Аврелий августин (блаженный): исповедь

Августин «О граде Божием» – краткое содержание

Подробнее — см. в отдельной статье Августин «О граде Божием» – краткое содержание

Одно из главных сочинений блаженного Августина, носящее название «О граде Божием» (De civitate Dei) и составленное по образцу сочинений Платона о государстве, основывается на той главной мысли, что человечество состоит из двух частей: из рабов своей плоти, осужденных на проклятие, и из людей, живущих духом и призванных к блаженству. Отсюда Аврелий Августин выводит идею о существовании в мире двух царств, из которых одно погибнет в день страшного суда. Царством гибели управляет дьявол; главное основание его – эгоизм, приводящий человека к забвению Бога. Другое небесное царство, находящееся под управлением божиим, основывается на любви к Богу и ведет к забвению самого себя. Таким образом Августин в сочинении «О граде Божием» противопоставляет видимый мир, как царство греха, миру веры и блаженства набожных душ. Но, признавая человеческую природу испорченной и всякую внешнюю деятельность греховно и допуская, что Бог сверхъестественно управляет земными делами через своих уполномоченных, Августин, сам того не понимая, предоставляет во внешнем мире полный простор грубости и насилию.

Августин Аврелий

Предмет сочинения «О граде Божием» так обширен, что дал блаженному Августину возможность заключить в его рамки все нравственное и догматическое учение западной церкви и множество других материалов, а его приверженцам – возможность извлекать из этой книги самые разнообразные представления и взгляды. По мнению Августина, весь Древний Рим, как греховное земное государство, находился под властью дьявола. Чтобы подтвердить свой взгляд, он обращается в своём сочинении к истории римского государства и старается доказать исторически, что счастье такого государства не есть истинное счастье, которое находится только в государстве Бога. Но будучи скорее ритором, чем историком, и смотря на историю с чисто теологической точки зрения, Аврелий Августин уже по одному этому впадает в односторонность. Во всей истории римской республики и империи он видит только непрерывный ряд несправедливостей и жестокостей, упуская из виду, что во всякое время существуют известного рода убеждения и учреждения. Так чувственная религия и строго восточный взгляд на жизнь были возможны в греческой и римской древности, а в позднейшее время необходимо должны были развиться сверхчувственное учение и восточное миросозерцание. Блаженный Августин очень основательно доказывает несостоятельность древней религии и философии и правильно передает в книге «О граде Божием» историческую связь различных причин падения римской республики; но воззрения его на историю доказывают совершенное непонимание хода событий. В его сочинении героически и политически характеры древней истории остаются незаметными; но зато резко выдаются вперед религиозный и иерархический элементы. Зная печальное положение Римской империи во время Августина и грубость Средних веков, мы поймем, что взгляд его мог находить себе особенное сочувствие в эту эпоху и сделаться господствующим в средние века. В тогдашних грустных обстоятельствах люди не могли найти себе успокоения в древней философии и политической свободе. Скорее им могла помочь слепая вера, полицейская сила деспотизма и иерархия. Вследствие этого остроумная и строго благочестивая книга Августина «О Граде Божием» определило на несколько веков вперед христианские воззрения на язычество, его религию, философию и историю.

Рака с мощами блаженного Августина в Павии

Сочинение Августина служило главным источником и многих других средневековых воззрений. Земное или языческое государство, по мнению блаженного Августина, управляется дьяволами, философами и почитателями злых духов, а небесное или христианское – святыми, ангелами и духовенством. Августин подробно говорит об ангелах и дьяволах, о святых и злых духах. При этом его книга «О граде Божием» излагает учение, которым впоследствии пользовались средневековые художники и поэты до самого Мильтона. Учение Аврелия Августина о наказаниях, которым подвергнутся все исключенные из царства Божия при конце мира, вполне соответствовало понятиям народов, поселившихся вскоре после того в пределах римской империи. Эта теория легла в основание поэзии средневековых писателей и содействовала облагораживанию грубых, чисто чувственных понятий о загробной жизни.

Введение

Жанр исповеди получил своё развитие в средневековой европейской литературе и, можно смело утверждать, определённые его черты сохранились до настоящего времени, хотя, конечно, в ходе своего развития данный жанр претерпел значительные изменения как с точки зрения тематики, так и с точки зрения набора средств выражения исповедальности.

Изначально исповедь пришла в литературу из религиозной практики христианства, где она является одним из обязательных религиозных таинств. Для исповеди как церковного таинства обязателен момент покаяния, однако, как будет видно из сказанного далее, этот аспект является одним из тех, которые наиболее значительно преобразовываются в ходе развития исповеди как жанра светской литературы.

Итак, тема нашей работы — «Жанр исповеди в средневековой литературе и формы современного бытования жанра». Данная тема определяет следующую цель работы: охарактеризовать особенности жанра исповеди и формы его современного бытования. Исходя из поставленной цели, сформулируем задачи работы:

  1. дать характеристику исповеди как жанру средневекой литературы;
  2. расмотреть основных представителей данного жанра в средневековой литературе;
  3. выявить формы современного бытования жанра.

Предметом ислледования стал собственно жанр исповеди в литературе, а объектом — его средневековые и современные формы.

В работе мы использовали следующие методы исследования: анализ литературы по теме, описание, отдельные методики литературоведческого анализа текста.

О переводчике замолвите слово…

Удивительна история и перевода «Исповеди», который сейчас чаще всего издается. Переводчик — Мария Ефимовна Сергеенко, работавшая в 20‑х годах XX века на кафедре всеобщей литературы филологического факультета Саратовского университета, готовила этот перевод в блокадном Ленинграде, продолжая преподавать латынь. Впервые он был опубликован в «Богословских трудах» в 1978 году.

О переводчике я вспомнила не только из-­за этой удивительной работы над сложным текстом в блокадном Ленинграде. С не самым удачным переводом Библии столкнулся в свое время сам блаженный Августин. Исследователи его жизни и творчества сходятся в предположении, что его увлечение манихейством скорее всего было обусловлено именно грубым переводом, в котором было доступно Священное Писание на латыни в то время.

Нам с переводом «Исповеди» действительно повезло — он хороший, и оттолкнуть от сочинения Августина нас может только собственная лень, но не язык…

Глава 4

Что же Ты такое, или кто Ты, Боже мой? что или кто, вопрошаю, как не Господь Бог? Ибо кто Господь, кроме Господа? или кто Бог, кроме Бога нашего? – Высочайший, совершеннейший, могущественнейший, всемогущественнейший, в высшей степени благой и милосердый и в высшей степени правосудный и справедливый, никому недоступный и всему присущий, красота благолепнейшая и великодушие непреоборимое и непостижимость неуловимая, Сам в Себе неизменяемый, а все изменяющий, ни нов, ни стар, никогда не обновляющийся и никогда не стареющийся, а все обновляющий и гордых в неведении состаревающий, и действующий всегда и покоющийся всегда, собирающий и ни в чем не нуждающийся, все носящий и наполняющий и поддерживающий, творящий и питающий и усовершающий, обо всем заботящийся и ни в чем не имеющий недостатка. Ты любишь, но не волнуешься; ревнуешь, но сохраняешь спокойствие; раскаиваешься, и не скорбишь; гневаешься, и не возмущаешься; изменяешь дела, но не переменяешь намерений; воспринимаешь, что обретаешь, никогда ничего не теряя; ни в чем не терпишь нужды и недостатка и всякому приобретению радуешься; чуждый всякого корыстолюбия, а требуешь роста и лихвы. Тебе воздается подобающая честь и слава, чтобы Тебя ублажить и как бы склонить к щедрости; но кто же что имеет, чего бы не воспринял от Тебя? Воздавая, уплачиваешь долги, никому не будучи должен: прощая, оставляешь долги, ничего через это не теряя. Но что все слова мои, о Боже мой, жизнь моя, божественная утеха и радость моя? И горе безмолвствующим о Тебе, когда и многоглаголивые немотствуют.

Манихейство

В тот же период он познакомился с трудами Цицерона, работая в библиотеке. Познакомившись с «Категориями» Аристотеля, разочаровался в Библии. Он принялся искать истину в других учениях. Секта манихеев обещала дать ему ответы на все его вопросы.

Их учение было основано на философском дуализме. От своих приверженцев манихеи требовали аскетизма. Они презирали человеческое тело, связывая его со Злом. Августина в манихействе привлек способ преодолевать самого себя, о чем он уже давно мечтал. Он впервые получил теоретическое обоснование существования зла. В призыве к самоопределению увидел средство, необходимое ему для исполнения своего жизненного предназначения.

В секте Августин был рядовым послушником, при том его связи с манихеями были достаточно сильными, он даже привлек в секту нескольких своих друзей. Секта помогла ему продвинуться по карьерной лестнице.

Сейчас читают

  • Краткое содержание Искандер Кролики и удавы

    Рассказ о животных, которые обитают в тёплых Африканских странах. Главными героями этой работы, оказались, кролики и удавы. В этом интригующем произведении, происходят удивительные действия быстрых кроликов

  • Краткое содержание Бианки Неслышимка

    Произошёл со мной занятный случай. Поставила меня в неудобное положение моя внучка. Уже четыре летних периода мы отдыхали в деревне.

  • Краткое содержание О. Генри Горящий светильник

    Главные героини работают продавщицами в Нью-Йорке. Они лучшие подружки, приехали, покорять город, и заработать себе на хлеб, так как родители не могли содержать своих детей. Так же девушки хотят выйти замуж

  • Краткое содержание Улицкая Пиковая дама

    Рассказ «Пиковая Дама» — один из самых необычных и таинственных творений Улицкой. Название рассказа наталкивает читателя на мысли о роковой женщине, роковой страсти и любви.

  • Краткое содержание Сенкевич Камо грядеши?

    Рим, когда правил Нерон, стал преступным местом, где преобладает разврат. У Нерона был приближенный Петроний, который ценил роскошные вещи, считал себя писателем. Петрония навещает Марк Виниций

Популярные сегодня пересказы

  • Кража — краткое содержание повести Астафьева Виктор Астафьев писал повесть «Кража» на протяжении четырех лет. Он начинает работу над ней в 1961 году, он старается внести в нее особый смысл, поэтому, когда читаешь ее, понимаешь
  • Помпадуры и помпадурши — краткое содержание книги Салтыков-Щедрин В городе стали очень часто меняться начальники, ранее от них не требовалось наличие каких-либо специальных знаний и умений, благодаря чему на этот пост мог попасть любой. А сейчас же главным требованием к начальникам было понимание их дела
  • Алхимик — краткое содержание романа Пауло Коэльо Роман бразильского писателя Пауло Коэльо «Алхимик» начинается со вступительного слова самого автора, который предупреждает читателя о символизме данного произведения. Более 11 лет писатель посвятил этой науке
  • Скупой — краткое содержание пьесы Мольера Произведение под названием «Скупой» написано известнейшим писателем и театральным деятелем Мольером. Эта пьеса по праву признается критиками одним из лучших творений автора. Краткое содержание данного произведения представлено в этой статье.

Первая европейская автобиография

«Исповедь» блаженного Августина называют первой автобиографией в европейской литературе. Она была написана по просьбе святителя Павлина, епископа итальянского города Нола, примерно в 397–400 годах спустя десять лет после обращения Августина в христианство.

Книгу оценили уже современники Августина, о чем он сам упоминает незадолго до своей смерти: «Я знаю, что “Исповедь” очень нравилась и нравится братьям», «Какое из моих произведений больше читают, чем “Исповедь”, каким больше наслаждаются?».

О влиянии Августина на последующую европейскую литературу говорить не надо — исповедальный жанр стал очень распространенным. Достаточно вспомнить «Исповеди» Жан-Жака Руссо и Л.Н. Толстого…

Аврелий Августин родился 13 ноября 354 года в Северной Африке в городе Тагасте в семье небогатых представителей провинциальной знати Патриция и Моники. Моника была благочестивой христианкой, отец Августина принял Крещение только перед смертью в 371 году. По обычаю того времени Августин был оглашен с детства, но не крещен.

Образование получил в Карфагене. В качестве преподавателя риторики Августин прибыл в Медиолан в период епископства святителя Амвросия.

В Медиолане Августин знакомится со святителем Амвросием, слышит его проповеди, что обращает Августина к христианству. Свое обращение Августин относит к 386 году.

Вскоре после Крещения Августина умирает его мать, блаженная Моника, дождавшаяся обращения ко Христу своего сына. Осенью 388 года Августин возвращается в родную Тагасту, жертвует все свое имение местной церкви и начинает вести строгую аскетическую жизнь.

Об авторе

В сложное время на стыке античной эпохи и Средневековья жил святой Августин. Это обстоятельство оказало влияние на формирование его личности и взглядов на окружающий мир.


Святой Аврелий Августин

Биография

В 354 г. в североафриканском городе Тагасте в знатной семье родился сын. Мальчика родители назвали Августин Аврелий. Его отец — Патриций — был мелким землевладельцем. К укрепляющему свои позиции христианству он относился безразлично, приняв его только на смертном одре под влиянием супруги.

Мать, которую звали Моника, всю жизнь исповедовала христианство. Она старалась жить по заветам Господа и мечтала разделить свои мысли с сыном. При этом мудрая женщина не склоняла сына к Крещению. Получив хорошее домашнее образование, Августин отправляется для продолжения учёбы в Мадавру, а затем в древний Карфаген.

В возрасте 20 лет, прочитав труды Цицерон, молодой человек начал изучать философию. Одновременно с этим от начал преподавать риторики в учебных заведениях Северной Африки. В это время будущий богослов увлекся учение манихеев, которому посвятил 10 лет своей жизни. Разочаровавшись в манихеях, Аврелий отправляется в метрополию, чтобы найти учительскую должность.

В Медиолоане (Милане) он получил должность ритора. Под влиянием святителя Амвросия Медиоланского Августин принимает идеи раннего христианства. В 386 году он принимает Крещение и возвращается в Тагасту, где образует небольшую монашескую общину, живущую по строгим законам аскезы.

В 396 году Августин Аврелий принимает должность епископа города Гиппон. Этот пост он занимал в течение 35 лет до смерти. На епископской кафедре он много времени уделял учительству, проповедям и борьбе с ересями и лжеучениями.

На основе полемики с манихеями, донатистами и пелагианами богослов написал труд «О ересях». Епископ Августин Аврелий Гиппонский умер в глубокой старости в 430 г. во время осады города вандалами.

Философские взгляды

Мировоззрение Августина сформировались под влиянием философских учений Античности и раннехристианских идей. Основные положения его философских взглядов формулируются следующим образом:

  1. Бог — сверхъестественное существо, которое не зависит от людей и сотворенного им мира. Господь постоянно опекает созданный им мир и каждое существо. Он не меняется в течение времени, так как стоит над ним.
  2. Материальный мир и время были созданы одновременно. При этом время существует только в реальности в душе каждого человека.
  3. Душа — бессмертная сущность, которой свойственна воля, разум и память. Воля, которой человека наделил Создатель, позволяет стремиться к знаниям и Вере. Глубокие знания может получить только верующий человек, так как носителем абсолютной истины является Бог, посылающий своим детям озарение.
  4. Свобода человека ограничена Божественной благодатью. Бог контролирует и направляет жизнь человечества, так как оно не смогло воспользоваться даром свободы.
  5. Зло — это не самостоятельное явление. Оно появилось из-за уменьшения количества добра в мире.

Творчество

Августин Аврелий не только богослов и философ, но и талантливый писатель. В его литературное наследие входят несколько десятков трудов. Творческий путь автора можно разделить на три этапа, в которых чётко прослеживается последовательное формирование его мировоззрения.


Икона блаженного Аврелия Августина

Труды, написанные в 386-395 гг., создавались под влиянием античных идей. В них религиозные понятия рассматриваются сквозь призму античного мышления. В этот период были написаны следующие работы:

  1. «О жизни блаженной» рассказывает о крае блаженной жизни, в который попадут познавшие Господа люди. Сделать это можно, достигнув уровня умиротворенной мудрости.
  2. «О музыке» — трактат, раскрывающий вопросы античного стихосложения. Также автор даёт подробное определение понятию музыки.

Труды 395-410 гг. иллюстрирует путь религиозных исканий Августина. Он рассматривает религиозно- церковные вопросы.

  1. «О различных вопросах Симплициану» содержит теорию воздействия на человека божественной благодати.
  2. «Исповедь» — автобиографический труд, содержащий сведения о жизни Августина и основные постулат его философских взглядов.

Труды последнего творческого этапа (410-430 гг.) посвящены вопросам мироздания и конца света. В труде «О Граде Божьем» сформирована идея теократии, рассмотрен процесс мировой истории.

Интересно: первые переводы произведений Августина Аврелия появились в России в конце XVIII в. Самый популярный современный вариант трактата «Исповедь» создан в годы Великой Отечественной войны профессором М.Е.Сергеенко. Она переводила текст автора полностью, включая его перевод библейских цитат.

Структура

Необычна структура этой книги, так как она одновременно адресована Богу, всем верующим, а также потомкам.

В анализе «Исповеди» многие исследователи считали, что Блаженный Августин стремился написать автобиографию, которая бы отвечала на вопросы, поставленные в то время. К концу IV века церковь столкнулась с донатистской ересью. Это было движение, которое под маской незыблемости Священного Писания в действительности сталкивало между собой богатых римских колонистов с бедными берберами-земледельцами. Одним из центров такого движения как раз и был Гиппон.

Так что этот текст вполне можно считать мощным и действенным орудием в развернувшихся в то время идеологических схватках.

Определенные трудности заключаются в том, что книга была написана за 30 лет до смерти автора, спустя 13 лет после его обращения. Автобиография является отрывочной, так как доходит только до момента смерти матери автора. О последующих важных событиях в его судьбе в ней не рассказывается.

В отзывах об этой книге многие читатели отмечают, что это удивительная книга о пути человека к Богу, которая будет полезной всем, кто сомневается, стоит ли верить в божественную сущность всего происходящего. Августин с удивительной психологической точностью описывает свои грехи, начиная буквально с младенчества. Читатели признаются, что это произведение помогло им по-новому взглянуть на мир, пересмотреть свое отношение ко многим вещам, происходящим вокруг.

Августин Аврелий как автор книги

Августин Блаженный (годы жизни 354-430) — богослов, философ, влиятельный проповедник, епископ, один из Отцов христианской церкви.

Долгий путь к христианству через манихейство, скептицизм, неоплатонизм позволил мыслителю разработать свои собственные взгляды на проблемы философии и религии.

Биография

Аврелий Августин родился в 354 году в городе Тагасте (Северная Африка) в небогатой знатной семье. Мать была набожной христианкой, отец был язычником и принял крещение лишь перед смертью.

В 363-366 годах будущий епископ обучался в Мадауре, а позже отправился в Карфаген. Там, в окружении сверстников, которые вели не вполне праведную жизнь, он приобщился к распутству. После переезда в Милан (Медиолан) он стал ритором. Знакомство с известным святителем Амвросием помогло ему заинтересоваться православием.

В 388 или 389 году он принял Крещение. Через два года епископ Валерий рукоположил его в сан священника. Августин стал распространителем веры, занимался толкованием Священного Писания, боролся с еретиками. В 395 году он был возведен в епископы, стал главой Иппонской епархии и руководил ею до конца своей жизни.

Философские взгляды

Основные положения философии Августина Блаженного:

  1. Бог творит весь мир «из ничего».
  2. Бог превращен в бестелесное и вечное начало, он — сверхъестественная личность.
  3. Время было сотворено вместе с материальным миром.
  4. Бог вне времени: вмещает вечное настоящее, он неподвижен, неизменен, постоянен.
  5. «Прошедшее» тождественно памяти, а «будущее» — ожиданию и надежде.
  6. Время есть лишь в душе человека.
  7. Душа человека бессмертна, ей присущи разум, воля и память.
  8. Именно воля дает стремление к истинной вере и знанию.
  9. Вера углубляет рациональное, так как Бог владеет истиной и может открыть ее в виде озарения.
  10. Вера не противоразумна, а сверхразумна.
  11. Теория Провидения ограничивает идею свободы человека.
  12. Бог даровал человеку свободу, а он не смог правильно ей воспользоваться.
  13. Человек может пользоваться свободой только в рамках Божественной благодати.

Около 10 лет Августин симпатизировал учению манихеев, которые считали, что в мире есть два начала: добро и зло. Однако многие вопросы оставались нерешенными. Даже авторитетный епископ Фавст вынужден был признаться, что не знает, как отвечать на вопросы. Именно тогда Августин испытал разочарование в манихействе.

Интересна его полемика с пелагианами о роли Божественной благодати в деле спасения. Пелагиане полагали, что первородный грех не имеет влияния на человека, что он сам волен выбирать добро или зло и без помощи Бога избавиться от скверны греха. Августин же отмечал, что без содействия благодати это не выполнимо. В то же время он настолько минимизировал роль самого человека, что это дало повод для возникновения нового учения, противоположного пелагианству: учения о предопределении Божьем.

Творческая деятельность

Блаженный Августин — наиболее выдающийся церковный писатель мирового масштаба. За годы пастырской деятельности вышли десятки его сочинений.

Все творчество можно поделить на три этапа:

Первый этап (386-395) характеризуется влиянием античных догм: в нем преобладает высокий статус рационального.

  1. «О жизни блаженной». Философ приходит к выводу, что блаженная жизнь состоит в познании Господа . Существует страна блаженной жизни, чьей гавани достигнут те, кому знакома философия умиротворенной мудрости.
  2. «О музыке». Содержит знаменитое определение музыки с подробным толкованием; пять из шести книг трактуют вопросы античного стихосложения.

В произведениях второго этапа (395-410) преобладает экзегетическая и религиозно-церковная проблематика.

  1. «О различных вопросах к Симплициану». Повествование о коренном переломе в сознании Августина, в результате которого он пришел к теории самовластно действующей благодати, вынуждающей согласие человеческой воли и подавляющей ее свободу.
  2. «Исповедь». Любимая книга благочестивых католиков, которая воспитала много поколений набожных католических душ.

В трактатах третьего периода (410-430) рассматриваются вопросы о сотворении мира и проблемы эсхатологии.

  1. «О восьми вопросах Дульциция». Повторение и уточнение положений из более ранних сочинений.
  2. «О граде Божьем». Мыслитель выводит свою концепцию мировой истории, идею морального прогресса.

Это интересно: Жизнь преподобного Исаака Сирина Ниневийского: познавайте с нами

Глава 3

Итак, вмещают ли Тебя небо и земля, так как Ты наполняешь их? Или, наполняя их, остаешься все-таки невместимым, потому что не всего же Тебя вмещают? И куда изливаешь то, что остается от Тебя, наполняющего небо и землю? Или Тебе, содержащему все, нет нужды содержаться в чем-либо, поелику Ты что наполняешь – содержа наполняешь, нисколько не будучи содержим тем, что наполняешь? Не сосуды, наполняемые Тобою, делают Тебя неизменным и непреложным; сами они хотя разбиваются и сокрушаются, но Ты Сам в Себе не терпишь от того ущерба, нисколько не завися от них. А когда изливаешься на нас свыше, Ты не истощаешься Сам, а восполняешь нас, не ниспадаешь, а восстановляешь, не расточаешь Самого Себя, а собираешь нас – других. Но, наполняя Собою все, всем ли Собою наполняешь все? Или так как твари не могут вмещать Тебя – Творца своего – всецело, не вмещают ли они Тебя по частям? И притом – в одинаковой ли мере все, или в разных размерах порознь, то есть большие – больше, а меньшие – меньше? И поэтому не следует ли предполагать в Тебе части, и притом и большие и меньшие? или Ты везде весь, и ничто Тебя всего – всецело не вмещает?

Работа ритором

Ненадолго вернувшись в родной город, Августин описывает, как возвращается в Карфаген, получив место ритора. В четвертой книге он признает, как оказался в интеллектуальном тупике, в который его завели лженауки — астрология и магия.

После смерти близкого друга с ним происходят большие перемены. Августин понимает, что счастья нельзя получить от преходящих существ, а неизменным остается только Господь. Душа только в Боге в состоянии обрести счастливую жизнь и мир.

В манихействе он разочаровывается, так как учение сильно ограничивает личную свободу, имевшую большое значение для автора. К тому же он понимает, что объяснения манихеев о природе зла его нисколько не удовлетворяют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector