Вечная память! к годовщине кончины схимонахини сергии (байбородиной, 10 июня † 1982)

Великая Отечественная война

Обучение в средней школе Николай прервал, потому что грянула Великая Отечественная война. В самом ее начале он был слишком мал, чтобы отправиться на фронт. В ряды Красной армии его мобилизовали только в 1944 году. Срочную службу он проходил в авиатехнических частях.

Поначалу Николай был прикомандирован к радиотехнической школе в городе Фрунзе, затем его перевели в Ригу, а после в воинские части Калининграда и Шяуляя. В основном Байбородин занимался техническим обслуживанием аэродромов. В военных действиях он участия не принимал. В 1952 году его демобилизовали. К тому времени Николай успел получить звание старшего сержанта. За отличную службу ему торжественно вручили фотографию знамени. Вернулся будущий архимандрит в город Пишпек (ныне столица Киргизии Бишкек), где он продолжил обучение в вечерней школе. Окончив ее, он стал студентом физико-математического факультета местного Политехнического института.

Господь сотворил чудо

Иеросхимонах Валентин (Гуревич), духовник московского Донского ставропигиального мужского монастыря:

Одно время после тяжелой операции я жил в Вознесенском Оршином монастыре Тверской епархии. Там недалеко от монастыря находится селение Эмаус. Видимо, в свое время какой-то благочестивый помещик дал такое название своей вотчине. А рок-группы почему-то тяготеют к такого рода топонимам. Им нравятся библейские названия: Назарет, Эмаус и т.д. И вот они облюбовали это село для проведения рок-фестиваля. Так как село находится в чистом поле, то звук от колонок с усилителями оглушал всю округу. Такое было попущено искушение. Тогда матушка Евпраксия (Инбер), настоятельница Вознесенского Оршина монастыря, получила от архимандрита Наума благословение: всем читать акафист Архангелу Михаилу. Отец Наум очень почитал Архистратига – ему посвящены теперь уже два монастыря на родине старца: женский в его родном селе Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской областии и мужской в близлежащем селе Козиха. Промыслительно и то, что 40 дней отца Наума пришлись на празднование памяти Архангела Михаила и всех Сил Бесплотных. Матушка игумения со всеми сестрами и девочками из монастырского приюта, а также я, проживавший тогда в монастыре, – мы все стали читать акафист Архангелу Михаилу. И Господь сотворил чудо. В монастыре водворилась тишина. Это было, действительно, чудо, потому что стоило выйти за ограду обители, как музыка гремела; делаешь шаг назад в монастырь – и тишина! Я сам несколько раз проверял – выходил за заборчик и заходил: буквально метр, а за низенькой символической оградой не слышно этого грохота. Это необъяснимо с точки зрения законов физики.

Другой пример. Чада отца Наума активно обращали к вере своих знакомых и коллег. Так, ныне профессор Московской духовной академии и Сретенской семинарии Алексей Иванович Сидоров в то время еще преподавал в МГУ, где помог креститься учившейся на отделении славянской филологии финке Кирси Марита Ритониеми. Она так же, как и он, вошла в число духовных чад архимандрита Наума. Приняла монашество. Одно время была настоятельницей Вознесенского Оршина монастыря, а потом правящий архиерей, преобразовав Тверское подворье обители в самостоятельный Свято-Екатерининский монастырь, направил матушку Иулианию (ее имя в постриге) туда игуменией. Время от времени возникали искушения, враг противодействовал возрождению монастырей. Тогда матушки Иулиания и поставленная на ее место в Вознесенский Оршин монастырь Евпраксия вместе могли беседовать с чиновниками, а все сестры и девочки приюта в это время пели в храме Трисвятое. И всё – слава Богу – улаживалось.

Соль для преподобного Сергия

Известный насельник Лавры, совершающий
чин отчитки, отец Герман рассказывал о себе. Он
заканчивал Московскую духовную академию, но уже нес
послушания в Лавре, звали его Александр Чесноков.
Архиерей, который направил его учиться, сказал: «Приезжай
ко мне, я тебя посылал», а старцы лаврские говорят: «Оставайся
здесь, благодать получишь». Он не мог долго решиться,
что ему делать. Наконец наместник Лавры отец Иероним
поставил условие: «Давай уже решайся, после обеда
скажешь ответ».

Архимандрит Герман
Чесноков

Сидит Александр в келлии, не знает, как
ему быть, уже до обеда пять минут осталось, сидит весь
расстроенный. И пришла ему вдруг такая мысль: если мне
здесь остаться, пусть у меня кто-нибудь что-то попросит.
И сразу же по коридору шаги, в дверь келлии тук-тук-тук:
«Молитвами святых отец наших…» Открывает дверь, а там
иеромонах говорит ему: «Саша, нет ли у тебя немного соли?»
Он его с радостью обнял и протянул просимое: «На тебе
соли». Быстро оделся, побежал на обед и после сказал
наместнику, что остается. Наместник тут же отдал
распоряжение: «Всё, у нас будет постриг Александра
Чеснокова».

Это было Успенским постом. Три ночи
новопостриженный монах Герман отстоял, выходит – солнце
светит, и вдруг видит, что идет тот самый иеромонах. Он
к нему подходит и говорит: «Отче, благословите! Знаете,
какую вы большую роль сыграли в моей жизни, когда у меня
соли попросили?» А тот ему с недоумением отвечает: «Какую
соль? У меня своя есть, ничего я у тебя не просил».
Старцы Лавры пояснили отцу Герману, что это сам
преподобный Сергий, приняв образ иеромонаха, явился ему,
чтобы оставить в своей обители. Келлия отца Германа была
в Предтеченском корпусе, самая крайняя справа.

Истории подготовил:

Валерий Духанин, диакон

Православие.Ru — 13.07.2014.

Подражатель преподобного Сергия

Игумения Олимпиада (Баранова), настоятельница Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря:

Самый добрейший, самый святейший – что еще об отце Науме сказать?! К каждому человеку у него был свой подход. Монашествующих батюшка наставлял неустанно молиться, не забывать Иисусову молитву – это самое главное. А все житейское – приложится (Мф. 6:33), – напоминал нам. Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду прежде вашего прошения у Него (Мф. 6:8). Сам он был очень достойным монахом без преувеличения сказать – подражателем преподобного Сергия. Нашему монастырю, где почивают мощи родителей Игумена земли Русской, батюшка помогал и помогает молитвами, причем непрестанными.

Проповеди Байбородина

Широко известны проповеди архимандрита Наума Байбородина. В них он пытался найти ответы на самые сложные вопросы, которые терзают большинство окружающих.

Например, популярной стала его проповедь «Воля к святости», произнесенная в Троице-Сергиевой лавре в 1998 году. В ней он рассуждал о трех главных грехах, которые существуют в нашем мире. После его смерти активно стала распространяться его проповедь, приуроченная к 100-летию Октябрьской революции. Байбородин ее написал задолго до этого юбилея. К сожалению, в 2016 году старец заболел и впал в кому. В таком состоянии врачи поддерживали его жизнь на протяжении всего 2017 года. 13 октября архимандрит Наум Байбородин скончался. Рано утром 15 октября его отпели в Успенском соборе, расположенном при Троице-Сергиевой лавре. Ему было 89 лет. В своей проповеди на события 1917 года архимандрит Наум отмечал, как много святых было в России до Октябрьской революции. После событий 1917 года ситуация кардинально изменилась. Ответственность за события тех лет он возлагал на правителей, подчиняющихся дьяволу, которые ненавидят все, что связано с Библией. Именно они, по мнению Байбородина, организовали революцию в России. Старец усматривал предпосылки для переворота и в начале этого века. Он отмечал, что новая Гражданская война не началась, потому что этого не допустил Владимир Путин.

Воспоминания о Науме Байбородине

С архимандритом Наумом встречались многие известные люди. Практически на всех он производил неизгладимое впечатление. Певица Надежда Бабкина вспоминала, что можно было «утонуть» в его добрых глазах. После откровенного разговора с ним на душе становилось светло и легко, снисходило настоящее ощущение счастья. Митрополит Кирилл Наконечный вспоминал времена, когда архимандрит Наум принимал исповедь у прихожан. Люди шли толпами, с каждым он разговаривал и давал дельные советы. Многих он направил не только в мирской жизни, но и в церковной. Прихожане, которым довелось беседовать со старцем, рассказывают, что он умел заглянуть в самые потаенные уголки их души. От Наума Байбородина невозможно было ничего утаить. Однако он никогда не ругал за грехи и не корил, а лишь наставлял на верный путь.

«У таких великих старцев только Суд Божий может определить их духовный КПД»

Архимандрит Захария (Шкурихин), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры:

Мы жили с отцом Наумом рядом, у нас келии были на одном этаже. Иногда пересекались на трапезе. Он был строг. Замечания делал. Иногда скажешь что-то не то или во внешнем виде у тебя что-то не так – всё видел. Но всегда по делу выговаривал.

В монастыре тесное общение между братиями. Всегда видно: человек молится или просто так, «ворон считает». Отец Наум молился. Он, конечно, много времени приему народа уделял. Но на службе старался сосредоточиться, напряженно вникал в слова богослужения. Про синодики, когда его однажды спросили, почему он их не читает, говорил: «Пусть их молодежь читает, чтобы у них помыслов поменьше было».

У таких великих старцев только Суд Божий может определить их духовный КПД. Сейчас окормлять народ в нашем современном мире очень сложно. Владыка Феогност Сергиево-Посадский, наш наместник, всегда очень удивлялся, как отец Наум всех может помнить: кто где в епархиях, в каких отдаленных монастырях, в каких малых городах да в заброшенных деревеньках, и при этом у кого какие горести, проблемы, внутренние искушения. Что-то кому-то отсылал, через кого-то передавал… Получал письма, писал ответы.

Помню, как-то к нему приехали одни рабы Божии – у них масса проблем, жить негде… Он их сразу благословляет: «Поезжайте туда-то. Вот как раз, – подзывает кого-то, – туда люди едут. Дом сейчас пустует. Там и будете жить». Лишенные крова туда поехали; их сразу поселили, они там прожили несколько лет. Потом им говорят: «Всё, съезжайте». Им, конечно, жалко было оставить то, что было нажито за эти годы, но оставили уже всё это для следующих жильцов. А у них как-то жизнь дальше устроилась. Всё по его молитве происходило гладко и точно само собой. Также было и у монашествующих – все проблемы, и внутренние, и чисто житейские, бытовые, по благословению отца Наума разрешались.

Житийная и научно-историческая литература о преподобном Сергии Радонежском:

  • Полное житие преподобного Сергия Радонежского — архимандрит Никон Рождественский
  • Краткое житие преподобного Сергия Радонежского — Православие.Ru
  • Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому — Православие.Ru
  • К вопросу о дате рождения преподобного Сергия Радонежского — протоиерей Владислав Цыпин
  • Почитание преподобного Сергия Радонежского в дальнем зарубежье — диакон Георгий Максимов
  • Новые чудеса преподобного Сергия Радонежского. Часть I. Истории лаврских насельников — диакон Валерий Духанин
  • Новые чудеса преподобного Сергия Радонежского. Часть II. Истории архимандрита Илии Рейзмира — диакон Валерий Духанин
  • Новые чудеса преподобного Сергия Радонежского. Часть III. Истории священников — диакон Валерий Духанин
  • «Будет он обителью и слугой Святой Троицы». К 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского — диакон Валерий Духанин
  • После этого случая я ощутил, насколько близок преподобный Сергий ко всем, чтущим его память — митрополит Томский и Асиновский Ростислав Девятов
  • Отче Сергие, моли Бога о нас! «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых» (Мк.12:27). Томичи о влияние преподобного Сергий Радонежского на их жизнь — Максим Степаненко
  • Как стать родителями святых детей? Рассуждения над житием преподобных Кирилла и Марии Радонежский — родителей преподобного Сергия Радонежского- Максим Степаненко

Краткая биография старца Наума

Старец Наум (мирское имя Николай Александрович Байбородин) родился 19 декабря 1927 года в деревне Шубинка Новосибирской Области.

25 декабря 1927 года Николая крестили в Сергиевском храме.

19 декабря 1927
день рождения старца Наума

В октябре 1944 года Николая призвали в ряды РККА для службы в авиатехнических частях.

В 1952 году Николая уволили в запас в звании старшего сержанта.

В 1957 году Николай поступил в Московскую духовную семинарию.

И уже 14 октября 1957 года стал членом братии Троице-Сергиевой лавры.

На фото старец, архимандрит, духовник Троице-Сергиевой лавры и старший сержант Наум Байбородин. Годы жизни: 19.12.1927 — 13.10.2017

14 августа 1958 года Николай принял постриг в монашество с именем Наум. 8 октября 1959 Наум Байбородин получил сан иеромонаха.

В 1979 архиепископ Дмитровский Филарет возвел Наума в достоинство архимандрита.

В 1996 архимандрит Наум Байбородин помогал в строительстве Михаило-Архангельского женского монастыря. В 2001 году стал попечителем лаврского детского дома- интерната в Топорково.

С 2000 года старец Наум вошел в совет Троице-Сергиевой лавры.

13 октября 2017 года архимандрит Наум Байбородин скончался в больнице, в связи с отеком мозга. Отпевание старца было проведено 15 октября в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.

Немного слов Наума к столетию революции (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Наум был человеком умным и прозорливым, способным донести информацию до каждого (или почти до каждого) человека. О событиях столетней давности (о революции) он говорил: «По проповеди одного пророка Ионы Ниневия все жители покаялись и были спасены, а город их должен был погибнуть. До революции в нашей стране было очень много святых! Это и Иоанн Кронштадтский, и блаженные Паша и Пелагея Дивеевские и многие другие. Ведь все имели возможность помолиться Господу Богу о недопущении революции. На тот момент в стране действовало немало и семинарий, и церковных школ. Но…. Страной уже руководили не православные христиане, а сатанисты. Верующих православных увольняли с руководящих должностей и убирали из учителей. Раньше учили Законам Божиим». По словам Наума, его мама пошла в школу в 1908 году и после нескольких дней сказала, что в такую школу ходить нечего. Учителя того времени говорили: «Мы теперь будем строить счастливую жизнь без попов и без царей!». Наум очень возмущен тем, что прозорливые люди никак не позаботились о народе, почему они допустили революцию (переворот в государстве). И, как показала практика, в армии сплошь и рядом были предатели.

По мнению Наума, нынешняя власть поклоняется дьаволу, такие же люди допустили революцию 100 лет назад и подобные им уже в нынешнем XXI веке не раз пытались устроить государственные перевороты. Но президент страны смог предпринять меры по недопущению гражданской войны. К великому счастью, до стрельбы не дошло.

Для того чтобы победить сатанистов, нужно сохранить единство народа. Для европейцев до сих пор остается тайной, как Советский Союз выстоял и победил в самой страшной войне XX века. Несмотря ни на что, советскими людьми вполне оперативно было налажено производство танков и самолетов, так необходимых для передовой, и в это тяжелое для страны время наука не стояла на месте, а активно развивалась. Власть, столкнувшаяся с чудесами на фронтах, приказала восстановить Патриаршество в стране, а также начать открытие храмов и церквей. На оккупированных территориях очень активно открывались церкви и часовни.

4 сентября 1943 года состоялась встреча в Кремле Сталина с Сергием (Страгородским), Ленинградским и Новгородским Алексием и Николаем (Ярушевичем). И в тот момент было решено открыть Лавру и возобновить богословские курсы.

Архимандрит Наум считает, что для нашего государства нужны добрые правители. С которыми можно советоваться и не хулить имя Божие, тогда и люди станут добрее. И обязательно каждый человек-христианин должен соблюдать заповеди, так как даны они для всех. Соблюдение Законов Божиих необходимо начать с изучения этих самых законов, нужно читать Библию, Евангелие, ходить в церковь, молиться, причащаться и исповедоваться.

Чем чаще человек исповедуется, тем больше видит за собой грехов. А те, кто ходят в церковь от раза к разу или не ходят вообще, не замечают за собой грехов. И как такие люди могут жить счастливо…?

А признание однополых браков — это вообще недопустимо для человечества, равно как и смена пола. Наум выступает против продажи земель Русского государства, против убийства детей, в том числе и нерожденных, против мужеложства и блуда. Если такие явления будут на Русской земле, то и конец света недалеко.

Наум положительно относился к переменам, происходящим в Африке. На этом континенте многие люди принимают православие, отказываются от мусульманства и проповедуют Иисуса Христа и Деву Марию.

До революции при Царе люди веровали в Бога, церковь была едина с государством. Школы были церковными, и людей там учили заповедям Христа. Учили, как воспитывать нравственное поколение, ценить и сохранять семью. Аборты в то время были запрещены, и нация русская сохранялась и приумножалась. За двадцать лет царствования Николая II нация увеличилась на 50 миллионов, а после революции стала очень быстро сокращаться. Аборты в наше время не запрещены, нерожденных младенцев убивают и убивают, а ведь стране так нужны люди (и воины, и ученые, и учителя).

Как преподобный Сергий удержал в обители схиигумена Селафиила Мигачева

Среди лаврских старцев послевоенного
времени был схиигумен Селафиил (1898–1992). Близким
людям он рассказывал о себе и о ключевом в его жизни
случае, связанном с преподобным Сергием. Происходил отец
Селафиил из благочестивой семьи и через всю жизнь сам
пронес искреннее благочестие. В миру его звали Даниил
Никитич Мигачев, родился он в крестьянской семье в
Смоленской области. В 17 лет в первый раз увиделся со
своей будущей супругой Феодорой, и они сразу же
договорились о свадьбе.

Схиигумен Селафиил Мигачев.
Фотография,  1988 год

В семейной жизни горя не знали,
сами постоянно трудились, у них родилось десять детей, а
потом за исповедание веры будущий схиигумен Селафиил
оказался в лагерях и делил свою часть хлеба с голодными.
Многие в северных лагерях погибали, но его жизнь Господь
сохранил. Даниил застал Великую Отечественную войну,
немцы наступали по их территории. Произошел такой
случай: один немец приставил к нему автомат, хотел его
застрелить, но он взмолился Богу, немец удивился, думал,
что он коммунист, а он, оказывается, верит в Бога и
молится, и не стал его убивать.

После войны его супруга Феодора умерла,
и он пришел в Лавру. Причем сам отец Селафиил говорил,
что так сильно любил свою матушку, что если бы она не
умерла, то в монастырь бы не ушел. Пути Господни
неисповедимы. Собственно, Феодоре было откровение от
иконы Божией Матери, что ее болезнь (гниение кости) дана
ей ради призвания в иной мир посредством скорой кончины.
И матушка сама завещала супругу идти в монастырь.

Даниил Мигачев пришел в обитель
преподобного Сергия в 1960-е годы и принял монашество с
именем Зосима. В Лавре в то время был один человек,
которому советская власть дозволяла бить монахов. Он
неоднократно избивал таких старцев, как архимандрит
Тихон Агриков, архимандрит Наум и схиигумен Селафиил.
Отец Селафиил рассказывал: «Заведет в подвал, а в нем
145 кг. Во мне 95, однако я обладал такой крепостью, что
убил бы его одним ударом, но ведь нельзя же, Евангелие
запрещает. Вот он меня в очередной раз побил, я собрался
уходить из монастыря на приход: все-таки прихожане меня
уважали. Я уже взялся решительно за ручку двери, и вдруг
сверху на мою руку легла другая рука и раздался голос:
“Не уходи, потерпи еще немного. Если претерпишь до
конца, то станешь настоящим монахом”». Отец Селафиил
душой почувствовал, что это преподобный Сергий запретил
ему уходить из его святой обители. Он ощутил в душе
утешение и остался, а человека, избивавшего монахов,
потом перевели в другое место.

В 1984 году отец Зосима сильно заболел и
принял схиму в честь архангела Селафиила.

Прожил схиигумен Селафиил 96 лет и
похоронен в Деулино.

Идеология

Коротко идеологию наумовцев на начало 2019 года можно описать так: фундаментализм, национализм, любовь к военным и остальным силовикам, антиэкуменизм, монархизм, почитание династии Романовых, а также дореволюционных порядков, ожидание скорого конца света, спекуляции на теориях заговора.

Как нетрудно догадаться, чем сложнее социально-экономическая обстановка в России, тем больше недовольных людей и популярнее подобные взгляды. При этом движение почитателей старца Наума не маргинально. Напротив, в это время среди них немало представителей элиты, в том числе научной, например, декан факультета социологии МГУ Добреньков.

Об отце Науме написаны сотни статей, уже есть книги, но более всего в народе известны его поучения и пророчества. В том числе такие:

В мире действует темная дьявольская сила, которая ненавидит Церковь и православную Россию. Масоны-сатанисты захватили власть в масштабах всей планеты, их уже 5 миллионов, объединенных в 38 тысяч лож, а верховодят всем Рокфеллеры, Ротшильды, Комитет-300 и Бильдербергский клуб.

Мать Сталина Екатерина была верующей, сам Сталин учился в семинарии, но хоть и не стал священником, мистически сохранял в себе благодать, обратился к вере во время войны, открыл храмы и восстановил патриаршество.

Если в России зло будет распространяться, то это приблизит конец света. Остальные европейские народы уклонились в нечестие, а то и прямо в сатанизм.

Россия погибнет, если не запрещать богохульство, мужеложество и аборты. Необходимо также запретить продажу земель русского государства, особенно иностранцам.

Сейчас у власти повсюду враги Христовы. Русскому народу необходимо покаяться в разрушении в 1917-ом православного царства — Российской империи, вновь осознать свою миссию Третьего Рима, обратиться к родным святыням, отвергнуть западные идеи, свергнуть безнравственных и ущербных чиновников, и вновь поставить во главе государства помазанника Божия, русского православного Царя, чтобы он объединил Великую, Малую и Белую Русь.

Батюшка очень любил монахов

Иеромонах Николай (Елачев), благочинный Николо-Шартомского мужского монастыря Шуйской епархии Ивановской митрополии:

Батюшка навсегда останется в наших сердцах. В Николо-Шартомском монастыре вся братия собрана им. Многих из нас он извлек из самой пучины мира и наставил на путь ко спасению. Все мы по его благословению и его молитвами пришли в обитель Господу послужить и сейчас благодарны за это ему.

Сколько из его чад уже хиротонисано во епископов, митрополитов! Скольких он вырастил игуменов, игумений, священников добрых подарил пастве Христовой, монахов и монахинь для Церкви нашей святой воспитал.

У батюшки была своя методика обращать в монашество. Благословит тебя, ранее куролесившего по жизни мужика, храм восстанавливать: пока трудишься над развалинами, такой искус пройдешь! Так тебя враг потреплет, что сам поймешь, что в жизни главное. Аскетика из отвлеченного занятия насущной необходимостью становилась. Многие храмы у нас братия, прежде чем прийти в монастырь, возрождала в Новосибирске, Приазовске и других городах.

Годы проходили, прежде чем отец Наум благословлял на монашество. Только ему как старцу и было открыто, куда склоняется та или иная душа. Кому-то он сразу мог сказать, что его путь – монашество, другому через 3 года, третьему через 5 лет. Каждому индивидуально – когда человек становился к этому готов.

Радовало батюшку наше послушание Богу, Евангелию, тому, что Господь через старца нам открывал. А наши грехи его огорчали. Бывало, если по своеволию действовать начнем, тут же набедокурим и к нему возвращаемся: «Что делать-то теперь?..» Отец Наум по-отечески принимал, не гнал кающегося. 

Мог он обличить и самый тайный твой грех – даже подчас как-то незаметно, через кого-то, но тебе всё открывалось и ты начинал понимать, в чем надо покаяться. У всех нас есть свои немощи. Но старец знал, кто какое наставление может понести: кому-то мог при всех взбучку устроить, но не по страсти, а для вразумления; а кого-то потихонечку наедине в чувство приводил.

Батюшка очень любил монахов. Весь воодушевлялся, когда кто-то за благословением на монашество приезжал к нему. Даже если просто человек в обитель собирался поехать потрудиться, пожить при монастыре, уже старец ликовал.

Отец Наум всегда наставлял: «Читайте Евангелие – там всё написано». Для нас он старец: знаем, что говорил нам не от себя, а открывал волю Божию.

Записала Ольга Орлова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector