Абалак
Содержание:
Настоятели
- Нифонт (1616 — ?) основатель
- Сергий (упом. 1622 — 1655) строитель
- Сергий (1655 — 1657)
- Феоктист (1657 — 1663) строитель
- Адриан (упом. 21 января 1669) игум.
- Антоний (упом. 1680)
- Герасим (упом. 1701)
- Исаак (упом. 1704)
- Геннадий (упом. 1719 — 1727 )
- Даниил
- Димитрий (упом. 1735)
- Зиновий (1737 — 1743)
- Порфирий (? — не позднее 1748 )
- ? Михаил (Миткевич) (1751 — кон. 1750-х)
- Софроний (1765 — 1776)
- Феодосий (1777 — 1780)
- Никодим (Арамильский) (1786 — 1789 )
- Троадий (упом. 7 июня 1791)
- Маргарит (упом. 9 сентября 1801 года — 1808)
1811 — 1814 — вакансия
Евграф (4 июня — 19 декабря 1814)
Амвросий (1815 — 1836)
Владимир (1836 — 1869)
…
Павел Серебренников (1879 — 1880) свящ., и.о.
Мемнон (Покровский) (1881 — 6 июля 1883)
Филарет (Кожевников) (1883 — 30 декабря 1897)
Виталий (упом. 1900 — 1902) иером., и.о.
Моисей (1902 — 1906 )
Алипий (Кабанов) (1907 — 30 ноября 1912)
Аполлинарий (Иванов) (30 ноября 1912 — 21 января 1913)
Порфирий (Мальцев) (21 января 1913 — 29 сентября 1914)
Мартиниан (Бокарев) (17 марта 1915 — 12 февраля 1916 )
Исидор (Колоколов), митр. (3 октября 1916 — 8 марта 1917)
- Иоанн (Братолюбов) (3 сентября 1917 — 1920) и.о.
- Иринарх (Синеоков-Андреевский) (1922) еп. Тюменский
С 1995 года настоятелями монастыря являются Тобольские архиереи.
Использованные материалы
-
Историческая справка на официальном сайте Тобольской епархии:
-
Павлова О.А., Тюменский Свято-Троицкий монастырь // Энциклопедия Сибири:
-
Историческая справка на официальном сайте монастыря:
- Строев П., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — С.-Петербург, 1877, стб. 321-322.
- Амвросий (Орнатский), архим., История Российской иерархии. Часть VI. — Москва, 1815, с. 461-462.
Павлова О.А., Тюменский Свято-Троицкий монастырь // Энциклопедия Сибири —
Пр. И. Лн, Памяти о. архимандрита Филарета, настоятеля Тюменского Троицкого монастыря // Тобольские епархиальные ведомости, 1898, № 3, отдел неофиц., с. 51.
Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 года. Часть первая. — Тобольск, 1913, с. 10.
«Возрождение Филофеевской школы — Тюменского Духовного училища», страница официального сайта Тобольско-Тюменской епархии —
К 10-летию восстановления Тюменского Свято-Троицкого мужского монастыря, интервью с наместником монастыря архимандритом Тихоном (Бобовым) // «Сибирская православная газета«, № 9, 2005. —
«Сегодня в Тюмени откроют памятник митрополиту Филофею (Лещинскому), просветителю Сибири», 27 июля 2007 г., новостное сообщение на официальном сайте Русской Православной Церкви —
Тобольский епархиальный адрес-календарь, изданный по распоряжению Тобольского епархиального начальства на 1895 г. Отдел первый. — Тобольск, с. 29.
Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1897. — Тобольск, 1897, с. 230.
Предположительно, Мемнон (Покровский). Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1901 год. Отдел второй. — Тобольск, 1900-1901, с. 9.
Тобольский епархиальный адрес-календарь. Отдел первый. — Тобольск, 1903, с. 7.
Денисов Л.И., Православные монастыри Российской Империи. — М., 1908, с. 861.
Страница официального сайта Тюменского Свято-Троицкого мужского монастыря —
«Святыни монастыря», страница официального сайта монастыря —
Духовные деятели Тобольского края. / Сост. Головщиков К.Д. // Тобольские епархиальные ведомости, 1898, № 3, отдел неофиц., с. 60.
Предан суду. См. Строев, Указ. сочин., стб. 321.
Год кончины. См. Строев, Указ. сочин., стб. 321.
У Строева — до 1888 года.
Освящал Тюменский Михаило-Архангельский храм. См.: Курмачев В.А. Храм Михаила Архангела в Тюмени // «Сибирская православная газета» — Здесь упомянут как Треадий.
Освящал главный престол Тюменского Знаменского храма. См. Церковь Знамения Пресвятыя Богородицы в городе Тюмени // Тобольские епархиальные ведомости, 1898, № 19, отдел неофиц., с. 459. По Строеву — с 1802 г.
Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1901 год. Отдел второй. — Тобольск, 1900-1901, с. 9.
Упоминается умершим в ноябре 1906 года. См. Тобольские епархиальные ведомости, 1906, № 23, отдел офиц., с. 202.
Определение Священного Синода от 30 ноября 1912 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1912, № 50 (15 декабря), с. 464:
Определение Священного Синода от 16-21 января 1913 года года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде,1913, № 4 (26 января), с. 17-18: ; Определение Священного Синода от 29 сентября 1914 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде,1914, № 41 (11 октября), с. 473:
Указ Св. Синода от 17 марта 1915 года № 3593. См. Тобольские епархиальные ведомости, 1915, № 14, отдел офиц., с. 189 или Определение Священного Синода от 12-17 марта 1915 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1915, № 4 (14 апреля), с. 122:
Определение Священного Синода от 12 февраля 1916 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1916, № 9 (27 февраля), с. 74:
Определение Священного Синода от 30 сентября — 3 октября 1916 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1916, № 42 (5 октября), с. 378: ; Определение Священного Синода от 6-8 марта 1917 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1917, № 9/15 (8 апреля), с. 71:
Храмы
Троицкий монастырь вместил в себя основные типы церквей того времени: традиционный кубический (Троицкий собор), «трапезный» (церковь Сорока мучеников), крестообразный (Петропавловская церковь). Шатровые колокольня и надвратная колоколенка как дополнение к ним. Все три монастырских храма были поставлены по диагонали таким образом, что при взгляде из города они не перекрывали друг друга и компоновались в сложную композицию. В центре этой композиции оказывался самый статичный и массивный Троицкий собор — главная ось и центр тяжести всего ансамбля. Одноэтажная церковь Сорока мучеников была отодвинута в дальний правый угол территории, обогащая ансамбль своими главами, но в то же время, подчеркивая ведущую роль двух других храмов.
Высокая, почти крепостная ограда с массивными пилястрами и контрфорсами на внешних углах, сомасштабна мощным формам церквей и тесно с ними связана.
Перед революцией 1917 года в монастыре имелись 4 каменные и 1 деревянная церковь
Троицкий собор
Возводился в 1708 — 1717 годах (освящен в 1715 году) по древнему образцу – в виде громадного куба увенчанного мощным пятиглавием. Но в отличие от требований древнего канона собор получил более живописную трактовку. «Избыточная» живописность Троицкого собора создана двухэтажным северным приделом, двумя одноэтажными пристройками к двухсветной апсиде, двумя одноэтажными «щипцовыми» стенками, венчающими торцы придела. Влияние украинского зодчества определило прорисовку глав собора и даже саму постановку их на четверике по сторонам света, а не по углам четверика. В интерьере храма отмечается хорошая освещенность.
В середине XIX века в соборе были расписаны стены и своды, настланы новые полы, в приделах устроены новые иконостасы.
В советское время в соборе стояли деревообрабатывающие станки, сварочные аппараты. В Успенском приделе находилась наковальня.
15 июня 2003 года в возрожденном в соборе состоялось первое богослужение . Реставрация собора продолжается.
Петропавловский храм
Храм Петра и Павла Тюменского Троицкого монастыря. Фотография С.М. Прокудина-Горского, 1912 г. |
Единственная в Тюменской области церковь с крестообразным планом. Этот храм называют прототипом Георгиевской церкви Киевского Выдубицкого монастыря. Но это лишь предположение. Петропавловскую церковь свт. Филофей (Лещинский) заложил в 1753 году, последней перед своей смертью. Церковь была освящена в 1755 году. Увенчанная невысоким шатром колокольня у восточного фасада церкви встала необычно и в 1760-х годах, уже после освещения храма, были объединены колокольня и храм корпусом ризницы и духовного правления. После пожара 1842 года сводчатые перекрытия апсид были заменены плоскими, а проемы святых ворот заложены. Церковь перестала быть надвратной. Окна в церкви расположены только на первом ярусе. Во втором ярусе — лишь «слепые» окна. Это зрительно делает его более устойчивым.
Храм был частично разрушен в годы советской власти. Продолжается его реставрация.
Храм Сорока мучеников
Первоначально — храм Зосимы и Савватия Соловецких. Освящен в 1717 году.
В 1880-х годах церковь была отремонтирована, в 1913 году перестроена.
Полностью уничтожена в годы советской власти .
Подворья и скиты
- Скит во имя Архистратига Божия Михаила в селе Михайловском. Открыт в году. В скиту существовал древний чин пения двенадцати псалмов, женщины в скит не допускались. К концу 1920-х годов на месте бывшего скита был оборудован дом отдыха .
- Скит, находящийся в 15 км от монастыря. 14 марта года здесь был освящён храм в честь прп. Сергия и Германа Валаамских. Основным занятием насельников скита является послушание на монастырской пасеке.
- Скит в фактории Лаборовая Ямало-Ненецкого автономного округа. Учрежден Решением Тобольского епархиального совета от 3 мая 2010 года. В перспективе скит должен стать миссионерским станом Евангельской проповеди среди коренного населения. Насельники скита занимаются заготовкой ягод и рыбы.
- подворье в деревне Липовке Ярковского района
История
Иоанно-Введенский женский монастырь был основан 1653 году. Считается, что место основания обители указала сама Пресвятая Богородица через Свой рукотворный образ Знамение. Произошло это в 1638 году во время Крестного хода, тогда на месте будущего монастыря деревенский крестьянин Василий подвёл к иконе свою слепую от рождения дочь, которая неожиданно для всех окружающих исцелилась. Пораженный этим чудесным явлением архиепископ Сибирский и Тобольский Симеон дал своё Благословление на основание в этом месте иноческой обители. Положительную роль в выборе места будущей обители также сыграло и наличие в непосредственной близости архиерейской дачи, располагавшейся в этом месте с 1620 г.
Основан монастырь был как мужской, но к середине XIX века монастырь почти запустел, хозяйство пришло в упадок. В связи с этим в 1854 году Тобольским Архиепископом Евлампием было направлено прошение в Священный Синод с просьбой перевести оставшихся двух монашествующих в соседний Абалакский монастырь, а Иоанновскую мужскую обитель преобразовать в женскую.
После получения в 1864 году Высочайшего Утверждения Государя Императора, монастырь стал именоваться женским Иоанно-Введенским монастырем.
На должность первой настоятельницы была выбрана монахиня Серафима из Туринского монастыря, однако в силу преклонного возраста, она вскоре пожелала возвратиться обратно. На должность настоятельницы прибыла монахиня Дорофея из Екатеринбургского Новотихвинского монастыря.
С этого времени жизнь монастыря качественно изменилась:
- практически сразу же в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы был освящен второй храм обители (до этого на территории обители действовал только один храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи);
- спустя два года при монастыре было открыто училище с иконописной мастерской на 30 человек для девиц духовного звания (особую финансовую поддержку в основании училища оказала Н. Д. Пущина, вдова декабриста М. В. Фонвизина);
- открыт завод по выпуску восковых свечей, восстановлено сельское хозяйство и животноводчество.
После смерти игуменьи Дорофеи место настоятельницы заняла, прибывшая из Екатеринбургского монастыря монахиня Августа, запомнившаяся неукоснительным следованием порядкам, установленных матушкой Дорофеей. По слабости здоровья монахиня Августа была уволена с этой должности по собственному желанию.
В 1877 году на должность настоятельницы прибыла монахиня Евсевия, при которой сильное развитие получило свечное производство, а училище для девиц духовного звания было закрыто и переведено в Тобольск.
После ухода из жизни игуменьи Евсевии, должность настоятельницы заняла монахиня Миропия, которая с раннего детства проживала в монастыре. Миропия свои усилия сконцентрировала на обустройстве обители. В её правление на территории монастыря были построены два храма, кроме того была открыта бесплатная церковно-приходская школа для русских и татарских детей, а также богадельни для престарелых и детей-сирот.
После смерти в 1904 году игуменьи сёстрами обители на должность настоятельницы была выбрана сестра Миропии Мария. В 1907 году в связи с увеличением числа монашествующих монастырь был возведён из третьеклассного во второклассный. К тому времени число проживающих в обители достигло 265 человек, из них монахинь 61 человек.
Упадок монастыря начался с 1917 г. Уже при временном правительстве монастырь лишился выплаты жалованья, за отказ от передачи воспитанников монастыря в ведение Министерства народного просвещения.
С приходом Советской власти жизнь монастыря практически прекратилась, что помимо прочего было обусловлено помощью бойцам Белой гвардии, временно расквартированным около монастыря в 1919 году и поддержкой, оказываемой монахинями последнему Императору России Николаю II, отбывавшему ссылку в Тобольске.
Литература
- Описание монастырей, в Российской Империи находящихся… Изд. 4. — М., 1817, с. 1.
- Сулоцкий А., прот. Сказание об иконе Божией Матери, именуемой Абалакскою, и важнейших копиях с нее, с изображением иконы Абалакской Божией Матери. — Омск, 1877.
- Голубев И.С. Абалакский Знаменский третьеклассный мужской монастырь. — СПб., 1892.
- Храмовой праздник в Абалакском монастыре // Тобольские епархиальные ведомости, 1900, № 23, отдел неофиц., с. 486 — 489.
- Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908. С. 859-860.
- Зверинский. Т. 1. С. 70-71.
- Православные русские обители. С. 697-698.
- Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный Путеводитель по монастырям и святым храмам Российской империи и св. г. Афону. 1907; Н.-Й., 1998.
- Кириллов В. Тобольск. М., 1984. С. 215-225.
Использованные материалы
-
Статья из I тома «Православной энциклопедии»:
-
Историческая справка с официального сайта Тобольской епархии:
- Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, стб. 326.
См. историческую справку на офиц. сайте епархии.
О. игумен Феодосий // «Тобольские епархиальные ведомости», 1898, № 24, отдел неофиц., с. 633.
Чемагин Ф. Паломничество учеников в Абалакский Знаменский монастырь // «Тобольские епархиальные ведомости», 1902, № 12, отдел неофиц., с. 177.
Загороднюк Н.И., к.и.н., В поисках Чудотворной // «Православный Просветитель», декабрь 2012:
Определения Священного Синода в 1928-2008 гг.,
Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1897, с. 230.
Храмовой праздник в Абалакском монастыре // Тобольские епархиальные ведомости, 1900, № 23, отдел неофиц., с. 486.
Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1901. Отдел второй, с. 9.
Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1903, с. 7.
Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 860.
Православная энциклопедия.
Историческая справка с офиц. сайта епархии.
Полярный А. Михайловский скит (Тобольский округ Уралобласти) // «Безбожник», 1929, 16, с. 4.
Головщиков К.Д. Духовные деятели Тобольского края // «Тобольские епархиальные ведомости», 1895, № 23, отдел неофиц., с. 399.
Уволен на покой по болезни. См. Тобольские епархиальные ведомости, 1906, № 12, отдел офиц., с. 109.
Уволен от должности по болезни и вследствие просьбы (Указ Св. Синода от 5 марта 1907 № 2598). См. Тобольские епархиальные ведомости, 1907, № 7, отдел офиц., с. 41.
См. Тобольские епархиальные ведомости, 1907, № 7, отдел офиц., с. 41.
Иеромонах Абалакского монастыря. См. Тобольские епархиальные ведомости, 1909, № 19, отдел офиц., с. 212.
Настоящее время
В 1998 году монастырь был передан в ведомство Тобольско-Тюменской Епархии и 26 января вновь открыт. В 2006 году ООО «Сибирский институт» «Сибспецпроектресаврация» (г. Томск) подготовил проект реставрации монастыря. Активная фаза реставрации началась в следующем, 2007 году.
В последние годы на территории монастыря осуществлен большой объём реставрационных работ.
Спустя 70 лет после закрытия монастыря в городе Заводоуковске Тюменской области была обретена икона Божией Матери «Целительница», писанная в Иоанно-Введенском монастыре, которая пользуется большим почитанием сестер и паломников. Возвращены в монастырь ещё две иконы Пресвятой Богородицы, написанные сестрами в начале XX века: «Утоли моя печали», список иконы «Абалакской Божией Матери»..
5 отзывов об Абалаке
Абалак
6.8
неплохо
4
-
1 ужасно
Разруха Я могу сказать, что люди едут по старой памяти и людей то много, особенно с детьми.Разруха. Никакого ремонта за в е года и вот вме эти фигуры из дерева ремонтируются монтажной пеной. Дорожки ходить невозможно.Печальное зрелище.Белая сова, кафе которое славилось своим высоким уровнем много лет назад. Один официант на зал, никто вас не встретит, за стол не пригласит и меню не подаст. Ожидание больше часа!!! На столе тарелки с отпечатками пальцев. Отвратительная солянка из похоже самой дешёвой колбасы. Люди с соседних столиков не дождавшись заказа, вставили и уходили.Такое ощущение, что на тебя наплевали. Очень жаль потраченного времени.Хотя природа шикарная, место красивое и задумка отличная.
05 сентября 2021ffgalka83был(а) здесь в сентябре 2021
-
6 нормально
Интересно, но дорого. Добрый день, всем! Ездили в Абалак на мартовские выходные на 3 дня. Были там в первый раз. Задумка классная, конечно. Но сервис еще сильно хромает. Чувствуется, нет хозяина достойного. Минусы, на мой взгляд:Завтраки, очень скудные, если пришел по позже, ничего не остается. Кстати, завтраки включены в стоимость проживания.В номерах нет чайников, и СВЧ печи. Оказалось проблема выпить горячего чая или разогреть еду.В трактире Белая сова, мест не хватает всем желающим поесть. Иы там так и не
Читать отзыв целиком
12 марта 2018Rezida Kozhevnikovaбыл(а) здесь в марте 2018
-
10 великолепно
В этом году мне посчастливилось попасть на фестиваль «Абалакское поле-2014», который ежегодно проводится в Тобольске в селе Абалак в начале июля. Это реконструированное и масштабное представление, где можно увидеть настоящие рыцарские бои, поучаствовать в веселых игрищах и соревнованиях, а также приобрести массу сувениров и национальную сибирскую одежду. Фестиваль проводится обычно с 5 по 7 июля, участники приезжают харанее и разбивают огромный палаточный городок прямо на берегу Иртыша (в это время в Тобольске всегда
Читать отзыв целиком
30 июля 2014ЕЕкатеринабыл(а) здесь в июле 2014
-
В Абалак на выходные — отличный способ интересно и весело провести время! С недавнего времени я живу в Тюмени, но часто приезжаю в Тобольск на выходные к своим друзьям. На майские праздники они предложили мне съездить в Абалак и свозить туда свою дочку. Мы отправились в Абалак на 2 машинах (дорога занимает всего 20 минут от поста ГАИ) и очень весело провели там время. На территории села имеется 3 магазина, где можно купить выпечку, напитки и дрпугие продукты, так как на территории комплекса «Абалак» все это стоит достаточно дорого. В 2 магазинах даже имеются
Читать отзыв целиком
14 мая 2014ЕЕленабыл(а) здесь в мае 2014
-
10 великолепно
Абалак — знаменитое село недалеко от Тобольска, а также туристический центр области Село Абалак — это излюбленное место местных жителей Тобольска, а также многочисленных туристов, ведь здесь открывается великолепный вид на Иртыш, можно поставить свечку знаменитой иконе Абалакской Божьей Матери и насладиться отдыхом в туристском комплексе, где имеются гостиничные номера, сауны, бани, бар, кафе «Белая Сова» и множество аттракционов. Абалак расположе примерно в 50 километрах от города, а добраться до него можно на автобусе или автомобиле. До Абалака ежедневно отправляется
Читать отзыв целиком
23 апреля 2014EEleonora2009был(а) здесь в июле 2013
Закрыть
Эксклюзивные туры от туроператора «Фэнтази Вэй»
Г. Тюмень — с. Абалак — г. Тобольск — учебный полигон в Успенке.
Тюменская область
- Вас также могут заинтересовать Греция, Турция, Абхазия, Германия, Финляндия, Русская Антарктика и Арктика.