Образ и характеристика пимена в трагедии борис годунов пушкина
Содержание:
- «Образ и характер Бориса Годунова»
- Урок литературы на тему «Народ и власть в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»
- Анализ произведения
- Лекция 5. Духовный путь А.С. Пушкина. Драма «Борис Годунов»
- Мифологический метод исследования в литературе
- Сочинение по произведению Борис Годунов
- Анализ 4
- Другие персонажи
- Годунов в царствование Федора
- Пространственно-временные категории трагедии
«Образ и характер Бориса Годунова»
Образ и характер Бориса Годунова в трагедии Борис Годунов Основная тема трагедии — царь и народ — определила то важное место, которое отвёл Пушкин в своей пьесе Борису Годунову. Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне: Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества
Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне: Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества.
Борис наделён многими положительными чертами. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Бориса Годунова в трагедии Борис Годунов. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание «свой народ в довольствии, во славе успокоить». Как нежный отец, он искренне скорбит о горе своей дочери, потрясённой неожиданной смертью своего жениха.
Что, Ксения, что, милая моя?
В невестах уж печальная вдовица!
Всё плачешь ты о мёртвом женихе. . .
Безвинная, зачем же ты страдаешь?
Как человек, глубоко понимающий пользу образования, он радуется успехам сына в науке.
Учись, мой сын, наука сокращает Нам опыты быстротекущей жизни…
Учись, мой сын, и легче и яснее Державный труд ты будешь постигать.
Борис — опытный политик, он трезво учитывает отношение к нему бояр, понимает всю сложную обстановку внутри страны в его время и даёт разумные советы своему сыну в предсмертном завещании. Просватав свою дочь за шведского королевича, он думает об укреплении связи Руси с западноевропейскими государствами.
Несмотря на все эти качества, народ не любит царя. Борис Годунов — типичный представитель того самодержавия, которое начало складываться в Московской Руси со времени Ивана III и расцвета своего достигло при Иване IV. Борис продолжает политику Ивана IV — сосредоточения всей государственной власти в руках царя. Он продолжает борьбу с родовитым боярством и, как Иван IV, опирается в этой борьбе на служилое дворянство. Назначая Басманова командующим войсками, Борис говорит ему: «Пошлю тебя начальствовать над ними: не род, а ум поставлю в воеводы». Борис продолжает политику московских царей и в отношении к народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать народ. Так думал Иоанн (III), смиритель бурь, разумный самодержец, так думал и его свирепый внук (Иван IV)». Он продолжает политику закабаления крестьян, он «Юрьев день задумал уничтожить», т. е. уничтожить право крестьян переходить от одного помещика к другому и тем самым окончательно закрепить крестьян за помещиками
Такая крепостническая политика Бориса усиливает сначала недоверчивое, а потом враждебное отношение к нему народа.
Но Борис отличается от своих предшественников тем, что он стал царём при помощи преступления, а не в порядке законного престолонаследия. В XVII веке, как об этом говорят некоторые писатели того времени, Бориса Годунова считали убийцей Димитрия-царевича, сына Ивана IV. Такого же мнения придерживался и Карамзин. Карамзин самую трагедию Бориса рассматривал как следствие его преступления: бог наказал Бориса за убийство царевича-младенца.
Пушкин, «воскрешая век минувший во всей его истине», тоже рисует Бориса как убийцу Димитрия. Но, в противоположность писателям XVII века и Карамзину, он не этим преступлением объясняет несчастливое царствование Бориса и постигшую его неудачу основать царскую династию Годуновых.
Убийство Димитрия причиняет Борису душевные мучения, усиливает неприязнь народа к нему, но не это главная причина его трагической судьбы. Гибель Бориса обусловлена социальными причинами, борьбой классовых сил. На борьбу с ним выступило боярство, донские казаки, польская шляхта, но главное — против него народ. Гаврила Пушкин говорит Басманову, что Самозванец силен не «польскою помогаю» и не казаками, а «мнением народным». Народ восстал против Годунова, и в этом главная причина гибели Бориса, так как народ — основная, решающая сила истории.
Народ отвернулся от Бориса и потом восстал против него потому, что видел в нём деспота, который не только не заботится о благе народа, но, напротив, ухудшает его положение, закрепощая крестьянство; видел в нём убийцу царевича; рассматривал все его «благодеяния» и «щедроты» как «средство удержать смятенье и мятеж».
Так Пушкин показывает, что основная причина трагедии Бориса в том, что он лишился уважения, любви и поддержки народа.
Урок литературы на тему «Народ и власть в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«НАРОД И ВЛАСТЬ В ТРАГЕДИИ А.С. ПУШКИНА
«БОРИС ГОДУНОВ»
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы продолжаем начатый на прошлом уроке разговор о трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Эта историческая трагедия поднимает важнейшие вопросы, которые остаются актуальными и до сегодняшнего дня, например, проблема, обозначенная нами как одна из основных – проблема взаимоотношений человека, получившего неограниченную власть, и народа, который как раз и находится под этой властью.
2. Основные вопросы беседы:
— кого автор определил как главных действующих лиц трагедии?
— можно ли в связи с этим считать трагедию политической?
— кто является главной действующей силой в первых сценах трагедии?
— почему никакие происки бояр и духовенства не влияют на настроение народа? («Давай народ искусно волновать…»)
— каким изображается народ в начале пьесы? Как действует московская толпа в сцене уговоров Бориса взойти на престол?
— каково отношение народа к власти?
— чем объяснить разные высказывания народа о Годунове?
— почему народ не может представить жизнь без власти?
— легко ли добиться признания, находясь у власти?
— для чего Борису нужен факт народного избрания его на власть?
— в чем сила Бориса на первых порах его правления? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем монолог Бориса из 6 сцены.
Монолог Бориса «Достиг я высшей власти…». Фрагмент х/ф «Борис Годунов».
— почему Годунов, полный самых добрых и просвещенных мыслей и намерений, становится, как и большинство его предшественников, тираном?
Монолог Пушкина «Такой грозе, что вряд царю Борису…»
— что начинает происходить, когда появляется реальная угроза власти Годунова?
— прочна ли власть, достигнутая через злодеяние?
Иллюстрация к образу Бориса Годунова
— чем отличается это изображение Бориса от ликов святых?
— почему никто: ни бояре, ни народ – не могут напомнить Борису, как он добился власти?
И все-таки есть один представитель народных масс, который может позволить себе сказать Годунову все, что он о нем думает. Послушаем фрагмент из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов».
— кто из представителей народа может позволить себе сказать Борису все, что о нем знает и думает? (Традиция в русской литературе).
— как вы объясните выражение «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха»?
— за что отвергнут народом Годунов? Почему народ вдруг оказывается на стороне Лжедмитрия?
— итак, какое столкновение в трагедии можно считать главным?
— как созревает у Григория Отрепьева решение выдать себя за царевича?
— что предсказывает Отрепьеву его сон?
— что изменяется в положении Григория, когда он попадает к полякам?
— кто подогревает честолюбие в Отрепьеве?
— как он ведет себя на русской земле?
— что способно затмить Лжедмитрию власть?
— почему, несмотря на жестокое сопротивление, Лжедмитрий входит в Москву?
— в чем причина его побед?
— почему неизбежно крушение Лжедмитрия?
— анализ эпизода из к/ф «Борис Годунов» (сон Лжедмитрия).
— каким видится Лжедмитрию с высоты народ?
— каким способом Лжедмитрий достигает высшей власти?
— какова реакция народа на злодеяния Лжедмитрия? Почему «народ безмолвствует»? («Молчание народа – урок королям»)
— кому из героев в большей степени симпатизирует автор?
— в чем значение народных масс, народного мнения в крупных исторических событиях?
— доказывает ли история, что основу жизни и развития нации, государства составляет простая жизнь народа?
3. Заключительное слово учителя.
Народ и власть… Тема неисчерпаемая. И проблема неисчерпаемая. Власть – огромная ответственность и колоссальное испытание для человека. Но самое главное – я думаю, что вы со мной согласитесь – это, имея неограниченную власть, остаться человеком. Как показывает история, не каждому удается выдержать это испытание. Примеров тому десятки. Опять же власть может оказаться палкой о двух концах, потому что человек может стать заложником власти, а то и пешкой в чьей-то нечестной игре. Только нравственная власть пользуется уважением. Но можно ли допустить общество без высшей власти? Конечно, нет. Как говорил французский писатель 18 века Антуан Ривароль, «где нет власти, там умирает закон».
4. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: «Какими чертами, по-вашему, должен обладать человек, которому вы могли бы доверить власть?».
Анализ произведения
Действие сюжета развивается в России в конце XVI — начале XVII веков. Жанр произведения — драма.
Краткий пересказ
Два боярина, Шуйский и Воротынский, размышляли, кто после смерти царевича займет его место. Наследником был брат царицы Борис Годунов. Он находился в монастыре и отказывался от вступления на трон. Шуйский был уверен, что убийцей царевича Дмитрия был Годунов, только не смел обвинить его в этом ужасном преступлении. Борис согласился принять трон только после того, как на Красной площади собрались люди и стали упрашивать его стать царем.
Через полгода царствования Годунов был разочарован, ведь он столько сделал для своего народа, но люди его лишь проклинали. Он считал, что причина неудач связана со смертью невинного младенца. Бориса постоянно преследовали видения, мучили его.
Между тем из монастыря бежал монах Отрепьев, который говорил всем, что он и есть царевич Дмитрий. Этот человек жаждал править Россией.
Боярин Шуйский прознал, что объявился некий Лжедмитрий. Он стал замышлять переворот. Борис Годунов встревожился новостью о самозванце и засомневался в смерти Дмитрия. Но Шуйский заверил его в гибели царевича.
Лжедмитрий нашел себе единомышленников и пошел на Москву, чтобы свергнуть Бориса. К его войску присоединились поляки и казаки.
Через некоторое время Отрепьев влюбился в дочь воеводы Мнишека. Он признался Марине в том, кем является на самом деле.
Лжедмитрий пересек границу, но среди обычных людей начали происходить волнения и восстания. В это время патриарх сообщил, что возле могилы царевича Дмитрия происходят чудеса, люди исцеляются. Это поможет разоблачить самозванца. Достаточно будет привести его на могилу, народ все сам увидит.
Вскоре Лжедмитрий напал на войско Годунова и выиграл сражение. Самозванец продолжил наступление, но в это время в Москве умер Борис. Он успел благословить своего сына Федора на царство.
Князь подговорил царских воевод на измену, организовав тем самым бунт против царевича. В итоге супруга Бориса и его дети были убиты, а Лжедмитрий провозглашен царем. Народу сообщили, что семья Годунова умертвила себя. Люди ответили молчанием на это.
Сжатый план
По краткому пересказу можно составить сжатый план. Он состоит из следующих пунктов:
- Обсуждение наследника трона.
- Борис стал править Россией.
- Неудачи и беды правителя.
- Видения и мучения царя.
- Появление Лжедмитрия.
- Борьба за трон.
- Смерть Бориса.
- Царевич Федор.
- Переворот и смерть Годуновых.
- Молчание народа.
Основная мысль
Автор показал в своем произведении все темные стороны власти, к которой стремятся люди. Они готовы добиться желаемого любой ценой, даже пойти на убийство. На примере главного героя видно, что все плохие действия обязательно будут строго наказаны.
Народ отвернулся от Годунова, ведь тот получил трон через кровопролитие. Это и привело Бориса к случившемуся несчастью. Автор показал трагедию народа. Люди не стали сопротивляться новой власти, не боролись с несправедливостью. Они стояли безмолвно. Своим произведением А. С. Пушкин хотел передать своим читателям следующее сообщение:
- правитель должен думать не о том, как сохранить власть, а заботиться о своем народе;
- люди не должны слепо верить правителям;
- между моралью и собственными амбициями нужно всегда выбирать первое.
Лекция 5. Духовный путь А.С. Пушкина. Драма «Борис Годунов»
17 февраля филолог, профессор Александр Ужанков, в рамках курса «Духовные основы русской литературы», прочитал лекцию на тему «Духовный путь А.С. Пушкина. Драма “Борис Годунов”». Действия драмы происходят в России в конце XVI – начале XVII столетия и описывают период царствования Бориса Годунова и вторжение Лжедмитрия I.
В начале лекции Александр Ужанков отметил важную роль русской литературы в духовном пути к Богу. Он сравнил ее с житиями святых:
«Равно как житие праведника является образцом пути к Богу, точно так же и жизнь публичных людей, как настоящего времени, так и прошлого, может способствовать выбору нами пути и являться в какой – то степени образцом».
Профессор описал путь духовных перемен Пушкина. Он был нелюбимым ребенком – это сказалось на его формировании. В юности окружением Пушкина были в основном масоны, он даже поступил в масонскую ложу и во многом разделял их взгляды. Когда Пушкин попал в ссылку в село Михайловское, его самыми лучшими друзьями стали книги. В октябре 1824 года он оказался в местном Святогорском монастыре, где познакомился с Киево – Печерским патериком и «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина. Он начал совершенно по – другому смотреть на историю России – через призму Священного Писания и святоотеческого наследия.
– отметил Александр Ужанков и продолжил. Пушкин, как сторонник классицизма, прекрасно знал закон трех единств – так писались все пьесы того времени. Закон трех единств – закон единства места, времени и действия. Всё это в произведении «Борис Годунов» Пушкин нарушил:
- Единство места – все события произведения должны разворачиваться на одном месте, а у Пушкина действия начинаются с Кремлевских палат, потом переходят в Новодевичий монастырь, затем Русско – Литовская граница, замок Мнишек, поле «перед Новгород – Северском», Кремлевские ворота и т.д.
- Единство времени – действие должно разворачиваться в течение суток, здесь же начинаются события в 1598 году, а заканчиваются в 1664 году.
- Единство действия – должна быть одна сюжетная линия. А здесь две сюжетные линии: первая – Борис Годунов, вторая линия – самозванец Лжедмитрий. Эти две линии направлены одна навстречу другой.
У каждого произведения должно быть хорошее начало, которое заинтересует читателя. И здесь Александр Ужанков о Пушкина
Он обратил внимание на первую строфу пьесы:
«Первая фраза должна интриговать. Пушкин это знал, поэтому прямо в начале произведения мы видим интригу: “Москва пуста; вослед за патриархом К монастырю пошел и весь народ. Как думаешь, чем кончится тревога?”. Здесь есть интрига, которую ставит перед читателем Александр Пушкин: почему Москва пуста? Зачем крестный ход? Какая тревога?».
Пушкин в своем произведении показал все темные стороны власти. Годунов взошел на трон кровавым путем. Появилась цепочка причинно – следственных связей: за грехи государя наказан народ, за грехи народа наказано государство; грех Бориса Годунова искупил его сын, так же как и сын Лжедмитрия, который погиб.
«Эта цепная реакция не прерывается, если нет покаяния, потому что без покаяния нет прощения. Без покаяния не наступит перемена мысли, сознания, ума и поступков. В этом гениальность Пушкина»,
– подвел итог в конце встречи Александр Ужанков.
Следующая лекция курса «Духовные основы русской литературы» пройдет 24 февраля в Актовом зале Сретенской семинарии. Она будет посвящена теме «О чем роман в стихах “Евгений Онегин” А.С. Пушкина?».
Лекция (продолжительность: 1:50:41)
Мифологический метод исследования в литературе
Мифологический метод исследования в литературе — это способ восприятия, анализа и оценки произведения, где за основу берётся религия и фольклор. Его предтечей была средневековая герменевтика (искусство понимания смыслов и интерпретации текстов) и поздние исследования братьев Гримм в области фольклора. Зародился Мифологический метод в 30-е годы XIX века в Западной Европе под воздействием Шеллинга и братьев Шлегелей, которые утверждали, что в основе каждой культуры лежит мифология. В России получил распространение в середине XIX века и связан с именами Буслаева, Афанасьева и Проппа. В эпоху Символизма в XX веке этот метод получил второе рождение в неомифологической школе.
Сочинение по произведению Борис Годунов
Пушкин одно из своих самых выдающихся произведений находясь в изгнании. Поэт работает над произведением-трагедией «Борис Годунов». Данное произведение было действительно современным по тем времена и освещало проблемы того времени. Поднимался вопрос самодержавия и крепостного права. Самое главное то, что Пушкин рассматривает народ, как полноценного участника в борьбе за освобождение.
В 10 и 11 томах вышла «История государства Российского», которая и стала источником информации для Пушкина. В этих томах было описано «смутное время». В эти времена народ восстал, против закона о крепостном праве. С трона убрали сына Годунова – Федора, а Борис перед этим событием умер. Поэт, написав свое произведение, показал читателю подлинные действия тех времен. Пушкин использовал исторический материал не для украшения своего произведения, а лишь с одной целью, показать людям правду.
Нынешний царь Федор не имел детей, поэтому его наследником был брат Дмитрий. Годунов сделал все так, чтобы ему никто не мешал прийти к власти. Из Москвы выдворяют царевича, а Дмитрий как-то странно умер. Теперь нужно было выбрать царя и им стал Годунов. Первые четыре части произведения Пушкина рассказывают об этих событиях.
На троне у Бориса начались неудачи. Во-первых, в государстве был неурожай и соответственно голод, во-вторых горела Москва и много людей остались без дома. Люди устали от такой власти, от крепостного права. Злость и ненависть к Борису росла. На закате своего правления царь усилил нажим на людей. Людей сажали, изгоняли. Так же Годунов придумал молитву, в которой просилось за его здоровье. Каждый должен был читать ее за обедом.
Однажды объявился самозванец, который представился как Дмитрий (который погиб). Люди поверили ему, и он начал собирать войско против Годунова. Народ был за него, так как самозванец выступал за отмену крепостного права. Вскоре умер Борис и это способствовало скорому концу нынешней власти. Место правления занял сын Бориса – Федор. Но, его никто не поддерживал, да и лучший полководец Басманов принял сторону самозванца. Бояре так же не стояли в стороне им в конце концов убили Федора и его мать. Теперь Москву занял самозванец со своими людьми.
Но, все главные герои произведения не являются его ключевыми фигурами, главным является народ. Именно люди решают судьбу всех героев. В конце произведения народ превращается в страшную силу, которая крушит все на своем пути. Теперь люди решают свою судьбу и дальнейшую судьбу действующих лиц. Но, народ не поприветствовал нового царя Дмитрия, ведь они увидели, что тот тоже начал править с убийством безоружного мальчика и его матери.
Анализ 4
Одним из трагических произведений великого писателя А.С.Пушкина является поэма «Борис Годунов», в нее он внес массу трагедий как между героями, но так же и заключил в нее трагедию всего общества. Народ и царь — это основная тема, которая вошла в основу произведения Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Сам же Борис Годунов был описан как положительный персонаж, на первый взгляд он казался не только хорошим царем, но и являлся прекрасным отцом и семьянином. Который очень сильно старался поддерживать своих детей во всех историях. Вместе со своей любимой дочерью переживает горе о потере ее жениха. Поддерживает своего сына в его желании получать большие знания в науке. Он очень умен, его желанием было, принести довольствие народу своему, после получения престола.
Борис был хорошим продуманным политиком, душевным человеком в отношении людей, просчитывал шаги наперёд зная всю обстановку страны. Даже, несмотря на все плюсы и положительные качества, население страны его не особо то и любили. Думая об укреплении связей и западными европейскими государствами, он просватал свою дочь за шведского королевича. В отношении к народу он продолжает политику некоторых московских монархов, он настаивает на том чтобы каждый крестьянин принадлежал одному помещику и не имел ни каких прав. Тем самым он полностью переходит к враждебному отношению людей к его персоне.
Борис отличался от своих предшественников, тем что завоевал свои престол не честным путем, он не получил его по наследству, а совершил преступление, убив младенца Дмитрия. Так считали не только народ, но и многие писатели того времени. Это абсолютно не красило его образ, как правителя, но и очень мучительно терзало его душу, это было лишь маленькой частью огромной трагедии его судьбы. Активную борьбу с его персоной вели не только бояре, донские казаки и польская шляхта, но и во главе стоял сам народ, это и было основной причиной его трагической кончины.
Тем самым Александр Сергеевич, показывает в своем произведении, если правитель лишится поддержки и уважения своего народа, ухудшая сам свое положение, обманывая крестьян, которые впоследствии его тирании не только возненавидели его, но и считали деспотом. Конечно же ничем хорошим для такого представителя правления как Борис Годунов это закончиться не могло, кроме как смерти от рук тех кого он пытался приручить под собственную власть.
Первое появление этого произведения на свет, где Пушкин, так же являлся героем. Произвело огромное впечатление на общество, которому он впервые его прочитал, кто-то был в недоумении от исходящей импульсивности и в ошеломлении. И по сей день уникальность этого произведение затягивает читателя в глубину истории, завораживает своим интригующим сюжетом. Образ мыслей писателя не оставляет никого равнодушным, даже критики высказывали свое мнение в воодушевлении.
Другие персонажи
- Григорий — молодой монах. Умный, ловкий, властолюбивый. Сумел втереться в доверие польскому королю, надеясь, что он поможет ему стать русским царём. Самозванец, взошедший на московский трон.
- Василий Шуйский — князь, ловкий царедворец.
- Воротынский — князь.
- Щелкалов — верховный дьяк.
- Отец Пимен — летописец.
- Pater Черниковский — мечтал с помощью Самозванца сделать русских католиками.
- Мнишек — польский магнат.
- Марина — дочь Мнишека. Надменная, гордая красавица, обольстившая Самозванца и ставшая его женой, надеясь стать московской царицей.
- Патриарх — глава Русской православной церкви.
- Маржерет, Вальтер Розен — капитаны. Французы, служившие русскому царю.
- Юродивый Николка — наивный, доверчивый человек, ходит в веригах и железной шапке.
- Рожнов — дворянин, попавший в плен к ляхам.
Семья Годунова:
- Мария — жена.
- Феодор — сын.
- Ксения — дочь.
Соратники и приближённые Лжедмитрия:
- Гаврила Пушкин — дворянин.
- Князь Курбский — сын Андрея Михайловича Курбского, убежавшего при Иване Грозном к польскому королю Баторию.
- Карела — атаман донских казаков.
- Вышневецкий — литовский князь, первым признал Самозванца Димитрием, сыном Ивана Грозного.
- Басманов — воевода, перешедший впоследствии к Лжедмитрию.
Годунов в царствование Федора
В 1581 г. Грозный в припадке гнева убивает собственного сына Ивана (по другой версии – сын умер от болезни), в результате чего единственным претендентом на трон становится Федор Иванович.
В прошествии трех лет умирает и сам Иван Грозный. Интересен факт, что именно Борис Годунов находился рядом с самодержцем в последние минуты его жизни, вследствие чего исследователи его биографии предполагают, что Годунов мог способствовать скорейшей смерти царя.
После этого на престоле оказался его сын Федор, который абсолютно не умел управлять державой и нуждался в грамотном советнике. Вследствие этого был образован регентский совет, в состав которого входили Шуйский, Бельский, Юрьев, Мстиславский и Годунов.
Все прекрасно понимали, что Федор Иоаннович не в состоянии управлять огромной страной, вследствие чего между боярами началась борьба за власть.
Интересно, что все кто боролся за трон часто прибегали к силовому решению той или иной проблемы, в то время как Борис Годунов использовал хитрость и расчетливость. После череды побед над своими соперниками, ему оставалось разобраться лишь с одним претендентом на престол.
Им был царевич Дмитрий, который находился в ссылке по настоянию матери. Как оказалось, юноши не стало в 1591 г., поскольку во время одного из эпилептических приступов он наткнулся на нож. По крайней мере так гласит официальная версия смерти царевича.
Пространственно-временные категории трагедии
В основании произведения – обращение к трудному историческому периоду правления Годунова и последующей «смуты», нашествие польского войска под предводительством Лжедмитрия на Русь. В центре внимания автора – судьба семьи Годуновых, ставших жертвой заговора бояр, аристократии, недовольных их властью.
Главными героями произведения являются царь, аристократия и народ.
Временной период произведения охватывает 6 лет. Произведение начинается с диалога бояр Шуйского и Воротынского в 1598 г., которые признают:
Иначе говоря, бояре признают, что Годунов – честный, справедливый царь, которого любит народ, мудрый политик, много сделавший для России и русского народа.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Действо протекает попеременно то в русских, то в польских сценах, само моделирование пространства осуществляется на оппозиции: Восток (Русь) и Запад (Польша).
В процессе создания пространства Руси огромное место занимает Кремль – главный русский дворец, неприветливое, мрачное место. Здесь всегда безлюдно, тихо. Царская семья ведет уединенную, отшельническую жизнь, в палаты Кремля допущены лишь самые близкие к царю люди.
Несколько иначе представлен дом Шуйских, который напоминает резиденцию западного типа. Здесь всегда множество гостей, даются званные вечера. Но и здесь обстановка не такая легкая и непринужденная, как это могло бы показаться. Присутствующие боятся не гнева царя, но доносов и клеветы.
Кардинально противоположным образом представлен замок Мнишека в Самборе, который изображен как настоящий дворец, в освещенных комнатах которого звучит музыка, а дамы и кавалеры свободно ведут фривольные беседы. Здесь нет ни тени того аскетизма и страха, царящего в Кремле.
В результате осуществляется противопоставление между Востоком и Западом, что подчеркивает трагизм происходящих событий, невозможность жизни русского народа под властью польского властителя.