Будьте всегда в настроении

Загадочные вещи

Безумно интересный вопрос его отношений с учителем (во ВГИКЕ, – прим. ред.) Михаилом Роммом (советский кинорежиссёр, народный артист СССР, лауреат пяти Сталин- ских премий, – прим. ред.). Это загадочная вещь. В какой-то момент между ними, очевидно, случился конфликт. Когда Шукшин закончил институт, Ромм палец о палец не ударил, чтобы помочь своему выпускнику, а он скитался, у него не было крыши над головой, и был очень тяжёлый период. И любопытно, что в дальнейшем, когда уже Шукшин стал известным режиссёром, Ромм ни слова о нём не сказал. Но вот Шукшин отзывался о нём с неизменной теплотой и огромным уважением.

Василий Шукшин Фото: Кадр из фильма

Или, скажем, Василий Макарович и литературная жизнь России того времени. Он входил в литературу через «Октябрь», ультраконсервативный, ультрасоветский журнал, который возглавлял Всеволод Кочетов, имевший репутацию сталиниста. Он пригрел Шукшина, потому что увидел в нём своего человека: парень с хорошим правильным происхождением, член партии, пишет правильные рассказы. Кочетов ему очень помогал: помог прописку в Москве получить, пробивал публикации и достаточно спокойно относился к тому, что Шукшин печатается в других изданиях. Но был один журнал, такой «замок Синей бороды», куда категорически нельзя было идти автору «Октября»: журнал «Новый мир» Твардовского. И именно туда уходит Шукшин, как только он получил от Кочетова всё, что ему было нужно! В раскладе тогдашней литературной борьбы это очень интересно.

Фото: АиФ/ Виктор Крутов

Когда я начинал книгу писать, я этого ничего не знал! Знал о Шукшине, сколько знает о нём средний человек. А вот сложность его положения, как он выстраивал отношения с другими людьми – это терра инкогнито, и я с радостью и жадностью для себя её открывал и старался передать это читателям. Большая благодарность музею в Сростках, потому что я постоянно находился в переписке с Лидией Александровной Чудновой (директор Всероссийского мемориального музея-заповедника В.М. Шукшина в Сростках, – прим. ред.), задавал ей вопросы, и она находила на них ответы. Я много пользовался документами, предоставленными музеем; без этой помощи ничего бы не вышло.

Личная жизнь

Алексей Варламов женат. О его семье известно немного: вместе с женой писатель воспитал двоих детей.

Черпая вдохновение из историй близких, личной жизни и опыта, автор нередко описывает в произведениях события, которые происходили с ним или его семьей. В сочинении «Рождение» речь идет о проблеме, с которой столкнулись супруги Варламовы в ожидании сына. Трудная беременность, сложные роды и непростой диагноз продолжительное время держали родителей под давлением негативных мыслей. Врачи ошиблись: малыш оказался здоровым. Но впечатления отца нашли отражение в прозе и обрели множество откликов от читательниц.

Благодаря творческой деятельности публицист побывал во многих городах страны и увидел своими глазами Сибирь, Кавказ, Урал, Дальний Восток и Алтай. В рамках зарубежных поездок Варламов бывал в Китае, США, Европе, преподавал в зарубежных институтах.

Алексей Варламов открыт к общению с прессой и легко соглашается на интервью, соблюдая медийные традиции. Писатель ведет страничку во «», но посты и личные фото появляются там редко.

Творчество

Музыка Варламова ясно отражала состояние простого народа в то время, поэтому так пользовалась популярностью. Она была очень простая и понятная людям, настоящая. В произведениях Варламова часто может услышать мотивы сопротивления жестокой действительности 30-х годов, желание простого искреннего счастья, борьбы за это счастье.

Александр впервые раскрывает в жанре русской песни произведения Фета, Михайлова, Кольцова, Гете, Беранже. Но ,помимо этого, Варламов перекладывает на музыку стихи известных в то время русских авторов: Лермонтова, Пушкина, Жуковского и Цыганова, а также множество других.

Основной жанр произведений Варламова — это лирический романс и русская песня. В этом жанре им было написано более 200 шедевров, каждый из которых заслуживает внимания. Самые известные из них – «Оседлаю коня», «Красный сарафан», «Белеет парус одинокий».

Помимо музыкальных произведений, Варламов выпускает собственную книгу в качестве педагога – «Полная школа пения» — в 1840 году. Книга придает ему еще большую известность особенно среди педагогов певчих.

Карьера и творчество

Первая книга Алексея Варламова попала в продажу в 1990 году. По словам писателя, она была тонкой, напечатанной на бумаге низкого качества, зато тираж насчитывал 75 тыс. экземпляров. Издание «Знамя» в 1991-м опубликовало произведения «Покров» и «Таинство», а на страницах «Нового мира» в 1992-м появились «Сочельник» и «Галаша». Следующей свет увидела повесть «Здравствуй, князь!». Спустя год Варламов вошел в Союз писателей России.

К этому периоду относится выход повести «Рождение», опубликованной в «Новом мире». Личную историю автор описывал на фоне исторических событий, развивавшихся в стране. Оптимистичный финал в маленькой истории одной семьи давал ощущение позитивного настроя автора и в отношении будущего его родного государства. Произведение получило премию «Антибукер».

Начиная с работы с малыми жанрами, постепенно автор перешел к повестям и романам. В 1995 году опубликовали дебютное крупноформатное произведение «Лох». В нем продолжается тема России. Сочинение выстроено по канонам сказки, а действие происходит в период с 1963 по 1993 год в Москве и Мюнхене. Традиционный для русской литературы мотив странствия нашел применение в романе. История главного героя вновь развивалась на фоне государственных перипетий. Крах великой империи в преломлении фантазии автора символичен и отсылает к гибели человечества.

Персонажи сочинений Алексея Варламова часто оказываются в непростых ситуациях, из которых выходят волею судеб. Чудо, происходящее с ними, невозможно без веры. Автор описывает ее и само спасительное провидение. Стоит отметить, что Варламов был воспитан на атеистических принципах, но после окончания университета крестился и в творчестве затрагивает важные для его мировоззрения моменты.

Тема, описанная в «Лохе», нашла продолжение в романе «Затонувший ковчег», который опубликовали в 1997-м. Он повествовал о героях из северной секты скопцов. Трилогию произведений этого жанра завершило произведение «Купол», которое пополнило библиографию писателя в 1999-м.

Министр культуры РФ Владимир Мединский и писатель Алексей Варламов

Сюжет развивается в период с 1965 по 2000 год и представляет собой рассказ дальтоника, который видит мир в искаженных цветах. Из-за болезни герой наблюдает фантастические явления и события вроде купола из тумана, который возникает над страной, пережившей перестройку и последующие перемены. Купол символизирует изоляцию России.

Вышедшая в 1999 году книга «Купавна» принесла автору стипендию Московского литературного фонда. Параллельно с работой над романами и повестями мужчина продолжал писать публицистические статьи, очерки и литературоведческие материалы. В 2000-м опубликовали повесть «Теплые острова в холодном море». Это история приятелей, отправившихся на Русский Север и побывавших на беломорских островах, где живут монахи. Спустя 6 лет Варламов получил премию Александра Солженицына.

В 2014 году свет увидел роман «Мысленный волк», в котором автор переносит читателя на столетие назад и описывает события, разворачивающиеся на протяжении четырех лет. Анализ Первой мировой войны соседствует здесь с вымышленными ситуациями и символикой.

Вышедшая в 2018-м книга «Душа моя Павел» стала бестселлером, как и предыдущие произведения автора. Сочинения Варламова переведены на несколько иностранных языков и популярны за рубежом

Рассказы «Все люди умеют плавать» и «Бременские музыканты» пользуются особым вниманием русскоязычной публики

Читать стали меньше, писать — нет

— Алексей Николаевич, вы — ректор литературного вуза. Из Иркутской губернии приезжают к вам учиться? Есть у нас таланты?

— У нас был замечательный период лет 20-15 назад, когда Валентин Григорьевич был нашим мастером. Он набирал курс, и эти студенты учились у него здесь, в Иркутске. Потом ребята приезжали в Москву, но это были те, кого Распутин сам отбирал, за кого отвечал, а финансово им помогала администрация области. Система существовала несколько лет, а потом в силу разных причин, в том числе из-за смены власти, всё завершилось. Но ребята из Приангарья у нас учатся и сейчас, и, конечно, все они — талантливы.

— Трудно стать будущим писателем?

— Трудно. В советские времена, которые, с моей точки зрения, несмотря на цензуру и идеологию, были самыми правильными в плане организации учебного процесса, мы не принимали в институт абитуриентов сразу после школы. У нас учились студенты с трудовым стажем или после службы в армии. И это правильно: чтобы писать, надо иметь что-то за душой кроме школьного образования. Сейчас Закон об образовании не разрешает нам предъявлять такие требования к абитуриентам, поэтому принимаем всех, и в основном это — вчерашние школьники. Они все замечательные, у них горят глаза, но жизненного опыта маловато, а для литературы это — вещь первостепенная. Конкурс немаленький — в прошлом году было 6 человек на место. К тому же, мы отвоевали право на свои внутренние экзамены: принимать в творческий вуз только по ЕГЭ — совершенно безумно.


Дети русского слова. Валентин Курбатов о том, что уходит из русской жизни
Подробнее

— Выходит, невзирая на то, что сейчас только ленивый, наверное, не говорит: «Наша молодёжь не читает!», писателями молодые люди хотят быть?

— Можно точно сказать: народ у нас пишет. Читать действительно стали меньше, писать — нет. Это факт. Может, когда-нибудь число читателей и писателей сравняется, может, писателей будет больше, может, останется один читатель или будет какой-нибудь союз читателей, куда будут принимать по конкурсу, но жажда писать, так сказать, творческий зуд, никуда не делись.

Статья по теме

Убежище для литературы. Иркутянин создал первый в России книжный приют

— Вы коротко обмолвились о цензуре. В этой связи не могу не поделиться историей из личного опыта: 17-летняя дочь «подсунула» мне в книжном магазине книгу, которая начиналась с рассказа пожилого человека подростку, выбросившему батон хлеба в урну, о блокадном Ленинграде. Пару страниц всё было пристойно, а потом пошла такая ненормативная лексика… Дочь сказала, что это — настольная книга её одноклассника. И она продаётся в свободном доступе, никакой маркировки 18+. Это нормально?

— Цензура — палка о двух концах. Есть много вещей, которые нас возмущают, но если мы начнём бороться с ними, как лет 30-40 назад, ничего не получится. У меня была идея своеобразной экономической цензуры: кроме возрастного лейбла книга с ненормативной лексикой должна быть упакована соответствующим образом. И ещё я предлагал ввести на неё дополнительный налог. Если работа талантливая, то легко победит это обременение, как, например, книги Венечки Ерофеева, а если человек бездарный и пользуется матом, потому что ничего другого не может, то это её «отсеет». Но, наверное, подобное предложение — утопическое и вряд ли будет реализовано, скорее братья-писатели побьют меня за это. Но я в засилье неоправданной ненормативной лексики в литературе, равно как и в нашей жизни, ничего хорошего не вижу.

Награды и премии

  • 1995 — премия «Антибукер»
  • 1995, 1997 — премия журнала «Октябрь»
  • 1995 — премия Лейпцигского литературного клуба Lege Artis
  • 1997 — премия газеты «Московский железнодорожник»
  • 1998 — премия издательства «Роман-газета»
  • 1999 — стипендия Московского литературного фонда
  • 2006 — премия Александра Солженицына
  • 2007 — национальная литературная премия «Большая книга»
  • 2013 — Патриаршая литературная премия
  • 2015 — премия «Студенческий Букер» за роман «Мысленный волк»
  • 2015 — международная премия «Писатель XXI века»
  • 2018 — премия губернатора Кировской области в номинации «Премия имени Александра Степановича Грина»

Карьера

В 1823 году Александр вернулся в Петербург и возобновил свою певческую педагогику, заняв должность в Петербургском театральном училище учителем вокала Преображенского и Семеновского полков. Однако с этого момента он начал нечасто заниматься композиторством, проводя концерты своей музыки и выступая на публичных сольных концертах. Колебания доходов вынудили его искать работу, и в 1829 году он поступил на факультет Государственной академической капеллы, где занимал должность директора хора и учителя пения для молодых студентов. Из-за тесных отношений Варламова с будущим композитором М. Глинкой , в 1827 году он познакомился, и его попросили стать постоянным посетителем его салонов в петербургской резиденции, где Глинка проводил вечерние салоны с мальчиками из Академии Акапелла. Они пели во время этих мероприятий. Он также регулярно дирижировал симфоническим оркестром и выступал в качестве певца с Санкт-Петербургским филармоническим оркестром , благодаря которым ему способствовало его первое российское выступление.

Два года спустя, в 1829 году, он также присоединился к своей альма-матер , Санкт-Петербургской государственной академической капелле, и стал там руководителем хора и преподавателем вокала, что в дальнейшем обеспечило стабильный доход и работу. Педагогическая и музыкальная работа Варламова в Капелле в основном сосредоточена на сакральном репертуаре . Однако интересы Варламова в основном лежали в светской категории, в первую очередь в рамках театральных песен, называемых водвилями . Вскоре он оставил свою должность, чтобы искать более полноценную работу.

Московская резиденция 1840-х гг. — Снесена в 2011 г.

Из-за нарастающего недовольства в Академии в 1831 году он официально уехал и переехал в Москву, где присоединился к штату Императорских театров Российской Империи , организации, управляемой Министерством Императорского двора . Работал дирижером водвилей, педагогом по вокалу в Высшем театральном училище имени Михаила Щепкина и частным репетитором по вокалу.

В 1830-1840-е годы композиторская карьера Варламова начала формально начинаться, и в это время были созданы некоторые его первые романсы. Многие из тем имеют сходство с популярным движением символистов и идолопоклонством природного мира во всех его трансцендентных и загадочных проявлениях. Некоторые из названий его романсов : « Красный сарафан », « Что такое туманный ясный рассвет » и « Не шуметь, сильный ветер ». Помимо личных сочинений, он также начал писать партитуры для спектаклей в Малом театре, а также в Санкт-Петербурге, написанные западными и европейскими источниками. Среди пьес этого времени — Два человека» А. Шаховского, «Рославлев» по ​​роману Л. А. Загоскина, Гамлет Шекспира , Эсмеральда» Виктора Гюго .

С 1832 по 1844 год Александр также занимал должности помощника дирижёра и капельмейстера в Московском Императорском театре. Это назначение даст Александру пространство для развития его композиционного голоса, чему дополнительно способствуют его близкие отношения с Глинкой и светилами русского искусства и культуры. В этот период жизнь Варламова в Москве была наполнена отношениями с лучшими столичными артистами, со всеми из труппы Малого театра , актерами С.Ф. Мочаловым и М.С. Щепкиным , композитором А. Верстовским и писателем Л. А. Загоскиным, которые выстраивали взаимопонимание с многопрофильным театром. -талантливый музыкант. Благодаря этому эклектичному влиянию Варламов осознал свою страсть к написанию аутентичной музыки «на русском», быстро обратившись к народной музыке, чтобы утолить свою страсть. Привлечение его к народным традициям и музыкальным обычаям / тропам русской культуры стало его основным направлением и визитной карточкой на всю оставшуюся композиционную карьеру.

Приближаясь к последним главам своей жизни, он вернулся в Санкт-Петербург в 1887 году. Перед смертью он начал публиковать некоторые из своих вокальных обработок русских и украинских народных песен в журнале «Русский Пеавец».

Библиография

На книжной ярмарке со своими книгами, 2008

  • Варламов А. Тараканы: рассказ // Октябрь. — 1987. — № 12. — С. 98—101.
  • Варламов А. Дом в Остожье: Рассказы. — М.: Молодая гвардия, 1990. — 79 с. — (Библиотека журнала ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия»).
  • Варламов А. Таинство. Покров: рассказы // Знамя. — 1991. — № 6. — С. 177—185.
  • Варламов А. Сочельник. Галаша: рассказы // Новый мир. — 1992. — № 2. — С. 103—117.
  • Варламов А. Здравствуй, князь!: Сентиментальная история // Знамя. — 1992. — № 9. — С. 64—100.
  • Варламов А. Гора: повесть // Москва. — 1996. — № 12. — С. 3—21.
  • Варламов А. Тёплые острова в холодном море: повесть // Москва. — 2000. — № 11. — С. 3—48.
  • Варламов А. Пришвин и Бунин: Литературный этюд // Вопросы литературы. — 2001. — № 2.
  • Варламов А. Пришвин в восемнадцатом году // Новый журнал. — 2001. — № 225.
  • Варламов А. Лох: Роман. — М.: Роман-газета, 2003. — 64 с.
  • Варламов А. 11 сентября: роман // Москва. — 2003. — № 8—9.
  • Варламов А. Пришвин. — М.: Молодая гвардия, 2003. — 546 с. — (Жизнь замечательных людей). — 5000 экз. — ISBN 978-5-235-03121-0.
  • Варламов А. Александр Грин. — М.: Молодая гвардия, 2005. — 450 с. — (Жизнь замечательных людей). — 5000 экз. — ISBN 978-5-235-03129-6.
  • Варламов А. Красный шут: Биографическое повествование об Алексее Толстом: роман // Москва. — 2005. — № 7, 9.
  • Варламов А. Звук лопнувшей тетивы: Ист. исследование // Москва. — 2006. — № 9. — С. 6—81.
  • Варламов А. Григорий Распутин-Новый. — М.: Молодая гвардия, 2007. — 850 с. — (Жизнь замечательных людей). — 5000 экз. — ISBN 978-5-235-03098-5.
  • Варламов А. Михаил Булгаков. — М.: Молодая гвардия, 2008. — 840 с. — (Жизнь замечательных людей). — 5000 экз. — ISBN 978-5-235-03132-6.
  • Варламов А. Алексей Толстой. — М.: Молодая гвардия, 2008. — 624 с. — (Жизнь замечательных людей). — 10 000 экз. — ISBN 978-5-235-03024-4.
  • Варламов А. Андрей Платонов. — М.: Молодая гвардия, 2011. — 592 с. — (Жизнь замечательных людей). — 5000 экз. — ISBN 978-5-235-03411-2.
  • Варламов А. Стороны света. — М.: Никея, 2011. — 512 с. — ISBN 978-5-91761-089-4
  • Варламов А. Мысленный волк. — М.: АСТ, 2014. — 508 с. — ISBN 978-5-17-085778-4
  • Варламов А. Шукшин. — М.: Молодая гвардия, 2015. — 399 с.: ил. — (Жизнь замечательных людей). — 7000 экз. — ISBN 978-5-235-03827-1
  • Варламов А. Душа моя Павел. — М.: АСТ, 2018. — 384 с. — ISBN 978-5-17-107610-8

Возвращение в Россию

Пораженный культурой и европейским искусством, Александр возвращается на родину и посвящает всю свою жизнь музыке. Помимо преподавания музыки в Петербургской театральной школе, обучения певчих Преображенского и Семеновского полков, он начинает выступать на публике в качестве дирижера и певца. В 1828 году музыкант поступает вторично в певческую капеллу учителем и хористом, преподнося в качестве благодарности императору свои первые сочинения – две Херувимских песни.

Первый концерт в России Варламов дает в зале Филармонического общества. Там же композитор знакомится с М. Глинкой. Благодаря этому знакомству Варламов формирует собственные взгляды в музыке и определяется с направлением своих произведений.

Неоднозначная история

– Когда мне предложили издать эту книгу в серии «Алтай. Судьба. Эпоха», не колеблясь, согласился. И для меня большая радость, что она была встречена здесь с пониманием, нашла поддержку (у нас книга вышла в расширенном формате, богато иллюстрированной; тираж – 2500 экземпляров, – прим. ред.).

Уверен, что все герои, о которых уже написаны книги этой серии, соответствуют её названию, но, думаю, что Шукшин точней попадает в цель. Шукшин – это Алтай, о чём он никогда не забывал, куда бы судьба его ни заносила. Шукшин – это судьба, а не просто биография. Не у каждого человека, даже не у каждого писателя, не у каждого художника есть именно судьба. И Шукшин, конечно, эпоха. Невероятная для меня лично ситуация, когда с одной стороны мы видим безжалостную государственную машину, которая изничтожала крестьянский род, лучшие крестьянские семьи. А с другой стороны, когда Шукшин жил в Сростках, его соседом по дому был первый секретарь райкома партии, и именно этот человек, заметив смышлёного паренька, давал ему керосин, чтобы Вася мог читать книжки. Эту диалектику Шукшин чувствовал и впоследствии говорил, что ему везло на хороших добрых людей.

Фото: пресс-служба правительства Волгоградской области

В какой стране, при каком другом строе парень с его происхождением мог поступить в элитный институт, получить блестящее профессиональное образование и так им воспользоваться? Хотя опять здесь мы видим, как он вгрызался в московскую жизнь, как там ему никто не помогал…

Ужасы и достижения советского времени сошлись в нём. Мы всё время сейчас путаемся в отношении своего прошлого, то пытаемся куда-то отряхнуть его; то пытаемся, наоборот, его идеализировать. Мне кажется, Шукшин безо всяких упрощений показал своей жизнью неоднозначность нашей истории.

Говорят, надо брать пример с Шукшина. Это трогательно, по-человечески понятно, но, мне кажется, абсолютно невозможно. Нужно просто быть благодарным ему и благодарным Алтаю, благодарным России за то, что она такого человека родила. И читать его надо не забывать, и чтобы это передалось нашим детям. Главный завет Шукшина – прорваться в будущую Россию, должен всегда присутствовать в нашем сознании.

Детство

Алексей Николаевич Варламов родился в 1963 году. Детские воспоминания писателя связаны с поселком, расположенным в Ногинском районе Московской области. Недалеко от станции Купавна, название которой он вынес в заглавие одного из своих романов, проживала его бабушка. «Она стала ключевым персонажем в моей литературной судьбе», – однажды сказал Варламов.

Это была удивительная женщина. Она оказала сильное влияние на формирование личности своего внука, но была абсолютно не верующей, ничего не имела общего с хрестоматийными героинями русской литературы. Бабушка Алексея училась в классической гимназии, в годы Революции потеряла родственников. Будучи представительницей богатого купеческого рода, она пережила немало невзгод.

Родители будущего писателя были приверженцами коммунистического образа мыслей. Но как уже было сказано, именно бабушка сыграла важную роль в формировании мировоззрения Алексея. Именно она поведала ему истории, которые впоследствии он перенес на страницы своих произведений. Люди, о которых рассказала своему внуку дочь богатого московского купца, стали героями таких книг, как «Ева и Мясоедов», «Покров», «Случай на Узловой станции», «Купавна».

Бабушка писала стихи, но никогда не издавалась. У нее были более важные дела – воспитание детей. Варламов утверждает, что, занимаясь литературным творчеством, он в какой-то мере выполняет ее поручения.

Как заставить читать?

— А ещё, когда я прихожу в книжный магазин с желанием купить что-то новое, современное, то чаще теряюсь из-за огромного выбора и в итоге ухожу с чем-нибудь классическим или нечитанным ещё произведением автора, которого хорошо знаю. Посоветуйте, как ориентироваться в современном книжном многообразии? Где «брать» новые имена, которые стоит прочитать?

Статья по теме

В статусе поп-звезды. Прилепин о Распутине, Иркутске и писателях-ополченцах

— Хорошим индикатором, кого читать или не читать, может служить институт крупных национальных литературных премий — у нас таких немного, примерно, 5-7. Большинство этих премий составляют длинный и короткий списки лучших произведений и определяют лауреата. Как правило, в короткий список после профессионального экспертного сито попадают от 6 до 15 авторов, и это и есть лучшая литература года. Можно заходить на сайты таких премий, как «Большая книга», «Ясная Поляна», «Русский букер», «Национальный бестселлер», смотреть, кто у них попал в короткий список, и эти книги читать. А у премии «Ясная Поляна», где я — член жюри, есть даже форма поощрения читателей, которые активно участвуют в обсуждении книг: они могут выиграть поездку в музей-усадьбу Льва Толстого Ясная Поляна на два дня. Так что, у читателей есть прямая мотивация участвовать в обсуждении книг.

— Кстати, о мотивации. Сейчас очень много говорят, что надо возвращать любовь к книге, воспитывать навыки чтения. Разве можно этого добиться, так сказать, насильственным образом?

— Думаю, надо использовать все средства. С одной стороны, уговаривать и завлекать, придумывать какие-то формы поощрения читателей. Например, те же фестивали. Вот у вас — «Этим летом в Иркутске», в Подмосковье Захар Прилепин организует литературный фестиваль «Традиция». И на них приходят люди, потому что им интересна не только книга, но и тот, кто её написал. Можно придумывать другие интересные вещи: например, поэтические турниры или вечера, на которых известные актёры читают современных писателей.

Но одновременно с этим в школе литературе должны вернуть статус основного предмета, как это было раньше. И как раньше, должно быть обязательное сочинение при поступлении в вуз. Другое дело, что оно должно быть менее филологично, а больше походить на рецензию, отзыв, впечатление человека от прочитанных книг. Писать его нужно не по шаблону, а с элементом «я думаю, я считаю».

— За последних несколько месяцев в Иркутске случилось много литературных событий: первый книжный фестиваль, на который приезжали современные писатели, на днях завершился культурный фестиваль «Байкал-Тотем», где сделали акцент на детскую книгу, а в гостях побывали известные детские авторы, сейчас — вечера «Этим летом в Иркутске» и опять встречи с литераторами. Не вызовет такое изобилие отторжения у людей?

— Это тот случай, когда «кашу маслом не испортишь», к тому же, у Иркутска есть хорошая возможность разыграть карту книжной столицы Сибири. Кроме того, любой фестиваль — это атмосфера праздника, задора, чего-то живого, а для молодёжи книга всё-таки более привлекательна вкупе ещё с чем-то: кино, театром, музыкой, встречами, общением. Я уверен, культурой перекормить невозможно.

Писатели приезжают, зрители приходят

Алексей Варламов: Для меня очень важно, что литературные вечера, которые были придуманы с участием Валентина Распутина, продолжают своё существование: писатели на них приезжают, зрители приходят. ааЗдорово, что это оказалось не моментальным, единственным явлением, что они уже имеют свою историю

Мне будет грустно, если вдруг по какой-то причине наши встречи закончатся.

Наталия Горбань, «АиФ-Иркутск: Я видела, что на них приходит довольно много молодых людей. Как вы думаете, почему? Ведь считается, что они сейчас просто сидеть и слушать 1,5-2 часа не могут, потому что им скучно, им нужны не слова, а постоянно меняющаяся картинка.

— Если считать, что молодёжь ни на что не способна — то как она в школе, в вузах учится? Там ведь тоже формат такой — лекционный. А мы на вечерах стараемся говорить не сухо, не научно, а образно, эмоционально. И организаторы стараются приглашать таких писателей, которые умеют не только писать, но и говорить. К тому же, встречи проходят в формате вопросов-ответов, а это очень интересно. Ты можешь задать писателю любой заковыристый вопрос и сразу же получить ответ. Обычно никто не уходит.


Город читающих. Чем запомнился первый книжный фестиваль в Иркутске?
Подробнее

— У вас не сохранился в памяти подобный необычный вопрос?

— В некоторую задумчивость меня поверг вопрос: «О чём бы вы никогда не смогли написать?», на который так сходу и не ответишь. Как правило, на встречи приходят люди, хоть немного знакомые с тем, что я делаю, и поэтому часто спрашивают про мои книги, о героях из серии ЖЗЛ, о которых писал, о моём отношении к ним. И мне самому интересно об этом говорить. Спрашивают, о жизни кого я ещё хотел бы написать.

Досье:

Алексей Варламов родился в 1963 г. в Москве. Писатель, публицист, филолог, исследователь истории русской литературы XX века.Постоянный автор серии «Жизнь замечательных людей»: выпустил книги о М. Пришвине, А. Грине, А. Толстом, М. Булгакове, А. Платонове, В. Шукшине. Удостоен многих литературных премий.

— О Валентине Распутине, например?

— О нём книга в серии ЖЗЛ уже есть, и я думаю, о Валентине Григорьевиче должны всё-таки написать люди, которые его лично знали гораздо лучше, чем я. Было бы интересно, если бы за биографию Валентина Распутина взялся Роман Сенчин, который написал «Зону затопления» — как сейчас говорят, ремейк «Прощания с Матёрой».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector