История авраама. авраам в библии

Смысл легенды о жертвоприношении Авраама

Многие теологи видят в притче предысторию о жертве Иисуса Христа. История Авраама и Исаака стала прообразом будущего сценария спасения человечества. Ведь Господь также подарил людям своего сына, который, зная о своей судьбе, не усомнился и не отказался от своей миссии. Он возлюбил отца своего и людей так сильно, что отдал свою жизнь во имя общего блага и бессмертия.

В этом смысле жертвоприношение Авраама рассматривается и в других религиях. Но существует и еще один смысл данной истории — Бог готов дать человеку все обещанное, независимо от сроков исполнения. Только он знает, когда придет нужный момент, но он однозначно будет самым удачным. А вот готов ли человек пожертвовать всем ради Бога милосердного? Этот вопрос каждый должен задать себе сам.

Современный человек довольно далек от всего, что описано в Ветхом Завете. Мы живем в мире с его суетой и проблемами. Но иногда стоит взять в руки Библию и вдумчиво перечитать историю об Исааке и Аврааме. Быть может, вам откроется новый смысл давно знакомых фраз. Ведь Бог милосерден, и каждого он ведет к спасению своим собственным путем…

Библейская критика

Переселение Авраама, Гюстав Доре, 1865 г.

XIX

Наряду с этим в апологетической традиции XIX-XX вв., защищавшей свидетельства Свящ. Писания от возражений отрицательной критики, зап. и правосл. ученые приводили аргументы в пользу историчности повествований о ветхозаветных патриархах .

У историков в большинстве случаев не вызывает сомнения историчность персон ветхозаветных патриархов. В пользу историчности Авраама говорит то, что имя Авраам не вымышленное имя мифического персонажа и не эпоним этнической группы, но встречающееся и в др. внебиблейских источниках личное имя . Имя Аврам (от Быт 11, 26 до Быт 17, 5), вероятно, краткая форма имени Авирам (евр. , — отец высок, возвышен) и встречается в 3 Цар 16, 34, по своему значению, возможно, является теофорным эпитетом, подчеркивающим величие Господа.

Археологические открытия 2-й пол. XX в. (особенно в Нузи и Мари) показали, что предание о ветхозаветных патриархах отразило исторические реалии среднебронзового века (1-й пол. II тыс. до Р. Х.) и обнаруживает определенные параллели с обычаями, нравами и правовыми представлениями древневост. культур этого времени и т. о. подтверждают сообщения Библии .

Попытки ученых точно датировать время ветхозаветных патриархов с использованием данных археологии не приводят, однако, к единому мнению, предлагаются даты: XX/XXI в. до Р. Х.; между XX и XVI вв. ; XIX/XVIII в. .

Насколько реальны события, описанные в Библии?

Современным людям человеческие жертвоприношения кажутся крайне чудовищными. Но во времена Ветхого Завета это считалось обыденным делом. Особенно часто в жертву приносили невинные души — детей. Ведь именно они являлись самым драгоценным подарком.

Поэтому нет ничего необычного в описании жертвоприношения. К тому же гора, где Авраам совершил жертвоприношение барана вместо своего сына, существует на самом деле. Впоследствии она получила название Мориа и долгое время оставалась пустынной, но позже на ней был построен Иерусалимский храм. Его возвел в честь Господа знаменитый царь Соломон, которого привел к горе ангел и повелел возвести святилище, где будут проходить служения Единому Богу.

Искушения

Бог искушал Авраама, приведя его на Землю Обетованную. Не всегда божий избранник достойно выносил все испытания и не колебался в вере, но всюду Господь наставлял его и прощал. Самое большое малодушие Авраам проявил тогда, когда на его землях начался голод. Вместо того чтобы наслаждаться божественным благословением, он терял скот и слуг, поэтому нарушил Божьи приказы и отправился в Египет.

Но Бог вернул его обратно на Земли Обетованные и заключил с ним Завет. Согласно ему Господь подарит потомкам Авраама обширные территории, а сам избранник Божий получит, наконец, долгожданного сына.

Предостережение: традиция не выше Таурата

Предпочитать какие-либо традиции тексту Таурата Мусы не мудро. Действительно, пророк Иса аль-Масих (мир ему), обличая современных ему религиозных вождей народа, сетовал на то, что они предпочитают Закону человеческие традиции:

Здесь пророк однозначно предостерегает об опасности предпочтения Закону человеческих традиций.

Текст современного нам Таурата подтвержден свитками Мертвого моря

На приведенной ниже схеме показано, что наиболее древние рукописи Таурата, свитки Мертвого моря, датируются 200 годом до нашей эры (подробности см. здесь). Это означает, что Таурат, на который ссылались пророк Мухаммед (мир ему) и пророк Иса аль-Масих (мир ему), дошел до нас в том самом виде, в каком был написан.

Рукописи современной нам Библии — с древнейших времен

Таким образом, данный вопрос полностью проясняется, если вернуться к свидетельству пророков.

Авраам

Авраам жил в стране Халдейской, недалеко от Вавилона. Он был потомком Сима и, со всем своим семейством, сохранил истинную веру в Бога. Он был богат, имел много скота, серебра и золота, и много слуг; но не имел детей и скорбел об этом. Бог избрал праведного Авраама, чтобы сохранить истинную веру, через его потомство, для всего человечества. А чтобы оградить его и его потомство от родного ему языческого народа (потому что среди родных людей — язычников скорее можно было научиться идолопоклонству), Бог явился Аврааму и сказал: «Выйди из земли твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя и возвеличу имя твое. И благословятся в тебе все племена земные», то есть в этом народе — в его потомстве, со временем родится обещанный первым людям Спаситель мира, Который благословит все народы земли. Аврааму было в то время семьдесят пять лет. Он повиновался Господу, взял жену свою Сарру, племянника Лота и все имение, которое они приобрели, всех слуг своих, и переселился в землю, которую указал ему Господь. Земля эта называлась Ханаанскою и была весьма плодородна. Там жили тогда хананеяне. Это был один из самых нечестивых народов. Хананеяне были потомками Ханаана, сына Хамова. Здесь Господь снова явился Аврааму и сказал: «Всю землю, которую ты видишь, Я дам тебе и твоему потомству». Авраам устроил жертвенник и принес Богу благодарственную жертву. После этого земля Ханаанская стала называться обетованною, то есть обещанною, так как Бог обещал дать ее Аврааму и его потомству. А теперь она называется Палестиною. Находится эта земля на восточном берегу Средиземного моря, и по средине ее протекает река Иордан. Когда стада Авраама и Лота так размножились, что им становилось вместе тесно и между их пастухами стали происходить непрестанные споры, тогда они решили дружелюбно разойтись. Авраам сказал Лоту: «Да не будет раздора между нами, так как мы родственники. Не вся ли земля пред тобою? Отделись же от меня; если ты — направо, то я — налево». Лот выбрал себе долину иорданскую и поселился в Содоме. А Авраам остался жить в земле Ханаанской и поселился близ Хеврона, у дубравы Мамры. Там около дуба Мамрийского, он раскинул свой шатер и устроил жертвенник Господу. Этот дуб Мамрийский и до сих пор еще растет в Палестине, около города Хеврона. Спустя немного времени после того, как Лот поселился в Содоме, соседний царь Еламский напал на Содом, разгромил город и взял в плен людей и имущество. В числе пленников был и Лот. Авраам, узнав об этом, тотчас же собрал своих слуг (318 человек), пригласил на помощь соседей, догнал неприятеля, напал на него и отбил всю добычу. Когда Авраам возвращался, его встречали с торжеством. Мелхиседек, который был священником Бога Всевышнего и царем Салимским, принес Аврааму в дар хлеб и вино и благословил его. О Мелхиседеке — его происхождении и смерти ничего неизвестно. Имя Мелхиседек значит царь правды: слово салим значит мир. Мелхиседек прообразовал собою Иисуса Христа: как Мелхиседек был вместе священником и царем, так и Иисус Христос есть Первосвященник и Царь. Как о Мелхиседеке не указано ни начала, ни конца жизни его — он как бы во веки жив, — так и Христос есть вечный Бог, Царь и Первосвященник; и мы называем Иисуса Христа — Первосвященником во век по чину Мелхиседекову. И как Господь наш Иисус Христос дал нам под видом хлеба и вина тело и кровь Свою, т. е. св. причастие, так и Мелхиседек, прообразовавши Спасителя, принес Аврааму хлеб и вино, и как старший благословил Авраама. Авраам с благоговением принял от Мелхиседека благословение и подарил ему десятую часть своей добычи. Примечание: см. Библию, в кн. «Бытие»: главы 12, 14, 15, 16, 17.

Отдыx на пути в Египет, 1597 год


Отдыx на пути в Египет.

Это произведение искусства вращается вокруг упокоения младенца Иисуса с Иосифом и Марией, когда они все собираются отправиться в Египет. Караваджо полностью захватывает сцену, изображающую мать Марию, спящую вместе со своим ребёнком, в то время как Иосиф видит рукопись для ангела, чтобы сыграть гимн. Это была первая работа художника, выполненная в большом масштабе, где ему удалось выйти из своего увлечения живописью в тёмных пространствах. Угол создаёт чувственную и светящуюся ауру, в то время как представление матери и ребёнка, кажется, выполнено очень тонко.

использованная литература

  • Берман, Луи А. (1997). Акеда: Привязка Исаака . Роуман и Литтлфилд. ISBN 1-56821-899-0.
  • Бодофф, Липпман (2005). Связывание Исаака, религиозные убийства и каббала: семена еврейского экстремизма и отчуждения? . Девора Паблишинг. ISBN 1-932687-52-1.
  • Бодоффф, Липпман (1993). «Настоящее испытание Акеды: слепое послушание против нравственного выбора». Иудаизм . 42 (1).
  • Бодоффф, Липпман (1993). «Бог испытывает Авраама — Авраам проверяет Бога». Обзор Библии . IX (5): 52.
  • Бём, Омри (2007). Связывание Исаака: религиозная модель непослушания . T&T Кларк. ISBN 978-0-567-02613-2.
  • Делани, Кэрол (1998). Авраам на суде . Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-05985-3.
  • Фейлер, Брюс (2002). . HarperCollins. ISBN 0-06-083866-3.
  • Фельдман, Яэль (2010). Слава и агония: жертва Исаака и национальный рассказ ». Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-5902-1.
  • Файерстоун, Реувен (1990). Путешествие в Святые земли: Эволюция легенд Авраама-Измаила в исламской экзегезе . Государственный университет Нью-Йорка Press. ISBN 0-7914-0332-7.
  • Гудман, Джеймс (2015). Авраам и его сын: история одной истории . Пресс для песчаника. ISBN 978-1-910124-15-4.
  • Гудман, Джеймс (2013). Но где ягненок? Представляя историю Авраама и Исаака . Schocken Books. ISBN 978-0-8052-4253-9.
  • Дженсен, Робин М. (1993). «Связывание или жертва Исаака: как евреи и христиане видят по-разному». Обзор Библии . 9 (5): 42–51.
  • Левенсон, Джон Д. (1995). Смерть и воскресение любимого сына: трансформация детского жертвоприношения в иудаизме и христианстве . Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-06511-6.
  • Равицкий, Авиезер. Авраам: Отец верующих (на иврите). Еврейский университет.
  • Сарна, Наум (1989). . Еврейское издательское общество. ISBN 0-8276-0326-6.
  • Шпигель, Шалом (1967). Последнее испытание: Легенды и предания о повелении Аврааму принести Исаака в жертву: Акеда (переиздание, изд. 1993 г.). Издательство «Еврейские огни». ISBN 1-879045-29-X.

Комментарий на текст о жертвоприношении сына Ибрахима

Юсуф Али — уважаемый толкователь и переводчик Корана. Его комментарий можно прочитать

Его толкование отрывка о жертвоприношении Ибрахима имеет две сноски, в которых говорится, какой именно сын был принесен в жертву.

4071  То была плодородная земля в Сирии и Палестине. По мусульманской традиции, рожденный там сын был первенцем Авраама — Измаил. Само его имя происходит от корня Самия, что означает «слышать», потому что Бог услышал молитву Авраама (стих 100). В год рождения Измаила Аврааму было 86 лет (Быт. 16:16).

Единственный аргумент, который здесь приводит Юсуф Али, это мусульманская традиция.

4076 Наша версия сопоставима с иудео-христианской версией существующего Ветхого Завета. Иудейская традиция, дабы возвеличить младшую ветвь семейства через Исаака, от которого произошли евреи, связывают эту жертву с Исааком, противопоставляя ее старшей ветви по Измаилу, прородителю арабов (Быт. 22:1-18). Исаак был рожден, когда Аврааму было 100 лет (Быт. 21:5), а при рождении Измаила Аврааму было 86 (Быт. 16:16). Таким образом, Измаил на 14 лет старше Исаака. Первые 14 лет своей жизни Измаил был единственным сыном своего отца, Исаак же никогда в жизни не был единственным сыном Авраама. И все же ветхозаветный текст гласит (Быт. 22:2): «Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение…».

Здесь изложен следующий аргумент: поскольку в Таурате сказано: «Возьми сына твоего, единственного твоего…» (Быт. 22:2), и поскольку Исмаил был на 14 лет моложе брата, следовательно, он и был тем самым «единственным сыном». И все же комментатор забывает, что в предыдущей, 21-й главе, Ибрахим (мир ему) уже отослал от лица своего Исмаила и Хаджар. Поэтому в Быт. 22 и сказано, что на тот момент Исаак был «единственным» сыном Ибрахима, поскольку Исмаил был уже изгнан. Дополнительную информацию можно прочитать здесь.

Принесенный в жертву сын Ибрахима: свидетельство Таурата

Таким образом, в Коране, в отличие от Таурата, имя принесенного в жертву сына не называется. В Таурате же, а именно в Быт. 22, имя Исаака упоминается шесть раз (22:2, 3, 6, 7 (2 раза), 9).

Пророк Мухаммед (мир ему) утвердил авторитет Таурата

В хадисах однозначно сказано, что пророк Мухаммед (мир ему) утвердил авторитет Таурата в том виде, в котором мы имеем его сегодня. В моей статье, посвященной этому факту, упоминается несколько хадисов в качестве подтверждения:

Авраам приносит сына в жертву

Прошло более десяти лет, как Авраам оставил
Хаджар и Исмаила в пустынной Мекке на попечение Господа. Каково же было его
удивление, когда после двухмесячного пути, он увидел Мекку, которую уже нельзя
было назвать пустынной землей. Радость долгожданной встречи омрачилась видением
– очередным испытанием веры пророка. Во сне Господь приказал Аврааму принести в
жертву сына, о котором пророк так долго молил Его, и которого, наконец, увидел
после многолетней разлуки.

Из Корана мы знаем, что Авраам должен был
пожертвовать Исмаилом. Господь вместе с великой вестью о рождении Исхака,
сообщил Аврааму и Саре еще и о появлении внука Йакуба (Иакова):

«…Тогда Мы сообщили ей радостную весть об Исхаке
(Исааке), а вслед за Исхаком (Исааком) – о Йакубе (Иакове)» (Коран 11:71)

Также, Библейская версия гласит:

«Бог же сказал: именно Сарра, жена
твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним
заветом вечным и потомству его после него» (Бытие 17:19)

Итак, Господь пообещал Аврааму сына, от
которого произойдет потомство. А Он никогда не нарушает данного слова. Какой
здравомыслящий человек может представить происхождение потомства от того, кого
уже принесли в жертву?

Хотя Библия четко говорит, что принести в
жертву должны были Исаака (Бытие 22:2), из контекста ясно, что это всего лишь
интерполяция, и Аврааму следовало убить Исмаила.

Повествование Бытия

Рождение

Патриарху Аврааму было предсказано, что у него будет сын и что его имя будет Исаак. Когда Аврааму исполнилось сто лет, от первой жены Сарры у него родился сын. Хотя это был второй сын Авраама (первым сыном Авраама был Измаил вместе с Агарь ), он был первым и единственным ребенком Сарры.

На восьмой день после своего рождения Исаак был обрезан , как это было необходимо для всех мужчин в доме Авраама, чтобы соответствовать завету Яхве .

После того, как Исаака отняли от груди, Сара увидела, что Измаил насмехается, и призвала своего мужа изгнать рабыню Агарь и ее сына, чтобы Исаак стал единственным наследником Авраама. Авраам колебался, но по повелению Бога он послушался просьбы своей жены.

Привязка

Akedah , мозаика на полу Beit Alfa Синагога

В какой-то момент в юности Исаака его отец Авраам взял его на гору Мориа . По повелению Бога Авраам должен был построить жертвенник и принести в жертву своего сына Исаака. После того, как он привязал своего сына к жертвеннику и вытащил нож, чтобы убить его, в последний момент ангел Божий помешал Аврааму продолжить путь. Вместо этого ему было приказано принести в жертву находившегося поблизости барана, застрявшего в зарослях.

Рождение Исава и Иакова, нарисованное Бенджамином Уэстом

Семейная жизнь

Прежде, чем Исааку исполнилось 40 (Быт. 25:20), Авраам послал Элиэзера , своего управителя, в Месопотамию, чтобы найти жену для Исаака из семьи его племянника Вафуила . Элиэзер выбрал для Исаака арамейскую Ревекку . После многих лет брака с Исааком Ревекка все еще не родила ребенка и считалась бесплодной. Исаак помолился за нее, и она забеременела. Ревекка родила мальчиков-близнецов, Исава и Иакова . Исааку было 60 лет, когда у него родились два сына. Исаак поддержал Исава, а Ревекка — Иакова.

В рассказах об Исааке не упоминается, что у него были наложницы.

Миграция

Исаак переехал в после смерти отца. Когда в стране начался голод, он перебрался в филистимскую землю Герар, где когда-то жил его отец. Эта земля все еще находилась под контролем царя Авимелеха, как и во времена Авраама. Как и его отец, Исаак обманул Авимелеха насчет своей жены и тоже занялся колодцами. Он вернулся ко всем колодцам, которые выкопал его отец, и увидел, что все они засыпаны землей. Филистимляне сделали это после смерти Авраама. Итак, Исаак выкопал их и начал рыть колодцы вплоть до Беэр-Шевы , где он заключил договор с Авимелехом, как во времена своего отца.

Исаак благословляет своего сына, картина Джотто ди Бондоне

Право первородства

Исаак состарился и ослеп. Он позвал своего сына Исава и велел ему добыть для него оленины, чтобы получить благословение Исаака. Пока Исав охотился, Иаков, послушав совет своей матери, обманул своего слепого отца, представив себя за Исава, и таким образом получил отцовское благословение, так что Иаков стал основным наследником Исаака, а Исав остался в более низком положении. Согласно Бытие 25: 29–34, Исав ранее продал свое первородство Иакову за «хлеб и тушеное мясо из чечевицы». После этого Исаак послал Иакова в Месопотамию, чтобы он взял жену из дома брата его матери. Проработав 20 лет на своего дядю Лавана , Иаков вернулся домой. Он примирился со своим братом-близнецом Исавом, затем он и Исав похоронили своего отца Исаака в Хевроне после того, как он умер в возрасте 180 лет.

Семейное древо

Фарра
Сара Авраам Агарь Haran
Нахор
Измаил Милка Много Иска
Измаильтяне 7 сыновей Bethuel 1-я дочь 2-я дочь
Исаак Ребекка Лаван Моавитяне Аммониты
Исав Иаков Рэйчел
Bilhah
Эдомитяне Зилпа
Лия
1. Рувим 2. Симеон 3. Левий 4. Иуда 9. Иссахар 10. Завулон Дина  (дочь) 7. Гад 8. Ашер 5. Дан. 6. Нафтали. 11. Джозеф 12. Вениамин

В литературе[править | править код]

Жертвоприношение Исаака на протяжении веков служило темой христианской религиозной драмы.

В еврейской литературе на идиш известна пьеса А. Гольдфадена «Акейдас Ицхок» («Акеда Исаака», 1897). Мотив жертвоприношения Исаака как символа высокой жертвы проходит через творчество ряда израильских поэтов и писателей 1960-70-х гг.

В русской литературе тема жертвоприношения Исаака разработана в поэме Иосифа Бродского «Авраам и Исаак» (1963), написанной, по признанию самого поэта, под впечатлением от трактата Сёрена Кьеркегора «Страх и трепет».

Значительное место решение «проблемы Авраама» исследователем истории этики Солом Вайнтраубом занимает в фантастических романах Дэна Симмонса «Гиперион» и «Падение Гипериона». Во сне он многократно слышит Голос, требующий от него принести свою дочь Рахиль в жертву на планете Гиперион ради будущего человечества, и даёт ответ: «Больше не будет жертвоприношений, ни детей, ни родителей! Жертв больше не будет! Время повиновения и искупления кончилось. Помоги нам, если ты друг, или убирайся!»

Однако в дальнейшем, Сол приходит к выводу, что это Авраам испытывал Бога

Пророчество о рождении Исаака

Библия гласит, что Господь не оставил Авраама ни на один день его существования. Везде, где бы он ни останавливался, у него было много шатров и скота. Он имел большое количество золота и серебра, а все его имущество не могло поместиться в одном караване. Авраам скорбел только об одном — он не имел наследников. Его жена Сара и он сам были уже преклонного возраста, а детей в их семье так и не появилось. И тогда Бог еще раз явился своему избраннику и сообщил, что он станет отцом ребенка, от которого произойдет целый народ. В дальнейшем именно среди этого народа родится Спаситель человеческий. Помимо этого Господь открыл Аврааму судьбу произошедшего от него народа на несколько веков вперед.

Версия Уффици

Второй Жертвоприношение Исаака расположен в галерее Уффици , Флоренция . По словам раннего биографа Джованни Беллори, Караваджо написал версию этого сюжета для кардинала Маффео Барберини, будущего Папы Урбана VIII , и в период с мая 1603 по январь 1604 года Барберини выплатил художнику серию выплат на общую сумму в сто скуди. ранее написал Портрет Маффео Барберини , который, по-видимому, достаточно понравился кардиналу, чтобы он заказал вторую картину.

Исаак был идентифицирован как Чекко Бонери , который появлялся как модель Караваджо на нескольких других фотографиях. Недавний рентгеновский анализ показал, что Караваджо использовал Cecco также для ангела, а позже изменил профиль и волосы, чтобы скрыть сходство.

Примечания

  • Шипы в Комнате жертвоприношений нельзя перелететь.
  • Также шипы не могут перелететь и враги (Уриил, Гавриил и призываемые им Ангелочки), и они будут получать урон, что может упростить борьбу с ними в этой комнате.
  • Эффекты неуязвимости от артефактов не дадут сделать жертвоприношение.
  • Если персонаж имеет при себе брелок Мозоль, то жертвоприношение не сработает.
  • При получении 2-ух благословений эффекты складываются — то есть эффективность возрастает до 65%.
  • Облатка \ Рак \ пилюля Percs — могут позволить совершить больше жертвоприношений.
  • Если получить урон от шипов 11 раз, призвав Гавриила, а затем перейти на следующий этаж, то счётчик жертвоприношений будет сброшен. Таким образом, чтобы вызвать Уриила ещё раз, понадобится вновь получать урон об шипы 11 раз. При этом награды за жертвоприношения и шанс их появления не изменятся.
  • Если персонаж имеет при себе брелок Плоский напильник, то шипы комнаты будут убраны, что делает невозможным жертвоприношение.

Лютнист, 1596 год


Лютнист.

Существует две версии этой картины, первая из которых находится в коллекции Вильденштейна, а вторая – в Эрмитаже. Как оказалось, есть и третий вариант, замеченный в 2007 году в глостерширском Бадминтон-хаусе. Во всех трёх вариантах виден темноволосый мальчик с нежными чертами лица с лютней в руке, поглощённый любовной песней. Те, что в Бадминтон-хаусе и Эрмитаже, показывают стол без скатерти с цветами и фруктами с одной стороны и скрипкой с другой. В коллекции Wildenstein скатерть покрывает стол, в то время как спинетта заменяет натюрморт, а певчая птица, которая находится в клетке, также видна в «кадре».

Недельная глава «Хайéй Сарá…» (Жизнь Сары…) Береши́т / Бытие 23:1-25:18

Сара умирает в возрасте 127 лет и Авраам, выкупив у хетта Эфрона поле с погребальной пещерой, хоронит ее там.

Авраам не хочет женить Ицхака (Исаака) на дочерях народа, среди которого живет. Он отправляет своего верного слугу Элиэзера искать невесту для сына в Харане. Придя в Харан, Элиэзер останавливается у колодца, прося Бога дать ему «знак», когда ему встретится «именно та» девушка.

Ривка (Ревекка), внучатая племянница Авраама, приходит к колодцу за водой и предлагает Элиэзеру попить, а также черпает воду для всех верблюдов его каравана.

Ицхак вводит Ривку в шатер своей матери и только тогда успокаивается от переживаний о ее смерти.

Авраам воссоединяется с Агарью, и у него рождаются еще шесть сыновей. Со временем он отсылает их не с пустыми руками, оставляя единственным наследником Ицхака. «Насыщенный днями», Авраам умирает в 175 лет. Ицхак и Ишмаэль вместе хоронят отца в пещере Махпела, рядом с Сарой.

Интересно, что говоря о возрасте Сары, Тора «делит» его на 100, 20 и 7 лет. Традиция объясняет этот символизм тем, что в 100 лет она была так же красива, как в 20 и также свободна от греха, как в 7.

Важно

Авраам хочет похоронить жену в пещере Махпела, но не принимает ее в дар от местных жителей. Он настаивает на покупке и платит огромные по тем временам деньги за   пещеру и поле, на котором она находится.

Потому, как бы ни развивались исторические и политические события в будущем, принадлежность этого участка Аврааму и его потомкам невозможно оспорить.

Таким же образом позже Яков купил гробницу, где позже был похоронен Йосеф, а царь Давид купил у Орны-иевуси гору Мориа, на которой должен стоять Храм.

В рассказе о встрече Элиэзера и Ривки у колодца традиция отмечает, что она не прятала свой кувшин, а несла на плече, чтобы люди могли попросить воды. Предложив напиться Элиэзеру, она не успокоилась, пока не напоила весь его караван верблюдов.

Ее расторопность, несомненно, напоминает нам расторопность Авраама, который спешил, устраивая трапезу для путников, оказавшихся у него в доме. Поэтому ее поведение было не только прямым ответом на молитву Элиэзера, но и «зеркалом» – отражением Авраама и Сары.

Ицхак вырос в доме, «пропитанном» добротой, заботой и самоотверженным служением Творцу и его созданиям. Написано, что он ввел Ривку в шатер своей матери и только тогда утешился. Мудрецы объясняют, что он утешился, ибо увидел, что с приходом Ривки жизнь семьи продолжается «в духе» Сары.

Ривка была идеальной хранительницей очага и поэтому только она могла составить ему пару.

Авраам воссоединяется с Агарью, и у него рождается еще 6 сыновей. Заметим, что, дав им подарки, он отсылает их на восток, в землю Кедем. Таким образом «обозначая» Ицхака, сына от Сары, единственным наследником своего имущества и призвания — завета со Всевышним.

Традиция отмечает, что глава рассказывает о событиях, произошедших после смерти Сары, а называется «жизнь Сары»; и это имеет глубокий смысл. Отсюда мы учим, что жизнь — вечна. И Сара «продолжила» жить в том, что случилось «после» нее. Сейчас Ицхак — единственный наследник Авраама во всех отношениях.

И теперь — у него есть настоящая собственность — надел земли, он женился на Ривке, того же «духа», что и Сара, младшие братья отосланы отцом на восток, а Ишмаэль признал первенство брата и волю отца (когда братья хоронят Авраама, Ицхак упоминается первым; а о смерти самого Ишмаэля написано, как и о кончине Авраама: «и был приобщен к народу своему»).

«И скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и довольный…»  Но это — лишь «одна сторона монеты». Как учит нас «жизнь Сары», праведная жизнь продолжается и «после» жизни. Авраам, как и обещал Всевышний, стал отцом множества народов, благословением для всего мира.

Совет

И мы, если идем по стопам великого патриарха и его жены, становимся частью непрерывной, вечной цепочки взаимоотношений между Богом и человеком.

Так, из поколения в поколение заслуги отцов передаются потомкам, служа маяком и вдохновляя в трудные времена, а заслуги детей — нетленный венец для отцов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector