вере, об избавлении их от искушений, нетерпимости и злости.
  • О даровании крепкой веры, на которую можно опираться в любых невзгодах.
  • Об укрощении вражды и злобы, о защите от недоброжелателей.
  • О решении сложной ситуации на работе, при конфликтах с коллегами и начальством.
  • О помощи тем, кто защищает Родину от нападок врагов, будь то военные, экономические, политические или идеологические атаки.
  • Об избавлении от болезней, особенно при слепоте и болезнях ног, так как известно множество свидетельств о чудесных исцелениях перед их иконами.
  • О душевной чистоте и внутренней гармонии.
  • О мире в семье, о согласии с родственниками и близкими.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector