Народы россии: калмыки
Содержание:
- Жизнь
- Достопримечательности, развлечения и экскурсии Калмыкии
- Внешность
- Одежда
- Ссылки[править | править код]
- Характер
- дальнейшее чтение
- Отдых — Республика Калмыкия
- Общие сведения и история Элисты
- Жилище
- Республика Калмыкия
- Особенности Элисты
- Поля тюльпанов и цветочный фестиваль
- Торгутский побег и ликвидация ханства
- Когда приезжать в Элисту?
- Районы и недвижимость Элисты
- Золотая обитель Будды Шакьямуни в Элисте
- Охота и рыбалка — Республика Калмыкия
Жизнь
Главной отраслью у калмыков было кочевое, полукочевое скотоводство. Издавна племена разводили верблюдов, лошадей, которые были средством передвижения. Ради мяса, молока держали коз, овец, коров. Овцы, козы давали сырье для получения войлока. Кочевой образ жизни объясняется отсутствием постоянных пастбищ, нехваткой воды для питья, низкой плодородностью почвы, непригодной для земледелия. Людям приходилось кочевать с места на место, чтобы обеспечить приемлемые условия жизни.
Передвижение происходило по определенным маршрутам, которые для каждого рода были свои. Длительность стоянки зависела от времени года (например, летняя начиналась в мае и заканчивалась в августе и так далее). Размер кочевки определялся величиной стада. Все члены рода передвигались вместе с ним, отдаляться было строго запрещено. Заготовкой корма на зиму стали заниматься только к 19 веку. До этого времени животные круглый год паслись самостоятельно. Также охотились на степных зверей: лис, волков, диких птиц. Перешедшие на оседлый образ жизни калмыки начали разводить свиней. Выросло значение земледелия. Начали сажать пшеницу, рожь, лен, табак. Люди стали заниматься огородничеством, разведением бахчевых культур. У племен, которые жили возле рек, было развито рыболовство. Торговля ограничивалась продажей скота приезжим купцам. Позднее начали продавать дыни, арбузы. Развивались такие ремесла, как:
Изготовление кожаных изделий.
Изготовление войлока.
Чеканка.
Гравировка металлических изделий.
Резьба по дереву.
Семейный уклад жизни калмыков можно считать близким к славянскому. Ранее существовала неразделенная семья, которая состояла из родителей, женатых детей и их потомства. Главными вопросами занимался мужчина. Он руководил работой, распределял обязанности между сыновьями. Хозяйством занималась его жена, которая имела там полную власть. Снохи и дочери делали всю домашнюю работу, занимались изготовлением одежды, собирательством. Несмотря на то, что многоженство разрешалось, семьи были моногамными. Вторую жену брали крайне редко, только тогда, когда первая была бездетна. Позднее произошло разделение на малые семьи, когда сыновья с женами стали жить отдельно. Каждый сын брал часть общего имущества, у отдельной семейной пары была своя кибитка.
Несмотря на патриархальный уклад семьи, женщина не находилась в приниженном положении. По сравнению с другими народами, калмычки имели достаточную свободу и право выражать свое мнение. Мужья не были агрессивны по отношению к женам, уважали их, не заводили с ними ссор. Неравноправие заключалось в том, что жене было запрещено называть мужа по имени. Ей нельзя было касаться оружия, переходить дорогу мужчине. Молодым девушкам выделялось место в жилище возле домашней утвари. Также они делали самую тяжелую работу по дому.
Дети беспрекословно подчинялись родителям. Их учили уважению, почитанию родственников. Разговаривать или сидеть в присутствии старших членов семьи можно было только после их разрешения. Сквернословие строго осуждалось, как и развязное поведение. Тем не менее, молодежь пользовалась известной свободой, им не было запрещено высказывать свое мнение. Важные вопросы в семье решались сообща.
Достопримечательности, развлечения и экскурсии Калмыкии
Нужно признать, что большим разнообразием природа Калмыкии не отличается — в основном это знаменитые «калмыцкие степи», но это не значит, что тут нет достопримечательностей. Тем не менее начинать знакомство с этой степной страной лучше с ее столицы — небольшого, но красивого города с поэтичным названием Элиста. Город был основан в конце 19 века, и сегодня в нем проживает всего около 100 тысяч человек. Сам город — уникальное явление, возвышающееся в степи.
Элиста — город с буддистским колоритом, чистыми и уютными улицами и невероятными зданиями. Так, например, здесь находится крупнейший в Европе буддистский семиуровневый храм Золотая обитель Будды Шакьямуни с самой крупной на континенте статуей Будды высотой в 12 метров!
В Золотой обители хранится множество реликвий, например, одежда Далай-ламы XIV и волосы Ламы Цонкапы. На первом уровне находятся музей, конференц-зал и библиотека, на втором — статуя Будды, покрытая сусальным золотом и инкрустированная бриллиантами, выше — комнаты индивидуального приема, резиденция главы буддистов, резиденция Далай-ламы XI и хозяйственные помещения, а на самом последнем этаже находится комната для медитации, куда есть доступ только монахам.
Элиста — Калмыцкий хурул
Большое Яшалтинское озеро
Среди природных достопримечательностей Калмыкии нельзя не сказать об уникальном Большом Яшалтинском озере. По лечебным свойствам его способно превзойти только, наверное, Мертвое море. И несмотря на то, что вокруг озера не курортные города, а степь да ковыль, большое количество россиян приезжает к нему, чтобы поправить свое здоровье — от лечения респираторных заболеваний до болезней репродуктивной функции и с целью омоложения. Тем более что недавно здесь был построен современный лечебный центр, на сегодняшний день — один из лучших в списке российских здравниц.
По лечебным свойствам Яшалтинское озеро способно превзойти только, наверное, Мертвое море.
Заповедник «Черные земли»
Между Волгой и Кумой расположен калмыцкий природный заповедник «Черные земли» площадью в 121 тысячу гектаров.
С 1990 года эти земли считаются государственным биосферным заповедником с целью сохранения уникальной природы этих земель от экологической катастрофы, например, ради спасения популяции сайгаков.
Здесь же, на территории заповедника, находится озеро Маныч-Гудило, где охраняются зимовки и гнездовья лебедей, пеликанов, дроф и других редких птиц. На территории озера расположено 12 островов, путешествуя по которым вы сможете полюбоваться птицами заповедника и красивыми ландшафтами дикой природы.
Сити-Чесс
Если вы являетесь поклонником современных достопримечательностей, то обязательно посетите район Сити-Чесс. Прообраз этого уникального района — проект Нью-Васюки Остапа Бендера, героя романа «Двенадцать стульев». Он был возведен в 1998 году в качестве комплекса для проведения XXXIII Всемирной шахматной олимпиады. Олимпиада прошла, а «Город Шахмат» и по сей день радует жителей и гостей города. В центре комплекса находится огромный Дворец шахмат, где, собственно, и проводилась олимпиада. Сегодня в нем расположены спортзалы, офисы и кафетерии. Площадь комплекса застроена небольшими коттеджами, что создает впечатление, словно вы находитесь не в столице Калмыкии, а в европейском городке с милыми домиками и ухоженными газонами. Территория района украшена интересными скульптурами, а еще здесь имеется даже небольшой православный храм Георгия Победоносца, идеально вписывающийся в архитектурное настроение комплекса.
Цаган Аман
Почти в 300 км от Элисты находится удивительно место под названием Цаган Аман. В древности оно служило традиционным форпостом для переправы через Волгу для скифов, печенегов, половцев и других народов, населявших эти земли, и получило название «Белые ворота». Здесь же находится прекрасный храм — Цаган-Аманский хурул, установленный в начале 90-х годов рядом с домом, в котором когда-то проживал и служил лама Тугмюд-гавджи. Этот храм — прекрасный экземпляр буддийского зодчества с изящной пагодой с золотистой крышей, украшенной деревянной резьбой. На стенах храма висят иконы с изображением богини-защитницы Зеленой Тары, дарующего здоровье Будды Манлы и других буддистских божеств, привезенные из Монголии и Тибета, а также бронзовые скульптуры, выполненные мастерами из Непала.
Республика Калмыкия — красивый и интересный край, непохожий на большую часть российских городов и областей, что делает его еще более интересным для путешествия.
Внешность
Антропологи относят калмыков к монголоидам. Это обладатели типичной азиатской внешности. У них высокий лоб, широкое сплюснутое лицо, разрез глаз узкий. Для калмыков характерен эпикантус — так называемая монгольская складка, прикрывающая внутренний угол глаза. Нос небольшой, сплющенный, небольшие пухлые губы. Волосы прямые, черные, цвет радужки — карий. Встречается небольшой процент людей с относительно светлыми волосами, а также рыжими. Цвет кожи смуглый, темно-коричневый с желтоватым оттенком. Калмыки невысокого роста, коренастые, девушки худощавые. Современная молодежь европеизирована, она предпочитает модную европейскую одежду: джинсы, туфли на каблуках, толстовки. Девушки активно пользуются косметикой, наращивают ресницы. В ходу бижутерия, стилизованная под национальные украшения.
Одежда
Национальный мужской костюм калмыков состоит из рубахи, штанов, заправляемых в сапоги. Поверх надевали бешмет — приталенный кафтан длиной до колен. На груди его расшивали позументом. На кожаном ремне размещались ножны с оружием. В зимнее время носили овчинные шубы, пошитые в талию. Головным убором была меховая шапка типа папахи. Парадный вариант отличался добавлением красной кисточки, которая свисала с шапки. Старики носили длинные простеганные халаты.
Женщины в быту одевались довольно просто. Их повседневной одеждой была широкая рубаха и шаровары. Также были распространены длинные платья в пол. Они застегивались на металлические пуговицы или подпоясывались ремнем. Нагрудник украшали золотистой или серебристой тесьмой. Поверх платья могли носить халат без рукавов из цветного материала. Подол, низ рукавов расшивали растительными узорами. Расцветки праздничных нарядов были яркими: зелеными, красными, синими с золотистой каймой по краям. Летом головными уборами были суконные или войлочные шапочки. Женщины всегда носили шапки, выходить из дома с непокрытой головой им не разрешалось. Праздничные шапки шили из парчи, бархата, богато отделывали узорами из тесьмы, вышивкой. На ногах носили сафьяновые сапоги. Богатые калмычки дополняли костюм серьгами, браслетами, ожерельями. Украшения делали из драгоценных металлов, хрусталя, яшмы, кораллов.
Ссылки[править | править код]
Геральдика.ру
Геральдикум
Республика Калмыкия
Столица: Элиста Города: Городовиковск | Лагань
Территориальное деление:Городские округа: ЭлистаМуниципальные районы: Городовиковский
| Ики-Бурульский
| Кетченеровский
| Лаганский
| Малодербетовский
| Октябрьский
| Приютненский
| Сарпинский
| Целинный
| Черноземельский
| Юстинский
| Яшалтинский
| Яшкульский
Статьи:
Герб | Гимн | История | Население | Территориальное деление | Флаг
Южный федеральный округ Российской Федерации | |
---|---|
Республика Адыгея | Республика Калмыкия | Краснодарский край | Ставропольский край | Астраханская область | Волгоградская область | Ростовская область |
Характер
От природы калмыки обладают веселым нравом. Они не унывают даже в тяжелые времена. Это активные, жизнерадостные люди. Возможно, на позитивное отношение к жизни повлияли буддистские учения, которые проповедуют, что в этой жизни все преходящее. Калмыки любят принимать гостей. В доме сажают на лучшее место, готовят угощения. Они всегда открыты для общения, искренни. Представители этого народа никогда не отгораживаются от общества, не замыкаются в себе.
Молодежь хорошо воспитана, с уважением относится к старшим. В делах это практичные, рациональные люди. Можно сказать, что они экстраверты. Калмыки артистичны, любят петь, танцевать. В них есть оригинальность, желание выделиться из общей массы. Среди них много талантливых людей: писателей, певцов, артистов.
дальнейшее чтение
- Арбаков, Доржа. Геноцид в СССР, Глава II, Полное уничтожение национальных групп как групп, Калмыки , Николай Деккер и Андрей Лебедь, редакторы, Серия I, № 40, Институт изучения СССР, Мюнхен, 1958.
- Балинов, Шамба. Геноцид в СССР, Глава V, Попытки уничтожения других религиозных групп, Калмыцкие буддисты , Николай Деккер и Андрей Лебедь, редакторы, Серия I, № 40, Институт изучения СССР, Мюнхен, 1958.
- Бетелл, Николас. Последний секрет , Futura Publications Limited, Великобритания, 1974.
- Корфилд, Джастин. История Калмыкии: от древних времен до Кирсана Илюмжинова и Алексея Орлова , Австралия, 2015.
- Эпштейн, Юлий. Операция Килхаул , Девин-Адэр, Коннектикут, 1973.
- Груссе, Рене. Империя степей: история Центральной Азии , Rutgers University Press, 1970.
- Халкович-младший, Стивен А. Монголы Запада , Серия Уральских и Алтайских языков Университета Индианы, Том 148, Ларри Мозес, редактор, Исследовательский институт исследований внутренней Азии, Университет Индианы, Блумингтон, 1985.
- Иоахим Хоффманн : Deutsche und Kalmyken 1942–1945 , Rombach Verlag, Friedberg, 1986.
- Калдер, Дэниел. Пропавший космонавт: наблюдения анти-туриста
- Муньос, Антонио Дж . Восток пришел на Запад: мусульманские, индуистские и буддийские добровольцы в вооруженных силах Германии, 1941–1945 гг., Глава 8, Последователи «Большого пути»: Кальмюкские добровольцы в немецкой армии , Антонио Дж. Муньос, редактор , Axis Europa Books, Bayside, NY, 2001.
- Толстой, Николай. Тайное предательство, 1944–1947 , Сыновья Чарльза Скрибнера, Нью-Йорк, 1977.
Отдых — Республика Калмыкия
Собираясь провести отдых в Республике Калмыкия, путешественники должны понимать: перед ними предстанет зона рекреационного и экстремального туризма. Природные урочища расположены на территории двух заповедников, а также на берегах Сарпинских и Состинских озер. Наиболее популярны поездки в низменность озера Маныч-Гудило (заповедник Черные Земли). Почти все культурные, исторические или паломнические экскурсионные красоты сосредоточены в столице региона или вокруг нее.
Отдых в Республике Калмыкия в первую очередь привлекает ценителей цветущей степи. Весной обозначенный здесь пятачок покрывается маками и тюльпанами (сильнее всех «краснеет» в апреле Кетченерский район и некоторые кусочки природного парка Черные Земли). Впрочем, последний может похвастать и другой, яркой луговой, флорой.
Как было сказано, культурно-исторический отдых в Республике Калмыкия будет доступен именно в Элисте. «Визитка» главного города калмыцкой земли – большая и малая архитектура, выполненная в буддийском стиле (а точнее в традициях ламаизма – центрально-азиатской ветви этой религии). Национальными мотивами «дышит» все – от городского вокзала и главного дацана (Хурула) до обычных беседок в городских микрорайонах.
Стоит также указать, что Калмыкия может похвастать 300 памятниками истории и культуры (в том числе фигурой Остапа Бендера, в честь которого назван один из небольших местных проспектов). Много скульптур ждут туриста вдоль дорог. Музеев здесь 14. Самый известный – экспозиция шахмат (среди фигур есть даже хрустальные). Выставка является частью главного дворца City-Chess – Шахматного Города. «Детище» президента Илюмжинова (председателя российского ФИДО) – по сути, один из международных центров шахматных соревнований. Говоря об Элисте, кроме данного объекта следует упомянуть еще два – Центральный Хурул (Золотая обитель Будды Шакьямуни) и Золотые Ворота в Пушкинском сквере (с Пагодой Семи Дней). В культурном центре региона вас ждет около 20 известных гостевых заведений (в том числе колоссальная «юрта» в Троицком).
Благодаря своему любопытному рельефу Калмыкия является раем для экстремалов – любителей джип-сафари, конной езды и гонок на квадроциклах. Данные направления (помимо туров в цветущую степь) представляют сейчас главную перспективу калмыцкой туриндустрии.
Общие сведения и история Элисты
Элиста – это город, который существенно отличается от многих других населенных пунктов России. Во многом это связано с его историей. Несмотря на то, что официально он был основан давно, в 1865 году, но реальная значимость его была слишком мала вплоть до прихода советской власти.
Если в иных российских городах привычны такие достопримечательности, как старинные храмы, крепости и другие подобные, то здесь самое старое здание – небольшой кирпичный домик, так называемая Красная школа, которая была построена в начале прошлого века.
Большевики первыми начали в этой местности масштабные работы. Здесь были возведены достаточно быстро многие культурные официальные и бытовые строения, после чего, в 1930 году бывшее село было переименовано в город.
Элиста расположена на юге России, посреди бескрайних калмыцких степей, на расстоянии 1250 километров от столицы нашей Родины.
Жилище
Традиционным жильем калмыков, как и у большинства кочевых народов, были юрты (кибитки). Они делались переносными или устанавливались на повозку. Зимой в них было тепло, летом — прохладно. Они легко разбирались и собирались. Основание состояло из жердей и деревянных реек. Жердей требовалось достаточно много: 60-140. Вверху их концы туго связывались между собой. Для этого использовалась веревка, сплетенная из хвостов лошадей. Строения были очень прочные, не разрушались от ветра и непогоды. Остов покрывали войлочным материалом. В холодные зимы использовали двойной слой войлока. Двери были деревянные, с двумя створками. Юрта была достаточно просторная, в ней могло жить несколько семей.
В центре размещался очаг, обложенный камнями. Дым выходил наружу через отверстие вверху. По периметру жилища устраивались спальные места из войлока. Вещи складывали в деревянные ящики типа сундуков. На пол также укладывали войлок. Пищу принимали на низких столиках. Юрта делилась на две половины: мужскую и женскую. Место возле очага было священным. После перехода калмыков на оседлый образ жизни первыми жилищами были землянки. Затем начали делать срубные строения по типу русских изб.
Республика Калмыкия
Данная административная единица – юго-восточный участок ЮФО. Она соседствует с Волгоградским, Астраханским, Ставропольским и Ростовским регионами, а также Республикой Дагестан.
Край связывает ЮФО с востоком СКФО. Калмыкию называют «землей сухих рек».
В древнейшие времена на ее пространстве проживали 2 народа Бронзового века – племена Срубной и Катакомбной культур. Этносы являлись индоевропейскими. Их главным отличием были сложные по архитектуре захоронения. Их представители любили посыпать покойников красной охрой. Она символизировала огонь, которому арии поклонялись. Наследниками этих этно-культурных сообществ признаны киммерийцы и более поздние племена южных сарматов – аорсы («белые»). Остатки киммерийцев были изгнаны на запад этими племенами. Некоторые смешались с ними. В конце 1 в. до н.э. легендарный царь «белых» сарматов Спадин располагал хорошо обмундированным и обученным войском из 200 000 всадников, подчинившим себе более мелкие племена современной Прикаспийской низменности. «Белыми» аорсов прозвали кавказские сарматы, быстро ставшие брюнетами. В 4-5 вв. половина аорсов оседает на земле, став земледельческой частью империи аланов. Во время вторжения гуннов аланы повсеместно покидают степи, переселившись на юг – в земли адыгских племен.
Калмыкию и Нижнее Поволжье по очереди занимают 10 тюркских народов монголоидной расы. В 13 столетии эта земля становится частью империи монголов, а именно – улуса Джучи («Золотой Орды»). Через 200 лет тут проживают остатки ордынцев – полуразбойничий союз ногайцев. С территории сегодняшних Волгоградского и Ростовского регионов ногайцев вытесняют донские казаки. С середины 16 в. степняки вынуждены полностью переселиться в Калмыкию и равнинную часть Восточного Кавказа (часть которого до сих пор называется Ногайской степью). На рубеже 16-17 столетий Московское государство в союзе с донцами продолжает экспансию. Пало Астраханское ханство, и наступление на кочевой народ велось теперь с севера и северо-востока. При Михаиле Романове с целью окончательного оттеснения ногайцев на Кавказ некоторым племенам ойратов (бежавших из Монголии «опальных» племен) позволили перейти Волгу. Позже они основали Харабали (Астраханская область), Цаган-Аман (Калмыкия) и ряд поселений Волгоградской области. Через 100 лет «калмыков» (так прозвали ойратов) пустили еще западнее – они освоили остальные районы современной родины. Последний хан перестал править калмыками в 1803 г., его поданные стали населением Астраханской губернии. На рубеже веков север Калмыкии заселили русские крестьяне. После Гражданской войны большевики разделили Калмыцкую степь между Астраханской и Ставропольской губернией. Они долго выбивали отсюда белые части Деникина.
С 1935 г. Калмыкия обретает современные границы, став социалистической республикой. В годы гитлеровского наступления на Кавказ некоторые калмыки переметнулись на сторону врага, прельстившись восстановлением власти княжеских родов. В 1943 г. фашистские сателлиты вместе со всеми родственниками были депортированы в Сибирь. На данный момент калмыки составляют не более 57 процентов населения республики.
Особенности Элисты
Неофициальное название города звучит как буддийская столица России. В некоторых источниках есть информация, что и всей Европы. Это происходит благодаря тому, что в Элисте находится большое количество различных пагод, статуй Будды и молельных ступ. В калмыцкие храмы часто наведывался даже сам Далай-лама.
Еще одной отличительной особенностью города стали шахматы и все интересные традиции, которые связаны с этим видом спорта. Их привил населению первый президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов. Чтобы оставить след в истории, здесь возведен Шахматный город, в котором установлен памятник знаменитому Остапу Бендеру. В Элисте сосредоточено много различных скульптур, статуй, постаментов и памятников. Каждое творение отличается своей красотой, историей, грацией, а также уникальной задумкой. Здесь можно легко встретить рядом новые европейские скульптуры и буддийские статуи. Власти города заботятся об их сохранности и о том, чтобы они представляли собой единый интересный ансамбль.
Благодаря этим стараниям облик города становится интересным и запоминающимся как для местных жителей, так и для приезжих гостей, которых не перестает удивлять необычная, а местами даже забавная архитектура.
Элиста находится в том же часов поясе, что и столица России. Город занимает площадь 93 квадратных метров и вмещает в себя население более 100 тысяч человек. Здесь присутствуют различные народы и национальности. Преобладающее большинство людей, проживающих на данной площади, составляют русские и калмыки. Религий на данной территории также несколько видов, но самой распространенной остается буддизм.
В столице Калмыкии степной и резко континентальный климат. Поэтому осадков в течение года здесь выпадает мало, а средняя температура по всей площади страны достигает 8 градусов. Влажность находится на уровне 20%, воздух – сухой. Лето в Элисте очень жаркое и длится относительно долго. С приходом осень начинают идти дожди. В этот период степь начинает оживать. Зима в городе не сохраняется на долго. Отличительной особенностью данной поры года становятся ветра, которые постоянно меняют свое направление. С приходом весны всю территорию покрывают красивые цветущие тюльпаны.
Поля тюльпанов и цветочный фестиваль
Поля тюльпанов и цветочный фестиваль.
3
Жители богатой на природные чудеса республики Калмыкии умеют тонко чувствовать красоту. Из обыденного, казалось бы, природного явления – цветения тюльпанов – они сделали настоящее событие, ежегодный фестиваль цветов. Проходит он всегда в апреле, когда поля буквально усеяны тюльпанами разных расцветок – красными, белыми, желтыми. Вблизи полей разбивают экологические стоянки, обустраивают этнические кафе.
В программу развлечений входят:
- Музыкальные концерты;
- Конные прогулки;
- Полеты на дельтапланах;
- Лекции и беседы.
Считается, что только на территории Калмыкии тюльпаны произрастают в естественных условиях, без вмешательства человека. Несмотря на охранный статус, некоторые виды тюльпанов стремительно исчезают. Рвать цветы, разумеется, запрещено, вредить им как-то иначе (например, ездить через поля на автомобиле) тоже.
Местные рассказывают, что в степи можно встретить также уникальный черный тюльпан. Если такое случится, касаться его нельзя, нужно просто загадать рядом с ним желание, и оно сбудется.
Адрес: Уралан, Республика Калмыкия, Россия.
Квартиры посуточно Недорогое и уютное жилье с гарантией заселения
Торгутский побег и ликвидация ханства
Массовый исход тщательно и тайно готовился почти 4 года. В 1771-м около двух третей всех калмыков во главе с последним ханом Убаши двинулись в сторону китайской провинции. Те, кто не хотел покидать волжские степи, предупредили астраханского губернатора о заговоре, но в Санкт-Петербурге не обратили на доносы должного внимания. Откочёвка проходила в большой спешке из-за опасения, что центральная власть предпримет насильственные действия по удержанию своих подданных.
Правительство успело отправить войска вслед за кочевниками и нанесло им значительный урон. Вдобавок караваны калмыков подвергались постоянным нападениям казахов. Из 30 тыс. откочевавших кибиток до Джунгарии добрались около 20 тыс. Оказавшись в Китае, хан Убаши был фактически лишён власти над подконтрольными ему калмыками. Китайский двор запретил им самостоятельно собирать налоги и формировать армию, одновременно переведя кочевую элиту в положение чиновников с жалованьем.
Калмыцкие женщины. (pinterest.ru)
В Российской империи остались около 13 тыс. калмыцких семей. Лишившись половины своего населения, верховной власти и попав под особый контроль столицы, ханство фактически потеряло всякий вес и возможность существования даже в вассальной по отношению Санкт-Петербургу форме. 19 октября 1771 года Екатерина II подписала указ о ликвидации Калмыцкого ханства, титула хана и его наместника; управление калмыками перешло к астраханскому губернатору. Калмыки лишились своей государственности.
Когда приезжать в Элисту?
Наряду с традиционными праздниками калмыки отмечают также свои национальные торжества, и приезжие могут окунуться в эти замечательные действа.
Помимо обычного Нового года калмыки отмечают также Зул – праздник зимнего солнцеворота, припадающий на 22 декабря. Зул в переводе с калмыцкого означает светильник и действительно в этот день огоньки зажигаются повсюду: в храмах, в домах, на улицах. Калмыки верят, что чем больше будет огоньком, тем больше будет удачи в следующем году. Поэтому 22 декабря на улицах Элисты нет недостатка в огоньках и огнях. Кстати на калмыцкий Новый год не принято пить спиртное, вместо алкоголя на праздничном столе присутствует традиционный чай джомба.
В начале марта калмыки отмечают Цаган сар или Белый месяц. Этот праздник знаменует окончание зимы и, конечно же, немного перекликается со славянкой Масленицей. Праздник был основан кочевниками, которые радовались, что грядёт окончание холодному и голодному времени года. В этот день на столах в калмыцких домах традиционно много угощений. Главная еда Цаган сара — это борцоки – обжаренные в масле комочки теста. Если искать аналог борцокам среди русских яств, то это, пожалуй, хворост. Борцоки символизируют сытую и богатую жизнь, а также готовность защищать свой дом. Дети, которые уже отделились от родителей и живут отдельно, в Цаган сар обязательно посещают отчий дом.
А если приехать в Элисту в июне, то можно попасть на празднование торжества единства земли и воды. Это событие происходит в полнолуние. В этот день принято обрызгивать весь имеющийся в хозяйстве скот кумысом, а потом всей семьёй садиться за щедрый стол.
Праздник тюльпанов является самым молодым праздником Республики Калмыкия. Его ввели в 1990 году. Дело в том, что в апреле вся территория Калмыкии покрывается цветущими тюльпанами. Было решено отмечать праздник тюльпанов во второе воскресенье апреля. В этот день вся Республика выходит на народные гуляния. Кстати самый известный калмыцкий ансамбль носит название «Тюльпан». Артисты прославились на весь мир исполнением народных калмыцких танцев.
В Калмыкии до сих пор сохраняются в почёте традиции предков. Например, калмыцкая молодёжь очень уважительно относится к старшим. Гости города Элиста, конечно, замечают подобное отношение молодёжи к пожилым людям и это похвально.
Элиста — это сердце Калмыкии, впитала в себя богатое культурное наследие и дух традиций. Приехав сюда можно не только познакомиться с буддийскими святынями и бескрайними степями, но и поучиться у калмыцкого народа мудрости и спокойствию. Невероятно интересен и местный фольклор, да и сама история этих мест заслуживает детального изучения и уважения.
Районы и недвижимость Элисты
Элиста и близлежащие поселки Аршан, Лола, Максимовка и Салын объединены сегодня в одно образование – городской округ. Именно в рамках этой территории и можно рассматривать предложения о приобретении недвижимости в том случае, если есть такая необходимость.
Карта Элисты
Когда рассматриваются варианты проживания в разных районах города, то надо отметить, что второй, третий и шестой – это большое количество старых строений, а, соответственно и обветшавших коммуникаций. Даже если собственник такой недвижимости и собрал деньги на неплохой ремонт, то ближайшее окружение, состояние дворов, площадок для отдыха взрослых и детей, пешеходных дорожек, вряд ли может быть найдено в хорошем состоянии.
Земельные участки, готовые и недостроенные дома можно найти в самой Элисте и в пригороде. Впрочем, как и сказано выше, городская черта здесь определяется пределами всего соответствующего образования. Цены в этом сегменте рынка также могут быть предложены самые разные.
Если оценивать общий уровень платежеспособности местного населения, то его можно отнести к не высокому. Отсутствие значимых промышленных и добывающих предприятий, удаленность от центра и крупных транспортных магистралей. Эти и многие другие факторы являются причиной невысоких доходов и стимулом к смене места проживания.
В качестве примера можно привести тот факт, что в Элисте практикуется обмен квартир, иной жилой недвижимости на определенное количество овец или иной живности, классифицируемой как крупный рогатый скот. Такая тяга к переезду в более крупные города стимулирует продавцов на искусственное завышение цен, так как хозяева желают после совершения такой сделки накопить достаточные средства для обустройства на новом месте.
Золотая обитель Будды Шакьямуни в Элисте
Золотая обитель Будды Шакьямуни в Элисте.
4
Когда-то на месте буддийской святыни в Элисте находился завод. После визита в город далай-ламы в 2004-м году, здесь основали буддийский храм (хурул), который духовный лидер освятил перед возвращением в Тибет. В высоту обитель составляет 56 м, внутри расположена 12-метровая скульптура Будды, самая большая в Европе.
Попасть на территорию храма можно через южные ворота. Вокруг обители построено 17 пагод со скульптурами. Установлены и многочисленные молитвенные барабаны: считается, что если помолиться возле них и покрутить барабаны, молитва быстрее достигнет небес и будет услышана. У лестницы, ведущей в храм, установлена статуя Белого старца – калмыцкого божества.
Золотая обитель роскошна и снаружи, и изнутри; стены украшены росписями. На первом ярусе действует библиотека, читальня и конференц-зал. На втором расположен молельный зал и статуя Будды. При храме работает сувенирный магазин, где продают украшения и благовония.
Адрес: Золотая обитель Будды Шакьямуни, Элиста, Калмыкия, Россия.
Охота и рыбалка — Республика Калмыкия
Рыбалка в Республике Калмыкия
Рыбалка в Республике Калмыкия представляет собой «водную охоту» на берегах рек Волга, Кума, Маныч, Яшкуль и Егорлык. Рыбацких мест мало – только в указанных водоемах вода никогда не исчезает до конца. В реках в большом количестве водятся сазан, щука, подлещик и окунь. По берегам этих водоемов (особенно на Волге – на территории Юстинского района, где есть оборудованные рыболовные базы отдыха) много зарослей рогоза и камыша, где любит метать икру рыба разных пород… Рыбачить можно и на истоках реки Сал – Джурак-Сале и Кара-Сале.
Рыбалка в Республике Калмыкия проходит также на многих озерах. Ведь среди бессточных водоемов две водные системы – Сарпинская на севере и Состинская на юго-востоке. Среди отдельных озер более всего известны Гудило (часть проточной системы Маныч-Гудило), Большое и Малое Яшалтинские, а также Деед-Хулсун. Тут (помимо щуки и окуня) можно поймать карпа, леща, корюшку и судака.
Рыбалка в Республике Калмыкия связана также с Чограйским и Пролетарским водохранилищами. Радует 167-километровый участок берега Каспийского моря. На этих широких пространствах рыба достигает наибольших размеров, а заниматься рыболовством здесь удобнее на лодках. В этих акваториях уже встречаются сом и осетр.
Некоторые ограничения связаны с весенним периодом (с апреля по июнь проходит нерест), а также списком Красной книги. Рыбачить нельзя на нерестовых ямах на Чограйском водохранилище, а также в заповедных зонах водной системы Маныч-Гудило. Даже на большинстве озер на промысел нельзя брать с собой более двух удочек. В регионе запрещены к вылову все породы осетровых рыб, а также каспийская минога.
Охота в Республике Калмыкия
Охота в Республике Калмыкия – мероприятия на широких просторах 16 охотхозяйств, самое крупное из которых – «Общество охотников Яшалтинского района». Здесь, на границе с Восточной Ростовщиной, представлено все зверье, которое водится в Калмыкии. В первую очередь, сюда приезжают пострелять кабана (которого здесь разводят), а также косулю (количество особей для отстрела сильно ограничено).
Большинство охотничьих баз отдыха (также, как и некоторые рыболовные) расположены на берегах водной системы Маныч-Гудило. Вам предложат дом чабана.
Охота в Республике Калмыкия – выход на полевую дичь, в первую очередь, на дикого гуся, стреляют которого осенью и весной. То же связано и с водной дичью – уткой («осенний» ее отстрел продолжается и весь декабрь). Волка (здесь обитает большая кавказская разновидность этого опасного хищника) отстреливают ежегодно. Заяц и лиса доступны (как и везде) – начиная с сентября.
Охота в Республике Калмыкия касается ограничений на некоторые виды промысла. В местную Красную книгу записаны желтый суслик, норка кавказская, выдра кавказская, кавказский камышовый кот, сайгак (это парнокопытное увековечено в качестве стелы на въезде из Волгограда), а также все хищные виды птиц и пискулька.