Что такое ектения

Что такое ектения в православии?

Посещая богослужения в церкви, мы часто слышим на них молитвенные провозглашения, произносимые диаконом от имени всех присутствующих или отдельных просителей.

Подобные прошения, называемые ектенией, являются одной из главных составляющих церковной службы и отражают религиозное состояние души каждого прихожанина. В чем состоит сущность ектении? Для чего она совершается?

Что означает слово «ектения»?

Ектения – характерный элемент христианских богослужений. Впервые термин стали употреблять в греческих храмах, где под словом ἐκτενὴς подразумевали «протяжную молитву» или «распространение». Некоторые литераторы определяют термин как «усердный, прилежный».

Впоследствии слово приобрело несколько других звучаний, которые зависели от то или иного вида ектении. К примеру, Великую ектению называли εὐχὴ τοῦ τρισαγίου, что означает «молитва Трисвятого».

Что такое ектения?

По-другому ектению можно назвать хвалебной песнью Господу. Она представляет собой молитву особенного значения, произносимую с большим усердием всеми молящимися. Чтобы привлечь к провозглашению всех присутствующих в храме, ектения произносится не священнослужителем, а диаконом. Поскольку в некоторых храмах нет штатного диакона, его функции в таком случае заменяет священник.

Суть ектении заключается не в прочтении стандартной молитвы из молитвослова, а в специальных выражениях, приглашающих к молению и указывающих на предметы или лица, о которых стоит просить у Господа.

В отличие от некоторых других священнодействий, она не требует специальной подготовки. При этом направлена не на успокоение внимания прихожан, а, напротив, – на постоянное возбуждение. Чтобы не утомлять присутствующих, молитвы подразделяются на короткие, отрывистые прошения, которые завершаются возгласами молящихся и хора.

Какие бывают ектении?

В зависимости от целей или характера службы ектения может иметь несколько разновидностей

Самой важной считается Великая ектения, которая на всех богослужениях зачитывается первой. От других видов молитв она отличается полнотой содержания и особой возвышенностью, поскольку начинается не с обычных прошений, а с обращения к Богу относительно духовных нужд

В общей сложности Великая ектения включает в себя 14 основных прошений, за которыми следуют обыденные просьбы. Завершается молитва призывом диакона обратиться с просьбой о нуждах к Богоматери и всем святым.

Малая ектения выступает сокращенным вариантом Великой и включает в себя только отдельные прошения из 14-ти основных. Сугубная ектения представляет собой молитвы исключительно о конкретных людях и содержит призывы диакона молиться с особым сосредоточением, уповая на Божье человеколюбие.

Еще одна разновидность провозглашений – Просительная, при которой прихожане просят у Господа каких-либо благ, здоровья, счастья для себя и своих близких. Заупокойные ектении читаются на поминках и подразумевают обращение к Всевышнему с просьбой о Царствии Небесном для умершего, а Литийные (или Литии) обычно следуют за Просительными и применяются во время всенощного бдения.

Как совершается ектения?

Зачитывание молитв совершается в строго установленном порядке и начинается с того, что диакон восходит на амвон и обращается лицом к алтарю. В правой вытянутой руке он держит специальную тканевую ленту (орарь), которая носится на левом плече священного облачения. После этого служитель приступает к провозглашению молитвенных слов, причем после каждого прочтения осеняет себя крестным знаменем.

Ектения провозглашается в виде диалога с церковным хором, который после каждой молитвы произносит так называемые аккламации. Под этими музыкальными формулами понимают песнопение коротких выражений, среди которых чаще всего используется словосочетание «Господи, помилуй».

Хотя это словосочетание может показаться бедным по смысловому значению, на самом деле оно является очень ярким выражением отношения к Богу и признается не только понятным, но и весьма всеобъемлющим.

В качестве заключительной аккламации применяется слово «Аминь». Прихожане, которые присутствуют в храме во время богослужения, могут принимать участие в прошениях и провозглашать аккламации вместе с хором.

МИРНАЯ ЕКТЕНИЯ

Часто мы приходим в храм и нам не понятно, что происходит на службе. Она наполнена разными символами, образами, может быть, мы понимаем отдельные слова, но не понимаем смысла текста. Некоторые говорят: «Нужно упростить службу, чтобы было все понятно». На самом деле мы не будем подделывать христианство под себя, а сами будем подниматься до уровня службы.

В начале литургии произносится Великая ектения или её еще называют Мирная. Слово Ектения означает усиленное моление. Великая – потому что содержит прошения о всем мире.  Она начинается словами

·Миром Господу помолимся. Что значит миром? Все вместе. Всей дерёвней? Нет.

Это значит в мире со всеми, в мире между собой находясь, Господу помолимся. Люди, которые скандалят и обижены, в этой молитве не имеют права учавствовать.

Мы отвечаем( хор за нас)- Господи помилуй. Что это значит? Не только пощади, но еще и пожалей( как отец).

·О свышнем мире и о спасении душ наших Господу помолимся.  О мире, который исходит свыше от Бога, чтобы он к нам пришел, мир Св.Духа, когда наступает покой в сердце.

·О мире всего мира, о благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех Господу помолимся. « о мире всего мира»-т.е. всей вселенной, для всего космоса, чтобы не было ни войн, ни сражений, ни террора. Видите какой объем?! Мы к сожалению приходим на службу, как некоторые говорят, «о своих проблемах подумать». О своих молись на молебне, а на литургии изволь вместе со всеми молится, и тогда, кстати, увидишь решение и своих проблем. Что такое «благостояние св. Божиих церквей»? Речь идет не о благосостоянии, как многие думают, ни о финансовой стороне, ни о церковной кружке,  а чтобы церкви были в благостоянии, во всем мире стояли в благе, не враждовали, стояли в правой вере и в правых делах. «И соединении всех». Т.е об объединении всех христиан, чтобы сектанты, раскольники, римо-католики не пребывали в заблуждении, чтобы вернулись в церковь.

·О святом храме сем и с верою и благоговением и страхом Божиим входящим в онь…» в онь», т.е в него(в храм) .

·О Великом Господине… Тут идет прошение о Патриархе, правящем архиерее, «честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем притче и людех Господу помолимся.  Что значит «пресвитерстве»? Пресвитерами называют священников

«притчт»- те, кто служит при церкви, чтецы, певцы, незаменимые алтарники, и о людях, которые стоят в храме.

·О богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея…Мы молимся о властях, по заповеди ап. Павла, сам Бог установил государственную власть, иначе бы был хаос. Сам апостол молился за Нерона, который его казнил.

·О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них…Т.е. за наш город, о всех городах мира и за всех тех, кто в вере живет, не просто живет, а в вере.

·О благорастворении воздуха, о изобилии плодов земных и временех мирных…что значит «о благорастворении»? может быть абсолютно хорошая погода, но при этом в воздухе висит смог, как было прошлым летом.» Благорастворении»- чтобы погодные условия были растворены для нашего здоровья и для всех растений. Чтобы воздух не приносил болезней( например астма).

·О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их… О тех, кто в морях, путешествует, «недугующих» значит в болезни, «страждущих»-страдающих от террора например, от тяжких работ, «плененных»-кто в тюрьмах, т.е церковь молится о всех людях, которые страдают во всем мире и наша молитва должна охватывать страдающих во всем мире, чтобы поддерживать их.

·О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся. Гнева какого? Гнева от Бога на нас приходящего за наши грехи. Вот еще в другоц ектении мы молимся о озлобленных. Что такое «озлобленные»? это те, кто терпит злобу. Кто злобится, гневается, за тех церковь не молится.

·Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас Боже твоею благодатию. Благодать-несотворенная сила Бога, которая преображает всех нас.

·Сверхсвятую, сверхчистую, сверхблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Всегда Деву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим. Так выглядит этот возглас в переводе на русский язык.

В это время священник читает молитву и говорит:

«Господи Боже Наш, которого держава непередаваема словами и слава непостижима, которого милость безмерная и человеколюбие неизреченное, Ты Сам Владыко по материнской любви своей посмотри на нас и на св.храм сей и сотвори снами и с молящимися с нами, излей на нас богатые милости Твои и щедрость Твою…» мы же слышим только последний возглас: «Яко(потому что) подобает Тебе  всякая слава, честь и поклонение…»

По материалам лекций свящ. Даниила Сысоева «О Божественной литургии» 2006 и 2008г.г. mission-center.com

Назад к списку

Заказавший сугубую молитву должен сам присоединиться к молитвенному деянию

Духовными правилами жизни христианина в любом случае должна стать постоянная работа над собой. Именно поэтому заказавший сугубую молитву обязан присоединится к молитвенному деянию. Дело в том, что, не трудясь духовно, невозможно спастись. Пренебрежение правилами духовной жизни может привести к духовной смерти.

Освящение квартиры. Освящение квартиры или дома — это одно из тех действий, которые необходимо выполнить в качестве сопровождения сугубой молитвы

Именно поэтому заказанные сугубые молитвы необходимо сопровождать следующими действиями:

  1. Необходимо переоценить свою жизнь и начать жить по заповедям.
  2. Освятить дом (квартиру), в которых вы живете.
  3. Помолиться об усопших. Вымаливая перед началом сугубой молитвы усопших мы оказываем помощь их живым сродникам.
  4. Простить друг друга, осмыслить всю свою жизнь, поступки и слова для того, чтобы прийти к глубокому покаянию.
  5. Подать милостыню, творить добро окружающим людям.

Часто причина проблем живых — неотмоленные грехи усопших сродников до 3-4 колена.

Очень часто причиной грехов и проблем живых являются не отмоленные грехи усопших сродников до 3-4 колена. Поэтому желательно одновременно заказывать о них сорокоуст и Псалтирь на 40 дней. Кроме того, также стоит заказать панихиды об усопших. Такое молитвенное делание оказывает значительную помощь при чтении сугубой молитвы.

Сугубая молитва — это часть ектении, но не её разновидность

Сугубая ектения не признаётся молебном, но может входить в его последование. В некоторых приходах есть традиция вставлять прошения о болящих, о путешествующих и т. п. в последование сугубой ектении.

Екетиния входит, в качестве одной из главных составных частей богослужения, в состав большей части богослужений в православной церкви. Сугубая екетиния или сугубая молитва служиться наряду с такими видами екетинии как:

  1. Великая (мирная).
  2. Малая.
  3. Просительная.
  4. Заупокойная.
  5. Об оглашенных, и благодарственная (после Причастия) на Литургии.
  6. Литейная.
  7. Заключительная (в конце повечерия и полунощницы).
  8. Ектении на различных молебнах, таинствах, требах, монашеских постригах, хиротесиях, и некоторые другие виды.

Диакон, читая ектению, держит в вытянутой правой руке после каждого прошения осеняет себя. Андрей Рябушкин, 1888 год. В Русской Церкви екетинию традиционно читает диакон Екетинию читают только в церкви. Делает это обычно диакон, хотя иногда прочесть такую молитву может и священник, в том случае, когда штатный диакон в штате церкви не предусмотрен.

Чтение екетинии в Греческой церкви присутствовало исторически, и только в Русской Церкви специально содержался диакон для такой службы.

Только в Русской Церкви специально для чтения екетинии специально содержался диакон.

В настоящее время екетинию чаще всего читают всё-таки священники, так как далеко не всех храма имеются диаконы.

Это абсолютно ничего не меняет. Дело в том, что только Господь по молитве даёт помощь. Именно на него необходимо уповать, только так можно спастись.

Общий порядок совершения

Ектению читает, как правило, диакон, стоя на амвоне лицом к алтарю. Вытянув правую руку, он держит в ней орарь и после каждого прошения осеняет себя крестным знамением. Иногда за неимением штатного диакона на службе ектению может прочитывать священник. В Греческой церкви это было так исторически, и лишь только в Русской церкви было всегда обычным иметь также диакона на службе.

Ектения всегда читается в диалоге с хором. Ответные слова хора называются аккламациями. На ектенье бывают четыре различных аккламации:

  • «Господи, помилуй»
  • «Подай, Господи»
  • «Тебе, Господи»
  • «Аминь» — заключительная.

Ектения заканчивается возгласом священника, на который хор отвечает: «Аминь!». Возглас священника в большинстве случаев является громко озвученным окончанием про себя читаемой положенной в это время молитвы.

Таким образом, общая схема ектении выглядит так:

Диакон — Хор — Диакон — Хор — ... — Диакон — Хор — Священник — Хор

В некоторых случаях бывают незначительные отступления от этой схемы, особенно когда ектении идут друг за другом, в частности, на литургии.

Сугубая ектения

Сугубая значит «усиленная». После первых двух прошений клирос поёт «Господи, помилуй» 1 раз, затем на каждое прошение по 3 раза. В её начале диакон призывает верующих молиться особенно сосредоточенно, прибегая к милости и человеколюбию Господа.

Таблица 3. Сугубая ектения.
Священнослужитель Хор
Диакон или священник:

1. — Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем.2. — Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.Этих двух прошений нет на вседневной вечерне и утрене всех видов (кроме утрени Великой субботы).

— Господи, помилуй (1 раз).Поёт на каждое прошение.
3. — Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.4. — Еще молимся о великом господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имярек), и о Господине нашем Преосвященнейшем епископе (имярек) и о всей во Христе братии нашей.5. — Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.6. — Еще молимся о блаженных и приснопамятных создателех святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея), и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных.7. — Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея).8. — Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости. — Господи, помилуй (3 раза).Поёт на каждое прошение.
Священник даёт возглас.

На вечерне, утрене и литургии:

Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

На молебне:

Услыши ны Боже, спасителю наш, упование всех концев земли, и сущих в мори далече: и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших, и помилуй ны. Милостив бо и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

— Аминь.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector