Последование изобразительных вместо литургии на праздник вознесения господня. для домашнего (келейного) совершения

Содержание и символика изобразительных антифонов

«Изобразительные» 102 и 145 псалмы представляют собою выходящее из глубины души восторженно-радостное прославление и благодарение Бога за Его милосердие, сказывающееся особенно в отношении грехов и помощи несчастным. Во время пения антифонов священник находится в алтаре и читает так называемые тайные священнические молитвы.

Раньше тайные молитвы читались вслух – никакой тайны в них нет; все дело в их непостижимости и величии. Однако, начиная с VI века, их тихо читают в алтаре, в чем проявляется некое внешнее разделение на тех, кто священнодействует у Престола, и тех, кто священнодействует как народ Божий. По мнению многих богословов, сила священнодействия таким образом ослабляется. К сожалению, сейчас мы пожинаем плоды этой редукции, потому что в сознании многих людей лишь священник совершает Литургию, лишь он молится, а все остальные только присутствуют при этом. На самом деле это не так – все молитвы во время Божественной литургии возносятся от лица всех собравшихся в храме. Каждому из нас следует знать и понимать их. Антифоны и ектеньи не заменяют священнические молитвы, но являются их продолжением.

После того как первый и второй антифоны «изобразили» Царство Божие с ветхозаветной точки зрения, третий антифон даёт новозаветную картину этого Царства, начиная её молитвою благоразумного разбойника о принятии нас в него: «Во царствии Твоем помяни нас, Господи

». Прежде всего, звучащие заповеди блаженства рисуют нам образ Самого Господа Иисуса Христа, в Его земной жизни до явления народу, проведённой в неизвестности Назарета. Эти блаженны изображают ступени человеческого восхождения к Богу по лествице добродетелей на основании слов Самого Христа в Его нагорной проповеди (Мф. 5:1–12; Лк. 6:20–26). Пред мысленным взором слушающих пение одно за другим проходят состояния возвышения к Богу, каковы: нищета духа, плач о грехах, кротость, алчба и жажда оправдания, милосердие, чистота сердца, миротворение среди ближних, терпение гонений и поношений за исповедание Христова имени.

В конце пения блаженн совершается вход с Евангелием, так называемый малый вход, знаменующий, по общему мнению толкователей, Крещение и начало проповеди Спасителя, а также «вход святых» в Царство Небесное. Верующие приглашаются припасть и поклониться Христу и воззвать к Нему о личном спасении. При малом входе несут свечу, за нею Евангелие, и дальше идет священник. Свеча обозначает Предтечу Господа – Иоанна, Евангелие – Самого Иисуса Христа.

В классических византийских литургических комментариях приводятся следующие символические интерпретации малого входа. Прп. Максим Исповедник усматривает в нем указание на Боговоплощение и шире на всё Домостроительство совершенного Христом спасения, а также на обращение людей от греха к праведности. В «Церковной истории» св. Германа I Константинопольского (VIII в.) малый вход объясняется как знак пришествия в мир Сына Божия в Боговоплощении. Николай и Феодор Андидские видят в малом входе символ Крещения Господня; св. Николай Кавасила – указание на явление Христа; блж. Симеон Солунский понимает малый вход как знак участия ангелов в служении Христа и в совершении Литургии, а также видит в этом символ Воскресения Господа.

Праздник Всех Святых. Малый вход на блаженнах. Скит Всех Святых.

Полихоральная антифония

Когда две или более группы певцов поют поочередно, стиль музыки также можно назвать полихоральным . В частности, этот термин обычно применяется к музыке периодов позднего Возрождения и раннего барокко . Полихоральные техники являются определяющей характеристикой музыки венецианской школы , примером которой служат произведения Джованни Габриэли : эта музыка часто известна как венецианский полихоральный стиль . Венецианский полихоральный стиль был важным нововведением позднего Возрождения . Этот стиль с его вариациями, распространившийся по Европе после 1600 года, помог определить начало эпохи барокко . Полихоральная музыка в эпоху Возрождения не ограничивалась Италией ; он был также популярен во Франции с Марком-Антуаном Шарпантье (37 настроек H.16-H.52), в Испании и Германии . Есть примеры из XIX и XX веков от таких разных композиторов, как Гектор Берлиоз , Игорь Стравинский , Бела Барток и Карлхайнц Штокхаузен .

Православная Жизнь

Отвечает священник Андрей Чиженко.

Слово «антифон» в переводе с греческого языка обозначает «отвечающий звуком на звук или противогласие», т. е. попеременное пение

Эта манера пения была свойственна еще древнегреческим театральным представлениям, так как уже тогда была подмечена особенность человеческой психологии, которая заключается в том, что удержать внимание слушателя можно тогда, когда его ухо слышит новые звуки, например, новую мелодию другого хора, которая исполняется за песней хора предыдущего

Православная Церковь также применила этот проверенный и хорошо зарекомендовавший себя метод и ввела его в богослужение (Следует сказать, что сейчас, конечно, антифонное пение в храмах – редкость. В виду организационной сложности построения двух хоров. Именно конкретно антифонное (попеременное пение двумя хорами песнопений) становится свойственным большим архиерейским или монастырским хорам. Например, хору Киево-Печерской Лавры.)

Собственно говоря, после проскомидии Литургия начинается со священнического возгласа «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков», на который хор отвечает «Аминь» (с еврейского «да будет так, истинно так»). После этого начинается пение трех изобразительных антифонов.

Изобразительными они называются потому, что в древности эти псалмы (102-й, 145-й) и заповеди блаженств, или просто «блаженства» (Мф. 5:3–12), входили в состав келейного чина самопричащения запасными Дарами палестинских монахов. Они для них словно бы изображали Литургию. Отсюда и название «изобразительные».

В VIII–IX веке монахи Студийского монастыря объединили чинопоследования византийских и палестинских богослужебных традиций в единое целое, получившее наименование Студийский устав. Так изобразительные антифоны становятся на свое современное место – в начале Литургии. Позже Свято-Успенский Киево-Печерский монастырь получает Студийский устав для богослужений. И такое чинопоследование Литургии начинает распространяться на Руси.

Собственно говоря, все три изобразительных антифона начала Божественной литургии отвечают духу и смыслу этого богослужения. Служится евхаристия (с греческого «благодарение»), благодарственная жертва. А именно 102-й и 145-й псалмы имеют своей целью благодарение Богу. Они начинаются стихами: «Благослови, душе моя, Господа…» и «Хвали, душе моя, Господа»…Третий же изобразительный антифон «блаженства» показывает людям связь Ветхого (102-й и 145-й псалмы) и Нового (заповеди блаженств) Заветов и то, что во Христе Иисусе Господе нашем Ветхий Завет исполнился. Кроме того, именно в заповедях блаженств, в краткой форме, удобной, чтобы их вложить в песенно-вокальные композиции, говорится о главных принципах (заповедях) учения Спасителя, которые должен знать каждый православный христианин. Поэтому они точно так же, как и молитвы «Символ веры» и «Отче наш», поются на Божественной литургии. И если предыдущие антифоны – наша молитва к Богу, то третий антифон – слово Господа, обращенное к нам. Господь говорит нам о том, какими мы должны быть, чтобы наследовать жизнь вечную и войти в рай.

Как видим, в православном богослужении нет ничего лишнего, всё увязано в единую ткань, в единый богослужебный «организм», с помощью которого человеку открывается дверь в Царствие Небесное.

Иерей Андрей Чиженко

Развитие

В восьмом веке антифоны состояли из:

  • 92 Псалом с рефреном «Через молитвы Богородицы, Спаси, Спаси нас!»;
  • 93 Псалом с рефреном «Спаси нас, Сыне Божий… Аллилуйя!»;
  • 95 Псалом с гимном «Единородный сын», написанным императором Юстинианом в 6-м веке.

В 12-м веке некоторые монахи в Константинополе начали новаторский обычай заменять Псалмы 103, 146 и Блаженства на нормальные антифоны в воскресной литургии.

Сегодня некоторые церкви следуют этому обычаю. Но в основном используется пение Псалмов 92, 93 и 95 в качестве основных антифонов. Какие бы гимны не использовались, эти три песни начинают все богослужения.

Виды тропарей на блаженнах

Существующие циклы тропарей на блаженнах можно разделить на три категории: воскресные

,будничные ипраздничные . Самые древние – циклывоскресных тропарей на блаженнах (известны уже по греческим рукописям IX в.); вместе с написанными позднее цикламибудничных тропарей (их происхождение связывают с деятельностью константинопольских песнотворцев прп. Иосифа Песнописца, прп. Феофана Начертанного) они относятся к песнопениям седмичного круга богослужения и помещаются в Октоихе в конце последования на каждый день. В используемом ныне в Православной Церкви Октоихе для служб недель (воскресений) приведены по 8, для остальных дней седмицы – по 6 тропарей на блаженнах.

Праздничные

тропари на блаженнах посвящены различным памятям церковного года (подвижного и неподвижного богослужебных кругов). Эта категория тропарей на блаженнах была распространена меньше, чем первые две; особые праздничные тропари на блаженнах встречаются только в некоторых рукописях (Минеях и Триодях). С XIV в., после повсеместного перехода на Иерусалимский устав (который знает только тропари на блаженнах Октоиха, а для праздников годовых кругов использует отдельные песни утренних канонов), жанр праздничных тропарей на блаженнах исчезает из литургических книг. В используемой ныне в Православной Церкви Цветной Триоди такие песнопения находятся в конце последования недели (т.е. воскресения), по 4 тропаря на блаженнах, но в Минее и Постной Триоди нет таковых. Однако некоторые последования все же имеют специальные тропари на блаженнах – например, службы «Всех святых, в земле Российской просиявших», «Мч. Иулиана Египетского» (в Минее Московского Патриархата опубликована 2-й под 21 июня).

Из Минеи и Триодей поются на блаженны праздничные тропари песней канона, положенного на утрени, именно 3 и 6 песни или иные, которые Типикон нередко назначает для пения или взамен блаженн Октоиха, или совместно с ними. Такие песни в каноне выбраны, должно быть, в соответствии с нумерацией 3 и 6 часов, с которыми совершается Литургия. Эти времена дня особенно священны совершившимися в них таинствами смотрения: третий – сошествием Святого Духа на апостолов; шестой – пожрением (распятием) самого Спасителя на кресте. Если вникнуть в содержание песней канона, то мы увидим, что 3-я и 6-я песни (или их отдельные тропари) изображают скорбящих и потом получивших утешение и радость, подобно тому, как обещано в стихах библейских песней. Третья песнь канона имеет образцом песнь Анны: «Утвердися сердце мое во Господе

». Шестая песнь имеет образцом песнь св. пророка Ионы: «Возопих в скорби моей ко Господу ».

Три антифона православия

Молитвы, возносимые после первого и второго антифонов, — это воззвание к Богу от его детей с просьбой сохранить и принять их по мере приближения к нему.

Во время третьего антифона священнослужители и сопровождающие их прихожане совершают крестный ход с Евангелием. В дни Святого Иоанна Златоуста духовенство входило в церковь с Евангелием и шло прямо к алтарю для начала служения. Сейчас, когда Евангелие хранится на Алтаре, его ношение в процессии имеет более глубокий смысл. Оно показывает, что Христос среди людей, и верующие почитают Евангелие как Иисуса.

Православные поют все антифоны и гимны Божественной литургии не в память о том, кто умер и расстался с ними, а как выражение радости от того, что Христос жив и находится среди людей. Крестный ход Евангелия показывает, что такое единое и мощное православное песнопение.

Католичество

В католичестве антифоны используются в мессе, во время вечерни и во все канонические часы. Они имеют свое предписанное место почти в каждой литургической функции. Суть антифонных псалмодий состоит в чередовании между солистами и хором. при исполнении.

В четвертом веке альтернативное пение, которое до того времени использовалось только на светских собраниях, нашло свое место для собраний на богослужение. Это не означает, что антифонное пение было новинкой. Оно успешно использовалось в Синагоге. Настоящая новинка состояла во включении более богато украшенной мелодии. Солист скандировал текст псалма, а через определенные промежутки люди подхватывали пение рефреном.

Как проходит последование

Литургия оглашенных является частью общего богослужения. Она следует после подготовительной части – проскомидии. Затем дьякон, стоя на амвоне, провозглашает о начале службы. Начинается прославление священником Святой Троицы, сопровождающееся пением псалмов хористами. Обряд Литургии оглашенных включает в себя следующие этапы:

  1. Великую ектению, в которой просят у Господа мира для всех, помощи для путешествующих, больных, находящихся в плену. В совместной молитве обращаются к Господу с просьбой о милости для Церкви, Патриарха, страны, правителей, воинов.
  2. Антифоны – песнопения, произносимые попеременно двумя хорами. Различают три вида антифонов – вседневные, воскресные (изобразительные) и праздничные. Состоят из псалмов, содержащих прославляющие тексты.
  3. Малый вход – шествие, символизирующее выход Иисуса Христа на проповедь. Шествие предваряет вручение священником Евангелия дьякону. Святую книгу выносят через северные врата и вносят через Царские. Шествие завершается пением «Трисвятого».
  4. Чтение Апостола и Евангелия. Перед началом чтения дьякон, выйдя на амвон, поднимает вверх Святую книгу, призывая верующих приготовиться к слушанию Евангелия. Во время чтения священник находится позади престола, стоя лицом к народу. Верующие слушают стоя, склонив головы.
  5. Сугубую (усиленную) ектению, отличающуюся от Великой ектении дополнительными молитвами. В них упоминаются имена тех, кто подал прошение на литургию. Священник, вместе со всем народом, просит Господа даровать здравие и спасение всем рабам Божьим, поминаемым в молитвах.
  6. Ектению об умерших, во время которой молятся об усопших родных и близких людях, прося Господа простить им вольные и невольные грехи, водворив в небесной обители рядом со всеми праведными.
  7. Ектению об оглашенных, где дьяконом предлагается оглашенным помолиться о себе. Затем он просит верующих помолиться об оглашенных, моля Господа помиловать их, наставив на истинный путь.

Завершается литургия оглашенных словами «Оглашенные, изыдите». После этих слов не крещенные должны выйти из храма, так как начинается Литургия верных.

История появления и значение в православии

Появление института оглашения ведет свое начало с древних времен. Еще Иисус Христос завещал своим ученикам-апостолам передавать основные вероучительные истины желающим принять крещение. Но перед тем, как креститься, люди должны были пройти специальную подготовку, которая могла длиться довольно долго. Поэтому и возникло такое понятие, как оглашение (катихео), в переводе с латинского означающее «слышать что-либо от других».

Оглашенные изучали основы веры, традиции, правила. К тому же, требовалось время, чтобы убедиться в твердости принятого решения. Знакомство с христианской религией включало в себя посещение храма во время проведения службы. Чтобы катехумены могли присутствовать на богослужении, была введена литургия оглашенных, предшествующая причастию.

Главная цель обряда – подготовить верующего к причащению.

Каждый этап этой службы имеет символическое значение. В первой части богослужения звучат слова, возвещающие о рождении Сына Божьего. В обязательных пениях слышатся напоминания об искупительном подвиге Христа

За время проведения литургии прихожанам разъясняется цель появления Спасителя на земле и важность таинств

Гимны Марии

Марианские антифоны — это христианские песни, посвященные Деве Марии. Они используются в богослужениях римско-католической, восточно-православной, англиканской и лютеранской церквях. Чаще всего их можно услышать в месячных молитвах мая. Некоторые их них также были приняты как рождественские антифоны. Несмотря на то, что существует ряд древних марианских гимнов, этот термин чаще всего используется для обозначения четырех гимнов:

Альма Редемпторис Матер (Адвент до 2 февраля).
Аве Регина Келорум (Представление Господа через Страстную пятницу).
Регина Коепи (Пасхальный сезон).
Сальве Регина (от первого воскресного вечера Троицы до Адвента).

Православие

Во времена Иоанна Златоуста в таких городах, как Константинополь, все православные церкви составляли единое целое. Божественная литургия совершалась в главной церкви по воскресеньям. Все жители города посещали эту службу. Также происходило посещение более мелких церквей.

Например, в праздничный день святого Иоанна Крестителя люди собирались в шествие, чтобы идти к церкви Святого Иоанна для совершения православных песнопений. Во время шествия они пели гимны. Кантор повторял один-два стиха псалма, а люди пели рефрен. Это повторялось несколько раз. Людям настолько понравились такие песнопения, что в итоге появились антифоны на литургии.

Между антифонами хвалы священник возносит молитвы. Первоначально, когда народ крестным ходом пел антифоны по дороге в церковь, диакон вводил каждую молитву словами: «Помолимся Господу». После этого священник произносил молитву, а люди отвечали: «Аминь».

Со временем священники стали молиться молча. Диакон расширил свое приглашение к молитве, включив в него и другие прошения. Так родилась малая ектения с Диаконом, воспевающим молитвенное воззвание: «С миром помолимся Господу!». Затем: «Помоги нам, спаси нас и помилуй нас, Боже, благодатью твоей». И в конце: «Память о нашей Пресвятой, чистой, благословенной и славной Богородице и Пресвятой Деве Марии!». После этого священник произносил заключительное ликование своей молитвы, чтобы люди могли ответить: «Аминь».

Великие антифоны пришествия

Благовещение

Великий Адвент или О Антифоны — это антифоны, используемые при ежедневной молитве по вечерам в последние дни Адвента в различных литургических христианских традициях. Каждый антифон — это имя Христа , один из его атрибутов, упомянутых в Священном Писании. В римско-католической традиции их поют или читают на вечерне с 17 по 23 декабря. В англиканской церкви они традиционно использовались как антифоны Магнификату во время вечерней молитвы . Совсем недавно они нашли место в первичных литургических документов по всей Англиканской, в том числе церковь Англии «ы общего поклонения литургии . Использование O Antiphons сохранилось в лютеранстве во время немецкой Реформации , и их продолжают петь в лютеранских церквях.

Структура циклов тропарей на блаженнах

Тропари на блаженнах относятся к сложным жанрам церковной гимнографии и состоят из множества небольших песнопений. Группы тропарей на блаженнах имеют структуру, сходную со структурой канона.

1-й тропарь обычно не связан по смыслу с воспоминанием дня или праздника и играет ту же роль, что и ирмос в каноне. В рукописях он регулярно обозначается как ирмос (в отличие от современных печатных литургических книг). Один и тот же ирмос может использоваться в разных группах тропарей на блаженнах. 1-й тропарь воскресных тропарей Октоиха на блаженнах используется как ирмос тропарей на блаженнах в будние дни седмицы соответствующего гласа. 1-й тропарь на блаженнах утрени Великой пятницы – это воскресный ирмос тропарей на блаженнах 4-го гласа. Существуют, однако, и исключения из этого правила: уникальны ирмосы тропарей на блаженнах в четверг Великого канона, в последованиях погребения мирского, монашеского и священнического и др.

После ирмоса следуют тропари, посвященные воспоминанию дня или праздника: воскресны, мученичны, мертвены, тропари в честь ангелов, святых и т. д. В этих тропарях раскрывается смысл праздника или воспоминания данного богослужебного дня. В конце цикла обычно приводятся троичен и богородичен. Троичен иногда отсутствует. Троичны – так же как и ирмосы на блаженнах – часто одни и те же для нескольких циклов. В древних славянских рукописях Октоиха троичен воскресных тропарей повторялся и в будние дни. В более поздних Октоихах появились разные троичны на каждый день; в современном печатном Октоихе остались некоторые следы древнего употребления воскресного троична во всю седмицу: воскресный троичен 1-го гласа поется также в понедельник и субботу, воскресный троичен 4-го гласа – во вторник, воскресный троичен 6-го гласа – в субботу.

Антифоны в православном богослужении[править | править код]

  • Антифо́ны Псалти́ри (или Антифо́ны кафи́зм) — так называют части кафизм Псалтири, поскольку устав назначает петь стихи кафизм попеременно двум ликам. На великой вечерне антифоном служат стихи из 1-го, 2-го и 3-го псалмов с припевом «Аллилуия».
  • Антифо́ны степе́нные — полиелейные антифоны воскресной утрени. Названы так потому, что они являются ипопсалмами (припевами) к «степе́нным» Псалмам 119—133, называвшимся у евреев песнями степеней. Эти песни пелись ветхозаветными священниками при восхождении на большие ступени Иерусалимского храма. Нынешние Степе́нные антифо́ны составлены, возможно, в Студийском монастыре в Константинополе святым Феодором Студитом (ум. 826 год). Степенных антифонов восемь — по числу гласов. Каждый составлен из трёх частей для каждого гласа, кроме 8-го, где их четыре. Эти песнопения аскетического содержания, в них говорится об очищении и исправлении души от страстей и греха. Поются они на особый напев. К каждому присоединено в конце прославление Святого Духа.
  • Антифо́ны изобрази́тельные — из псалмов 102-го и 145-го, поющиеся в начале Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого после великой ектении. В качестве третьего изобразительного антифона поются Блаженны (Мф. ) чередуясь с тропарями 3-й и 6-й, или иной, песен канона утрени.
  • Антифо́ны вседне́вные — состоят из стихов 91-го псалма с припевом «Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас», 92-го псалма с припевом «Моли́твами святы́х Твои́х, Спа́се, спаси́ нас» и 94-го псалма с припевом «Спаси́ ны, Сы́не Бо́жий, во святы́х Ди́вен Сый, пою́щия Ти: Аллилу́ия». Поются на Литургии вместо изобразительных псалмов и Блаженных, когда нет никаких праздников и в уставе не указаны песни канона для пения на Блаженных.
  • Антифо́ны пра́здничные — поются так же на Литургии в Господские двунадесятые праздники, составлены из стихов разных псалмов, соответственно содержанию праздника. Стихи псалмов исполняются с припевами: «Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас» (на первом антифоне), «Спаси́ ны, Сы́не Бо́жий…» (на втором антифоне) и с тропарём самого праздника (на третьем антифоне).
  • Антифо́ны страстны́е — 15 антифонов со своими стихами-припевами после первых шести из двенадцати Страстны́х евангелий во время Последования великих страстей Христовых на утрени Великого пятка.

Антифоны в католическом богослужении[править | править код]

В прошлом антифон возобновлялся после каждого псалмового стиха (верса). Ныне версы исполняются большей частью подряд (включая малую доксологию в конце псалмового блока). Таким образом, антифон звучит только дважды (в начале и в конце композиции) и утрачивает своё первоначальное значение рефрена.

Антифон (наряду с распевом псалмов) — наиболее употребительный жанр плавного распева и самая распространённая форма в оффиции и мессе католиков. К особым моментам службы приурочены инвитаторий (лат. invitatorium) — предначинательный антифон, интроит (introitus) — входной антифон мессы, коммунио (communio) — причастный антифон, и т. д. и т. п.

Псалмы исполняются антифонно двумя группами певчих, однако сам антифон поётся хором, без деления на группы. Тон, на который распевается псалм, всегда соответствует ладу антифона. Окончание псалма соединяется с началом антифона с помощью стереотипной мелодической фразы — дифференции (differentia; в нотах обозначается «euouae» — гласными текста «seculorum amen» — « веков аминь»). Мелодии антифонов, как правило, невелики по объёму и содержат незначительные распевы слогов (относятся к классу песнопений невменного типа).

Исключение составляют:

  • четыре марианских (богородичных, «финальных») антифона: «Alma Redemptoris mater» («Благодатная Мать Спасителя»), «Ave regina caelorum» («Радуйся, Царица небес»), «Regina caeli» («Царица неба») и «Salve Regina» («Радуйся, Царица»); все они исполняются без псалма и структурно напоминают гимны;
  • семь «больших», называемых также «O-антифонами» (antiphonae maiores, начинаются с междометия «о»): O sapientia, O Adonai, O radix Jesse, O clavis David, O Oriens, O rex gentium, O Emmanuel (О…. Премудрость, Господь, корень Иессеев, ключ Давидов, Восток, Царь народов, Эммануэль). Первые буквы о-антифонов в порядке от конца к началу образуют акростих ERO CRAS («Се гряду»);
  • процессионные антифоны, приуроченные к праздникам церковного года (Вербное воскресенье, неделя перед Вознесением и др.) и специальным церковным службам (освящению храма, коронации, погребению и т. п.), во время которых совершался ход (ныне, с сокращением количества процессий в католическом ритуале, процессионные антифоны практически исчезли).

Мелодии этих особых антифонов отличаются протяжённостью, некоторые процессионные и все марианские антифоны написаны в мелизматическом стиле.

Названные литургические, структурные и музыкальные особенности антифона традиционны для католического богослужения от начала Средних веков до Второго Ватиканского собора, который прошёл в 1960-е годы. По установлениям этого собора певческий обиход католиков был пересмотрен (главным образом, в сторону упрощения): обязательность латыни как литургического языка была отменена, музыкальное сопровождение службы было радикально сокращено, молитвенные распевы заменены «сухими» чтениями и т.д.

Антифоны оффиция собраны в певческой книге, которая носит название антифонарий. Антифоны мессы находятся в градуале. Существуют и другие (менее распространённые) виды певческих книг, содержащих антифоны. Основу изучения исторических форм западных антифонов (только текстов, но не музыки) заложил монах бенедиктинского аббатства в Солеме (Франция) Рене Эсбер, который исследовал и классифицировал свыше 1000 рукописей.

Происхождение

Скандирование раннего христианства до конца 5 — го века имело свои корни в Синагоге , откуда ранние христиане заимствовали традицию пения псалмов, пения гимнов и речитатива . В Деяниях Апостолов есть свидетельства того, что первые христиане придерживались современных иудейских традиций, например, в Деяниях 2: 46-47 говорится, что «единодушно в Храме и, преломляя хлеб из дома в дом, ели мясо свое с радостью. и простодушие сердца, хвалящие Бога и пользующиеся благосклонностью у всего народа ». Константинопольский Сократ писал, что антифонию ввел в христианское богослужение Игнатий Антиохийский (умер 107 г.) после того, как он увидел в видении два хора ангелов. Антифонное пение было элементом еврейской литургии, которое, как считается, проникло в монастыри Сирии и Палестины в 4 веке из еврейских общин, таких как Антиохийская .

Антифоны остались неотъемлемой частью культа византийского и армянского обрядов . Эта практика стала частью Латинской церкви лишь более чем два столетия спустя. Амвросию и Григорию Великому , которые известны своим вкладом в формулировку григорианского песнопения, приписывают « антифонарии », собрания сочинений, подходящих для антифона, которые до сих пор используются в Римско-католической церкви .

Вседневные антифоны

Свт. Иоанн Златоуст. Софийский собор Константинополя, мозаика Х в. В христианском богослужении антифоны появились достаточно рано. Византийский церковный историк Сократ Схоластик говорит о том, что в Антиохийской Церкви такое пение ввёл святой Игнатий Богоносец (†107). На Западе оно вошло в богослужение при святом Амвросии Медиоланском (ок. 340–397). В Константинополе его вводит святитель Иоанн Златоуст (ок. 347–407). Вплоть до V в. Божественная литургия начиналась просто входом священнослужителей и народа в храм. Вход совершался молча, а затем сразу после возгласа «Мир всем

» читалось Священное Писание. С VI в. Литургия начиналась с Трисвятого, которое было одновременно входным антифоном. В Великую субботу, когда совершалось Крещение оглашенных, роль Трисвятого выполнял псалом 31-й с припевом «Елицы ».

Антифоны могли возникнуть из крестных ходов. Крестный ход – это свидетельство Церкви миру сему. Люди выходят из храма и все окружающее пространство становится его продолжением. Верующие проходят с иконами и хоругвями по улицам города, и весь мир, хочет он того или нет, должен каким-то образом соучаствовать в этом благочестивом действе. Крестные ходы – свидетельство силы и полноты Церкви.

Крестный ход на Перенесение мощей святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца. Валаам, 2021.

В V в. в Константинополе утвердилась традиция богослужебных процессий. Из разных приходов крестные ходы стекались к одному храму, в котором в тот день отмечался престольный праздник или происходило другое значительное событие. Во время шествия пелись праздничные песнопения, восхваляющие праздник или святых мучеников, во имя которых совершалось богослужение. Когда крестные ходы сходились у места, где праздновалось событие, они совершали песнопения попеременно. Антифоны – это гимны шествия, гимны сбора, гимны подготовки.

Антифон на вхождение «Dominus dixit ad me». Кодекс 121 (1151 г.) из Айнзидельнского аббатства (Антифонарий папы Григория I Великого), страница 24. Кодекс включает в себя древнейшие целиком сохранившиеся невматические мессы антифонария; в наши дни манускрипт является важным источником для изучения григорианского пения (хорала). Arzamas Как утверждают исследователи, первым литургийным антифоном, который начал петься во время таких предлитургийных процессий, был 94-й псалом. Первые шесть его стихов представляют собой «чудесное приглашение к славословию Бога» церковной общиной. В VII в. как припев к этому псалму пелось: «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти: Аллилуиа ». В начале VIII в. перед этим псалмом были прибавлены ещё два: 91-й («Благо есть исповедатися Господеви… ») и 92-й («Господь воцарися, в лепоту облечеся… »), также певшиеся антифонно. Эти псалмы имеют явно выраженную праздничную тональность и, согласно толкованию св. Отцов, особенно Афанасия Великого и Евсевия Кесарийского, пророчески указывают на Воскресение Христово. В тот же период эти три антифона начинают присоединяться к началу Литургии и тогда, когда не было процессии в другой храм. Причиной присоединения было, вероятно, то, что в этот период чинопоследование про́тесиса (греч. ἡ πρόθεσις – «предложение»: проскоми́дия) было перенесено с Херувимской песни в начало Литургии. Чтобы заполнить время совершения про́тесиса при отсутствии процессии требовалось довольно длительное псалмопение. О существовании трёх антифонов в начале Божественной литургии, не являющихся антифонами шествия, впервые свидетельствует св. Герман I Константинопольский в своём труде «Церковная история», или «Точное объяснение и мистическое созерцание Церкви и Литургии». Однако в течение следующего столетия про́тесис стал совершаться до антифонов, и с тех пор псалмы антифонов начали сокращаться и сводиться к нескольким наиболее характерным для каждого стихам.

Антифоны. Единородный Сыне. Сборник певческий (Обиход, Праздники, Фитник), на крюковых нотах. Ф.379 №18. Посл. четв. XVII в. (1676-1682 гг.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector