Хиландар

Монастыри

Самый древний монастырь Афона, Лавра святого Афанасия, основана в X веке. Великая Лавра — главенствующий монастырь в Афонской иерархии. 

Всему миру известен монастырь Ватопед — хранитель величайшей православной святыни — пояса Пресвятой Богородицы. 


Ватопед

Многие слышали о монастыре Хиландар, четвертом в иерархии монастырей. В Хиландаре хранятся нетленные мощи преподобного Симеона, основателя монастыря. Из его гробницы растет древняя виноградная лоза, которая приносит плоды уже много веков. Виноград с этой лозы дарит счастье иметь детей бесплодным родителям. 


Святая лоза

Свято-Пантелеимоновский монастырь

По Преданию, монастырь на Афоне основал князь Владимир после крещения Руси. За долгие века монастырь переживал неоднократные периоды то упадка, то возрождения. Например, в 1726 году в монастыре оставалось четыре человека братии — двое русских, двое болгар, да игумен-болгарин. В XIX веке монастырь пережил период расцвета, благодаря помощи и покровительству российской императорской фамилии. На начало XX столетия в Россиконе насчитывалось около 2000 братии. Переживал монастырь и страшные пожары 1307 и 1968 годов.

Всего в монастыре три храма — Святого великомученика и Целителя Пантелеимона, Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Митрофана Воронежского Чудотворца, и 17 параклис — небольших часовен или приделов храма.

В главном соборе, освященном в честь великомученика и целителя Пантелеимона, хранится честная глава этого святого — сокровище и духовное утешение не только храма, но и всей горы Афонской. Кроме того, в монастыре множество других святынь — частицы Честнаго Креста Господня, частицы мощей более чем 300 русских, грузинских и греческих святых — святителей, мучеников, преподобных и безсребреников, чудотворные иконы.  


Свято-Пантелеимонов монастырь

После известных событий 2017-2018 годов РПЦ не благословляет своих верных чад причащаться в церквях Афона, а клирикам запрещено участвовать в богослужениях. Исключение составляют храмы Свято-Пантелеимоновского монастыря.   

История

По одной версии название монастыря связано с именем основателя здешней монашеской общины, т.к. в одном документе века говорится: «Мы посылали письмо через Георгия, называемого Хиландар

«. По мнению других, обитель называется так из-за своей формы, напоминающей очертания византийского корабля типа «хеландион» (в русском варианте — «шаланда») .

Свою новую историю монастырь ведет от сербских правителей XII века Стефана Немани и его сына Растко. Оба они отказались от престола, ушли на Афон и приняли монашество — вначале сын, ставший затем великим сербским святителем Саввой, а затем и отец, появившийся в образе простого инока Симеона в Ватопедском монастыре. В 1198 году Ватопед отдал отцу и сыну лавру Хиландар, лежащую тогда в руинах. Дар был скреплен указом императора Алексия III, подтверждавшим, что монастырь навеки переходит во владение сербов. Отец и сын изо всех сил трудились над восстановлением монастыря, практически отстраивая его заново. Преподобный Симеон почил и был погребен в монастыре Хиландар в 1200 году, спустя два года после его основания. В 1204 году Савва решил вернуться в Сербию и забрал с собой тело отца, чтобы перезахоронить его в Студенице. Братия скорбела об утрате мощей, но преподобный явился во сне игумену Мефодию и сказал, что мощи необходимо было вернуть в Сербию, но взамен из его могилы вырастет виноградная лоза. Вскоре после того, как владыка Савва отбыл с мощами, из камня под опустевшей могилой начала расти лоза, на которой с тех пор растет виноград.

Со временем святой Савва, возвратившийся на родину, стал архиепископом Сербским, духовным отцом своего народа. Умирая, святитель оставил братии монастыря Устав, согласно которому в монастыре не должен выбираться игумен, а его место незримо занимает Сама Царица Небесная — Игумения Святой Горы.

С 1293 года благодаря своему второму ктитору серб­скому королю Стефану Урошу Милутину оби­тель стала вновь процветать. Хиландар постоянно растил для Сербии боголюбивых патриархов и епископов. Хиландарские иноки всегда были известны своим прилежанием и духовной мудростью. Переводы духовной литературы с греческого на славянский язык, осуществлявшиеся в стенах этой обители, служили основным источником духовного просвещения Сербии, а через нее питали и другие земли.

В отличие от многих других монастырей, потерявших с падением Византийской империи благотворителей, Хиландар процветал на протяжении всего периода турецкого владычества. Ему удавалось поддерживать стабильное существование и много раз прот избирался из числа его братии. Жизнь в монастыре стала приходить в упадок лишь в XVII веке, после того как турки упразднили сербское автономное правление и принудили страну подчиниться Вселенскому патриарху, который исполнял функции как духовного так и светского правителя христианских подданных Османской империи. Монастырь был возобновлен благочести­вым венецианским купцом, впоследствии иноком Никанором, и пожертвованиями от болгар. Приток монахов из Сербии постоянно сокращался, но монастырь сохранял славянский характер, и в конце XVIII века Хиландар уже был преимущественно болгарским.

Сербская Православная Церковь вновь стала автокефальной лишь в 1879 году, а в 1896 году царь Сербии Александр I посетил Хиландар и оплатил восстановительные работы, в которых монастырь остро нуждался после пожаров 1722 и 1891 годов. Кроме того, царь прислал сюда много сербских монахов, снабдив монастырь средствами на их содержание, и со временем Хиландар вновь стал сербским.

В конце века Устав Саввы Сербского, согласно которому в обители избирался только наместник, а игуменство принадлежало Богородице, был упразднен. Это привело к уходу из монастыря части братии. Вскоре, в 2004 году, в монастыре произошел сильнейший пожар, когда за одну ночь выгорела половина монастыря, причем пожар начался с игуменской келии и быстро распространился на архондарик и братские келии. Ныне насельники монастыря считают пожар справедливым наказанием за отступление от Типика святого Саввы.

Хиландарский монастырь

Библиография

  • Святая гора. Каменные арочные мосты и акведуки ( ISBN  978-618-00-0827-2 ) Франджискоса Мартиноса. Отредактировал Димитри Михалопулос (Афины, 2019).
  • Гора Афон ISBN  960-213-075-X Сотириса Кадаса. Иллюстрированный путеводитель по монастырям и их истории (Афины, 1998 г.). С множеством иллюстраций сокровищ византийского искусства на Афоне.
  • Афон «Святая гора » Сиднея Лоха. Опубликовано в 1957 и 1971 годах (Librairie Molho, Салоники). Лох провел большую часть своей жизни в византийской башне в Уранополисе, недалеко от Афона, и описывает свои многочисленные визиты на Святую гору.
  • Станция: Афон: Сокровища и мужчины от Роберта Байрона . Впервые опубликовано в 1931 году, перепечатано с предисловием Джона Джулиуса Норвича, 1984.
  • Dare быть свободным ISBN  0-330-10629-5 от Walter Babington Томас . Предлагает представление о жизни монахов Афона во время Второй мировой войны с точки зрения сбежавшего военнопленного, который провел год на полуострове, избегая захвата.
  • Синий гид: Греция ISBN  0-393-30372-1 , стр. 600–03. Предлагает историю и туристическую информацию.
  • Гора Афон: обновление в раю ISBN  978-0300093537 , Грэм Спик. Издана издательством Йельского университета в 2002 году. Обширная книга об Афоне в прошлом, настоящем и будущем. Включает ценную туристическую информацию. Содержит многочисленные полноцветные фотографии полуострова и повседневной жизни монастырей. 2-е издание, опубликованное Дениз Харви в 2014 году, которое включает исправления, обновления и новую главу, в которой документируются изменения, произошедшие за двенадцать лет с момента его первой публикации.
  • «Со Святой Горы » Уильяма Далримпла . ISBN  0-8050-6177-0 . Опубликовано в 1997 г.
  • Ульянов О. Г. Влияние монашества Святой Горы Афон на движение литургических реформ в поздневизантийском периоде // Церковь, общество и монашество. Второй международный монастырский симпозиум в Сант-Ансельмо. Рома, 2006 г.
  • Иванов, Эмиль: Das Bildprogramm des Narthex im Rila-Kloster in Bulgaria unter besonderer Berücksichtigung der Wasserweihezyklen auf dem Athos , Diss., Erlangen, 2002.
  • Иванов, Эмиль: Apokallypsedarstellungen in der nachbyzantinischen Kunst, in: Das Münster, 3, 2002, 208–217.
  • Встречи на Святой Горе: Истории с горы Афон ISBN  978-2-503-58911-4 , П. Ховорт, К. Томас (редакторы). Опубликовано Brepols в 2020 году.
  • Ли Фермор, Патрик: Разбитая дорога. В заключительном томе его оригинальной трилогии, отредактированном Колином Туброном и Артемисом Купером, есть отличная описательная экскурсия по каждому из основных монастырей после его посещения в январе-феврале 1935 года.
  • Милеушнич, Слободан (2000) . Свети Срби (на сербском). Нови-Сад: Прометей. ISBN 978-86-7639-478-4. OCLC   .

Православные празднуют Собор преподобных отцов Хилендарского монастыря 13 июня

Православные церкви, в том числе и Русская Православная Церковь, чтут Собор преподобных отцов Хиландарского монастыря. Это сербские святые, прошедшие иноческую школу в Хиландаре. Их память празднуется 13 июля.

Собор Афонских святых. XVIII век. В состав Афонских святых входят и преподобные отцы Хиландарского монастыря. Православные церкви чтут их память 13 июля. Фото: drevo-info.ru

В Собор входят:

  1. Прп. Симеон Мироточивый, один из основателей Хиландара (+ 1200, память 13 февраля, 3 ноября).
  2. Свт. Савва I, 1-й архиеп. Сербский (+ 1237, память 12 января, 6 мая).
  3. Свт. Арсений I, архиеп. Сербский (+ 1266, память 28 октября).
  4. Свт. Савва II (Неманич), архиеп. Сербский (+ 1271, память 8 февраля).
  5. Свт. Иоанникий I, архиеп. Сербский (+ 1279, память 28 мая).
  6. Свт. Евстафий I, архиеп. Сербский (ок. 1285, память 4 января).
  7. Свт. Савва III, архиеп. Сербский (+ 1316, память 26 июля).
  8. Свт. Никодим, архиеп. Сербский (+ 1323/25, память 11 мая).
  9. Свт Даниил II, архиеп. Сербский (+ 1338, память 20 декабря).
  10. Свт. Ефрем, патр. Сербский (+ 1400, память 15 июня).
  11. Свт. Киприан, митр. Киевский (+ 1406, память 27 мая, 16 сентября).
  12. Прп. Нектарий Битольский(+ 1500, память 5 декабря, 15 декабря).
  13. Прп. Рафаил Банатский (+ ок. 1590, память 16 августа).
  14. Свт. Василий Острожский (+ 1671, память 29 апреля).
  15. Прмч. Дамаскин Габровский, игумен (+ 1771, память 16 января).
  16. Прмч. Онуфрий Хиосский, схимонах (+ 1818, память 4 января).

Хиландарский монастырь — это один афонских монастырей, считающийся одной из величайших сербских религиозных святых

Монастырь Хиландар или Хиландарский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы на Святой Горе Афон — это одна из величайших религиозных святынь Сербии. Он занимает четвертое место в святогорской иерархии. Находиться под юрисдикцией Константинопольского патриарха, при этом поддерживается духовно Сербской православной церковью.

Монастырь Хиландар, наши дни. Хиландарский монастырь расположен на северо-востоке Афонского полуострова, неподалеку от монастырей Есфигмен и Зограф. Фото: upload.wikimedia.org

Обитель расположена на северо-восточной стороне Афонского полуострова, примерно в тридцати минутах ходьбы от его побережья. От моря к нему можно пройти через невысокие, густо поросшие лесом холмы. От Хиландара до другого афонского монастыря Есфигмена два с половиной часа хода, это примерно 10 километров. На таком же расстоянии он расположен и от Зографа.

От причала на западной стороне афонского полуострова, который удалён от обители на четыре километра, до монастыря паломников, как правило, довозят на автобусе. От Хиландара до Кареи расстояние составляет 30 километров.

Иконки

Три руки иконы Божией Матери

Иконы Хиландара представляют собой одну из самых важных коллекций средневековых икон. Одна из трех сохранившихся афонских мозаичных икон, первоначально принадлежавших Стефану Неманья, также является частью инвентаря, как и несколько выдающихся икон Марии и Христа с 13 по 14 века. веков. Века.

Самая старая икона Хиландара — мозаичная икона Богоматери Одигитрии, стилистически относящаяся к эпохе Комнинов около 1200 года. Одно из главных произведений европейской панно 13 века — широкоформатная икона Шествия Девы Марии в стиле Одигитрии . Стилистически он связан с фресками 13 века в монастырских церквях Милешева и Сопочани и работами так называемого палеологического ренессанса . Деисусные широкоформатные иконы датируются XIV веком, включая архангела Гавриила и евангелистов Луки и Матфея.

Самая известная икона из собрания икон — это икона Трихейруша (сербская Богородица Троеручица, греч. Παναγία η ριχερούσα, по-немецки, грубо говоря, Трехрукая Богородица). Согласно легенде, на картине изображен святой Иоанн Дамаскин с отрезанной рукой по приказу халифа Абд аль-Малика. Этой иконе Марии, относящейся к типу Одигитрии, в 1904–1909 годах был присвоен русский «Сильбероклад». Икона находится на восточной стороне юго-западной колонны Бемап Хиландарского католикона, рядом с резиденцией аббата. Одна из трех легенд связана с этим троном, который, вероятно, был богато украшен резьбой по дереву и снабжен великолепным балдахином в 18 веке: икона неоднократно покидает свое старое место в алтаре и сама появляется на троне Игуменоса. Этим чудом она разрешает постоянный спор между монахами, которые затем оставляют икону на новом месте, которое она выбрала, и отныне уважают ее как игумению. Легенды, окружающие икону, делают ее самой известной иконой Сербской Православной Церкви.

Говорят, что икона Божией Матери с тремя руками и пастушеский посох святого Саввы вернули Савву из Сербии из его путешествия на Святую Землю . Согласно легенде, Сабас перед своей смертью пророчествовал, что однажды князь из далекой страны, носящий то же имя, что и он сам, посетит монастырь Мар Саба; его наследство, среди прочего, принадлежит ему. его сотрудники уйти.

Почитаемые реликвии монастыря включают икону Христа Пантократора из 13 — го века и Богородицу Трех рук, а также сотрудник пастуха Сны Саввы из Мар Саба .

Святой крест

Венчает гору Афон – трехметровый Святой Крест. Выполнен он из металла в 1882 году. И сделали его русские.

Трудно представить, как удалось монахам Пантелеймоновского монастыря доставить на вершину Афона этот Крест.

Сегодня, находясь на высоте 2033 метра над уровнем моря, Крест будто оберегает благодатную землю, раскинувшуюся где-то внизу, у подножия горы.

Крест пересекают два металлических символа истязаний и мук, которые некогда вынес Христос – это копье и трость с губкой. Без сомнения, Крест напоминает каждому, взошедшему на гору Афон о тех страданиях, которые выпали на долю Иисуса.

Долгое время Святой Крест находился в неухоженном виде. Его поверхность покрыла ржавчина. Однако в 2003 году протоиерей Русской Православной Церкви Сергий Конобас, вместе с несколькими прихожанами, совершили восхождение к Кресту, специально прилетев в Грецию, их цель была – очистить Крест и позолотить его. Четыре часа работы под палящим солнцем и Крест на Афоне вновь заблистал в южных лучах. Поверх жидкого золота также был нанесен дополнительный защитный слой эпоксидного лака. Теперь Святой Крест простоит еще не одну сотню лет как будто в первозданном виде.

Увидеть святыню стремятся многие паломники со всего света. Подъем на гору к Кресту – задача очень непростая. Дорога каменистая, вьется серпантином, да еще добавьте к этому жаркое греческое солнце. У паломников на выбор две дороги. Одна – более крутая, другая – попроще и не имеет таких резких подъемов, но она гораздо длиннее. В среднем, время в пути от подножия горы до Креста составит от 6 до 9 часов.

Обычно группу паломников ведут несколько монахов. На протяжении пути они читают молитвы и помогают тем, для кого дорога в гору окажется сложной. Паломники говорят, что необходимо взять в дорогу пустую флягу — на пути встречаются питьевые горные источники, а вода здесь, по преданию, обладает живительной силой. Неплохо также запастись печеньем, хлебом, консервами и взять с собой аптечку (йод, пластыри, бинты, успокоительные и обезболивающие таблетки).

Что касается времени паломничества, то лучше избегать жарких или холодных дней. Оптимально, если путь к Кресту состоится в конце весны или начале осени.

Как добраться?

Из Афин в Греции можно доехать до Салоники на автобусе и поезде, но с многочисленными пересадками. Можно добраться до Афона из столицы Афины, но основной поток паломников и туристов приезжает на Афон через Салоники, где находится аэропорт.

Лучше всего приехать на вокзал утром, как можно раньше, иначе не успеть на паром, который отходит в 9.45.

Из Салоники можно доехать до Уранополиса на рейсовом автобусе, можно заказать такси. В Уранополисе в Паломническом бюро надо получить диамонитирион. Затем из Уранополиса в порт Дафни 2 часа на пароме.

За проживание и питания в монастырях нет никакой платы. Перед прибытием нужно предупредить за 2 недели, ночлег предоставляется на один день, чтобы остаться подольше нужно просить благословения.

Монастырь Хиландар: историческая справка

Сербский монастырь Хиландар расположен в северо-восточной части Святой Горы – монашеской республики, в составе которой существует еще 20 обителей.

Среди православных монастырей на Святой горе Афон, кроме греческих, существуют многочисленные славянские: русские, сербские, болгарские.

Со дня своего основания Хиландарский монастырь занимает четвёртое место в иерархии Афонских монастырей. В 313 году Афон вступил в эру христианской истории, когда император Константин Великий издал указ о даровании христианам права свободы вероисповедания. К этому времени христианство на Святой Горе было довольно развито, уже появились многочисленные монастыри.

Монастырь Хиландар находится в четырёх километрах от Эгейского моря и монастыря Есфигмен. Опоясанный прочными стенами высотой около 30 метров, длиной около 140 метров, Хиландар, если на него смотреть с наружной стороны, напоминает крупную средневековую крепость. С южной и восточной сторон монастырского комплекса возвышаются две башни – пирги.

Хиландар построен в XII веке. Своим основанием он обязан сербскому королю Стефану I Неманичу и его сыну Растко Неманичу. Последний, хотя и был королевичем и предполагаемым наследником престола, жизни вельможи предпочёл монашескую. Он тайно прибыл на Афон в монастырь Солунца, где постригся и стал монахом по имени Савва. Затем он ушёл оттуда и обосновался в Ватопеде. Вскоре его примеру последовал отец, который к тому времени тоже пребывал в монастыре Студеница в Сербии, приняв в монашестве имя Симеон. Оба монаха находились здесь, пока по просьбе нового короля Сербии Стефана II Ватопедский монастырь не передал им опустевшую к тому времени Хиландарскую пустынь. По преданию на этом месте стояла келья святого Григория Хиландария, в честь которого и получила свое название обитель. Сегодняшний монастырь построен на месте руин бывшего византийского монастыря Хеландариона.

Прибыв в монастырь, монахи сразу же стали заботиться о его восстановлении и расширении. Позднее Савва уехал в Сербию, где стал архиепископом, а Симеон до кончины пребывал в монастыре. Вскоре после их смерти Сербская Православная Церковь канонизировала отца и сына в лике святых.

Будучи славянским монастырем и предназначенный указом Византийского царя 1198 года в собственность Сербии, Хиландар внес славянский дух и характер во многие монастыри Святой Горы.

В 1200 году Святой Савва составил «Хиландарскую грамоту», которой определен образ жизни монахов в монастыре. Во многих из них, греческих по основанию, богослужение начали совершать на славянском языке.

С 1293 года благодаря своему второму ктитору – сербскому королю Милутину –монастырь Хиландар стала быстро развиваться и достиг своего расцвета, тем более, что в 1348 году в его стенах жил царь Стефан Душан. В эту эпоху (с 1331 по 1355 гг.) Святая Гора находится под его властью, вследствие чего Хиландар, наряду с другими обителями на Святой Горе, получает богатые подарки. Царь Душан приехал в Хиландар в 1347 году и остался там до 1348-го года, чтобы спрятаться от чумы, захватившей территорию Балкан.

В распоряжении обители Хиландар находились многочисленные усадьбы, а сербское княжество дарило монастырю богатые подарки в виде новых украшенных богослужебных книг и других драгоценных предметов.

В комплексе монастыря Хиландар и на прилегающей территории, кроме династии Неманичей, свои здания строили и другие средневековые деятели, богатые вельможи, церковные правители и многие ктиторы. Перед турецким нашествием в Хиландар приезжала многочисленная гражданская и церковная знать.

Но монастырь не всегда был сербским. После непродолжительной потери самостоятельности (1387–1403 гг.) Хиландар вместе со Святой Горой с 1430 по 1912 гг. находился под Оттоманской властью. В период турецкого ига монастырю Хиландар помогали русские цари и молдавское княжество – в XVI веке, и сербские патриархи и белградский митрополит Симеон – в XVII веке.

Монастыри Афона

Все монастыри делятся на пять групп — в каждой группе по четыре монастыря.

В первую группу входят: Великая Лавра, Дохиар, Ксенофонт, Эсфигмен.
Во вторую: Ватопед, Кутлумуш, Каракалл, Ставроникита.
В третью: Иверский, Пантократор, Филофей, Симонопетра.
В четвертую: Хиландар, Ксиропотам, святого Павла, Григориат.
В пятую: Дионисиат, Зограф, святого Пантелеимона, Констамонит.
Каждый год одна из групп составляет Священную Эпистасию. Представитель первого монастыря каждой группы является председателем Эпистасии.

Список монастырей Святой Горы:

  1. Великая Лавра
  2. Ватопед
  3. Иверский
  4. Хиландар (сербский)
  5. Дионисиат (св. Дионисия)
  6. Кутлумуш
  7. Пантократор (Вседержитель)
  8. Ксиропотам
  9. Зограф (болгарский)
  10. Дохиар
  11. Каракалл
  12. Филофей
  13. Симонопетра
  14. Святого Павла
  15. Ставроникита
  16. Ксенофонт (преп. Ксенофонта)
  17. Григориат (преп. Григория)
  18. Эсфигмен
  19. Святого Пантелеимона (русский)
  20. Констамонит

Все монастыри Святой Горы к настоящему времени являются общежительными. Всего на Афоне проживает ок. 1500 монахов, включая келлиотов и скитских насельников, а также сиромах.

Кроме монастырей и скитов, на Афоне функционирует богословское училище — так называемая «Афониада», основанная в году. С года она расположена в Карее.

Святыни[править]

Чудотворные иконы:

  • Икона Божией Матери «Троеручица»
  • Икона Божией Матери «Попская» находится в монастырском соборном храме. С этою иконою совершаются крестные ходы и водосвятия.
  • Икона Божьей Матери «Млекопитательница» (греч. «Γαλακτοτροφούσα», «Галактотрофуса», Богородица, изображённая кормящей грудью Младенца Иисуса.
  • Икона Божией Матери «Акафистная» находится в иконостасе соборного храма Введения Богородицы сербского Хиландарского монастыря на Афоне.
  • Икона «Вразумившая экклисиарха» (греч. Παναγία ἡ παιδεύσασα τόν ´Εκκλησιάρχη) находиться в соборном храме монастыря.

В соборном храме справа от клироса находится посеребрённая гробница, в которой почивало нетленное и мироточивое тело преподобного Симеона

– основателя монастыря, перенесённое его великим сыном в Сербию для умирения возникшей там смуты. Из этой гробницы выросла с наружной стороны храмавиноградная лоза , плоды которой обладают чудесной целебной силой, особенно для бесплодных супругов. В монастыре хранится множество книг с присланными фотографиями новорождённых детей и писем от их благодарных родителей.

В Хиландаре пребывает чудотворная икона Божией Матери «Троеручица»

. История этого образа связана с жизньюпрп. Иоанна Дамаскина – богослова, ревностного борца с иконоборческой ересью, насаждавшейся в VIII веке византийским царём Львом Исавром. Император-еретик оклеветал Святого, служившего при дворе дамасского эмира. Император подделал письмо, в котором христианин Иоанн якобы предлагал императору способ нападения на своего правителя-мусульманина. Эмир приказал отсечь Святому кисть правой руки. Ночью Иоанн приложил отсечённую кисть к руке и, стоя перед иконой Богородицы, просил у Неё исцеления. Совершилось чудо: кисть приросла! В благодарность за исцеление Иоанн заказал серебряную кисть и приложил её к иконе. (Его примеру следуют и поныне благочестивые греки, получившие исцеления молитвами Богородицы или Святых: на многих чудотворных иконах можно видеть привешенные серебряные ручки, ножки, монеты, часы, ордена и т.п.) После этого Иоанн принял монашеский постриг и удалился с этим образом в Лавру прп. Саввы Освященного. Там «Троеручица» пребывала пятьсот лет, пока Лавру не посетил будущий великий сербский святитель Савва, которому она и была передана. Сначала свт. Савва отнёс образ в Сербию, но, когда там возникла смута, икону возложили на осла и пустили его странствовать по воле Царицы Небесной. И осёл пришёл к святогорскому Хиландару.

Поначалу «Троеручица» пребывала в алтаре собора. Но через некоторое время в обители возникли нестроения, связанные с выбором нового игумена: монастырские отцы никак не могли прийти к единому решению. И вот однажды братия увидела, что образ «Троеручицы» перенёсся из алтаря и стоит на игуменском месте. Икону перенесли обратно, а собор тщательно закрыли. Однако, несмотря на это, на следующий день «Троеручица» опять оказалась на месте игумена. Когда это повторилось в третий раз, братия поняла, что Пресвятая Дева желает Сама игуменствовать в их монастыре. С тех пор в Хиландаре не выбирают игумена, а перед всяким важным делом иноки берут благословение у своей Игуменьи – «Троеручицы». Интересно что эта икона двусторонняя: на одной стороне изображена Богородица, на другой Святитель Николай Чудотворец.

В обители хранится величайшая святыня – окаменевшая Кровь Спасителя. Также здесь пребывают части Животворящего Креста Господня, Его тернового венца, трости и пелен; часть смирны из даров волхвов. В монастыре также хранятся честная глава пророка Исайи, мощи вмчч. Пантелеимона и Феодора Стратилата, мчч. Евстратия и Марины, свтт. Григория Богослова, Евтихия и Никифора, патриархов Цареградских, прп. Симеона Столпника, вмч. Артемия и других святых.

Монастырь имеет одну из крупнейших библиотек славянских и греческих рукописей. В библиотеке хранятся около 700 славянских рукописей, из которых 25 написаны на пергаменте, и более 6600 томов книг.

В 2004 году в Хиландарском монастыри произошел пожар, который некоторые монахи считают Божиим наказанием

Сербская Православная Церковь сумела вернуть себе автокефальный статус лишь в 1879 году. В 1896 году Святая Гора и Хилдарский монастырь принимали царя Сербии Александра Первого. Он оплатил восстановительные работы. В них обитель остро нуждалась после пожара, произошедшего в 1722 году, при этом в 1891 году бедствие повторилось. Царь также отправил сюда на жительство множество сербских монахов, снабдив монастырь средствами на их содержание. В результате Хиландар снова стал сербским.

Правитель Королевства сербов, хорватов и словенцев Александр I Карагеоргиевич. Во время своего визита в Хиландарский монастырь король Александр I оплатил расходы по восстановления обители после крупных пожаров 1722 и 1891 года. Фото: upload.wikimedia.org

В конце XX века Устав Саввы Сербского упразднили, а он предусматривал избрание в святой обители только наместника, ведь игуменство принадлежало Богородице. В результате часть братии покинула монастырь.

В 2004 году в нем произошел сильный пожар, уничтожившего почти половину строений обители (за исключением библиотеки, ризницы и четырёх из 8-ми часовен).

2004
в этом году Хиландар горел, монахи увидели в этом Божию кару за отступление от Устава

Пожар начался с игуменской келии и быстро распространился на архондарик и братские келии. Ныне насельники монастыря считают пожар справедливым наказанием за отступление от Типика святого Саввы. В связи с этим в монастыре проводятся восстановительные работы, которые финансируются правительством Сербии.

География

Гора Афон — вид с северо-запада

Карта Афона

Полуостров, самая восточная «ножка» большого полуострова Халкидики в центральной Македонии , выступает на 50 км (31 милю) в Эгейское море при ширине от 7 до 12 км (4,3 и 7,5 миль) и занимает площадь 335,6 км. 2 (130 квадратных миль). Фактическая гора Афон имеет крутые, заросшие лесом склоны, достигающие 2033 м (6670 футов).

Окружающие моря, особенно в конце полуострова, могут быть опасными. В древнегреческой истории зафиксированы две катастрофы флота в этом районе: в 492 г. до н.э. царь Персии Дарий потерял 300 кораблей под командованием генерала Мардония . В 411 г. до н.э. спартанцы потеряли флот из 50 кораблей под командованием адмирала Эпиклея.

Несмотря на то, что на гору Афон имеется наземное сообщение, до нее можно добраться только на лодке. В Агиос Пантелеймон и Достойно есть паромы ездить ежедневно ( в хорошую погоду) между Урануполиса и Дафни , с остановками в некоторых монастырях на западном побережье. Существует также небольшой скоростной катер Agia Anna , который курсирует по тому же маршруту, но без промежуточных остановок. Можно добраться на пароме до Иериссоса и обратно, чтобы добраться до монастырей на восточном побережье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector