«бесы» достоевского как марксистский текст

Краткое содержание романа «Бесы»

Произведение отличается довольно внушительным объемом, так как в нем описываются события, происходящие на протяжении длительного времени. Для понимания смысла романа Достоевского «Бесы» нужно сначала кратко разобрать суть повествования.

Характеристика главных героев:

  1. Ставрогина Варвара Петровна – высокомерная, властная женщина.
  2. Ставрогин Николай Всеволодович – сын Варвары Петровны, привлекательный молодой человек, получивший хорошее образование, любимец дам.
  3. Верховенский Степан Трофимович – добродушный, слабохарактерный, но достаточно проницательный человек.
  4. Верховенский Петр Степанович – сын Степана Верховенского – хитрый, опасный интриган, руководитель тайного общества.
  5. Кириллов Алексей Нилыч – автор теории самоубийства, как высшей формы проявления воли мыслящего человека.
  6. Шатов Иван Павлович – бывший член революционной ячейки, разочаровавшийся в идеях социализма.

Место действия – губернский городок, где собралась группа либерально-настроенной молодежи под предводительством Петра Верховенского. Целью Верховенского является создание революционной группы для разжигания мятежных настроений в народе. Приехавший в город Николай Ставрогин оказывается вовлеченным в тайное общество.

Бурная деятельность Петра приводит к тому, что город начинает лихорадить: легкомысленно настроенная молодежь забавляется, издеваясь над новобрачными и оскверняя иконы. Из-за бушующих вокруг пожаров разрастаются слухи о поджогах, в разных местах появляются листовки с призывом к бунту, недовольные закрытием фабрики рабочие собираются бастовать.

В описанном автором хаосе, внесенном террористами в маленький городок, раскрывается основной смысл произведения «Бесы».

После того, как один из членов ячейки – Иван Шатов решает покинуть революционную организацию, Верховенский призывает единомышленников к убийству бывшего студента якобы за донос.

После убийства Шатова, Кириллов, согласно предварительной договоренности с Верховенским, оставляет записку, где берет на себя вину за чужую кровь. Но это не спасает остальных членов организации от ареста. На свободе остается лишь Петр, сбежавший за границу. Ставрогин, не выдержавший груза вины, кончает жизнь самоубийством.

Какими изображаются в романе бесноватые террористы?

Однако вернемся к книге Федора Михайловича. Литературоведы едины в своем мнении: это один из самых сложных романов. Как роман-предупреждение, роман-трагедию создал Достоевский «Бесы». Краткое содержание произведения – показ читателю анатомии ненависти, зла, бесовщины, вносимой террористами в губернский город – модель всей России.

Фактически это своеобразная группа революционеров-фигурантов, которую мастерски изобразил Достоевский («Бесы»). Краткое содержание морали террористов — подмена в их умах и сердцах христианской любви к ближнему на бесовскую ненависть. Прибегнем к диалектике «Мастера и Маргариты», их характеризуя:

— Человек, позиционирующийся как бес-распорядитель — Петр Степанович Верховенский. Формально он организует городскую революционную ячейку.

— Антихрист-соблазнитель Николай Всеволодович Ставрогин (сын почтенной в городе дамы Варвары Петровны Ставрогиной).

— Лжепророк — философ Шигалев (оправдывающий «целесообразный» геноцид десятой части общества над остальным «стадом»).

— Отвратный Толкаченко (вербовщик «революционеров» среди отбросов общества и даже проституток).

— Легко изменивший присяге отставной военный Виргинский.

— Сакральная жертва — сомневающийся студент Иван Шатов.

Что стремится сделать Петр Верховенский при помощи своих соратников? «Раскачать общество», т. е. порушить основы христианского миропонимания, внушить части людей, что они лучше, чем другие, натравить их на этих других людей.

Для усиления раскола в обществе оскверняются святыни. Производятся вещи, понятные нам, жителям информационного общества: манипуляция информацией. Незаметно для самих людей усилиями «революционеров» происходит подмена Знания (понятия христианского, предполагающего истину и достоверность) на Информацию (формируемую сомнительными путями).

В результате героев романа обуревает скептицизм, они перестают тянуться к Вере, к Истине и становятся пешками в эфемерной партии, которую уже ими играют. Произведение «Бесы» Достоевского все это отражает.

Кто такой бес — христианство и демонология

Бес в христианстве происходит от падших ангелов или является одним из них. Черт, дьявол, злой дух, демон — это все синонимы этого слова, если речь идет о христианских источниках. Демонологи же считают чертей, бесов и демонов разными представителями демонической иерархии. Бес слабее демона, но сильнее и умнее черта. Изгнать или призвать демона возможно, если узнать его имя, для беса же это не является обязательным условием.

Согласно Библии, ангел Люцифер стал жертвой гордыни. Он пожелал стать настолько же могущественным, как и Бог. Третья часть ангелов разделила взгляды Люцифера. За грех гордыни и зависти Люцифер и его последователи среди ангелов были низвергнуты с небес. Они и стали теми, кого мы знаем под определениями демоны, бесы и черти. Нечистая сила имеет такое же происхождение, что и ангелы, однако она добровольно сделала выбор в сторону зла. Покаяние также невозможно для бесов и демонов, как покаяние для умершего человека.

По христианской концепции, бесы ненавидят все Божьи творения, поскольку считают, что могли бы справиться с созданием мира гораздо лучше, чем Бог. Человек тоже относится к Божьим созданиям, и его нечистая сила ненавидит даже более остальных его творений. Соответственно, бес в православии всегда пытается обмануть, навредить, получить некую выгоду от человека. Во времена инквизиции его считали виновником эпидемий и плохого урожая.

Гадание, магия и оккультизм считаются греховными занятиями именно потому, что они были созданы бесами. Тайны колдовства первым магам нашего мира открывали именно представители нечистой силы. Доверять бесам и пытаться пользоваться их знаниями и подсказками крайне опасно — они способны на обман, и в сотрудничестве с человеком ищут выгоду в первую очередь для себя. Какова выгода беса? Это введение в грех чистой души человека, направление его против Божьей воли и, по сути, пополнение им армии нечистой силы в итоге или получение еще одной души грешника в аду.

Известно, что нечистая сила может вселяться в человека. Практически каждый знает о таком явлении, как одержимость бесом, или беснование. Существуют надежные признаки вселения беса в человека, по которым можно определить суть проблемы, а также обряды его изгнания. Проблемой одержимости в православии занимают священнослужители.

Одержимость — зрелище не для слабонервных. Люди, тело которых находится во власти дьявола, богохульствуют, корчатся в судорогах или, напротив, страдают от временного паралича. Их голоса меняются до неузнаваемости, как и поведение. В этом случае бесы преследуют определенные цели, которые возможно узнать только если войти с ними в контакт. Как правило, они заключаются в попытках изменить созданный Богом мир на свой лад и склонении как можно большего количества Божьих творений ко тьме.

Каждый человек в какой-то степени одержим бесом. Однако ритуалы экзорцизма требуются только в самых тяжелых случаях. В остальных же поможет только смирение, сила воли и вера в Господа, а также молитва и пост. Бесы приходят только туда, где подготовлено все для этих «гостей». Они любят грешников, развратных людей, которые употребляют табак и алкоголь, а также не соблюдают пост и не ходят в церковь.

Известно, что бесы и демоны отлично знают Святое Писание. Принято считать, что им известно и будущее, однако лукавый всегда стремится обмануть человека, поэтому верить его пророчествам опасно. Бесы способны к телепатии и чтению мыслей – им известны все ваши секреты, о которых они охотно рассказывают во время сеансов экзорцизма. Существует множество разновидностей — блудный, полуденница, удача и другие.

Обманывая и соблазняя людей, нечистая сила может принимать совершенно разный облик. Это не только люди — знакомые и нет. Нечисть может явиться даже в облике ангела, которым он когда-то являлся. Кроме этого, лукавый может принять облик Божьей Матери, Иисуса Христа и даже креста. То есть, бес с легкостью принимает вид того, чего боится как огня. Истинный же внешний вид этого представителя нечистой силы — человекоподобный, но с пятачком вместо носа, копытами, рогами и хвостом. Внешне бес очень похож на черта, но крупнее.

Как и большинство представителей мира духов, он может быть бесплотным, проходя через закрытые двери и скрываясь от взглядов. Особенно чувствительные люди нередко ощущают присутствие нечистой силы рядом.

Чему учит?

Духовное здоровье нации зависит от морального благосостояния и приумножения тепла и любви во всех людях по отдельности. Если у всего общества есть единые нравственные каноны и ориентиры, оно пройдет через все тернии и достигнет процветания. А вот разнузданность идей и отрицание основы основ приведет к постепенной деградации народа.

Созидательный опыт «Бесов» показывает: во всем необходимо находить нравственный центр, определять уровень ценностей, руководящий мыслями и поступками человека, решать, какие отрицательные или положительные стороны души полагаются на различные жизненные явления.

История создания «Бесов»

Федор Михайлович упорно работал над новым романом, который стал «особенной работой, которую предназначаю в «Русский вестник».

История создания представлена в хронологическом порядке:

февраль 1870 г

– Федору Михайловичу приходит идея нового романа, который обязан стать «еще ближе, еще насущнее к действительному, прямо касаться самого важного современного вопроса», март – Достоевский стремиться высказать все на бумаге, активно работает. Его терзают сомнения, будет ли роман успешным, май – писатель не может уместить в 25 листов все хитросплетения сюжета, июль – Федор Михайлович ищет издателя для его будущего романа, настаивает на невозможности правок, август – автора тяготит первоначальная задумка

Начинается вторая редакция произведения, сентябрь – резкие смены структуры, поиск идеальной концепции. Однако «теперь все установилось, для меня этот роман «Бесы» слишком многое составляет», октябрь – автор отправил плоды трудов в редакцию озвученного выше издания. Федор Михайлович озабочен задержкой в сроках, сетует на недостаток времени на работу.

Важно! Современники определили жанр «Бесов» как антинигилистический роман, где под критическим углом рассматриваются идеи левого толка, в том числе атеистические мировоззрения. Структура романа «Бесы» разделена на три крупные части, состоящие из разного количества глав. Федор Михайлович Достоевский увидел нечто «инфернальное» в обществе тогдашней России, попытался с помощью пера предупредить о надвигающемся бедствии

Структура романа «Бесы» разделена на три крупные части, состоящие из разного количества глав. Федор Михайлович Достоевский увидел нечто «инфернальное» в обществе тогдашней России, попытался с помощью пера предупредить о надвигающемся бедствии.

Герои романа иллюстрируют «загнивание» идеалов тогдашнего общества. Мощным толчком стало «дело Нечаева», где был зверски убит студент Иван Иванов. Мотивом лишения жизни стала угроза раскрытия террористического кружка, усиление власти над подчиненными радикалами.

Кадр из фильма «Бесы» 2014 года

Смысл произведения Бесы

Начав писать документальное эссе, Достоевский за пару лет пишет пророчество: меньше, чем через полвека «верховенские» и «нечаевы» станут во главе его родины.

В середине XIX века набирали силу нигилистические настроения среди интеллигенции и разночинцев. То там, то здесь возникали кружки единомышленников, где критиковали не только монархию, но и бытовой уклад в целом. На примере Верховенского и его «пятёрки» писатель показывает своё отношение к революционному движению. Петр предстает перед читателем не только хитрым и коварным, но и изощренно-жестоким. И это выражается даже не в хладнокровном убийстве Шатова. Молодой анархист считает, что только десятая часть народа достойна перемен и лучшей жизни, остальные могут довольствоваться услужением элите. Грош-цена высокопарным идеям и словам «нечаевцев», если в человеке они видят только пушечное мясо, средство к достижению целей.

Фёдор Михайлович выводит в главном герое основную проблему революционных настроений. Персонаж с символической фамилией Ставрогин («ставр» по-гречески «крест») на протяжении всего роман раздираемый противоречиями. С одной стороны – отход от традиций и преданий (а значит, и от веры, от жизни простого народа), с другой – внутренняя борьба за обретение Бога. Но силы не равны: Николай ищет ответы умом, а не сердцем, что приводит к искаженному восприятию. Именно этот душевный хаос главного героя (в частности) и каждого персонажа (в целом) и подводит к событиям начала следующего столетия. Достоевский «Бесами» предостерегал об опасности, как оказалось в дальнейшем, слишком поздно.

Смысл финала

Сестра Шатова получает от Ставрогина письмо, в котором он приглашает ее к себе в Швейцарию. В это же время доходи слух, что Николай вернулся в Скворешники. Дарья и Варвара Петровна обнаруживают несчастного повесившимся в мезонине. Предсмертная записка гласит: «Я сам». Финал оставляет леденящее, жуткое ощущение. Главный герой, не нашедший в себе силы и духовный ориентир, самостоятельно подписывает приговор всей своей жизни.

Эпизод в книге, где вспоминается евангельская притча, делает концовку ясней: Степан Трофимович сравнивает Россию с бесноватым, из которого Христос изгнал легион. Страсти Ставрогина в конце концов одерживают над ним победу: Николай не встречает Бога, не находит правду, мечется по собственной внутренней пустоте. Писатель таким многострадальным «ставрогиным» видит и свой народ, также не сумевший противостоять «легиону».

Бесовская иерархия

Священное писание дает полный ответ на вопрос: «Кто такой бес?», но не объясняет, какое положение занимает он в своем мире. Служители церкви предположили, что Ад является отражением Рая, и по аналогии с ним, разделили темные сущности на 9 чинов.

Каждый из чинов занят своим делом: одна нечисть выдает себя за Бога и ждет повиновения, другая заставляет людей лгать и нарушать законы. Кто-то разжигает конфликты и наводит болезни, а кто-то морочит умы неверующих псевдочудесами. Все они находятся в подчинении Люцифера.

Сущность беса

Все сущности делятся на три уровня:

  1. На первом уровне находятся бывшие херувимы и серафимы. Например, херувим Балберит разжигает конфликты в семье, а Асмодей внушает человеку, что деньги и роскошь – высшая цель жизни.
  2. Второй уровень – чины власти и господства в ангельской иерархии. Демон Элле делает человека ненасытным к богатству, а Розье – склоняет слабого духом к разврату и чревоугодию.
  3. Третий уровень заняли бывшие архангелы, ангелы, начала. Велиал – демон высокомерия – обладает большим влиянием на женщин и детей, а архангел Оливий внушает ненависть к бедным, заставляет относиться к людям с жестокостью.

Суть: о чем роман?

В некий губернский городок прибывает группа молодых людей прогрессивных взглядов, которыми руководит Пётр Верховенский. Приезжие мгновенно заражают город атмосферой всеобщего нигилизма и управляют местным светским обществом, как им угодно. Их проделки, слова и поведение ставят в тупик местные власти, ведь в этой компании сам Николай Ставрогин (сын и наследник богатейшей помещицы).

Оказывается, что Верховенский задумал создать революционную группу, посеять смуту в народе и разжечь пламя мятежа. Он пытается склонить к сотрудничеству сына местной помещицы – Ставрогина, с которым имел давнее знакомство, а также заставляет своих единомышленников убить Шатова, осознавшего губительность замыслов Верховенского. Вину за убийство взял на себя застрелившийся фанатик — нигилист Кириллов. В итоге замыслы революционеров терпят поражение, членов ячейки арестовывают, а сам Верховенский сбегает. Однако урон от его деятельности всё же был. В городе временно разгорелись беспорядки, было жестоко убито несколько человек, Ставрогин под грузом вины покончил жизнь самоубийством, даже родной отец Верховенского умер от болезни и нервного перенапряжения.

Очень краткий пересказ сюжета романа Ф.М. Достоевского «Бесы»

Степан Трофимович Верховенский – дважды овдовевший мужчина средних лет, принимает предложение своей старой знакомой Варвары Петровны Ставрогиной, стать наставником и воспитателем для ее юного сына Николая.

Повзрослев, Николай Ставрогин отправляется в Петербург на учебу. А вскоре по родному городу начинают расползаться слухи о том, что там он ведет разгульный и безответственный образ жизни. Спустя несколько лет он возвращается домой, где на удивление всем производит впечатление воспитанного и благородного господина.

Однако, спустя совсем немного времени дебоширит и ведет себя неподобающе в обществе. Это поведение списывают на белую горячку и отправляют Николая на лечение. Поправившись, молодой человек уезжает в путешествие заграницу.

Там у юноши случается знакомство и дружба с Лизаветой Тушиной, дочерью старой подруги его матери. По приезде Лизы в город, Варвара Петровна понимает, что они с Николаем из-за чего-то поссорились.

Замечая, что между Николаем и ее воспитанницей Дашей завязалось общение, Варвара Петровна спешит выдать девушку замуж за Степана Трофимовича, опасаясь начала отношений между Дарьей и сыном.

В стране начинаются беспокойства, вызванные недовольством существующего порядка. И городок, где происходит действие романа – не исключение, там тоже растут революционные волнения.

В день губернаторского праздника всеобщее веселье омрачает убийство брата и сестры Лебядкиных и поджог на месте преступления. Многие в городе подозревают, что это дело рук Николая. Толпа, не разобравшись, отыгрывается на Лизе, оказавшейся в пекле событий в неподходящее время, обвинив ее в связи со Ставрогиным и убивая.

Члены революционной пятерки, под предводительством внезапно явившегося в город Петра Верховенского, родного сына Степана Трофимовича, убивают Шатова, бывшего местного революционера, из-за того, что он предал веру в их общие идеи и попытался изолироваться от общества. Бывший друг Шатова, Кириллов берет вину на себя, а затем, согласно собственно разработанной теории, совершает самоубийство. Петр, тем временем, спешит уехать заграницу.

В имении Скворешники Варвара Петровна и Дарья находят повешенного Николая и записку, в которой он просит никого не винить в своей смерти, он ушел самостоятельно.

Критика

Естественно, русская критика, в частности либерально-демократическая, отрицательно отреагировала на выход «Бесов», усмотрев в сюжете острую сатиру. Глубокое философское наполнение было рассмотрено как идеологическое предупреждение нечаевщины. Рецензенты писали о том, что исчезновение революционной инициативы повергнет общество в оцепенение и сон, а власть перестанет слышать голос народа. Тогда трагическая судьба русского народа никогда не изменится к лучшему.

В работе «Духи русской революции» Бердяев выражает мнение о том, что нигилизм в понимании Достоевского можно трактовать как определённый религиозный взгляд. По Бердяеву, русский нигилист может представить вместо Бога самого себя. И хотя у самого Достоевского нигилизм больше связан с атеизмом, но в знаменитом монологе Ивана Карамазова о слезе ребёнка чувствуется острая необходимость человека в вере.

Кратко об истории создания произведения «Бесы»

На создание этой книги Ф. М. Достоевского вдохновило «нечаевское дело». Оно заключалось в убийстве слушателя Петровской земельной академии И. П. Иванова пятью заговорщиками из тайного общества под названием «Народная расправа».

Подробности убийства на идеологической почве, политические взгляды и нравы преступников, личность их предводителя и стали основой для создания «Бесов». Автор преследовал идею не только погрузить читателя в суть конкретного события, но и показать свое видение причин того, что толкает людей на подобного рода поступки.

В 1869 году это произведение было задумано как роман о Нечаеве и его последователях. Достоевский предполагал сделать террориста-революционера главным героем в образе Петра Верховенского.Роман впервые был напечатан в «Русском вестнике» в 1872 году, а спустя год вышел в отдельном издании.

Несмотря на то, что произведение, казалось бы, повествует о бесе, как о конкретной личности, главным бесом Достоевский всегда считал духовный упадок. Суть произведения в необходимости веры в нечто лучшее и стремлении к духовному просветлению.

Объяснение сюжета

Середина XIX века охарактеризовалась нарастанием нигилистических настроений среди интеллигенции. Во многих кружках критике подвергался не только монархический строй, но и бытовой уклад. В романе бесы смысл произведения отразил отношение Достоевского к революционному движению.

Книга затрагивает темы, характерные для всего творчества автора. Сред них проблемы:

  1. Отцов и детей. Старшее поколение, несмотря на свои недостатки, гораздо симпатичнее автору, чем радикальная молодежь, разрушающая все на своем пути.
  2. Свободы. Герои романа, спутав свободу с вседозволенностью, стали рабами своих идей: Петр – революционных, Кириллов – теории о самоубийстве, Ставрогин – собственных пороков.
  3. Нигилизма. Автор с презрением относится к нигилистам, отвергая их мировоззрение, считая, что оно несет лишь зло и разрушение.

На отношение автора к происходящему указывает и само название произведения. Достоевский называет бесами не только революционеров. Смысл названия в том, что главным бесом автор считает духовный упадок всего российского народа. «Бесами» одержимы все персонажи романа.

Достоевский говорит не только о жестокости радикалов, но и об их полной безнравственности. Нигилизм негативно сказывается на обществе. Возможно, революционное движение и способно принести счастье, но для этого придется заплатить слишком высокую цену. Согласие на нее приведет к утрате моральных ценностей, без которых невозможно существование народа.

Только преодолев «беснование души» можно построить сильное общество, где приоритет отдается человеку и его правам. Это и составляет главный смысл романа «Бесы».

В чем опасность неверия в бесов?

Прежде всего в том, что в этом случае мы отвергаем постоянное и настойчивое учение Священного Писания и Предания Церкви. Причем мы делаем это ради материалистических представлений, принятых в нашей культуре, истинность которых мы напрасно не подвергаем проверке. Между тем, современная наука не опровергает реальности бесов и не подтверждает ее – они, будучи личностными духами, вообще находятся вне сферы ее рассмотрения. То, что мы узнали о мире с I века никак не опровергло реальность падших духов – напротив, исторический опыт показывает реальность «великого дракона, древнего змия, называемого диаволом и сатаною, обольщающего всю вселенную» (Откр.12:9)

В ХХ веке сотни миллионов людей, целые народы – включая наш – становились жертвами идеологического обольщения, к великим бедствиям для себя самих и всего мира. Причем это происходило на фоне общего упадка веры в сверхъестественное и торжества представлений, которые, по крайней мере, на тот момент, считались «научными».

Либеральный богослов Рудольф Бультман писал о том, что «современный человек не может больше верить в библейский мир духов и чудес» – но поразительная ирония ситуации состояла в том, что в это самое время одни миллионы «современных людей» верили в «научно установленное» превосходство «арийской расы», а другие миллионы – в столь же «научно несомненное» грядущее торжество коммунизма во всемирном масштабе.

Неспособность опознать тоталитарные идеологии именно как бесовское обольщение, которым они несомненно являлись, сыграла с людьми дурную шутку. Нечто подобное мы видим и сейчас – с ростом в ведущих западных странах ЛГБТ-идеологии. Люди, которые полагают себя слишком просвещенными и рациональными для того, чтобы признавать реальность падших духов, верят в возможность переделать мальчика в девочку (и наоборот) при помощи гормонов и калечащих операций, в то, что мужчина может быть беременным, а браки могут быть однополыми – и в то, что тех, кто не разделяет их представлений, следует преследовать по закону. Чем меньше вы верите в бесов, тем больше вы уязвимы для их обмана.

Это понятно – если вы не верите в реальность мошенников, вы будете для них легкой добычей. Когда вы предупреждены – в мире действуют силы обмана и обольщения, за которыми стоят не только люди, но и кто-то намного хуже людей – вы вооружены.

Как говорит Апостол, «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6:11–17)

Немного истории

Федор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в столице Российской империи. Семья Михаила Андреевича (отец) и Марии Федоровны (мать) состояла из восьми детей. Михаил Андреевич приобрел несколько сел (Даровое и Черемошня), куда на лето отправлялась многодетная семья.

Там маленький Федор Михайлович познакомился с крестьянской жизнью, обучался латыни под пристальным надзором отца. Дальнейшее образование сводилось к занятиям французским, словесностью и математикой.

На протяжении трех лет (до 1837) старшие братья Михаил и Федор пребывали в знаменитом пансионате Чермака. Юность Достоевского прошла в стенах Главного инженерного училища, куда Федор Михайлович поступил вместе с братом. Военные порядки тяготили их, ведь они видели себя на литературном поприще.

В 1833 году автора взяли в Петербургскую инженерную команду, однако спустя год он получил увольнение от службы. С 1884 начинаются литературные потуги молодого писателя. Он старательно переводит работы зарубежных авторов, публикуется инкогнито в журнале «Репертуар и пантеон». Май следующего года ознаменовался публикацией первого романа Достоевского – «Бедные люди». Оценки критиков были крайне положительными, писатель стал членом нескольких литературных кружков.

Однако обилие знакомых сыграло злую шутку – роковая дружба с М.В Петрашевским привела к ссылке. Михаил Федорович провел четыре года в Омске. Спустя пару лет стал рядовым Сибирского линейного батальона. С 1857 года автор получил полное помилование и возможность свободной печати своих произведений. В память о каторжных работах Достоевский пишет «Записки из Мертвого дома», произведшие фурор за рубежом.

Летом 1862 года происходит знаменательное событие – Достоевскому разрешают выехать в Европу, он выбирает Баден–Баден как временное пристанище. За рубежом начинается творческий расцвет мирового классика. В период с 1866 по 1880 выходит «великое Пятикнижие», куда вошли «Преступление и Наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».

Январским утром 1881 года Ф.М. Достоевского не стало. Причина смерти – туберкулез легких, бронхит хронической формы. Похоронная процессия растянулась на километр до Тихвинского кладбища, где писатель получил последнее пристанище.

Популярное за 7 дней

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33

Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01

Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10

Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07

Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56

Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00

Осенние зарисовки Святогорской Лавры
30.09.21 11:24

2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54

Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54

Дела семейные
30.09.21 10:41

История создания

История написания романа «Бесы» вмещает в себя интересные факты об авторе и его замысле:

По самой популярной версии идея романа появилась у Достоевского после громкого «процесса нечаевцев». Группа студентов, состоявших в организации «Общество народной расправы», убила другого члена этой же организации – студента Иванова, который высказывался против лидера общества – Сергея Нечаева

Позже главарь банды пояснил, что убийство было важно идеологическим поступком, который намертво связям всех членов организации общей тайной и общим грехом. Потрясённый этой трагедией, Достоевский задумывал роман, как памфлет против прозападной интеллигенции как умеренной, так и радикальной

Однако со временем произведение в его глазах становилось всё глубже и глубже, становясь в один ряд с его самыми известными творениями.
Изначально «Бесы» должны были стать частью единого романа-эпопеи, но из-за финансовых проблем автор не смог воплотить свой замысел. Федор Достоевский закладывал последнюю шаль жены, проигрывая в карты все сбережения. Поэтому его постоянный издатель Катков поставил жесткие условия, предусматривающие регулярную работу писателя. Только такой ценой ему давались щедрые авансы. И вместо большого романа автор выпустил пять книг: «Подросток», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот».

Одна из глав («У Тихона»), где Ставрогин рассказывает старцу о растлении девочки, была запрещена в России и изъята из романа самим издателем. В ней было слишком много безнравственности, на его взгляд. Однако именно там мировоззрение Ставрогина сталкивается с христианской моралью Тихона, и читатель видит поражение «демонической личности».
В романе можно найти отсылки к реальным людям. Так, в образе Карамзинова автор высмеял И.С. Тургенева. Он был не согласен с его либерально-западной идеологией и высмеял ее на страницах книги. Прототип Ставрогина — глава кружка петрашевцев, за участие в котором молодого Достоевского едва не казнили. Николай Александрович Спешнев был поразительно похож на героя романа (даже имя и отчество у них одинаковое). Шигалев, теоретик разрушения, впитал и выразил многие идеи анархиста М. Бакунина, рел которого Ф.М. Достоевский услышал на выступлении на европейском форуме. После него он писал своей племяннице:

Бес в христианстве и эзотерике

В христианском мире «бес» – собирательное название большинства темных сущностей: злых духов, леших, водяных. Все они находятся по ту сторону от Бога и приносят людям лишь беды да несчастья. Когда-то, согласно Библии, ангел Люцифер был низвергнут в ад за непослушание и гордыню. Часть ангелов приняли сторону Люцифера в борьбе за власть и были свергнуты вместе с ним. Теперь они служат силам зла, отравляют души людей.

В демонологии (науке о демонах) черти, дьяволы, бесы находятся на разных иерархических ступенях. Все они обладают различной силой и влиянием. Бесы по положению находятся между властными демонами и услужливыми чертями, которые способны лишь на мелкие пакости. Они коварны и хитры. Связываться с ними по доброй воле решится только безумец. Бесы живут среди людей, ждут удобного момента, чтобы запутать, сбить с праведного пути.

Это все обо мне, какой я бес плохой

Эзотерики по-своему объясняют, кто такой бес. Они утверждают, что рядом с привычным реальным миром существует тонкий энергетический мир. Мы его не видим и не ощущаем, но в нем обитают различные духовные сущности. Для одних люди не представляют никакого интереса, другие лишь наблюдают за нами. Но есть сущности-паразиты! Именно к ним относятся черти и бесы. Это обычные жители нижнего астрала, некая тонкая материя, способная негативно воздействовать на судьбу человека. Видеть их могут лишь люди с определенными способностями. Зато ощущать присутствие могут многие.

Нечисть может себя выдать неприятным запахом, странными звуками или телесными прикосновениями. У человека может возникнуть неожиданное чувство страха. Кормятся духи энергией ненависти, похоти, зависти, постепенно истощая человека.

Иезуитство и коварство Верховенского

Впрочем у Верховенского есть дьявольский план прикрытия преступных действий террористической группы: кровь покрывают кровью. Петр играет игру с властями, гарантируя себе алиби – лояльного к власти гражданина-стукача, выдавая им ложных «смутьянов» — Шатова и Кириллова, которые (первый – насильственно, второй – добровольно) должны погибнуть. Зная о неадекватных убеждениях друга Николая Ставрогина, инженера Кириллова, Верховенский использует их в своих интересах.

На примере этого инженера изображает отступника от веры, презирающего Бога, Ф. М. Достоевский. Бесы пытаются скрыть следы своих убийств, взвалив ответственность на него, покойного. Кириллов полагает, что путем самоубийства он станет богочеловеком. Бес-распорядитель Петр Верховенский подло договаривается с инженером – уничтожить себя, когда наступит необходимость, беря с него обещание. Поэтому, по требованию Петра Верховенского, Кириллов сперва пишет записку, «признаваясь» в убийстве Ивана Шатова. Далее же инженер-фанатик и богоборец действительно убивает себя из пистолета.

Роман «Бесы» Достоевского — это и показ того, как разрушаются бесовские планы Петра Верховенского. Вскоре раскаявшийся и осознавший содеянное его подельник Лямшин выдает всех преступников. Петру Верховенскому удается бежать. Скрывается в Швейцарии и Николай Ставрогин.

Он чувствует себя уже не «принцем Гарри», а человеком, опустошенным безверием и отрицанием человеческой морали. Николай, жалкий и одинокий, умоляет приехать к нему ранее опозоренную Дарью. Что может дать он ей, кроме страданий? Впрочем, это лишь слова. Подобно Антихристу-соблазнителю, его конец уже предрешен – самоубийство. Он неожиданно приезжает в имение матери (Скворешники), где вешается в мезонине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector