Святой фома аквинский биография, философия, вклад

завод

Работы Фомы Аквинского были разнообразны, и их публикация была обширной. Он опубликовал большое количество книг за свою короткую жизнь, так как он умер, когда ему было всего 49 лет.

Среди огромного списка публикаций выделяются теологические синтезы: Сумма против язычников, Summa theologiae и Scriptum super quatuor libris приговор магистрат Петри Ломбарди.

Сумма против язычников

Эта работа переводится как Сумма против людей. Считается, что он был написан между 1260 и 1264 годами, хотя нет никакого согласия относительно правдивости этой даты..

Предполагается, что цель этой публикации — привести аргументы, которые подтвердят католическую и христианскую веру в ситуациях вражды.

В этой публикации вы можете найти аргументы, разработанные специально для реагирования на проявления неверных людей. Считается, что цель книги состояла в том, чтобы поддержать миссионеров в их действиях по распространению слова Божьего.

Предполагается также, что эти аргументы могли быть полезны перед лицом споров с евреями или мусульманами, которые были охарактеризованы в то время как адепты философии Аристотеля..

Summa theologiae

 Богословская сумма Он был написан между 1265 и 1274 годами. Он характеризуется как самый популярный богословский трактат средневекового периода и оказал сильное влияние на католицизм..

Больше, чем защищать веру (как в случае Сумма против людей), эта публикация была задумана как богословское пособие, которое может быть использовано в.

Для написания Богословская сумма, Фома Аквинский основан на Библии и других священных писаниях, а также на учениях Аристотеля и Августина Гиппопотама.

структура

Шаблон можно найти в структуре этой публикации. Во-первых, объяснение начинается с вопроса, который обычно выражал противоположную идею, которую защищал Фома Аквинский..

Позже Санто Томас описал аргументы, которые, по его словам, опровергли тезис, выдвинутый в начале, в поставленном вопросе; и после этого я продолжил описывать те аргументы, которые поддерживают этот тезис.

При разработке анализа Томас посвятил себя расширению и пониманию того, что будет его ответом, и, в конце концов, он ответил один за другим на все аргументы, которые возражали против рассматриваемого тезиса..

Эта книга была написана в трех частях, и третья из них осталась незаконченной после того, как Фома Аквинский в последние годы своей жизни заявил, что у него было откровение, благодаря которому ему сказали, что все, что он написал до сих пор это было бесплодно, и это не имело смысла.

Однако, хотя Фома Аквинский не завершил третью часть своей работы, его ученики завершили ее для него, добавив дополнение, в котором они разработали несколько работ, написанных им во времена его юности..

Scriptum super quatuor libris приговор магистр Петри Ломбарди

Это была первая работа Томаса де Акино, которая переводится как Комментарий к четырем книгам предложений Педро Ломбарди.

Предполагается, что эта работа была написана между 1254 и 1259 годами. В этой публикации Томас де Акино комментирует работу теолога Педро Ломбарди, в которой были разработаны таинства Церкви..

Некоторые ученые определили, что то, что Аквинский поднял в этих комментариях, сохраняет важные различия со способом выражения себя в Богословская сумма, самая трансцендентная работа Томаса. 

Однако тот факт, что Богословская сумма Томас Аквинский не закончил, может объяснить, что различие аргументов между обеими работами религиозного философа.

Другие ученые Фомы Аквинского указывают, что эта книга является конкретным свидетельством того, как его мысль развивалась и развивалась во времени.

Представления о душе

Единение души и тела создает индивидуальность человека. У души божественная природа. Она создана Богом, чтобы даровать человеку возможность достичь блаженства, присоединившись к своему Создателю после завершения земной жизни. Душа — бессмертная самостоятельная субстанция. Она неосязаема и недоступна человеческому взгляду. Душа становится полноценной только в момент единения с телом. Человек без души существовать не может, она — его жизненная сила. Все остальные живые существа души не имеют.

Человек — промежуточное звено между ангелами и животными. Он единственный из всех телесных существ обладает волей и стремлением к познанию. После телесной жизни он должен будет отвечать перед Создателем за все свои поступки. Приблизиться к ангелам человек не может — у них никогда не было телесной формы, по своей сути они безупречны и не могут совершать поступков, противоречащих божественным замыслам.

Человек волен выбирать между благом и грехом. Чем выше его интеллект, тем активнее он стремится к благу. Такой человек подавляет животные стремления, очерняющие его душу. С каждым поступком он приближается к Богу. Внутренние стремления отражены во внешности. Чем привлекательнее индивид, тем ближе он к божественной сути.

Схоластика. Номинализм и реализм. Фома Аквинский

В период господства христианства основным направлением в развитии философии была так называемая схоластика (от лат. schole). Это была философия, которую преподавали в школах, а с середины XII века — в университетах.

В центре изучаемых тем был вопрос о взаимоотношениях между знанием и верой. Схоластики исходили из тезиса о первичности и главенстве веры. Но зачастую спор шел о псевдопроблемах. Например, вот так. Сколько дьяволов может поместиться на острие булавки? Улыбаются ли ангелы? Из-за таких вопросов слово «схоластика» позже стало синонимом науки, оторванной от жизни, почти стерильной, далекой от наблюдений и опыта.

Один из вопросов, обсуждавшихся схоластами, и сегодня представляет собой сложную проблему. Может ли всемогущий Бог создать камень, который он сам не сможет поднять? Любой ответ на этот вопрос приводит к выводу, что Бог не всемогущ.

Конфронтация с определенными религиозными догмами привела к философским вопросам. Самым важным из них был вопрос о соотношении общего и единичного, или спор об универсалиях, возникший при обсуждении догмата о Троице. Помимо Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа, Библия называет Бога по имени. Возникает вопрос: кто он?

Некоторые утверждали, что есть три отдельных Бога — Отец, Сын, Святой Дух — и что Бог — это только одно общее имя — nominus для всех трех . Тех, кто придерживался этой точки зрения, называли номиналистами.

Другие утверждали, что Бог существует в реальности. Их называли реалистами, но они должны были ответить на вопрос, кто такие Отец, Сын и Святой Дух. Реалисты считали, что это три личности, три ипостаси, которые являются одним и тем же реально существующим Богом.

Впоследствии слово «Бог» было заменено понятием универсалий, и вопрос стал открытым: Как соотносятся между собой универсальные и единичные вещи? Например, утверждалось: Что появилось раньше, лошадиные силы или лошади? Номиналисты утверждали, что сначала появились лошади, а затем понятие лошадиной силы. Номиналисты считали, что все общие понятия не имеют объективного значения. Это понятия, знаки. За пределами ума все вещи единичны. С другой стороны, реалисты утверждали, что сначала в голове Бога возникла идея лошадиной силы, а затем он создал лошадей.

В результате был сформулирован современный философский вопрос: Как соотносятся между собой общее и единичное? Даже сегодня в ответе на этот вопрос философов можно разделить на номиналистов и реалистов.

Уже в древности рассматривались все варианты решения этого вопроса. По Платону, общее существует до вещей как идея. Общее у Аристотеля существует как форма в отдельных вещах. Схоласты просто повторили эти варианты. Это означает, что данный вопрос является вечным для философии.

Самым выдающимся реалистом был Фома Аквинский (1225-1274). Он происходил из итальянской семьи графов. Он был профессором в Париже. Он был членом доминиканцев. Он был канонизирован.

Целью учения Фомы было показать, что вера и разум не различны, но образуют единство, гармонично сочетаясь друг с другом. На пути к истине разум может вступить в конфликт с догматами веры. Согласно Фоме, разум ошибается, потому что в божественном откровении нет ошибок. Но философию и религию объединяет то, что существуют истины разума, и лучше понимать, чем просто верить. Есть истины, которые недоступны разуму, и есть истины, которых он может достичь. Например, что Бог есть. Но постичь эту истину непросто. К тем, кто не желает брать этот труд на себя, Бог проявил милость и спасительное провидение, вменив им в обязанность принимать на веру то, что разум способен проверить. Теперь каждый может участвовать в жизни Бога.

В философии Фома опирается на Аристотеля. Его основные понятия — возможность (материя) и реальность (форма, которую приняла материя). Форма может существовать без материи, но для физических вещей природного мира необходимо соединение формы и материи.

Фома Аквинский

Есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в
природе, и его мы именуем Богом.Фома Аквинский

Фома Аквинский, святой (1224/1225—1274 гг.). Выходец из благородной
ломбардской семьи, этот доминиканец учился у
Альберта Великого. Став
преподавателем богословия, Фома Аквинский работал в Париже, Риме и Неаполе.
Применяя и неукоснительно соблюдая схоластические методы исследования, он
объединил христианскую веру с учением Аристотеля, духовное наследие которого
состояло не только из его произведений, но и из трудов его комментаторов.
Его «Сумма теологии» пользовалась громадным авторитетом в католической
церкви, хотя и подвергалась критическим нападкам, которые вскоре удалось
заглушить благодаря непогрешимой репутации Фомы Аквинского. Он опубликовал
«Сумму против язычников», в которой опровергал арабских философов, а также
вопросы и темы, обсуждаемые на университетских диспутах, и множество
комментариев к различным авторам от Боэция до
Петра Ломбардского. Фома
Аквинский был канонизирован в 1323 г.

Поло де Бонье, М.-А. Средневековая Франция / Мари-Анри Поло де Болье. –
М., 2014, с. 232.

+ + +

Фома Аквинский (около 1225 — 1274) — философ и теолог, основатель
томизма. Основные
труды: «Сумма теологии», «Сумма против язычников» и др. Упоминается
Гумилёвым как представитель зрелой схоластики, искавший источник идей в
предметах. Схоласты стремились дать рациональное истолкование догматов
христианства с учетом современной им науки. Заслуга университетской схоластики,
как считает Гумилёв, состоит в том, что она ввела систему сносок, которой мы
пользуемся до сих пор.

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, 
сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 615.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. С марксисткой точки зрения (Философский
словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Подопригора С. Я., Подопригора А. С. Дал пять доказательств существования Бога
(Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. —
Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013).

Бергош Ю. «doctor angelicus» (Ю. Бергош. Фома
Аквинский. М, 1966
).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Центральная фигура периода схоластики
(Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Семенов Н.С. Средневековый теолог и философ (Новейший
философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Бандуровский К.В. Монах-доминиканец (Новая
философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред.
совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Валентей C. Д. Один из крупнейших идеологов класса
феодалов (Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская
энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985).

Баландин Р.К. Из всех форм правления Фома отдавал
предпочтение монархии (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин.
— М.: Вече, 2012).

Аверинцев С.С. Философско-теологическая система Фомы
Аквинского — знамя доминиканских схоластов (Философский
энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф.
Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Учитель церкви (Энциклопедия «Мир вокруг нас»).

Далее читайте (произведения Фомы Аквинского,
литература, справочные материалы).

«О правлении государей»:

«Царю, сведущему в законе Божием,
прежде всего следует заняться тем, чтобы
подчиненное ему множество жило благой
жизнью, а эта забота состоит из 3 частей:
во-первых, чтобы он установил в
подчиненном множестве благую жизнь; во-вторых,
чтобы установленное сохранял; в-третьих,
чтобы его улучшал.

В связи с упомянутой триадой царю
предстоит тройная задача. Во-первых,
заботиться о преемственности людей и
назначении тех, кто возглавляет
различные службы. Во-вторых, чтобы
своими законами и предписаниями,
наказаниями и наградами он удерживал
подчиненных себе людей от греха и
побуждал к доблестным делам, восприняв
пример Бога, давшего людям закон;
воздающего тем, кто его соблюдает,
вознаграждение, а тем, кто преступает —
наказание. Третья задача, стоящая перед
царем, чтобы все подчиненное ему
множество могло отразить врагов. Ведь
ничто не поможет избежать внутренних
опасностей, если нельзя оборониться от
опасностей внешних».

Г.Ч. Ли. История инквизиции в средние
века. СПб, 1911

Основы философского учения

Фома разграничивал понятия «философия» и «теология». Философия изучает вопросы, доступные разуму, и затрагивает только те сферы познания, которые относятся к человеческому бытию. Но возможности философии ограничены, познавать Бога человек может только через теологию.

Представление о ступенях истины Фома сформировал на основе учения Аристотеля. Древнегреческий философ полагал, что их 4:

  • опыт;
  • искусство;
  • знание;
  • мудрость.

Фома поставил мудрость выше других ступеней. Мудрость основана на откровениях Бога и является единственным способом Божественного познания.

Согласно Фоме, есть 3 вида мудрости:

  • благодати;
  • богословская – позволяет верить в Бога и Божественное Единство;
  • метафизическая – постигает сущность бытия, используя разумные выводы.

С помощью разума, человек может осознать существование Бога. Но для нее остаются недоступны вопросы появления Бога, воскрешения, Триединства.

Доказательства бытия Бога

Фома Аквинский представил главные в средневековой схоластике доказательства бытия Бога. Посмотрим, в чем они заключались, и какие из них он позаимствовал у мыслителей прошлого.

Попытки рационального доказательства бытия Бога в период схоластики были обусловлены тремя причинами:
1) Стремлением подкрепить религию при помощи разума

2) Обратить в христианскую веру язычников,
3) Ассимилировать все наиболее важное из античной философии.
Все доказательства бытия Бога делятся на два вида:
️ Априорные — исходят из самого понятия Бога и не опираются на факты мира,
️ Апостериорные — умозаключают от некоторых особенностей устройства мира к существованию Бога.
Вершиной средневековой схоластики в вопросе доказательства бытия Бога считаются 5 доказательств Фомы Аквинского («Пять путей богословия»), изложенные в трактате «Сумма теологии». При этом важно понимать, что все они в той или иной форме были высказаны еще до Фомы

В частности, очень многие мыслительные ходы Аквинский заимствует у Аристотеля. Средневековый философский жанр «сумм» предполагал систематическое изложение всего имеющегося на тот момент интеллектуального материала по разным темам в едином ортодоксальном ключе.Все 5 доказательств Фомы являются апостериорными. Он критикует Ансельмов онтологический аргумент и считает, что поскольку человеческий разум не имеет адекватного представления о божественной сущности, тождественной с существованием, то прямое доказательство существования Бога невозможно. О Творце можно умозаключать только по его творению.

Рассмотрим доказательства бытия Бога, предложенные Фомой Аквинским.От движения. В первом доказательстве Фома Аквинский идет от существования движения к существованию Перводвигателя. Поскольку вещи постоянно «движутся» (перемещаются, качественно и количественно изменяются, возникают, уничтожаются), то есть тем самым стремятся к реализации множества разнообразных потенций, должен существовать и «вечный неподвижный Перводвигатель», лишенный всяческой материальности и потенциальности. Таким Перводвигателем является Бог.От причинности. Второе доказательство идет от существования причин к наличию первопричины. Действующая причина есть у всего: деревья качаются, потому что дует ветер, ветер дует, потому что происходит перепад давления и так далее. Все причинно-следственные связи строго упорядочены и выстроены в цепочки. Но если есть причинно-следственные цепочки, обусловливающие все сущее, то должна существовать и Первопричина, сама ничем не обусловленная. Этой Первопричиной является Бог.
Эти два доказательства практически полностью повторяют рассуждения Аристотеля о Перводвигателе-Уме, изложенные в его «Метафизике». Новым является лишь то, что аристотелевский чистый Ум (Нус) отождествляется с христианским Богом-Творцом.

От случайности. Третье доказательство Фомы идет от случайности к необходимости. В мире существует множество вещей, которые способны обретать бытие и утрачивать его (то есть не существуют с необходимостью). Если можно их по отдельности представить несуществующими, то можно представить, что в какой-то момент и все они перестали бы существовать. Но если бы такой момент был возможен, мир давно уже исчез бы. Следовательно, должно существовать нечто необходимое, имеющее причину в себе самом и никогда не исчезающее. Этой Необходимой сущностью является Бог.От степеней совершенства. Четвертое доказательство идет от степеней совершенства к существованию абсолютного совершенства. Все конечные вещи обладают совершенствами лишь в той или иной степени — что-то более прекрасно, что-то менее. Но если существует степени совершенства, то должно быть и наиболее совершенное существо, предел всякого совершенства и причина всех ограниченных совершенств. Таким Совершенным существом является Бог.От целесообразности. Пятое доказательство идет от целесообразности к существованию Цели. В мире все гармонично и целесообразно: сезоны сменяют друг друга, птицы улетают на юг и потом возвращаются, солнце встает и садится за горизонт. Но если есть целесообразность, должна быть и высшая цель — Разум, ответственный за порядок и благоустройство в мире. Этим Разумом является Бог.

Философия и идеи

Фома Аквинский никогда не относил себя к философам, считая их язычниками, которые «отрицают истину и мудрость христианского откровения». Он также считал, что философия прислуживает теологии, поскольку божье откровение важнее разума. Несмотря на нелестные выражения, Томас почитал Аристотеля, что нашло отражение в его схоластических теориях.

Теолог Фома Аквинский

Взяв за основу 4 ступени познания истины Аристотеля — опыт, искусство, знание и мудрость, Фома Аквинский определил свои. Он писал, что мудрость есть знание о Боге, то есть выше всяких ступеней. Мыслитель пошел дальше и выделил 3 типа мудрости: благодати, богословскую (мудрость веры) и метафизическую (мудрость разума).

Подобно Аристотелю, Фома Аквинский считал душу самостоятельной субстанцией, которая существует соответственно с желаниями человеческими, является отражением добрых и злых деяний. Душа человеку дана, чтобы после смерти соединиться с Господом.

Фома Аквинский на кафедре

Поэтому, говорит мыслитель, разумный гражданин стремится жить праведно, чтобы по ту сторону мира соединиться с Создателем. В этом Томас повторяет идеи прародителя идеи христианской философии Аврелия Августина, или Августина Блаженного.

Человек познает мир разумом, интеллектом и умом. Благодаря первому формулируются суждения и выводы, второе помогает анализировать внешние образы явлений, а третье представляет собой совокупность духовных компонентов человека. В целом познание – то, что, по мнению Фомы Аквинского, отделяет индивида от животных, растений, божественных существ.

Фома Аквинский

Для познания божественного начала также существуют 3 инструмента – разум, откровение и интуиция. Таким образом, Фома Аквинский был одним из первых теологов, признающих возможность постижения высшего просветления рациональным способом. Более того: в крупнейшей работе «Сумма теологии» мыслитель привел 5 доказательств бытия Бога.

  • Первое – движение. Движение всех динамичных предметов в мире когда-либо было спровоцировано движением других предметов, а те – третьих предметов. Однако первопричиной движения стал Бог.
  • Второе – производящая сила. Доказательство сходно с предыдущим и подразумевает, что первопричиной всего, когда-либо произведенного на свет, является Бог.
  • Третье – необходимость. Каждая вещь подразумевает потенциальное и реальное использование, однако все вещи не могут быть в потенции. Необходим фактор, способствующий переводу вещей из потенциального в актуальное состояние, в котором вещь необходима. Этот фактор есть Бог.
  • Четвертое – степень бытия. Люди сравнивают предметы и явления с идеальным нечто. Это идеальное и есть Бог.
  • Пятое – целевая причина. Деятельность живых существ должна быть целесообразной, значит, необходим фактор, задающий цель для всего, что есть в мире. И этот фактор — Бог.

Помимо религии, Фома Аквинский рассуждал о государстве. Оптимальной формой политического устройства философ считал монархию. Король – аналог Бога на земле, который обязан учитывать интересы и нужды всех слоев общества, не отдавая предпочтение отдельным кастам. При этом воля государя обязана подчиняться духовенству, то есть гласу божьему.

Статуя Фомы Аквинского

Томас первым провел черту между сущностью и существованием. Впоследствии это разделение легло в основу католичества. Сущностью Фома Аквинский назвал «чистую идею», то есть суть явления или вещи, совокупность характеристик. Факт нахождения вещи или явления в мире есть доказательство ее существования. На то, чтобы та или иная вещь существовала, необходимо божье одобрение.

На идеях мыслителя и его религиозном трактате «Сумма теологии» построено учение, получившее название томизм, или фомизм. Оно говорит не столько о догматах веры, сколько о способах принятия веры посредством разума. Однако высшей оценкой философии Фомы Аквинского является принятие ее как официальной идеологии католицизма.

Популяризация трудов Аристотеля

Несмотря на то, что Аристотель был язычником, Церковь воспринимала его учения не враждебно, ведь в своих трудах он собрал лучшие мысли того времени. Кроме того, на Аристотеля ссылались оппоненты католиков — иудеи и мусульмане, а значит, католикам нужны были доводы для аргументированного спора.

Ранее во Франции пользовались трудами античного мыслителя, переведенными с арабского. Фома доказал, что этот перевод содержит много неточностей и искажает суть мысли философа, ему удалось добиться запрета издания трудов Аристотеля в этом переводе.


Основной чертой философии святого Фомы является аристотелизм

Труды Аристотеля во многом стали основой философской мысли Аквината. Он не только досконально изучил мысли античного философа, но и смог адаптировать их относительно христианского мировоззрения.

Аристотель считал, что есть 4 ступени познания истины — искусство, знание, опыт и мудрость. Фома ставил мудрость наивысшей ступенью, так как считал ее единственным способом Божественного познания.

Мудрость, в свою очередь, Фома разбивал на три этапа: мудрость благодати, мудрость богословская и метафизическая. Метафизическая мудрость относится к философии и помогает познать сущность бытия, а богословская мудрость помогает поверить в Бога.

Аристотель утверждал, что факт бытия подтверждает жизнь любого человека или другого живого существа. Фома же говорил, что возможность жить предоставляет только Бог.

Важно! Таким образом, бытие может быть самостоятельным и зависимым. Самостоятельное и истинное бытие присуще только Богу, все остальное зависит от Его воли и подчиняется Ему

Краткая биография

Фома родился 25 января 1225 года в замке Рокказекка близ Неаполя и был седьмым сыном графа Ландольфа Аквинского. Мать Фомы Теодора происходила из богатого неаполитанского рода. Отец мечтал, чтобы он со временем стал аббатом бенедиктинской обители Монтекассино, расположенной неподалеку от их родового замка. В пять лет Фому отдали в бенедиктинскую обитель, где он пробыл 9 лет. В 1239-1243 годах учился в университете Неаполя. Там он сблизился с доминиканцами и решил вступить в доминиканский орден. Однако семья воспротивилась его решению, и его братья заточили Фому на 2 года в крепости Сан-Джовани.

Обретя свободу в 1245 году, он принял монашеские обеты Доминиканского ордена и отправился в Парижский университет. Там Аквинат стал учеником Альберта Великого. В 1248–1250 Фома учился в Кельнском университете, куда переехал вслед за своим учителем.

В 1252 возвратился в доминиканский монастырь св. Иакова в Париже, а четыре года спустя был назначен на одно из закрепленных за доминиканцами мест преподавателя теологии в Парижском университете. Здесь он пишет свои первые труды – «О сущности и существовании», «О началах природы», «Комментарий к «Сентенциям»».

В 1259 году папа Урбан IV вызывает его в Рим. В течение десяти лет он преподает богословие в Италии – в Ананьи и Риме, одновременно пишет философско-богословские сочинения. Большую часть этого времени он провел в должности советника по богословским вопросам и «чтеца» при папской курии.

В 1269 г. он вернулся в Париж, где возглавил борьбу за «очищение» Аристотеля от арабских толкователей и против ученого Сигера Брабантского. К 1272 относится написанный в резкой полемической форме трактат О единстве интеллекта против аверроистов (De unitate intellectus contra Averroistas). В том же году его отозвали в Италию для учреждения новой школы доминиканцев в Неаполе.

Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский труд к концу 1273 года. В начале 1274 года он умер в монастыре Фоссанова по дороге на церковный собор в Лион.

Аргументы Фомы Аквинского

Доказательства существования Бога становятся одной из главных тем философии. Фома Аквинский предлагает пять доказательств существования Бога. Все эти доказательства являются космологическими, то есть доказательствами от мира к Богу.

Фома Аквинский сразу же отвергает онтологическое доказательство существования Бога. Он отвергает его по следующей причине: для того чтобы разум пришел к существованию Бога, обладающего бесконечным числом атрибутов, этот разум также должен быть бесконечным. Человеческий разум не бесконечен, поэтому онтологическое доказательство существования Бога доступно только самому Богу. Опровержение онтологического доказательства Фомой Аквинским также сыграло свою социальную роль. В это время в западном католическом мире были популярны различные еретические гностические учения, которые отрицали необходимость Церкви для спасения человека и познания Бога. Основание для этих ересей можно было найти в онтологическом доказательстве, которое показывало, что познание Бога возможно также через собственную душу, через собственное знание.

Фома Аквинский предлагает пять других доказательств. Почти все они восходят к Аристотелю. Первое доказательство существования Бога — кинетическое. «Поскольку все, что движется, приводится в движение чем-то другим, должен существовать некий первотолчок».

Положение о том, что все, что движется, обязательно приводится в движение чем-то другим, современная физика уже не считает историческим фактом. Концепция «движения по инерции» никак не вписывается в эту аристотелевскую позицию, поэтому если мы основываем нашу веру в Бога только на доказательствах, рано или поздно наука сможет опровергнуть эти доказательства.

Итак, доказательства есть доказательства, но вера, конечно, должна быть свободной, не связанной никакими доказательствами. Но даже Фома Аквинский не полагался только на доказательства. Для него философия — лишь слуга богословия, она лишь помогает человеку прийти к Богу. Если это доказательство кому-то помогло — хорошо, этот человек на пути к спасению.

Второе доказательство гласит, что все, что происходит в мире, обусловлено причиной и следствием. Но поскольку причина не может быть одновременной со своим следствием, она всегда предшествует следствию, поэтому причина и следствие всегда разделены. Следовательно, весь ряд причин, весь ряд событий в мире должен иметь одну главную причину. Эта причина — Бог.

Третье доказательство — это доказательство от случайности и необходимости. Все, что существует в мире, утверждает Фома Аквинский, может существовать или не существовать. Следовательно, весь мир может существовать, а может и не существовать. Если этот принцип верен, то рано или поздно наш мир перестанет существовать. И если предположить, что мир существует сам по себе, то есть вечно, то этот факт небытия мира рано или поздно уже должен наступить. Но раз мир существует, следовательно, не все в мире случайно; есть необходимость, абсолютно необходимое бытие, которое обеспечивает существование этого мира. Это необходимое существо — Бог.

Четвертое доказательство вытекает из степеней совершенства. Человек видит различные степени совершенства в своем познании мира. Некоторые вещи он считает более совершенными, другие — менее. Но такое сравнение вещей по степени совершенства возможно только при наличии представления об абсолютно совершенном существе в человеке, если это абсолютно совершенное существо существует. Поэтому есть нечто в высшей степени истинное, совершенное, благородное, а значит, и сущее. «Ибо то, что истинно в высшей степени, истинно в высшей степени.

И пятое доказательство — это божественное руководство миром. Наблюдения за миром показывают, что все процессы в мире происходят с какой-то целью. Как у человеческих поступков есть цель, так и у этого мира есть цель, ради которой он существует, и эта цель — Бог.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия периода кризиса античного общества (скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм)
  2. Владимир Сергеевич Соловьев, российский философ, поэт, публицист
  3. Будда (просветленный), основатель буддизма
  4. Учение Платона о человеке и космосе
  5. Основные характеристики русской философии
  6. Познание, его возможности и границы
  7. Анри Бергсон, французский философ
  8. Основные школы натурфилософского периода: ионийская, элейская, пифагорейская
  9. Гносеология философии возрождения и ее специфика
  10. Природа и общество: их историческое взаимодействие
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector