Что значит «блаженный»: происхождение, определение, синонимы

Счастливый

Это слово называет человека не просто в состоянии счастья, а в его наивысшей степени. Он постиг смысл своего предназначения, чувствует полноту жизни, внутреннюю удовлетворенность условиями своего бытия. Обсуждаемый эпитет применяется к человеку, когда его чувство счастья достигло своего пика и его невозможно даже описать словами. Производное от него имя существительное «блаженство» имеет примерно такую же семантику.

Чаще всего слово используется в религиозной литературе. Например, в переводах Библии на русский язык на месте греческого «макариос», еврейского «ашре», латинского «беатус» стоит русское «блаженный». Значение слова «юродивый» более знакомо современному читателю, поэтому он может запутаться. Взять, к примеру, хотя бы известные строки из Евангелии от Матфея, которые гласят о том, что «блаженны голодные и жаждущие правды, ибо они насытятся». Хотя речь здесь идет о счастливых людях, можно сделать вывод, что о душевнобольных.

Глагол «ублажать» имеет несколько другой оттенок значения — «удовлетворять», «выполнять все желания».

Отношение к блаженным

К блаженным с особым трепетом относится весь христианский мир за их служение Господу, истине.

Из Евангелия от Матфея:

Подобные строчки становятся для христиан главным основанием, когда они решаются на уединенность, отшельничество, отказываются от земных благ, спасая свою душу.

Блаженные не имеют благ, в том числе и имущества, живут бедно ради Господа. Блаженные жили не как все, и поэтому их где-то недолюбливали и побаивались.

Подвиг юродивых состоит в том, что они поминают всем остальным о жертвенной любви Учителя, потребности сердечного участия, а не внешнего следования обрядам и общепринятым нормам.

Юродство на Руси называли подвигом — чтобы стать таким, нужно было отказаться от родных, всех благ, жить без крова, на одни лишь подаяния. Подвиг юродства предполагал, что человек притворяется придурковатым, чтобы говорить людям правду, обнажать зло.

Блаженный Василий Московский чудотворец

Вскоре, как первое предсказание стало не просто пустыми словами, а реальностью Василий Блаженный решил непосредственно для себя, что будет помогать людям, и оставил сапожное дело. Он бродил по улицам и оказывал помощь, тем, кто, как никто нуждался в помощи, хотя порой поступки изначально казались местным жителям не только причудливыми, до и доводили их до бешенства. К примеру, он мог подойти к торговцу и опрокинуть его прилавок с товаром, что сначала вызвало море возмущений, и его за это сильно побили. Но потом выяснилось, что торговец продавал пирожки, в которые он добавлял обычный мел.

Еще одним из дерзких поступков, за который чуть чудотворца не убили, является то, что он бросил в икону Божьей Матери камень на глазах у прихожан, что собрались у Псковских ворот. Но как оказалось потом, из образа на месте удара от камня отвалился кусок краски, и на нем завиднелся облик дьявола. После выяснилось, что мастер, который рисовал икону, воспользовался полотном, где был изображено дьявольское обличие.

Очень много таких поступком было совершено Московским юродивым, за которые ему часто сильно доставалось. Но все наказания он смиренно принимал, и верил, что все совершенное им во благо людей, которым очень нужна была помощь.

блаженный это:

блаженный блаже́нный прил., употр. сравн. часто Морфология: блаже́н, блаже́нна, блаже́нно, блаже́нны; блаже́ннее; нар. блаже́нно 1. Блаженным называют человека, который чувствует себя абсолютно счастливым. 2. Время, события и т. д. называют блаженными, если в этот период вы чувствуете абсолютный покой и счастье.Блаженный миг. | Он часто вспоминал те блаженные дни в Сочи. | Прошло два дня с момента нашей блаженной поездки на озеро.

3.Блаженным называют то, что выражает счастье и благополучие, наполнено ими.Его лицо озарилось блаженной улыбкой. | Меня охватило блаженное ощущение покоя. |

нар.

Он блаженно заснул.

4. сущ.Блаженным раньше называли глубоко верующего человека, который оставлял свою семью и имущество и скитался по свету во имя Христа. Люди верили, что блаженные обладают даром пророчества. = юродивый 5. Блаженным иногда называют человека, который странно, чудно ведёт себя.Человек он был блаженный. | Люди считали Анну блаженной.

6. Когда вы находитесь, пребываетев блаженном неведении, вы не знаете, не подозреваете о чём-либо плохом; выражение употребляется иронически.Мать его находилась в блаженном неведении.

7. Когда при упоминании о ком-либо вы говоритеблаженной памяти, вы хотите с уважением сказать о том, кого нет в живых.Они заказали молебен в честь блаженной памяти отца Серафима.

Толковый словарь русского языка Дмитриева. Д. В. Дмитриев. 2003.

dic.academic.ru

Особенности и отличия подвига юродства

Преподобная Исидо́ра Тавенская, Христа ради юродивая

Родиной юродства ради Христа является Сирия. Жители этой страны, как и жители России, славились тягой к горению духа, предельному напряжению всех своих сил в служении Богу. Отсюда и возникновение многих экстремальных форм подвижничества: сидения в ящике (преподобный Варадат), столпничества, юродства ради Христа и т.п.

Юродство ради Христа – это «штучный товар». За 2000 лет своей истории, Церковь причислила к лику юродивых ради Христа около 60 человек по всему миру. Из них, большая часть – около 35 подвижников, была прославлена в Русской Церкви.

Одной из первых юродивых в мире была монахиня Исидора Тавенская (Египетская), жившая в IV веке. Первым русским юродивым считается преподобный Исаакий Печерский (IX век) – насельник Киево-Печерского монастыря.

Как вид подвига, юродство может возникать только в обществе, выросшем из христианской парадигмы. Когда людям известны нормы христианской морали, но они перестали претворять их в жизнь, обличения юродивого возвращают их на путь добродетели. Своим подвигом он подчёркивает противоречия между истиной во Христе и мирским «здравым смыслом», часто оказывающимся совсем не здравым.

Вот как об этом говорит отец Евгений Ильин:

Интересно, что на Руси XV-XVII века юродивых даже почитали и воспринимали как людей Божиих. Это представление было распространено и в простом народе, и во власти было представление. Обидеть юродивого, нищего или больного считалось не только грехом, но и опасным делом: ведь за них сам Бог мог вступиться. Это нашло отражение даже в русских народных сказках, где, зачастую, главный герой юродствует.

Например, Иван-дурак скрывает свои подвиги, прикидываясь никчемным, глупым – это спасает его от тщеславия и гордыни, которые губят старших братьев.

Распознать настоящего юродивого крайне непросто. Это могут сделать только люди, сами живущие высокой духовной жизнью. Ведь человек может принимать вид безумного по самым разным причинам. Например, царь и пророк Давид, будучи схвачен язычниками, притворился безумным перед одним из правителей филистимлян, чтобы избежать казни.

Другие люди, известные как «кликуши» (лже-юродивые) стремятся сыграть на авторитете юродивых ради Христа (среди христиан) или на суеверных страхах людей перед разнообразными «ясновидящими» и «оракулами», и принимают вид безумцев ради получения духовного авторитета и материальной выгоды.

Кроме того, человек действительно может быть душевно или умственно болен, но в лёгкой форме. Таких людей, которых принято называть «странненькими», «блаженненькими», можно во множестве встретить при храмах, так как здесь к ним относятся наиболее снисходительно. У «блаженненьких» бывает снижен интеллект, зато компенсаторно развита интуиция. Поэтому, будучи верующими, они могут высказывать какие-то интересные соображения. Но это будут просто их счастливые догадки, а не подлинная духовная мудрость или дар прозорливости юродивого ради Христа, данные ему Богом.

Иногда в христианской литературе можно встреть именование юродивых ради Христа «блаженными». Это обусловлено католическим влиянием, где признание блаженным, беатификация, является первым этапом канонизации подвижника. Среди древних святых под титулом «блаженный» нам известны преподобный Иероним Стридонский и святитель Августин Иппонский.

Популярное за 7 дней

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33

Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01

Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10

Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07

Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56

Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00

2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54

Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54

Дела семейные
30.09.21 10:41

Как распознать в себе гордыню?
01.10.21 10:24

Большой толковый словарь

БЛАЖЕННЫЙ, -ая, -ое; -жен, -женна, -женно. 1. Благополучный, благоденствующий, счастливый (о человеке, времени, событии). Б. миг. В блаженном состоянии кто-л. * Блаженны нищие духом (Библия). Блажен, кто верует, тепло ему на свете (Грибоедов). // Свидетельствующий о благополучии, счастье. Б-ая улыбка. Б. взгляд. 2. только полн. В христианстве: такой, который отказался от всех мирских ценностей, житейской мудрости и рассудочной ясности в общении; юродивый (обладающий даром прорицания). Василий Блаженный. Б-ая Ксения Петербуржская. // Традиционный эпитет святого, одинаково почитаемого православной и католической церковью. Б. Августин. 3. Разг. Чудной, со странностями (обычно о тихом, добром человеке). □в зн. сущ. Относиться как к блаженному. Блаженной памяти кто-л. Книжн. Почтительное упоминание об умершем. В блаженном неведении (быть, пребывать). 1. Не подозревать о случившемся несчастии, неприятности. -2. Ирон. Не знать того, что следует знать; быть неосведомлённым в чём-л. Блаженно, нареч. Б. улыбаться. БЛАЖЕНСТВО, -а; ср. Большое счастье, удовольствие, наслаждение. Испытывать б. Быть на верху блаженства. Какое б. принять после работы душ! Б. взаимной любви. БЛАЖЕНСТВОВАТЬ, -ствую, -ствуешь; нсв. Испытывать блаженство. Б. в лесу. Б. после бани. Б. на солнышке. БЛАЖИТЬ, -жу, -жишь; нсв. Разг.-сниж. Поступать своенравно, сумасбродно; дурить. БЛАЖНОЙ, -ая, -ое. Нар.-разг. Сумасбродный, взбалмошный. Б-ая хозяйка. Б-ая мысль. БЛАЖЬ, -и; ж. Разг. Нелепая причуда, прихоть, дурь. Б. нашла, напала на кого-л. Смотреть на что-л. как на б. Выкини б. из головы.

Синонимы

В словаре русских синонимов под редакцией Абрамова Н. приведены следующие сходные по смыслу слова: «счастливый», «юрод», «райский», «христов человек», «святой», сладкий», «присноблаженный», «блаженненький», «безоблачный», «золотой», «юродивец», «дурак», «дурачок», «божий человек», «юродивый».

В словаре Тришина В. Н. приведены следующие синонимы к слову «блаженный»: «безумный», «юродивый», «юродивец», «юрод», «умалишенный», «христов человек», «счастливый», «сладкий», «святой», «светлый», «райский», «радостный», «золотой», «златой», «дурачок», «дурак», «всеблаженный», «благоюродствующий», «благоюродивый», «благословенный», «благополучный», «благой», «благоденствующий», «благоденственный», «безумный», «безоблачный».

Когда впервые появились?

Фото: Azbyka.ru Игумен Дамаскин (Орловский) полагает, что впервые юродивые появились во время расцвета духовной жизни. В первые века христианства, всех последователей Иисуса Христа общество считало безумными (например, апостола Павла неоднократно называли безумным). Поэтому юродивые появляются, когда подвижникам стало мало подвигов молитвы и поста, и они обратились к крайним средствам усмирения гордыни и стяжания смирения – к поношению от мира за свой образ жизни. Поскольку эти аскеты обличали мир в его грехах, то и появились они, когда общество стало христианским, чтобы показать людям их пороки, несовершенство и призвать к покаянию.

Биография Августина Блаженного

Августин Блаженный появился на свет в римской глубинке Нумидии (сегодня это территория Алжира) в семье некрупного землевладельца и идолопоклонника Патриция и  христианки Моники. Под влиянием Моники супруг незадолго до смерти принял крещение и обратился к христианству.

У Августина был по крайней мере один брат или сестра, но он был единственным, кто получил образование, так как зачастую родителям приходилось занимать деньги, чтобы заплатить за обучение сына.

Вначале он учился в родном городе, затем отправился в Карфаген – величайший город Римской Африки. Августин Аврелий получил гуманитарное образование и преподавал риторику. Преподавать он начал в Карфагене и делал это на высочайшем уровне.

В то же время в Карфагене, он написал свою первую короткую философскую книгу, которая, к сожалению, не дошла до нас. В возрасте 28 лет беспокойный и честолюбивый Августин покинул Африку, чтобы сделать карьеру в Риме. Он преподавал там недолго, так как вскоре был назначен в качестве профессора риторики в Милан, который в то время являлся резиденцией императора и де-факто столицей Западной Римской Империи.

Он увлекался трудами Гортензия и Цицерона, а также был сторонником манихейства – религиозного учения, опиравшегося на специфическое понимание Библии. Утратил интерес к данному учению после встречи с его духовным лидером, который не смог ответить на его вопросы, касающиеся некоторых плоскостей понимания Библии и Бога.

Вскоре Августин Аврелий увлекся неоплатонизмом и особенно идеей Бога как нематериального трансцендентного Бытия. Интерес к богословию подогревался еще и тем, что в ходе анализа риторических аспектов различных проповедей, а в частности проповедей епископа Амвросия Медиоланского, Августин проникся христианским вероучением.

Ключевым моментом, склонившим Августина к принятию христианской Веры стало его знакомство с Посланием апостола Павла к Римлянам.

В 387 в возрасте тридцати двух лет Августин Аврелий принял крещение от руки Амвросия, тем самым присоединившись к религии своей матери.

Карьера Августина в Милане, однако, не заладилась. Крах карьеры Августина Аврелия в Милане был связан с усилением его религиозности. Все его труды, начиная с этого времени были проникнуты христианскими идеями. Через 2 года он оставил свою преподавательскую должность в Милане и вернулся в родной город с женой и сыном. Вскоре жена ушла от него к любовнику из низшего сословия. Через некоторое время умер его сын-подросток. Уход жены и смерть сына опустошили его, а потому Августин в возрасте 36 лет отправился в качестве младшего священника в Приморском городе Гиппон. Гиппон был торговым городом, небогатым и бескультурным. Вскоре он основал монашескую общину в Гиппоне, где в течение тридцати пяти последующих лет был епископом. Со временем небольшой монастырь превратился в уважаемую богословскую семинарию.

Августин Блаженный много полемизировал с манихейством, а также с донатизмом и пелагианством. Он часто участвовал в публичных диспутах, в которых отстаивал христианские каноны. Годы жизни Августина Блаженного после принятия им христианства считаются образцом христианского служения.

В православии Августин Аврелий признан блаженным, в католицизме — святым и Учителем Церкви.

Святой Августин Филипп де Шампань

Августин Блаженный считается автором устава, которым руководствуются некоторые монашеские ордены католической церкви. К примеру,

  • Орден каноников-обсервантов (августинцы-каноники)
  • Орден отшельников Святого Августина (августинские братья)
  • Ассумпционисты
  • Женские монашеские конгрегации августинок.

Книги его были широко распространены по всему Средиземноморью. Несмотря на свою известность, Августин умер в бедности. Однако, его прижизненная привычка каталогизировать и категоризировать свои книги привела к тому, что практически все его наследие дошло до нашего времени.

Ксения Петербургская


Фото: Sofrino.ru Стать одной из самых любимых святых в России, Ксении Григорьевне Петровой помогло большое несчастье – когда ей было всего 26 лет, умер ее горячо любимый муж. И Ксения оставила свою обеспеченную комфортную жизнь в высшем обществе, оделась в костюм своего мужа и стала говорить всем, что умерла Ксения, а ее муж Андрей Федорович, вот он – жив.

Она раздала свое имущество бедным, отдала свое жилище родственнице и оформила при этом все документы так, как будто находилось совершенно в здравом уме. И всю свою жизнь, совершая подвиг юродства ради Христа, она помогала тем, кому тяжело. Сама при этом не имела ни вещей, ни крыши над головой. И Господь наградил ее даром предвидения и прозрения душ людей. Она много раз уберегала людей от несчастий и бед.

Юродство после Рождества Христова

Согласно христианским представлениям, религиозный подвиг юродства состоит в отвержении с наибольшей последовательностью мирских забот — о доме, семье, труде, о подчинении власти и правилам общественного приличия. Апостол Павел в своём Послании к Коринфянам призывает «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1Кор. 11:1). Из этого делают вывод, что Христос и святые могли быть примером «для тех ревностных христиан, которые стремились следовать Учителю во всем, претерпеть то, что Он претерпел».

Безумие Нового Завета понимается в духовном смысле, а не в психопатологическом. Если установления тогдашнего общества считать мудростью, то Христос и его ученики призывали изменить их или отречься от них, став соответственно «безумными» для «мира сего». Одним из оснований подвига юродства считаются проповеди Апостола Павла в Новом Завете:

Преподобный Антоний в ранние века христианства говорил: «Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: „Ты безумствуешь“, — потому что он не подобен им».

По словам святителя Афанасия Александрийского:

Больше всего святых юродивых было на Руси — в Русской православной церкви почитают 36 юродивых. Первым из известных юродивых на территории нынешней России считается Прокопий Устюжский, который с территории Европы прибыл в Новгород, затем в Устюг. Он вел строгий аскетический образ жизни. Юродивые пришли на смену волхвам и были желанными гостями для всего тогдашнего общества. Сам Иван Грозный относился к ним с благоговением: так, когда Миколка Свят обругал царя и предрёк ему смерть от молнии, царь просил молиться, чтобы Господь избавил его от такой участи. Другим знаменитым юродивым при Иване был Василий, ходивший совершенно нагим. В его честь назван собор Василия Блаженного. Профессор Лю Тяньцай даже причисляет юродство к традициям русской культуры.

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

блаже́нствовать, блаже́нствую, блаже́нствуем, блаже́нствуешь, блаже́нствуете, блаже́нствует, блаже́нствуют, блаже́нствуя, блаже́нствовал, блаже́нствовала, блаже́нствовало, блаже́нствовали, блаже́нствуй, блаже́нствуйте, блаже́нствующий, блаже́нствующая, блаже́нствующее, блаже́нствующие, блаже́нствующего, блаже́нствующей, блаже́нствующего, блаже́нствующих, блаже́нствующему, блаже́нствующей, блаже́нствующему, блаже́нствующим, блаже́нствующий, блаже́нствующую, блаже́нствующее, блаже́нствующие, блаже́нствующего, блаже́нствующую, блаже́нствующее, блаже́нствующих, блаже́нствующим, блаже́нствующей, блаже́нствующею, блаже́нствующим, блаже́нствующими, блаже́нствующем, блаже́нствующей, блаже́нствующем, блаже́нствующих, блаже́нствовавший, блаже́нствовавшая, блаже́нствовавшее, блаже́нствовавшие, блаже́нствовавшего, блаже́нствовавшей, блаже́нствовавшего, блаже́нствовавших, блаже́нствовавшему, блаже́нствовавшей, блаже́нствовавшему, блаже́нствовавшим, блаже́нствовавший, блаже́нствовавшую, блаже́нствовавшее, блаже́нствовавшие, блаже́нствовавшего, блаже́нствовавшую, блаже́нствовавшее, блаже́нствовавших, блаже́нствовавшим, блаже́нствовавшей, блаже́нствовавшею, блаже́нствовавшим, блаже́нствовавшими, блаже́нствовавшем, блаже́нствовавшей, блаже́нствовавшем, блаже́нствовавших

Поделиться значением слова:

Ксения Петербургская

Фото: Sofrino.ru Стать одной из самых любимых святых в России, Ксении Григорьевне Петровой помогло большое несчастье – когда ей было всего 26 лет, умер ее горячо любимый муж. И Ксения оставила свою обеспеченную комфортную жизнь в высшем обществе, оделась в костюм своего мужа и стала говорить всем, что умерла Ксения, а ее муж Андрей Федорович, вот он – жив.

Она раздала свое имущество бедным, отдала свое жилище родственнице и оформила при этом все документы так, как будто находилось совершенно в здравом уме. И всю свою жизнь, совершая подвиг юродства ради Христа, она помогала тем, кому тяжело. Сама при этом не имела ни вещей, ни крыши над головой. И Господь наградил ее даром предвидения и прозрения душ людей. Она много раз уберегала людей от несчастий и бед.

Святой

В этом значении слово относится к устаревшей лексике. Блаженным называют того, кого церковь считает уже спасенным и пребывающим на небесах. На латинском процедура причисления к лику святых называется беатификацией. Это значит, что такого человека будут почитать как приближенного к Богу. Следующий шаг — канонизация. Например, таким титулом наградили богословов Августина и Иеронима. Из современников наиболее известна мать Тереза Блаженная. Значение слова «святой» можно определить не только по контексту, но и по заглавной букве, с которой пишется этот эпитет.

Кто не слышал про Василия Блаженного, в честь которого назван храм в Москве? Он был причислен к лику святых и очень почитается в Русской Православной Церкви. Родился он прямо на паперти в 1469 году в окрестностях Москвы. Почти всю жизнь Василий ходил полностью нагой и круглый год ночевал под открытым небом. За это его и нарекли Блаженным, потому что считали, что он получил откровение свыше и таким поведением учил народ нравственности. Считается, что он был единственным человеком, которого боялся Иоанн Грозный. После смерти Василия он приказал построить собор на месте его погребения и назвал храм его именем.

Кто такой блаженный Здравствуйте! Что значит блаженный человек?

Naz1r

Блаженный (греч. макариа – «блаженство», «счастье»; макар, макариос – «блаженный», «счастливый», «благоденствующий», «богатый»). Эти греческие термины, употребляющиеся в нескольких значениях; выражают преимущественно религиозно-нравственный аспект данных состояний.
1) В Античном (языческом) мире «блаженными» обычно именуются боги (постоянный эпитет у Гомера) , потому что они воплощают мечту человека о счастье, а также уподобляющиеся богам люди. Отсюда мифологический топоним – «Острова блаженных» – местопребывание душ прославленных героев (Гесиод) .
2) В современной православной церковной терминологии «блаженный» – титул глав некоторых Церквей: патриархов, архиепископов (в греческой традиции, в отличие от русской, архиепископ по рангу выше митрополита) и митрополитов. Например: Феофил, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины; Христодул, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады; Савва, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши.
3) В древности блаженными также именовали святых, «угодивших Богу втайне» (например, Блаженный Никита Царьградский, XII в. , память 9/22 сентября) , и тех, чья святость подтверждена преимущественно свидетельством других людей.
4) В Древней Руси «блаженными» стали называть святых из разряда юродивых (Блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский чудотворец, †1557, память 2/15 августа; Блаженная Ксения Петербургская, † в начале XIX в. , память 24 января/6 февраля) .
5) Кроме того, в церковных молитвах блаженными именуются также усопшие государи и высшие духовные лица.
6) Блаженный (лат. beatus) – принятое в русском обиходе именование ряда святых других Церквей, прежде всего Римо-Католической, в тех случаях, когда почитание им установилось до разделения Церквей (1054 г. ) и они включены в православные святцы (Блаженный Августин, еп. Иппонийский, †430; преподобный Иероним Блаженный, Стридонский, †420, – их память 15/28 июня) . В самой Католической Церкви термин «блаженный» прилагается к святому на первом этапе его канонизации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector