Апостол фома

Проповедничество Фомы

После Вознесения Христа и сошествия на апостолов Святого Духа, они отправились нести Слово Господне по миру. Фоме выпал жребий отправиться в земли Индии. Об событиях этого времени повествует апокрифическое сочинение о «Деяниях Фомы». Путешествие его проходило по землям Палестины, Месопотамии, Эфиопии и Парфии.

В Индию он прибыл с караваном торговца Хаббана. В это время индийский правитель Гундофар решил построить дворец, который превосходил бы палаты римских правителей. Дидим взялся за исполнение этого задания, деньги, отданные ему царем, он раздал беднякам и нуждающимся людям.

Через некоторое время правитель спросил у апостола о том, как идёт строительство. Проповедник ответил, что строящийся им дворец превосходит красотой и богатством палаты всех земных государей. Довольный Гундофар дал ещё денег, которые проповедник также раздал людям. Но когда правитель увидел, что строительство дворца даже не начиналось, он повелел заточить апостола в тюрьму.

Жизнь храброго проповедника находилась в опасности. Но по милости Господа произошло чудо. Гундофару явился его почивший брат. Он рассказал, что ангелы показали ему прекрасный дворец, который построил для царя Фома. После этого апостол был отпущен из заточения и отправился в дальнейший путь.

Интересно! Существуют сведения, что Дидим побывал во многих индийских городах, обращая их население в христианскую Веру. Некоторое время он жил в Китае, но покинул этот край так как его усилия не принесли ощутимых результатов.

Долгое время представители западного священства опровергали раннее появление Христианской Церкви в Индии, связывая это событие не с апостолом, а с христианским проповедником Фомой Канским. Но многие европейские путешественники подтверждают устные предания, которые передавались из поколения в поколение индийскими христианами.


Икона апостола Фомы

В конце XIII в. Марко Поло посетил место погребения апостола, находящееся близ города Малабар. Через 40 лет здесь побывал монах Одорико, состоящий в ордене Францисканцев. Реальность описанных в апокрифах событий подтверждается историческими данными, указывающие на существование в I в. правителя по имени Гундофар.

Проповедничество Фомы

Когда Фома прибыл в Индию, там уже была сформирована система каст. А это значило, что без одобрения царя, никакой деятельности, а уж тем более проповеди не разрешалось. Однако, были и те цари, которые спокойно относились к проповедничеству новой веры.

Поэтому, по прибытии в Индию, Фома оказался во дворце царя Гундофара, который дал добро на проповедничество. Взамен на это, Гундофар нанял Фому плотником, чтобы тот построил ему дворец. Однако, Фома совершил поступок авантюру.

Апостол раздал все деньги бедствующим

Когда были выделены средства на возведение дворца, апостол поделил все между бедствующими и ни монеты не вложил в дворец. Царь, увидев, что ничего не построено, хотел казнить Фому.

Однако, во сне к нему явился его усопший брат и сказал, что самый замечательный дворец из тех, что он видел на небесах, был возведен апостолом. Гундофар удивился и не уверовал, но казнь отменил.

Стоит отметить, что Фома добирался до Индии по Великому шелковому пути. Пройдя через Месопотамию, Эфиопию, Парфию и Палестину, он образовал там христианские общины.

Жизнеописание

Имя Фома имеет еврейское происхождение и означает «близнец» (греческий вариант его имени: др.-греч. Δίδυμος — Дидим). Эта «расшифровка» его имени указана и в Евангелии (см. Ин. 11:16), так он и называется в церковных песнопениях. Толкование этого второго названия даёт историк Никифор Каллист Ксанфопул в Синаксаре в Фомину Неделю, помещённого в Цветной Триоди. Никифор пишет:

Впрочем, «Толковая Библия Лопухина» указывает, что правильнее понимать его прозвище не как «близнец», а как «человек двоящейся природы». Полагают, что Фома происходил из галилейского города Пенеады.

Евангельское повествование

Фома был избран Христом одним из двенадцати апостолов (Мф. 10:2-4, Мк. 3:14-19, Лк. 6:13-16), о чём нам сообщают евангелисты Матфей, Марк и Лука. Однако они всего лишь упоминают имя Фомы среди имён прочих апостолов.

Напротив, Иоанн Богослов сообщает нам об участии Фомы в нескольких событиях евангельской истории, в том числе об уверении Фомы. Согласно Евангелию от Иоанна, Фома отсутствовал при первом по Воскресении из мёртвых явлении Иисуса Христа другим апостолам и, узнав от них, что Иисус воскрес из мёртвых и приходил к ним, сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20:25). Явившись апостолам вновь, Иисус предложил Фоме вложить палец (перст) в раны, после чего Фома уверовал и произнёс: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28).

Евангельское повествование оставляет неясным, вложил ли Фома на самом деле свой перст в Христовы раны или нет. По мнению одних богословов, Фома отказался сделать это, другие же считают, что Фома прикоснулся к ранам Христа.

Выражение «Фома неверующий» (или «неверный») стало нарицательным и обозначает недоверчивого слушателя. Сюжет уверения Фомы стал популярным сюжетом евангельской иконографии.

Опираясь на рассказ о явлении Иисуса Христа апостолам на море Галилейском (Ин. 21:2), можно предположить, что апостол Фома первоначально был рыбаком.

Апокрифическая литература

Впрочем, в апокрифических «Деяниях Фомы» от лица самого апостола Фомы утверждается, что его ремесло — плотницкое дело и строительство.

Проповедь христианства в Индии

С именем апостола Фомы православные и католики традиционно связывают проповедь христианства в Индии, хотя ряд современных историков считают, что христианство в Индию принёс не он, а Фома Канский в IV веке. Однако потомки древних христиан Индии называют себя христианами апостола Фомы и считают этого апостола основоположником своей церкви. Они и по сей день «крепко придерживаются устного предания о своих апостольских корнях».

В 1293 году Марко Поло посетит Индию. В своих записках он сообщит о посещении гробницы апостола Фомы в Индии, в области Малабар, и назовет местных жителей «христианами апостола Фомы». В это же время о своем посещении гробницы святого апостола Фомы в Индии сообщит и известный миссионер и исследователь Джованни из Монтекорвино. А несколько позже, в 1324 году, и монах-францисканец Одорико напишет о своем путешествии и поклонении апостолу Фоме на месте его захоронения.

Наталья Гусева, На мощах апостола Фомы

О проповеди апостола Фомы в Индии сообщают древние церковные писатели, среди которых Григорий Богослов (329—390), Амвросий Медиоланский (333—397), Иероним Стридонский (342—420), Павлин Ноланский (354—431) и другие.

Проповедь в Китае

Существует легенда, появившаяся в XIII веке, о том, что апостол Фома пробыл несколько дней в Китае. Однако, увидев, что его деятельность не даёт плодов, апостол вернулся назад, оставив в Китае трёх или четырёх учеников.

Это интересно: Самые известные самураи (видео)

Биография святого апостола

Апостол Фома – один из 12 ближайших учеников-последователей Иисуса Христа. До встречи со Спасителем его называли Иудой.

Происхождение

Родился и вырос Иуда в Галилее, в маленьком городке Пансада, на берегу озера. Средства на пропитание ему давала рыбная ловля.

Как Фома стал апостолом

О житии святого рассказано в Евангелии. Однажды он стал свидетелем проповеди Христа на берегу озера. Речи Иисуса произвели на рыбака столь глубокое впечатление, что он бросил свое занятие и последовал за проповедником вместе с другими апостолами. Иисус, видя такое рвение, принял Иуду в свои ученики и дал ему имя Фома. Фома в переводе с еврейского означает «близнец».

Существует несколько гипотез, почему апостол получил такое имя:

  • из-за сросшихся двух пальцев на правой руке;
  • большого внешнего сходства с Иисусом;
  • имел брата-близнеца.

В Священном Писании святого именуют Фомой или Близнецом.

Почему Фома стал «неверующим»

Святой был человеком эмоциональным, что сказывалось на его речах и поведении. Например, когда Иисус решил отправиться в Иудею, где его могли схватить, один Фома решительно поддержал Спасителя и готов был сопровождать его. Другие апостолы, наоборот, отговаривали Иисуса от риска.

Близнец отсутствовал на другой день после распятия Христа, когда Спаситель явился своим ученикам и передал им Духа Святого со словами, что теперь они получили право отпускать грехи. Фома усомнился в словах собратьев по вере, за что получил прозвище «неверующий». Он заявил, что только тогда поверит в Божественную сущность Учителя, когда своими глазами увидит его раны и руками ощутить плоть (раны на руках и теле).

На 8-й день Спаситель снова явился своим ученикам, среди которых присутствовал «неверующий». Иисус обратился к нему, чтобы он удостоверился в его сущности и погрузил пальцы в раны. Но потрясенный ученик отказался это делать и с этого времени более других апостолов уверовал в учение Христа.

Служение Богу

После вознесения Христа ученики бросили жребий, куда каждому из них отправиться проповедовать заповеди Божьи. Святому выпало идти проповедовать в Индию. В «Деяниях Фомы», длительное время считавшихся неподтвержденной историей древних сирийских авторов, описана жеребьевка и последующая деятельность Иуды-Фомы в Индии.

Святой отказался идти проповедовать в Индию, сославшись на здоровье и возраст. Апостолы вынуждены были обратиться с молитвой к Иисусу Христу. Спаситель явился апостолу во сне, но и это не помогло побороть упрямую решимость Близнеца.

В этот период времени в Иерусалиме находился Хаббан, посланник индийского царя Гундофара, искавший европейского плотника для строительства дворца. Иисус Христос явился к Хаббану под видом купца и предложил непокорного ученика под видом своего раба-архитектора.

Иуда-Фома узнал, что Господь продал его в рабство, и подчинился Божьей воле. В Индии царь выдал ему значительную сумму денег на строительство дворца. Но святой, вместо строительства, стал раздавать деньги и проповедовать учение Христа. Когда царю донесли, что чужеземец, вместо строительства, исцеляет больных, помогает бедным и вовлекает индусов в новую веру, то Гундофара разгневался и призвал к себе апостола.

На вопрос, когда можно будет посмотреть дворец, святой ответил, что после смерти царя. Фому бросили в темницу, но вскоре освободили. Гундофаре явился во сне умерший брат и сообщил, что в царстве мертвых для него построен прекрасный дворец. Царь принял крещение от апостола и отпустил его.

Казнь и кончина

Апостол был оклеветан брахманами перед одним местным царем, за обращение в христианство его жены и сына. За это он был предан мучительной смерти: 19 декабря 72 года после пыток его пронзили копьем в нескольких местах; через 3 дня Фома скончался от ран.

Иоанн

Фото: Nicola-arzamas.ru

Автор одного из Евангелий и еще несколько трудов, входящих в Священное Писание. Известен как Богослов, так как в Священном Писании под его авторством большое количество изречений Христа оформлены в виде прямой речи.

Тоже был учеником Иоанна Крестителя, оказался самым юным и любимым учеником Сына Божьего. Во время трапезы перед арестом возлегал на плече у Иисуса.

Только он нашел в себе силы и мужество, чтобы прийти на Голгофу, ранее был на допросе у Понтия Пилата и первосвященников.

Христос именно Иоанна попросил молиться о Богоматери. Мария начала жить у него в доме после смерти Спасителя. Этот ученик стал единственный из всех апостолов, кто скончался в почтенном возрасте по естественным причинам.

Образ Фомы воплощает собой ординарное сомнение?

Ответ: нет. Если вспомнить историю, можно понять: неверующий в воскрешение Христа ученик брался спорить с очевидным, но невероятным, с его точки зрения. Остальные же апостолы своими глазами видели раны. Поэтому жизнь после смерти Христа не требовала более никаких доказательств. А упрямый ученик все равно не признавал свершившегося факта, пока сам не убедился. Значение фразеологизма «Фома неверующий» и сейчас подходит очень многим как характеристика. Большинство людей перестали видеть чудеса вокруг себя. Они реагируют только на что-то, потрясающее их воображение.

Поэтому приведем пример, от которого действительно захватит дух. Представьте, один школьник сказал другому, что на крыше его дома приземлился инопланетный корабль. Да, это фурор. Правда, более здравомыслящий товарищ сразу бы выказал правомерные сомнения. Но фантазер, сразу бы почти обидевшись, парировал: «Ах, не веришь, а ну-ка пойдем ко мне домой, там родители угощают гуманоидов пряниками и чаем!». Мальчики пойдут по адресу, и действительно: на крыше дома «тарелка» космическая, а гуманоиды, вмиг освоив русский, уже вовсю спорят с отцом семейства о политической ситуации в стране. Немая сцена. Правдолюбец говорит скептику гордо и немного (совсем чуть-чуть) пренебрежительно: «А ты мне не верил, Фома неверующий!».

Справедливости ради надо сказать, что такая ситуация возможна только в историях советского научного фантаста Вадима Шефнера. В скучной бытовой реальности все бывает прозаичнее: один мальчишка не верит другому, что тому родители купили компьютер или приставку. Девушка ставит по сомнение сообщение, что мужа ее подруги повысили по работе. Другими словами, таких примеров можно провести массу, но они неинтересные.

Сравнение с предательством Иуды Искариота

Фото: Ikonaspas.ru С тех пор, как утверждает предание, глаза Петра всегда оставались красными. Это происходило из-за того, что он до конца жизни каждый раз начинал плакать, заслышав крик петуха. Это лучшее свидетельство не только раскаяния, но и последовавшего за ним покаяния.

К тому же отречение Петра – это грех человеческой немощи. Грех, с которым рано или поздно сталкивается каждый человек. Если после его совершения верующий искренне признается себе в нем и раскается, то будет прощен Господом.

Грех, который совершил Иуда, имеет иную природу. Это грех человеческого выбора, который может совершиться в пользу предательства и получения конкретной материальной выгоды. Или можно от него удержаться. Это не тот случай, когда все происходит сиюминутно, кажется, будто ты находился в тумане. Это грех, совершаемый осознанно в трезвом уме и твердой памяти.

Примечания

  1. 12 Фома Неверующий – так говорят о человеке, которого сложно в чем-либо убедить // Радио «Вера».
  2. Фома неверный // Фразеологический словарь русского литературного языка.
  3. 1234 Фома, апостол // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Синаксарь в неделю Фомину
  5. Евангелие от Иоанна, глава 11 // Толковая Библия Лопухина
  6. «Он забыл о своем прежнем требовании и не хочет уже осязать ран на теле Христа .» (Евангелие от Иоанна, глава 20 // Толковая Библия Лопухина)
  7. «Смотри, как тот, кто сначала не верил, от прикосновения к ребру сделался отличным богословом » / Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна
  8. Мещерская Е. Н. Деяния Иуды Фомы (культурно-историческая обусловленность раннесирийской легенды). — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. — С. 129—130. — ISBN 5-02-016627-8.
  9. K.S. Latourette, A History of the Expansion of Christianity, 7 vols., London, 1940-49
  10. Edward Gibbon, The Decline and Fall of the Roman Empire, London, 1957
  11. Koenraad Elst, Negationism in India: Concealing the Record of Islam, New Delhi, 1992,
  12. T.R. Vedantham, «St. Thomas Legend» in the South Madras News, Madras, 1987
  13. Ishwar Sharan, The Myth of Saint Thomas and the Mylapore Shiva Temple, New Delhi, 1995
  14. 12 Фомисты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  15. 123 Удивительные факты пребывания апостола Фомы в Индии, перевод с английского Марины Леонтьевой // на сайте «Православие и мир»
  16. 123Наталья Гусева , На мощах апостола Фомы // на сайте Православие.RU
  17. Раннехристианская проповедь в Китае. Часть 1 / Поместные Церкви // проект портала Православие.Ru. www.pravoslavie.ru. Проверено 10 ноября 2021.
  18. Базилика Св.Фомы, апостола
  19. Индией в современном географическом смысле называется южная часть Азиатского материка, заключающая средний из трёх южных полуостровов материка и соседнюю часть материка до громадных горных цепей, отделяющих её от центральной Азии. Но древние писатели нередко называли общим именем Индии все южные богатые страны Азии, о которых имели лишь смутные понятия. Мидяне жили по соседству с Персией, в западной части Ирана, к югу от Каспийского моря и были покорены впоследствии персами. Парфяне жили также по соседству с персами, в обширной стране от Евфрата до Окса и от Каспийского моря до Индийского; в III в. до Р. Хр. были покорены Римлянами. Персы обитали в южной части Ирана. Гиркане жили по берегам Евфрата и Тигра и были покорены Персами. Бактряне обитали на северо-востоке Ирана. Брахманы — жители собственно Индии, преимущественно индийские жрецы.

Советуем изучить Псалом 150

Неверующий или сомневающийся?

Если вы внимательно прочитаете Евангелие, то просто не сможете назвать этого апостола неверующим в современном понимании. По нашим меркам, простите за тавтологию, Фома был очень даже верующим.

Он поверил Христу еще тогда, когда впервые услышал проповедь Спасителя. Апостол был готов даже пострадать вместе с Христом. И это в то время, когда ученики Иисуса еще не были просвещены Духом Святым.

Вспомним тот эпизод, когда Христос собирается в Иудею, чтобы воскресить Лазаря. Апостолы отговаривают Его от такого решения:

Ученики колеблются, Христу приходится говорить прямо: Лазарь умер. И только Фома прямо и решительно говорит:

И какой он после такого свидетельства Фома неверующий? В это время ему еще было многое не открыто, он не понимал, через какие испытания следует пройти Христу, но даже в это время был готов умереть вместе со Спасителем. Не просил себе места в Царстве Небесном, не ждал земного благоденствия для всего Израиля.

Фома любил Христа и был готов ради Него пойти на жертву. Вот поэтому Христос через восемь дней после воскресения снова является ученикам, но в этот раз только ради апостола Фомы:

Вспомним, как вел Себя Спаситель, когда книжники или фарисеи просили от Него чудес и знамений. Он обличал их неверие и лицемерие.

Но Фома не был похож на тех людей. Он верил в Бога, но пока не понимал смысла Воскресения. И Христос снисходительно относился к этой немощи ученика, разрешая ему даже проверить раны.

Когда же апостол увидел перед собой Спасителя и услышал Его слова, он окончательно изменился. Ему уже не надо было ничего проверять. Но многие иконописцы и художники часто изображают его так, будто апостол вот-вот коснется раны от копья на теле Спасителя. Евангелие точно говорит нам лишь об одном — ученик воскликнул: Господь мой и Бог мой!. После этого уже точнее язык не повернется назвать Фому неверующим.

Икона апостола Фомы

Икона с изображением образа святого Фомы помогает при молитвах на укрепление веры. При необходимости защититься от нечистых сил, дьявольских искушений. Поможет образ Фомы и в избавлении от болезней.

Если речь идет о приобретении иконы, то стоит к ней обратиться, если человек находится в начале пути к православной вере. В домашнем иконостасе, образ Фомы обеспечит избежание жизненных неурядиц, убережет от искушений и поможет поддерживать веру.

На территории России икону святого апостола можно встретить во множестве храмов. Среди них: Покровская церковь, церкви Варвары в Москве.

Икона апостола Фомы

Как пройти в Индию?

Что же известно о его дальнейшей жизни? В Евангелиях и Книге Деяний апостольских о Фоме ничего более не сказано. Но некоторые важные сведения можно почерпнуть из его жития. Например, тот факт, что Фома, проповедуя Христа, пошел дальше других учеников и добрался до самой Индии. Именно этот удел достался ему в результате разделения между апостолами территории проповеди.

Великий шелковый путь из Европы в Китай — вероятно, именно так апостол Фома пришел в Индию

Надо сказать, понятие «Индия» в то время было широким и далеко не всегда означало конкретную территорию. Индией называли подчас и Афганистан, и Месопотамию — все то, что находилось за пределами Римской империи. Поэтому апостол Фома теоретически мог проповедовать не в Южной Азии, а гораздо ближе. Однако есть несколько фактов, на основании которых все-таки можно говорить о его проповеди именно индусам. Со времен Александра Македонского между Римской империей, Средиземноморьем и Индией уже было транспортное сообщение. Так что Фома вполне мог туда добраться, ничего удивительного в этом нет. Далее,

В житии апостола упоминается царь Гундофар: Фома был нанят к нему на службу как плотник, чтобы построить царю дворец. Этот царь — реальное историческое лицо.

В 1834 году в Кабульской долине Афганистана были найдены монеты с его именем, и по ним можно определить, что Гундофар правил в I веке по Рождестве Христовом, примерно в 45-46 годах. Это как раз те годы, когда Фома мог оказаться в Индии.

Вообще, сведения об апостоле Фоме, касающиеся его жизни после Воскресения Христова и Сошествия Святого Духа на апостолов, то есть все, о чем не сказано в Священном Писании, почерпнуты в основном из книги «Деяний апостола Фомы» («Acta Thomae»). Документ датируется концом II — началом III века и существует в двух версиях — индийской и сирийской. Но он дошел до нас не в первоначальном, а в искаженном варианте — в нем очень много гностических вставок. Этот текст критиковал святой Ириней Лионский, выдающийся богослов II века, который очень живо реагировал как раз на гностические перегибы. Однако есть свидетельство о том, что наряду с гностическим существовал и другой, видимо, подлинный текст о деяниях апостола Фомы. Свидетельство это — записки монахини Эгерии, которая на протяжении 381-384 годов совершала паломничество на Святую Землю, в Сирию, Ливан и Египет. Она сообщает, что молилась у мощей этого апостола, а также о том, что за богослужением читался отрывок из книги «Деяний апостола Фомы». Причем речь здесь идет, скорее всего, о первоначальном варианте «Деяний», без гностических искажений, то есть о том, который не дошел до на­ших дней.

Молитвы святому апостолу Фоме

«О благознаменитый и славный апостоле Христов Фомо! Егда на конец веков к человеком пришедый Бог избра тя в ученики Своя и даде ти власть болящия исцеляти, прокаженныя очищати, мертвыя воскрешати, бесы изгоняти, ты не сих ради, но наипаче любовию прилепился еси ко Христу, желанием вожделев даже до смерти следовати по Нем. Сего ради, аще попущением Божественным и не зрел еси со иными ученики воскресшаго Спаса, аще и отреклся еси веровати сему, дондеже вложиши перст свой в язвы гвоздиныя и вложиши руку свою в ребра Его, обаче исполни Господь прошение сердца твоего и непреложно паки веру твою утверди. Темже молим тя: отверзи нам очи веры, да плотским невидимая явятся нам; подаждь нам надежду на снизхождение Божие, да отчаяние греховное не по- жрет ны; открый нам блаженство любве, яже крепка есть, яко смерть, и едина возмогает над тою, да поработавше Христу на земли, воздвигнем и мы себе кровы Небесныя и с тобою и всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.»

Вторая молитва апостолу Фоме

«О святый угодниче Божий, апостоле Фомо! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.»

Тропарь

Глас 2: Ученик Христов быв, Божественнаго собора апостольскаго сопричастник, неверствием бо Христово Воскресение известив и Того пречистую страсть осязанием уверив, Фомо всехвальне, и ныне нам проси мира и велия милости.

ВЕЛИЧАНИЕ: Величаем тя, апостоле Христов Фомо, и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.

КОНДАК глас 4: Премудрости благодати исполнен, Христов апостол и служитель истинный, в покаянии вопияше Тебе: Ты мой еси Бог же и Господь.

Фома неверующий: за что апостол получил такое название?

Апостол Фома принадлежал к 12 избранным ученикам Христа. Он родился в галилейском городе Панеаде и, как многие последователи Иисуса, был рыбаком. По-еврейски его имя звучало как «Близнец», а по-гречески — «Дидим».

Читать также:

Воскресение Христово: самое главное, что нужно знать о Пасхе

Услышав проповедь Спасителя, он пошел вслед за Христом. Евангелисты очень скупо изображают характер этого апостола. Пожалуй, самым цитируемым можно назвать эпизод, произошедшим уже после Воскресения Христова. Об этом рассказывает евангелист Иоанн Богослов.

Воскресший Иисус явился своим ученикам. Он прошел через запертую дверь (апостолы закрылись, так как побаивались иудеев) и предстал перед их глазами. Христос обратился к апостолам со словами «Мир вам!». Чтобы они не усомнились, Он показал им свои раны от гвоздей и копья. Увидев Спасителя, апостолы обрадовались.

Но среди них не было Фомы. Услышав рассказ о том, что Христос воскрес, Фома не поверил. И произнес многим известную фразу:

За эти слова ученик и получил название «Фома неверующий». Но действительно ли он был неверующим?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector