Что такое пантеизм: понятие, основные идеи, представители
Содержание:
- Формирование пантеизма со времен античности
- Сущность и основные положения
- Известные сторонники идей пантеизма
- Сущность пантеизма
- Происхождение и виды пантеизма
- Формы
- Примечания и ссылки
- Основные последователи течения
- К теме
- Пантеистические способы мышления
- Индийская философия
- Схожие концепции в других религиозных традициях[править | править код]
- Суть и идеи пантеизма
- История[править | править код]
- В философии
Формирование пантеизма со времен античности
Пантеизм, как направление философии, берет свое начало задолго до развития современного мира. Еще в античные времена были люди, которые придерживались теории этого направления. Человек всегда был склонен искать вселенский Разум, поскольку не мог контролировать внешние обстоятельства, природные явления. Были целые направления отдельных стран, которые по своей сущности соответствовали современному философскому течению:
- Древнеиндейский взгляд. Древние индуисты считали божество Брахман безличной сущностью, обладающей беспредельностью и постоянством. Эта сущность во Вселенной становится основанием всего живого, определяющим, что существовало, и будет потом существовать. В различных текстах Древней Индии можно увидеть, что Брахман находится в тесной взаимосвязи, единстве с миром.
- Древнекитайский взгляд. Даосизм практически повторяет основные постулаты современного философского пантеизма. В Древнем Китае известный мудрец Лао-Цзы написал труд «Дао дэ цзын», в котором описаны основные идеи отождествления Божественного Начала с миром. Для китайцев идея великого Разума сходна с жизненной дорогой. Они отождествляют Бога и путь, то есть божественность окружает людей в повседневной жизни, наблюдается в явлениях, имеющихся вещах.
- Африканские идеи. У народностей Африки свой взгляд на Вселенную и Разум, определяющих их существование. Народности Африки не придерживались четкого учения пантеизма, но в их верованиях прослеживались идеи этого направления, политеизма, анимизма. Они представляли несколько божественных существ, вещей, обладающих определенными духами. У них сохранялась вера в божественную сущность всего, что их окружает.
Пантеистическая философия раскрылась, как направление, когда стали приобретать популярность учения стоиков. Философы этого течения уверяли, что Космос является одним организмом, где все взаимосвязаны и равны между собой.
Иоанн Скотт представил общественности свою систему, где обозначил, что материя, разум и Бог — это одно и то же. В период с 5 по 13 века в философии развивались несколько направлений, противоречащих, или подтверждающих друг друга.
В эпоху Возрождения опять начался рассвет философии равенства Бога и природы. В 16–17 века Вселенная стала пониматься, как бесконечная и «мыслящая». В это время, сущность Бога определяется материализмом. Известный философ Бруно написал трактат о том, что природа — это Бог в вещах. Поддержал его высказывания и Бенедикт Спиноза. Он делал акцент на том, что предметы нашего обычного мира, которые мы чувствуем и осознаем, являются элементами Божественного Существа. Все категории: протяженность, бесконечность, изменчивость или постоянство, принадлежат к атрибутам Бога.
Несмотря на то, что это направление в философии постоянно упоминает Божественную сущность, Бога, Великий Разум, многие ученые относят его к близкому атеизму учению. Считая Единого Бога первоосновой всего, пантеисты относят первооснову к динамичной материи. Это приводит к материализму, пониманию Божественного Существа, как некой материи. Когда представители пантеизма говорят о материальности Бога, об уменьшении Его роли в сотворении мира, поддержке простых людей, теряется смысл молитвенного общения с Ним и поклонения Ему. В результате философы-пантеисты выражают богоборческие и мятежные настроения, схожие с идеями атеистов.
Сущность и основные положения
Закон пан-теории призван главным образом решать проблему объединения двух противоположных состояний мировой гармонии: статичность и подвижность. Ученые в своих трактатах наделяют теорию божественной субстанции сразу двумя видами свойств. К статичным явлениям относятся: вечность, бесконечность вселенной, неизменность, а к динамичным: постоянная природная изменчивость, движение жизни.
У Парменида философское учение, отождествляющее бога и мир, называется несколько иначе, однако, проповедует те же идеи, что и Pantheism. Он говорит о том, что божественная неподвижность в своеобразной форме присуща всему живому, здесь он вспоминает закон цикличности природы. А вот Гегель, наоборот, приписывает творцу исключительно динамические способности к движению и развитию мира, таким образам, полностью искореняя противоречивость учения.
Приверженцы имманентного направления видели высшую силу, как некую закономерность, которая неподвластна времени и неизменна. Именно она управляет всем земным движением.
Эту мысль поддерживали:
- Гераклит;
- Спиноза;
- стоики.
Одно из ответвлений неоплатонической философии со временем сформировало новое направление пантеистического учения — эманационное. В эпоху возрождения средневековой философии идеи ученых эманационнистов не противоречили господствующей теологической доктрине, но представляли собой один из подвидов реализма. Его черты обнаруживаются в работах Эриугены и Давида Динанского.
Известные сторонники идей пантеизма
Идея божественности природы находила отражение в трудах многих философов и учёных. В частности, теоретическим изысканиям в данной области были посвящены многие работы таких известных учёных как Джордано Бруно, Николай Кузанский и Парацельс. Рассмотрим их подробнее.
Джордано Бруно (1548 – 1600)
Широко распространено заблуждение, будто Джордано Бруно был казнён за пропаганду гелиоцентризма (Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот), но это ошибка. Бруно действительно был сторонником гелиоцентрической теории Коперника и немало вложил в её развитие. Однако в сохранившемся смертном приговоре об этом вообще не упоминается. Церковь приговорила учёного к сожжению за еретические взгляды и, в частности, за идеи пантеизма.
Бруно был монахом-доминиканцем, посвятившим свою жизнь поиску ответов на извечные вопросы. Он не отрицал существования Бога, однако со временем пришёл к убеждению, что Бог и Вселенная едины. При этом Вселенная бесконечна и безупречна благодаря своей Божественной сущности. В ней существуют постоянные монады, которые объединяются и разъединяются, обеспечивая жизнь и её непрерывное движение.
Николай Кузанский (1401 – 1464)
Николай Кузанский (настоящая фамилия – Кребс) считается величайшим немецким мыслителем 15 века. Он был церковно-политическим деятелем, который благодаря своему блестящему уму смог стать кардиналом Католической церкви и ближайшим советником папы Пия II.
Большинство его работ было посвящено отношениям между Богом, природой и человеком. При этом он придерживался концепции, согласно которой Творец и его творение едины. Одним из самых известных тезисов Николая Кузанского является утверждение, что Бог всегда будет оставаться непознаваемым для человека.
Парацельс (1493 – 1541)
Парацельс – это немецкий философ и врач, считающийся одним из основателей современной науки. Он считал, что природа, все стихии и живые организмы представляют собой единую сущность божественного происхождения. Человека он также считал неотъемлемой частью этой сущности и утверждал, что возможности человека практически безграничны, пока он сохраняет взаимосвязь с природой.
Сущность пантеизма
Поскольку пантеизм объединяет бога-субстанцию и мир-Вселенную, появляется необходимость соотношения признаков статичности божественной природы, таких как бесконечность, вечность, неизменность, и подвижности, постоянной изменчивости природы мировой. У античного философа Парменида Бог и мир не отделимы друг от друга, при этом статичность божества в своеобразной форме свойственна и всему живому (как бесконечная цикличность). А пантеизм в философии Гегеля наделял бога обычно несвойственными ему способностями к движению и развитию, тем самым устраняя главное противоречие между божественным и живым. Сторонники имманентного пантеизма склонны видеть бога как некую высшую закономерность, вечную и неизменную силу, которая управляет миром. Такое направление мысли развивали Гераклит, адепты стоицизма, таким в общих чертах был пантеизм Спинозы. В рамках неоплатонической философии возникла эманационная разновидность пантеизма, согласно которой, природа является эманацией, производной от бога. Эманационный пантеизм в философии эпохи средних веков не вступал в противоречие с господствующей теологической доктриной, но лишь представлял собой вариацию реализма. Такого рода пантеизм прослеживается в трудах Давида Динанского и Эриугены.
Происхождение и виды пантеизма
Прилагательное «пантеист» впервые появилось в книге Социанство действительно провозглашено, опубликовано в 1705 году ирландским философом Деистом Джоном Толандом. Позже это использовалось как существительное (пантеизм) противником идей Толанда.
Пантеизм можно разделить на два основных типа: монистический пантеизм и плюралистический пантеизм.
Монист Пантеизм
Примеры такого типа можно найти в классическом пантеизме Спинозы (Baruch Spinoza), чья философия считается наиболее радикальной в этом направлении..
Этот тип также отражен в различных формах индуистского пантеизма, которые уменьшают изменения и плюрализм до уровня иллюзорного и феноменального..
Другие виды монистического пантеизма — это романтики и идеалисты, имевшие широкий резонанс в Англии и Америке в 19 веке..
Множественное пантеизм
Он присутствует в тезисах Уильяма Джеймса (1842-1910), выставленных в книге Плюралистическая вселенная в 1908 году. В этой работе он излагает гипотезу, которая заменяет «фрагментарный сверхъестественность», описанный в Разновидности религиозного опыта, еще одна из его книг, опубликованных в 1902 году.
На религиозном уровне плюралистический пантеизм считает, что зло является подлинным, а божественное — конечным. Тезис о спасении, независимо от значения, остается открытым вопросом.
Другие примеры этого типа пантеизма присутствуют в нескольких движениях, появившихся в конце 20-го века. Здесь включена гипотеза Гея Джеймса Лавлока, согласно которой Земля саморегулируется и ведет себя как единое целое.
Также включены движение за глубокую экологию, движение за новую эру и движение за феминистскую духовность.
Формы
Четыре основных формы пантеистической теории родились в разное время и развивались в различных условиях. Но сегодня каждая из них имеет право на жизнь и ведет за собой целую армию поклонников, состоящих из ученых, философов, мыслителей и простых обывателей.
Натуралистический
Натуралистическая форма появилась в работах стоиков: Джордано Бруно и Спинозы. Эти труды концентрировались на обожествлении природы и всего живого. Мировая душа — одно из ключевых понятий этого направления, как и бесконечный разум. Философы-натуралисты тяготеют к материальному началу, ставя во главу вселенной природные силы.
Идеалистический
Идеалистические или по-другому монические формы признают «идеальное» началом всего сущего. Такие идеи родились еще в древней Индии, проявлялись в отдельных буддистских школах. В трудах Дипак Чопры дается наиболее полное определение этим пантеистическим формам, успешно распространившимся не только в восточной философии, но и в западной.
Мистический
Ученые: Николай Кузанский, Экхарт, Беме, Парацельс и другие были активными поклонниками и создателями мистической формы пантеизма. В своих трудах они пропагандировали не присутствие Творца в природе, а природы в Творце. Вселенная, все живое и природное — это особый уровень бытия Бога, наивысшая точка его существования.
Дуалистические
Дуалистические формы ярко проявляют себя в современном мире, поднимая популярность таких явлений, как реинкарнация, паранормальные явления, рождающие новые связи в природном мире. Неоязычество активно использует идеи дуалистических форм философских концепций прошлого.
Примечания и ссылки
- Словарь философов под редакцией Дениса Хейсмана, стр. 2523 , ППУ, 1984.
- Этика , во введении
- Encyclopædia Universalis , статья Naturalism .
- Спиноза op.cit и Анри Атлан, Искры Хасарда , том 1.
- GWFHegel, Vorlesungen über das System der Philosophie , 1828, стр. 254-260 .
- Габриэль Тери и Екатерина Капелле, Около указа 1210 г. , т. Я и т. III, Vrin, 1932. Роджер Каратини, Initiation à la Philosophie , L’Archipel, 2000, с. 713 . Энциклопедия философии , La pochothèque / Garzanti, 2002, с. 1199 .
- Джордж Грот, Платон и другие соратники Сократа , 1867, I, 1, 18.
- Кристиан Краузе, System der Philosophie , 1828.
- Поль Фульке, Метафизика , Издательская школа, 1965, стр. 93-95 .
- Кристиан Петерсен, Philologisch-Historische Studien , 1832. Мария-Станислас Раттье, Полный курс философии , 1843, с. 98 .
- Ссылки в скобках относятся к различным положениям первой части Этики .
- Jambet, Кристиан, 1949- , Акт бытия: философия откровения Мулла Садра , Париж, Fayard ,2002 г., 447 с. ( ISBN 2-213-61376-1 , OCLC )
- Корбин, Генри. , В иранском исламе: духовно-философские аспекты. Том IV, Школа Исфахана, Школа Шейхи , Двенадцатый Имам , Париж, Editions Gallimard , 1991, 1971, 567 с. ( ISBN 2-07-072407-7 , OCLC )
- Ксавье Тильетт, «Шеллинг», apud History of философия , Gallimard, колл. «La Pléiade», т. II, 1973, с. 960-982. Джад Хатем, Абсолют в философии молодого Шеллинга , Zeta Books, 2008. Александра Ру (координатор), Шеллинг в 1809 году , Vrin, 2010, с. 31 кв.
- Клод Cuénot, Новый лексикон Тейяра де Шардена , Seuil, 1968, стр. 145-155 .
- Syllabus Пия IX , изд. Пол Кристоф и Роланд Миннерат, предисловие M gr Dagens, Cerf, 2000, 106 p.).
- Альберт Эйнштейн , Как я вижу мир , Париж, Фламмарион, 1979, стр. 185-186.
Основные последователи течения
Представители пантеизма в разные времена разъясняли и дополняли пантеистическую философию. Среди них выделились особенно яркие личности, которые написали много трудов на тему о божественности природы.
- Джордано Бруно. Жил в эпоху Ренессанса, развивал учение о Боге и природе. Он утверждал, что Бог — это мировое целое, где совпадают мировой разум и мировая душа. Весь мир, по мнению философа, представляет собой постоянно живое и движимое нечто. Но Бруно пошел дальше представлений своей эпохи. Именно он начинает идею о великой и героической личности человека, мышление которого есть постоянно движущаяся основа. Именно его труды стали началом перехода философии Возрождения к философии Нового времени.
- Кузанский Николай. Немецкий философ, кардинал и ближайший советник папы Пия II. В своих трудах основывался на работах Коперника. Написал множество работ, последние его труды были одной тематики: отношения между Богом и природой, миром. Большая часть работ посвящена проблеме и способах познания людьми абсолюта. Ему принадлежат идеи: «творец и творение — одно и то же», «Бог есть центр, окружность, Он везде и нигде», «Бог в вещах, они в Нем». Кузанскому принадлежит мнение о том, что Бог остается непознаваемым.
- Парацельс Ауреол Теофраст — немецкий философ, врач. В природе он видел определенное живое целое, прослеживающееся в стихиях природы, устройстве живого организма, его функциях. Он утверждал, что у человека неограниченные возможности, если он находится в тесной взаимосвязи с природой. Природа, в свою очередь, имеет божественное происхождение.
К теме
Термин возник в эпоху Просвещения и восходит к британскому философу Джону Толанду , который создал его в 1709 году как выражение своих религиозных убеждений. Он постулировал : «Нет божественного существа, отличного от материи и этой мировой структуры, и самой природы, т.е. ЧАС. Пусть совокупность вещей будет единственным и высшим Богом ». В 1720 году он написал свою работу« Пантеистикон » , в которой объединил идеи орфических с идеями гилозоизма .
Во второй половине 18 века « спинозизм » и «пантеизм» часто использовались как синонимы, потому что Барух де Спиноза представлял собой уравнение между Богом и природой (« Deus sive Natura », «Бог или (также) природа»). В споре о пантеизме, который начался с Фридриха Генриха Якоби в 1785 году с его тезисом о согласии пантеизма и атеизма, в качестве его оппонентов были задействованы известные деятели просвещения, такие как Моисей Мендельсон , Иоганн Готфрид Гердер и Иммануил Кант .
Мыслители- монотеисты, которые верили в личного Бога, использовали приписываемый им пантеист в полемике против авторов, которые недостаточно подчеркивали разницу, которую они представляли между Богом и миром или природой. Они называли «пантеистами» всех писателей и ученых, испытавших пренебрежительное влияние Спинозы, таких как Иоганн Вольфганг фон Гете и многочисленных представителей романтизма и бидермейера . Фактически, несмотря на обесценивание связи с пантеизмом, произведения названных лиц ясно показывают их настоящее пантеистическое мировоззрение.
Жан Гиттон (1901–1999) писал, что любой атеизм — это форма пантеизма, поскольку понятие Бога каким-то образом помещено в мир. Согласно Гео Виденгрену , политеизм произошел от пантеизма .
Пантеистические способы мышления
Уже в древности , то Досократики разработал в натурфилософию , которая также включала душу и божественное. Даже платоновская космология из мировой души может быть частично интерпретирована пантеистической. -Неоплатоник Плотин подчеркивает All-One и был , таким образом , является прямым предшественником пантеистов. В стоики рассматривали Логос как универсальный принцип разума, божественного, которая также в каждом человеческом существе. В средние века , вслед за Плотином, были отдельные пантеистические тенденции, например. Б. с Николаем Кузаном . В период раннего Нового времени Джордано Бруно рассматривал божественное как часть вечного космоса, при этом божественность проявлялась во всех вещах.
Пантеистическая идея также известна из этнических религий неевропейских культур, такие как великая сила в Algonquin индейцев , что пронизывает весь космос, известный как Kitchi Manitu , или Вакан Танк , очень похожая концепция сиу индейцев в Северной Америке . Персидский мистик IX века Баязид Бистами считается создателем суфийского пантеизма .
Индийская философия
Согласно Бхагавад-Гите, популярное в Индии представление о Вишварупе или Вират-Сварупе , который является многогранной космической формой Божества, воплощенным Кришной перед Арджуной .
Некоторые потоки индуизма можно считать пантеистическими , другими как панентеизм .
Акосмический пантеизм и космический пантеизм
Наиболее типичные представления акосмического пантеизма происходят из индуистской традиции, главным философским представителем которой был индийский мыслитель Ади Шанкара , защитник Адвайта Веданты . Его система раскрывает характеристики акосмизма : склонность бросать вызов глобальной реальности изменяющегося конечного (все временные вещи непостоянны, преходящи, они представляют собой завесу, скрывающую — или открывающую — вечную божественную Реальность, независимо от того, является ли человек таковой. Невежественный — или мудрец), чтобы бросить вызов реальности зла (Бог находится за пределами понятий добра и зла, относительных представлений в соответствии с культурами и временами, страдание — это всего лишь возмездие за плохой, эгоистичный поступок / карму прошлой жизни; и страдание будучи эфемерным, он не имеет реальной , окончательной, абсолютной реальности ) и рассматривать индивидуальную личность как в высшей степени иллюзорную (в этом и состоит вся система Ади Шанкары . Индийские философии / религии, будь то индуисты , джайны , буддисты или сикхи , поскольку все они «античеловеческие»: сотериологическая цель, которую они ставят перед собой, никогда не заключается в сохранении человеческого состояния / личности во Времени, но его окончательное преодоление через Избавление от цикла перевоплощений, где сущность жизни свободна от каких-либо уз, от любого перерождения в качестве создания, навсегда в общении с божественным Абсолютом).
И наоборот, сторонники космического пантеизма ссылаются на совокупность конечных и изменяющихся сущностей, временную реальность, которую они называют Божеством: индуистский космический пантеизм обычно идентифицирует совокупность мира Становления, временного, явлений, Природы. / Пракрити , Богине, например, Богине Кали , боевому и материнскому проявлению Бога Шивы . Божественность — это просто все во вселенной. Все, что существует, находится в Божественности, и наоборот.
Однако индуизм, безусловно, иногда рассматривает личного Бога (школы бхакти, двайта веданты и т. Д.), Но адвайта или санкхья рассматривают Пракрити (Природу, космическую реальность существующей вселенной, следовательно, проявление Бога) и Шиву / Пурушу ( Бытие, Божественная Сущность) как сосуществующие . Проявленная вселенная никогда не ограничивает реальность Бога. Например, мы читаем в Катха-упанишадах 2-III-7 и 8:
Следовательно, Бог есть Проявление (космос), Непроявленное и не только. Вообще говоря — и за исключением Шактов (которые отождествляют Великую Богиню или Природу / Пракрити с Брахманом ), индуизм не переводится как строгий пантеизм (или космический пантеизм).
Схожие концепции в других религиозных традициях[править | править код]
Даосизмправить | править код
Чжуан-цзы
Даосизм пантеистичен в сочинениях ведущих мыслителей Лао-цзы и Чжуан-цзы, хотя в дальнейшем развился в этническую религию с множеством божеств.
Лао-Цзы в «Дао дэ цзин» нигде не упоминает о Боге-личности или Боге-творце. Основополагающим понятием является Дао (путь) — мистическое и нуминозное единство, бесконечное и вечное, лежащее в основе всех вещей и их формирующее. О Дао всегда говорится с глубоким религиозным благоговением и уважением (как в пантеизме о «божественности» Вселенной). Идеалом даосизма является жизнь в гармонии с Дао: «Он (мудрец) — правдив и живёт в гармонии с Дао, с природой и другими людьми».
Чжуан-цзы обозначает пантеистический характер даосизма ещё более отчётливо: «Небо и я сотворены вместе, и все вещи и я — одно». На вопрос о том, где Дао, он отвечает, что Дао во всём: «Нет места без него… Ничто не существует без Дао».
Индуизмправить | править код
Предположительно в индийских религиозных текстах содержатся наиболее древние пантеистические идеи. В индуистской теологии Брахман — неизменная, безличностная, бесконечная, имманентная реальность и является божественным основанием всех вещей во Вселенной, также суммой всего, что было, есть и будет. Идея пантеизма прослеживается от нескольких древнейших Вед и Упанишад к более поздней философии адвайта-веданты. Все махавакьи («великие изречения») Упанишад, в той или иной степени, указывают на единство мира и Брахмана. Пантеизм является ключевым компонентом философии адвайты, однако остальные разновидности веданты менее пантеистичны.
Другие религииправить | править код
Определённые формы буддизма и некоторые мистические направления в монотеистических традициях пантеистичны. Без отношения к какой-либо религиозной традиции многие люди, иногда неосознанно, придерживаются пантеистических убеждений.
Среди унитарных универсалистов многие считают себя пантеистами. В религиозно-этическом течении толстовства, помимо прочих идей, проповедуется пантеизм.
В суфизме сильна вера в единство природы и концепцию всего существующего как проявление различных аспектов Бога, вследствие этого взгляды отдельных суфийских мыслителей, в особенности испытавших влияние западной философии XIX века, близки к пантеизму.
Многие этнические религии, включая африканские и индейские (англ.)русск. традиционные религии, представляют собой переплетение пантеизма с анимизмом и политеизмом.
Элементы пантеизма присутствуют в некоторых формах неоязычества (см. также гипотеза Геи), оккультизма и теософии.
Суть и идеи пантеизма
В этом религиозно-философском учении абсолютный Господь не рассматривается как Личность, которая существует вне мира. Бог здесь вечно присущ природе, а человек рассматривается как часть Единого Творца. Живые существа, по пантеистическому учению, лишь на одно мгновения осознают себя в какой-либо определенной форме жизни, а после вновь растворяются в бесконечной и необъяснимой чистоте.
Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и Вселенную
Идея пантеизм чрезвычайно древняя, она имеет большое количество видов. Сложно подвести все его разновидности под одну определенную категорию. Однако основа всех пантеистических учений — отрицание конкретного различия между Абсолютным Богом и вселенной, утверждение полного их единства, которое находится в основании всего материального, мыслимого и интуитивного. Из этого предположения выделяют два главных направления:
- первое — пантеизм тяготеет к материализму, когда говорится, что Творец растворяется в природе;
- второе — мир есть только способ, которым Абсолют проявляется вовне, уже материя исчезает в Едином Творце.
Течения и представители пантеизма
Первым придумал термин «пантеизм» ученый английского происхождения Джозеф Рафсон в конце XVII века. Затем его употребил в своем труде философ Джон Толанд.
Но похожие идеи выражали задолго до этого, еще в дохристианские времена.
- Истинной родиной учения является Индия; две важнейшие формы индуистской религии, Веданта и Санкхья, равнозначно проникнуты пантеистической философией.
- Нашли отклик идеи безличного начала и в религиозных течениях востока. Китайские мыслители Лао-Цзы и Чжуан-цзы строили на этом свои учения.
- В Древней Греции приверженцами пантеистического мировоззрения были Гераклит и Ксенофан. При этом к самой последовательной теории пантеистического монизма относится стоицизм, который развивался при жизни Зенона Китийского и в последующие годы, вплоть до времен правления императора Марка Аврелия.
- Одна из первых крупномасштабных систем пантеизма на христианской основе была разработана Иоанном Эригене. Сочинение этого автора под названием «Divisione naturae» появилось в середине IX столетия и послужило авторитетным источником, которым вдохновлялись многие философы.
- В эпоху Возрождения пантеистическое учение сильно распространилось в Европе, главными представителем являлся Д. Бруно, а в XVII в. — Б. Спиноза. Немецкую философию после И. Канта можно полноценно назвать пантеистической (Гегель и Шеллинг).
В России развивал пантеистические взгляды писатель Лев Толстой.
Религиозно-философские течения, признающие пантеизм
На сегодняшний день известен довольно обширный перечень религиозно-философских течений, в основе которых лежат идеи пантеизма. Они возникали в разные эпохи и поддерживались, в первую очередь, представителями научных и литературных кругов. Среди них:
- толстовство;
- суфизм;
- язычество;
- нью-эйдж;
- масонство;
- хлысты;
- эпикуреизм;
- натурфилософия;
- немецкая классическая философия;
- стоицизм;
- агностицизм.
Мыслители, близкие к философии пантеизма
Пантеистических взглядов придерживались многие философы, за что некоторые были даже казнены, поскольку рассматривались церковниками, как распространители ереси.
Первое выражение пантеистического мировоззрения встречается у Джордано Бруно
К апологетам пантеизма относились:
- Джордано Бруно;
- Давид Динанский;
- Кампанелла Томмазо;
- Николай Кузанский;
- Парменид;
- Иоанн Скот Эриугена;
- Сковорода Григорий Саввич;
- Спиноза, Бенедикт;
- Джон Толанд;
- Толстой Лев Николаевич;
- Фихте Иммануил Герман;
- Филон Александрийский;
- Фейербах Людвиг Андреас;
- Фалес.
История[править | править код]
Термин придумал английский математик и философ Джозеф Рафсон (1697 год) в своём латинском труде «De Spatio Reali»; на английском термин «pantheist» впервые применил ирландский философ Джон Толанд в произведении «Социнианство в подлинном изложении пантеиста» («Socinianism Truly Stated, by a pantheist», 1705). Он пояснил свои воззрения в письме к Лейбницу (1710), в котором ссылался на «пантеистическое мнение тех, кто не верит в другое вечное существование, кроме Вселенной». Однако ранее во всемирной истории многие писатели, школы философии и религиозные течения выражали схожие пантеистические идеи.
Среди них досократики, такие как Гераклит и Анаксимандр, а также Ксенофан. По мнению В. Дильтея, наиболее последовательной формой пантеистического монизма в Древней Греции был стоицизм, начиная с Зенона Китийского и заканчивая развитием позднего стоицизма у философа и императора Марка Аврелия. В дохристианской Римской Империи стоицизм стал одной из главенствующих философских школ, наряду с эпикуреизмом и неоплатонизмом. В Древнем Китае ранний даосизм у Лао-цзы и Чжуан-цзы также пантеистичен. Схожие пантеистические идеи встречаются в философии индуизма.
Бенедикт Спиноза (1665)
На Западе между IV и XV веками пантеизм был в упадке, рассматривался как ересь (например, амальрикане). К числу выдающихся христианских богословов этого периода с воззрениями, близкими к пантеизму, относятся: Иоанн Скот Эриугена, Мейстер Экхарт, Николай Кузанский. Первое открытое выражение пантеистического мировоззрения встречается у Джордано Бруно (был предан сожжению в 1600 году). «Этика» Бенедикта Спинозы, оконченная в 1675 году, стала главным источником, через который пантеизм получил распространение в Европе (хотя Спиноза сам не использовал термин «пантеизм», его считают самым известным представителем пантеизма). Джордано Бруно и Спиноза были главными представителями пантеистического монизма с середины XVI до начала XVIII веков. Джон Толанд, который находился под влиянием Спинозы и Бруно, в 1720 году написал «Пантеистикон, или способ празднования общества Сократа» на латинском языке.
В 1785 году открытый диспут между критиком пантеизма Фридрихом Якоби и защитником обвинённого в пантеизме и атеизме Лессинга Мозесом Мендельсоном способствовал дальнейшему распространению знания о пантеизме среди немецких мыслителей конца XVIII — начала XIX веков. Дискуссия способствовала росту авторитета Спинозы среди европейских философов.
В течение XIX века в Европе пантеизм многими расценивался как религия будущего, привлёк внимание таких мыслителей, как: Вордсворт и Кольридж в Англии; Шлейермахер, Фихте, Шеллинг и Гегель в Германии; Уолт Уитмен, Ральф Эмерсон и Генри Дэвид Торо в США; Лев Толстой в России. В дальнейшем пантеистические мотивы проявляются всюду, где философия начинает тяготеть к теологии
Из-за угрозы распространения пантеистических взглядов 8 декабря 1864 года Папа Пий IX в «Syllabus Errorum» назвал пантеизм среди «важнейших заблуждений нашего времени».
К числу известных пантеистов XX века можно отнести английского писателя Лоуренса, американского поэта Джефферса, учёного Альберта Эйнштейна, архитектора Фрэнка Ллойда Райта, историка Арнольда Тойнби. Историческое значение философского пантеизма состоит в развитии идеи единства мира и взаимосвязи явлений, лёгшей в основу холизма.
В философии
Древнегреческая философия
Религиозные верования неоплатонизма можно рассматривать как панентеистические. Плотин учил, что существует невыразимый трансцендентный Бог (« Единый » для Эн , τὸ Ἕν), эманациями которого были последующие реальности. Из «Единого» исходит Божественный Разум ( Nous , οῦς) и Космическая Душа ( Psyche , Ψυχή). В неоплатонизме мир сам по себе является Богом (согласно Платону «s Тимей 37). Эта концепция божественности связана с концепцией Логоса (Λόγος), которая возникла много веков назад при Гераклите (ок. 535–475 до н. Э.). Логос пронизывает космос , в результате чего все мысли и все происходят, или как Гераклит сказал: «Тот , кто слышит меня нет , но Логос говорить: Все один.» Неоплатоники, такие как Ямблих, попытались согласовать эту точку зрения, добавив еще одну ипостась над исходной монадой силы или Дунамисом (Δύναμις). Эта новая всепроникающая монада охватывала все творение и его изначальные несотворенные эманации.
Современная философия
Позже Барух Спиноза утверждал, что «Все, что есть, находится в Боге, и без Бога ничего не может быть или зачато». «Индивидуальные вещи являются не чем иным, как модификациями атрибутов Бога или способами, посредством которых атрибуты Бога выражаются фиксированным и определенным образом». Хотя Спинозу называли «пророком» и «принцем» пантеизма , в письме Генриху Ольденбургу Спиноза заявляет, что «что касается мнения некоторых людей, что я отождествляю бога с природой (взятой как разновидность массы или телесной материи). ), они совершенно ошибаются ». Для Спинозы наша вселенная (космос) — это режим с двумя атрибутами: Мысль и Расширение . У Бога бесконечно много других атрибутов, которых нет в нашем мире.
Согласно немецкому философу Карлу Ясперсу , когда Спиноза писал «Deus sive Natura» (Бог или природа), Спиноза не имел в виду сказать, что Бог и Природа являются взаимозаменяемыми терминами, а скорее, что трансцендентность Бога подтверждается его бесконечным множеством атрибутов, и что два атрибуты, известные людям, а именно Мысль и Расширение, означают имманентность Бога . Более того, Марсьяль Геру предложил термин панентеизм , а не пантеизм, чтобы описать взгляд Спинозы на отношения между Богом и миром. Мир — не Бог, но он в сильном смысле «в» Боге. Тем не менее, американский философ и самопровозглашенный панентеист Чарльз Хартсхорн называл философию Спинозы « классическим пантеизмом » и отличал философию Спинозы от панентеизма.
В 1828 году немецкий философ Карл Кристиан Фридрих Краузе (1781–1832), стремясь примирить монотеизм и пантеизм , ввел термин панентеизм (от древнегреческого выражения πᾶν ἐν θεῷ, pān en theṓ , буквально «все в боге»). Эта концепция Бога повлияла на таких трансценденталистов Новой Англии , как Ральф Уолдо Эмерсон . Этот термин был популяризирован Чарльзом Хартшорном в его развитии теологии процессов, а также был тесно связан с Новой мыслью . Формализация этого термина на Западе в 19 веке не была новостью; на нем тысячелетиями писались философские трактаты в контексте индуизма .
Среди философов, принявших панентеизм, были Томас Хилл Грин (1839–1882), Джеймс Уорд (1843–1925), Эндрю Сет Прингл-Паттисон (1856–1931) и Сэмюэл Александр (1859–1938). Начиная с 1940-х годов Хартсхорн исследовал многочисленные концепции Бога. Он пересмотрел и отверг пантеизм, деизм и пандеизм в пользу панентеизма, обнаружив, что такая «доктрина содержит все деизм и пандеизм, за исключением их произвольного отрицания». Хартсхорн сформулировал Бога как существо, которое может стать «более совершенным»: Он обладает абсолютным совершенством в категориях, для которых возможно абсолютное совершенство, и относительным совершенством (т. Е. Выше всех других) в категориях, для которых совершенство не может быть точно определено.